Научная статья на тему 'АБИТУРИЕНТ ВУЗА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПОКОЛЕНИЯ Z:ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ'

АБИТУРИЕНТ ВУЗА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПОКОЛЕНИЯ Z:ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / СРЕДА ВОСПИТАНИЯ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова И.А., Шевченко С.А., Кузьмина Е.В.

В современных условиях приоритет государства - приоритет высшего образования в развитии личности современной молодежи, однако количество поступающих в вузы в последние годы существенно снижается. На этот факт указывают итоги приёмных компаний в вузах. Одной из причин снижения набора абитуриентов в высшие учебные заведения является слабая степень учета личностных качеств абитуриентов при организации вузом профориентационной работы. Цель исследования - выявить личностные качества и ценностные ориентиры современных абитуриентов как представителей поколения Z. В ходе исследования изучены научные подходы к понятию личности человека и уточнены составляющие компоненты его структуры (генетический,мотивационный, деятельностный и ценностный компоненты). Определено, что важным фактором, влияющим на формирование личностных качеств человека, является среда воспитания. Авторами статьи уточнены характерные особенности среды воспитания поколения Z, которые повлияли на развитие качеств личности современных абитуриентов: информационная перегруженность современного общества, приоритет виртуального мира, гиперопека со стороны родителей, экономические кризисы и другие. На основе анализа результатов научных исследований авторами впервые определены компоненты структуры личности поколения Z (генетический, мотивационный, деятельностный, ценностный) и раскрыто их содержание. Использование результатов исследования в процессе организации профориентационной работы позволит выстроить эффективные коммуникации с абитуриентами с целью привлечения их в высшие учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова И.А., Шевченко С.А., Кузьмина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY ENTRANT AS A REPRESENTATIVE OF GENERATION Z: PERSONAL QUALITIES AND VALUE ORIENTATIONS

In modern conditions, the priority of the state is the priority of higher education in the development of the personality of today's youth, but the number of university students has been significantly reduced in recent years. This fact is indicated by the results of admission companies in universities. One of the reasons for the decrease in the enrollment of applicants to higher educational institutions is the weak degree of consideration of the personal qualities of applicants when organizing career guidance work by the university. The purpose of the study is to identify the personal qualities and value orientations of modern applicants as representatives of the Z generation. In the course of the study,scientific approaches to the concept of human personality were studied and the constituent components of its structure (genetic, motivational, activity and value components) were clarified. It is determined that an important factor influencing the formation of a person's personal qualities is the environment of education. The authors of the article clarified the characteristic features of the upbringing environment of generation Z, which influenced the development of personality traits of modern applicants: information overload of modern society, the priority of the virtual world, overprotection by parents, economic crises, and others. Based on the analysis of the results of scientific research, the authors for the first time determined the components of the personality structure of generation Z (genetic, motivational, activity,value) and disclosed their content. Using the results of the study in the process of organizing career guidance work will allow building effective communications with applicants in order to attract them to higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «АБИТУРИЕНТ ВУЗА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПОКОЛЕНИЯ Z:ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»

УДК 378.14

DOI 10.52575/2712-7451 -2023 -42-1-90-104

Абитуриент вуза как представитель поколения Z: личностные качества и ценностные ориентиры

Морозова И.А., Шевченко С.А., Кузьмина Е.В.

Волгоградский государственный технический университет, Россия, 400005, г. Волгоград, проспект им. Ленина, д. 28 Е-mail: morozovaira@list.ru, svetashev@mail.ru, katerina993@yandex.ru

Аннотация. В современных условиях приоритет государства - приоритет высшего образования в развитии личности современной молодежи, однако количество поступающих в вузы в последние годы существенно снижается. На этот факт указывают итоги приёмных компаний в вузах. Одной из причин снижения набора абитуриентов в высшие учебные заведения является слабая степень учета личностных качеств абитуриентов при организации вузом профориентационной работы. Цель исследования - выявить личностные качества и ценностные ориентиры современных абитуриентов как представителей поколения Z. В ходе исследования изучены научные подходы к понятию личности человека и уточнены составляющие компоненты его структуры (генетический, мотивационный, деятельностный и ценностный компоненты). Определено, что важным фактором, влияющим на формирование личностных качеств человека, является среда воспитания. Авторами статьи уточнены характерные особенности среды воспитания поколения Z, которые повлияли на развитие качеств личности современных абитуриентов: информационная перегруженность современного общества, приоритет виртуального мира, гиперопека со стороны родителей, экономические кризисы и другие. На основе анализа результатов научных исследований авторами впервые определены компоненты структуры личности поколения Z (генетический, мотивационный, деятельностный, ценностный) и раскрыто их содержание. Использование результатов исследования в процессе организации профориентационной работы позволит выстроить эффективные коммуникации с абитуриентами с целью привлечения их в высшие учебные заведения.

Ключевые слова: теория поколений, профориентационная работа, среда воспитания, структура личности человека, жизненные принципы, социальный опыт

Для цитирования: Морозова И.А., Шевченко С.А., Кузьмина Е.В. 2023. Абитуриент вуза как представитель поколения Z: личностные качества и ценностные ориентиры. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 42(1): 90-104. DOI: 10.52575/2712-74512023-42-1-90-104

University Entrant as a Representative of Generation Z: Personal Qualities and Value Orientations

Irina A. Morozova, Svetlana A. Shevchenko, Cathed^ V. Kuzmina

Volgograd State Technical University, 28 Lenina St, Volgograd 400005, Russia E-mail: morozovaira@list.ru, svetashev@mail.ru, katerina993@yandex.ru

Abstract. In modern conditions, the priority of the state is the priority of higher education in the development of the personality of today's youth, but the number of university students has been significantly reduced in recent years. This fact is indicated by the results of admission companies in universities. One of the reasons for the decrease in the enrollment of applicants to higher educational institutions is the weak degree of consideration of the personal qualities of applicants when organizing career guidance work by the university. The purpose of the study is to identify the personal qualities and

value orientations of modern applicants as representatives of the Z generation. In the course of the study, scientific approaches to the concept of human personality were studied and the constituent components of its structure (genetic, motivational, activity and value components) were clarified. It is determined that an important factor influencing the formation of a person's personal qualities is the environment of education. The authors of the article clarified the characteristic features of the upbringing environment of generation Z, which influenced the development of personality traits of modern applicants: information overload of modern society, the priority of the virtual world, overprotection by parents, economic crises, and others. Based on the analysis of the results of scientific research, the authors for the first time determined the components of the personality structure of generation Z (genetic, motivational, activity, value) and disclosed their content. Using the results of the study in the process of organizing career guidance work will allow building effective communications with applicants in order to attract them to higher educational institutions.

Keywords: theory of generations, career guidance, environment of education, structure of a person's personality, life principles, social experience

For citation: Morozova I.A., Shevchenko S.A., Kuzmina C.V. 2023. University Entrant as a Representative of Generation Z: Personal Qualities and Value Orientations. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(1): 90-104 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-1-90-104

Введение

Реалии современной жизни протекают в условиях всеобщей информатизации, обусловленной приоритетом научно-технического прогресса во всех областях жизни.

Сегодня государству нужны компетентные трудовые кадры, которые могут креативно и быстро принимать управленческие решения. В связи с этим государство уделяет особое внимание деятельности образовательных учреждений высшего образования, которые являются важным стратегическим ресурсом в условиях социально-экономического и технологического развития России.

В 2022 году был разработан Проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации» [Национальная доктрина... 2022], который является идеологическим документом для формирования государственной политики в области отечественного образования. Один из важных акцентов в документе направлен на личность человека, выявление отдельных, фрагментарных человеческих потенций и превращение их в сугубо полезные ресурсы для использования в том или ином социальном производстве.

Очевидно, что приоритетом государства является преобразование человеческого потенциала в человеческий капитал как ресурс и драйвер развития современного информационного общества. Важная роль в этом процессе отводится образовательным учреждениям высшего образования. Однако в последние годы наблюдается снижение набора студентов в вузы даже на бюджетные места [Общероссийский образовательный. 2022]. К причинам данного явления можно отнести: демографические изменения в обществе; дисбаланс спроса и предложения на рынке образовательных услуг и рынке труда; снижение доходов населения, связанные с пандемией; конкуренцию между вузами и другие. С нашей точки зрения, одной из причин такой ситуации является снижение качества пр о-фориентационной работы, хотя именно она в настоящее время приобретает особое значение и становится важнейшим этапом подготовки образовательного процесса.

В современных условиях процесс поступления в вуз - сложное и многоэтапное взаимодействие университета с абитуриентами и их родителями. Каждый участник этого процесса имеет разные цели и интересы. При планировании профориентационной работы важно учитывать личностные качества современного абитуриента, что позволит выстраивать с ними эффективные коммуникации в процессе привлечения в вуз и дальнейшего взаимодействия в рамках учебного процесса.

Основой настоящего исследования являются результаты научных работ в области личности человека [Allport, 1937; Erickson, 1991; Рубинштейн, 2000; Туленкова, 2020; Платонов, 1972]. Личностные качества [Стилман и др., 2018; Палфри и др., 2011; Богданов и др., 2018; Дзюба и др.,2021; Тарасова,2020; Трохина и др., 2018; Ольховая и др., 2020; Зинурова, 2022; Шлегель, 2022] и ценностные ориентиры [Большунова,2018; Ермолова и др., 2020] поколения Z формировались под воздействием среды воспитания, особенности которой изучались в работах зарубежных и отечественных авторов [Белозерова и др., 2018; Шлегель, 2022; Богданов и др., 2018].

Кто они - современные абитуриенты? Каковы их потребности и жизненные ценности? В исследовании личность современного абитуриента рассматривается в контексте теории поколений.

В педагогической и социологической литературе понятие «поколение» является объектом многих научных исследований отечественных и зарубежных авторов. Теория поколений была разработана в 1991 году [Howe, Strauss 1991]. Согласно теории, поколение -это социальные группы, рожденные в определенный исторический период, испытавшие влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, имеющие схожие ценности.

Анализ результатов исследований позволяет констатировать, что теория поколений основывается на следующих положениях:

- поколение - совокупность людей, рожденных в один двадцатилетний период;

- имеет место цикличность поколений - каждое пятое поколение имеет схожие ценности;

- одно поколение имеет общие критерии: переживание одних и тех же исторических событий в примерно одинаковом возрасте, одинаковые модели поведения и ощущение причастности к данному поколению;

- системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются;

- ценности поколения формируются в результате семейного воспитания, под влиянием общественных событий, в котором оно находится в период взросления;

- в реальности временные границы между поколениями зависят от географического, политического и экономического положения региона.

Фундаментальная теория поколений была адаптирована исследователями Е. Шамис и Е. Никоновым [2017] к российской действительности. Изучение личности человека в контексте теории поколений позволяет достичь следующих положительных эффектов: снизить конфликты между поколениями людей, живущих одновременно в настоящее время; сократить затраты (временные и материальные) на осуществление деятельности образовательных учреждений; построить конструктивное взаимодействие между поколениями в осуществлении новых проектов и стратегических планов [Шамис, Никонов, 2017].

В исследовании мы рассматриваем поколение как общность людей примерно одного возраста со сходными знаниями, ценностными ориентациями и формами поведения, которые были сформированы под влиянием среды воспитания [Дутко, 2020].

Современные абитуриенты - это представители поколения Z. К поколению Z относятся молодые люди, рожденные в информационном обществе после 2000 года. Поколение Z формировалось под влиянием Интернета, который используется в учебе, досуге, общении и работе. Это обстоятельство накладывает отпечатки на характеристику личностных качеств поколения Z.

Тематика научных работ в отношении поколения Z включает вопросы: ценностей и мотивов, среды воспитания, личностных особенностей, методов взаимодействия и другие. Факторы среды воспитания поколения Z изучались в работах С.И. Богданова [2018], Л.А. Белозёровой [2018], Е.В. Шлегель [2022], Н.Е.Петровской [2021]и других авторов. Исследования личностных качеств поколения Z представлены в работах Е.М. Тарасовой

[2020], А.А. Трохина и др. [2018], Т.В. Большуновой [2018] и других авторов. Ценностные ориентиры поколения Z уточнялись в работах Т.В. Ермоловой и др. [2020]; Е.К. Грошевой и др. [2021]; Р.И. Маминой и др. [2020] и других авторов.

Однако, несмотря на широкий спектр работ в изучении личности современных абитуриентов вузов, в научных работах характерные особенности среды воспитания поколения Z представлены в разобщенном виде; отсутствует конкретизация в структурных компонентах личности поколения Z. Также в полной мере не представлены ценностные ориентиры поколения Z .

В связи с этим авторами поставлена цель выявления личностных качеств и ценностных ориентиров современных абитуриентов как представителей поколения Z.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования является поколение Z - молодые люди, рожденные в информационном обществе после 2000 года.

В процессе исследования использовались следующие методы: монографический метод для изучения литературы по рассматриваемой проблеме; методы анализа и синтеза, на основе которых отдельные факторы были объединены в целостную структуру среды воспитания поколения Z; метод теоретического анализа - идентификация и обзор отдельных признаков, характерных для рассматриваемого объекта исследования, что позволило систематизировать структуру личностных качеств современных абитуриентов и другие.

Результаты и их обсуждение

1. Структурные компоненты личности человека. Личность человека - это динамичная система психофизических компонентов (элементов разума и тела), которые влияют на его мышление и поведение [Allport, 1961]. Личность человека характеризуется определенными чертами (определяющими характеристиками), которые проявляются в относительно стабильном поведении человека в широком диапазоне ситуаций. При этом разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции так же, как и мн о-жество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.

Черты личности могут быть общими (для людей в пределах определенной культуры) и индивидуальными (уникальными у конкретного человека, наиболее точно отражающие его личностную структуру) и обуславливают поведение человека [Allport, 1937].

Индивидуальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. Черты, сформированные окружающей средой, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении и отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения. В развитии черт личности большую роль играют наследственность и окружающая среда. Помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, группы сверстников, школа, национальность) [Cattell, 1950].

З. Фрейд [1990] связывает понятие личности человека с его потребностями и мотивами, придавая им важную роль в поведении человека, но занижая роль сознания. На развитие личности влияют социальные факторы и возрастные изменения человека. Развитие личности зависит от культурных традиций и экономического уровня развития общества, а также от исторического этапа, который ребёнок застал. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий и приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности, сохраняясь в последующие периоды жизни [Erickson, 1991].

В среде педагогов и психологов устоялось мнение, что качества личности человека формируются в процессе взаимодействия с социальной средой и оказывают влияние на поведение индивида. Однако к числу таких качеств не относят генетически и физиологи-

чески обусловленные особенности и характеристики, определяющие познавательные процессы. Вместе с тем авторы указывают на ситуативный фактор, который может способствовать не «типичному» поведению личности. Для нашего исследования представляют интерес результаты научных работ В.Н. Мясищева [1960] и А.Н. Леонтьева [1975], которые рассматривают личность человека во взаимосвязи с его деятельностью.

Личность формируется и проявляется в деятельности, которая обусловлена его сознанием, в которой человек преобразует окружающую его действительность. В рамках деятельности психические процессы (мышление, память, ощущения, восприятие, воображение, речь, внимание, эмоции и воля) переходят в свойства личности (особенности восприятия, мышления, памяти). Психические свойства определяют способности, характер и направленность личности (как мотивы, которые побуждают человека действовать). Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [Рубинштейн, 2000].

Влияние качеств личности человека на его деятельность рассматривает и В.Н. Мя-сищев [1960 ], характеризуя личность как систему отношений человека к различным объектам действительности (явлениям природы, общества, ценностям, к себе). Главным в структуре личности является соотношение содержательных тенденций, которые реализуются в различных видах деятельности, связанных с условиями жизни соответствующего исторического периода.

А.Н. Леонтьев [1975],изучая качества личности с позиции деятельностного подхода, доказывает, что функционирование личности осуществляется в деятельности, в которой она реализует свои способности и развивает свою сущность. В исследовании А.Н. Леонтьева была разработана структура индивидуальной деятельности человека, которая содержит взаимосвязанные компоненты: деятельность; мотивы, цели и условия; личностный смысл.

По мнению Л.А. Туленковой [2020], поведение личности зависит от влияния социальных условий; определяется опытом, приобретаемым на протяжении всей жизни, как набором моделей поведения; обусловлено внешней стимуляцией, а не врожденными качествами.

В исследовании мы основывались на понимании личности человека с позиции структурного подхода К.К. Платонова[1972]. Личность рассматривается как динамическая система, которая развивается во времени, при этом изменяются входящие в её состав элементы и связи между ними при сохранении функции.

Автор предлагает включать в структуру личности следующие подструктуры:

- биопсихические свойства (половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент), которые больше зависят от физиологических особенностей мозга);

- индивидуальные особенности психических процессов (функции памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли);

- индивидуальный опыт (знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но с влиянием биологических и генетических свойств личности);

- направленность и отношения личности (потребности, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, ценностные приоритеты), на основе которых формируется социальный опыт человека.

Подструктуры, включающие индивидуальный и социальный опыт, взаимосвязаны друг с другом через ценностные приоритеты. Ценностные приоритеты - состояние готовности личности к определённому стилю поведения и направлению деятельности, основанному на личном опыте с учетом постоянно меняющейся ситуации [Фельдштейн, 1980].

Ценностные приоритеты характеризуют содержание активности личности и являются внутренним носителем регуляции поведения личности. Ценностные ориентации человека включают иерархию ценностей, которая складывается: 1) на основе внешне детерми-

нированных потребностей и осознается как социально значимая на уровне идеализированных ценностей; 2) на основе личностных потребностей человека (включая личностный опыт) [Сунцова, 2005]. Ценностные ориентиры молодежи формируются под воздействием, прежде всего, сложившихся целевых установок окружающего общества, взаимообусловленных процессами, происходящими в экономике.

Основываясь на анализе результатов научных работ, мы сделали несколько важных выводов в отношении личности человека:

- личность как система имеет динамический характер, который проявляется в способности развиваться во времени, изменяя состав входящих в нее компонентов и связей между ними, при сохранении функции;

- личность человека рассматривается с позиции биологического и социального аспектов;

- движущие силы формирования и развития личности: наследственность и социальная среда (среда воспитания ребенка, культурные традиции и экономический уровень развития общества);

- личность проявляется в деятельности, в которой она реализует свои способности, развивает свою сущность, используя индивидуальный опыт, приобретаемый на протяжении всей жизни, как набор моделей поведения;

- на поведение личности оказывают влияние: социальная среда, потребности и мотивы личности; ценностные ориентации; черты характера, ситуативные факторы и другое;

- ценностные приоритеты личности формируются на основе социального и личностного опыта.

К биологическим факторам, влияющим на индивидуально-психологические свойства личности человека, относятся генетические характеристики анатомического и физиологического строения. К социальным факторам, влияющим на развитие личности человека, относятся: среда воспитания; принадлежность к определенной культуре и социальному классу; ситуационное поведение, ценности и стиль жизни; семейное окружение; общение в среде сверстников (социализация, приобретение опыта, оказывающего устойчивое влияние на развитие личности).

В исследовании структуру личности человека мы рассматриваем как сочетание устойчивых свойств человека, сформировавшихся в процессе его развития и проявляющихся при различных ситуациях. Устойчивые свойства личности проявляются в наследственности, потребностях и мотивах [Фрейд, 1990], жизненных ценностях и деятельности [Мясищев,1960; Леонтьев,1975], обусловленной личностным опытом [Леонтьев,1975].

Мы предлагаем включить в структуру личности человека следующие компоненты:

- генетический компонент (возрастные свойства, способности, типологические свойства личности; индивидуальные особенности психических процессов - функции памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли);

- мотивационный компонент (потребности и мотивы, ориентирующие деятельность личности; ценностные ориентиры, сформированные на основе внешне детерминированных потребностей, которые осознаются как социально значимые на уровне идеализированных ценностей);

- деятельностный компонент (модели поведения, основанные на личном опыте, определяющем различные проявления активности);

- ценностный компонент (ценностные ориентиры, сформированные на основе личностных потребностей и опыта как системы знаний, умений и навыков).

Генетический компонент структуры отражает биологический аспект рассмотрения личности человека. Социальный аспект проявляется в мотивационном, деятельностном и ценностном компонентах.

2. Особенности среды воспитания поколения Z. Одним из факторов, влияющих на формирование личностных качеств человека, является среда воспитания. Обратимся к результатам исследований.

В научных работах широко обсуждается данный вопрос. Так, например, Л.А. Бело-зерова и другие [2018] полагают, что среда формирования личностных качеств представителей поколения Z включает культивирование в обществе получение информации с помощью Интернета. Авторы связывают постоянное использование гаджетов с созданием новых эталонов восприятия пространства. Причем информация, полученная таким путем, становится частью функциональной грамотности растущего человека. Интернет-средства дают человеку основу для формирования индивидуальности в виртуальном социуме.

По мнению С.И. Богданова и других [2018], на формирование личностных качеств представителей поколения Z оказал влияние приоритет виртуального мира перед реальной действительностью. Авторы считают, что приоритет виртуального мира связан не столько с интересом к технологическим инновациям, сколько с отчуждением от современного взрослого мира, в котором имеют место различные противоречия. Среди таких противоречий в работе отмечается противоречие между трансляцией свободного выбора индивидуальных образовательных маршрутов и жестким ограничителем ЕГЭ, что способствовало «мировоззренческой запутанности» представителей поколения. Это обстоятельство повлекло за собой отсутствие осознанности свободы своих возможностей и способов их реализации.

Обзор отечественных источников [Белозерова и др., 2018; Грошева,Чуприна, 2021; Петровская, 2021] позволил выделить и другие характеристики среды формирования поколения Z. Среди них можно отметить информационную перегруженность современного общества и интернет-стиль жизни молодого поколения. В таких условиях молодые люди чаще всего неосознанно потребляют информацию, которая может быть токсична и способствовать стрессу. Информация в Интернете может быть ложной и даже опасной, что приводит к различным негативным последствиям. Проблема медиаграмотности поколения Z сегодня стоит очень остро перед педагогическим сообществом.

Среде формирования личности поколения Z свойственна и такая особенность, как разрыв детско-родительских отношений [Шлегель,2022]. Между родителями и детьми растет «цифровой барьер» [Регуш и др., 2022]. Раньше информацию дети узнавали от родителей, теперь они в этом не нуждаются. Они находят ответы на интересующие их проблемы в Интернете и более сосредоточены на самих себе. Поколение росло в отсутствии оппозиции родителей, авторитета и поведенческих регламентов, в состоянии эмоциональной самоизоляции и разрушенной привязанности [Регуш и др., 2022; Ермолова и др., 2020].

Другой характеристикой среды воспитания поколения Z является гиперопека родителей, которая проявляется в том, что родители создавали для детей комфортную среду для развития.Представители поколения Z росли в комфорте и регулярном поощрении даже самых небольших достижений [Кулакова, 2018].

К особенностям среды формирования поколения поколения Z также относится и повсеместная трансляция быстрого успеха отдельных людей, что создаёт обманчивую картину построения прекрасной жизни без особых усилий.

Поколение Z формировалось в условиях преодоления глубоких экономических кризисов и других негативных явлений в обществе [Шлегель, 2022; Регуш и др., 2022]. В результате у поколения молодых людей сформировалось скептическое отношение к перспективам экономики[Регуш и др., 2022]. При этом для поколения Z виртуальный мир является более понятным и безопасным [Шлегель, 2022].

Таким образом, можно сделать вывод, что к характерным особенностям среды воспитания поколения Z относятся:

- культивирование в обществе новых способов получения информации (Интернет источники) и как следствие изменение эталонов восприятия пространства, влияющих на формирование функциональной грамотности молодого человека;

- информационная перегруженность современного общества и как следствие не всегда осознанное потребление различной информации (в т.ч. и ложной), снижение уровня медиаграмотности;

- формирование среди молодёжи приоритета виртуального мира в сравнении с реальной действительностью и как следствие уход от проблем современного взрослого мира;

- «цифровой барьер» между родителями и детьми, разрыв детско-родительских отношений и как следствие эмоциональная самоизоляция молодых людей;

- гиперопека со стороны родителей и как следствие восприятие окружающего мира, в котором важны комфорт и развлечения;

- повсеместная трансляция быстрого успеха отдельных людей, формирование представлений о достижении прекрасной жизни без особых усилий;

- негативные события в общественной жизни (экономические кризисы, террористические акты, эпидемии и другие) и как следствие уход в виртуальный мир с целью удовлетворения потребностей в психологической и физической безопасности.

3. Личностные качества и ценностные ориентиры поколения Z. Особенности среды воспитания, рассмотренные выше, повлияли на формирование личностных качеств поколения Z.

Зарубежные авторы, характеризуя личностные особенности поколения Z, выделяют следующие:

- пренебрежение социальными нормами и правилами, неумение вести очный диалог, стремление не принадлежать к какой - либо определенной категории людей, проблемы обучения (неспособность фокусировать внимание, нацеленность на решение проблем своими силами, стремление к молниеносному принятию решений), высокая степень индив и-дуализации; высокая прагматичность [Стиллман, Стилман, 2018];

- достижение и приверженность долгосрочным целям, страхи перед неудачами, подверженность манипуляциям извне, тревожность, низкая степень продолжительности концентрации внимания [Schenarts, 2020];

- низкая степень критического мышления, непонимание различий между объективными фактами и мнениями; склонность к многозадачности, терпимость, уверенность в себе, навыки владения информационными технологиями и способность быстро найти отв е-ты на интересующие вопросы [Hampton et al., 2020];

- восприятие своей идентичности сразу в пространствах офлайн и онлайн; концентрация личности на индивидуальном стиле жизни; быстрое, но неглубокое осмысление информации; склонность к аутизации как способе защиты от проблем современного обр аза жизни, ориентированность на потребление и высокая индивидуальность [Палфри, Гас-сер, 2011].

Обратимся к результатам исследований отечественных авторов.

С.И. Богданов, К.В. Султанов, А.А. Воскресенский [Богданов и др., 2018] к личностным характеристикам поколения Z относят высокую самооценку, самоуверенность, мобильность [Грошева,Чуприна,2021], гибкость, легкость восприятия нового, частую смену места и окружения, ориентацию на быстро достижимые цели, слабовыраженную заботу о будущем. Среди ценностей поколения Z авторы выделяют: стремление к здоровому и «рациональному» образу жизни; формальность диплома о высшем образовании [Петровская, 2021].

Т.И. Дзюба и Л.В. Буря [2021] к личностным характеристикам поколения Z относят: индивидуализм, неспособность справляться с трудностями, стремление к самовыражению и реализации своего творческого потенциала, неспособность сосредоточиться на теоретической информации, снижение способности к запоминанию информации, стремление к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ранней самостоятельности, способность высказывать своё мнение, зависимость от общественного внимания и признания, подверженность манипуляциям со стороны других членов общества. К ценностным приоритетам поколения авторы относят значимость информации, получаемой через Интернет [Грошева,Чуприна, 2021]; приоритет виртуального общения против живого общения; стремление связать свою профессию со своими потребностями при отсутствии зависимости от мнения и решения родителей при выборе вуза.

М.С. Яницкий [2020] делает акцент на социализацию поколения Z и считает характерными для поколения качества личности: клиповость мышления, фрагментированность сознания, виртуальный характер межличностных коммуникаций, ценность собственного престижа. Е.М. Тарасова [2020] выделяет психологические особенности поколения Z: быстрота переключения внимания и способность к многозадачности за счет быстрой оценки получаемой информации; уверенность в себе; клиповое мышление; высокий уровень толерантности; тревожность, обусловленную доступом к негативной информации через Интернет.

А.А. Трохина и другие [2018] дополняют особенности личности поколения Z:

- клиповое мышление позволяет продуктивно работать с большими массивами информации, но в тоже время порождает низкую концентрацию внимания, поверхностное восприятие информации и не способность её анализировать и делать глубокие выводы [Рындак, 2019; Ольховая и др., 2020; Кондрашихина и др., 2020; Захарова, 2019];

- способность к креативности, что проявляется в создании ярких аккаунтов;

- прагматизм как отсутствие желания работать в бюрократической корпорации и желание проявлять предпринимательские способности в создание стартапов [Петровская, 2021; Зинурова, 2022];

- рациональная практичность, которая проявляется в осуществлении деятельности, которая имеет практический смысл [Петровская, 2021; Зинурова,2022; Шлегель, 2022];

- усидчивость и целеустремленность [Шлегель, 2022];

- ориентация на быстрый карьерный результат (здесь и сейчас), отрицание долгосрочного планирования;

- потребность в комфортной жизни;

- склонность к аутизации, погружение в свой мир [Кондрашихина и др., 2020; Захарова, 2019];

- слабая степень готовности к взрослым проблемам, размытые жизненные принципы.

В работе Т.В. Большуновой [2018] представлены мотивы и ценностные ориентации поколения Z: стремление к самореализации и избегание корпоративной зависимости [Грошева,Чуприна, 2021; Мамина,Толстикова, 2020]; выбор профессии, которая обеспечивает достойный доход, даже если она не очень нравится; легкое и быстрое достижение высокого положения на работе; тотальное следование рекомендациям информационных ресурсов Интернета [Грошева, Чуприна, 2021]; приоритет людей, которые открывают наиболее интересную информацию и лучшие развлечения [Трубникова, Порудчикова 2018] постоянное присутствие в информационном пространстве и собственная исключительность [Петровская, 2021]; важность непрерывного движения и впечатлений [Гроше-ва,Чуприна, 2021]. Установки и ценности поколения Z отражают его характерные черты: свободное общение со взрослыми на равных (отрицание иерархии в отношениях на равных); наслаждение своей жизнью, любовь к себе; стремление достичь успеха, стать состоятельным, чтобы жить, как хочется; эгоцентричность, глобальное мышление; зациклен-ность на внешности, виртуальная коммуникабельность [Петровская, 2021], зависимость от общественного мнения; равенство и отсутствие дискриминации вокруг себя; стремление к взрослой жизни.

Т.В. Ермолова и др. [2020] выделяют жизненные принципы поколения: приоритет уровня технологической насыщенности среды [Мамина, Толстикова, 2020]; высокая сте-

пень индивидуализации [Трубникова, Порудчикова, 2018; Захарова, 2019; Петровская, 2021]; высокая прагматичность, нацеленность на успех, предполагающая точную «смету» необходимых затрат и усилий; синдром упущенной выгоды [Мамина,Толстикова, 2020]; независимость; мотивированность на результат [Трубникова, Порудчикова, 2018].

Чаще всего авторы научных работ отмечают такие личностные характеристики, как клиповость мышления, склонность к аутизации, прагматизм и реализм, гиперактивность и некоторые другие. Перечисленные характеристики являются основными, которые повлияли на формирование других особенностей личности поколения Z.

Полученные результаты исследования позволили сформировать общее представление о современном абитуриенте в контексте теории поколений.

Изучив результаты научных исследований разных авторов в отношении личностных качеств и ценностей поколения Z, мы представили структуру личности как систему компонентов и раскрыли их содержание (см. таблицу).

Компоненты структуры личности поколения Z Generation Z Personality Structure Components

Компонент Содержание компонента

Генетический (в том числе функции психических процессов) -Быстрота восприятия новой информации, способность к выполнению многоцелевых задач; -восприятие своей идентичности сразу в пространствах офлайн и онлайн; -низкая степень критического мышления; -клиповость мышления и фрагментарность сознания; -склонность к аутизации, погружение в свой мир; -тревожность; -гибкость, бесконфликтность при условии не затрагивания их личных интересов; -прагматизм; -психологическая гибкость к перестроению своей жизни; -толерантность (уважение к чужой индивидуальности).

Мотивационный Потребности: в здоровом и рациональном образе жизни; в быстром карьерном росте; бесконфликтном общении через Интернет; в психологической и физической безопасности. Мотивы достижения быстрого карьерного результата (здесь и сейчас); успеха без особых усилий.

Деятельностный -Нацеленность деятельности на конкретный результат; -стремление к самообразованию при выполнении различных видов деятельности; -осуществление деятельности, которая приносит доход через доступ к различным источникам дохода (блогерство, создание проектов); -приоритет деятельности с высоким уровнем технологической обеспеченности.

Ценностный -Ценности своего престижа и активных социальных контактов в поле Интернета; -ценность собственного времени и работы по гибкому графику, чтобы путешествовать; -ценность своей самостоятельности, автономности и независимости в суждениях и поступках; -информационная и финансовая независимость; -безопасность и стабильность своей жизни.

Общая характеристика подструктур личности позволяет более целостно представить личность поколения Z и увидеть его сильные (предприимчивость, стремление к самовыражению и реализации своего творческого потенциала, нацеленность на практический результат и другие) и слабые (клиповость мышления, склонность к аутизму, низкую степень критического мышления, тревожность и другие) стороны.

Заключение

Таким образом, личность человека - это системное образование, которое обусловлено биологическим и социальным аспектами, имеет динамический характер и проявляется в деятельности. Личность человека раскрывается через структуру, которая представляет собой сочетание устойчивых свойств человека, сформировавшихся в процессе его развития и проявляющихся при различных ситуациях. Важную роль в формировании качеств личности играет среда воспитания. В результате исследования уточнены характерные особенности среды воспитания поколения Z, которые повлияли на развитие качеств личности: информационная перегруженность современного общества, приоритет виртуального мира, гиперопека со стороны родителей, экономические кризисы и другие.

Научное изучение личностных качеств человека предполагает системный подход, который отражается в разработке структуры личности, состоящей из системы компонентов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Структура личности позволяет выявить ее особенности и отличия, акцентируя внимание на её основных составляющих. Структурным компонентам присущ динамический характер, они мобильны и изменчивы. Aвторами впервые определены компоненты структуры личности поколения Z (генетический, мотивационный, деятельностный, ценностный) и раскрыто их содержание.

Выявленные личностные черты и ценностные приоритеты поколения Z являются основой как для повышения качества профориентационной работы, так и для дальнейших исследований. Перспектива дальнейшего исследования нам видится в изучении эффективных способов взаимодействия с абитуриентами как в рамках профориентационной работы, так и с потенциальными студентами в процессе обучения.

Результаты исследования помогут преподавателям вузов ориентироваться в потребностях и мотивах современных абитуриентов.

Список источников

Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект. 2022. URL:https://rnk-

concept.ru/wp-content/uploads/2G22/G4/777-2G22 Doktrina.pdf (дата обращения: 15.1G.2G22). Общероссийский образовательный портал. URL: https ://obrmos.ru/go/go scool/news/go

go scool news G41.html (дата обращения: 15.1G.2G22). Палфри Дж., Гассер У. 2011. Дети цифровой эры. Пер. с англ. Н. Яцюк. Под ред. М. Трушковой. M., Эксмо, 368 с. (Palfrey J. and Gasser U. 2GG8. Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. New York, Basic Book, 375 p.). Стиллман Д., Стиллман И. 2018. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. Пер. с англ. Ю. Кондукова. Под ред. Н. Шульгиной. М., Манн, Иванов и Фербер, 310 с. (David Stillman, Jonah Stillman. 2G17. Gen Z @ Work: How the Next Generation Is Transforming the Workplace. Harper Business, 32G p.). Шамис E., Никонов E. 2017. Теория Поколений. Необыкновенный Икс. М., Университет «Синергия», 140 с.

Список литературы

Белозерова Л.A., Поляков С.Д., Жидяева О.О. 2018. Социокультурные особенности поколения Z:

опыт эмпирического исследования. Поволжский педагогический поиск, (25): 16-23. Богданов С.И., Султанов К.В., Воскресенский A.A. 2018. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе

современной России Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 187: 24-30.

Большунова Т.В. 2018. Ценностно-мотивационный аспект участия поколения Z в современном политическом процессе. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология, 1: 63-67.

Грошева Е.К.,Чуприна А.Д.2021.Отличительные черты и особенности поколения Z. Бизнес -образование в экономике знаний,3: 32-33.

Дзюба Т.И., Буря Л.В. 2021. Ценностные установки поколения Z. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 3-2(54): 17-21. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-3-2-17-21.

Дутко Ю.А. 2020. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования. Проблемы современного образования, 4: 28-37. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-28-37

Захарова В.А. 2019. Студенты поколения Z: реальность и будущее. Научные труды Московского гуманитарного университета, 4: 47-50.

Зинурова Р.И. 2022.Социокультурные параметры гражданского активизма поколения ЗЕТ. Управление устойчивым развитием, 2(39): 24-28

Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Логвинова О.К. 2020. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт). Современная зарубежная психология, 9 (4): 89-102. DOI: 10.17759/jmfp.2020090408

Кондрашихина О. А., Бадалова М. В., Терентьева А. И. 2020.0собенности личностной идентичности пользователей социальных сетей поколений Y и Z. Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология, 31: 43-55.

Леонтьев А.Н. 1975. Деятельность. сознание. Личность. М., Политиздат, 304 с.

Мамина Р.И.,Толстикова ИИ 2020. Phygital поколение в условиях свободной глобальной коммуникации. International Journal of Open Information Technologies, 8: 34-36

Мясищев В.Н. 1960. Личность и неврозы. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 426 с.

Ольховая Т.А.,Чернова А.АДарамонов В.Б. 2020. Поколение Z:новые реалии социализации. Современные проблемы науки и образования, 4: 28.

Петровская Н.Е. 2021. Имманентные особенности модели маркетинга персонала для поколения Z. Вестник НГИЭИ, 10(125): 68-77.

Платонов К.К. 1972. О системе психологии. М., Мысль, 216 с.

Регуш Л. А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. 2022. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010-2020). Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 203: 7-9.

Рындак В.Г. 2019. Профессиональное самоопределение студентов из поколения Z: проблемы,пути решения. Вестник Оренбургского государственного университета, 5(223): 91-99.

Сунцова Я.С. 2005. О согласовании социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 9: 56-62.

Тарасова Е.М. 2020. Некоторые психологические особенности студентов поколения. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2: 62-70. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-62-70.

Трохина А.А., Петерсон К.Ю. 2018. Карьерные перспективы молодежи поколения на примере Уральского региона. В кн.: Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы XXI международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана, Екатеринбург, 22-23 марта 2018 года. Под ред. Е.В. Грунт, А.В. Меренкова, Н.Л. Антоновой. Екатеринбург, УрФУ: 656-667.

Трубникова Н.В., Порудчикова А.В. 2018. Поведение потребителей в интернет среде:поколение Z и его приоритеты. Коммуникология, 6(3): 93-103

Туленкова Л.А. 2020. К вопросу о понятии «личность» в контексте формирования универсальных учебных действий. Современные проблемы науки и образования, 5: 157. DOI: 10.17513/spno.30152

Фельдштейн Д.И. 1980. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условия формирования личности подростка. Вопросы психологии, 4: 69-78.

Фрейд З. 1990. О психоанализе. Пер. с нем. М.В. Вольфа. Минск, Харвест, 416 с. (Freud S. 1909. Uber Psychoanalyse. Funf Vorlesungen, gehalten zur 20jahrigen Grundungsfeier der Clark University in Worcester, Mass.).

Шлегель Е.В. 2022. Поколение Z: типические черты и ценностные ориентации. Вестник Гуманитарного университета, 2(37): 122-130.

Яницкий М.С. 2020. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике. Вестник Кемеровского государственного университета, 22(1): 194-206. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206.

Allport G.W. 1937. Personality: A psychological interpretation. New York, Holt, Rinehart and Winston, 588 p.

Allport G.W. 1961. Pattern and growth in personality. New York, Holt, Rinehart and Winston, 608 p.

Cattell R.B. 1950. Personality: A systematic, theoretical, and factual study. New York, McGraw-Hill, 689 p.

Erickson E. 1991. Problema ego-identichnosti [The problem of ego identity]. Referativnyi zhurnal, seriia: Sotsi-ologiia - Abstract journal, series Sociology, 2: 158-172.

Hampton D., Welsh D., Wiggins A.T. 2020. Learning Preferences and Engagement Level of Generation Z Nursing Students. Nurse Educator, 45(3): 160-164. DOI: 10.1097/NNE.0000000000000710.

Schenarts P.J. 2020. Now Arriving: Surgical Trainees From Generation Z. Journal of Surgical Education, 77(2): 246-253. DOI: 10.1016/j.jsurg.2019.09.004

References

Belozerova L.A., Polyakov S.D., Zhidyaeva O.O. 2018. Social and cultural features of the generation z: empirical research experience. Volga Region Pedagogical Search, 3(25): 16-23 (in Russia).

Bogdanov S.I., Sultanov K.V., Voskresenskiy A.A. 2018. Postmaterial values and orientations of generation Z: digital natives and the education system of modern Russia. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 187: 24-30 (in Russia).

Bol'shunova T.V. 2018. Value and motivation of participation "generation Z" in the present political process. Proceedings of Voronezh State University. Series: History. Political Science. Sociology, 1: 63-67 (in Russia).

Grosheva E.K., Chuprina A.D. 2021. Gen Z distinctive features and features. Biznes-obrazovanie v ekonomike znaniy, 3(20): 32-34.

Dzyuba T.I., Burya L.V. 2021. Gen Z value attitudes. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 3-2(54): 17-21 (in Russia). DOI: 10.24412/2500-1000-2021-3-2-17-21.

Dutko Yu.A. 2020. Generation Z: basic concepts, characteristics and current research. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 4: 28-37. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-28-37

Zakharova V.A. 2019. Students of generation z: reality and future. Nauchnye trudy Mos-kovskogo gumanitarnogo universiteta, 4: 5. DOI: 10.17805/trudy.2019.4.5

Zinurova R.I. 2022. Socio-cultural features of generation zet civic activism. Sustainability Management, 2(39): 24-29 (in Russia). DOI: 10.55421/2499992X_2022_2_24

Ermolova T.V., Litvinov A.V., Savitskaya N.V., Logvinova O.K. 2020. Priorities of psychological and educational work with generation Z (foreign experience). Journal of Modern Foreign Psychology, 9(4): 89-102 (in Russia). DOI: 10.17759/jmfp.2020090408

Kondrashikhina O.A., Badalova M.V., Terent'eva A.I. 2020. Some peculiarities of personality identity of generation Z and Y users of social networks. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 31: 43-55 (in Russia). DOI: 10.26516/2304-1226.2020.31.43

Leont'ev A.N. 1975. Deyatel'nost'. soznanie. Lichnost' [Activity. consciousness. Personality]. M., Publ. Politizdat, 304 p.

Mamina R.I., Tolstikova I.I. 2020. Phygital generation in free global communication, International Journal of Open Information Technologies, 8(1): 34-41 (in Russia).

Myasishchev V.N. 1960. Lichnost' i nevrozy [Personality and neuroses]. L., Publ. Leningr. un-ta, 426 p.

Ol'khovaya T.A., Chernova A.A., Paramonov V.B. 2020. Generation Z: the new realities of socialization. Modern problems of science and education. Surgery, 4: 28 (in Russia). DOI: 10.17513/spno.29976

Petrovskaya N.E. 2021. Immanent features of the personnel marketing model for generation Z. Bulletin NGIEI, 10(125): 68-77 (in Russia). DOI: 10.24412/2227-9407-2021-10-68-77

Platonov K.K. 1972. O sisteme psikhologii [On the system of psychology]. M., Publ. Mysl', 216 p.

Regush L.A., Alekseeva E.V., Veretina O.R., Orlova A.V., Pezhemskaya Yu.S. 2022. Psychological Problems of Russian Adolescents During Digitalisation (2010-2020s). Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences), 10(125): 68-77 (in Russia). DOI: 10.24412/2227-9407-202110-68-77

Ryndak V.G. 2019. Professional'noe samoopredelenie studentov iz pokoleniya Z: problemy, puti resheniya. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 5(223): 91-99. DOI: 10.25198/1814-6457-222-91

Suntsova Ya.S. 2005. To the problem of correlation between socialand and cultural values in regulation of one's behaviour. Bulletin of Udmurt University, 9: 56-62 (in Russia).

Tarasova E.M. 2020. Some psychological features of generation Z students. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2: 62-70 (in Russia). DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-62-70.

Trokhina A.A., Peterson K.Yu. 2018. Career prospects of young people of generation Z on the example of the Ural region. In: Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya [Culture, Personality, Society in the Modern World: Methodology, Experience of Empirical Research]. Proceedings of the XXI International Conference in memory of Professor L.N. Kogan, Yekaterinburg, March 22-23 , 2018. Eds. E.V. Grunt, A.V. Merenkov, N.L. Antonova. Ekaterinburg, Publ. UrFU: 656-667.

Trubnikova N.V., Porudchikova A.V. 2018. Consumer Behavior in Internet Environment: Generation Z and its priorities. Communicology, 6(3): 93-103 (in Russia). DOI: 10.21453/2311-30652018-6-3-93-103

Tulenkova L.A. 2020. To the question of the concept of "personality" in the context of the formation of universal learning activities. Modern Problems of Science and Education. Surgery, 5: 157 (in Russia). DOI: 10.17513/spno.30152 DOI: 10.17513/spno.30152

Fel'dshteyn D.I. 1980. Psikhologicheskie problemy obshchestvenno-poleznoy deyatel'nosti kak usloviya formirovaniya lichnosti podrostka [Psychological problems of socially useful activity as a condition for the formation of a teenager's personalit]. Voprosypsikhologii, 4: 69-78.

Freyd Z. 1990. O psikhoanalize [On Psychoanalysis]. Per. with him. M.V. Vol'f. Minsk, Publ. Kharvest, 416 p. (Freud S. 1909. Uber Psychoanalyse. Funf Vorlesungen, gehalten zur 20jahrigen Grundungsfeier der Clark University in Worcester, Mass.)

Shlegel' E.V. 2022. Generation Z: typical traits and value orientations. Bulletin of Liberal Arts University, 2(37): 122-130 (in Russia). DOI: 10.35853/vestnik.gu.2022.2(37).12

Erikson E.G. 1991. Problema ego-identichnosti [The problem of ego-identity]. Referativnyy zhurnal. Seriya: Sotsiologiya, 2: 155-172.

Yanitskiy M.S. 2020. System of value orientations of personality and social communities: structural and dynamic model and its application in psychological research and psychological practice. The Bulletin of Kemerovo State University, 22(1): 194-206 (in Russia). DOI: 10.21603/2078-89752020-22-1-194-206.

Allport G.W. 1937. Personality: A psychological interpretation. New York, Holt, Rinehart and Winston, 588 p.

Allport G.W. 1961. Pattern and growth in personality. New York, Holt, Rinehart and Winston, 608 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cattell R.B. 1950. Personality: A systematic, theoretical, and factual study. New York, McGraw-Hill, 689 p.

Erickson E. 1991. Problema ego-identichnosti [The problem of ego identity]. Referativnyi zhurnal, seriia: Sotsi-ologiia - Abstract journal, series Sociology, 2: 158-172.

Hampton D., Welsh D., Wiggins A.T. 2020. Learning Preferences and Engagement Level of Generation Z Nursing Students. Nurse Educator, 45(3): 160-164. DOI: 10.1097/NNE.0000000000000710.

Schenarts P.J. 2020. Now Arriving: Surgical Trainees From Generation Z. Journal of Surgical Education, 77(2): 246-253. DOI: 10.1016/j.jsurg.2019.09.004

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of inte rest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 26.10.2022 Received October 26, 2022

Поступила после рецензирования 23.11.2022 Revised November 23, 2022

Принята к публикации 10.03.2023 Accepted March 10, 2023

ИНФ ОРМАЦИЯ ОБ АВ ТОРАХ

Морозова Ирина Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия

Шевченко Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия

Кузьмина Екатерина Валериевна, доцент кафедры экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Irina A. Morozova, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics and Entrepreneurship, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

Svetlana A. Shevchenko, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Entrepreneur-ship, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

Ekaterina V. Kuzmina, Associate Professor of the Department of Economics and Entrepreneur-ship, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.