КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
УДК 316.33+316.37
DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.7
EDN OHSMJM
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
© 2022 г.
Е. А. Горячева*,
И. М. Власова*
* Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования - изучение феномена искусства в формировании творчески развитой личности молодого поколения в системе художественного образования высшей школы в условиях информационного цифрового общества.
Методологическая база исследования. Процесс трансформации образовательного пространства в условиях информационного цифрового общества предполагает применение системного трансдисциплинарного подхода, в основе которого - наличие культурного кода как инварианта во всех дисциплинах и изучаемых аспектах, ценност-но-ориентационном, личностном, комму-никативно-деятельностном, диалектическом подходах. Исследование основано на концепциях гуманистического, личностно ориентированного образования, индивидуального развития студентов для формирования развивающейся, творческой личности студентов в художественной среде.
Тип статьи в журнале - научная
FORMATION OF THE CREATIVE PERSONALITY OF THE YOUNGER GENERATION IN THE MODERN ARTISTIC AND EDUCATIONAL
ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
© 2022 E. A. Goryacheva*, I. M. Vlasova*
* Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
The purpose of the study is to study the phenomenon of art in the formation of a creatively developed personality of the younger generation in the system of art education of higher education in the conditions of an information digital society.
The methodological basis of the. The process of transformation of the educational space in the conditions of an information digital society involves the use of a systemic transdisciplinary approach based on the presence of a cultural code as an invariant in all disciplines and aspects studied, value-orientation, personal, communicative-activity, dialectical approaches. The research is based on the concepts of humanistic, personality-oriented education, individual development of students for the formation of a developing, creative personality of students in an artistic environment.
Результаты исследования. В целом перед обществом и специалистами высшей школы была поставлена государственная цель становления личности молодого поколения -личности образованной, творческой, ориентирующейся в информационных потоках, с твердой гражданской позицией, воспитанной на культурных традициях1. В обстановке становления информационного общества и развивающейся системы цифрового образования возникает проблема формирования творческих способностей студентов в условиях гуманистического развитии данного процесса. Цифровая среда содержит риски и проблемы. При этом использование новых технологий создает дополнительные перспективы: информационные, технологические, связанные с экономией времени на созидательный процесс. Что также способствует становлению творческой личности студента в новых условиях. Цифровая среда, участвующая в образовательном пространстве, содержит определенную базу и возможности, которые сейчас уже успешно используются в вузе для оптимизации обучения в рамках форм: очной, дистанционной и дополнительного образования. Система учебных занятий должна быть организована с учетом использования цифровых технологий в их максимальном применении для художественных специальностей.
Перспективы исследования. Содержание научно-методической базы и разнообразие визуальной информации обеспечивают полноценный процесс обучения и творческой реализации личностного потенциала студента художественного направления и дизайнера. На наш взгляд, большое значение имеет в творческом развитии студента применение проектной деятельности в нескольких вариантах: авторской, групповой и в сопровождении партнеров вуза. Что создает дополнительную мотивацию познания культурных ценностей общества, зна-
Research results. In general, the society and specialists of the higher school were given the state goal of becoming a personality of the younger generation - an educated, creative personality, oriented in information flows, with a firm civic position, brought up on cultural traditions2. In the context of the formation of the information society and the developing system of digital education, the problem of the formation of creative abilities of students in the conditions of humanistic development of this process arises. The digital environment contains risks and problems. At the same time, the use of new technologies creates additional prospects: informational, technological, related to saving time on the creative process. Which also contributes to the formation of a student's creative personality in new conditions. The digital environment participating in the educational space contains a certain base and capabilities that are already being successfully used at the university to optimize learning within the framework of forms of education: fulltime, distance and additional. The system of training sessions should be organized taking into account the use of digital technologies in their maximum application for artistic specialties.
Prospects of the study. The content of the scientific and methodological base and the variety of visual information provides a full-fledged learning process and creative realization of the personal potential of the student of the art direction and designer. In our opinion, the use of project activities in several variants is of great importance in the creative development of a student: author's, group and accompanied by university partners. This creates additional motivation for learning the cultural values of society, familiarity with new opportunities in creativity and a new creative environment.
1 Национальный проект «Образование» / Система управления государством - URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 02.08.2022).
2 National project "Education" / State administration - URL: https://strategy24.ru/rf/education/pro jects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (date of application: 02.08.2022).
комство с новыми возможностями в творчестве и новую творческую среду.
Ключевые слова: творческая личность, мо- Keywords: creative personality, young genera-лодое поколение, художественно- tion, artistic and educational environment, образовательная среда, высшая школа higher school
Введение. Мировая научно-педагогическая общественность озабочена проблемами цифровизации социальной жизни и системы образования.
К российскому высшему образованию со стороны социума выдвигаются требования активных действий в обеспечении социума кадрами, владеющими компетенциями, современными технологиями, способствующие профессиональному росту и творческому развитию специали-
ТЛ W W
ста. В реализации данной задачи задействованы многоуровневые и многофакторные аспекты системы образования, включающие изучение культурных основ, освоение традиционного специального и новацион-ного знания.
Актуальной данная проблема стала еще в конце XX в. в связи с развитием цифровых технологий и формированием информационного общества. Изучение возможностей развития данной системы в высшем образовании осуществляется в основном «путем применения междисциплинарного и трансдисциплинарного подхода к анализу проблем и вопросов» (Всемирная декларация ... , 1998).
В художественном образовании вуза задействованы знания различных базовых гуманитарных, специальных и технических дисциплин. Такими являются:
1) философия, социология, культурология, психология;
2) история искусств и культуры, рисунок, живопись, композиция;
3) начертательная геометрия, цифровые технологии.
Все это разнообразие знаний, являющихся профессиональной базой, формирующей некую целостность научной и личностной картины мира, закладывает основу профессиональных художественных компетенций. Целостное понимание мирового, социального устройства, цифровых технологий, традиционных и современных художественных технологий позволяет художнику оптимально раскрыть свой творческий потенциал в практической деятельности. А также исследовать творческий процесс в научной деятельности.
Нами изучались возможности применения цифровых технологий в создании произведений новационного искусства в XXI в., где рассматривалось их воздействие на профессиональное формирование личности дизайнера. Дизайн, современное искусство, как и цифровое в Интернете:
медиадизайн, медиаарт, востребованы молодежью. Важно изучать и анализировать воздействие его на молодежь, поддерживать его положительное влияние и препятствовать негативным последствиям (Горячева, 2017. С. 99).
Именно в искусстве данный подход может стать основой современных направлений в технологии создания инновационных произведений, художественную ценность которых человечество сможет объективно оценить позже.
Именно в изучении молодежной среды культурологический подход в рамках трансдисциплинарного исследования позволяет воспользоваться достижениями философии, психологии, истории искусства, религиоведения, культурологии.
Разработаны многочисленные подходы к решению проблемы циф-ровизации, ставшей актуальной в период пандемии, что связано с введением дистанционного обучения студентов. В информационном обществе складываются технологии медиаобразования, обеспечивающегося наличием инновационных технических условий. В рамках электронной информационно-образовательной среды вуза предусмотрены технологическое и учебно-методическое обеспечение современной системы обучения. Цель организации инновационного учебного процесса - создание оптимальных условий в педагогической совместной деятельности преподавателей и студентов.
Главная составляющая современных социальных трансформаций -изобилие информации. Для ее восприятия молодым поколением необходима организованная система цифрового и традиционного обучения. Основой традиционного обучения были научное знание и психолого-педагогические подходы гуманного характера, личностно ориентированного, развивающего индивидуальность обучающегося, особенно в художественном образовании.
Цифровое обучение требует его технологического и профессионального обеспечения. Для успешного творческого и профессионального развития студента в художественной среде необходимы сопровождение и профилактика (Горячева, 2017. С. 79).
Методологическая база исследования. Данное научное исследование ориентировано на студентов архитектурного направления и дизайнеров. Системный подход трансдисциплинарности научного знания развивался в рамках философии, религии и мифов. В научной и образовательной сфере, в философской, экономической и художественной деятельности показана перспективность трансдисциплинарности как методологического конструкта, соответствующего научному пониманию оп-
тимального обеспечения образовательной системы в эпоху цифровиза-ции наряду с мультидисциплинарностью и междисциплинарностью (Луков, 2015. С. 484).
В рамках новых тенденций на платформе была создана образовательная программа «Научное искусство» для художников, искусствоведов, философов, культурологов, социологов, психологов и учащейся молодежи (Гагарин, 2013. С. 115). Трансдисциплинарный подход является основным базовым подходом для изучения современных проблем общества. В нашем исследовании он находит во всех аспектах и дисциплинах инвариант - культурный код россиян.
Зарубежные ученые рассматривают актуальность в информационном обществе научной практики и научного образования в связи с цифровой модернизацией науки и высшего образования. Важнейшие принципы современного образования определяются ими как принцип научности в совокупности с принципами творчества и воображения, экспериментирования, коммуникации и сотрудничества, командной работы, моделирования, аргументации и обсуждения, включая принцип процедурного разнообразия и др. В них заложены дидактические основы и творческое взаимодействие обучающихся в личностно-развивающих технологиях и формировании профессиональных компетенций (Garcia-Carmona, 2018).
Одним из ведущих направлений формирования цифровой дидактики предлагается применение цифровых инструментов в технологии обучения педагогически-творческого проектирования (Андрюхина, 2020). В условиях цифровизации, по мнению ученых, цифровые технологии должны быть вспомогательной составляющей основной концепции, т. е. работать на образование и подчиняться педагогике (Zierer, 2019). Зарубежные исследователи современных тенденций образования сейчас разбираются в последствиях и рисках цифровизации для людей, особенно молодого поколения, главная идея заключается в важности при наличии цифровой среды развивать в педагогической деятельности гуманистический потенциал образования (Foresight Education ... , 2018).
В российских разработках по современным тенденциям в образовании с применением цифровых технологий в очном и дистанционном обучении озабочены проблемой ценности человека в социокультурном, личностно-развивающем пространстве, сохранения духовности и индивидуальности, важностью профессионального становления обучающихся, обеспеченного научно-методическим оснащением процесса обучения и профессиональной подготовкой, и переподготовкой преподавателей в условиях цифровой среды. Искусство помогает личности студента рас-
крыть свою субъективность, свой творческий потенциал, приобрести новые компетенции в соответствии с модернизацией образования (Goryacheva, 2021).
Нашим методическим наработкам соответствует позиция следующих авторов, призывающих обеспечить для россиян, особенно для молодежи, информационную базу по культуре народов, традициям, произведениям искусства, которая соответствует картине мира нашего народа и способствует гармонизации становления личности в профессиональной и социальной среде - не чуждой, привнесенной извне, но этнически адекватной. В. С. Поликарпов предлагает создать цифровые платформы с информацией исторического, культурного наполнения, художественными произведениями, фольклором, содержащими информацию культурного кода россиян (Поликарпов, 2022).
С целью совершенствования учебного процесса и самостоятельной работы предлагаются технологии по реализации творческого развития бакалавров-дизайнеров в области искусства, основанные на применении телекоммуникационных и информационных возможностей современной цифровой среды (Zakharova, 2020).
Результаты применения методики обучения творчеству студентов в инновационной художественной среде. Нами разработана и апробирована система цифрового образовательного процесса для художественных специальностей и дизайнеров. Основой системы обучения являются научная информационная база и культурные ценности, включенные в информационно-образовательную среду вуза, обозначенные нами как «культурная гиперсреда». В структуру входят организационно -педагогические условия коммуникативного образовательно-творческого взаимодействия преподавателей и студентов, содержательно-творческая среда формирования профессиональных компетенций художников и дизайнеров, учебно-творческая реализация студентов на занятиях очно, дистанционно и в самостоятельной работе. Личностное и индивидуальное развитие студентов реализуется в создании творческих работ у архитекторов, художников и проектов у дизайнеров.
Кроме того, будущие архитекторы, художники и дизайнеры могут участвовать в проектной деятельности, организованной кафедрой и при участии партнеров. Для актуализации и дополнительной мотивации творческой деятельности мы предполагаем включение в данный процесс партнеров, способствующих обеспечению иного уровня и условий сотрудничества преподавателей и студентов, с одной стороны. С другой -преподавателей и партнеров, студентов и партнеров в рамках пленэра,
мастер-классов, конкурсов, симпозиумов, выставок, повышения квалификации, экскурсионных поездок с пленэром и других мероприятиях.
Подобные проекты осуществляются в рамках пленэрной деятельности кафедры и РАХ на базе ДГТУ в СОСК «Радуга» (село Дивномор-ское Краснодарского края). Данный проект действует уже три года (с 2019 г.). Проект отделения дизайна РАХ и ДГТУ «Синтез искусств в дизайне» в 2022 г. включад пленэр, симпозиум, лекции по различным направлениям дизайна, творческие проекты художников, реализованные в пространстве сотрудничества, работу над скульптурной композицией «Руки» авторов А. Л. Бобыкина и С. Н. Олешни.
Симпозиум по горячей эмали «Арт-дизайн эмали в интерьере» проходил под руководством члена-корреспондента РАХ В. А. Чаусова. В мероприятиях приняли участие именитые художники, дизайнеры, студенты кафедры изобразительного искусства ДГТУ и художественных вузов. В рамках данного мероприятия были проведены мастер-классы ведущих эмальеров страны. Преподаватели и студенты выполнили свои творческие работы в горячей эмали, которые затем участвовали в выставке. Был организован и проведен конкурс медалей к 265-летию РАХ и юбилею ДГТУ, в котором приняли участие студенты кафедры изобразительного искусства.
С использованием возможностей медиасреды студенты получают и изучают новую информацию, постигают новые виды художественно-творческой деятельности, проводят эксперименты с технологиями и материалами. Создают авторские творческие работы, индивидуальные и групповые проекты. Изучают теоретические вопросы содержания культурных и художественных традиций и инноваций. Под руководством преподавателей пишут тексты научных теоретических исследований в виде тезисов, докладов, статей для участия в форумах, конференциях, конгрессах и других теоретических мероприятиях. В процессе творческого коммуникативного проектирования информация воспринимается студентами из различных сред: в учебном процессе - от преподавателя (лекции, объяснения теоретического и практического материала); при самостоятельной и дистанционной работе актуализируется медиасреда (тексты, изображения, видеоматериалы из различных источников с достоверной информацией); активируется возможность включения в среду ИОС. Это способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к проектно-творческой деятельности. Таким образом, мотивация к учебно-творческой деятельности у всех участников коммуникативного взаимодействия складывается в благоприятной психологической атмосфере. Обучение и творческое развитие осуществляются в ак-
тивной поисковой форме. Адаптация к информационно-образовательной среде вуза создает условия успешного использования различных учебно-методических материалов преподавателями и студентами в процессе учебной, творческой и проектной деятельности. Использование возможностей среды студентами при сопровождении преподавателя способствует успешному формированию профессиональных компетенций студентов в творческой и проектной деятельности.
Выводы. Разработанна система межличностного взаимодействия между преподавателями и студентами, а также между студентами в творческих группах, изучающих дополнительно живопись, скульптуру, графику, эмали и мозаику. Результатом дополнительного образования являются произведения в изучаемой технологии и совершенствование творческого потенциала личности студента. Все вышеописанные технологии учебного, творческого и процесса дополнительного обучения создают гармоничную культурную гиперсреду, обеспечивающую диалог участников цифрового и реального образовательного пространства с информационным, визуальным, межличностным наполнением.
Общими организационно-педагогическими условиями формирования культурной среды для приобретения профессиональных компетенций художниками и дизайнеров являются:
• научные и культурно-художественные ценности образовательного и поликультурного пространств;
• цифровая среда вуза и медиасреда с научно-, учебно-методическими материалами;
• учебно-творческая коммуникативная среда вуза;
• творческая и проектная деятельность художников и дизайнеров в вузе и выставочных пространствах.
Сотрудничество с партнерами создает дополнительные условия профессионального сотрудничества в художественной и религиозной среде.
Заключение. Результатом вхождения и погружения в научно-, учебно-образовательную, творческую, культурную гиперсреду с использованием методов коммуникативного проектирования и художественно-творческой деятельности становится концептуальное осознание студентами задач художественного творчества, проектирования и связанных с ними культурных и личностных ценностей. Цифровая обучающая среда вуза и медиасреда, информационно-образовательно-творческая среда, включающая организационно-педагогические условия, основанная на гуманистических традициях, личностно ориентированном образовании российской и зарубежной высшей школы, в художественном развитии и
дизайне создает гармоничную среду приобретения профессиональных компетенций обучающимися. Методологические принципы художественно-проектной деятельности успешно реализуют программу личностного и индивидуального развития студентов наряду с приобретением профессионального роста.
Литература
Андрюхина Л. М. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения / Л. М. Андрюхина, Н. В. Ломовцева, Н. О. Садовникова // Про-
References
Andriukhina L. M(2020) Concepts of digital didactics as the basis for designing advanced education of teachers of vocational training / L. M. Andriukhina, N. V. Lomovtseva, N. O. Sadovnikova // Vocational education and
фессиональное образование и рынок труда. - the labor market. - No. 1. - Pp. 30-43. - DOI:
2020. - № 1. - С. 30-43. - DOI: 10.24411/23074264-2020-10103. EDN: YWJWNE.
Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры ED-98/ CONF. 202/3 Париж. 9 октября 1998 г. - URL: https://docs.cntd.ru/document/ 90183953 (дата обращения: 22.07.2022).
Гагарин В. Е. О формировании трансдисциплинарной платформы научного искусства в Российской Федерации / В. Е. Гагарин, С. В. Ерохин., В. И. Штепа // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 11-2. -С. 115-120. - URL: https://appliedresearch. ru/ru/article/view?id=4459 (дата обращения: 27.07.2022). EDN: RHDLQP
Горячева Е. А. Дизайн и киберпростран-ство в формировании творческой личности нового поколения / Е. А. Горячева, И. А. Клименко // Гуманитарий Юга России. - 2017. -№ 5. - С. 78-85. - DOI: 10.23683/22278656.2017.5.10. EDN: ZNGTYH.
Горячева Е. А. Дизайн и современное искусство в становлении личности молодого поколения / Е. А. Горячева, И. А. Клименко // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 7. - С. 99-105. EDN: ZEKXFR.
Луков В. А. Трансдисциплинарность в исследовании тезаурусов новых поколений // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. - М.: 2015. - С. 484-501.
Поликарпов В. С. Ментальная война
10.24411/2307-4264-2020-10103.
World Declaration on Higher Education for the 21st Century: Approaches and Practical Measures ED-98 (1998). CONF. 202/3 Paris,
October
9.
URL:
https://docs.cntd.ru/document/ 901839539
Gagarin V. E. (2013) On the formation of a transdisciplinary platform of scientific art in the Russian Federation / V. E. Gagarin, S. V. Erokhin., V. I. Shtepa // International Journal of Applied and Fundamental Research. - No. 11-
2.
Pp.
115-120.
URL:
https://appliedresearch.ru/ru/article/view?id=44 59
Goryacheva E. A. (2017) Design and cyberspace in the formation of a creative personality of a new generation / E. A. Goryacheva, I. A. Klimenko // Humanities of the South of Russia. -No. 5. - Pp. 78-85. - DOI: 10.23683/ 22278656.2017.5.10.
Goryacheva E. A. (2017) Design and modern art in the formation of the personality of the younger generation / E. A. Goryacheva, I. A. Klimenko // Socio-humanitarian knowledge. - No. 7. - Pp. 99-105.
Lukov V. A. (2015) Transdisciplinarity in the study of thesauri of new generations // Transdisciplinarity in Philosophy and Science: approaches, problems, prospects / Edited by V. Bazhanov, R.V. Scholz. - M. - Pp. 484-501.
Polikarpov V. S. (2022) The mental war of the West against Russia: the significance of the phenomenon of art in the formation of youth consciousness / V. S. Polikarpov, E. V. Polikar-
Запада против России: значимость феномена искусства в формировании сознания молодежи / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова // Гуманитарий Юга России. - 2022. -№ 2 (54), т. 11. - С. 164-179. - DOI: 10.18522/22278656.2022.2.13. EDN: WETAHX.
Goryacheva E. Innovations in education in the process of distance learning based on digital technologies / E. Goryacheva, O. Kartavtseva // XIV International Scientific and Practical Conference "State and Prospects for the Development of Agribusiness - IN-TERAGROMASH 2021". Environmental Education and Training of Ecologists. E3S Web of Conferences 273. - 12114 (2021). - 22 June
2021. - DOI: 10.1051/e3 sconf/202127312114.
Foresight Education: Values, Models and
Technologies of Didactic Communication of the XXI Century / Ed. by M. R. Arpentieva, etc. - Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2018. - 560 p.
Garcia-Carmona A. The Nature of Scientific Practice and Science Education / A. Gar-da-Carmona, J. A. Acevedo-Diaz // Rationale of a Set of Essential Pedagogical Principles Science & Education. - 2018. - Vol. 27, iss. 56. - P. 435-455. - 2018Sc&Ed..27.435G. -DOI: 10.1007/s11191-018-9984-9.
Zakharova N. Technologies of tutorial assistance in the visual activity distance education for the bachelors-designers / N. Zakha-rova, I. Vlasova, O. Kartavtseva // Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), Divnomorskoe village, Russian Federation. Ed. by Rudoy, D.; Olshevskaya, A.; Kankhva, V.; E3S Web of Conferences. -2020. - Vol. 210. - id. 22014. -2020E3SWC.21022014Z. - DOI:
10.1051/e3sconf/202021022014.
Zierer K. Putting Learning Before Technology: The Possibilities and Limits of Digitalization. - New York: Routledge, 2019. - 120 p.
Для цитирования: Горячева Е. А. Формирование творческой личности молодого поколения в современной художественно-образовательной среде вуза / Е. А. Горячева, И. М. Власова // Гуманитарий Юга России.
2022. № 4 (56). С. 103-113.
pova // Humanities of the South of Russia. - No. 2 (54), vol. 11. - Pp. 164-179. - DOI: 10.18522/22278656.2022.2.13.
Goryacheva E. (2021) Innovations in education in the process of distance learning based on digital technologies / E. Goryacheva, O. Kartavtseva // XIV International Scientific and Practical Conference "State and Prospects for the Development of Agribusiness - IN-TERAGROMASH 2021". Environmental Education and Training of Ecologists. E3S Web of Conferences 273. - 12114 (2021). - 22 June. -DOI: 10.1051/e3sconf/202127312114.
Foresight Education: Values, Models and Technologies of Didactic Communication of the XXI Century / Ed. by M. R. Arpentieva, etc. - Toronto: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., 2018. - 560 p.
Garcia-Carmona A. (2018) The Nature of Scientific Practice and Science Education / A. Garda-Carmona, J. A. Acevedo-Diaz // Rationale of a Set of Essential Pedagogical Principles Science & Education. - Vol. 27, iss. 5-6. - Pp. 435-455. - 2018Sc&Ed..27.435G - DOI: 10.1007/s11191-018-9984-9.
Zakharova N. (2020) Technologies of tutorial assistance in the visual activity distance education for the bachelors-designers / N. Zakharova, I. Vlasova, O. Kartavtseva // Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), Divnomorskoe village, Russian Federation. Ed. by Rudoy, D.; Olshevskaya, A.; Kankhva, V.; E3S Web of Conferences. -Vol.210. - id.22014. -
2020E3SWC.21022014Z. - DOI:
10.1051/e3sconf/202021022014.
Zierer K. (2019) Putting Learning Before Technology: The Possibilities and Limits of Digitalization. - New York: Routledge. - 120 p.
История статьи:
Поступила в редакцию - 28.07.2022 г. Получена в доработанном виде -24.08.2022 г. Одобрена - 30.08.2022 г.
DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.7 EDN OHSMJM
Сведения об авторах
Горячева Елена Анатольевна
Кандидат социологических наук, доцент, сотрудник Донского государственного технического университета
344000, г. Ростов-на-Дону,
пл. Гагарина, 1,
e-mail: [email protected]
Власова Ирина Михайловна
Доктор педагогических наук, профессор, сотрудник Донского государственного технического университета
344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 , е-mail: [email protected]
Information about authors
Elena A. Goryacheva
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Employee of the Don State Technical University
344000, Rostov-on-Don, Gagarin Square, 1, e-mail: [email protected]
Irina M. Vlasova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Employee of the Don State Technical University
344000, Rostov-on-Don, Gagarin Square, 1, e-mail: [email protected]