Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНСТРУКТАМИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНСТРУКТАМИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
719
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ / МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малиева Е.С.

В статье представлены результаты теоретического исследования, полученные в ходе сравнительного анализа взаимосвязи личностной зрелости с категориями личности, выявлены профессиональные, гендерные, возрастные и семейные особенности личностной зрелости человека. В статье приведены исследования психологов, на основе которых показана взаимосвязь личностной зрелости с субъектностью, субъективным благополучием, ответственностью и личностным ростом, обратная зависимость общей враждебности, мстительности, обидчивости, психологического инфантилизма и обученной беспомощности от уровня личностной зрелости. Показана важность мотивационно-ценностной сферы в развитии личностной зрелости. На основе исследований построена модель исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости, содержащаяся три блока - изучения структуры и элементов, этапов и условия оптимизации развития этого компонента. Модель сможет выявить психологические особенности развития мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости взрослого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE RELATIONSHIP OF PERSONAL MATURITY WITH VARIOUS CONSTRUCTS OF PERSONALITY STRUCTURE

The article presents the results of the theoretical study obtained during a comparative analysis of the relationship between personal maturity and personality categories, professional, gender, age and family specifics of a person's personal maturity are identified. The article presents the research of psychologists, on the basis of which the relationship of personal maturity with subjectivity, subjective well-being, responsibility and personal growth is shown, as well as the inverse correlation of general hostility, vindictiveness, resentment, psychological infantilism and learned helplessness with the level of personal maturity. The significance of the motivational and value-based sphere in the development of personal maturity is shown. Based on the research, a model of the motivational and value-based component of personal maturity study is constructed, which contains three blocks - the study of the structure and elements, stages and conditions for optimizing the development of this component. The model will be able to identify the psychological specifics of development of the motivational and value-based component of the personal maturity of an adult.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНСТРУКТАМИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / GENERAL _PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY AND HISTORY OF PSYCHOLOGY_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.122.104

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ КОНСТРУКТАМИ

СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

Малиева Е.С.1' *

1 ORCID : 0000-0003-4005-2203;

1 Московский институт психоанализа, Москва, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (lenakar[at]bk.ru)

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического исследования, полученные в ходе сравнительного анализа взаимосвязи личностной зрелости с категориями личности, выявлены профессиональные, гендерные, возрастные и семейные особенности личностной зрелости человека. В статье приведены исследования психологов, на основе которых показана взаимосвязь личностной зрелости с субъектностью, субъективным благополучием, ответственностью и личностным ростом, обратная зависимость общей враждебности, мстительности, обидчивости, психологического инфантилизма и обученной беспомощности от уровня личностной зрелости. Показана важность мотивационно-ценностной сферы в развитии личностной зрелости. На основе исследований построена модель исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости, содержащаяся три блока - изучения структуры и элементов, этапов и условия оптимизации развития этого компонента. Модель сможет выявить психологические особенности развития мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости взрослого человека.

Ключевые слова: личностная зрелость, качества личности, мотивационно-ценностный компонент, особенности личностной зрелости, модель исследования.

SPECIFICS OF THE RELATIONSHIP OF PERSONAL MATURITY WITH VARIOUS CONSTRUCTS OF

PERSONALITY STRUCTURE

Research article

Malieva E.S.1 *

1 ORCID : 0000-0003-4005-2203;

1 Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russian Federation

* Corresponding author (lenakar[at]bk.ru)

Abstract

The article presents the results of the theoretical study obtained during a comparative analysis of the relationship between personal maturity and personality categories, professional, gender, age and family specifics of a person's personal maturity are identified. The article presents the research of psychologists, on the basis of which the relationship of personal maturity with subjectivity, subjective well-being, responsibility and personal growth is shown, as well as the inverse correlation of general hostility, vindictiveness, resentment, psychological infantilism and learned helplessness with the level of personal maturity. The significance of the motivational and value-based sphere in the development of personal maturity is shown. Based on the research, a model of the motivational and value-based component of personal maturity study is constructed, which contains three blocks - the study of the structure and elements, stages and conditions for optimizing the development of this component. The model will be able to identify the psychological specifics of development of the motivational and value-based component of the personal maturity of an adult.

Keywords: personal maturity, personality qualities, motivational and value-based component, specifics of personal maturity, research model.

Введение

Личностная зрелость человека актуальна в каждом поколении и в любой стране. Историко-философский анализ многих памятников культуры, в том числе древних письменных и современных научно-литературных источников, демонстрируют активный поиск человечеством смысла жизни, взросления и ценностей зрелой личности. В зависимости от геополитических и социально-экономических условий жизнедеятельности каждое поколение накапливает свой жизненный опыт, определяя свои позиции по этим вопросам.

В современном мире в двадцатых годах XXI века мировое сообщество находится в сверхэкстремальном состоянии - более чем двухлетняя пандемия нового вируса породила ряд социально-экономических и финансовых проблем, которые усугубились введением санкционных ограничений в отношении Российской Федерации. Человек находится в сложных социально-экономических и политических условиях, что нарушает нормальный и привычный образ жизни. Поэтому важно и актуально изучить личностную зрелость человека в современных условиях жизнедеятельности во взаимосвязи с другими конструктами структуры личности. Под конструктами личности в статье понимаются не только категории личности, но и профессиональные, гендерные, возрастные и семейные особенности личностной зрелости

человека, так как их изучение позволяет выявить не только структурные компоненты личностной зрелости, но и условия и факторы, оптимизирующие или тормозящие процесс развития личностной зрелости.

Целью исследования выступает анализ взаимосвязей категории «личностная зрелость» как категории общей психологии с другими конструктами структуры личности.

Методы и принципы исследования

Методы исследования - теоретический сравнительный анализ источников, обобщение научно-методических и официальных источников, дедукция и синтез Интернет-источников; логический контент-анализ научных работ и диссертационных исследований по исследуемой проблематике с целью классификации подходов к исследованию личностной зрелости.

Основные результаты

1. Взаимосвязь личностной зрелости с другими категориями личности

Личностная зрелость понимается в исследовании как интеграция групп характеристик личности:

- качеств субъекта развития личностной зрелости (стремление быть целостной личностью, эго-идентичность, самопринятие, аутентичность, трансцендентность, самоактуализация, самоидентичность; стремления к личностному саморазвитию и росту, способность самостоятельно находить смысл своей жизни (синергичность); личностный потенциал);

- межличностных качеств (способность к сотрудничеству и взаимопонимание, коммуникабельность, эмпатийность, совершенствования способов межличностного взаимодействия и конструктивного влияния);

- сформированных качеств под влиянием педагогической среды и социума (самостоятельность, автономность; ответственность, нравственность);

- качеств интеллектуальной и креативной зрелости;

- качеств эмоциональной зрелости (способность к саморегуляции индивидуальных состояний, самопонимание, самооценка).

Эти группы характеристик личности образуются в разные периоды онтогенеза человека и позволяют организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя в период взрослости.

В первую очередь личностная зрелость связана с субъектностью, которая выступает как ее показатель (Л. В. Марищук, К. В. Карпинский, В. С. Волченков) [41].

Субъектность выступает как одна из системообразующих категорий взрослой личности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинщштейн, И.С. Якиманская), как важное условие формирования личности (Т.А. Карлина [17, С. 266]). Субъектность понимается как рефлексивное и практическое отношение людей к собственной жизни (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев [38, С. 23]), проявляется как сознательность (четкое знание чего хочет человек), осознанность (понимание того, что он делает), ответственность (за каждое успешное или неуспешное действие отвечает только сам человек), самоуправление (человек самостоятельно строит свою мотивацию и деятельность), свобода воли (человек имеет право поступать так, как считает нужным). Отношение к себе как к личности, субъекту жизнедеятельности порождает личностную зрелость. Изучая себя, человек утверждает свое бытие в мире, свою субъектность, источником происходящего является сам индивид, ратифицирует стремление быть целостной личностью, самопринятие, аутентичность, трансцендентность, самоактуализацию, самоидентичность; способность самостоятельно находить смысл своей жизни.

Таким образом, субъектность и личностная зрелость взаимосвязаны - чем более высока личностная зрелость, тем более субъективно развит человек и, наоборот - менее развитой субъектности характерен низкий уровень личностной зрелости.

Взаимосвязь личностной зрелости с субъектностью демонстрируется и в такой характеристике человека как субъективное благополучие (Е. В. Бенко [4. С. 28]), основополагающим компонентом которого выступает психологическое благополучие и зависит от субъективной удовлетворенности, успешности, реализации основных возрастных задач определенной стадии развития и прохождения нормативных кризисов. По мнению автора, «субъективное благополучие представляет собой осознаваемое переживание, основанное на субъективной эмоционально окрашенной оценке личностью себя и своей жизни, регулирующее и направляющее активность личности в различных сферах жизнедеятельности с целью поддержания этого переживания» [4, С. 29]. Структура субъективного благополучия состоит из пяти составляющих: физическое, социальное, материальное, духовное и психологическое благополучие, которая усложняется в процессе развития личности в первую очередь, за счет формирования новых компонентов личностной зрелости и переоценки системы собственных ценностей в процессе прохождения нормативных кризисов развития.

Взаимосвязь личностной зрелости и субъектности доказывается и через субъектно-деятельностную детерминацию личностной зрелости линейного руководителя организации здравоохранения (Б. А. Ясько, М. Г. Остроушко, Б. В. Казарин [47, С. 139]).

Личностная зрелость взаимосвязана с ответственностью человека, но достаточно сложной связью и не во всех возрастах (Т.П. Авдулова [1, С. 36]): для группы средней зрелости личностная зрелость коррелирует с такими характеристиками, как высокая толерантность к неопределенности, независимость от общественных интересов при выполнении ответственных дел, низкая продуктивность при выполнении коллективных дел и избегание при принятии решений; представители ранней зрелости, наоборот, более ориентированы на социум (преобладает социально значимая мотивация), они испытывают положительные эмоции при выполнении ответственных дел, в том числе коллективных, при этом независимы от внешних обстоятельств [1, С. 37].

Это позволяет сделать вывод о взаимовлиянии категорий ответственности и личностной зрелости в процессе развития личности и учете этого факта при построении траекторий личностного развития в психологическом консультировании, программ дополнительного профессионального образования.

Отметим, что личностная зрелость связана с личностным ростом (А.А. Ильясов [15, C. 84]) и выражается в способностях: заботиться о себе и о других людях, брать ответственность за свой выбор и решения, в равной степени уважать себя и других людей, решать конфликты и справляться с кризисами, управлять своими желаниями и другими импульсами, учиться у других и признавать свои недостатки, давать и принимать любовь, реально относиться к жизни, отдавать и принимать, положительно принимать жизненный опыт, выдерживать фрустрацию, решать задачи и сохранять работоспособность в течение необходимого времени; конструктивно выдерживать враждебность, а также - в относительной свободе от симптомов напряженности, чувстве гражданского долга, чувстве профессиональной ответственности, потребности в общении, коллективизме [15].

Таким образом, выявленные взаимосвязи личностной зрелости с субъектностью, субъективным благополучием, ответственностью и личностным ростом демонстрируют позитивное влияние этих качеств друг на друга - развитие личностной зрелости воздействует и преобразует в позитивном курсе на субъектность, субъективное благополучие, ответственность и личностный рост. И, наоборот, формирование новых, более высоких уровней субъектности, субъективного благополучия, ответственности и личностного роста трансформирует уровень развития личностной зрелости у человека.

Но не все качества личности имеют такую прямую положительную корреляцию, хотя в случае вышеперечисленных качеств возможны различные модификации формирования личности, которые не ведут к позитивному развитию как самой личности, так и личностной зрелости.

Интерес представляет исследование А.В. Красавиной о взаимосвязи общей враждебности, мстительности и обидчивости и уровня личностной зрелости по результатам эмпирического исследования [22, C. 127]. Автором эмпирически доказаны корреляционные связи на достоверном уровне: прямые между - общей враждебностью и уровнем личностной фрустрации; и обратные между - переменной «мстительность» и переменными «позитивное мышление», «ориентация во времени», «поддержка», «ценностная ориентация», «гибкость поведения», «спонтанность», «самоуважение»; переменной «обидчивость» и переменной «интервальность неудач»; переменной «враждебность» и переменными: «ориентация во времени», «поддержка», «спонтанность», «самоуважение», «самопринятие».

Эти практические результаты говорят о возможной тенденции зависимости снижения уровня общей враждебности, и ее компонентов - мстительность и обидчивость, от уровня развития личностной зрелости или ее отдельных компонентов.

Обратная корреляционная связь зафиксирована у личностной зрелости с явлением психологического инфантилизма, а также с присутствующими в нем обученной беспомощности или ригидности черт личности как сопротивляемости новому (А.М. Мачуха, О.С. Васильева [26, C. 445]). При этом авторы психологический инфантилизм называют ювенильной формой поведения лиц 30-летнего и более возраста или кидалтом (стремлением молодежи «продлить детство», проявляющего себя в различных актах личностной регрессии, но всегда со снижением ответственности за свою жизнь) (А.С. Бакулина [2, C. 26]).

Как показывает анализ приведенных исследований, личностная зрелость в большей степени связана с качествами ценностно-смысловой сферы личности. А. В. Лаврищева [23, C.189] показала, что развитие ценностно-смысловой сферы - это важнейшее условие достижения личностной зрелости, уровень которой можно оценивать по степени зрелости таких элементов - духовность, генеративность, автономия и достижение акме. Достижение личностной зрелости связано с комплексным воздействием на выделенные параметры таких механизмов развития ценностно-смысловой сферы, как самопознание, самореализация, самодетерминация и самотрансцендентность [23, С. 198].

В исследовании И.А. Шляпниковой [46, C. 12] показано, что личностная зрелость как системное качество личности взрослого человека, отражает готовность и способность личности к наиболее эффективному решению жизненных задач. При этом мерой личностной зрелости выступает степень сформированности трех компонентов: личностного (система ценностей, направленность и т. д.), рефлексивного (достигнутая эго-идентичность) и функционального (способность личности к самоорганизации). Личность, имеющая личностную зрелость, может быть охарактеризована, по мнению автора, как целостностная, динамичная, принципиально незавершенная система, развивающаяся неравномерно и гетерохронно. Выявленная специфика связей внутри системы личностной зрелости обусловливается содержательным наполнением компонентов, но, в первую очередь - особенностями ценностной направленности личности, значимое место в которой занимает эго-идентичность.

В продолжении этого Е. Л. Солдатова, И. А. Шляпникова [39, C. 70] представляют, что структурно личностная зрелость образована тремя компонентами:

- личностным - система отношений личности: направленность, система ценностей, жизненная перспектива и т. д.;

- рефлексивным - достигнутая эго-идентичность;

- функциональным - способность личности к самоорганизации, которая проявляется в способности к саморегуляции, самодетерминации, саморазвитию.

Переживание смысла жизни играет большое влияние на развитие личностной зрелости в ранней взрослости (В. С. Волченков [9, C. 43]), так как, по мнению автора, этап вступления в период ранней взрослости, особенности социальной ситуации развития на этом этапе принуждают активизировать личностное развитие, Поэтому развивающейся личности в этом возрасте так важно достигнуть личностной зрелости, центральное место в которой занимает переживание смысла жизни, рассматривающееся как психологическое новообразование ранней взрослости. Процесс переживания смысла жизни выступает тем критерием личностного развития, на котором личность способна

включать в перечень жизненных целей психосоциальные задачи своего возраста, открывая в них источник смысла жизни [9, С. 44].

На зависимость степени сформированности ценностно-смысловой сферы студентов от уровня их личностной зрелости указывают О. А. Бобух, Е. П. Пчелкина [6, С.24]. Мотивацию к обучению и мотивацию достижения успеха Е.В. Козаченко рассматривает как фактор формирования личностной зрелости студентов в вузе [19, С. 189].

В приведенном выше рабочем определении личностной зрелости внимание относится ко влиянию среды и формированию качеств под ее влиянием. Это также можно проследить в исследованиях особенностей проявления коммуникативной толерантности у студентов-психологов с разным уровнем личностной зрелости (Е. П. Пчелкина, А. Е. Доценко [35, С. 75]); взаимосвязи личностной зрелости и жизнестойкости в контексте профессионализации студента - будущего психолога (А. А. Шаповалова, Т. Х. Невструева [45, С. 169]); роли гражданской позиции в контексте достижения личностной зрелости (кросс-культурное исследование студенческой молодежи) (И. В. Шаповаленко, Е. А. Емельянова [44, С. 24]).

Таким образом, в приведенных исследованиях показано, что личностная зрелость многопланова и взаимосвязана с различными качествами и процессами личности. Но в психологии также накоплен большой опыт исследования профессиональных, гендерных, возрастных и семейных особенностей личностной зрелости человека. Важно рассмотреть их в контексте изучения личностной зрелости человека.

2. Профессиональные, гендерные, возрастные и семейные особенности личностной зрелости человека

При выявлении возрастных особенностей личностной зрелости исследователи рассматривают зрелость на следующих возрастных этапах:

- поздней зрелости (В.А. Наумова [28, С. 449]);

- ранней взрослости - юношеского возраста (Н. В. Козловская [20, С. 147]); молодежи (Н. А. Зимина [14, С. 299]), студентов (А. С. Балык, К. В. Булах, О. П. Цыбуленко [3, С. 73], Ю. В. Ращупкина [36, С. 190], О.В. Кожевникова [18, С. 431]);

- старшеклассников (А. Б. Углова, И. М. Богдановская, Н. Н. Королева, А. В. Микляева [33, С. 59], Д. А. Погорелова [32, С. 64]).

Исследователи демонстрируют, что основные возрастные периоды для исследования формирования, развития и коррекции личностной зрелости - это периоды юности и взрослости. Если в раннем юношеском возрасте у старшеклассников она начинает только формироваться, поэтому важно изучить условия и факторы ее более эффективного развития, то в раннем зрелом возрасте личностная зрелость уже активно вовлечена во все процессы развития личности, ее отношения с социумом, все виды деятельности. В старшем и позднем зрелом возрасте личностная зрелость должна, в первую очередь, учитываться личностью как ресурс жизненного опыта, знаний и мудрости.

При исследовании особенностей личностной зрелости различных профессиональных сообществ сошлемся на исследования личностной зрелости:

- в педагогической деятельности (Р. Р. Калинина [16], Е. В. Лапина, С. В. Маркова, В. Н. Мезинов [24], А.А. Бизяева [5], М. А. Захарова, И. А. Карпачева, В. Н. Мезинов [13]);

- топ-менеджеров и предпринимателей малого и среднего бизнеса (Е. П. Привалова [34]), руководителей (М. Г. Остроушко [30]), - предпринимателей (Э.З. Омаров [29]);

- психологов (Е. Ю. Коржова, Е. К. Веселова [21], М. А. Умрихина, В. А. Грибцова, Л. А. Бутова [43]);

- кадров государственной службы (А.А. Деркач [25]);

- спортсменов (С.А. Печерский [31]);

- помогающих профессий (Ю. В. Степанова, Е. С. Лутошлива [40]);

- и нормативности их профессиональной деятельности / В. Е. Богданова, В. В. Сериков [7]).

Важно отметить, что наряду с общими закономерностями влияния профессии на развитие личностной зрелости, некоторые профессии накладывают особые требования. Можно выделить класс особо личностно-зрелых профессий -педагогов, психологов, руководителей, помогающих профессий и др. В этих профессиях личностная зрелость становится необходимой частью профессионализма, а также составляющей конкурентоспособности, характеризуется следующими компонентами (О. В. Кожевникова [18]): мотивационно-ценностный компонент содержательно включает в себя высокую мотивацию профессионала к профессиональной деятельности, ценностные ориентации, познавательные интересы, направленные на различные виды социально значимой деятельности, а также способствует саморазвитию, самоактуализации, самоутверждению. Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает специалистам осознание и оценку у них потенциала, реальный уровень конкурентоспособности, осуществить прогнозирование и проектирование дальнейшего профессионального роста. Деятельностный компонент заключается в осуществлении профессиональной деятельности, в реализации умений и навыков познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера. Важно знать негативные личностные качества, которые препятствуют профессиональному самовыражению, профессиональному самосовершенствованию и успешности. К позитивным условиям развития личностной зрелости можно отнести - наличие мотивации к карьерному росту, непрерывное сопровождение развития, стимулирование стремления к творческим достижениям и самосовершенствованию, организация ресурсного обеспечения для формирования развивающей среды, включение в инновационную деятельность.

В психологии исследовались гендерные особенности личностной зрелости, в основном, женщин - в период зрелости (Е.А. Варлашкина [8]), посредством интегративной танцевально-двигательной терапии (Е. В. Заровняева [12]), через особенности родительских установок матерей (Т. В. Тюрина [42]) и эмоциональное состояние матерей, ухаживающих за совершеннолетним ребенком с первым психотическим эпизодом (М. В. Дан [11]).

Приведенные исследования показывают, что женщины чаще статистически участвуют в экспериментальных исследованиях. Это связано и с их социальной ролью - матери, которая традиционно занимается воспитанием и

образованием детей, особенно в ситуации ограниченных возможностей здоровья ребенка. Также эту тенденцию мы связываем и с более продолжительной жизнью в женской популяции при соотношении продолжительности жизни полов по разным причинам (травматизм, военные операции, невнимательность к своему здоровью и др.).

Исследовались особенности личностной зрелости и в психологии семьи и семейных отношений: межпоколенные отношения в семье как ресурс достижения человеком личностной зрелости (Е. А. Воюшина, М. И. Постникова [10]); анализ личностной зрелости молодежи в аспекте проблемы психологической готовности к семейной жизни (Н. А. Зимина [14]); семья как пространство конструирования личностной зрелости/личностного инфантилизма в период ранней взрослости (А. В. Микляева [27]); изучение связи показателей личностной зрелости и социально-психологической адаптации молодых супругов (А. А. Реан, Ю. А. Евграфова [37]).

Личностная зрелость активно исследуется в семейной психологии, так как психологи считают это качество личности одним из необходимых и достаточных условий успешного семейного сценария. Но в ситуации высокого уровня личностной зрелости, как и различного уровня (у одного из супругов - высокая, а у другого -низкая) может происходить либо невозможность совместной жизни, либо манипулирование и подавление личности одного из супругов. Усугубляться это может при совместном проживании нескольких поколений семьи, как и, наоборот, нивелироваться при мудром поведении более старших членов семьи.

Рассмотренные профессиональные, гендерные, возрастные и семейные особенности личностной зрелости человека позволяют сделать вывод, что актуально рассматривать личностную зрелость в возрасте средней молодости -35-45 лет, так как, с одной стороны, личностная зрелость уже сформирована, человек имеет профессиональный и социальный опыт, опыт построения отношений с социумом, но, при этом, впереди у него еще достаточное количество активных лет жизни, для эффективного проживания которых возможно скорректировать личностную зрелость, если это необходимо.

Поэтому важно построить модель исследования личностной зрелости взрослого человека (35-45 лет).

3. Модель исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости взрослого человека (35-45

лет)

Выше было отмечено, что в исследовании личностная зрелость понимается как интеграция субъектно-личностных, интеллектуальных, коммуникационных, эмоциональных, межличностных групп характеристик личности. Но как показали исследования, для развития личностной зрелости более значимы смысловые, ценностные и мотивационные компоненты развития личности.

Поэтому в исследовании выделен для специального изучения мотивационно-ценностный компонент личностной зрелости взрослого человека (35-45 лет). Данный компонент не противоречит разработанным в психологии структурам личностной зрелости.

Например, в структуре Е. Л. Солдатовой, И. А. Шляпниковой [39, С. 68] включаются следующие компоненты: личностный - система отношений личности: направленность, система ценностей, жизненная перспектива и т. д.; рефлексивный - достигнутая эго-идентичность; функциональный - способность личности к самоорганизации, которая проявляется в способности к саморегуляции, самодетерминации, саморазвитию. В структуре личностной зрелости О. В. Кожевниковой [18, С. 429] содержатся мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и деятельностный компоненты.

Мотивация и система ценностей практически во всех концепциях личности признается одной из ведущих и основных сфер развития личности в онтогенезе (В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев [38]).

Мотивационно-ценностный компонент личностной зрелости в исследовании понимается, с одной стороны, как источник и импульс развития личностной зрелости, который запускает процесс развития этого качества у взрослой или растущей личности. С другой стороны, уровень мотивации и системы ценностей как уровень развития мотивационно-ценностного компонента выступают как результат развития личностной зрелости, что позволяет корректировать уровень развития личностной зрелости, и выходить на новый уровень развития личностной зрелости. Получается своеобразная спираль развития личностной зрелости. В этом одна из главных психологических особенностей развития личностной зрелости человека.

Мотивационно-ценностный компонент личностной зрелости неоднороден и имеет свою структуру, которая может дифференцироваться по разным основаниям. Например, основанием дифференциации может выступить:

- мотивационная сфера (структура, наличие или отсутствие, уровень развития мотивов деятельности (труд, обучение, общение) и саморазвития, познавательные интересы);

- система отношений личности (в том числе, способность к сотрудничеству и взаимопонимание, коммуникабельность, эмпатийность, совершенствования способов межличностного взаимодействия и конструктивного влияния);

- система ценностей (в том числе, стремление быть целостной личностью, Эго-идентичность, самопринятие, аутентичность, трансцендентность, самоактуализация, самоидентичность; стремления к личностному саморазвитию и росту, выработке высокого уровня самостоятельности, автономности; ответственности, нравственности);

- уровень сформированности жизненной перспективы и способности самостоятельно находить смысл своей жизни (синергичность);

- уровень развития способности к саморегуляции индивидуальных состояний, самопонимания, самооценки (рис.1).

Выявление структуры и элементов мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости может зафиксировать особенности личностной зрелости и ее развития.

4

Мотивационная сфера - структура, наличие или отсутствие, уровень развития мотивов деятельности (труд, обучение, общение) и саморазвития, познавательные интересы};

Система отношений личности - способность к сотрудничеству и взаимопонимание, коммуникабельность, эмпатийность, совершенствования способов межличностного взаимодействия и конструктивного влияния

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< 4

Система ценностей - стремление быть целостной личностью, Эго-идентичность, самопринятие, аутентичность, трансцендентность, сэмоактуэлизация, самоидентичность; стремления к личностному саморазвитию и росту, выработке высокого уровня самостоятельности, автономности; ответственности, нравственности

Уровень развития способности к саморегуляции индивидуальных состояний, самопонимания, самооценки

1 4

Уровень сформированности жизненной перспективы и способности самостоятельно находить смысл своей жизни (синергичность)

1

Рисунок 1 - Потенциальные основания дифференциации мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.104.1

Этапами развития мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости выступают следующие: самопознающий, самооценочный и самокорректирующий. В этих этапах нельзя выстроить очередность, они взаимосвязаны между собой, так как самопознание проходит постоянно через самооценку, а самокоррекция через самопознание и самооценку. И, наоборот, самооценка не может идти не через самопознание (рис.2).

Рисунок 2 - Этапы развития мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.104.2

Выделение отдельных моментов самопознания, самооценки и самокоррекции возможно только в экспериментальных целях, на практике они слиты. Взаимосвязь этапов развития мотивационно-ценностного компонент личностной зрелости выступает также особенностью личностной зрелости.

Значимо и перспективно выявить условия оптимизации мотивационно-ценностного компонент личностной зрелости, знание и учет которых могут помочь молодым людям в формировании личностной зрелости, а более старшим - эффективнее ее корректировать.

Модель исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости состоит из трех блоков:

- исследование структуры и элементов мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости человека;

- исследование этапов развития мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости человека;

- исследование условий оптимизации мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости человека (см. рис. 3).

Рисунок 3 - Модель исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.122.104.3

Таким образом, психологические особенности развития мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости взрослого человека (35-45 лет) возможно через реализацию модели исследования этого компонента и заключаться они будут в следующем:

- мотивационно-ценностный компонент личностной зрелости неоднороден и имеет свою структуру, которая может дифференцироваться по разным основаниям;

- этапами развития мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости выступают: самопознающий, самооценочный и самокорректирующий, которые взаимосвязаны;

- мотивационно-ценностный компонент личностной зрелости имеет условия оптимизации развития, учет которых может оказать помощь как молодежи, так и более страшим поколениям.

Заключение

Личностная зрелость выступает важнейшим качеством взрослого человека и связана с такими важными характеристиками как субъектность, субъективное благополучие, ответственность и личностный рост. Значимо, что существует доказанная обратная корреляция между личностной зрелостью и общей враждебностью, мстительностью, обидчивостью, психологическим инфантилизмом и обученной беспомощностью.

Интерес представляют и рассмотренные в исследовании профессиональные, гендерные, возрастные и семейные особенности личностной зрелости человека. Как показано, актуально рассматривать личностную зрелость в возрасте средней молодости - 35-45 лет, так как, с одной стороны, личностная зрелость уже сформирована, человек имеет профессиональный и социальный опыт, опыт построения отношений с социумом, но, при этом, впереди у него еще достаточное количество активных лет жизни, для эффективного проживания которых возможно скорректировать личностную зрелость, если это необходимо.

Для возраста средней молодости (35-55 лет) и понимания личностной зрелости как интеграции субъектно-личностных, интеллектуальных, коммуникационных, эмоциональных, межличностных групп характеристик личности существенно развитие смысловых, ценностных и мотивационных компонентов развития личности.

Поэтому в исследовании выделен для специального изучения мотивационно-ценностный компонент личностной зрелости взрослого человека (35-45 лет) и построена модель исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости, содержащаяся три блока - изучения структуры и элементов, этапов и условия оптимизации развития этого компонента. Модель сможет выявить психологические особенности развития мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости взрослого человека. Данная модель важна в исследовательском плане и

расширит знание о личностной зрелости, которые помогут выявить психологические особенности развития мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости взрослого человека (35-45 лет).

Это позволит также применить их в практическом аспекте - помочь молодежи в формировании и развитии личностной зрелости, а более страшим поколениям - в коррекции и понимании уровня личностной зрелости.

В перспективе в связи с научно-техническим прогрессом у трудоспособного населения просматривается тенденция высвобождения времени, в том числе сокращение продолжительности рабочей недели. Как показывают исследования роста внимания членов общества к проблемам психокоррекции и психотерапии, свое свободное время современные поколения хотят направить, в первую очередь, на саморазвитие, в котором важное место занимает самооценка личностной зрелости. Кроме того, современные менеджеры по отбору персонала также повышают профессиональные требования к кандидатам в процессе отбора, стремятся выбрать сотрудников с наиболее высоким уровнем развития личностной зрелости. Эта тенденция отмечается и в дополнительном профессиональном образовании - наряду с обучением новым профессиональным технологиям специалистов научают работать по саморазвитию, и в процессе профессионального переобучения или повышения квалификации наблюдают не только за профессиональным ростом сотрудника, а также и за его личностным ростом.

В этом представляется перспектива и практическое значение настоящего исследования.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Авдулова Т.П. Взаимосвязь ответственности и личностной зрелости в разных возрастах / Т.П. Авдулова, А.С. Бычкова // Современные психологические и педагогические технологии. - 2019. - № 1. - С. 34-41.

2. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм: общественно-нравственный аспект / А.С. Бакулина // Человеческий капитал. - Москва : Объединенная редакция. - 2014. - №3(63). - С. 24-29.

3. Балык А.С. Формирование личностной зрелости студентов в период обучения в вузе / А.С. Балык, К.В. Булах, О.П. Цыбуленко // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 10(78). - С. 70-75. - DOI: 10.24158/spp.2020.10.12.

4. Бенко Е.В. Соотношение понятий субъективного благополучия и личностной зрелости / Е.В. Бенко // Научный поиск : материалы восьмой научной конференции аспирантов и докторантов., Челябинск, 03-05 февраля 2016 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. -Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ 2016. - С. 26-31.

5. Бизяева А.А. Рефлексивное мышление учителя как путь обретения профессиональной и личностной зрелости / А.А. Бизяева // Психолого-педагогические условия формирования социально зрелой личности : материалы международной научно-практической конференции. 125-летию С.Л. Рубинштейна посвящается, Псков, 24-25 апреля 2014 года. - Псков : Псковский государственный университет, 2014. - С. 112-121.

6. Бобух О.А. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы и уровней личностной зрелости студентов / О.А. Бобух, Е.П. Пчелкина // Научная инициатива в психологии: межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. - Курск : Курский государственный медицинский университет, 2017. - С. 22-34.

7. Богданова В.Е. К вопросу о взаимосвязи личностной зрелости работников и нормативности их профессиональной деятельности / В.Е. Богданова, В.В. Сериков // Мир психологии. - 2019. - № 1(97). - С. 220-229.

8. Варлашкина Е.А. Личностные предикторы удовлетворенности образом физического Я у женщин в период зрелости : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Варлашкина Евгения Анатольевна. - Омск, 2015. - 22 с.

9. Волченков В.С. Переживание смысла жизни как критерий личностной зрелости в ранней взрослости / В.С. Волченков // Гуманитарно-экономический вестник. - 2013. - № 1(55). - С. 41-47.

10. Воюшина Е.А. Межпоколенные отношения в семье как ресурс достижения человеком личностной зрелости / Е.А. Воюшина, М.И. Постникова // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования : сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2017 года. - Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2017. - С. 212-218.

11. Дан М.В. Личностная зрелость и эмоциональное состояние матерей, ухаживающих за совершеннолетним ребенком с первым психотическим эпизодом / М.В. Дан // Психология - наука будущего: Материалы VI Международной конференции молодых ученых, Москва, 19-20 ноября 2015 года. - Москва: Институт психологии РАН, 2015. - С. 126-129.

12. Заровняева, Е. В. Развитие личностной зрелости женщин посредством интегративной танцевально-двигательной терапии / Е. В. Заровняева // Педагогика и психология: перспективы развития : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 16 декабря 2017 года. - Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. - С. 204-209.

13. Захарова М.А. Условия развития личностной зрелости педагога в системе дополнительного профессионального образования / М.А. Захарова, И.А. Карпачева, В.Н. Мезинов // Нижегородское образование. - 2020. - № 1. - С. 47-52.

14. Зимина Н.А. Анализ личностной зрелости молодежи в аспекте проблемы психологической готовности к семейной жизни / Н.А. Зимина // Великие реки' 2016 : труды научного конгресса 18-го международного научно-промышленного форума: в 3-х томах, Нижний Новгород, 17-20 мая 2016 года. - Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. - С. 298-300.

15. Ильясов А.А. Проблемы личностного роста и личностной зрелости / А.А. Ильясов, А.В. Усова // Череповецкие научные чтения - 2014, Череповец, 11-12 ноября 2014 года. - Череповец : Череповецкий государственный университет, 2015. - С. 84-85.

16. Калинина, Р.Р. Проблема личностной зрелости в педагогической деятельности / Р.Р. Калинина // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2010. - № 11. - С. 70-78.

17. Карлина Т.А. Субъектность как важное условие формирования личности / Т.А. Карлина. // Молодой ученый. -2019. - № 52 (290). - С. 265-267.

18. Кожевникова О.В. О структуре личностной зрелости студентов университета / О.В. Кожевникова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2021. - Т. 31. - № 4. - С. 428-434. - DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-4-428-434.

19. Козаченко Е.В. Мотивация к обучению в высшем учебном заведении как фактор формирования личностной зрелости / Е.В. Козаченко // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. - 2020. - № 6(36). - С. 185-190.

20. Козловская Н.В. Личностная зрелость как интегративное личностное образование юношеского возраста / Н.В. Козловская // Социальная психология личности и акмеология : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Саратов, 19-20 октября 2017 года. - Саратов : Перо, 2017. - С. 145-152.

21. Коржова Е.Ю. Личностная зрелость и профессионализм практического психолога / Е.Ю. Коржова, Е.К. Веселова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2021. - № 4. - С. 277-283. - DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-33.

22. Красавина А.В. Взаимосвязь общей враждебности, мстительности и обидчивости и уровня личностной зрелости по результатам эмпирического исследования / А.В. Красавина // Молодой ученый. - 2021. - № 1(343). - С. 126-129.

23. Лаврищева А.В. Взаимосвязь элементов ценностно-смысловой сферы и параметров достижения личностной зрелости в период ранней и средней взрослости / А.В. Лаврищева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 187-205. - DOI: 10.35231/18186653_2021_2_187.

24. Лапина Е.В. Личностная зрелость педагога в условиях реализации САЕ / Е.В. Лапина, С.В. Маркова, В.Н. Мезинов // Образование и саморазвитие. - 2016. - № 2(48). - С. 63-70.

25. Личностная и профессиональная зрелость кадров государственной службы / Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации; под общ. ред. А. А. Деркача. - Москва : Изд-во РАГС, 2009. - 21 с.

26. Мачуха А.М. Психологический инфантилизм, обученная беспомощность, личностная ригидность и личностная зрелость как сопоставимость явлений / А.М. Мачуха, О.С. Васильева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 444-448.

27. Микляева А.В. Семья как пространство конструирования личностной зрелости/личностного инфантилизма в период ранней взрослости: гендерный аспект / А.В. Микляева // Развитие ребенка в семье. - Санкт-Петербург : Социально-гуманитарное знание, 2017. - С. 478-484.

28. Наумова В.А. Этапы и механизмы модели оптимизации личностных ресурсов на этапе поздней зрелости / В.А. Наумова // Горизонты зрелости : сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, Москва, 16-18 ноября 2015 года. - Москва : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2015. - С. 447-452.

29. Омаров Э.З. Особенности личностной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей: дис. ... канд. психол. наук / Омаров Эдуард Закирович. - Тюмень, 2011. - 196 с.

30. Остроушко М.Г. Эмпирическая верификация концепции управленческого интеллекта как маркера личностной зрелости руководителя / М.Г. Остроушко // Южнороссийский журнал социальных наук. - 2019. - Т. 20. - № 2. - С. 136151. - DOI: 10.31429/26190567-20-2-136-151.

31. Печерский С.А. Влияние спортивной деятельности на становление личностной зрелости спортсменов (на примере единоборств и спортивных игр): дис. ... канд. психол. наук / Печерский Сергей Александрович. - Краснодар, 2010. - 187 с.

32. Погорелова Д. А. Профильное обучение как фактор формирования личностной зрелости старшеклассников / Д.А. Погорелова // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 18-19 апреля 2018 года. - Пенза : Пензенский государственный университет, 2018. - С. 63-66.

33. Углова А.Б. Представления о жизненной перспективе у учащихся старших классов с различным уровнем личностной зрелости / А.Б. Углова, И.М. Богдановская, Н.Н. Королева и др. // Science for Education Today. - 2020. - Т. 10. - № 6. - С. 55-73. - DOI: 10.15293/2658-6762.2006.04.

34. Привалова Е.П. Личностная зрелость как элемент в структуре аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей малого и среднего бизнеса / Е. П. Привалова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2022. - № 1-4(81). - С. 94-101.

35. Пчелкина Е.П. Особенности проявления коммуникативной толерантности у студентов-психологов с разным уровнем личностной зрелости / Е.П. Пчелкина, А.Е. Доценко // Научная инициатива в психологии: межвузовский

сборник научных трудов студентов и молодых ученых. - Курск : Курский государственный медицинский университет, 2017. - С. 72-85.

36. Ращупкина Ю.В. Результативные характеристики жизненных выборов учащихся молодых людей в зависимости от выраженности личностной зрелости / Ю.В. Ращупкина // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества : материалы XV международной научно-практической конференции, Москва, 08-09 апреля 2015 года. - Москва : Институт стратегических исследований, 2015. - С. 187-193.

37. Реан А.А. Изучение связи показателей личностной зрелости и социально-психологической адаптации молодых супругов / А.А. Реан, Ю.А. Евграфова // Национальный психологический журнал. - 2019. - Т. 3. - № 3(35). -С. 80-87. - DOI: 10.11621/npj.2019.0309.

38. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И, Исаев. - Москва : Школа-пресс, 1995. - 384 с.

39. Солдатова Е.Л. Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е.Л. Солдатова, И.А. Шляпникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. -2010. - № 27(203). - С. 66-74.

40. Степанова Ю.В. Теоретические основы психологического консультирования по проблеме развития личностной зрелости у женщин помогающих профессий / Ю.В. Степанова, Е.С. Лутошлива // Проблемы теории и практики современной психологии : материалы XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 23-24 апреля 2021 года. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С. 387-390.

41. Марищук Л.В. Субъектность как показатель личностной зрелости / Л.В. Марищук, К.В. Карпинский, В.С. Волченков и др.; Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина. - Брест : Брэсцк дзяржауны ушверйтэт iмя А.С. Пушкша, 2019. - 193 с.

42. Тюрина Т.В. Особенности родительских установок матерей с разным уровнем личностной зрелости / Т.В. Тюрина // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик : сборник трудов Международной студенческой научно-практической очной конференции, Оренбург, 11 апреля 2019 года. - Оренбург : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 226-230.

43. Умрихина М.А. Личностная зрелость как условие профессиональной жизнестойкости психолога / М.А. Умрихина, В.А. Грибцова, Л.А. Бутова // Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 06 октября 2021 года. - Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. - С. 142-147.

44. Шаповаленко И.В. Гражданская позиция в контексте достижения личностной зрелости: кросс-культурное исследование студенческой молодежи / И.В. Шаповаленко, Е.А. Емельянова // Горизонты зрелости : сборник научных статей, Москва, 16-18 ноября 2015 года. - Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. - С. 21-31.

45. Шаповалова А.А. Взаимосвязь личностной зрелости и жизнестойкости в контексте профессионализации студента - будущего психолога / А.А. Шаповалова, Т.Х. Невструева // Ученые заметки ТОГУ - 2021. - Т. 12. - № 1. -С. 167-173.

46. Шляпникова, И. А. Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости: специальность 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Шляпникова Ирина Андреевна. - Челябинск, 2010. - 26 с.

47. Ясько, Б. А. Субъектно-деятельностная детерминация личностной зрелости линейного руководителя организации здравоохранения / Б. А. Ясько, М. Г. Остроушко, Б. В. Казарин // Южнороссийский журнал социальных наук. - 2020. - Т. 21. - № 1. - С. 135-156. - DOI 10.31429/26190567-21-1-135-156.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Avdulova T. P. Vzaimosvyaz' otvetstvennosti i lichnostnoj zrelosti v raznyh vozrastah [The Relationship of responsibility and personal maturity at different ages] / T. P. Avdulova, A. S. Bychkova // Sovremennye psihologicheskie i pedagogicheskie tekhnologii [Modern Psychological and Pedagogical Technologies]- 2019. - № 1. - P. 34-41. [in Russian]

2. Bakulina A.S. Social'nyj infantilizm: obshchestvenno-nravstvennyj aspekt. [Social Infantilism: Social and Moral Aspect] // CHelovecheskij kapital. [Human Capital] - M.: Ob"edinennaya redakciya. - 2014. - №3(63). - P. 24-29. [in Russian]

3. Balyk A. S. Formirovanie lichnostnoj zrelosti studentov v period obucheniya v vuze [Formation of Personal Maturity of Students During Their Studies At The University]/ A. S. Balyk, K. V. Bulah, O. P. Cybulenko // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. [Society: sociology, psechology, pedagogy] - 2020. - № 10(78). - P. 70-75. - DOI 10.24158/spp.2020.10.12. [in Russian]

4. Benko E. V. Sootnoshenie ponyatij sub"ektivnogo blagopoluchiya i lichnostnoj zrelosti [Correlation between the concepts of subjective well-being and personal maturity] / E. V. Benko // Nauchnyj poisk [Scientific search]: Proceedings of the eighth scientific conference of graduate students and doctoral students, Chelyabinsk, February 3-5, 2016] / Ministry of Education and Science of the Russian Federation; South Ural State University. - CHelyabinsk: SUSU Publishing Center, 2016. - P. 26-31. [in Russian]

5. Bizyaeva A. A. Refleksivnoe myshlenie uchitelya kak put' obreteniya professional'noj i lichnostnoj zrelosti [Teacher's reflexive thinking as a way of gaining professional and personal maturity] / A. A. Bizyaeva // Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'no zreloj lichnosti [Psychological and pedagogical conditions for the formation of a socially mature personality]: Proceedings of the international scientific and practical conference. Dedicated to the 125th anniversary of S.L. Rubinstein, Pskov, April 24-25, 2014. - Pskov : Pskov State University, 2014. - P. 112-121. [in Russian]

6. Bobuh O.A. Vzaimosvyaz' cennostno-smyslovoj sfery i urovnej lichnostnoj zrelosti studentov [The relationship between the value-semantic sphere and the levels of personal maturity of students] / O. A. Bobuh, E. P. Pchelkina // Nauchnaya iniciativa v psihologii [Scientific initiative in psychology]: interuniversity collection of scientific papers of students and young scientists. - Kursk : Kursk State Medical University, 2017. - P. 22-34. [in Russian]

7. Bogdanova V. E. K voprosu o vzaimosvyazi lichnostnoj zrelosti rabotnikov i normativnosti ih professional'noj deyatel'nosti [To the question of the relationship between the personal maturity of workers and the normativity of their professional activity] / V. E. Bogdanova, V. V. Serikov // Mir psihologii. [World of Psychology] - 2019. - № 1(97). - P. 220229. [in Russian]

8. Varlashkina E. A. Lichnostnye prediktory udovletvorennosti obrazom fizicheskogo YA u zhenshchin v period zrelosti [Personal predictors of satisfaction with the image of the physical in women in the period of maturity] : dis. abstract ... of PhD in Psychology / Varlashkina Evgeniya Anatol'evna. - Omsk, 2015. - 22 p. [in Russian]

9. Volchenkov V. S. Perezhivanie smysla zhizni kak kriterij lichnostnoj zrelosti v rannej vzroslosti [Experience of the meaning of life as a criterion of personal maturity in early adulthood] / V. S. Volchenkov // Gumanitarno-ekonomicheskij vestnik. [Humanitarian and Economic Bulletin] - 2013. - № 1(55). - P. 41-47. [in Russian]

10. Voyushina E. A. Mezhpokolennye otnosheniya v sem'e kak resurs dostizheniya chelovekom lichnostnoj zrelosti [Intergenerational relationships in the family as a resource for a person to achieve personal maturity] / E.A. Voyushina, M. I. Postnikova // Psihologiya XXI veka: sistemnyj podhod i mezhdisciplinarnye issledovaniya [Psychology of the XXI century: a systematic approach and interdisciplinary research]: Collection of scientific papers of participants in the international scientific conference of young people scientists. In 2 volumes, St. Petersburg, April 18-20, 2017. - St. Petersburg : Skifiya-print, 2017. -P. 212-218. [in Russian]

11. Dan M. V. Lichnostnaya zrelost' i emocional'noe sostoyanie materej, uhazhivayushchih za sovershennoletnim rebenkom s pervym psihoticheskim epizodom [Personal maturity and emotional state of mothers caring for an adult child with the first psychotic episode] / M. V. Dan // Psihologiya - nauka budushchego [Psychology is the science of the future]: Proceedings of the VI International Conference of Young Scientists, Moscow, November 19-20, 2015. - Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2015. - P. 126-129.[in Russian]

12. Zarovnyaeva E. V. Razvitie lichnostnoj zrelosti zhenshchin posredstvom integrativnoj tanceval'no-dvigatel'noj terapii [Development of personal maturity of women through integrative dance and movement therapy] / E. V. Zarovnyaeva // Pedagogika i psihologiya: perspektivy razvitiya [Pedagogy and psychology: development prospects]: Collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference, Cheboksary, December 16, 2017. - CHeboksary : Centr nauchnogo sotrudnichestva "Interaktiv plyus", 2017. - P. 204-209. [in Russian]

13. Zaharova M. A. Usloviya razvitiya lichnostnoj zrelosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Conditions for the development of a teacher's personal maturity in the system of additional professional education] / M. A. Zaharova, I. A. Karpacheva, V. N. Mezinov // Nizhegorodskoe obrazovanie [Nizhny Novgorod education]. -2020. - № 1. - P. 47-52. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Zimina, N. A. Analiz lichnostnoj zrelosti molodezhi v aspekte problemy psihologicheskoj gotovnosti k semejnoj zhizni [Analysis of the personal maturity of youth in terms of the problem of psychological readiness for family life] / N. A. Zimina // Velikie reki' 2016 [Great Rivers' 2016]: Proceedings of the Scientific Congress of the 18th International Scientific and Industrial Forum: in 3 volumes , Nizhny Novgorod, May 17-20, 2016. - Nizhnij Novgorod : Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 2016. - P. 298-300. [in Russian]

15. Il'yasov A. A. Problemy lichnostnogo rosta i lichnostnoj zrelosti [Problems of personal growth and personal maturity] / A. A. Il'yasov, A. V. Usova // CHerepoveckie nauchnye chteniya [Cherepovets scientific readings] - 2014, Cherepovets, November 11-12, 2014]. - CHerepovec : cherepovets state university, 2015. - P. 84-85. [in Russian]

16. Kalinina R. R. Problema lichnostnoj zrelosti v pedagogicheskoj deyatel'nosti [The problem of personal maturity in pedagogical activity] / R. R. Kalinina // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Social'no-gumanitarnye i psihologo-pedagogicheskie nauki. [Bulletin of the Pskov State Pedagogical University. Series: Social-humanitarian and psychological-pedagogical sciences] - 2010. - № 11. - P. 70-78. [in Russian]

17. Karlina T. A. Sub"ektnost' kak vazhnoe uslovie formirovaniya lichnosti [Subjectivity as an important condition for the formation of personality] / T. A. Karlina. // Molodoj uchenyj. [Young scientist] - 2019. - № 52 (290). - P. 265-267. [in Russian]

18. Kozhevnikova, O. V. O strukture lichnostnoj zrelosti studentov universiteta [About the structure of personal maturity of university students] / O. V. Kozhevnikova // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. [Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy.] - 2021. - Vol. 31. - № 4. - P. 428-434. - DOI 10.35634/2412-9550-2021-31-4-428-434. [in Russian]

19. Kozachenko E. V. Motivaciya k obucheniyu v vysshem uchebnom zavedenii kak faktor formirovaniya lichnostnoj zrelosti [Motivation to study in a higher educational institution as a factor in the formation of personal maturity] / E.V. Kozachenko // Vestnik Luganskogo nacional'nogo universiteta imeni Vladimira Dalya. [Bulletin of the Volodymyr Dahl Lugansk National University.] - 2020. - № 6(36). - P. 185-190. [in Russian]

20. Kozlovskaya, N. V. Lichnostnaya zrelost' kak integrativnoe lichnostnoe obrazovanie yunosheskogo vozrasta [Personal maturity as an integrative personality education of youth] / N. V. Kozlovskaya // Social'naya psihologiya lichnosti i akmeologiya [Social psychology of personality and acmeology]: Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference, Saratov, October 19-20, 2017. - Saratov : Pero, 2017. - P. 145-152. [in Russian]

21. Korzhova E. YU. Lichnostnaya zrelost' i professionalizm prakticheskogo psihologa [Personal maturity and professionalism of a practical psychologist] / E. YU. Korzhova, E. K. Veselova // Gercenovskie chteniya [Herzen readings]: psychological research in education. - 2021. - № 4. - P. 277-283. - DOI 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-33. [in Russian]

22. Krasavina A. V. Vzaimosvyaz' obshchej vrazhdebnosti, mstitel'nosti i obidchivosti i urovnya lichnostnoj zrelosti po rezul'tatam empiricheskogo issledovaniya [The relationship of general hostility, vindictiveness and resentment and the level of personal maturity based on the results of empirical research] / A. V. Krasavina // Molodoj uchenyj. [Young scientist]- 2021. -№ 1(343). - P. 126-129. [in Russian]

23. Lavrishcheva, A. V. Vzaimosvyaz' elementov cennostno-smyslovoj sfery i parametrov dostizheniya lichnostnoj zrelosti v period rannej i srednej vzroslosti [The relationship between the elements of the value-semantic sphere and the parameters of achieving personal maturity in the period of early and middle adulthood] / A. V. Lavrishcheva // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. [Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin] -2021. - № 2. - P. 187-205. - DOI 10.35231/18186653_2021_2_187. [in Russian]

24. Lapina, E. V. Lichnostnaya zrelost' pedagoga v usloviyah realizacii SAE [Personal maturity of the teacher in the context of the implementation of the StrAU] / E. V. Lapina, S. V. Markova, V. N. Mezinov // Obrazovanie i samorazvitie. [Education and Self-development] - 2016. - № 2(48). - P. 63-70. [in Russian]

25. Lichnostnaya i professional'naya zrelost' kadrov gosudarstvennoj sluzhby: sbornik nauchnyh statej [Personal and professional maturity of civil service personnel: collection of scientific articles] / Russian acad. state services under the President of the Russian Federation; under total ed. A. A. Derkach. - Moscow: RAGS Publishing House, 2009. - 21 p. [in Russian]

26. Machuha, A. M. Psihologicheskij infantilizm, obuchennaya bespomoshchnost', lichnostnaya rigidnost' i lichnostnaya zrelost' kak sopostavimost' yavlenij [Psychological infantilism, trained helplessness, personal rigidity and personal maturity as a comparability of phenomena] / A. M. Machuha, O. S. Vasil'eva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. [Problems of modern pedagogical education] - 2020. - № 68-2. - P. 444-448. [in Russian]

27. Miklyaeva, A. V. Sem'ya kak prostranstvo konstruirovaniya lichnostnoj zrelosti/lichnostnogo infantilizma v period rannej vzroslosti: gendernyj aspekt [Family as a space for constructing personal maturity/personal infantilism in early adulthood: a gender aspect] / A. V. Miklyaeva // Razvitie rebenka v sem'e [Child development in the family]. - St. Petersburg : Social'no-gumanitarnoe znanie, 2017. - P. 478-484. [in Russian]

28. Naumova, V. A. Etapy i mekhanizmy modeli optimizacii lichnostnyh resursov na etape pozdnej zrelosti [Stages and mechanisms of the optimization model of personal resources at the stage of late maturity] / V. A. Naumova // Gorizonty zrelosti [Horizons of maturity] : Collection of abstracts of the participants of the Fifth All-Russian Scientific and Practical Conference on Developmental Psychology, Moscow, November 16-18, 2015. - Moscow : Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2015. - P. 447-452. [in Russian]

29. Omarov E.Z. Osobennosti lichnostnoj zrelosti uspeshnyh i neuspeshnyh predprinimatelej [Features of personal maturity of successful and unsuccessful entrepreneurs]: dis. abstract ... of PhD in Psychology / Omarov Eduard Zakirovich. -Tyumen', 2011. - 196 p. [in Russian]

30. Ostroushko, M. G. Empiricheskaya verifikaciya koncepcii upravlencheskogo intellekta kak markera lichnostnoj zrelosti rukovoditelya [Empirical verification of the concept of managerial intelligence as a marker of the leader's personal maturity] / M. G. Ostroushko // YUzhnorossijskij zhurnal social'nyh nauk. [South Russian Journal of Social Sciences.] - 2019.

- Vol. 20. - № 2. - P. 136-151. - DOI 10.31429/26190567-20-2-136-151. [in Russian]

31. Pecherskij, S. A. Vliyanie sportivnoj deyatel'nosti na stanovlenie lichnostnoj zrelosti sportsmenov (na primere edinoborstv i sportivnyh igr) [The influence of sports activities on the formation of personal maturity of athletes (on the example of martial arts and sports games)] dis. abstract ... of PhD in Psychology / Pecherskij Sergej Aleksandrovich. -Krasnodar, 2010. - 187 p. [in Russian]

32. Pogorelova, D. A. Profil'noe obuchenie kak faktor formirovaniya lichnostnoj zrelosti starsheklassnikov [Profile education as a factor in the formation of personal maturity of high school students] / D. A. Pogorelova // Sovremennoe obrazovanie: nauchnye podhody, opyt, problemy, perspektivy [Modern education: scientific approaches, experience, problems, prospects]: Collection of articles of the XIV International scientific and practical conference, Penza, 18-19 April 2018. - Penza : Penza State University, 2018. -P. 63-66. [in Russian]

33. Predstavleniya o zhiznennoj perspektive u uchashchihsya starshih klassov s razlichnym urovnem lichnostnoj zrelosti [Ideas about life prospects for high school students with different levels of personal maturity] / A.B. Uglova, I.M. Bogdanovskaya, N.N. Koroleva et al. // Science for Education Today. - 2020. - Vol. 10. - № 6. - P. 55-73. - DOI 10.15293/2658-6762.2006.04. [in Russian]

34. Privalova E. P. Lichnostnaya zrelost' kak element v strukture autopsihologicheskoj kompetentnosti top-menedzherov i predprinimatelej malogoi srednego biznesa [Personal maturity as an element in the structure of autopsychological competence of top managers and entrepreneurs of small and medium business] / E. P. Privalova // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. [Actual scientific research in the modern world] - 2022. - № 1-4(81). - P. 94-101. [in Russian]

35. Pchelkina E. P. Osobennosti proyavleniya kommunikativnoj tolerantnosti u studentov-psihologov s raznym urovnem lichnostnoj zrelosti [Peculiarities of manifestation of communicative tolerance among psychology students with different levels of personal maturity] / E. P. Pchelkina, A. E. Docenko // Nauchnaya iniciativa v psihologii [Scientific initiative in psychology]: interuniversity collection of scientific papers of students and young scientists. - Kursk : Kursk State Medical University, 2017.

- P. 72-85. [in Russian]

36. Rashchupkina YU. V. Rezul'tativnye harakteristiki zhiznennyh vyborov uchashchihsya molodyh lyudej v zavisimosti ot vyrazhennosti lichnostnoj zrelosti [Effective characteristics of life choices of young people depending on the severity of personal maturity] / YU. V. Rashchupkina // Integraciya nauki i praktiki kak mekhanizm effektivnogo razvitiya sovremennogo obshchestva [Integration of science and practice as a mechanism for the effective development of modern society] : materials of the XV International Scientific and Practical Conference, Moscow April 08-09, 2015. - Moscow : Institute for Strategic Studies, 2015. - P. 187-193. [in Russian]

37. Rean A. A. Izuchenie svyazi pokazatelej lichnostnoj zrelosti i social'no-psihologicheskoj adaptacii molodyh suprugov [Studying the relationship between indicators of personal maturity and socio-psychological adaptation of young spouses] / A. A. Rean, YU. A. Evgrafova // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. [National Psychological Journal] - 2019. - Vol. 3. - № 3(35). - P. 80-87. - DOI 10.11621/npj.2019.0309. [in Russian]

38. Slobodchikov V.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka: Vvedenie v psihologiyu sub"ektivnosti [Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: An introduction to the psychology of subjectivity] / V.I. Slobodchikov — Moscow : SHkola-press, 1995. — 384 p. [in Russian]

39. Soldatova E. L. Ego-identichnost' kak sistemoobrazuyushchij faktor formirovaniya lichnostnoj zrelosti [Ego-identity as a backbone factor in the formation of personal maturity] / E. L. Soldatova, I. A. SHlyapnikova // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. [Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology.] - 2010. - № 27(203). - P. 66-74. [in Russian]

40. Stepanova, YU. V. Teoreticheskie osnovy psihologicheskogo konsul'tirovaniya po probleme razvitiya lichnostnoj zrelosti u zhenshchin pomogayushchih professij [Theoretical foundations of psychological counseling on the problem of developing personal maturity in women in helping professions] / YU. V. Stepanova, E. S. Lutoshliva // Problemy teorii i praktiki sovremennoj psihologii [Problems of theory and practice of modern psychology] : materials of the XX All-Russian scientific and practical conference international participation, Irkutsk, April 23-24, 2021. - Irkutsk : IGU Publishing House, 2021. - P. 387-390. [in Russian]

41. Marishchuk L.V. Sub"ektnost' kak pokazatel' lichnostnoj zrelosti [Subjectivity as the indicator of personal maturity]/ L.V. Marishchuk, K.V. Karpinskij, V.S. Volchenkov et al.; Brest State University named after A.S. Pushkin. - Brest : Brest State University named after A. S. Pushkin, 2019. - 193 p. [in Russian]

42. Tyurina T.V. Osobennosti roditel'skih ustanovok materej s raznym urovnem lichnostnoj zrelosti [Features of parental attitudes of mothers with different levels of personal maturity] / T.V. Tyurina // Integraciya psihologo-pedagogicheskih nauk i aktual'nyh obrazovatel'nyh praktik [Integration of psychological and pedagogical sciences and current educational practices]: Proceedings of the International Student Scientific and Practical Face-to-face Conference, Orenburg, April 11, 2019. -Orenburg : Interregional Center for Innovative Technologies in Education, 2019. - P. 226-230. [in Russian]

43. Umrihina M. A. Lichnostnaya zrelost' kak uslovie professional'noj zhiznestojkosti psihologa [Personal maturity as a condition for the professional resilience of a psychologist] / M.A. Umrihina, V.A. Gribcova, L.A. Butova // Psihosocial'nye tekhnologii preduprezhdeniya i preodoleniya professional'nogo stressa v sovremennom social'nom prostranstve [Psychosocial technologies for preventing and overcoming professional stress in the modern social space]: materials of the All-Russian Scientific -practical conference with international participation, Lipetsk, October 06, 2021. - Lipeck : Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, 2021. - P. 142-147. [in Russian]

44. SHapovalenko I.V. Grazhdanskaya poziciya v kontekste dostizheniya lichnostnoj zrelosti: kross-kul'turnoe issledovanie studencheskoj molodezhi [Citizenship in the context of achieving personal maturity: a cross-cultural study of student youth] / I.V. SHapovalenko, E.A. Emel'yanova // Gorizonty zrelosti [Horizons of maturity]: Collection of scientific articles, Moscow, November 16-18, 2015. - Moscow : Moscow City Psychological and Pedagogical University, 2015. - P. 2131. [in Russian]

45. SHapovalova A.A. Vzaimosvyaz' lichnostnoj zrelosti i zhiznestojkosti v kontekste professionalizacii studenta -budushchego psihologa [The relationship of personal maturity and resilience in the context of the professionalization of a student - a future psychologist] / A. A. SHapovalova, T. H. Nevstrueva // Uchenye zametki TOGU. [Scientific marks of TOGU]. - 2021. - Vol. 12. - № 1. - P. 167-173. [in Russian]

46. SHlyapnikova, I. A. Vzaimosvyaz' ego-identichnosti i lichnostnoj zrelosti : special'nost' "Obshchaya psihologiya, psihologiya lichnosti, istoriya psihologii" [The relationship of ego-identity and personal maturity]: dis. abstract ... of PhD in Psychology / SHlyapnikova Irina Andreevna. - CHelyabinsk, 2010. - 26 p.[in Russian]

47. YAs'ko B. A. Sub"ektno-deyatel'nostnaya determinaciya lichnostnoj zrelosti linejnogo rukovoditelya organizacii zdravoohraneniya [Subject-activity determination of personal maturity of the line manager of a healthcare organization] / B.A. YAs'ko, M.G. Ostroushko, B.V. Kazarin // YUzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk. [South Russian Journal of Social Sciences.] - 2020. - Vol. 21. - № 1. - P. 135-156. - DOI 10.31429/26190567-21-1-135-156. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.