Научная статья на тему 'ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕННОСТНОГО МИРА БУДУЩЕГО У АБИТУРИЕНТОВ И СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРИАТА'

ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕННОСТНОГО МИРА БУДУЩЕГО У АБИТУРИЕНТОВ И СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АБИТУРИЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ / ИНЖЕНЕРНЫЙ ВУЗ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МИР ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна, Гордиенко Ольга Антоновна, Трунова Евгения Алексеевна, Хлабыстова Наталья Валерьевна, Егорова Алена Юрьевна

Работа посвящена сравнительному анализу ценностных ожиданий абитуриентов, пришедших в инженерный вуз в 2021 г. с ожиданиями, пришедших в 2014 г. Объектом рассмотрения являются ценностные ориентиры абитуриентов двух поколений (межпоколенческий подход) и отражение задач социализации обучающихся в программах бакалавриата, предметом исследования -изучение изменения ценностных ориентиров в зависимости от поколения абитуриентов. Цель исследования - сопоставление системы ценностей, положенных в основу универсальных компетенций программ бакалавриата, с ранжированием ценностей по личностной значимости двумя поколениями абитуриентов, пришедшими на обучение в инженерный вуз. Гипотеза исследования: если в представлениях нового поколения абитуриентов отразилась деформация национальных ценностей, то в новых учебных программах бакалавриата (ФГОС ВО 3++) должно отразиться усиление фактора социализации обучающихся в учебном процессе. В результате исследования выявлено, что у абитуриентов 2021 уменьшилось практически наполовину желание уважать друг друга, при этом в отношении 1х4 выросло желание иметь качества лидера; желание действовать при помощи силы, а не переговоров, выросло практически в отношении 1х6; почти вполовину выросло желание не обременять себя решением жизненных проблем. В результате в процессе вузовского обучения и воспитания на первый план должны выйти УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие в команде) и УК-1, УК-2, УК-9, отвечающие за развитие способностей самостоятельно принимать решения. Практическая значимость заключается в необходимости корректировать образовательную и воспитательную работу с каждым последующим набором студентов, исходя из выявленной характеристики их общих ценностных ожиданий, коррелирующих с профессиональными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна, Гордиенко Ольга Антоновна, Трунова Евгения Алексеевна, Хлабыстова Наталья Валерьевна, Егорова Алена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE PROFESSIONAL VALUE WORLD OF THE FUTURE FOR APPLICANTS AND THE SYSTEM OF BACHELOR'S DEGREE COMPETENCIES

The article is devoted to the comparative analysis of the value expectations of applicants who came to the engineering university in 2021 with the expectations of those who came in 2014. The object of the study is the value orientations of applicants of two generations (an intergenerational approach) and the reflection of the tasks of socialization of students in bachelor's degree programs, the subject of the study is the study of changes in value orientations depending on the generation of applicants. The purpose of the study is to compare the system of values underlying the universal competencies of bachelor's degree programs with the ranking of values by personal significance by two generations of applicants who came to study at an engineering university. The hypothesis of the study: if the deformation of national values is reflected in the ideas of a new generation of applicants, then the new bachelor's degree programs (Federal state educational standard FSES VO 3++) should reflect the strengthening of the factor of socialization of students in the educational process. As a result of the study, it was revealed that the desire to respect each other decreased by almost half among applicants in 2021, while the desire to have the qualities of a leader increased in relation to 1x4; the desire to act with the help of force, not negotiations, increased almost in relation to 1x6; the desire not to burden oneself with solving life problems increased by almost half. As a result, in the process of university education and upbringing, the UC (Universal Competence) -3 (the ability to carry out social interaction in a team) and the UC -1, UC -2, UC -9, responsible for the development of the ability to make decisions independently, should come to the fore. The practical significance lies in the need to adjust the educational and educational work with each subsequent set of students, based on the identified characteristics of their general value expectations that correlate with professional ones.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕННОСТНОГО МИРА БУДУЩЕГО У АБИТУРИЕНТОВ И СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРИАТА»

XXVIII International Scientific and Practical Conference, Prague, pp. 111-112.

Контактная информация: zuhratambieva58@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2021

УДК 37.013

ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕННОСТНОГО МИРА БУДУЩЕГО У АБИТУРИЕНТОВ И СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРИАТА

Оксана Роальдовна Тучина, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Ольга Антоновна Гордиенко, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Алексеевна Трунова, аспирант, преподаватель, Наталья Валерьевна Хлабыстова, кандидат социологических наук, доцент, Алена Юрьевна Егорова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяна Викторовна Новикова, кандидат филологических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Работа посвящена сравнительному анализу ценностных ожиданий абитуриентов, пришедших в инженерный вуз в 2021 г. с ожиданиями, пришедших в 2014 г. Объектом рассмотрения являются ценностные ориентиры абитуриентов двух поколений (межпоколенческий подход) и отражение задач социализации обучающихся в программах бакалавриата, предметом исследования -изучение изменения ценностных ориентиров в зависимости от поколения абитуриентов. Цель исследования - сопоставление системы ценностей, положенных в основу универсальных компетенций программ бакалавриата, с ранжированием ценностей по личностной значимости двумя поколениями абитуриентов, пришедшими на обучение в инженерный вуз. Гипотеза исследования: если в представлениях нового поколения абитуриентов отразилась деформация национальных ценностей, то в новых учебных программах бакалавриата (ФГОС ВО 3++) должно отразиться усиление фактора социализации обучающихся в учебном процессе. В результате исследования выявлено, что у абитуриентов 2021 уменьшилось практически наполовину желание уважать друг друга, при этом в отношении 1х4 выросло желание иметь качества лидера; желание действовать при помощи силы, а не переговоров, выросло практически в отношении 1х6; почти вполовину выросло желание не обременять себя решением жизненных проблем. В результате в процессе вузовского обучения и воспитания на первый план должны выйти УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие в команде) и УК-1, УК-2, УК-9, отвечающие за развитие способностей самостоятельно принимать решения. Практическая значимость заключается в необходимости корректировать образовательную и воспитательную работу с каждым последующим набором студентов, исходя из выявленной характеристики их общих ценностных ожиданий, коррелирующих с профессиональными.

Ключевые слова: аксиология, воспитание, обучение, социализация, абитуриенты, профессиональное будущее, инженерный вуз, универсальные компетенции, социальные компетенции, мир ценностей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p293-299

IMAGE OF THE PROFESSIONAL VALUE WORLD OF THE FUTURE FOR APPLICANTS AND THE SYSTEM OF BACHELOR'S DEGREE COMPETENCIES

Oksana Roaldovna Tuchina, the doctor of psychological sciences, professor, Olga Antonovna

Gordienko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgeniya Alekseevna Trunova, the post-graduate student, teacher, Natalia Valeryevna Hlabystova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Alena Yuryevna Egorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ulyana Viktorovna Novikova, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The article is devoted to the comparative analysis of the value expectations of applicants who came to the engineering university in 2021 with the expectations of those who came in 2014. The object of

the study is the value orientations of applicants of two generations (an intergenerational approach) and the reflection of the tasks of socialization of students in bachelor's degree programs, the subject of the study is the study of changes in value orientations depending on the generation of applicants. The purpose of the study is to compare the system of values underlying the universal competencies of bachelor's degree programs with the ranking of values by personal significance by two generations of applicants who came to study at an engineering university. The hypothesis of the study: if the deformation of national values is reflected in the ideas of a new generation of applicants, then the new bachelor's degree programs (Federal state educational standard FSES VO 3++) should reflect the strengthening of the factor of socialization of students in the educational process. As a result of the study, it was revealed that the desire to respect each other decreased by almost half among applicants in 2021, while the desire to have the qualities of a leader increased in relation to 1x4; the desire to act with the help of force, not negotiations, increased almost in relation to 1x6; the desire not to burden oneself with solving life problems increased by almost half. As a result, in the process of university education and upbringing, the UC (Universal Competence) -3 (the ability to carry out social interaction in a team) and the UC -1, UC -2, UC -9, responsible for the development of the ability to make decisions independently, should come to the fore. The practical significance lies in the need to adjust the educational and educational work with each subsequent set of students, based on the identified characteristics of their general value expectations that correlate with professional ones.

Keywords: axiology, education, training, socialization, applicants, professional future, engineering university, universal competencies, social competencies, the world of values.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно педагогика включает в себя теорию обучения и теорию воспитания, причём последняя считается ведущей [13, с. 134]. Воспитание предполагает формирование в процессе обучения определённых гуманистических качеств личности, основанных на культурных ценностях, отобранных народом в результате исторического развития и закреплённых в национальной культуре. Именно эти ценности, закреплённые в культуре конкретного общества, позволяют выстраивать идеал будущей трудовой деятельности каждого последующего поколения и целенаправленно обучать этой деятельности в рамках вузовского личностно-профессионального становления.

Исследование проводилось на стыке наук: аксиологии, педагогики, воспитания, социальной психологии. Аксиология, являясь методологической основой педагогики, рассматривает широкий круг проблем, связанных с воспитанием и обучением, ценностным взглядом на мир (мир настоящего, прошлого и будущего), свойственный отдельной личности и целому социуму [3, с. 12 - 13]. Теория воспитания является ведущей в педагогике [13, с. 134], педагогическая и социальная психология занимаются проблемами реализации обучающегося в мире и в коллективе, в том числе и учебном. Всё это позволяет рассматривать «мир ценностей» [14, 1, с. 121], «иерархию ценностных ориентаций» [1, с. 121], «систему базовых национальных ценностей», на которой основан «национальный воспитательный идеал» [5, с. 6 - 8], а также построение «профессионального мира будущего» [9] у поступающих в вузы.

Социальный заказ общества на подготовку к трудовой деятельности нового поколения может быть успешно осуществлён только при выполнении учебными заведениями единых, преследующих национальные интересы и гуманистически обусловленных норм социализации обучающихся. В связи с этим специально отобранные ценностные нормы содержатся в ФГОС ВО в системе компетенций [10, 4], под которыми понимается круг вопросов, в которых лицо, завершившее образование, «обладает познаниями и опытом» [3, с. 133].

В связи со сказанным цель нашего исследования можно определить как сопоставление системы ценностей, положенной в основу универсальных компетенций программ бакалавриата, с ранжированием ценностей по личностной значимости двумя поколениями абитуриентов, пришедшими на обучение в инженерный вуз.

Объектом рассмотрения являются ценностные ориентиры абитуриентов 2021 г. в сравнении с ценностными ориентирами абитуриентов 2014 г. (межпоколенческий подход)

и отражение задач социализации в программах бакалавриата. Предметом исследования -изучение изменения ценностных ориентиров в зависимости от поколения абитуриентов.

Актуальность исследования: формирование ценностного отношения к будущей учебной и производственной деятельности особенно важно в период, когда система нравственных ценностей в России нуждается в восстановлении по причине навязывания рекламой в СМИ установок на формирование человека-потребителя, а не социально ответственной личности.

Гипотеза исследования. Если в представлениях нового поколения абитуриентов отразилась деформация национальных ценностей, то в новом поколении учебных программ бакалавриата должно отразиться усиление фактора социализации обучающихся в учебном процессе.

Задачи исследования:

1) описать, проанализировать и сравнить ценностные установки абитуриентов инженерного вуза 2014 и 2021 годов;

2) выявить, сохранился ли без изменений процесс воспроизводства ценностей двух указанных поколений абитуриентов, разделённых семилетним временным периодом;

3) выявить способы представления ценностных установок в учебных программах бакалавриата 3+ и 3++.

Научная новизна проведённого пилотного исследования заключается в идее выявлении ценностных ожиданий каждого нового набора абитуриентов и сравнения наборов по аксиологическим параметрам в целях коррекции профессиональной ценностной картины мира (профессионального мира будущего).

Практическая значимость заключается в необходимости корректировать образовательную и воспитательную работу с каждым последующим набором студентов, исходя из выявленной характеристики их профессиональных ценностных ожиданий, включённых в динамическую иерархию ценностных ориентаций национального мира ценностей и профессионального ценностного мира будущего.

Методической основой исследования явилась методика ценностных ожиданий Джона Равена [8], шкалы значимости жизненных ценностей В.С. Собкина и Е.А. Калашниковой [11], характеристики ценностные оппозиции Ш. Шварца [2], мониторинговый анкетный опрос, межпоколенческий подход к сопоставлению данных, статистический анализ и математическая обработка социологических данных. Инструментарием исследования явились анкетные опросы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Включённое в ФГОС ВО понятие компетенция (ОК, ОПК, ПК, УК) призвано формировать социальный заказ на специалистов в виде педагогических требований, позволяющих определить познавательный и воспитательный идеал, запроектировать профессиональный мир будущего для выпускников вуза. Одновременно проектируется и учебная компетенция, и компетенция социальная, которая означает обладание социальными навыками, «позволяющими личности адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе» [3, с. 134]. Это позволяет говорить о том, что базовые (терминальные, общечеловеческие) ценности «интегрированы в основные виды деятельности обучающихся» [5, с. 21], т.е. представлены в ряде социально направленных компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК) призваны формировать и поддерживать уже имеющиеся ценностные ожидания обучающихся, ориентированные на гуманистические нормы нравственности и общественной морали. Особенно востребованы ОК в инженерно-техническом вузе, т.к. увлечение наращиванием технического потенциала общества не должно идти вразрез с культурными требованиями общества, поэтому в качестве примера рассмотрим ФГОС ВО (3+) по направлению наиболее востребованной в настоящее время в инженерном вузе подготовки по специальности 10.05.01 Компьютерная безопасность

[12], в которой представлены как компетенции, связанные с функционированием информационного общества, так и социальные компетенции: «обладать способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия», «обладать способностью к самоорганизации и самообразованию» [44].

Для сравнения возьмём эту же специальность в программе нового поколения -ФГОС ВО (3++) [12]. Сразу можно обнаружить, что здесь расширенно представлены социальные компетенции, отвечающие за формирование мира ценностей у обучающихся, связанных с формированием мира будущего. Это и знание правовых норм (УК-2), и социальное взаимодействие в команде (УК-3), и сохранение природной среды, действия в чрезвычайных ситуациях (УК-8), и гражданская позиция (УК-10). Последняя компетенция, правда, рассматривается только как нетерпимое отношение к коррупционному поведению, хотя её следовало бы трактовать намного шире, как всю систему базовых национальных ценностей России.

Таким образом, в продвижении российского общества по пути к новым ФГОС ВО наблюдается явное усиление воспитательного направления в выдвижении ценностей.

Данное наблюдение заставило нас сравнить два поколения абитуриентов инженерного вуза (2014 г. и 2021 г.) на предмет изменения предпочтения в группе ценностных установок, входящих в систему базовых национальных ценностей, отвечающих за ценностный профессиональный мир будущего. Открытый список ценностей, связанных с учёбой в вузе и предстоящей работой, ориентированный на довосстановление, многократно предъявлялся авторами студентам первого курса и абитуриентам в ходе пилотных социологических и экспериментальных педагогических исследований с 2010 г.

В списке представлено 17 ценностей, объединённых в общую позицию «ценности мира», среди которых надо было сделать выбор. Причём, респондент мог выбрать одно утверждение или несколько, ранжировав их по значимости для себя. «Ценность мира -это 1) радость жизни как таковой, счастье жить; 2) отсутствие жизненных проблем; 3) умение постоять за себя, защитить слабого; 4) духовность человека; 5) уважение друг к другу; 6) достижения цивилизации и компьютеризации; 7) порядок; 8) возможность сделать открытие, стать учёным; 9) возможность найти работу по душе; 10) возможность посвятить себя любимому делу; 11) возможность занять лидирующее положение в обществе; 12) возможность стать знаменитым; 13) возможность посмотреть мир, путешествовать; 14) возможность комфортно отдыхать; 15) возможность заниматься спортом; 16) возможность иметь много денег и удовлетворить свои желания; 17) возможность, когда вырасту, наказать тех, кто меня обидел» (все эти 17 позиций представлены ниже на гистограмме 1).

Как можно видеть, в конце списка помещены утверждения негативного характера; они включены в список, потому что на протяжении почти десяти лет апробации опросника на них продолжал падать выбор респондентов, хотя и небольшой.

В 2014 г. было заполнено респондентами 79 анкет-опросников (1-я группа респондентов, предшествующее поколение абитуриентов), в 2021 - 73 анкеты-опросника (2-я группа респондентов, нынешнее поколение абитуриентов). На следующей гистограмме показано соотношение представлений о мире, в том числе о профессиональном ценностном мире будущего у абитуриентов 2014 и 2021 гг.

Как можно видеть из сравнения, на первом месте по ценностным предпочтениям находится утверждение: «Ценность мира - это радость жизни как таковой, счастье жить» (49 ответов и 52 в первой и второй группах респондентов соответственно), на последнем - утверждение № 8: «Ценность мира - это возможность сделать открытие, стать учёным» (1 ответ и 4 соответственно). Это говорит о том, что желание заняться творческим научным трудом и счастье жить находятся на противоположных концах шкалы ценностей, практически в оппозиции. Таким образом, оба поколения научный труд не считают ра-

достным, приносящим счастье.

60

50 40 30 20 10 0

П

11511

2121212121212121212121 0000000000000000000000 2222222222222222222222

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Гистограмма 1 - Соотношение представлений о мире абитуриентов 2014 и 2021 гг. по 17 позициям (ценностям)

Наибольшая разница во взглядах поколений на ценность мира наблюдается в следующих утверждениях.

1. Утверждение № 13 «ценность мира - это возможность посмотреть мир, путешествовать» набрало в первой группе респондентов (2014 г.) 30 согласий, а во второй группе (2021 г.) только 13 (разница в 27 единиц). Возможно, это связано с ситуацией закрытия границ и ограничения передвижения из-за распространяющегося по миру вируса.

2. Утверждение № 5 «ценность мира - это уважение друг к другу» набрало в первой группе респондентов 47 согласий, а во второй группе только 26 (разница в 21 единицу, уменьшение почти вполовину). Такое значительное уменьшение стремления уважать друг друга, работать в дружном, слаженном коллективе подтверждает целесообразность вынесения на третью по важности позицию УК-3 - способность осуществлять социальное взаимодействие в команде.

3. Утверждение № 11 «ценность мира - это возможность занять лидирующее положение в обществе» набрало в первой группе респондентов 4 согласия, а во второй группе 15 согласий (разница в 11 единиц). Таким образом, значение качеств лидера для современного поколения, поступающих в вуз значительно возросло и находится практически в отношении 1х4. Иными словами, ответы респондентов опять подчёркивают важность УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие в команде), потому что в команде предполагается ограниченное количество лидеров, а главное в командном взаимодействии - умение не столько подчинять, сколько разумно подчиняться и выстраивать отношения на основе взаимоуважения, стремление к которому, как мы выяснили выше, почти вполовину уменьшилось.

4. Утверждение № 17 «ценность мира - это возможность, когда вырасту, наказать тех, кто меня обидел» набрало в первой группе респондентов 2 согласия, а во второй группе 13 согласий (разница в 11 единиц). Мы видим, что негативный показатель, свидетельствующий о желании действовать при помощи силы, а не переговоров, вырос в отношении практически 1х6. Полученная величина коррелирует со значительным уменьшением у поступающих в вуз в 2021 г. уважения друг к другу, увеличением желания лидировать, а не находить способы разумного взаимодействия в коллективе.

5. Утверждение № 2 «ценность мира - это отсутствие жизненных проблем» набрало в первой группе респондентов 11 согласий, а во второй группе 22 согласия (разница в 10 единиц), т.е. желание уйти от жизненных проблем, не решать их стало вполовину больше у поступающих в вуз в 2021 г. Жизненная пассивность поколения 2021 должна быть устранена у абитуриентов 2021 за счёт формирования способности самостоятельно принимать решения: УК-1 (способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач), УК-2 (способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и

ограничений), УК-9 (способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности) и формирования др. компетенций.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что у абитуриентов 2021 следует в первую очередь формировать социальные компетенции, связанные с умением работать в команде, что это поколение воспринимает профессиональный мир будущего с индивидуалистической позиции, не готово к творческому инженерному поиску, к ответственному принятию решений при коллективном взаимодействии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Были описаны, проанализированы и прошли сравнение ценностные установки абитуриентов инженерного вуза 2014 и 2021 годов; выявлено, что ценности мигрировали по важности для обучающихся и это отразилось в компетенциях ФГОС ВО (3++).

Даны практические рекомендации по привлечению внимания к универсальным компетенциям УК-1, 2, 3, 9, 10, так как в основном они отвечают за ценности социализации в учебном и трудовом коллективе, т.е. имеют воспитательную направленность. Также дана рекомендация привлекать внимание студентов к творческой научной деятельности.

Практическая значимость заключается в необходимости корректировать образовательную и воспитательную работу с каждым последующим набором студентов, исходя из выявленной характеристики их ценностных ожиданий, влияющих на ожидания профессиональные, от которых зависит будущее не только социальной группы, очередного выпуска инженеров, но и будущее региона, всей страны.

Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект 21-011-33011 Наставник_опн «Представление подростков и молодежи о будущем в условиях неопределенности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта / В.М. Голянич, А.Ф. Бондарук, В.А. Шаповал, Т.В. Тулупьева // Экспериментальная психология. - 2018. - Т. 11, № 3. - С. 120-139.

2. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 70 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -Москва : МарТ, 2005. - 448 с.

4. Компетентностный подход в образовании: методологический аспект: монография / под ред. С. Д. Якушевой. - Новосибирск : Изд-во СибАК, 2016. - 248 с.

5. Данилюк, А. В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.В. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2010. -21 с.

6. Овчинникова, Ю.В. Образ мира личности на разных этапах личностно-профессионального становления : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Овчинникова Юлия Валерьевна. - Томск, 2017. - 24 с.

7. Петрова, В.Н. Образ будущего как предиктор профессионального развития : дис. ... д-ра. психол. наук / Петрова Валерия Николаевна. - Томск, 2019. - 350 с.

8. Равен, Д Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Д. Равен. - Москва: Когито-Центр, 1999. - 144 с.

9. Серкин, В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности : автореф. ... дис. д-ра психол. наук / Серкин Владимир Павлович. - Москва, 2005. - 48 с.

10. Симановская, М.А. Ценностная основа компетентности / М.А. Симановская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - Т. 48, № 4. - С. 80-84.

11. Собкин, В.С. Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков / В.С. Собкин, Е.А. Калашникова // Социальная психология и общество. - 2019. - Т. 10, № 3. - С. 19-39.

12. ФГОС ВО по направлению подготовки 10.05.01 Компьютерная безопасность: приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1512. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [сайт]. - URL:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/100501.pdf (дата обращения: 30.07.2021).

13. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. - Москва : Академия, 2002. - 224 с.

14. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. -189 с.

REFERENCES

1. Golyanich, V.M., Bondaruk, A.F., Shapoval, V.A. and Tulupyeva, T.V. (2018), "Value contradictions as psychodiagnostic criteria of professional competence and intrapersonal conflict", Experimental psychology, Vol. 11, No. 3, pp. 120-139.

2. Karandyshev, V.N. (2004), Shvartz's method for studying personal values, Rech, St. Petersburg.

3. Kojaspirova, G.M. and Kojaspirov, A.Yu. (2005), Dictionary of pedagogy, March, Moscow.

4. Yakusheva, S.D. (2016), Competence-based approach in education: methodological aspect: monograph, SibAK Publishing House, Novosibirsk.

5. Danilyuk, A.V., Kondakov, A.M. and Tishkov, V.A. (2010), The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia, Prosveshchenie, Moscow.

6. Ovchinnikova, Yu.V. (2017), The image of the world of personality at different stages of personal and professional formation, dissertation, Tomsk, 24 p.

7. Petrova, V.N. (2019), The image of the future as a predictor ofprofessional development, dissertation, Tomsk.

8. Rabbi, John (1999), Pedagogical testing: Problems, misconceptions, Kogito-Center, Moscow.

9. Serkin, V.P. (2005), The structure and functions of the image of the world in practical activity, dissertation, Moscow.

10. Simanovskaya, M.A. (2010), "The value basis of competence", Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University, Vol. 48, No. 4, pp. 80-84.

11. Sobkin, V.S. and Kalashnikova, E.A. (2019), "Features of intergenerational differences in the life position of adolescents", Social Psychology and society, Vol. 10, No. 3, pp. 19-39.

12. The Federal State Educational Standard for Higher Education in the field of training 10.05.01 Computer security, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/100501.pdf (accessed: 30 July 2021).

13. Fokin, Yu.G. (2002), Teaching and education in higher education: methodology, goals and content, creativity, Academy, Moscow, 224 p.

14. Yanitsky, M.S. (2000), Value orientations of personality as a dynamic system, Kuzbassvuzizdat, Kemerovo, 189 p.

Контактная информация: gordienko-olga@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2021

УДК 796.011.1

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-СВЯЗИСТОВ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Андрей Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Сергеевич Юров, начальник отделения организации учебного процесса, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье рассматривается проблематика специфичности служебно-прикладной физической подготовки военнослужащих войск связи применительно к полевым условиям профессиональной деятельности. Целевая установка - раскрыть базовое содержание служебно-прикладной физической подготовки связистов в полевых условиях с конкретизацией двигательных задач по обеспече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.