Научная статья на тему 'Абитуриенты СПбГПУ-2014 (особенности, ценности, ожидания)'

Абитуриенты СПбГПУ-2014 (особенности, ценности, ожидания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL STUDY / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / MOTIVATION TO LEARN / АБИТУРИЕНТЫ / LIFE VALUES / ENTRANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Дмитрий Геннадьевич, Обухова Юлия Олеговна

Приведены результаты социологического исследования контингента потенциальных абиту-риентов СПбГПУ 2014 года. Цель статьи – создание социального портрета потенциального абитури-ента СПбГПУ, выявление его ценностных ориентаций. Ключевым педагогическим вопросом ис-следования стало изучение мотивации к обучению. Исследование показало, какие именно целиставят перед собой абитуриенты высших учебных заведений, какие требования они предъявляют кучебной и внеучебной жизни университета, каковы их ожидания и иерархия ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Дмитрий Геннадьевич, Обухова Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICANTS OF SPbGPU IN 2014 (FEATURES, VALUES, EXPECTATIONS)

This article is the result of the opinion survey conducted amongst applicants of SPbGPU in 2014 year.The purpose of this article is to compose a social profile of SPbGPU's prospective student and to unveiltheir system of values. The key pedagogic question of this research was examination of students' learningmotivation. The study has shown what goals exactly students set for themselves when trying to enroll ina university, what demands they place on a college's academic and extra-curricular activities, what theirexpectations and hierarchy of values are.

Текст научной работы на тему «Абитуриенты СПбГПУ-2014 (особенности, ценности, ожидания)»

-►

Политические науки и регионоведение

УДК 316.3

Д.Г. Попов, Ю.О. Обухова

АБИТУРИЕНТЫ СПбГПУ-2014 (ОСОБЕННОСТИ, ЦЕННОСТИ, ОЖИДАНИЯ)

ПоПов Дмитрий Геннадьевич — доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; кандидат философских наук.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: klacik_p2@list.ru

оБуховА Юлия олеговна — ассистент кафедры социально-политических технологий Гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; кандидат социологических наук.

Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 e-mail: julie_ob@mail.ru

Приведены результаты социологического исследования контингента потенциальных абитуриентов СПбГПУ 2014 года. Цель статьи — создание социального портрета потенциального абитуриента СПбГПУ, выявление его ценностных ориентаций. Ключевым педагогическим вопросом исследования стало изучение мотивации к обучению. Исследование показало, какие именно цели ставят перед собой абитуриенты высших учебных заведений, какие требования они предъявляют к учебной и внеучебной жизни университета, каковы их ожидания и иерархия ценностей.

ПЕДАГОГИКА; СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ; ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ; МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ; АБИТУРИЕНТЫ.

Современная социология образования ставит перед исследователями целый ряд практически ориентированых задач. Изучение целевых групп студентов, преподавателей, аспирантов позволяет оценить как качественные и количественные характеристики системы высшего образования, так и интересы, ценности и пожелания ключевых аудиторий образовательного дискурса. с целью повышения конкурентоспособности вуза полезно в условиях ежегодной летней кампании по набору абитуриентов оценивать эффективные механизмы профориентационных работ, выявлять и анализировать ключевые интересы современных выпускников школ, апробировать удобный формат по их ориентированию на поступление в СПбГПУ в рамках специального научно-просветительского мероприятия.

Актуальность данной темы связана и с тем, что сейчас меняется структура приема в высшие учебные заведения, причем это происходит на фоне сокращения приема в вузы в последние 5 лет [1, с. 41]. Изучение профессиональных ориентаций студентов — одна из важных практических проблем в социологии образования [2, с. 95—97].

В качестве сопровождения кампании по набору на первые курсы СПбГПУ рабочей группой Гуманитарного института 7—8 июня 2014 года в рамках специального мероприятия «FAB PICNIC в Политехническом» был проведен опрос потенциальных абитуриентов с целью изучения ценностных ориентаций молодежи санкт-Петербурга, имеющей желание поступить в санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Дополнитель-

ная цель — изучить ключевые ценности специального профориентационного мероприятия «FAB PICNIC в Политехническом».

Задачи исследования:

1. Выявление тендерного и демографического состава потенциальных абитуриентов СПбГПУ.

2. Анализ местоположения и специфики школ и иных учебных заведений, которые они оканчивали.

3. Выявление ориентации потенциальных абитуриентов относительно направленности будущего образования.

4. Выявление их пожеланий относительно дополнительной полезности от получения высшего образования в данном вузе.

5. Изучение ожиданий потенциальных абитуриентов в отношении высшего образования.

6. Определение их ценностных ориентаций в жизни и учебе.

7. Анализ факторов, способных мотивировать к хорошей учебе.

8. Определение источника информации (откуда потенциальные абитуриенты узнали о СПбГПУ и проводимом в нем мероприятии).

Методы исследования — количественные, метод сбора данных — структурированное интервью. Всего было опрошено 144 человека в возрасте от 14 до 28 лет, и в результатах исследования отражены данные анализа 144 анкет. Опросник включал восемь закрытых и один открытый вопрос, касающийся места обучения в тот момент будущего абитуриента. В ходе исследования использовались таблицы сопряженности для дихотомических переменных, коэффициенты корреляции для количественной и дихотомических переменных (коэффициент корреляции Спирмена).

Легенда мероприятия. «FAB PICNIC в Политехническом» — это фестиваль научно-технического творчества молодежи формата open-air. Его цель — повышение интереса молодежи к инженерному и научно-техническому творчеству, а также вовлечение ее в различные области современных высоких технологий, науки и техники. В мероприятии приняли участие дети разного возраста из более чем 20 школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, студенты, заинтересованные в научно-техническом творчестве, родители студентов и абитуриентов, выпускники и сотрудники СПбГПУ, а также гости и приглашенные участники. Всего «FAB

PICNIC в Политехническом» в течение двух дней посетили около 2500 человек. Идентификация целевых участников опроса проводилась путем индивидуального опроса полевой группой, а также путем индивидуального собеседования авторов исследования с респондентами в ходе профориентационной работы в рамках мероприятия.

Гендер. Среди принявших участие в исследовании количество мужчин и женщин было примерно одинаковым: соответственно 52,4 и 47,6 %. Выборка была относительно репрезентативной для данной возрастной категории. следует отметить, что женская часть аудитории не была случайной. Интерес к технической, лекционной и интерактивной составляющей мероприятий характерен для всех, вне зависимости от гендерной специфики. Этому способствует и политехнический характер нашего университета, представляющего целую линейку технических и гуманитарных специальностей, а также формат мероприятия, направленный на максимальную всеохватность аудиторий.

Если обратиться к итоговым расчетам коэффициентов корреляции с дихотомическими переменными, то статистическую значимость показывают следующие аспекты: мужчины более склонны выбирать программирование и инженерные специальности (с физикой, экономическими и гуманитарными специальностями значимых связей с полом не выявлено), а также религию как базовую ценность. Для них в отличие от девушек важны престиж вуза и обстановка в нем. девушки же более склонны выделять значимость успешной учебы, а также называть в качестве базовой ценности образование.

Возраст. Средний полный возраст участников опроса — 16,8 года (см. рис. 1), а медиана проходит как раз по 17 годам. Наиболее часто встречающееся значение — 16 лет. Большинство лиц, пришедших на данное мероприятие, в первую очередь видели своей целью посещение научно-развлекательной части мероприятия. но в то же время нельзя забывать, что их возраст — это возраст принятия решения о выборе вуза. данную теорию подтверждают как дополнительные ответы опрошенных, так и комментарии сопровождающих их лиц. Целевые группы выпускников школ показали высокую активность, несмотря на большую загруженность в связи с подготовкой к сдаче ЕГЭ.

60 и 50

о и

§ 40

о р

§ 30 н о о

£ 20

ч о

10

0

21

ЕЕ

1

14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет 19 лет 20 лет 24 года 28 лет

Возраст

Рис. 1. Возрастной состав участников опроса

Средняя школа. Исследование показало, что образовательная деятельность СПбГПУ привлекает учащихся школ всех форматов и специализаций (рис. 2). Так, например, среди посетителей были учащиеся Аничкова лицея, физико-математических лицеев № 30 (12 человек) и № 239 (6 человек), гимназий № 2 и 652 (4 человека). Большинство опрошенных проходили обучение в учреждениях Санкт-Петербурга, но в то же время были представители тосно, Котласа, Кисловодска. Основная локализация учащихся школ — Выборгский и Калининский районы нашего города. Потенциальные абиту-

риенты редко приходят в одиночку, базовый состав групп — два-три одноклассника.

Информированность о СПбГПУ. Ключевое значение в современных условиях конкуренции вузов и борьбы за абитуриентов приобретает источник информации о вузе. Согласно результатам нашего исследования, потенциальные абитуриенты узнавали о СПбГПу из разных источников, спектр которых достаточно широк (см. рис. 3): 11 человек узнали о нем из прессы, 13 — из наружной рекламы, 38 — из Интернета, а большая часть (82 человека) — из личных контактов (от знакомых — 59 человек, от роди-

3

2

телей — 23). При этом многие из опрошенных дополняли предложенные варианты ответов, идентифицируя себя с СПбГПУ, так как они «всю жизнь знали о вузе», «семья прошла через Политех», «родители (друзья) учились (учатся) в СПбГПУ».

выбор специальности. С учетом приведенных выше характеристик респондентов в ходе опроса были проанализированы их предпочтения при выборе специальности. Особенностью вопроса об индивидуальном выборе будущей специальности являлась возможность дать на него множественный ответ. Часть аудитории выбрала несколько вариантов ответа, что свидетельствует о том, что еще не все готовы к точному выбору. Кроме того, множественный выбор — результат воздействия на опрашиваемых опыта сдачи ЕГЭ, позволяющего с помощью ключевых экзаменов поступать на разные специальности и направления подготовки.

Результаты обработки анкет следующие: 13,1 % респондентов интересуются обучением по специальности «Связи с общественностью и реклама», еще 13,1 % хотели бы поступить на юридические специальности, 27,6 % — на инженерные и строительные, 23,4 % — на физические, 13,1 % — на языковые, 16,6 % — на экономические, обучаться программированию намерены 23,4 %, психологии и педагогике —

13 %. Наблюдается небольшой перевес в выборе технических специальностей (рис. 4).

Если говорить о статистически значимых корреляциях с желанием учиться по направлению подготовки «Связи с общественностью и реклама», то оно отрицательно связано с желанием изучать инженерные специальности, физику или программирование. То же можно сказать и по отношению к будущим юристам. Для них значимо важно окружение в вузе (ремонт, например). Потенциальные инженеры, а также физики и программисты имеют отрицательную корреляцию с желающими изучать гуманитарные, языковые специальности и юриспруденцию.

выбор вуза. Выбор места для получения высшего образования зависит от множества факторов. в этой связи успешная конкуренция высшего учебного заведения невозможна без удовлетворения ожиданий целевых групп. Современность, высокое качество и доступность образования — важные аргументы при выборе вуза, но не всегда выбор зависит только от них. Университеты никогда не воспринимались лишь как место получения специальных и элитарных знаний. об этом свидетельствуют и результаты опроса (рис. 5). В том, что касается ожиданий от высшего образования как такового, то будущие абитуриенты высказали следующие пожелания при ответе на вопрос «Разные

Экономические специальности7 ' 11,5 %о. '

и технические специальности 52 %

Гуманитарные специальности 36,5 %

Зависимый выбор 7,4 %

Творческий выбор 50 %

Прагматичный выбор 42,6 %

Рис. 4. Выбор будущей специальности участниками опроса

Рис. 5. Специфика выбора высшего образования как формы социальной активности в среднесрочный период (до 5 лет)

люди от высшего образования ожидают разного. Что именно хотите получить Вы?» Интеллектуального развития, приобретения знаний и навыков ожидает более половины опрошенных — 62,1 %, успешной карьеры — 57,9 %. При этом творческое саморазвитие является значимой целью при поступлении в вуз для 40 %, что можно охарактеризовать как достаточно значимую цифру. Ценности коммуникации и социализации в рамках вуза («интересное общение с другими людьми, сверстниками») отметили 46,2 % опрошенных. Выбравшие эти два мотива получения высшего образования количественно обгоняют даже отметивших ожидание получения профессии (38,6 %). Повышения социального статуса и получения возможности порадовать родителей ожидают от высшего образования соответственно 29,7 и 21,4 % респондентов.

Полагаем, что правильно поступают те вузы, которые уделяют большое внимание воспитательной и творческой стороне образовательного процесса. Исходя из полученных данных, можно предположить, что необходима дополнительная профориентационная работа в школах с целью повышения эффективности поиска прикладной профессии будущими абитуриентами. Будущие абитуриенты признаются, что далеко не у всех из них присутствует ожидание развития навыков, получения знаний и даже профессионального успеха. Значительное количество участников опроса отметили, что имеют и другие мотивы поступления в вуз — общение, творческое развитие. часть респондентов большое значение придают ожиданиям родителей и их надеждам, а значит, поступают в вузы в результате давления и по причине зависимости от выбора родителей.

Будущие физики, например, ожидают от высшего образования повышения интеллектуального уровня, потенциальные юристы — повышения статуса и интересного общения.

Требования к вузу. Важной составляющей при выборе вуза становятся ожидания молодежи [3, с. 87; 4, с. 80]. Современные школьники живут в условиях конкурентного мира, они не очень доверяют учебникам и планам, делают ставку как на индивидуализм, так и на групповой результат. В то же время сохраняется общая тенденция на повышенные ожидания от индивидуального обучения. Этому способствуют ре-

петиторство, занятия в малых группах, индивидуальная и групповая подготовка к олимпиадам и дополнительные занятия с потенциальными медалистами. Опрос показал, что 72,4 % его участников считают важным при выборе вуза такой фактор, как талантливые преподаватели. Они хотят учиться у таких преподавателей. Интерес к учебе по конкретным направлениям зависит от способностей учителя, а также примеров по успешной реализации индивидуальных и групповых проектов. Для 36,6 % опрошенных важно, чтобы в вузе было много интересных и разнообразных предметов, как технических, так и гуманитарных. Это демонстрирует интерес к получению знаний, позволяющих успешно конкурировать на рынке труда. техническая оснащенность вуза важна для 49 % опрошенных. Вуз должен обладать современным оборудованием и лабораториями, сопоставимыми с общемировыми аналогами, и показывать это. Оказались не очень важны популярность и престижность вуза в городе или стране (это отметили лишь 28,3 %), так же как внешний вид и эргономика учебного пространства (26,9 %).

В то же время акцент на приобретении конкретной прикладной профессии важен лишь для 36,6 % опрошенных. Данный результат является общим для высших учебных заведений РФ, где лишь треть выпускников работает по специальности. В этой связи мы видим, что уже на уровне абитуриентов заложена проблема дальнейшего трудоустройства по полученной специальности. Все большее значение приобретают «профессиональные ценности студенческой жизни». то, что придается большое значение таким факторам, как интересные мероприятия и специальные события (отметили 54,5 % участников опроса), а также кружки, студенческие союзы и объединения (37,9 %), показывает правильность усиления работы СПбГПу по развитию внеучебной деятельности: патриотической, воспитательной трудовой (студенческие отряды), волонтерской спортивной и иной студенческой деятельности. Данные формы коллективной активности востребованы современной молодежью и привлекают ее внимание при выборе вуза.

Для желающих обучаться по направлению «Связи с общественностью и реклама» значимо важен престиж вуза, для потенциальных инженеров важны техническая оснащенность вуза

(для программистов тоже) и наличие там кружков, союзов, студенческих объединений.

Таким образом, мы видим, что будущие студенты хотят не только учиться, но и вести активную социальную и творческую жизнь. В нашем университете много союзов, секций, проводится большое количество мероприятий. В рекламной кампании СПбГПУ, в том числе и через традицию «FAB PICNIC в Политехническом», на этом следует делать особый акцент.

В связи с вышесказанным необходимо привлечь внимание следующего поколения студенчества к образовательным практикам.

Мотивы высокой успеваемости. Ответы на вопрос о мотивах, которые могли бы сподвиг-нуть студентов на хорошую учебу в вузе, продемонстрировали достаточно благоприятную картину: для успешной учебы важна в первую очередь позитивная мотивация. Негативные мотивы (не отставать от сокурсников и избежать осуждения, наказания за плохую учебу) оказались важны лишь для 26,9 % опрошенных (17,9 и 9 % соответственно).

также невелико значение мнения других людей как мотива для хорошей учебы — это важно для 15,2 % участников опроса, которые хотят стать примером для других студентов. В качестве такого мотива 15,2 % опрошенных отметили одобрение родителей, а 23,4 % — уважение преподавателей.

Мотивы, связанные с улучшением собственных навыков и повышением уровня знаний, более популярны. Однако только 47,6 % опрошенных отметили, что их мотивом могло бы быть желание стать высококвалифицированным специалистом, 44,1 % — непосредственно приобретение знаний и навыков. интеллектуальное удовлетворение от учебы мотивирует 33,1 % опрошенных, желание получить диплом — 44,1 %. Стипендия могла бы стать мотивом для 35,2 %, а хорошие оценки — для 42,1 %. Еще одним мотивом, но не самым популярным, является желание быть лидером — 28,3 %.

При расчете таблиц сопряженности самые интересные результаты дало изучение связи между желанием получить диплом как мотивом хорошей учебы и прочими мотивами. например, выяснилось, что приобретение глубоких знаний является мотивом только для 44,4 % из тех, кто назвал мотивом учебы получение диплома. Лишь 50 % из них назвали вторым моти-

вом желание стать специалистом. Интеллектуальное удовлетворение от учебы как мотив назвали только 20,4 % таковых. Подтвердилась гипотеза, что существуют лица, заинтересованные в получении статуса студента или выпускника вуза, для них менее важна интеллектуальная и профессиональная составляющая получения высшего образования.

В то же время успешная учеба совпадает с желанием получить глубокие знания у 16 % опрошенных (от общего их числа), с желанием стать специалистом — у 16,8 %. Иными словами, это составляет 37 и 38,9 % от числа тех, для кого мотивом является желание иметь глубокие знания. однако среди таковых 48 % в качестве мотива назвали также и желание получить диплом.

для будущих программистов мотивом к хорошей учебе могла бы стать стипендия, как, кстати, и для будущих экономистов. Потенциальные физики отличаются тем, что для них мотивом стало бы получение глубоких знаний.

Ценностные ориентации. Сформировавшиеся к моменту поступления в вуз ценности являются одним из значимых факторов формирования отношения к высшему образованию [5, с. 78—79]. Если же говорить об общих жизненных ценностях будущих абитуриентов, то наибольшее значение для них, как показал опрос, имеют семья и карьера (соответственно 66,2 и 40,7 %). Также высока значимость такой ценности, как свобода (33,1 %). С небольшим отрывом идут творческая самореализация и отдых, развлечения (33,1 и 26,9 %), а также материальное благополучие (31 %). При этом для 22,8 % опрошенных получение образования является самостоятельной ценностью. наименьшую значимость имеют такие ценности, как высокий социальный статус, религия и уважение окружающих — соответственно 11; 6,9 и 6,2 %.

Интересно отметить, что те, кто высоко ценит карьеру, в 71,7 % случаев выбирают и семью, в 13,6 % — свободу, в 17 % — творчество (кстати, корреляции с невыбором творчества оказались статистически значимыми). А вот материальное благополучие и деньги оказались важны соответственно для 28,6 и 20,8 % тех, кто выбрал карьеру.

для будущих абитуриентов, для которых образование является самостоятельной ценностью, статистически значим невыбор сво-

боды (87,5 % не сочли это важной ценностью). Только для 21 % из них важно материальное благополучие как базовая ценность и лишь для 21,9 % — карьера.

Наблюдается отрицательная корреляция между желанием поступить на физическую специальность и семьей как базовой ценностью. Желание учиться психологии и педагогике положительно коррелирует с потребностью в творчестве. Желание получить экономическую специальность значимо коррелирует с уважением преподавателей как мотивом для хорошей

учебы. Для будущих юристов одной из ценностей является социальный статус, для потенциальных инженеров высока значимость такой ценности, как свобода.

Опрос потенциальных абитуриентов, проведенный 7—8 июня 2014 года, стал важной частью аналитической работы по оценке количественных и качественных показателей одной из наиболее интересных для СПбГПУ целевых групп, выявил их ключевые ожидания. Результаты опроса могут послужить базой для дальнейших исследований.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гохберг Л.М., Ковалева Н.В., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М. Образование в цифрах: 2013 : кр. стат. сб. М.: Изд-во Нац. исслед. ун-та «Высш. шк. экономики», 2013.

2. Иванова В.И., Матвеева H.A., Осипов А.М., Рысакова П.И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социол. исслед. 2013. № 5. С. 95-103.

3. Каюмов А.Т., Каников Ф.К., Исхакова Н.Р.

Учащаяся молодежь крупного индустриального города о престиже профессий // Там же. № 8. С. 87—95.

4. Селиванова З.К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков // Там же. С. 80—86.

5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Там же. № 1. С. 78—90.

D.G. Popov, Yu.O. Obukhova

APPLICANTS OF SPbGPU IN 2014 (FEATURES, VALUES, EXPECTATIONS)

POPOV Dmitriy G. — St. Petersburg State Polytechnical University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: klacik_p2@list.ru

OBUKHOVA Yuliya O. — St. Petersburg State Polytechnical University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia e-mail: julie_ob@mail.ru

This article is the result of the opinion survey conducted amongst applicants of SPbGPU in 2014 year. The purpose of this article is to compose a social profile of SPbGPU's prospective student and to unveil their system of values. The key pedagogic question of this research was examination of students' learning motivation. The study has shown what goals exactly students set for themselves when trying to enroll in a university, what demands they place on a college's academic and extra-curricular activities, what their expectations and hierarchy of values are.

PEDAGOGY; SOCIOLOGICAL STUDY; LIFE VALUES; MOTIVATION TO LEARN; ENTRANTS.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Gokhberg L.M., Kovaleva N.Y, Kuzminov Ya.I., Remorenko I.M. Obrazovaniye v tsifrakh: 2013 [Education numerically: 2013]. Moscow, National Research University "Higher School of Economics" Publ., 2013. (In Russ.)

2. Ivanova VI., Matveyeva N.A., Osipov A.M., Rysa-kova P.I. [Contemporary Sociology of Education in Russia: some results and problems of development]. Sotsiologiche-skiye issledovaniya, 2013, no. 5, pp. 95—103. (In Russ.)

3. Kayumov A.T., Kanikov F.K., Iskhakova N.R. [Studying youth large of industrial city about prestige oc-

cupations]. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 2013, no. 8, pp. 87-95. (In Russ.)

4. Selivanova Z.K. [Dynamics and the relationship between value orientations and life goals of urban adolescents]. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 2013, no. 8, pp. 80-86. (In Russ.)

5. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. [Sociocultural mechanism of formation of young people's attitudes to education]. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 2013, no. 1, pp. 78-90. (In Russ.)

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.