Научная статья на тему 'Восприятие рекламы вузов старшеклассниками с разной актуальностью ситуации выбора ступени образования'

Восприятие рекламы вузов старшеклассниками с разной актуальностью ситуации выбора ступени образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА ВУЗОВ / РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / UNIVERSITY ADVERTISING / POSTER / HIGH SCHOOL STUDENTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хороших Валерия Викторовна, Савченко Ульяна Владимировна

В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия рекламы высших учебных заведений (вузов) Санкт-Петербурга учащимися старших классов с разной актуальностью ситуации выбора ступени образования. Для реализации целей и задач исследования на предварительном этапе был проведен контент-анализ рекламных плакатов вузов, направленный на оценку соотношения эмоционального и рационального типа рекламного воздействия. Для изучения особенностей восприятия отобранных образцов рекламы использовался модифицированный вариант методики семантического дифференциала Ч. Осгуда, а также анкетный опрос. В исследовании выявлены основные категории восприятия рекламы вузов: «авторитетность вуза», «своеобразие вуза», «доступность вуза», «контактность вуза». Актуальность ситуации выбора ступени образования является фактором, определяющим специфику восприятия рекламы вузов учащимися старшей школы, и определяет степень дифференцированности оценки рекламы, а так же поляризации по фактору «авторитетность вуза». Учащиеся, для которых выбор ступени дальнейшего образования более актуален, отличаются меньшей дифференцированностью восприятия образцов рекламы вузов в целом и склонны любое высшее учебное заведение воспринимать как авторитетное. Показано, что одной из отличительных характеристик стратегии работы с информацией о вузах учащихся 10-11 классов выступает увеличение доли контактных способов получения информации о вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хороших Валерия Викторовна, Савченко Ульяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERCEPTION OF ADVERTISING OF HIGHER EDUCATION BY HIGH SCHOOL STUDENTS WITH DIFFERENT ACTUALITY OF EDUCATIONAL STAGE CHOICE SITUATION

The paper presents the results of a study of the characteristics of the perception of advertising of higher educational institutions (universities) of St. Petersburg by high school students with different relevance of the situation of choosing the level of education. To achieve the goals and objectives of the study at the preliminary stage, a content analysis of advertising posters of universities was conducted, aimed at assessing the ratio of the emotional and rational type of advertising impact. To study the characteristics of perception of selected advertising samples, a modified version of the method of semantic differential of C. Osgood was used, as well as a questionnaire. The study identified the main categories of perception of advertising of higher education: «the authority of the University», «uniqueness of the University», «the accessibility of the University», «the communicability of the University». The relevance of the situation of choosing the level of education is a factor that determines the specifics of the perception of advertising universities by high school students, and determines the degree of differentiation of advertising evaluation, as well as polarization on the factor of «the authority of the University». Students, for whom the choice of the level of further education is more relevant, are less differentiated perception of advertising samples of universities in General and tend to perceive any higher education institution as authoritative. It is shown that one of the distinctive characteristics of the strategy of working with information about the universities of students in grades 10-11 is the increase in the share of contact methods for obtaining information about universities.

Текст научной работы на тему «Восприятие рекламы вузов старшеклассниками с разной актуальностью ситуации выбора ступени образования»

психологические науки

Хороших Валерия Викторовна, Савченко Ульяна Владимировна ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМЫ ВУЗОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ...

УДК 159.99

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0096

ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМЫ ВУЗОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С РАЗНОЙ АКТУАЛЬНОСТЬЮ СИТУАЦИИ ВЫБОРА СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Хороших Валерия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Савченко Ульяна Владимировна, магистрант высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого

(195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29., e-mail:[email protected])

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия рекламы высших учебных заведений (вузов) Санкт-Петербурга учащимися старших классов с разной актуальностью ситуации выбора ступени образования. Для реализации целей и задач исследования на предварительном этапе был проведен контент-анализ рекламных плакатов вузов, направленный на оценку соотношения эмоционального и рационального типа рекламного воздействия. Для изучения особенностей восприятия отобранных образцов рекламы использовался модифицированный вариант методики семантического дифференциала Ч. Осгуда, а также анкетный опрос. В исследовании выявлены основные категории восприятия рекламы вузов: «авторитетность вуза», «своеобразие вуза», «доступность вуза», «контактность вуза». Актуальность ситуации выбора ступени образования является фактором, определяющим специфику восприятия рекламы вузов учащимися старшей школы, и определяет степень дифференцированности оценки рекламы, а так же поляризации по фактору «авторитетность вуза». Учащиеся, для которых выбор ступени дальнейшего образования более актуален, отличаются меньшей дифференцированностью восприятия образцов рекламы вузов в целом и склонны любое высшее учебное заведение воспринимать как авторитетное. Показано, что одной из отличительных характеристик стратегии работы с информацией о вузах учащихся 10-11 классов выступает увеличение доли контактных способов получения информации о вузах.

Ключевые слова: реклама вузов, рекламный плакат, старшеклассники, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор

THE PERCEPTION OF ADVERTISING OF HIGHER EDUCATION BY HIGH SCHOOL STUDENTS WITH DIFFERENT ACTUALITY OF EDUCATIONAL STAGE CHOICE SITUATION

© 2019

Khoroshikh Valeriya Viktorovna, PhD, assistant professor of Higher school of engineering pedagogy,

psychology and applied linguistics Savchenko Ulyana Vladimirovna, graduate student of Higher school of engineering pedagogy,

psychology and applied linguistics Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University (195251, Russia, Saint-Petersburg, Polytechnicheskaya, 29, e-mail:[email protected])

Abstract. The paper presents the results of a study of the characteristics of the perception of advertising of higher educational institutions (universities) of St. Petersburg by high school students with different relevance of the situation of choosing the level of education. To achieve the goals and objectives of the study at the preliminary stage, a content analysis of advertising posters of universities was conducted, aimed at assessing the ratio of the emotional and rational type of advertising impact. To study the characteristics of perception of selected advertising samples, a modified version of the method of semantic differential of C. Osgood was used, as well as a questionnaire. The study identified the main categories of perception of advertising of higher education: «the authority of the University», «uniqueness of the University», «the accessibility of the University», «the communicability of the University». The relevance of the situation of choosing the level of education is a factor that determines the specifics of the perception of advertising universities by high school students, and determines the degree of differentiation of advertising evaluation, as well as polarization on the factor of «the authority of the University». Students, for whom the choice of the level of further education is more relevant, are less differentiated perception of advertising samples of universities in General and tend to perceive any higher education institution as authoritative. It is shown that one of the distinctive characteristics of the strategy of working with information about the universities of students in grades 10-11 is the increase in the share of contact methods for obtaining information about universities.

Keywords: University advertising, poster, high school students, professional self-determination, professional choice

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ситуация, существующая на рынке образовательных услуг в современной России, отличается высоким уровнем конкуренции среди высших образовательных учреждений [1], что делает рекламу одним из важных каналов коммуникации между вузом и абитуриентами. В то же время можно отметить относительно небольшое количество психологических исследований, посвященных изучению восприятия рекламы вузов, имиджа высшего образовательного учреждения.

Исследователи отмечают ряд существенных сложностей в процессе профессионального самоопределения, с которыми сталкиваются современные старшеклассники (Л.В. Прыкина, Л.Б. Осипова [2], С.В. Фролова [3] и др.). Актуальные проблемы, по мнению ряда исследователей, обусловлены противоречиями: между потребностью в специалистах, ориентированных на постоянное повышение собственной квалификации, демонстрирующих высокий интерес к содержанию выполняемой работы

и низкой готовностью учащихся старших классов осуществлять осознанный профессиональный выбор [3]; между высокой востребованностью профориентацион-ной работы и формальным подходом в ее организации в образовательных учреждениях [2]; между широтой и доступностью информации о различных образовательных учреждениях, популярных и востребованных профессиях и специальностях и отсутствием навыков осознанного, критического анализа имеющейся информации у старшеклассников. Таким образом, можно отметить, что исследования, направленные на расширение представлений о психологических факторах, определяющих эффективность рекламного воздействия, специфике восприятия рекламы вузов потенциальным потребителем, ориентированы на решение ряда практических задач, связанных с оптимизацией коммуникации между вузами и учащимися старших классов, разработкой научно обоснованных технологий формирования содержания рекламы вузов для учащихся старших классов.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

Khoroshikh Valeriya Viktorovna, Savchenko Ulyana Vladimirovna THE PERCEPTION OF ADVERTISING OF HIGHER ...

psychological science

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. К настоящему моменту большинство исследований рекламы образовательных учреждений как в России, так и за рубежом, ведется преимущественно в области маркетинга. В этих исследованиях описываются преобладающие методы рекламы в высшем образовании [4], рекламные стратегии, используемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями[5], проводится кросскультуральный анализ рекламных кампаний учреждений высшего образования [6], анализируются техники продвижения вузов в Интернет среде [7]. К отличительным чертам рекламы образовательных услуг в восточноевропейских странах и России относят ее имиджевый характер, а также уклон в сторону представления информации о вузе [1].

Психологические исследования рекламы высших образовательных учреждений преимущественно проводятся в русле социальной психологии и педагогической психологии.

Е.Б. Карпов рассматривает психологию продвижения образовательных услуг в качестве самостоятельной области прикладных социально-психологических исследований, делая в своей работе акцент на изучении основных механизмов и факторов продвижения образовательных услуг, типологии потребителей образовательных услуг, разработке диагностического инструментария изучения имиджа образовательного учреждения. В контексте идей, высказанных Карповым Е.Б., изучение социально-психологических аспектов рекламы образовательных учреждений может быть связано с изучением отношения к образованию в целом и отдельным формам его реализации в частности, а также проблемой профессионального самоопределения личности. Реклама образовательного учреждения или образовательной платформы рассматривается Карповым Е.Б. в качестве целенаправленной коммуникативной технологии продвижения образовательных услуг. Критерием эффективности при этом выступает валентность имиджа рекламируемого учреждения или услуги у реципиента [8].

И.Б. Виноградова рассматривает образовательную рекламу как «...разновидность коммуникативной деятельности, направленной на формирование качественного контингента абитуриентов» [9, с.7].

Среди оснований для классификации разных видов рекламы образовательных учреждений выделяют: вид технического канала распространения рекламы; уровень соответствия транслируемой информации этическим принципам и нормам; доминирующий тип рекламного воздействия; функции образовательной рекламы; цели рекламы и пр. [9]

По данным Виноградовой И.Б. реклама образовательных учреждений представляет собой один из средних по силе влияния факторов, играющих важную роль в профессиональном выборе школьников, значение которого повышается в зависимости от готовности абитуриента оплачивать обучение. Отмечено, что активизация профориентационных возможностей образовательной рекламы позволяет решать задачу повышения психологической готовности к профессиональному выбору у абитуриентов.

Проблема эффективности рекламы в образовании рассматривается в работах Селезневой А.В. в отношении услуг открытого образования. В качестве основных условий эффективности рекламы образовательных услуг автор выделяет: отношение к рекламе потенциальных потребителей и имиджевый компонент услуг, отмечая, что положительный имидж вуза оказывает большее влияние на мужчин, чем на женщин [10].

Таким образом, в работах отечественных исследователей реклама вуза, образовательных услуг рассматривается как особая коммуникация между образовательным учреждением и потребителем (абитуриентами), ре-

ализующая преимущественно информативные и управленческие функции. В то же время обзор существующих работ показал дефицит сведений в отношении особенностей восприятия рекламы вузов учащимися старших классов в зависимости от степени определенности профессионального выбора, актуальности ситуации выбора ступени и направленности образования.

Выбор будущей профессиональной деятельности составляет одну из приоритетных задач учащихся старшей школы и тесно связан с образом будущего, жизненным самоопределением личности [11]. Значимость проблемы профессионального самоопределения отражена в большом количестве работ, посвященных определению данного понятия и анализу основных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение личности (Д. Сьюпер, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Эриксон, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Пряжников и др.) [12].

Согласно Н.С. Пряжникову профессиональное самоопределение представляет собой процесс поиска и определения смыла трудовой деятельности (на разных ее этапах) [13].

Фролова С.В. рассматривает профессиональное самоопределение учащихся старшей школы как «.. .готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации» [3,с. 11]. В качестве факторов, влияющих на профессиональное самоопределение, выделяют: социально-экономические факторы, отражающие состояние рынка труда, востребованность и уровень заработной платы специалистов (Е.А. Климов [14], С.В. Фролова [3] и др.); социально-психологические факторы, отражающие мнение семьи, друзей, сверстников (Е.А. Климов [14], И.Б. Виноградова[9], С.В. Фролова[3], С.И. Таланова [15] и др.); личностные факторы, отражающие мотивы, способности и склонности обучающихся (Е.А. Климов [14] и др.); информационные факторы, формирующие представление о престижности образования, той или иной профессии, специальности (С.В. Фролова[3]). При этом роль рекламы вузов в профессиональном самоопределении учащихся старшей школы нуждается в углубленном изучении.

Формирование целей статьи (постановка задания). В исследовании, проведенном с целью изучения особенностей восприятия рекламы вузов учащимися старших классов в зависимости от актуальности ситуации выбора ступени образования, приняло участие 55 учащихся старших классов одной из школ Санкт-Петербурга. В зависимости от актуальности ситуации выбора ступени и направленности образования выборка была разделена на 2 группы- учащиеся 9 класса (в количестве 23 человек, из них 11 юношей и 12 девушек) и учащиеся 10 и11 классов (в количестве 32 человек, из них 14 юношей и 18 девушек).

На предварительном этапе исследования было проанализировано 30 образцов рекламы различных вузов Санкт-Петербурга.

В процессе отбора образцов рекламы для дальнейшего контент-анализа учитывались такие критерии как: образовательная направленность рекламы, тип рекламоносителя (для исследования были отобраны рекламные плакаты вузов), соответствие целевой аудитории, рейтинг вуза. В процессе контент-анализа постеров проводился анализ доминирующего способа рекламного воздействия в отобранных образцах. В результате для основного исследования было отобрано 6 образцов печатной рекламы (плакатов) вузов Санкт-Петербурга, различающихся по рейтингу и степени представленности эмоционального и рационального компонентов воздействия. Представленность основных вариативных характеристик в отобранных образцах отражена в таблице 1.

психологические науки

Хороших Валерия Викторовна, Савченко Ульяна Владимировна ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМЫ ВУЗОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ...

Таблица 1 - Характеристики образцов рекламы, отобранных для основного исследования.

Номер образца Место в рейтинге вузов Санкт-Петербурга Представленность типа рекламного воздействия

Образец 1 низкое рациональный

Образец 2 высокое эмоциональный

Образец 3 высокое рациональный

Образец 4 низкое эмоциональный

Образец 5 высокое рациональный

Образец 6 высокое эмоциональный

Для изучения особенностей отношения к рекламе высших учебных заведений, оценки степени определенности профессионального выбора учащихся старших классов, выявления доминирующих критериев при выборе учебного заведения и изучения основных стратегий получения информации о вузах применялся анкетный опрос.

В рамках основного этапа исследования учащиеся школы просматривали последовательно отобранные на предварительном этапе рекламные образцы, после чего формулировали свое впечатление о каждом из просмотренных образцов, оценивали по 10 балльной шкале степень своего интереса к каждому образцу и степень полезности представленной на рекламе информации. Для изучения особенностей восприятия рекламы вузов школьникам также предлагалось заполнить модифицированный вариант семантического дифференциала Ч. Осгуда.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ ответов на вопросы анкеты позволил установить, что 91 % опрошенных учащихся 10-11 классов определились с выбором будущей профессии, тогда как среди учащихся 9 классов ребят определившихся с выбором будущей профессии 52 %. 56 % учащихся 10-11 классов ответили, что знают в каком вузе можно получить выбранную ими профессию, специальность. В 9 классе таких ребят 26 %.

Полученные в ходе анкетного опроса данные позволяют сделать вывод о том, что учащиеся 10-11 классов проявляют большую активность, ориентацию на непосредственное взаимодействие с вузами. Посещение дней открытых дверей в качестве важного источника информации назвали 17 % от общего количества опрошенных учащихся 10-11 классов, против 3 % учащихся 9 класса, использующих этот канал получения информации. Учащиеся 9 классов активнее просматривают сайты образовательных учреждений (29 %) по сравнению с учащимися 10-11 классов (14 %). 33 % учащихся 1011 классов и 23 % учащихся 9 класса выделяют рекламу в качестве важного источника информации о вузе. Таким образом, можно отметить, что определенность профессионального выбора, ориентация на получение высшего профессионального образования выступает в качестве важного фактора, определяющего стратегию поиска информации о вузе. Происходит актуализация непосредственных, контактных способов получения информации, что, очевидно, помогает конкретизировать, детализировать информацию и впечатление об образовательном учреждении, прояснить имеющиеся вопросы.

Установлено, что основными критериями при выборе ВУЗа для учащихся старшей школы являются качество образования, большой диапазон образовательных программ, позволяющих получить разные специальности, наличие бюджетных мест и цена обучения. Данные критерии выделяются учащимися обеих групп в качестве приоритетных ориентиров при выборе вуза.

В результате факторного анализа данных, полученных по методике семантического дифференциала, были выделены основные категориальные структуры восприятия и оценки рекламы вузов.

«Авторитетность вуза» - вес фактора 5,2, описывает 23 % дисперсии. Данный фактор отражает представление о силе, надежности, значении, весе, влиянии высшего образовательного учреждения и включат такие шкалы как: независимый, надёжный, волевой, точный, уверенный, полезный, самостоятельный, активный, современный и честный.

«Своеобразие вуза» (вес фактора-2,89, дисперсия 12 %) отражает обобщенную характеристику уникальности, неповторимости образовательного учреждения (шкалы особенный, гордый, индивидуальный, решительный).

«Доступность вуза» (вес фактора- 2,64, описывает 11% дисперсии) отражает обобщенную оценку демократичности вуза (шкалы хороший, открытый, доступный).

«Контактность вуза»- обобщенное представление о коммуникативной направленности вуза (спокойный, сотрудничающий).

С целью изучения специфики восприятия рекламы вузов в зависимости от актуальности ситуации выбора ступени и направленности образования учащимися старших классов было проанализировано размещение рекламных образцов в семантическом пространстве.

Поскольку первые два фактора обладают наибольшими весами, эти два фактора («Авторитетность вуза» и «Своеобразие вуза») были взяты в качестве основных размерных осей для построения семантического пространства.

На рисунках 1 и 2 представлены результаты, иллюстрирующие размещение образцов рекламы для учащихся 9 и 10-11 классов. Горизонтальную ось мы интерпретировали как фактор «Авторитетность вуза», вертикальную ось как фактор «Своеобразие вуза».

Сравнительный анализ полученных результатов показал, что все образцы рекламы оцениваются учащимися 9 класса в зоне положительных значений по фактору «Авторитетность вуза», что свидетельствует о низкой поляризации оцениваемых образцов по шкале авторитетности, то есть опрошенные учащиеся 9 класса склонны любое высшее учебное заведение воспринимать менее критично, наделяя его значимостью и авторитетом. При этом в качестве наименее авторитетных и самобытных оцениваются образцы 3 и 4.

Оценка представленных образцов учащимися 10-11 классов отличается большей дифференцированностью (по сравнению с учащимися 9 классов), что по нашему мнению можно объяснить особенностями актуальной ситуации профессионального самоопределения для ребят сравниваемых групп.

Образец 2 имеет самые высокие оценки по шкалам авторитетности и своеобразия, образцы 6 и 1 находятся в диапазоне средних положительных оценок по выделенным параметрам. Образец 3 оценивается как авторитетный, но не самобытный, образец 4 оценили и как неавторитетный и как отличающийся низкой самобытностью и оригинальностью.

Рисунок 1. Размещение рекламных образцов в семантическом пространстве, 9 класс

Khoroshikh Valeriya Viktorovna, Savchenko Ulyana Vladimirovna THE PERCEPTION OF ADVERTISING OF HIGHER ...

psychological science

Рисунок 2. Размещение рекламных образцов в семантическом пространстве, 10-11 класс

Таким образом, рейтинг вуза играет большее значение при восприятии рекламы вуза учащимися старших классов, чем доминирование рационального или эмоционального способа рекламного воздействия.

В таблице 2 представлены данные, отражающие степень интереса, оценку полезности информации, а также оценку желания поступить в рекламируемый вуз в сравниваемых группах. Значимость различий определялась по и критерию Манна-Уитни.

Таблица 2- Среднегрупповые значения, стандартные отклонения показателей, отражающих субъективную оценку интереса, полезности рекламы и желания поступать в вуз для групп учащихся 9 и 10-11 классов

Показатель Учащиеся 9 класса Учащиеся 10-11 классов

м о м 5

Интерес (образец 1) 5,91 2,27 4,87 2,81

Интерес (образец 2) 5,65 2,34 7,5** 2,03

Интерес (образец 3) 3.04 2,34 4,75™ 2,52

Интерес (образец 4) 3,91 3,04 2,4" 1,99

Интерес (образец 5) 5.82 1,92 7,12* 2,41

Интерес (образец б) 4,95 2,67 б,56™ 2,13

Польза рекламы (образец 1) 5,6 1.8 6,25 2,03

Польза рекламы (образец 2) 6,82 2,2 7,34 2

Польза рекламы (образец 3) 4,78 2,06 5,78 2,31

Польза рекламы (образец 4) 3,78 2,61 2,37* 2,07

Польза рекламы (образец 5) 6.47 2.06 6.71 2,21

Польза рекламы (образец б) 4.6 2,27 4.68 1.87

Желание поступать б ВУЗ (образец 1) 5,34 2,44 5,8 2,88

Желание поступать в вуз (образец 2) 5,73 2,07 7,8** 2,27

Желание поступать б вуз (образец 3) 3,39 2,16 4,71 2,9

Желание поступать в вуз (образец 4) 3,65 2,62 2,9 1,84

Желание поступать в вуз (образец 5) 5,08 2,48 6,75* 2,89

Желание поступать в вуз (образец 6) 5,39 2,79 6,31 2,58

Примечание: *- Р<0,05 *-Р<0,01

Анализируя представленные в таблице 2 данные, можно отметить, что учащиеся 10-11 классов в целом, отмечают более высокий уровень интереса к образцам рекламы, пользы рекламы вузов, а также более высокий уровень желания поступать в вуз, что можно объяснить актуальностью ситуации выбора ступени и направленности образования, более высоким уровнем определенности профессионального выбора.

Наибольший интерес у учащихся 9 класса вызвал образец № 1. Ребята охарактеризовали его как яркий, понятный, лаконичный и информативный. У ребят 11 класса больший интерес вызвал образец № 2, его охарактеризовали как современный, престижный, популярный, стабильный.

В целом, учащиеся 10-11 классов более высоко оценивают пользу рекламы вузов, однако учащиеся 9 класса достоверно выше оценили пользу рекламы образца № 3, очевидно в силу объема представленной информа-

ции.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Полученные результаты позволяют рассматривать рекламу вузов вообще и рекламные плакаты вузов в частности как один из значимых каналов коммуникации между вузами и учащимися старших классов.

Установлено, что актуальность ситуации выбора ступени и направленности образования является одним из важных факторов, определяющих особенности восприятия рекламы вузов. При этом, восприятие рекламы вузов учащимися для которых выбор ступени дальнейшего образования более актуален отличается меньшей поляризацией по фактору «Авторитетность вуза» и меньшей дифференцированностью в целом.

Положение рекламируемого вуза в общем рейтинге вузов соотносится с авторитетностью образовательного учреждения, тогда как тип рекламного воздействия не является значимым фактором, определяющим специфику восприятия вуза старшеклассниками.

Увеличение доли контактных способов получения информации о вузах является одной из отличительных характеристик стратегии работы с информацией учащихся 10-11 классов.

В качестве возможных перспектив данного исследования можно обозначить задачу изучения влияния половой дифференциации на восприятие рекламы вузов, а также анализ восприятия рекламы с преобладание эмоционального или рационального компонента юношами и девушками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Яковлев Л.С., Рангелова Ц.С. Перспективы креативной рекламы в системе высшего образования (компаративный анализ на примере России и Болгарии//Вестник Поволжского института управления. 2016. № 4 (55). С 26- 33.

2. Прыкина Л.В., Осипова Л.Б. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников//Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). С. 118-123

3. Фролова С.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников, автореф.дисс. ... канд. психол. наук., 2009

4. B. Kittle Institutional Advertising in Higher Education// Journal of Marketing for Higher Education, V. 9, 2000, РР 37-52

5. R. P. Milian,C. Davidson Symbolic resources and marketing strategies in Ontario higher education: a comparative analysis//Journal of Further and Higher Education . Volume 42, 2018 - Issue 2. РР 143-157

6. A. Papadimitriou, G. B. Ramírez Exploring advertising in higher education: an empirical analysis in North America, Europe, and Japan// Tertiary Education and Management Volume 21, 2015 - Issue 2. РР 99-110

7. Окушова Г.А., Бычкова М.Н., Гужова И.В. О528 Позиционирование и продвижение томских университетов в коммуникативном пространстве Интернета. — Томск : Издательский Дом ТГУ, 2014. - 142 с

8. Карпов Е. Б. Психология продвижения образовательных услуг в системе открытого образования: автореф. дис.... докт. психол. наук - М., 2004.

9. Виноградова И.Б. Теоретические и организационные основы психологической подготовки старшеклассников к учебно-профессиональному выбору посредством образовательной рекламы: автореф. дисс. ... канд. психол. наук., Нижний Новгород 2005

10. Селезнева А.В. Социально-психологические условия эффективности рекламы в образовании: автореф.дисс. ... канд. психол. наук., 2004

11. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./Под ред. И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2007.-592 с.

12. Долгушина Т.Н., Юревич С.Н. Профессиональное самоопределение личности как компонент профессионального становления лич-ности//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3-4 (16-17), с.101-107

13. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

14. Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

15. Таланова С.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 226-228

Статья поступила в редакцию 30.12.2018

Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.