К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко
T.A. KAZAKOVA* A.S. MAKARENKO ON EDUCATION
УДК 376 ББК 74.663 К14
Аннотация: статья посвящена деятельности А.С. Макаренко в области воспитания и перевоспитания несовершеннолетнихправонарушителей Ключевые слова: воспитание, педагогика, личность, подростов; цели воспитания, семья, теория семейного воспитания, несовершеннолетнийправо-нарушитель.
ТАТЬЯНА
АЛЕКСАНДРОВНА
КАЗАКОВА*
А.С. МАКАРЕНКО О ВОСПИТАНИИ
* Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры иностранных языков (Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected].
Annotation', the article is devoted to the activity of A.S. Makarenko in the sphere of education and reeducation of juvenile offenders.
Key words education, pedagogy, personality, juvenile, aims of education, family, theory of the family education, juvenile offender.
Оригинальность взглядов великого русского педагога А.С. Макаренко на воспитание, масштаб его влияния на педагогическую мысль и практику определяются прежде всего тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества, человека и особенно подрастающего поколения.
Глубоко понимая социальную сущность педагогики и воспитания, А.С. Макаренко показал блестящий пример педагогического просвещения, массовости и многообразных форм распространения научно-педагогических знаний и опытно-практических достижений в области воспитания несовершеннолетних правонарушителей. Анализ его теоретических работ позволяет утверждать, что он обосновал ряд своеобразных показателей социальности воспитания подростков-делинквентов.
Известный педагог предложил отказаться от традиционных взглядов на воспитание как явление, существующее в пространстве отношений воспитателя и воспитуемого. Он говорит о широкой стихии воспитания, «которая проводится не только воспитателями, но и всей нашей жизнью - каждым из вас над каждым из вас». А.С. Макаренко уверен, что два человека, проживающие вместе хотя бы неделю, уже воспитывают один другого. Этим он аргументирует свою мысль о том, что воспита -ние - чрезвычайно широкое явление.
Антон Семенович подчеркивал, что цели воспитания должны быть социально обусловленными. Он говорил о необходимости создания такого метода, который, будучи общим и
единым, «в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность». Его мнение относительно цели воспитания интерпретируется чаще всего как игнорирование интересов и потребностей подростка. Известный педагог пытался учесть в целях, содержании, методе воспитания позицию как человека, так и общества, отдавая предпочтение последнему.
Общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим А. С. Макаренко подчеркивал: наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен быть прежде всего членом своего коллектива, членом общества, отвечающим за поступки не только свои, но и своих товарищей. В этом, по нынешним меркам «старомодном», высказывании содержится мысль, которую нельзя игнорировать и сегодня: воспитание призвано формировать человека, ответственного перед другими людьми, способного следовать общественному долгу. И это особенно актуально для такой категории несовершеннолетних правонарушителей, к которым применяются принудительные меры воспитательного воздействия. Сущность названных мер заключается в принуждении несовершеннолетнего к определенным действиям, что сводит к минимуму карательное воздействие. Посредством принуждения подростка к совершению определенного рода поступков в интересах общества идет воздействие на формирование личности несовершеннолетнего в рамках социально одобряемого поведения, что позволяет достигать целей его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений. В основе их реализации лежат пробуждение в сознании подростка мотива общественного служения и предоставление ему большего простора положительной деятельности. Формирующаяся личность подростка легко поддается воздействию, и при построенной на индивидуальных особенностях личности подростка воспитательной работе можно добиться эффективного результата.
А.С. Макаренко подчеркивал, что показателем социальности воспитания является то, что оно осуществляется не только в государственном учреждении - школе, но и в основной ячейке общества - семье. Это необходимо учитывать при применении к подростку такой принудительной меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их
заменяющих, либо специализированного государственного органа.
Антон Семенович писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, родители и педагоги»1. В соответствии со своим статусом именно родители несут правовую ответственность за воспитание своих детей, обязаны контролировать поведение, заботиться об их здоровье, физическом и психическом, духовном и нравственном развитии. Именно в семье закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности. А.С. Макаренко подчеркивал: «...вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране»2. В семье подрастающий человек встречается с вопросами, на которые ему помогают найти ответы взрослые, в первую очередь мать и отец. Семья призвана помогать становлению личности подростка, развивать ее индивидуальность. Семья - это опора, которая может ускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющееся при обращении всех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, где воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Антон Семенович говорил: «...воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».
А. С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был основоположником массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Воспитание - очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания, считал А.С. Макаренко.
Значение труда как важнейшего фактора воспитания, в том числе исправления личности под-ростка-делинквента, довольно убедительно доказано в педагогических исследованиях А.С. Макаренко, его трудно переоценить. Приобщение не-
К 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко
К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко
совершеннолетнего к труду и обучению опирается на один из педагогических принципов -воспитание в различных видах деятельности и общении, что предполагает формирование в сознании несовершеннолетнего позитивных, общественно полезных ценностных ориентаций, личностных установок. Подчеркивая эту мысль, А.С. Макаренко писал: «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать его политически и нравственно, этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата»3. Этого не следует забывать при применении к подростку такой принудительной меры воспитательного воздействия, как возложение обязанности загладить причиненный вред. Заглаживая причиненный вред либо возмещая его в денежной форме, подросток должен почувствовать цену трудовой копейки, ценность похищенных или испорченных вещей, а главное - приобщиться к труду. При исправлении несовершеннолетнегопра-вонарушителя труд выполняет функцию трудового, психического и духовного развития. «В трудовом усилии, - подчеркивал А.С. Макаренко, - осуществляется не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям - это уже будет нравственная подготовка»4. Таким образом, возможность согласовывать ограничительные, профилактические меры с позитивно ориентирующими требованиями к несовершеннолетнему создает предпосылки для индивидуализации подходов, выбора методов, средств и форм педагогического воздействия в целях повышения эффективности исправления.
Теоретические положения А.С. Макаренко, касающиеся социальной сущности воспитания несовершеннолетних правонарушителей, его общественного характера, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Практическое претворение в жизнь идей А.С. Макаренко - это не пройденный этап, а задача на будущее. Он - теоретик не прошлого, а будущего: воплощение его комплексной воспитательной и этической программы связано с такими условиями, которые в значительной мере еще предстоит сформировать. А.С. Макаренко относится к педагогам, которые идут впереди своего времени, потому что основополагающая идея его этической концепции - общественная ответственность, строящаяся на взаимности личности и коллектива. Его система воспитания выше этического рационализма в обычном его понимании.
Взгляды А.С. Макаренко - этика педагогики дня сегодняшнего и будущего, так как нормы «нового человечества», о котором он мечтал, спрессовавшие в себе надежные, общепризнанные гуманистические ценности, находятся еще в стадии формирования. Мы нередко являемся свидетелями утраты моральной выдержки, ослабления моральных устоев, проявлений своеобразного морального разложения. Чтобы преодолеть их, обрести веру в смысл человеческой жизни, необходимо мобилизовать всю творческую энергию и силу воли личности. Человек, как и предлагал А. С. Макаренко, должен принимать участие в развитии цивилизации на всех ее главнейших уровнях (личная жизнь - экономика - общественная жизнь - культура!, должен ощущать себя лично ответственным за все, что ему дорого, что для него важно. Человек сегодняшнего дня и будущего - это человек высокой общественной ответственности, всесторонне развитый, свободный.
1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1984. Т. 5. С. 8.
2 Там же. С. 10.
3 Там же. Т. 4. С. 127.
4 Там же. С. 95.