Научная статья на тему 'А.П. ДОБРОСЛАВИН (К 120-летию со дня рождения)'

А.П. ДОБРОСЛАВИН (К 120-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А.П. ДОБРОСЛАВИН (К 120-летию со дня рождения)»

Besides, the hygienic conditions prevailing during industrial training and school classes were investigated.

The author studied the different schedules of school classes and industrial training:

1) Industrial training on Monday and Thursday

2) Industrial training on Tuesday and Wednesday

3) School studies throughout the whole month

4) Industrial training alone throughout the month

On the basis of the final results obtained the following conclusions were made:

1. Industrial training lasting for 6 academic hours, including 2 hours of theory, twice a week, conforms to the age conditioned physical ability of the 9th and 10 tli grade students.

2. The performance of industrial training on Monday and Thursday is more favo-' rablc than on Tuesday and Wednesday.

3. Highly favorable results were obtained with the undergraduates working at ai>

industrial enterprise in June and spendnig May at school.

* * #

А. П. ДОБРОСЛАВИН (К 120-летию со дня рождения)

Доктор медицинских наук А. С. Гурвич

• • ^ ,

§

Деятельность А. П. Доброславина относится к 70-м и 80-м годам XIX столетия. Он начал свою работу в качестве гигиениста, когда в медицинской помощи населению санитарная функция еще не была выделена, а самостоятельных кафедр гигиены в русских да и во многих зарубежных университетах не было. Ему пришлось фактически заново создавать курс гигиены, разрабатывать программу и методику преподавания. Перед ним стояла огромная задача: подготовить гигиенистов для университетов, приобщить практических медицинских работников к научным гигиеническим исследованиям, разработать методы гигиенических исследований. Много знаний, труда и энергии пришлось затратить 29-летнему Доброславину, чтобы созданная им в 1871 г. кафедра в Военно-медицинской академии заняла равноправное место.

Страстный приверженец гигиенического образования, Доброславик не ограничивал свою педагогическую работу стенами академии: с 1874 г. ои вел постоянную лекционную работу по гигиене на женских врачебных курсах. После закрытия курсов правительством в 1885 г. Добро-славин принимал деятельное участие в ходатайствах о возобновлении их работы.

Многообразной была общественно-санитарная деятельность Доброславина. Одним из центров ее приложения он сделал Петербургское земство, где благодаря его инициативе разрабатывался ряд санитарных вопросов. При оценке этой стороны деятельности А. П. Доброславина следует иметь в виду, что медицинская организация Петербургского земства в большой степени находилась под влиянием официальной, ведомственной медицины и не поднималась по своей общественной значимости до таких передовых земств, как Московское, Херсонское, Пермское. Руководя работой губернских съездов земских врачей, Добро-славин уже на I съезде поставил вопрос об изучении санитарного состояния губернии, подчеркивая зависимость последнего от бытовой и социальной обстановки, в которой живет население. Он говорил: «Кроме общих всем биологических законов, управляющих жизнью и обусловливающих здоровье людей, мы не можем упускать из внимания и другого, не менее важного ряда условий, влияющих на благосостояние человека и заключающихся в его бытовой, местно-климати ческой и социальной обстановке».

Изучение санитарного состояния губернии Доброславин связывал с последующими оздоровительными мероприятиями: «Только получая точные сведения о почвенных, гидрографических и климатических условиях местности в связи с господствующими там болезненными формами и о влиянии на их развитие, течение и «исход условий общественной и экономической обстановки народонаселения, ...мы находим возможность давать целесообразные указания». На II съезде Доброславин предложил программу мероприятий по улучшению сельского водоснабжения, привлечению земством опытных специалистов для выбора мест закладки новых колодцев и усилению ответственности фабрик и заводов за порчу источников водоснабжения.

На IV губернском съезде Доброславин принимал деятельное участие в выработке санитарных и противоэпидемических мероприятий на случай появления в губернии холеры. На V съезде он сделал доклад о строительстве сельских школ. Кроме губернского земства, Доброславин вел непосредственную работу в уездных земствах. Он разработал планы многих земских больниц и школ, инструкции по дезинфекции и т. п.

Доброславин принимал также большое участие в работах по санитарному благоустройству Петербурга. Работая с начала 70-х годов в комиссии Русского технического общества по изысканию способов удаления нечистот из Петербурга, он возглавил борьбу против так называемой пневматической системы очистки города как не удовлетворяющей гигиеническим требованиям. С 1874 г. Доброславин работал в комиссиях по водоснабжению Петербурга. Следует отметить весьма поучительный стиль его работы в комиссиях: он не ограничивался общим руководством, а часто, по мере возникновения отдельных вопросов, требовавших дополнительных разработок, проводил соответствующие исследования.

Особенно широко развернулась деятельность Доброславина в одном из первых гигиенических обществ в нашей стране—«Русском обществе охранения народного здравия». Будучи бессменным руководителем одной из самых деятельных, секций общества — «По оздоровлению населенных мест, общественных и частных зданий и промышленных заведений», он сконцентрировал ее внимание на наиболее наболевших сторонах санитарного состояния Петербурга и его окрестностей.

Темами значительной части докладов в секции являлись исследования, проведенные в лаборатории Доброславина, поставленные в обществе для их коллективного обсуждения и апробации, пропаганды гигиенических идей среди медицинской общественности и внедрения их выводов в практику. Доброславину удалось объединить в секции значительную группу петербургских практических врачей. Благодаря своей эрудиции в вопросах санитарной техники он сумел вовлечь в работу общества крупных специалистов — инженеров и обеспечить медицинские подходы при обсуждении и решении санитарно-технических вопросов. Доброславин был также активным участником работы других секций общества, в особенности секции школьной гигиены.

Со студенческих лет Доброславин проявлял большой интерес к естественным наукам. Работая в лабораториях проф. Зинина, Забелина и Якубовича, Доброславин провел ряд научных исследований в области физиологии и физиологической химии. Его диссертация на степень доктора медицины была посвящена физиологии обмена («Материалы для физиологии метаморфоза», СПБ, 1868). С учреждением съездов естествоиспытателей Доброславин становится их участником. На VI съезде русских естествоиспытателей и врачей он выступил с программным докладом «Об отношении гигиены к естествознанию», в котором основным вопросом было взаимоотношение между гигиеной и медициной.

3*

35

в

Соглашаясь с тем, что «совместить с целями практического врача цели гигиениста — невозможно» из-за большого числа задач в той и другой области, Доброславин указывал, что для разработки вопросов гигиены «нет достаточного количества людей, способных посвятить себя такой работе». Выход из положения он видел в том, чтобы «на гигиену перестали смотреть как на предмет исключительно медицинский...». На ряде примеров из истории естествознания он пытался показать, что основой гигиены служит естествознание в широком смысле слова. Доброславин подчеркивал, что «здравоохраненный персонал должен быть строго отделен от медицинского, и нет безусловной надобности для прочного гигиенического образования быть медиком» 1.

Появлению этих взглядов у Доброславина способствовало, с одной стороны, игнорирование санитарной помощи населению со стороны господствующих классов, а с другой — недифференцированность медицинского обслуживания населения, приводившая в результате к чрезвычайной перегруженности и недостаточной гигиенической подготовки практических врачей к забвению ими своих санитарных функций.

Научная и практическая деятельность Доброславина говорит о том, что в основе этих взглядов лежало страстное, прогрессивное для того времени стремление видеть гигиену самостоятельной наукой, обладающей административными правами и достаточно представленной в практике медицинской помощи населению. Когда общество врачей Казани, решив в начале 70-х годов издавать журнал, посвященный вопросам общественной медицины, прислало Доброславину на отзыв программу проектируемого журнала, он в своем ответе особенно настойчиво подчеркивал эту мысль: «От всей души сочувствуя главным целям и направлению журнала, я только думаю, что едва ли удобно и теоретически и практически объединять под одно знамя «общественной медицины» такие неоднородные предметы, как гигиена, судебная и практическая медицина, если только действительно желают сохранить за журналом чисто санитарное направление... Врач-санитар <и врач-практик должны каждый иметь свою сферу деятельности, и совмещение их никогда делу должной пользы не принесет... Только путем издания, резко отделяющего санитарные задачи от задач медицинских, и можно будет поселить в обществе убеждение в необходимости совершенного разделения этих двух средств общественной самоохраны».

Характерно, что собственные исследования Доброславина, как правило, строились на физиологических основах. Не говоря уже о его ранних чисто физиологических работах, он всю свою жизнь большое внимание уделял вопросу о влиянии внешних факторов на здоровье населения. Ее л« взять руководства по гигиене Доброславина, то они составлены в строгом гигиеническом плане; <их ни в коем случае нельзя упрекнуть в техническом уклоне. Вопросы отдельных санитарно-техни-ческих устройств он излагал с точки зрения охраны здоровья населения. Прежде чем описывать устройства по вентиляции и отоплению, он считает необходимым сделать в своем руководстве следующую, весьма знаменательную, оговорку: «Я коснусь предмета слегка, так как сведения эти принадлежат более к области техники, нежели гигиены». Переходя к описанию более сложных систем водоснабжения, Доброславин вновь подчеркивает, что «здесь мы встречаемся с целым отделом прикладной науки, которая стоит вне области нашего предмета, так как касается задач инженерного искусства..., но мы должны ознакомиться с существующими сторонами водоснабжения, поскольку все эти инженерные мероприятия имеют связь с санитарным делом».

С именем Доброславина связано издание первого специального гигиенического журнала в России «Здоровье», сыгравшего крупную

1 Эти взгляды Доброславина являются ошибочными. (Ред.).

организующую роль в формировании гигиенической науки в нашей стране и в популяризации гигиенических идей.

С самого своего основания журнал «Здоровье» был выразителем санитарного направления в русской медицине. Он освещал разнообразные вопросы гигиены и эпидемиологии, сообщал о каждом санитарном мероприятии, проведенном в нашей стране; резко звучали статьи и заметки обличительного характера, описывающие антисанитарное состояние наших городов, неорганизованность медицинского обслуживания населения. А. П. Доброславин сумел объединить вокруг журнала видных гигиенистов и санитарных деятелей того времени. В нем печатали свои статьи Ф. Эрисман, Г. Архангельский, И. Скворцов, А. Якобий, В. Субботин, С. Ловцов, М. Капустин, В. Португалов, И. Моллесон и др.

Значительное внимание журнал «Здоровье» уделял вопросам внедрения гигиены как самостоятельной дисциплины в наши университеты, популяризации деятельности вновь организуемых кафедр гигиены, связи формирующейся гигиенической дисциплины с практикой.

На страницах журнала было опубликовано санитарное обследование И. И. Моллесона «Очерк шерстобитного и валяльного промыслов в гигиеническом отношении» (1879, № 122, 123), материалы которого были использованы В. И. Лениным для характеристики санитарных условий пимокатиого производства в Пермской губернии.

Перу Доброславина принадлежали опубликованные в журнале статьи по вопросам водоснабжения, санитарной очистки и канализации.

Доброславин придавал исключительное значение популяризации гигиенических знаний среди населения. Он принял деятельное участие в организации русского отдела международной выставки в Брюсселе в 1875 г., выдвинув оригинальные идеи и решения. Много труда он вложил в подготовку первой Всероссийской гигиенической выставки.

Доброславин явился основателем первой школы гигиенистов в нашей стране. Из его лаборатории вышло около 250 научных работ по разным вопросам коммунальной гигиены, гигиены питания и эпидемиологии. Надо иметь в виду, что речь шла в подавляющем большинстве об исследованиях, проведенных практическими, преимущественно военными, врачами. Некоторые из них впоследствии стали крупными гигиенистами и санитарными деятелями. Доброславин привлекал некоторых из них к научной работе еще на студенческой скамье, ставя их доклады на заседаниях обществ и съездов.

Общетеоретические концепции Доброславина, его взгляды на гигиеническую науку и трактовку отдельных гигиенических проблем нашли наиболее полное отражение в его руководствах. В 1874 г. он выпустил «Очерк основ санитарной деятельности», представлявший собой краткое изложение читаемого им курса гигиены. В предисловии к «Очерку» Доброславин, формулируя задачи гигиены, подчеркивал физиологический характер гигиенических исследований и их практическую направленность. Он писал: «Каждый гигиенический вопрос естественным образом распадается на 3 части. В 1-й мы должны обсудить его с физиологической точки зрения и убедиться, насколько известные условия обыденной жизни способствуют правильному течению физиологических отправлений организма или извращают их; во 2-й решить, насколько средства для устранения вредоносных болезнетворных причин, употребляемые в практике жизни, соответствуют своему назначению, удовлетворяют физиологическим требованиям организма, и в 3-й изложить медико-полицейские правила, обеспечивающие систематическое применение к общественной жизни разнообразных средств для устранения болезнетворных условий». Формулировка эта, верно ориентирующая гигиеническую науку, отнюдь не вытекала, как мы видим, из изложенных выше взглядов Доброславина о взаимоотношении между гигиеной и медициной. Характерно и то значение, которое придавал Доброславин

статистическому методу в гигиене: «Так как гигиена, стоящая в ряду социальных наук, не может решать своих вопросов без помощи статистики, то совместно с изложением тех или других данных я считаю необходимым сообщать и имеющиеся для них статистические указания».

В изданном в 1882—1884 гг. курсе гигиены в полном объеме Доброславин во вступительной лекции изложил ряд весьма интересных общих теоретических соображений. Определяя гигиену как науку о поддержании и сохранении здоровья, он понимал под здоровьем состояние наибольшей способности организма к труду и указывал, что «гигиена должна изучать условия для наибольшей полезной деятельности человека, определить обстоятельства, благоприятствующие труду или, напротив того, влияющие на него неблагоприятно, и находить средства для усиления первых и устранения последних».

Доброславин фиксировал внимание на необходимости для гигиены изучать влияние внешней среды на организм человека. Отмечая, что гигиена особенно много черпает из физиологии химии и физики, он указывал, что «предметом гигиены является изучение влияния на организм всех внешних деятелей (факторов — Л. Г.), обуславливающих более или менее правильное течение статических и динамических законов жизни». Однако взаимоотношение между организмом и внешней средой Доброславин рассматривал чисто внешне, механистически. Человеческий организм он склонен был рассматривать как машину, видя существенное сходство между ними в том, что они «подчиняются в своей деятельности одним и тем же физико-химическим законам и одинаковым образом переводят в одном случае связанные силы топлива, а в другом—пищи — в живую силу, в механическую работу и тепло». Временами Доброславин стихийно становился на путь диалектического понимания отдельных процессов. Понятие о жизни он связывал с понятием о движении, указывая, что «жизнь, проявляющаяся в бесконечном движении вещества, движении, потребляющем определенную механическую работу — пользуется для этой последней силами, развивающимися при процессах дыхания и пищеварения». Доброславин резко выступал против эмпиризма, сведения гигиены к собиранию практических рецептов. Он писал: «Как странно было бы видеть врача, руководствующегося у постели больного сборниками рецептов, написанных для различных болезненных случаев, так же странно было бы встретить и гигиениста, руководящегося бессвязным собранием эмпирических правил, добытых узким опытом личной жизни и практики. Обращаясь к истории знания, мы видим всегда начало прогресса лишь там, где наука отрешилась от эмпиризма, переставала идти ощупью и вступала на широкий и светлый путь научного исследования и опыта».

В ряде рассуждений отражена политическая ограниченность взглядов Доброславина, влияние на него официальной медицины того времени. Доброславин не умел вскрыть причины санитарного неблагоустройства страны и видел основную задачу гигиены в «культурничестве». Ошибочные взгляды Доброславина о взаимоотношении гигиены и медицины не должны умалять той огромной роли, которую он играет как создатель гигиенической дисциплины и основатель первой гигиенической школы в России. А. П. Доброславин был патриотом, отстаивающим честь и приоритет русской науки, всемерно пропагандирующим достижения гигиены. Ранняя смерть — 47 лет от роду, прервала в расцвете сил кипучую и творческую деятельность А. П. Доброславина.

Л ИТЕРАТУРА

Доброславин А. П. Очерк основ санитарной деятельности. СПб., 1874.— Он же. Гигиена. Курс общественного здравоохранения. СПб., 1882, ч. 1; 1884, ч. 2.

Поступила 12/1II 1962 г.

т5г -йг Ъ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.