Научная статья на тему 'Первый гигиенический журнал в России "Здоровье"'

Первый гигиенический журнал в России "Здоровье" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый гигиенический журнал в России "Здоровье"»

Еще в 1924 г. Суражевская установила роль различного рода В. те-Бе^епсиэ в «тягучей болезни» хлеба, дала определенный рецепт борьбы с этой болезнью, и с тех пор мы не наблюдаем подобных массовых заболеваний.

Труды советских санитарных бактериологов за 30 лет по вопросам охраны здоровья трудящихся нашей великой социалистической Родины дают им право надеяться, что они и ¡в дальнейшем успешно будут решать теоретические и практические проблемы гигиенической науки.

Л. С. ГУРВИЧ

Первый гигиенический журнал в России

„Здоровье"

Из кафедры коммунальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института

Первый гигиенический журнал в России «Здоровье» стал выходить с октября 1874 г. в Петербурге в виде двухнедельного научно-популярного издания. Возникновение и развитие этого журнала тесно связано с именем первого профессора гигиены в России А. П. Доброславина, явившегося его инициатором и бессменным редактором.

Уже вскоре после своего выхода в связи с дефицитностью издания А. П. Доброславин начинает испытывать трудности. В 1877 г. ему удается получить субсидию от директора Медицинского совета Е. В. Пеликана на издание журнала. С мая 1878 г. «Здоровье» становится органом Русского общества охранения народного здравия. Финансовые дела журнала, однако, продолжают оставаться неудовлетворительными, и в 1880 г. А. П. Доброславин вынужден передать его новому издателю. Из двухнедельного научно-популярного издания «Здоровье» превращается в ежемесячный научный гигиенический журнал- В связи с этим круг читателей «Здоровья» значительно сузился; к тому же в 1883 г. журнал лишился субсидии Медицинского совета. Все это привело к новой коренной реорганизации «Здоровья» на этот раз в еженедельную общедоступную газету. А- П. Доброславин согласился на редактирование реорганизованного «Здоровья» при условии сохранения в нем научного отдела, издаваемого ежемесячно в виде приложения к газете под названием «Санитарные научные новости».

Надо сказать, что эта реорганизация довершила удар по «Здоровью»: наряду со статьями, действительно популяризирующими отдельные вопросы гигиены, в нем в погоне за читателями начинают помещаться статьи рекламного, сенсационного характера («Масляница с гигиенической точки зрения» — передовая в № 8 1883 г., «Безобразия в дамском туалете» — там же и др.). Журнал все чаще становится выразителем реакционных Течений. Сами названия некоторых передовиц, напечатанных в «Здоровье» за 1883 г., говорят об этом: «Свет добра, разума и правды» (№ 16, по поводу пасхи.—Л. Г.), «По поводу коронации» (№ 20) и др.

Все ухищрения издательства не улучшают материального положения дел. А. П. Доброславин, уже раньше тяготившийся редактированием «Здоровья» и делавший попытки оставить его, окончательно порывает со «Здоровьем» в марте 1884 г.

Таков вкратце путь первого гигиенического журнала в России, его материальной базы, отражающий общее положение печати при царизме.

В первые годы существования журнала в нем публикуется ряд статей, ■определяющих позицию передовой медицинской мысли, популяризируется опыт отдельных передовых земских деятелей. «Здоровье» освещает разнообразные вопросы гигиены — коммунальной, пищевой, школьной; большое внимание журнал уделяет вопросам борьбы с эпидемическими болезнями, в особенности с такими, как холера и чума.

В 1878—1879 гг. в связи с русско-турецкой кампанией журнал основной материал посвящает вопросам военной гигиены: питания войск и населения, работе госпиталей, дезинфекции и т- п.

Журнал «Здоровье» объединил вокруг себя ряд крупнейших гигиенистов и санитарных деятелей своего времени. На его страницах помещали свои статьи Г. Архангельский, Ю. Гюбнер, Ф. Эрисман, И. Скворцов, А. Якобий, В. Субботин, С. Ловцов, И. Андреевский, М. Капустин, И. Бертенсон, В. Португалов, И. Молессон и др. <

Однако, будучи петербургским изданием, журнал не сумел преодолеть оторванности от широкой земской периферии. Ведь не случайно, что на его страницах число санитарно-топографических обследований отдельных районов нашей страны крайне ограничено, а обследования рабочих коллективов встречаются в единичных случаях.

Здесь следует назвать работу И. И. Молессона «Очерк шерстобитного и валяльного промыслов в гигиеническом отношении» («Здоровье», № 122—123, 1879 г.), использованную В. И. Лениным для характеристики условий труда и быта рабочих пимокатных промыслов Пермской губернии (В. И. Ленин. Сочинения, том II, издание 2-е; сгр. 253).

Уже в первых номерах «Здоровья» в статьях С. П. Ловцова дана Программа санитарного обслуживания населения (№ 4 и 5, 1874). Эти статьи, являющиеся первой попыткой изложения на страницах журнала конкретного содержания работы, структуры санитарной организации, форм и методов ее деятельности, принадлежащие перу одного из крупных медицинских деятелей, представляют интерес с точки зрения развития идей санитарного дела в нашей стране: ряд высказанных в них положений и взглядов вошел впоследствии в санитарную практику. Исходя из необходимости диференциации врачебной медицинской деятельности, С. П. Ловцов пишет: «Обширность и многочисленность общественной гигиены как науки и медицинской позиции как практического применения первой с известными целями/ требует еще более или менее резкого отделения санитарной части от врачебной и особых официальных специалистов, -которые занимались бы этими науками всецело и исключительно для пользы самого дела. Кроме врачей-практиков, крайне необходимы -еще врачи-гигиенисты... и затем санитарные врачи».

С. П. Ловцов ставит вопрос о необходимости подробных санитарных топографий городов в связи с тем, что «в настоящее время у нас поднимаются вопросы об очищении и оздоровлении городов». Он выдвигает предложение об учреждении санитарно-статистических бюро и гигиенических лабораторий, где «санитарные врачи показали бы, что они действительно эксперты, которых не может заменить по санитарным вопросам полиция». В заключение автор приводит чрезвычайно подробно разработанный им проект устройства санитарной части — документ чрезвычайно яркий» показывающий, как высоко ставили передовые медицинскиё деятели того времени работу санитарного врача.

Ряд статей по пропаганде санитарного дела принадлежит перу проф. И. Андреевского—одного из организаторов русского общества охранения народного здравия, связавшего свою деятельность с развитием общественной медицины в России.

Надо отметить, что уже в первые годы своего существования «Здоровье» ставит вопросы предупредительного санитарного надзора. Так,

в статье вятского губернского санитарного врача А. Радакова настойчиво проводится мысль о необходимости участия врача в планировке селений (№ 56, 1877).

Прогрессивную позицию занимает «Здоровье» и в вопросе о взаимоотношениях между врачами и земствами в связи с множащимися конфликтами между ними. Журнал выступает против тех, которые видели единственное разрешение этих конфликтов в выходе земской медицины из земства. Вместе с тем он ополчается против реакционных выступлений в печати, призывающих подчинить земскую медицину правительственной администрации, отстаивая необходимость сохранения самостоятельности земской медицины (№ 66, 1877 — «О земской медицине»).

«Здоровье» уделяет внимание губернским съездам врачей. Публикуя отчет о I Вятском губернском съезде врачей в 1874 г. (№ 22, 1875), журнал отмечает факт, получивший большое значение в развитии гигиенических исследований в нашей стране: «Съезд решил просить земство снабдить всех земских врачей, желающих производить физико-химические исследования, необходимыми пособиями, учредить при губернской земской больнице химическую лабораторию, пригласив особого специалиста-химика, который, по указанию санитарного врача производил бы нужные исследования». Сообщая об этом, журнал указывает, что этим будут улучшены средства для гигиенического исследования, которые до сих пор имеют преимущественно описательное направление.

В 1879 г. «Здоровье» публикует ряд статей М. Левашова об организации съездов земских врачей (№ 104, 105, 106, 108), в которых дается анализ опыта деятельности съездов в разных губерниях.

Значительное место на страницах «Здоровья» занимают вопросы внедрения гигиены как самостоятельной дисциплины в наши университеты. Ббльшая часть статей по этому вопросу принадлежит И. П- Скворцову, руководителю кафедры гигиены в Казанском университете. Исходя из назревших потребностей, получивших свое выражение в ходатайствах отдельных земств, И. П. Скворцов настоятельно требует регламентации университетским уставом самостоятельной кафедры гигиены. Характерно, что в одной из статей (№ 31, 1876) он ставит вопрос о целесообразности разделения медицинского факультета на отделения.

В целях популяризации вновь формирующейся кафедры журнал дает на своих страницах статьи о научных работах, проводимых на этих кафедрах (Военно-медицинская академия, Казанский университет, Харьковский университет), подчеркивая, что эти работы ведутся в довольно широких масштабах несмотря на чрезвычайно неблагоприятные условия существования кафедр. В этих же целях «Здроровье» публикует вступительную лекцию И. П. Скворцова, читанную им- в бытность доцентом Казанского университета (№ 32, 1876). Интересны высказанные в ней мысли о дальнейшей диференциации гигиены. Отмечая, что с ростом научных знаний в гигиенической науке проявляются все новые разделы, И. Скворцов пишет: «Про все эти обособления, выделения мы говорим в том смысле, что, вследствие своего роста, разные части гигиены отделятся от главного ствола в виде ветвей настолько самостоятельных, насколько допустит это органическая связь их со своим корнем, т. е. общей гигиеной». Мысль, не потерявшая интереса и до настоящего времени при всяких попытках со стороны отдельных узких гигиенических специальностей к отрыву «от своего корня».

«Здоровье» выступает за тесную связь вновь формирующейся гигиенической дисциплины с практикой. Так, приветствуя избрание Ф. Ф. Эрис. мана на кафедру гигиены в Московском университете [№ 1 (169), 1882], журнал лишет: «...Желательно только, чтобы и деятельность в земской среде не перестала быть связанной с представителем кафедры. Без соприкосновения с жизнью, без прямого или косвенного участия в той или

другой отрасли администрации гигиеническая кафедра всегда рискует превратиться в источник сухой и отвлеченной схоластики».

Центральное место в журнале занимают материалы о санитарном состоянии наших городов. В качестве основного мотива берутся наиболее наболевшие вопросы — водоснабжения, канализации и очистки.

«Здоровье» зорко следит за состоянием водоснабжения в наших городах, печатая заметки и корреспонденции по этому вопросу. В № 22 за 1875 г. подобран ряд фактов, свидетельствующих о недопустимом состоянии водоснабжения в наших городах. Особенно большое внимание журнал уделяет водоснабжению Петербурга. Статья А. П. Доброславина «Об улучшении Литовского канала в СПБ» (№ 12, 1875) представляет собой итог работы специальной комиссии по вопросу об улучшении водоснабжения Петербурга и имеет интерес с точки зрения развития представлений о гигиене воды и решения вопросов водоснабжения городов.

Вопросы упорядочения водоснабжения в Петербурге подводят журнал вплотную к проблемам санитарной охраны водоемов в связи со спуском в них нечистот. На ряде конкретных примеров «Здоровье» иллюстрирует повсеместное нарушение существующего законодательства по этому вопросу. В результате журнал уже довольно рано (№ 90, 1878) ставит во всей широте вопрос о недостаточности одних запретительных мер («возможно ли подвергнуть поголовному штрафу и наказанию все российское население») и о необходимости нормирования спуска сточных вод в водоемы: «Следует позаботиться об указании средств, которые устранили бы вредные последствия спуска вод в реки. Должны быть выработаны более точные указания закона не против самого спуска нечистот в реки, но против негодных способов, которыми этот спуск производится».

Неменьшее внимание «Здоровье» уделяет вопросам канализации городов и их санитарной очистке. В ряде заметок дается яркая картина антисанитарии в наших городах из-за отсутствия в них канализации и полной неупорядоченности санитарной очистки. Здесь фигурируют заметки ло Петербургу, Москве, Казани и другим городам. Авторы заметок не ограничиваются одной лишь констатацией существующего положения, а вносят предложения к упорядочению санитарного состояния городов. «Здоровье» критически рассматрвает каждый новый проект. Так, сообщая о намеченном строительстве канализации в Ново-Георгиевске (№ 31, 1876), журнал ставит вопрос о недопустимости спуска неочищенных сточных вод в Вислу и о необходимости устройства полей орошения.

В течение ряда лет журнал ведет упорную борьбу против предполагавшегося устройства пневматической системы очистки в Петербурге. Он публикует ряд статей А. П. Доброславина, И. П. Скворцова и др., доказывающих на основе опыта наших и зарубежных городов преимущества сплавной канализации. В связи с предполагаемыми в Петербурге опытами для доказательства преимуществ пневматической системы журнал публикует коллективное заявление — протест виднейших гигиенистов и санитарных деятелей (№ 16, 1875).

Известную дань «Здоровье» отдает локалистической теории Петтен-кофера. Он приводит отдельные исследования уровня стояния грунтовых вод (№ 110 и 115, 1879; № 2 и 3, 1882).

Проблемы гигиены воздуха вначале привлекают журнал с позиций эпидемиологических. Так, А. П. Доброславин в статье «Об оздоровлении городов» (№ 14 и 20, 1875) фиксирует внимание на значении воздуха в передаче заболеваний и с этих позиций выдвигает ряд требований к благоустройству городов, их планировке и застройке. Правда, рядом с этим в других статьях дается уже более широкая трактовка проблемы гигиены воздуха (статьи Г. Архангельского, В. Нагорского об исследовании углекислоты воздуха и др.).

Совершенно незначительное место занимают на страницах «Здоровьям вопросы больничной гигиены (одна статья обзорного характера В. О. Португалова — «Больничный вопрос», № 43, 44, 45, 1876).

Раздел критики и библиографии в журнале велся с большой прин^ ципиальностью и остротой. Так, «Здоровье» поместило резко отрицательный отзыв о кратком руководстве по гигиене В. Португалова, выпущенном в 1874 г. в Вятке (№ 14, 1875), в связи с тем, что оно скопировано с французского руководства и не учитывает условий России.

Такую же отрицательную оценку получила брошюра инж. М. Попова, много работавшего в то время в области канализации и очистки, за рекламный характер его предложений по устройству отхожих мест и рассуждения о ненужности ватерклозетов.

Выход в свет нового журнала «Хозяйственный строитель» под редакцией известного петербургского архитектора Мижуева вызывает весьма сочувственный отклик на страницах «Здоровья» (№ 73, 1877). Отмечая, что «до тех пор, пока проект устройства жилого помещения не сделается совместной работой гигиениста и строителя, наши жилища будут по-прежнему плохи, а наши гигиенисты останутся попрежнему Дон-Кихотами, изнемогающими в борьбе с общественным легкомыслием», «Здоровье» считает основной задачей нового издания «помирить обе специальности, до сих пор дичившиеся друг друга, свести к одному рабочему столу../» /

Это не мешает «Здоровью» уже вскоре выступить с резкой критикой проектов земской школы, напечатанных в «Хозяйственном строителе», за то, что при составлении этих проектов «о педагогических требованиях и гигиене думали мало» (№ 79, 1878).

Интересны отдельные замечания, высказанные А. П. Доброславиным в его рецензии на труд Ф. Ф. Эрисмана «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда» (№ 78, 1877). Как большое достоинство книги А. П. Доброславин отмечает ее полную самостоятельность, так что «автору нельзя даже сделать того упрека, который присущ его предыдущим трудам, именно в небрежном отношении к научным исследованиям, данным русской почвой».

Доброславин полемизирует со взглядами Ф. Ф. Эрисмана на характер деятельности ученого, «который будто бы безусловно всегда одинокий сидит в своей келье над сухими книгами, забывая все окружающее и устремляя свое внимание на открытие новых истин...» В противовес этому Доброславин говорит: «Чем ближе стоит ученый к жизни, тем полезнее он для нее». В заключение А. П. Доброславин делает ряд частных критических замечаний.

«Здоровье» держит своих читателей в курсе новейших достижений гигиенической науки за рубежом. Характерна направленность этих статей, господствующая в них мысль об использовании этих достижений применительно к условиям России. Журнал следит за работой наших молодых ученых, санитарных деятелей, работающих в порядке усовершенствования в зарубежных гигиенических лабораториях, информируя об их работах и научных достижениях.

Оставляя в стороне материалы по другим отраслям гигиены, получившим отражение на страницах журнала, можно уже на основании этого далеко не полного обзора сказать, что журнал «Здоровье» имел, несомненно, большое организующее значение в формировании гигиенической науки на заре ее развития в нашей стране и в популяризации гигиенических идей в обществе. Большая заслуга в этом принадлежит А. П.До-брославину—организатору журнала и его бессменному руководителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.