ИСТОКИ САНИТАРНОГО ДЕЛА В РОССИИ
Е. Н. Беляев, Л. Г. ¡Годунова, И, Б. Коростеяев ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Проблема оценки окружающей среды в отношении здоровья возникла на заре человечества. Эти знания столетиями передавались из поколения в поколение. С появлением и развитием государственности и письменности сведения о профилактике болезней стали закрепляться и распространяться. В трудах величайших врачей и ученых древности (Гиппократ, Гален, Авиценна и др.) мы находим точные и рациональные рекомендации по сбережению здоровья и предписания гигиенического и эпидемиологического характера. Выдающиеся ученые России С.Г. Зыбелин, Е.О. Мухин, Ф.И. Барсук-Моисеев, М.Я. Мудров отмечали особое значение предупредительной медицины для сохранения здоровья людей.
Во второй половине XIX века в связи с проведением земской реформы в России предпринимались попытки придать нарождающейся земской медицине общественно-гигиенический санитарный смысл. В некоторых губерниях земскую медицину возглавили врачи-гигиенисты. В связи с этим стали создаваться специальные санитарные советы, санитарные бюро, участковые санитарные попечительства, а в губерниях и уездах вводились должности санитарных врачей.
Что же должна была делать санитарная организация? «Всякая санитарная организация, - считал A.B. Корчак-Чепурковский, - ставит задачей: 1)изучение явлений общественного организма, благоприятно или вредно отзывающихся на здоровье его, и 2) указание средств борьбы с вредными и способов проведения в жизнь полезных для здоровья этого общественного организма факторов». Из этого вытекали ее задачи, опирающиеся на гигиеническую науку и руководствующиеся такими способами изучения, как санитарная статистика состава, движения и заболеваемости населения и экспериментальное изучение химических, физических, эпидемиологических и других факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения.
Лабораторное дело рождено экспериментальной гигиеной; в свою очередь, лабораторные исследования стали основой экспериментальной гигиены, для чего необходимо было развитие базовых наук: химии, физики, биологии, физиологии, а также микроскопической техники. Начало бактериологическим исследованиям, имевшим особое значение для предупредительной медицины, положил Антон ван Левенгук (1632-1723), затем Луи Пастер (1822-1895), Роберт Кох (1843-1910), И.И. Мечников (1845-1916) и др.
Развитие гигиенических исследований связано с именем Макса Пет-тенкофера (1818-1901), который, имея химическую подготовку, стоял у истоков лабораторных исследований в гигиене, нормирования факторов, влияющих на здоровье человека. В России организация гигиенических лабораторий происходила в два этапа: первый - основание гигиенических кафедр в университетах и медико-хирургических академиях; второй - когда
подготовленные на кафедрах высококвалифицированные специалисты смогли организовать лаборатории в городах, при земских и других санитарных организациях, по военному ведомству.
Первым, кто сыграл важную роль в лабораторном деле, был профессор гигиены А.П. Доброславин (1842-1899), возглавивший в 1871г. в Петербургской медико-хирургической академии кафедру гигиены, ставшую центром гигиенических исследований. Его ученик И.П. Скворцов (1847-1921) создал полноценные гигиенические лаборатории на кафедрах в Казанском, Варшавском и Харьковском университетах.
Учениками М. Петтенкофера были В.А.Субботин (1844-1898) и Ф.Ф. Эрисман (1842—1915). В.А.Субботин в 1872г. стал профессором, заведующим кафедрой гигиены университета имени Святого Владимира (Киев), привез от М. Петтенкофера лабораторного оборудования на 722 руб. 29 коп., но исследования до устройства лаборатории в университете проводил дома. Ф.Ф. Эрисман в 1884 г. стал заведовать кафедрой гигиены Императорского Московского университета. Была создана лаборатория, где выполнялись анализы пищевых продуктов из лавок, магазинов, с рынков, базаров, железнодорожных станций, что приводило к большей ответственности студентов и стажерами при выполнении лабораторных исследований. Затем Ф.Ф. Эрисман на базе кафедры организует гигиенический институт, а в 1891 г. по соглашению с Московской городской управой на базе этого института организуется Московская городская санитарная станция.
Одним из видных учеников и последователей Ф.Ф. Эрисмана был Г.В. Хлопин (1863-1925), избранный в 1905 г. на вновь образованную кафедру гигиены Клинического института в Санкт-Петербурге (ныне СПбМАПО). Кафедра состояла из двух отделений: физико-химического и бактериологического. Наряду с систематическим лекционным курсом по гигиене Г.В. Хлопин читал курс методики санитарно-химических и бактериологических исследований с демонстрациями и практическими занятиями в лабораториях, включая санитарные обследования городских водопроводов, мусоросжигательных печей, станции биологической очистки сточных вод в Царском селе. Г.В. Хлопиным создано капитальное двухтомное руководство «Методы санитарных исследований» (1928-1929), которое на протяжении многих лет являлось основным пособием для всех санитарных лабораторий России.
Научные и практические работы проводились не только в центре, но и на обширных просторах Российской Империи: в Перми, Казани, Уфе. Казанские ученые работали в области унификации методов исследований. На IV съезде русских естествоиспытателей в 1873 г. профессор А.Я. Щербаков (1839-1900) внес предложение о выработке единых методов исследования питьевых водоисточников, на VI съезде в 1879 г. профессор А.И. Якобий (1827-1907) сделал доклад «О единстве методов исследований», в котором говорил: «...исследование получает действительную ценность только тогда, когда исполнен принцип единства метода». У М. Петтенкофера А.И. Яко-
бий выполнил работу «О вентиляционных формулах. Математическое исследование», которая была опубликована в его журнале.
В России постепенно организуются самостоятельные практические лаборатории. Так, в 1891 г. в Санкт-Петербурге на Сенной площади начала работу городская санитарно-аналитическая станция, выполнявшая функции городской лаборатории.
Первая бактериологическая станция России была основана в 1886 г. в Одессе И.И.Мечниковым, Н.Ф.Гамалеей (1859-1949), Я.Ю. Бардахом (1857-1929). В 1886 г. в Киеве, а в 1897 г. в Екатеринославле и Чернигове губернскими земствами были созданы бактериологические институты, в 1890 г. в Петербурге был организован институт экспериментальной медицины.
В 1891 г. в Москве, в помещении аптеки Келлера на Мясницкой был открыт частный химико-микроскопический и бактериологический кабинет Ф.М. Блюменталя, преобразованный позднее в Частный химико-бактериологический институт доктора Ф.М. Блюменталя (ныне НИИЭМ им. Н.Ф. Гамалеи РАМН). В задачи Института входило выполнение различных бактериологических, химических и других анализов, приготовление титрованных растворов, реактивов, питательных сред. При Институте организуются курсы для практического обучения земских врачей методикам химико-бактериологических и клинических исследований.
На территории Ново-Екатерининской больницы 12 марта 1895 г. Г.Н.Габричевский (1860-1912) открывает первый в России бактериологический институт Императорского Московского университета.
В конце XIX в. благодаря достижениям в области бактериологии стали проводить исследования карантинных (особо опасных) инфекционных заболеваний, они изучались в ряде университетских лабораторий, а в 1899 г. был основан «Чумной форт» - первая в России противочумная лаборатория, расположенная в двух верстах от Кронштадта.
К 1914 г. в России уже функционировали лаборатории гигиенического профиля в двадцати губерниях и восьми уездных городах, содержались они за счет земств или пожертвований. Появилась когорта санитарных врачей-практиков, увлеченных лабораторным делом, среди них первый губернский земский санитарный врач И.И. Моллесон (1842-1920) в г.Перми, где в 1898 г. была открыта бактериологическая лаборатория, в 1912 г. преобразованная в бактериологический институт. В Уфе в 1905 г. открывается пастеровская станция с бактериологической лабораторией, на базе которой в 1908 г. был открыт Уфимский бактериологический институт. К 1905 г. относится образование Союза русских университетских и общественных бактериологических институтов и лабораторий.
Таким образом, идеи Л. Пастера и М. Петтенкофера и стажировка в руководимых ими институтах лучших отечественных ученых и врачей дали мощный импульс к развитию русской предупредительной медицины. Россия не копировала слепо достижения Германии и Франции, и не только адаптировала их к местным условиям, но по многим показателям значительно превзошла Запад.
В России сформировались оригинальные универсальные научные гигиенические школы: А.П. Доброславина, А.И. Якобия - И.П. Скворцова и Ф.Ф. Эрисмана, позднее - школа Г.В. Хлопина, органично впитавшая в себя достижения школ А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана.
Из названных школ вышло значительное число талантливых профессоров-гигиенистов, возглавивших самостоятельные кафедры с лабораториями. Среди учеников А.П. Доброславина отметим таких известных профессоров гигиены, как М.Я.Капустин (1847-1920), А. И. Судаков (1851-1914), А.И. Шидловский (1858-1920). Среди учеников Ф.Ф. Эрисмана, ставших профессорами кафедр гигиены с лабораториями, были С.Ф.Бубнов (1851-1909), Н.К.Игнатов (1870-1951), С.С.Орлов (1864-1927), Г.В. Хлопин и др. Из школы А.И. Якобия - И.П. Скворцова вышли такие крупные гигиенисты-профессора, заведующие кафедрами, как В.А.Арнольдов (1861-1941), П.Н. Лащенков (1865-1925), В.Д. Орлов (1856-1915), В.В. Фавр (1874-1920).
Россия значительно опередила страны Западной Европы по организации кафедр гигиены с лабораториями. Так, в конце 80-х годов XIX столетия в Западной Европе было четыре кафедры, в России - семь, а в 1903 г. - уже девять. И.П. Скворцов отмечал, что кафедры на Западе создавались специально для выдающихся ученых, таких как М. Петтенкофер и Р. Кох, тогда как «у нас учреждение первой кафедры гигиены не имело никакого отношения к лицу, а было вызвано научными и практическими потребностями». Уровень преподавания, в частности лабораторных занятий, в России был выше, чем на Западе.
В России постепенно организуются лаборатории не только при кафедрах университетских и медико-хирургических (военно-медицинских) академий, но и при различных городских и земских учреждениях, по военному ведомству.
Русские гигиенисты всячески стремились совершенствовать классические приемы исследований западных ученых, проводили исследования специфичных именно для России объектов с применением физических, химических и бактериологических методик раздельно и в их комбинации. Например, исследование «голодного хлеба», деревянных ложек и глиняной посуды и т. д. Ученые-гигиенисты не только разрабатывали оригинальные методики, но и стремились унифицировать методы исследований. Несмотря на различия во взглядах на проблемы, единым фронтом выступали А.П. Доброславин, А.И. Якобий, И.П. Скворцов, Ф.Ф. Эрисман. В России осуществлялся широкий обмен опытом лабораторного дела, методик исследований не только через печать, на съездах, конференциях, но и на Всероссийских и губернских выставках.
В предреволюционные годы наряду с узкоспециализированными учреждениями профилактического профиля (санитарные и пастеровские станции, оспенные телятники и бактериологические институты) постепенно формируется идея объединенного санитарно-эпидемиологического учреждения.
Такие учреждения - санитарные станции - было предложено создать только в 1932 г. после образования Наркомздрава РСФСР (декрет Совнаркома 1918 г.) на I Всесоюзной конференции по планированию здравоохранения и рабочего отдыха по докладам А.Н. Сысина и А.Н. Марэеева. Санитарная станция (в дальнейшем санитарно-эпидемиологическая станция) -новый тип комплексного учреждения, объединяющего все санитарные и противоэпидемические учреждения.