Научная статья на тему 'А. П. Доброславин'

А. П. Доброславин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. П. Доброславин»

Н. А. Ананьев

А. П. Доброславин1

Из Рязанского Медицинского института имени И. П. Павлова

Одним из основоположников отечественной гигиенической науки •является крупнейший русский гигиенист второй половины XIX в.— проф. А. П. Доброславин.

А. П. Доброславин создал первую самостоятельную гигиеническую ■школу в России и обогатил гигиену ценными теоретическими и практическими открытиями. В истории русской гигиенической науки проф. А. П. Доброславину принадлежит одно из первых мест. Его самобытные научные взгляды в области гигиены отражают путь развития этой науки в России.

Критически изучив достижения гигиены и профилактической медицины своего времени, А. П. Доброславин по-новому разработал многие вопросы гигиены и значительно опередил в своих исследованиях западноевропейских гигиенистов.

Алексей Петрович Доброславин родился 29 сентября 1842 г. в селе Дядьково Орловской губернии в семье врача. В 1859 г. после окончания гимназии он был зачислен студентом Петербургской военно-медицинской академии.

Годы учения А. П. Доброславина в академии совпали с нарастанием революционно-освободительного движения 60-х годов и острой идейной и философской борьбой, происходившей в это время в России. Прогрессивные общественные идеи, связи с передовой студенческой молодежью, несомненно, оказали благотворное влияние на формирование научных взглядов молодого Доброславина. В 1865 г. он закончил курс академии с дипломом на серебряную медаль, а в следующем году сдал экзамены на степень доктора медицины. По совету знаменитого русского химика Н. Н. Зимина и других прогрессивных профессоров академии он начинает усиленно заниматься изучением гигиены и уже в 1871 г. читает вступительную лекцию по курсу гигиены. В этой исключительно содержательной лекции молодой ученый нарисовал яркую картину исторического развития гигиены и со своих собственных позиций определил сущность гигиенических проблем и методы их изучения.

Создание самостоятельной кафедры гигиены в Военно-медицинской академии явилось событием в истории высшего медицинского образования и медицинской науки в России. И в этом велики роль и заслуга А. П. Доброславина. В то время в Западной Европе не было специальных кафедр гигиены, так как буржуазные ученые-медики не считали гигиену самостоятельной наукой. Кипучая энергия, неутомимая борьба А. П. Доброславина за свои идеи во многом способствовали тому, что гигиена в России раньше, чем в известных зарубежных университетах, заняла равноправное место среди других медицинских дисциплин.

Сущность научного определения гигиены, выдвинутого и обоснованного А. П. Доброславиным, заключалась в том, что он глубоко связывал гигиенические проблемы с задачами оздоровления труда и быта. Ученый утверждал, что эффективность гигиенических мероприятий зависит от социально-экономических условий жизни. А. П. Доброславин неизменно указывал на большое значение влияния социальных факторов на здо-

1 Статья Н. А. Ананьева печатается в порядке постановки вопроса о необходимости всестороннего изучения жизни и деятельности А. П. Доброславина. Давно уже назрела необходимость создать биографию этого крупного отечественного гигиениста основанную на документальных материалах. Р'ед.

ровье людей. Проведение в жизнь гигиенических мер возможно только тогда, когда они находятся в соответствии с условиями общественной жизни. Труд и здоровье, организм и среду — все это А. П. Доброславин рассматривал во взаимосвязи.

Главную задачу здравоохранения и гигиены А. Г1. Доброславин видел в том, чтобы, изучив законы «...прочного физиологического равновесия в организме при различных условиях общественной деятельности» создать необходимую санитарно-гигиеническую обстановку для расцвета всех творческих сил человека. «Если предметом физиологии,— говорил он,— являются законы статики и динамики живого тела, то предметом гигиены — влияние на организм всех внешних деятелей»2. Определяя предмет гигиены, он подчеркивал ее активную роль в оздоровлении внешней среды. Это был новый подход к сущности гигиены, неизвестный западноевропейским ученым, которые считали гигиену наукой описательной, недейственной, пассивной. А. П. Доброславин неразрывно связывал гигиену с насущными вопросами практики здравоохранения и отстаивал точку зрения единства гигиены и санитарии. Неоднократно выступал он и против «чистой науки».

Значение А. П. Доброславина как ученого-гигиениста особенно ярко раскрывается при изучении его трудов. Научное творчество А. П. Доброславина богато и разнообразно. Только по гигиене у него написано более 100 научных работ. Научная принципиальность, глубокая мысль и ясный стиль изложения составляют отличительные черты творческой деятельности А. П. Доброславина.

Передовой ученый-материалист, он сумел охватить своей научной деятельностью разнообразные проблемы гигиенической науки и санитарной практики. А. П. Доброславин не рассматривал вопросы гигиены узко, с точки зрения только специфики данной науки. Гигиену он считал неразрывной составной частью естествознания. А. П. Доброславин защищал взгляд на то, что движение медицины вперед должно основываться на методах естественно-научного исследования.

А. П. Доброславин ценил эксперимент в науке и решительно боролся против узкого эмпиризма и попыток превратить гигиену в сборник практических рецептов. Лаборатория ученого была непосредственно связана Ь практической деятельностью в области здравоохранения. В ней были выполнены ценные работы по физиологии питания. Особенно плодотворно А. П. Доброславин занимался изучением проблем гигиены питания и обмена веществ. Исследуя свойства (состав) русской ржаной муки, он разработал более точную по сравнению с иностранными авторами методику определения крахмала в муке. Ряд работ А. П. Доброславина посвящен исследованию питательных веществ мяса, определению свойств различных сортов его и значению мяса и других пищевых продуктов в питании населения. Большой заслугой А. П. Доброславина является создание им руководства по гигиене: «Очерк основ санитарной деятельности» (1874), «Гигиена — курс общественного здравоохранения» (1882—1884) и «Курс военной гигиены» (1885—1887). В руководстве по гигиене А. П. Доброславин собрал огромный материал и на основе экспериментальных данных изложил все разделы этой медицинской дисциплины. Научное освещение сложных вопросов и закономерностей движения населения, имеющих большое социальное значение, дано в учебнике на богатом фактическом материале. А. П. Доброславин в своем курсе гигиены показывает, что неправильный подход иностранных статистиков и отдельных русских ученых к вопросам движения населения России приводит к превратным понятиям о жизненности ее народа. Сопоставляя материалы таблиц разных авторов о средней продолжительности жизни

1 А. П. Доброславин, Курс гигиены, 1882, СПБ, стр. 16.

2 Та м же, стр. 13.

и распространении населения по возрастам, А. П. Доброславин убедительно доказывает, что все показатели движения населения России свидетельствуют об огромных возможностях его роста.

Выпуск книги «Очерк основ санитарной деятельности» был в значительной мере обусловлен стремлением ученого помочь земским врачам в их врачебно-санитарной работе на селе. Эта сторона в научно-практической деятельности А. П. Доброславина всегда занимала видное место. Военная гигиена также многим обязана разносторонней деятельности я

А. ,П. Доброславина. Созданный им «Курс военной гигиены» представляет оригинальное руководство, составляющее немалый вклад в развитие русской военной гигиены. Значение статистики, основы ее общей теории, научная методика статистического исследования в приложении к военной я

гигиене изложены А. П. Доброславиным глубоко и содержательно. В курсе военной гигиены А. П. Доброславин подчеркнул, что он не ставит задачу излагать клинические стороны тех или других болезней. Задача военной гигиены, полагал ученый, заключается в том, чтобы определить факторы, благоприятствующие или препятствующие развитию болезней во время войны и в мирное время, в целях их профилактики. С этой точки зрения А. П. Доброславин освещает и проблему борьбы с инфекционными заболеваниями. Основываясь на трудах Н. И. Пирогова, ученый осветил организационные вопросы военно-медицинского дела своего времени. Он воспитывал военных врачей в духе добросовестного отношения к своим обязанностям, прививал им любовь к гигиене, развивал навыки научного мышления и методики лабораторных исследований. Преподавание военной гигиены он проводил с учетом практической деятельности военного врача. С 1884 г. А. П. Доброславин состоял членом Военно-медицинского ученого комитета.

Замечательной чертой научной деятельности А. П. Доброславина является преданность отечественной науке, высокая оценка ее достижений. Курс гигиены А. П. Доброславина во многом основан на результатах научных работ отечественных гигиенистов.

Разделы учебника, посвященные гигиене воздуха, воды, освещения, температуры, вентиляции и др., автор иллюстрирует данными, полученными Якобием, Веселовским, Ковальковским, Павловским, Соколовым, Прохоровым, Успенским, Яковлевым и другими отечественными гигиенистами. Это ярко свидетельствует о его умении правильно оценить достижения научной мысли в нашей стране.

В историко-медицинской литературе почти не освещен вопрос о роли А. П. Доброславина в развитии отечественной школьной гигиены и охраны здоровья детей. Между тем именно он в то время постоянно разрабатывал наиболее важные проблемы школьной гигиены и во многом помог их правильному разрешению. Под руководством А. П. Доброславина были рассмотрены и утверждены схемы для описания состояния народных школ в санитарно-гигиеническом отношении, разработан гигиенический режим в них и типовой план строительства сельской школы. В глубоко содержательной статье «Переутомление учащихся и его последствия» А. П. Доброславин развивал передовые идеи в области школьной гигиены Со многими болезнями школьников, доказывал он, можно успешно бороться, если будет установлена правильная, излишне не обременяющая ученика умственной работой система занятий и, в частности, введены физические упражнения. Трактовка вопросов . школьной гигиены А. П. Доброславиным не только полностью соответствовала уровню состояния науки, но и не потеряла своего значения в настоящее время.

Научные взгляды А. П. Доброславина, его теоретические обобщения послужили толчком к дальнейшему движению отечественной гигиены по

! Всстиик Европы, 1888, № 8. 42 *

самостоятельному пути. А. П. Доброславин был стихийным материалистом, он ясно и определенно заявлял, что «естественные науки, в частности, физиология, доказали отсутствие какой бы то ни было «жизненной силы», которой идеалисты пытались объяснить все живое» Все жизненные процессы совершаются по общим для всей природы законам. В духе естественно-научного материалистического мировоззрения воспитывал он студентов, твердо проводил его в своих научных исследованиях и неустанно боролся против антинаучных концепций в гигиене. Опередив современных ему ученых-медиков Запада, А. П. Доброславин высказал смелое научное предположение о значении общей патологии для медицины как связующего звена между ней и естественными науками. Он настаивал на большей роли общей патологии в развитии медицины и говорил о необходимости придать медицине экспериментально-физиологическое направление. Доводы А. П. Доброславина сыграли большую роль: постановлением конференции Военно-медицинской академии была образована самостоятельная кафедра экспериментальной патологии.

С 1871 г. А. П. Доброславин принимал самое деятельное участие в организации земских и городских медицинских учреждений, в научном обосновании санитарных проблем, связанных с оздоровлением Петербурга. Главные вопросы оздоровления города, его санитарного благополучия: водоснабжение, обеспечение населения доброкачественным молоком, организация противоэпидемических мероприятий и т. п., решались при постоянной консультации с этим выдающимся гигиенистом. В результате упорной борьбы он добился открытия временной санитарно-пищевой станции при гигиенической лаборатории академии. Земство Петербургской губернии многим обязано ученому. На съездах земских врачей Петербургской губернии в 1877—1888 гг. под руководством А. П. Доброславина обсуждались вопросы о здоровье народа и состоянии земской медицины. На ряде съездов русских естествоиспытателей и врачей, на съэздах врачей в память Н. И. Пирогова А. П. Доброславин возглавлял работу гигиенической секции. Он принимал активное участие в работе иззестной комиссии С. П. Боткина, созданной для изучения вопроса об улучшении санитарных условий жизни и уменьшения смертности населения в России. В 1874 г. А. П. Доброславин основал и редактировал гигиенический журнал «Здоровье», в котором освещались вопросы общественного здравоохранения и актуальные проблемы гигиены и оздоровления. Большое место в журнале отводилось военной гигиене. Научный подход к освещению гигиенических и санитарных вопросов, выдвигавшихся в журнале, сочетался с популярной, доступной широким слоям населения формой изложения. А. П. Доброславин поместил в журнале ряд содержательных статей: «Вода и влияние количества и качества ее на здоровье» (1874), «Об оздоровлении городов» (1875), «Что делать от тифа» (1879) и др. Заслуживает большого внимания работа А. П. Доброславина «Об отношении гигиены к естествознанию», опубликованная в журнале «Здоровье» в 1880 г. Защищая точку зрения об органической связи гигиены с естествознанием, он настаивал на еще более действенных формах и методах этой связи.

Имя А. П. Доброславина неразрывно связано с деятельностью «Русского общества охранения народного здравия», созданного для содействия улучшению общественного здоровья и санитарных условий в России. А. П. Доброславин был в числе первых инициаторов и учредителей этого общества. Он любил русский народ, стремился к улучшению условий его жизни. Особенно волновал его вопрос о питании рабочего класса. Ни один раз доказывал он на заседаниях общества охранения народного здравия о важности разработки научных основ питания рабочих и осуществления конкретных мер в этом направлении.

1 А. П. Доброславин, Курс гигиены, 1882, Петербург, часть I, стр. 6.

Алексей Петрович Доброславин пользовался большим уважением и любовью всех людей, общавшихся с ним. Открытый, прямой характер, любовь к людям, умение привлечь их к коллективному труду, неиссякаемая энергия — все это привлекало к А. П. Доброславину врачей-гигиенистов и деятелей в области санитарного дела.

4 декабря 1889 г. в расцвете жизненных и творческих сил А. П. Доброславин умер. Имя его навсегда вошло в историю отечественной медицины. Всю свою творческую деятельность А. П. Доброславин посвятил созданию научной школы русских гигиенистов, и его по праву можно считать основателем самобытной гигиенической школы в России. Стремление преодолеть ограниченность и односторонность аналитического, узкого санитарно-технического направления западноевропейской гигиены выражено у А. П. Доброславина, пожалуй, яснее, чем у всех остальных дореволюционных гигиенистов.

Совершенно неправильно представление о А. П. Доброславине, как якобы об «основоположнике санитарно-технического направления» в отечественной гигиене (проф. С. В. Моисеев и др.). А. П. Доброславин не превращал ни один специальный метод, например, статистику, или физи-ко-химическое исследование, в основной метод гигиены и подчеркивал, что «...особенно много черпает она из физиологии» В то время уровень развития гигиены еще не позволял ставить вопрос о диференциации ее на специальные отрасли. Однако А. П. Доброславин в своем «Курсе гигиены» сумел четко и обстоятельно осветить такие разделы общей гигиены, которые впоследствии стали самостоятельными предметами преподавания и исследования: военная гигиена, школьная гигиена и др. Социально-профилактический подход к содержанию гигиены, определение ее задач из запросов практики охраны народного здоровья, указание на ее активную роль в изменении условий внешней среды убедительно свидетельствуют о том, что принципиальные взгляды А. П. Доброславина выдержали проверку временем. Исследования ученого по физиологии и гигиене питания, обмену веществ, проведенные исключительно точно, не потеряли своего значения и в наше время.

После Великой Октябрьской социалистической революции советская гигиена вступила в новый, высший этап своего развития. Восприняв все лучшее, что было достигнуто гигиеной в дореволюционной России, передовая советская гигиеническая наука развивается на основе марксистско-ленинской теории в соответствии с павловским физиологическим учением. И в этом развитии научное наследие А. П. Доброславина, многие труды которого прямо перекликаются с проблемами современной советской гигиены, должно занять надлежащее место.

& Ъ Ъ

1 А. П. Доброславин, Курс гигиены, 1882, Петербург, часть I, стр. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.