Научная статья на тему 'А. П. Боголюбов и организация первого художественно-промышленного провинциального музея России'

А. П. Боголюбов и организация первого художественно-промышленного провинциального музея России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
956
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЦЕНАТЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ / А.П. БОГОЛЮБОВ / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ МУЗЕЙ / ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / A.P. BOGOLYUBOV / PATRON OF ART / CHARITY / PUBLIC MUSEUM / RADISCHEV MUSEUM / PROVINCIAL / MUSEUM OF INDUSTRIAL ART / POST-REFORM RUSSIA / CULTURAL AND EDUCATIONAL VALUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Могилевец Светлана Алексеевна

В статье прослеживаются наиболее важные этапы становления первого отечественного художественно-промышленного музея им. А.Н. Радищева в Саратове, созданного по инициативе и на личные средства профессора живописи, мецената и общественного деятеля А.П. Боголюбова, при активном участии художественных сообществ России и отечественных меценатов. Доказывается необходимость организации художественно-промышленных музеев и школ технического рисования как важного фактора, содействовавшего художественному просвещению народа и успешному проведению реформ в условиях переходного периода экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.P. BOGOLYUBOV AND ORGANIZATION OF THE FIRST RUSSIAN PROVINCIAL MUSEUM OF INDUSTRIAL ARTS

The article traces the most important stages in the development of the first national Museum of Industrial Arts named after A.N. Radyshchev in Saratov, initiated and financed by the Professor of Art, philanthropist and social activist A.P. Bogolyubov with the assistance of art communities of Russia and Russian patrons of art. The author argues for the necessity of organization of the industrial art museums and schools of technical drawing as a major factor contributing to the artistic education of people and successful execution of reforms during the transitional period in the economy of Russia.

Текст научной работы на тему «А. П. Боголюбов и организация первого художественно-промышленного провинциального музея России»

УДК 930.85 Могилевец Светлана Алексеевна

аспирант кафедры истории, философии и культурологии

Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, ученый секретарь Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова (г. Москва)

А.П. БОГОЛЮБОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО МУЗЕЯ РОССИИ

Mogilevets Svetlana Alekseevna

PhD student, Department of History, Philosophy and Cultural Studies Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Academic secretary, Bogolyubov Library of Arts

A.P. BOGOLYUBOV AND ORGANIZATION OF THE FIRST RUSSIAN PROVINCIAL MUSEUM OF INDUSTRIAL ARTS

Аннотация:

В статье прослеживаются наиболее важные этапы становления первого отечественного художественно-промышленного музея им. А.Н. Радищева в Саратове, созданного по инициативе и на личные средства профессора живописи, мецената и общественного деятеля А.П. Боголюбова, при активном участии художественных сообществ России и отечественных меценатов. Доказывается необходимость организации художественно-промышленных музеев и школ технического рисования как важного фактора, содействовавшего художественному просвещению народа и успешному проведению реформ в условиях переходного периода экономики России.

Ключевые слова:

меценаты, благотворительность, Радищевский музей, А.П. Боголюбов, провинциальный, художественно-промышленный музей, пореформенная Россия, культурно-просветительное значение.

Summary:

The article traces the most important stages in the development of the first national Museum of Industrial Arts named after A.N. Radyshchev in Saratov, initiated and financed by the Professor of Art, philanthropist and social activist A.P. Bogolyubov with the assistance of art communities of Russia and Russian patrons of art. The author argues for the necessity of organization of the industrial art museums and schools of technical drawing as a major factor contributing to the artistic education of people and successful execution of reforms during the transitional period in the economy of Russia.

Keywords:

patron of art, charity, public museum, Radischev Museum, A.P. Bogolyubov, provincial, Museum of Industrial Art, the post-reform Russia, cultural and educational value.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. музей из «хранилища древностей» постепенно преобразуется в научно-просветительное учреждение, задача которого - способствовать развитию грамотности, повышению культурного уровня населения, развитию науки и искусства [1]. Важной вехой в развитии пореформенной России стало учреждение художественно-промышленных музеев и школ технического рисования при них, содействующих успешному проведению реформ.

Становление первого отечественного публичного художественно-промышленного музея и рисовальной школы связано с именем Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896). Более 70 лет имя А.П. Боголюбова было предано негласному забвению. Объяснялось это близостью художника к императорской семье. Живописец выступал экспертом российского императора Александра III в области искусства и обучал живописи императрицу Марию Федоровну. О близких отношениях художника и Александра III упоминал граф С.Д. Шереметев, с 1868 г. - адъютант цесаревича Александра Александровича: «К числу лиц, которые в первые годы моей службы появлялись при дворе Цесаревича был художник А.П. Боголюбов. Если кому говорить о внимании и о сердечности Государя Александра III, так это ему. Он много испытал на себе его ласки и утонченного внимания» [2, с. 431]. О своих близких отношениях с наследником свидетельствовал и сам художник: «Счастьем моей жизни были и те <...> часы, в которые благосклонная судьба ставила меня в близкие, непосредственные отношения с нашим Монархом, который всегда был ко мне до крайности добр, внимателен и милостив <...>. Эти отношения зародились и держались на почве искусства, его горячей и просвещенной любви ко всему изящному» [3, с. 153].

В год 190-летнего юбилея А.П. Боголюбова (2014), основателя Радищевского музея, в условиях возрождения благотворительности и меценатства, актуальность рассматриваемой темы несомненна.

А.П. Боголюбов - выдающий русский живописец второй половины XIX столетия. Написанные им картины, посвященные петровским баталиям, морским сражениям Крымской кампании 1853-1856 гг. и Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., позволяют считать художника историографом российского флота. Известный деятель отечественной культуры, Боголюбов был не только

живописцем, но и наставником начинающих художников. Среди его учеников значились И.И. Шишкин, Ф.Ф. Боганц, П.П. Джогин, Е.Э. Дюкер, Е.А. Ознобишин. С 1873 г. по настоянию врачей Боголюбов живет в Париже, где руководит занятиями в будущем известных мастеров: А.К. Беггрова, Н.Н. Гриценко, М.С. Ткаченко, И.П. Похитонова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, К.А. Савицкого. Выставки, организованные в Париже кружком художников под председательством Боголюбова, открыли для европейского зрителя творчество М.М. Антокольского, В.В. Верещагина, А.И. Куинджи и способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Неоднократно Боголюбов выступал в роли советчика П.М. Третьякова в вопросах приобретения им картин для своей галереи.

Воспитатель плеяды замечательных живописцев; участник реорганизации Императорской академии художеств; учредитель и председатель «Общества взаимного вспомоществования русских художников» в Париже (1877); профессор живописи и передвижник; коллекционер и меценат, А.П. Боголюбов положил начало образованию публичных провинциальных художественных музеев в России.

Важными источниками в деле изучения истории организации А.П. Боголюбовым художественно-промышленного музея им. А.Н. Радищева в Саратове служат воспоминания самого живописца - «Записки моряка-художника» и периодические издания конца XIX - начала XX вв. [4]. Особую ценность для исследователя представляет отчет о начальном периоде деятельности музея, составленный его первым хранителем - Ананием Кущем [5].

Мысль устроить в провинции художественный музей появилась у А.П. Боголюбова еще в 1850-е гг., когда он изучал живопись в Дюссельдорфе. Художник обратил внимание на ненормальность того явления, что в России художественное образование и лучшие произведения искусства сосредоточены только в столицах, а в провинции «почти нет ничего, способствующего развитию вкуса и артистических познаний в обществе и народе. Он решил употребить свои силы и средства на то, чтобы хоть сколько-нибудь изменить такой порядок вещей к лучшему. Необходимость таких музеев с рисовальными при них школами, как рассадников искусства, давно уже чувствуется самым настоятельным образом» [6, с. 175]. Появление подобных музеев должно было содействовать развитию художественной культуры и способствовать экономическому процветанию страны.

Идеей организации художественно-промышленного музея со школою Боголюбов был обязан немецкому художнику-пейзажисту Александру Михелису, с которым познакомился в период своего заграничного пенсионерства. Михелис собирал в своей мастерской всякое «художественное старье», которое после смерти собирался завещать родному городу Мюнстеру для основания в нем музея. Позже художник напишет: «Мысль Михелиса никогда меня не покидала, и ежели я основал Радищевский музей, то ему я обязан. Когда стал я уже со средствами, то начал собирать <...> картины и редкости и наконец додумался до Саратовского Радищевского музея, где в память моего деда, Александра Радищева, теперь стоит храм со всем моим добром и будет под той же крышей когда-нибудь Боголюбовская школа» [7, с. 119].

Заботясь о художественном просвещении народа, А.П. Боголюбов разрабатывает Проект устройства художественных музеев во всех провинциальных университетских и некоторых губернских городах, ссылаясь на опыт Западной Европы и считая это делом государственным. Свой Проект художник излагает в письме из Парижа к министру двора И.И. Воронцову-Дашкову (1881). Для формирования музейных фондов он предлагает использовать дворцовые художественные коллекции, не представляющие особой ценности и разбросанные по загородным дворцам либо хранящиеся в кладовых Эрмитажа и Академии художеств. Из императорских коллекций Боголюбов предлагает взять лишь «бесполезный излишек, который, будучи роздан в губернские города, во вновь устроенные галереи <...> положит основание наглядному художественному образованию народа, у которого нет никаких средств к тому, кроме обеих столиц» [8, с. 102].

Боголюбов предлагает в фонд музеев свои вещи, называет известных коллекционеров: Строгановых, Нарышкиных, Половцовых, Боткиных, готовых передать часть своих собраний будущим музеям, а также художников: Крамского, Репина, Шишкина, Маковских, Сорокина, Бронникова, Антокольского, Харламова, выразивших желание внести посильный вклад в формирование экспозиций своими работами.

Получив от официальных властей отрицательный ответ, свой Проект Боголюбов воплощает в организации на собственные средства художественно-промышленного музея в городе Саратове. Саратовский художественный музей, основанный в 1885 г., возник в то время, когда в России не было ни одного публичного музея изобразительного искусства, а галерея братьев Третьяковых являлась лишь частным собранием. Уникальность музея состояла и в его общедоступности.

Не случайно местом для организации музея был выбран Саратов. С одной стороны, дед Боголюбова по материнской линии - А.Н. Радищев происходил родом из дворян Саратовской губернии, и художнику «всегда хотелось увековечить имя <...> знаменитого деда, многострадаль-

ного Александра Николаевича Радищева, саратовского дворянина и уроженца» [9, с. 195]. С другой - Саратов второй половины XIX в. по праву считался первым по величине городом во всем Среднем и Нижнем Поволжье. Ему принадлежало одно из ведущих мест не только по торговопромышленной деятельности, но и по внешнему благоустройству. Процветанию города с населением до 70 тыс. человек способствовали отмена крепостного права и «устройство на Волге пароходства». На момент переписи 1897 г. число жителей увеличилось вдвое и составило 137 тыс. человек. Приведенные ниже факты доказывают, что к началу XX в. Саратов являлся крупным религиозным, торговым и культурным центром Поволжья с глубокими традициями благотворительности. В городе функционировали более 100 учебных заведений, 3 театра, 6 библиотек, 11 ученых обществ; выходило 6 периодических изданий, два частных ежедневных: «Саратовский листок» и «Саратовский дневник». Процветанию города содействовали 17 благотворительных обществ, 5 обществ взаимопомощи, 11 обществ вспомоществования учащимся, 9 приютов на 800 детей, 33 богадельни на 1000 призреваемых [10, с. 145].

С момента подачи письма на предмет создания музея в Саратовскую думу в 1877 г. и до его торжественного открытия в июне 1885 г. ушло более семи лет. В ряду трудностей, с которыми пришлось столкнуться художнику на пути организации музея, важное место занимал «радищевский вопрос». О существовании проблемы свидетельствовал и тот факт, что 22 мая 1873 г. по постановлению комитета министров было уничтожено в типографии издание сочинений А.Н. Радищева «как памфлет политического характера, порицающий монархические принципы» [11, с. 91]. Без высочайшего соизволения затея Боголюбова о присвоении музею имени опального дворянина не могла увенчаться успехом. Запрет с имени А.Н. Радищева был снят благодаря императору Александру III, который «всегда стоял за художественно-промышленное развитие в России и нарождение ремесленных школ, в которых видел великую потребность» [12, с. 206].

Своей идеей устроить первый губернский музей в Саратове с школой художественно-промышленного типа и назвать музей Радищевским в честь своего деда Боголюбов поделился с Александром III, когда император был еще наследником престола (1880). Чтобы цесаревич мог лично составить мнение о «вольнодумстве» А.Н. Радищева, художник подарил великому князю книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Наследник одобрил идею о музее и школе и высказался вполне лояльно по поводу присвоения музею имени А.Н. Радищева: «А что касается Радищева, то я думаю, что 80 лет, разделяющие нас от его смерти и прощения, оправданы тем, что его мысли освобождения русского народа ознаменованы действительностью и не могут быть помехой, чтоб имя его было известно всем» [13, с. 206].

Торжественное открытие музея состоялось 29 июня 1885 г. Начальник губернии А.А. Зубов указал на его просветительное значение для края и ту облагораживающую роль, какую музей, как храм искусства, может и должен занять в деле воспитания юношества. Поздравительную телеграмму прислал император Александр III: «Радуюсь освящению Радищевского музея, которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства в России» [14, с. 228].

Музей представлял собой богатую сокровищницу искусств, включавшую в себя картинную галерею, интересные коллекции монет, кредитных билетов, фарфоровых и стеклянных изделий, бронзовых предметов, старинных русских серебряных вещей, а также богатую библиотеку. Все содержимое музея было систематизировано и условно распределено на 25 групп: I. Живопись масляными красками. II. Живопись клеевыми и водяными красками. III. Рисунки сепией, тушью, пером и карандашом. IV. Гравюры, акватинты, офорты, фототипии, литографии и политипажи. V. Фотографии вне альбомов. VI. Альбомы. VII. Скульптурные произведения. VIII. Изделия из камня. IX. Фарфор, фаянс и терракота. X. Образцы материалов фарфорового производства. XI. Стекло. XII. Образцы материалов стеклянного производства. XIII. Золотые и серебряные вещи. XIV. Бронза. XV. Олово, железо и чугун. XVI. Резьба по дереву и кости. XVII. Утварь и мебель. XVIII. Модели и клише. XIX. Ткани, тисненая кожа, гобелены и ковры. XX. Вооружение. XXI. Монеты и ассигнации. XXII. Медали, жетоны и знаки. XXIII. Предметы археологического и этнографического значения. XXIV. Предметы естественно-исторического значения. XXV. Библиотека.

Исходя из описи предметов, поступивших в музей к моменту его открытия, их общее число составило 3978 единиц. Из них поступило: с высочайшего соизволения 284, от А.П. Боголюбова 1283 и от учреждений и частных лиц 2411 (2048 из них занимали монеты). Главный вклад, состоящий из картин, акварелей, рисунков, золота, серебра, фарфора, мебели, оружия и прочего, был сделан основателем музея А.П. Боголюбовым и составил его основную ценность. Особую значимость имела часть боголюбовской коллекции по разным родам живописи в количестве 525 предметов, из которых 396 произведений, то есть 3/4 от общего числа, составили собственные работы художника, ставшие в дальнейшем достойными образцами в области марины и пейзажа для будущей рисовальной школы. Здесь же находился драгоценный Тургеневский кабинет, несколько портретов знаменитого романиста, его гипсовая маска, слепок его руки и другие вещи, пожертвованные госпожой Виардо.

Точной оценки всего поступившего в музей не имелось, за исключением вещей из камня, фарфора и стекла, поступивших из Эрмитажа. Однако, по предположению А. Куща, приблизительная оценка всех коллекций музея к моменту его открытия составила сумму около 180 000 руб. Хранитель исходил из приблизительной стоимости составляющих музейной коллекции. Картины, поступившие из Эрмитажа и Академии художеств, - 74 000 руб.; каменные, фарфоровые и стеклянные изделия и книги - 14 000 руб.; картины, рисунки, вещи, подаренные А.П. Боголюбовым, -80 000 руб.; предметы и картины, поступившие от разных лиц, - 2000 рублей [15, с. 16].

22 мая 1887 г., после осмотра Александром III Императорского Эрмитажа, последовало высочайшее повеление предоставить профессору Боголюбову выбрать для основанного им в Саратове Радищевского музея все то, что он признает полезным из числа предметов бывшего Голицынского музея, а также китайских и японских этнографических предметов, хранившихся в кладовых Эрмитажа [16].

Организация музея получила широкий общественный резонанс. Компетентными лицами отмечалось соответствие музея поставленным его создателем целям. В комплектовании музейного собрания с Высочайшего соизволения приняли активное участие художественные учреждения России в лице Императорского государственного Эрмитажа, Императорской Академии художеств, а также Строгановское училище, Археологическая комиссия, Товарищество передвижных художественных выставок и более пятидесяти частных лиц.

С первых дней существования музея в лице жертвователя выступил простой народ. Источники свидетельствуют, что простые посетители, пораженные всем увиденным, испытывали некий трепет и вели себя в музее, словно в храме. Назначение музея ими было понято как место для хранения всякой старины, в музей они несли монеты, старое оружие, кости ископаемых животных. От некоторых посетителей музей получил довольно редкие вещи, особенно по нумизматике [17, с. 18].

По свидетельствам современников, Радищевский музей, основанный по инициативе и на собственные средства А.П. Боголюбовым, оказывал на своих посетителей влияние в высшей степени благотворное и облагораживающее, открывая «массе людей, не видевших раньше ничего подобного, целый новый мир прекрасного, изящного, научного. <...> Сотни тысяч простого народа, посетившие музей, выходят из него уже с некоторыми знаниями, которых они раньше не имели, и несут в свои семьи полные живого интереса рассказы о том, что им пришлось осмотреть и узнать. Трудно придумать для народа лучшее употребление его праздничного досуга, чем посещение музея. <...> Может быть из этой массы, благодаря вынесенным из музея впечатлениям, выйдет впоследствии на поприще русского искусства не один талантливый работник и появится не один труженик науки» [18, с. 34].

Для А.П. Боголюбова организация музея станет основной частью его общественно-значимого просветительского проекта, направленного в первую очередь на «образовательное дело юношества» и художественное просвещение народа. Второй важной его составляющей художник считал создание при музее рисовального училища, что было оговорено заранее как одно из условий передачи им своей коллекции Саратову. Через три месяца после кончины Боголюбова, на завещанные им музею средства, в феврале 1897 г., откроется рисовальная школа. Свою дань уважения и признания художнику саратовцы выразили в желании присвоить училищу его имя и назвать «Боголюбовским».

Открытие училища стало завершающим событием в организации первого промышленнохудожественного музея в России. Музей получил новое предназначение: служить пособием для посвятивших себя изучению искусства в рисовальном училище. Этим путем музей сослужил великую службу делу распространения в крае любви к изящному и помог улучшению и развитию местных промышленных и ремесленных производств [19, с. 43].

Заботясь о художественном просвещении народа, Боголюбов «всегда думал, что каждый гражданин обязан все свое имущество отдавать своей Родине, дабы возвысить образовательное дело юношества <...> что сотни бедных поволжцев получат хлеб, выучившись в стенах Радищевского музея и его художественно-промышленной школы» [20, с. 140].

Музей и школа, основанные по инициативе и на средства А.П. Боголюбова, явились, по существу, художественно-промышленной революцией и содействовали становлению провинциальных художественных музеев и школ технического рисования в Харькове (1886), Казани (1895), Нижнем Новгороде (1896), Пензе (1897), Одессе и Киеве (1899), а также открытию художественных отделов при музеях местного края.

Ссылки:

1. См.: Могилевец С.А. Влияние меценатов на становление общедоступных музеев, важных культурно-просветительных центров пореформенной России // Теория и практика общественного развития 2014. № 6 [Электронный ресурс].

URL: http://www.teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/2014/6/istoriya/mogilevets.pdf (дата обращения: 17.06.2014).

2. Мемуары графа С.Д. Шереметева / сост., подготовка текста и прим. Л.И. Шохина. М., 2007.

3. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2006.

4. См.: Пыпин А.М. Радищевский музей А.П. Боголюбова // Вестник Европы. 1881. № 1 ; Гусев Н. Радищевский музей //

Новь. 1885. Т. 4 ; Его же. Открытие Радищевского музея // Вестник Европы. 1885. Т. 114. Кн. 8 ; Саратовский листок.

1885. 15 авг. ; Освящение Радищевского музея // Саратовский дневник. 1885. № 136 ; Провинциальные вести из Саратова // Художник. 1891. № 4 и др.

5. Кущ А.Л. Саратовский Радищевский музей в первое свое трехлетие. 1885-1888. Саратов, 1888.

6. Кущ А.Л. Радищевский музей в Саратове // Исторический вестник. СПб., 1890. Т. 39. Кн. 2.

7. Боголюбов А.П. Указ. соч.

8. Огарева Н.В. Летопись жизни и деятельности художника А.П. Боголюбова. Саратов, 1998.

9. Боголюбов А.П. Указ. соч.

10. Сырнев И. Первый по величине // Старый Саратов: Летопись. Воспоминания. Факты : сб. : в 2 кн. Кн. 2. Саратов, 1995.

11. Добровольский Л.М. Запрещенная книга в России. 1825-1904. Архивно-библиографические изыскания. М., 1962.

12. Боголюбов А.П. Указ. соч.

13. Там же.

14. Там же.

15. Кущ А.Л. Саратовский Радищевский музей ...

16. Художественные новости. 1887. № 14.

17. Кущ А.Л. Саратовский Радищевский музей ...

18. Там же.

19. Там же.

20. Боголюбов А.П. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.