Научная статья на тему 'Преобразовательная деятельность региональных меценатов в нижнем Поволжье в XIX начале XX в'

Преобразовательная деятельность региональных меценатов в нижнем Поволжье в XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖЕРТВОВАНИЯ / ПРИВАТНАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕЦЕНАТСТВО / КУПЕЧЕСТВО / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / DONATIONS / PRIVATE SUPPORT / PATRONAGE / MERCHANTS / INTELLECTUALS / CULTURAL INSTITUTIONS / LOWER VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попова Ольга Святославовна

Статья посвящена преобразовательной деятельности нижневолжских меценатов в XIX -начале XX в. Раскрываются аспекты деятельности меценатов по созданию и поддержанию целого ряда губернских учреждений культуры в Саратове и Астрахани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERTING ACTIVITY OF REGIONAL ART PATRONS OF LOWER VOLGA REGION IN XIX EARLY XX CENTURY

The article is devoted to the converting activity of art patrons of the Lower Volga region in XIX early XX century. The aspects of activity of art patrons of the establishment and maintenance of a number of provincial cultural institutions in Saratov and Astrakhan are revealed.

Текст научной работы на тему «Преобразовательная деятельность региональных меценатов в нижнем Поволжье в XIX начале XX в»

УДК 93/94

Попова Ольга Святославовна Popova Olga Svyatoslavovna

младший научный сотрудник автономного учреждения Астраханской области «Государственное научно-производственное учреждение "Наследие"» тел.: (927) 551-51-78

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЦЕНАТОВ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX В.

junior researcher of autonomous institutions of Astrakhan region “State Research and Production department ‘Naslediye’” tel.: (927) 551-51-78

CONVERTING ACTIVITY OF REGIONAL ART PATRONS OF LOWER VOLGA REGION IN XIX - EARLY XX CENTURY

Аннотация:

Статья посвящена преобразовательной деятельности нижневолжских меценатов в XIX -начале XX в. Раскрываются аспекты деятельности меценатов по созданию и поддержанию целого ряда губернских учреждений культуры в Саратове и Астрахани.

Ключевые слова:

пожертвования, приватная поддержка, меценатство, купечество, интеллигенция, учреждения культуры, Нижнее Поволжье.

The summary:

The article is devoted to the converting activity of art patrons of the Lower Volga region in XIX - early XX century. The aspects of activity of art patrons of the establishment and maintenance of a number of provincial cultural institutions in Saratov and Astrakhan are revealed.

Keywords:

donations, private support, patronage, merchants, intellectuals, cultural institutions, Lower Volga region.

Широкое открытие учреждений культуры в нижневолжском регионе в XIX - начале XX в. стало возможным при действенном участии частных лиц, оказавшим материальное содействие при их открытии или поддержку в функционировании просветительских заведений. Основополагающим условием для культурной жизни региона стало открытие общественных библиотек.

Во исполнение циркуляра от 5 июля 1830 г. [1, с. 57] в 1831 г. открывается городская публичная библиотека в Саратове и в 1838 г. в Астрахани. Так как правительство проблемы финансирования по открытию библиотек переложило на попечение общественности, возникали значительные финансовые затруднения. В связи с этим, несмотря на то, что саратовская публичная библиотека получала не большие ассигнования из губернского бюджета, значительным вкладом в формировании ее фондов стала передача частными лицами своих книжных собраний. Отличительной особенностью данного процесса в Саратове стало широкое участие в меценатской деятельности буржуазной интеллигенции: преподавателей, юристов, чиновничества. В Астрахани меценатской деятельностью в основном занималось купеческое сословие.

Пиком дарственных пополнений фонда публичной библиотеки Саратова стал период с 1883-1894 г. Книжные собрания академиков А.П. Боголюбова, А.А. Шахматова, М.Н. Чернышевского сына известного писателя, Д.И. Менделеева, саратовского купца-мецената В.Д. Вакурова стали ценным даром библиотеки. Среди крупных пожертвований следует отметить дар В.И. Виддинова, М.И. Чекалиной [2, с. 32].

В 1909 г. возникает библиотека при Саратовском государственном университете. Своим появлением она обязана пожертвованиям многочисленных частных дарителей. Как и в других библиотеках, меценатская помощь оказывалась в виде передачи в фонды учреждения ценных книжных собраний. За период с 27 октября по 31 декабря 1909 г. библиотеке было пожертвовано 161 издание в 2 603 томах [3, с. 23]. В общей сложности по данным, обработанным В.А. Соломоновым, за период с 1909 по 1916 гг. от частных лиц и организаций поступило книг стоимостью приблизительно в 53 317 рублей 40 копеек, что превосходило официальные поступления более чем в 3 раза [4, с. 91]. Такой объем пожертвований не наблюдался ни в одной библиотеке Нижнего Поволжья.

Большое значение для становления университетской библиотеки имело передача в ее фонды нескольких огромных книжных коллекций. Значимой для университета стала библиотека, дарованная Саратовскому университету Ильей Александровичем Шляпкиным - крупным ученым, историком русской литературы, археографом и палеографом. Его библиотека, по данным 1916 г., насчитывала 70 000 томов, а также собрание старинных рукописей [5, с. 48]. Стои-

мость собрания оценивалась в 40 000 рублей, но современники считали такую сумму сильно заниженной. В 1911 г. ректор университета В.И. Разумовский упоминает о части книжного собрания Шляпкина переданной в дар университетской библиотеки. По условиям завещания от 1 октября 1915 г. оставшаяся часть книжного собрания передавалась в дар университету после смерти ученого [6, с. 248], что произошло 2 ноября 1918 г.

Еще одним значительным книжным собранием была коллекция М.К. Ушкова, которая ранее принадлежала профессору Московского университета А.С. Павлову. Библиотека А.С. Павлова состояла из 2 366 томов на сумму свыше 10 000 рублей. Коллекция содержит много выдающихся памятников гражданского права, древней письменности, археологии и книговедения.

Среди многочисленных дарственных коллекций следует выделить пожертвование бывшего саратовского губернатора Н.М. Галкина-Враского. Часть книг была получена в 1912 г., часть в 1914 г. Здесь представлены книги по географии, этнографии, статистике, экономике, истории, философии, литературе, пенитенционарному делу, по административному управлению России. Хронологические границы коллекции от 1745-1909 гг.

Таким образом, формирование библиотеки Саратовского государственного университета проходило при активном участии ряда меценатов. Как и в других библиотеках, основной формой участия частных лиц в их создании было пожертвование книжных коллекций. Переданные книжные собрания явились прочной научно-образовательной основой для создания в саратовском университете новых факультетов: историко-филологического, физико-математического и юридического.

Как выше уже было замечено, в открытии Астраханской общественной библиотеки ведущая роль, в отличие от Саратова, принадлежала купечеству. В ряду жертвователей, благодаря которым на территории Астраханской губернии появилась библиотека в 1838 г., в первую очередь следует отметить купеческую семью Шайкиных. Их первоначальный дар в сумме 10 000 тыс. рублей позволил открыть публичную библиотеку в регионе [7, с. 73-74]. Также необходимо отметить передачу в ее фонды больших книжных коллекций Н.П. Солодовниковым и В. Швейцером.

Особое место среди астраханских меценатов занимает имя Ивана Акимовича Репина. Им была собрана богатейшая домашняя библиотека, которой могли позавидовать ведущие собрания Российской империи. Именно это ценнейшее собрание И.А. Репин передает городу Астрахани, а также 15 тысяч рублей на обустройство библиотеки [8].

Исходя из этого, можно сказать, что формирование библиотечной сети в нижневолжских губерниях началось при активнейшем участии целой плеяды меценатов. Именно их вклад стал определяющим фактором, стимулировавшим открытие библиотек как в Саратове, так и в Астрахани.

Мощную поддержку для развития краеведения в Саратове оказал бывший саратовский вице-губернатор в период 1885-1888 гг. А.А. Тило. В 1910 г. он передал в дар Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК), остро нуждавшейся в постоянном помещении, свой дом с обстановкой, а также открыл счет в банке на сумму 20 тыс. рублей для дальнейших нужд СУАК. В 1913 г. в предоставленном здании был открыт музей А.А. Столыпина [9, с. 203-204].

Благодаря деятельности меценатов А.П. Боголюбова и П.М. Догадина открываются в Нижнем Поволжье художественные галереи, которые являются центрами сегодняшней культурной жизни в регионе.

История основания Радищевского музея и Боголюбовской рисовальной школы в Саратове связана с именем художника - мецената А.П. Боголюбова. А.П. Боголюбов происходил из дворянской семьи и был внуком А.Н. Радищева. Мальчиком он поступил в Морской кадетский корпус, где увлекся рисованием и впоследствии стал известным художником. А.П. Боголюбов вторую половину своей жизни прожил в Париже и очень скучал по России. Именно здесь у него появилась идея создания Радищевского музея и рисовальной школы при нем. В 1877 г. он делает предложение саратовскому губернатору М.Н. Галкину-Врасскому создать в Саратове художественный музей в память А.Н. Радищева, в который он передаст все свое художественное собрание, а также сделает денежный вклад на его содержание [10, с. 154]. В статье дореволюционного исследователя А.Н. Пыпина упоминается, что А.П. Боголюбов увеличил свое первоначальное пожертвование, «предоставляя после себя и своего брата, и принадлежащий им дом в Москве, что вместе с упомянутым капиталом составило бы в общей сложности ценность не менее 100 т.р.» [11, с. 413]. Со своей стороны губернские власти должны были построить благоустроенное каменное здание, в котором могли бы разместиться музей и рисовальная школа. Строительство здания была закончена к маю 1885 г. Благодаря многолетней, настойчивой, бескорыстной, плодотворной деятельности А.П. Боголюбова появилась возможность создать в Саратове социально значимое культурно-просветительское учреждение, побудивший целый ряд частных лиц сделать пожертвования в пользу радищевского музея.

П.М. Догадин стал создателем картинной галереи в Астрахани. Он происходил из состоятельной купеческой семьи. Его отец М.П. Догадин был купцом второй гильдии и принимал активное участие в общественной жизни города, был членом Городской гласной Думы. В период своего обучения, в Московском императорском техническом училище будущий коллекционер знакомится с лучшими образцами искусства, посещая музеи, галереи, антикварные лавки Москвы. После смерти отца в 1907 г. семейное предприятие переходит П.М. Догадину. Финансовая независимость позволила ему приступить к осуществлению своих замыслов по формированию художественного собрания. Первоначально это была коллекция автографов, которую он начал собирать в 1911 г. Однако только эта деятельность не могла удовлетворить П.М. Догадина, и уже в 1912 г. им были приобретены первые полотна, ранее находившиеся в коллекции А.Г. Голикова. Всего за пять лет им уже была собрана обширная коллекция картин лучших отечественных художников. Особо следует отметить, за какой малый срок она была собрана. Анализ личной переписки П.М. Догадина позволяет утверждать, что уже в начале формирования своего собрания им было принято решение о передаче своей коллекции городу Астрахани. Так, в письме художника М.В. Нестерова к П.М. Догадину от 16 апреля 1916 г. упоминается о стремлении астраханского коллекционера передать свое собрание в дар родному городу [12]. Передача П.М. Догадиным своей коллекции городу не было результатом принуждения со стороны Советской администрации. Напротив, изначально формирование этого собрания предполагало его передачу городу и создание на его базе художественного музея. Об этом также свидетельствует переписка П.М. Догадина с В.А. Гиляровским [13]. В ноябре 1918 г. Догадин осуществляет свое намерение. Некоторые скептики не склонны причислять П.М. Догадина к числу меценатов, формально подходя к этой теме. Дело в том, что коллекция была передана в общественное пользование городу вскоре после Октябрьской революции - в ноябре 1918 г., таким образом, делается вывод о вынужденности действий П.М. Догадина. Но анализ личной переписки Догадина 1915-1918 гг. дает основания утверждать, что его конечным замыслом было желание безвозмездно передать свое собрание городу, не зависимо от обстоятельств. П.М. Догадин собрал свою коллекцию в небывало короткие сроки, всего за пять лет. Уже в начале своего собирательства он публично высказывал намерение передать свою коллекцию в дар городу. После Октябрьской революции П.М. Догадин продолжает покупать новые картины. Этот факт является ярким свидетельством его бескорыстия, а также подтверждением того, что только о принуждении в качестве причины передачи коллекции говорить нельзя. Помимо передачи коллекции, П.М. Догадин для открытия художественного музея передал все свое имущество и умер в нищете.

Подводя итоги, следует сказать: вклад меценатов имел определяющее значение для создания и развития целого ряда учреждений культуры в Астраханской и Саратовской губерниях. Особо следует отметить, что все они существуют в настоящее время и их социальная значимость для развития современных Астраханской и Саратовской областей трудно переоценить.

Ссылки:

1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России. М., 2000.

2. Буряк Я.Д. Саратовская городская публичная библиотека. Исторический очерк // Книговедение. 1895. № 6-8.

3. Отчет о состоянии Императорского Николаевского Саратовского университета за 2-ю половину 1909 года.

4. Соломонов В.А. Императорский Николаевский Саратовский университет: история открытия и становления (1909 -1917). Саратов, 1999.

5. Разумовский В.И. Сведения о библиотеках, пожертвованных Императорскому Николаевскому Университету // ИИНУ. 1917. т. VIII. вып. 1-2.

6. Письмо И.А. Шляпкина // ИИНУ. 1916. Т. VII. вып. 3-4.

7. Открытие Публичной библиотеки в Астрахани, 19 июня 1838 г. // АГВ. 1838. Прибавление к № 26.

8. АГО. Ф. 1-1852. оп. 1. № 31. 9 л.

9. Семенов В.Н. Саратов дворянский. Саратов, 2004.

10. Боголюбов А.П. Записки моряка-хуждожника // Волга. 1996. - № 2-3.

11. Пыпин, А. Н. «Радищевский музей» А.П. Боголюбова // Вестник Европы. Пг., 1881. Кн.1.

12. Архив ОГУК «АГКГ им П.М. Догадина». Нестеров М.В. письмо Догадину П.М. от 6 июля 1915 г.

13. Архив ОГУК «АГКГ им П.М. Догадина». Догадин П.М. письмо Гиляровскому В.А.

References (transliterated):

1. Abramov K.I. Istoriya bibliotechnogo dela v Rossii. M., 2000.

2. Buryak Y.D. Saratovskaya gorodskaya publichnaya biblioteka. Istoricheskiy ocherk // Knigovedenie. 1895. No. 6-8.

3. Otchet o sostoyanii Imperatorskogo Nikolaevskogo Saratovskogo universiteta za 2-yu polovinu 1909 goda.

4. Solomonov V.A. Imperatorskiy Nikolaevskiy Sara-tovskiy universitet: istoriya otkrytiya i stanovleniya (1909 -1917). Saratov, 1999.

5. Razumovskiy V.I. Svedeniya o bibliotekah, pozhertvovannyh Imperatorskomu Nikolaevskomu Universitetu // IINU. 1917. vol. VIII. Issue 1-2.

6. Pis'mo IA Shlyapkina // IINU. 1916. Vol. VII. Issue 3-4.

7. Otkrytie Publichnoy biblioteki v Astrahani, 19 iyunya 1838 g. // AGV. 1838. Pribavlenie k No. 26.

8. AGO. F. 1-1852. op. 1. No. 31. 9 l.

9. Semenov V.N. Saratov dvoryanskiy. Saratov, 2004.

10. Bogolyubov A.P. Zapiski moryaka-huzhdozhnika // Volga. 1996. - No. 2-3.

11. Pypin, A. N. «Radishchevskiy muzey» A.P. Bogolyu-bova // Vestnik Evropy. Pg., 1881. Book 1.

12. Arhiv OGUK «AGKG im P.M. Dogadina». Nesterov M.V. pis'mo Dogadinu P.M. ot 6 iyulya 1915 g.

13. Arhiv OGUK «AGKG im P.M. Dogadina». Dogadin P.M. pis'mo Gilyarovskomu V.A.

- 24б -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.