Научная статья на тему 'Сквозь призму времени: особенности отражения культурной жизни Саратова второй половины XIX - начала XX вв. В мемуарной литературе'

Сквозь призму времени: особенности отражения культурной жизни Саратова второй половины XIX - начала XX вв. В мемуарной литературе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
393
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРАТОВ / КУЛЬТУРА / ВОСПОМИНАНИЯ / МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / КОНСЕРВАТОРИЯ / ТЕАТР / РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ / БОГОЛЮБОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ / SARATOV / CULTURE / MEMOIRS / EDUCATION / UNIVERSITY / CONSERVATORY / THEATRE / RADISCHEV MUSEUM / BOGOLIUBOV SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ступина А. С.

Статья посвящена анализу мемуарной литературы как своеобразного источника по культурной жизни Саратова второй половины XIX начала XX вв. В статье рассматриваются и анализируются воспоминания современников, касающиеся развития образования, театральной и художественной жизни указанного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analysis of the memoir literature as a unique source of the cultural life of Saratov second half of the XIX beginning of XX centuries. The article considers and analyzes the memoirs of contemporaries concerning the development of educational, theatrical and artistic life of the specified period.

Текст научной работы на тему «Сквозь призму времени: особенности отражения культурной жизни Саратова второй половины XIX - начала XX вв. В мемуарной литературе»

УДК 94(470.44-25) 118/19 | (093)

СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ: ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. В МЕМУАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А.С. Ступина

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, сектор русского искусства рубежа XIX-XX вв. e-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу мемуарной литературы как своеобразного источника по культурной жизни Саратова второй половины XIX - начала XX вв. В статье рассматриваются и анализируются воспоминания современников, касающиеся развития образования, театральной и художественной жизни указанного периода.

Ключевые слова: Саратов, культура, воспоминания, мемуарная литература, образование, университет, консерватория, театр, Радищевский музей, Боголюбовское училище.

THROUGH THE PRISM OF TIME: PECULIARITIES OF SARATOV SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES CULTURAL LIFE REFLECTIONS IN THE MEMOIRS

A.S. Stupina

(Saratov, Russia)

The article is devoted to analysis of the memoir literature as a unique source of the cultural life of Saratov second half of the XIX - beginning of XX centuries. The article considers and analyzes the memoirs of contemporaries concerning the development of educational, theatrical and artistic life of the specified period.

Key words: Saratov, culture, memoirs, education, university, conservatory, theatre, Radischev Museum, Bogoliubov school.

Вторая половина XIX - начало XX столетия в истории Саратова была отмечена необыкновенным экономическим и культурным подъемом. Эта эпоха отражена в большом количестве воспомина-

289

ний. В настоящее время выявлено свыше ста документов мемуарного характера, затрагивающих культурную жизнь Саратова второй половины XIX - начала XX столетий. Это воспоминания актеров, писателей, художников, деятелей просвещения, ученых, чиновников, городских обывателей.

Лишь незначительная часть этого мемуарного пласта полностью посвящена саратовской теме (в основном это работы местных жителей, краеведов, актеров, чиновников). Подавляющее большинство составляют воспоминания, содержащие отдельные фрагменты, касающиеся городских реалий указанного периода. Сопоставление и анализ воспоминаний дает разностороннюю картину культурной жизни Саратова.

Значительная часть воспоминаний описывает проблемы образования как одного из важнейших условий формирования культурного облика Саратова. Среди всех просветительских учреждений в мемуарной литературе о Саратове лидирует первая мужская гимназия. Воспоминания И.А. и М.А. Вороновых, А.Н. Пыпина, Е.А. Белова, И.Я. Славина, В.Н. Золотарева, А.А. Гераклитова, В.О. Жеребцова, Б.А. Протоклитова, М.А. Лакомте, П.Н. Черняева1 отражают изменения внешнего облика гимназического здания, особенности приема в это заведение, дают характеристику количественному, сословному, конфессиональному и национальному составу учащихся, характеристики педагогов.

Женское образование в Саратове, как в других российских городах в XIX в. было поставлено гораздо слабее, чем мужское. Поэтому, вероятно, и количество воспоминаний о женских учебных заведениях Саратова сравнительно меньше. Из мемуаров

1 Воронов И.А. Саратовская гимназия устава графа Уварова прошлого столетия. 1851-1859 годы. Воспоминания питомца // Русская старина. 1909. Т. CXXXIX. Август; Пыпин А.Н. Мои заметки. Саратов, 1996; Гераклитов А.А. Воспоминания / Подгот. текста, публ., коммент. и вступ. ст. Н.А. Попковой. Саратов, 2004; Белов Е.А. Воспоминания // Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников. Саратов, 1958. Т. 1. С. 164; Жеребцов В.О. Воспоминания о саратовской первой мужской гимназии и Санкт-Петербургском университете. Саратов, 1912; Лакомте М.А. Воспоминания педагога // Труды Саратовского историко-краеведческого общества. Саратов, 1992; Лакомте М.А. Воспоминания М.А. Лакомте о Саратовской гимназии // Труды СУАК. Саратов, 1903. Вып. 23.; Черняев П.Н. Из прошлого Саратовской гимназии // Труды СУАК. Вып. 27. 1911.

И.А. Салова, Е. Щепкиной, Е.Н. Кушевой, М.А. Егоровой, М.И. Ру-домино2 становится очевидным, что основной упор делался на изучение словесности, наблюдался уклон в сторону эстетического воспитания.

Сравнивая обрисованные современниками будни мужских и женских гимназий начала ХХ в. с предыдущим временем, можно констатировать наметившийся серьезный прогресс в постановке образования в Саратове. Воспоминания также косвенно указывают на постепенное увеличение к концу XIX столетия среди гимназистов представителей непривилегированных сословий, что в свою очередь свидетельствует о росте заинтересованности в среднем образовании среди разных слоев населения, о значительной демократизации социального облика гимназии, преодолении существовавшей прежде сословной замкнутости. Мемуары отразили также качественную постановку обучения в городских реальных училищах и профессиональной школе.

Вторая волна роста интереса к образованию и науке связана с открытием в 1909 г. Саратовского университета. Воспоминания М.Ф. Волкова, В.И. Разумовского и В.Д. Зернова3, стоявших у истоков Саратовского университета, обрисовывают трудности организационного процесса. Практически все мемуаристы единодушно сходились в том, что в большинстве своем местное общество горячо поддерживало идею организации университета и подчеркивали колоссальное значение этого события для развития местной культуры и подъема уровня образования. Первый ректор В.И. Разумовский охарактеризовал открытие университета как «...нео-

2 Салов И.А. Умчавшиеся годы: рассказы, повесть, воспоминания. Саратов, 1990; Щепкина Е. Памяти двух женщин-врачей / / Образование. 1896. № 5-6; Воспоминания Е.Н. Кушевой / Послеслов А.И. Клибанова / / Отечественная история. 1993, № 4; Егорова (Троицкая) М.А. Воспоминания детства. Машинопись // Личный архив Е.И. Водоноса; Рудомино М.И. Моя библиотека. М., 2000.

3 Волков М.Ф. История учреждения Саратовского университета и Саратовская городская Дума. 1 декабря 1906 г. - 6 декабря 1909 г.: Воспоминания и заметки. Саратов: Изд-во «Новый ветер», 2015; Разумовский В.И. Строительство медицинского факультета Саратовского университета / / Известия Саратовского университета. 2002. Т. 2. Вып. 1; Зернов В.Д. Записки русского интеллигента. / Публ., вступ. статья, коммент. и указ. имен В.А. Соломонова; Под. ред. А.Е. Иванова. М., 2005.

бычайный культурный праздник не только Саратова, но и всей России»4. Мемуары первых профессоров и студентов передают особую атмосферу университетского города, возникшую в Саратове.

К началу XX в. образовательный процесс в Саратове становится динамичным, а сеть образовательных учреждений - все более разветвленной. М.Ф. Волков писал: «Саратов по народному образованию в процентном отношении стоял выше Киева, Одессы и Харькова»5. Рассматривая имеющуюся мемуарную литературу, касающуюся развития научно-образовательной среды Саратова второй половины XIX - начала XX в., можно прийти к выводу о преобладании образовательного элемента над научным. Определенная узость мемуарного круга источников не позволяет охватить все составляющие научно-образовательной среды Саратова. Вопросы функционирования книжных магазинов и библиотек, развития местного печатного дела, деятельности научных обществ либо освещены фрагментарно, либо практически не затрагиваются. Вне области рассмотрения остаются отдельные высшие и средние учебные заведения (сельскохозяйственные курсы, учительский институт, некоторые гимназии). Лакуны здесь неизбежны, поскольку они обусловлены состоянием мемуарной литературы.

Но имеющиеся воспоминания дают очень ценные сведения. Они зафиксировали изменения в облике учителя и ученика на протяжении второй половины XIX в., их отношение к учебному процессу, отразили перемены в качественном и количественном составе преподавателей и учащихся. Воспоминания современников передают изменения отношения местного населения к проблемам образования. Если в середине XIX в. даже среднее образование было привилегией немногих, то к началу XX столетия в обществе стремительно возрастает потребность в организации высших учебных заведений.

Слава Саратова как крупного театрального центра сложилась довольно рано. Неслучайно в текстах мемуаров Саратов упоминается как один из самых театральных городов. Театральная жизнь города второй половины XIX - начала XX в. была очень насыщенной, и воспоминания мастеров сцены «заполняют» почти весь ука-

4 Разумовский В.И. Указ. соч. С. 17.

5 ВолковМ.Ф. Указ. соч. С. 19.

занный временной отрезок, практически без лакун. Актеры П.М. Медведев, А.И. Шуберт, В.Н. Давыдов, П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, В.А. Гиляровский, Б.А. Горин-Горяинов, А.Д. Попов, антрепренеры и режиссеры П.М. Медведев, Н.И. Собольщиков-Самарин, Н.Н. Боголюбов, Л.М. Прозоровский, П.П. Ивановский6 отобразили в воспоминаниях связанные с Саратовом эпизоды своего творческого пути. Мемуары зафиксировали многообразие сценических площадок Саратова - городской театр, театр Сервье, театр Г.В. Очкина, зимний сад М.М. Корнеева и вокзал Г.И. Барыкина. Они представили постепенный процесс формирования театрального облика города, поэтапное развитие его как одного из лучших театральных центров провинции.

Воспоминания актеров запечатлели разнообразие постановок в саратовских театрах. В.Н. Давыдов писал: «Репертуар в Саратове был грандиозный и самый разнообразный»7. Мемуаристы отмечали, что местные театры постоянно обращались к А.Н. Островскому. По мнению актера М.С. Нарокова, «Островский здесь был ближе, душевнее»8. В последней четверти XIX в. важное место на саратовских афишах заняли произведения Шекспира. Многие мастера сцены подчеркивали существенную роль критики в театральной жизни города. Мемуаристы отмечали, что саратовские издания живо интересовались репертуаром театров и игрой актеров и были в курсе всех театральных событий.

Воспоминания деятелей сцены показывают не только специфику репертуара, но и дают характеристику местных театралов. В

6 Медведев П.М. Воспоминания. Л., 1929; Шуберт А.И. Моя жизнь. Л., 1929; Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. М., 1962; Стрепетова П.А. Воспоминания и письма. М.; Л., 1934; Савина М.Г. Горести и скитания: Записки (18541877). Письма. Воспоминания. Л., 1983; Гиляровский В.А. Мои скитания. Повесть бродяжной жизни. Вологда, 1958; Горин-Горяинов Б.А. Актеры (из воспоминаний). М.; Л., 1947; Попов А.Д. Воспоминания и размышления о театре. М., 1963; Собольщиков-Самарин Н.И. Записки. Горький, 1960; Боголюбов Н.Н. Полвека на оперной сцене: Театральные мемуары. М., 1957; Боголюбов Н.Н. Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссера. М., 1967; Прозоровский Л.М. Из прошлых лет. Театральные мемуары. М., 1958; Ивановский П.П. Записки режиссера // Библиотека театра и искусства. 1908. Ноябрь. Кн. XI.

7 Давыдов В.Н. Указ. соч. С. 80, 184.

8 Нароков М.С. Биография моего поколения. М., 1956.

1850-1860-е гг. массовый зритель еще не был достаточно культурен и образован. Серьезные изменения в составе театральной аудитории произошли в результате реформ 1860-1870-х гг., когда круг демократической публики значительно расширился. Помимо социальных реформ особенное оживление в театральную жизнь Саратова внесло проведение через город в 1871 г. железной дороги. В конце XIX в. театральный зритель стал более образованным, начал предъявлять серьезные требования к репертуару и игре актеров. Практически все театральные мемуары свидетельствуют о том, сколь высоко в Саратове было уважение к личности исполнителя.

На рубеже XIX-XX вв. театр превращается в наиболее популярный вид отдыха широких масс. В середине XIX столетия основными посетителями театра были дворянство и интеллигенция. Позже ряды зрителей пополняют представители купеческого сословия. С развитием городской промышленности растет процентный состав рабочей публики, а после открытия университета и консерватории к числу поклонников театра присоединяется местное студенчество.

В конце XIX в. увлечение театром среди саратовцев становится всеобщим и в городе возникает огромное количество любительских кружков. В 1888 г. начинает свою работу театральная секция при Обществе любителей изящных искусств, В конце 1890-х открывается Народный театр в бывшем саду Сервье. А.Д. Попов и Б.А. Горин-Горяинов вспоминали о «театральной эпидемии» в районе Саратова, примыкавшем к саду Сервье, о «дворовых театрах»9.

Мемуаристы описали расцвет театрального искусства в городе, который пришелся на 1890-1900-гг., когда в Саратове работало оперно-драматическое товарищество М.М. Бородая. «Тут не было провинциальной халтуры - это был настоящий театр, который не без успеха мог работать и в столице»10, - с гордостью писал о постановках оперных спектаклей в Саратове Н.И. Собольщиков-Самарин. На рубеже XIX-XX вв. в городе начинается новый подъем драмы. Большой любовью зрителей пользовались произведения русского классического театрального репертуара, а также же пьесы Г.И. Ибсена, Г. Гауптмана, Г. Зудермана. Описывая будни саратов-

9 Попов А.Д. Указ. соч. С. 33; Горин-Горяинов Б.А. Указ. соч. С. 49-50.

10 Собольщиков-Самарин Н.И. Указ. соч. С. 186.

ских театров начала XX столетия, мемуаристы подчеркивали, что театры и публика живо реагировали на насущную злобу дня. Поэтому театр, к началу XX в. ставший выразителем общественных чаяний, мощным орудием просвещения, выступает как объединяющее начало для разных слоев населения.

Параллельно с театральной жизнью развивалась и концертная деятельность. В конце XIX в. активно разворачивает свою деятельность местное отделение Императорского русского музыкально общества. В 1873 г. открываются Музыкальные классы (впоследствии ставшие Музыкальным училищем). Создание в 1912 г. Алексеевской консерватории также способствовало подъему интереса местного населения к классической музыке и привлечению в город выдающихся исполнителей. О том, насколько велика была потребность в посещении концертов у местной интеллигенции, свидетельствуют мемуары М.И. Рудомино и В.Д. Зернова11.

Мемуары театральных деятелей наглядно демонстрируют прямую зависимость развития театра от степени образованности публики, ее социального состава, общей политической ситуации в стране. Они отразили изменение социального состава местного населения, постепенное возрастание интереса публики к театру, расширение границ репертуара, серьезные сдвиги в работе антреприз и товариществ, повышение уровня актерского исполнения. Побывавшие в Саратове артисты, антрепренеры, режиссеры выделяли Саратов как серьезный театральный центр на фоне других провинциальных городов. Воспоминания свидетельствуют о наличии длительных, непрерывающихся театральных традиций в городе.

Художественная жизнь Саратова развивалась не так интенсивно как театральная. В.А. Милашевский писал: «... В Саратове, в самом городе, до создания в 1885 году <...> художником Боголюбовым Радищевского музея, художественной культуры не было никакой»12. Основание в Саратове в 1885 г. общедоступного художественного музея стимулировало подъем интереса местных жителей к искусству. Радищевский музей стал одной из главных достопримечательностей города. Саратовцы вспоминали Радищевский

11 Рудомино М.И. Указ. соч. С. 55; Зернов В.Д. Указ. соч. С. 186.

12Милашевский В.А. Вчера, позавчера. Л., 1972. С. 13.

музей с восхищением и благодарностью. Музей сыграл огромную роль в воспитании плеяды талантливых художников, оказав воздействие на выбор пути В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова,

B.А. Милашевского, М.И. Полякова, для которых посещение музея было одним из самых ярких жизненных впечатлений. «Эстетические переживания пробудили во мне не книги. Это сделал Саратовский Радищевский музей»13, - считал Л.И. Гумилевский.

Открытие в 1897 г. рисовальной школы при Радищевском музее, способствовало притоку в город новых педагогических сил, усилению конкуренции в художественном образовании и повышению качества обучения.

Воспоминания учеников Боголюбовского училища подтверждают, что идея внука Радищева совместить музей и художественно-промышленную школу в одном здании серьезно помогала учебному процессу. Бывшие ученики отмечали особый демократический дух, раскрепощенную творческую атмосферу, царившую на занятиях, давали высокую оценку преподавателям, отмечая солидный уровень их подготовки и серьезные требования, предъявляемые к работам учащихся14. Мемуары отразили оживление художественной педагогической деятельности вне стен училища, а также усиление роли рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Мемуаристы особо выделяли выдающихся мастеров в художественной среде города - В.В. Коновалова, Ф.М. Корнеева, В.Э. Борисова-Мусатова, вокруг которых сплачивались местные художественные силы.

Имеющиеся в нашем распоряжении мемуары мастеров изобразительного искусства не дают целостной картины художественной жизни Саратова указанного периода. Причин здесь не-

13 Гумилевский Л.И. Судьба и жизнь. Воспоминания // Волга. 1988. № 7.

C. 141.

14ДаранД.Б. «Нас учил воздух эпохи...» // Волга. 1995. № 5-6. С. 72; Кац-ман Е.А. Мои воспоминания о Саратовском художественном училище. 1946 // Отдел хранения архивных материалов Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева (далее - ОХАМ СГХМ им. А.Н. Радищева). Ф. 369. Оп. 2. Д. 160. Л. 85; Перельман В.Н. Воспоминания (1909-1920-е гг.) // ОХАМ СГХМ им. А.Н. Радищева). Ф. 369. Оп. 2. Д. 160. Л. 127, 128; Севастьянов И.В. Воспоминания о Боголюбовском рисовальном училище / / ОХАМ СГХМ им. А.Н. Радищева. Личный фонд. Оп. 1. Д. 4. Л. 3 об - 4. Милашевский В.А. Указ. соч. С. 9, 36-39.

сколько. Во-первых, сама художественная жизнь началась здесь значительно позднее театральной, соответственно позже появилось поколение, оставившее воспоминания. А во-вторых, специфика профессии художника не предусматривает работу со словом, с текстом, и потому им труднее выражать свои мысли, чем писателям, актерам и научным работникам. В мемуарной литературе не нашли отражения работавшие в Саратове выставки передвижников, академистов, Московского товарищества художников, учеников Боголюбовского рисовального училища, а также раскритикованная журналистами выставка символистов «Алая роза», состоявшаяся в 1904 году. Мало внимания в воспоминаниях уделено деятельности довольно популярного в Саратове конца XIX в. Общества любителей изящных искусств.

Сконцентрированность авторов воспоминаний, прежде всего, на музее, и в гораздо меньшей степени на конкретных событиях и аспектах художественной жизни имеет свои основания. Музей как уникальное явление культуры Саратова оживил художественную жизнь города, но не смог полностью изменить отношение саратовцев к художественному творчеству как к искусству, поскольку возник не по инициативе горожан, а был как бы «высажен» на местную почву.

Время - очень серьезный фактор в определении точности представленных в мемуарах сведений. Годы, а зачастую и десятилетия, разделяющие время написания мемуаров и воссоздаваемую в них эпоху, стирают в памяти авторов отдельные детали, даты и цифры. Да и сами мемуаристы, к аккуратности и непогрешимости сведений не всегда стремятся, поскольку создают не научно-справочный труд, а описывают свою жизнь. Более точны в этом отношении воспоминания деятелей науки, привыкших систематизировать свои записи, использовать статистические документы, материалы периодической печати, и менее «правдивы» - мемуары писателей, актеров, художников, щедрые на обобщения и эмоциональные «выплески», но порой страдающие некоторыми не-точностями15.

15 Так, например, режиссер Л.М. Прозоровский, описывая театральный сезон 1910-1911 гг. в Саратове, отмечал: «Мы убедились, что в таком городе, как Саратов, с его 60-70 тысячами жителей, университетом, несколькими

Многие воспоминания несут на себе отпечаток идеологии и ценностных установок своего времени. Время публикации мемуаров оказывает влияние не только на характер оценки событий, но и на полноту их освещения. Многие дореволюционные воспоминания и мемуары первых послереволюционных лет были напечатаны только в постсоветскую эпоху. А те, которые вышли в свет в годы советской власти, содержат порой существенные различия в разных вариантах публикаций. Характерно, что до недавнего времени в большинстве случаев в более поздних изданиях сокращались или совсем упразднялись «провинциальные» страницы, видимо, как не имеющие серьезной ценности. Это касается воспоминаний В.А. Гиляровского, художников Е.А. Кацмана, В.А. Ми-лашевского, академика И.П. Бардина16.

С 1990-х гг. провинциальная тема стала приобретать особую актуальность. В настоящее время заново возрождается интерес к мемуарной литературе. Выходят в свет мемуары, написанные в эмиграции. Постсоветская эпоха сделала возможным издание воспоминаний противников советской власти, представителей различных партий и секретных служб Российской империи. Наиболее характерный пример - опубликованные недавно воспоминания начальника саратовского охранного отделения А.П. Мартынова и меньшевика И.С. Гольца. Вышли в свет записки В.Д. Зернова, Л.И. Гумилевского, В.Н. Золотарева, М.Ф. Волкова,

A.А. Гераклитова, Е.Э. Борисовой-Мусатовой, А.Д. Чегодаева. Ждут своего времени воспоминания М.А. Егоровой-Троицкой,

B.Н. Перельмана, К.А. Клементьевой и многих других.

средними школами, двумя-тремя крупными заводами и воинскими частями гораздо рентабельнее ставить сравнительно небольшое количество пьес, но тщательно срепетированных и обставленных» (См.: Прозоровский Л.М. Из прошлых лет. Театральные мемуары. М. 1958. С. 94, 95). Здесь автор допустил явную погрешность в оценке численности городского населения, которое в это время уже превышало 200 тысяч человек. Город очень быстро рос по сравнению с 1860-ми гг., когда число его жителей действительно составляло около 70 тысяч.

16 Гиляровский В.А. Мои скитания. Повесть бродяжной жизни. Вологда, 1958; Кацман Е.А. Записки художника. М., 1962; Милашевский В.А. Вчера, позавчера. М., 1989; Бардин И.П. Воспоминания // Бардин И.П. Избранные труды. М., 1968. Т. 2.

В зависимости от взглядов, пожеланий и пристрастий публикаторов, а также от времени, когда мемуары издавались, в текстах воспоминаний делаются соответствующие купюры, иногда изымаются фрагменты, важные для воссоздания тех или иных событий и для целостного восприятия личности мемуариста. Получается, что сами мемуары как бы «подгоняются» под определенный стандарт, сглаживаются острые углы. Такой подход публикаторов затрудняет возможность объективной оценки источника. Вот почему желательно сравнивать оригинальный документ с опубликованной версией, что, к сожалению, не всегда возможно.

В массе своей мемуары, как одна из важных составляющих саратовского текста, являются адекватным отражением реалий указанной эпохи. При сопоставлении их с другими видами источников (статистическими данными, справочниками, материалами периодической печати) можно заметить, что серьезные фактические ошибки в мемуарах встречаются нечасто, гораздо больше мелких неточностей, которые в данном случае существенной роли не играют. Более важной проблемой здесь представляется изменение социальной позиции автора в зависимости от той обстановки, когда создавались мемуары, что еще раз подчеркивает иллюстративное значение этого вида источников. В результате изучения большого числа мемуарных источников становится очевидным основное значение мемуарной литературы - приоритет оценки, восприятия, реакции на определенные события над фактографической точностью.

В рассмотренных мемуарных документах нашли наиболее яркое воплощение характерные особенности внешнего облика города и его социокультурной сферы, а также образовательной, научной, театральной и художественной среды. Мемуаристы зафиксировали неповторимые черты облика города, выявили его уникальность, отличительные особенности от других городов провинциальной России. Многие авторы постоянно подчеркивали непохожесть Саратова на другие города. В их интерпретации культурное пространство Саратова предстает действительно необычным, нетипичным для средней провинции. Со страниц мемуарной литературы предстает многоликий и неоднозначный образ города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.