характерные для воспроизведения Крестного Пути в католическом понимании, из чего следует, что это именно иконография Via Crucis. Интересно, что картины, написанные современным автором, по манере своего исполнения подходящие для храмового пространства, были экспонированы на выставке светского содержания. Факт создания экспозиций религиозного искусства в музеях подтверждает, что памятники, связанные с христианским мировоззрением, приобрели значение эстетических ценностей. Вышеупомянутый же «Путь на Голгофу», представленный на светской выставке, возможно, и не мог восприниматься как сакральная церковная живопись, но сам факт его экспонирования говорит об интересе современного русского искусства к западной иконографии Via Crucis, который вряд ли мог быть столь заметен ранее.
В целом, следуя сложившейся в XVII веке строгой иконографической традиции, XX и XXI века привнесли в церковное искусство новые изобразительные интерпретации. Часто создаются произведения, обладающие высоким качеством исполнения, выражающим творческую индивидуальность мастера и предполагающие эстетический момент восприятия. Отвлекает ли это от поклонения Страстным Событиям или наоборот, призывает верующих к более пылкой молитве - вопрос, который требует отдельного рассмотрения. Сегодня образы, предназначенные для литургического интерьера, для богослужения, совершенно по-разному трактуются художниками с помощью изобразительных средств, при этом художественной интерпретации подвергается лишь внешний образ, но отнюдь не меняется его суть.
Н. В. Коптель
Искусство XXI века и Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Саратовский художественный музей всегда был центром художественного процесса в Саратове, начиная с 1885 года. Основатель музея Алексей Петрович Боголюбов преследовал просветительские идеи, следуя деду Александру Николаевичу Радищеву. Он добился того, что специально для музея было построено здание по проекту петербургского архитектора, где он разместил свою коллекцию современного ему искусства - произведения «художников барбизонцев», «передвижников» и свои личные. Саратовский художественный музей стал первым общедоступным музеем России по желанию Боголюбова. При музее была создана
рисовальная школа «дабы возвысить образовательное дело юношества»111, которая переросла в современное художественное училище, носящее имя основателя. Таким образом, Алексей Петрович Боголюбов сделал все, чтобы музей стал центром художественной культуры и достоянием всего города. Вероятно, в настоящее время сотрудники Радищевского музея должны следовать заветам основателя, отвечать запросам, проблемам современного художественного процесса.
В названии статьи «Искусство XXI века и Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева» намеренно противопоставлены понятия «искусство XXI века» и «классический музей». В настоящее время Радищевский музей занимает позицию наблюдателя, намеренно отдаляется от актуального искусства, от молодых художников, вместо того, чтобы стать центром актуальной культуры Саратова. Вопрос о позиции Саратовского художественного музея по отношению к искусству новейших течений обсуждается около 10 лет и остается очень актуальным. В 2002 году на Восьмых Боголюбовских чтениях заведующая отделом современного искусства Сидорова Наталья очень смело и четко обозначила данную проблему. «Радищевский музей должен достаточно внятно сформулировать свое отношение к происходящему. Либо он занимает позицию только наблюдателя, этакого сноба, который снисходительно отдаляется от актуального искусства, либо стремится превратиться в тот самый центр художественной жизни города, часть которой составляет деятельность (пусть спорная и неоднозначная) молодых художников»112. Некоторые сотрудники музея не способны адекватно воспринимать новейшие течения, они убеждены в несовместимости искусства XXI века и классического музея. Данная проблема отягощается отсутствием интереса и желания узнать больше об этом искусстве. Проводимые в музее показы видеоарта и фильмов, посвященных искусству XXI века не посещаются сотрудниками музея. Такие художники, как Д. Пригов, И. Кабаков, О. Кулик, Л. Тишков, В. Кошляков, В. Мамышев и другие, которые имеют мировое признание и представляются в книгах, посвященных российскому искусству, как яркие представители современного искусства, не воспринимаются некоторыми искусствоведами музея как художники, их творчество вызывает негативную реакцию, непонимание. Надо отметить, что искусствоведы музея являются преподавателями в вузах дисциплин по истории искусства для студентов специальностей
111 Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Саратов, 1996. С. 159.
112 Сидорова Н. А. Радищевский музей как центр исканий художественной молодежи: опыт 1920-х гг. и его использование в соврем. условиях // Радищевский музей: история, настоящее, будущее: материалы VIII Боголюбовских чтений. Саратов, 2003. С. 217.
«Культурология», «Искусствоведение», для студентов художественного училища. Таким образом, искусство новейших течений остается не полно раскрытым или представленным негативно для многих студентов.
Другой стороной данной проблемы является отсутствие серьезного опыта экспонирования произведений искусства XXI века. В марте 2009 года велись переговоры с Центром культуры и искусства «МедиаАрт-Лаб» о создании первой в Радищевском музее выставки медиаискусства. После долгих и подробных описаний значимости выставки для культуры города руководство музея согласилось с данным выставочным проектом. Но, к сожалению, вопросы, связанные с экспонированием такой выставки стали неразрешимыми. Для этой выставки было необходимо большое количество оборудования (компьютеры, проекторы, DVD-проигрыватели), которыми музей не располагает. Вариант решения проблемы с помощью аренды и спонсорской поддержки не осуществился, так как аренда оборудования оказалась очень дорогостоящей, спонсорская поддержка не была найдена. Таким образом, отсутствие опыта экспонирования произведений медиаискусства и отсутствие желания музея преодолеть эти препятствия дали о себе знать. Была также осуществлена попытка решить данную проблему с помощью участия в VI грантовом конкурсе музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2009 года. Была отправлена заявка с проектом «Медиаискусство в классическом музее», который включает в себя выставку медиаискусства, работу лаборатории медиаискусства, проведение мастер-классов известных российских художников, дискуссионного клуба, цикла лекций, посвященных истории и теории медиаискусства. К сожалению, данный проект не стал победителем.
По вопросу проблем, связанных с медиаискусством и музеем, высказался очень хорошо Борис Гройс113. Он предположил, что чем более активно медиаискусство ищет своего места в музее, тем более возникает ощущение, что для музейной институции эта тенденция чревата кризисом. Некоторые приветствуют подобное развитие, надеясь, что в результате кризиса, музей, отказавшись от своей устаревшей и неоправданной претензии на элитарность, станет более открытым и доступным широкой публике. Другие, напротив, опасаются, что, присоединившись к медиасети, музей потеряет свою автономию и превратиться в художественный Диснейленд для «возвышенного» развлечения. Несомненно, сотрудники нашего музея опасаются второго развития данной проблемы.
Представляется возможным в эпоху мирового экономического кризиса указать и на финансовые проблемы музея, не способного оплачивать расходы на выставочные проекты (в частности на постройку боксов для
113 См.: Гройс Б. Медиаискусство в музее // Худож. журн. 2002. № 40.
экспонирования видеоарта) и гонорары, запрашиваемые кураторами проектов. По этой причине, к примеру, в музее не состоялись показы видео-арта Государственного центра современного искусства (г. Москва). Музей не имеет возможность оплачивать командировки сотрудникам на биеннале, выставки, фестивали современного искусства, на конференции, посвященные проблемам актуального искусства, не имеет возможность обеспечить сотрудникам стажировки в отделы новейших течений Русского музея и Третьяковской галереи.
Тем не менее, Радищевский музей обладает некоторым опытом общения с искусством новейших течений. Первым событием в этой связи в 1995 году стала выставка «Очень несерьезная затея», на которой зрители познакомились с творчеством молодых художников. Здесь впервые были представлены кинетические объекты саратовского художника Сергея Петрова. В 1995 году в музее состоялась выставка арт-объектов саратовского художника Евгения Солодкого «Империя кружек».
В 1999 году по инициативе Галереи Марата Гельмана в музее был проведен фестиваль «Культурные герои XXI века» (в номинации «Современное визуальное искусство»)114. Выставка вызвала большой интерес у молодежной аудитории. Фестиваль продемонстрировал недостаточную включенность профессиональных кураторов, искусствоведов в исследование актуальных проблем молодежного художественного движения в Саратове и регионе. Фестиваль визуального искусства представлял собой развернутую в пространстве и во времени художественную акцию. Проект «Понятная картина-коврик как вход в несложившуюся ситуацию» -нестандартное экспонирование серии картин-ковриков Дмитрия Богатырева. В отдельной, специально оборудованной части экспозиции впервые демонстрировался слайд-фильм «Сны гипсовых статуй» Владимира Адамова, в котором художник изучает особенности бытования и умирания «пионерской цивилизации», ее атрибутики. Слайд-фильм был высоко оценен публикой и московскими экспертами. Инсталляция «Горизонт и другие акции» Михаила Леженя была составлена из «документов» акций автора последних двух лет: фотодокументы, объекты, видеофильм, «рукотворные» каталоги. Последним этапом фестиваля стал круглый стол, в котором приняли участие искусствоведы, художники, сотрудники художественных галерей и многие желающие, которые едва уместились в лектории музея. Разговор был оживленным и ярко показал активный интерес саратовцев по отношению к актуальному искусству.
Также одним из значительных событий в этой связи стала организация выставки в июле 2002 года «Волга в реке времени» в рамках проекта «Хочу на Волгу!», который стал победителем ярмарки социальных и
114 См.: Культурные герои XXI в., или В поисках Золушки. М., 1999.
культурных проектов Саратов - 2001 и поддержан грантом Института Открытое Общество (фонд Сороса). Данная выставка стала первой попыткой объединения в одном экспозиционном пространстве традиционных картин из собрания музея и проектов современных художников на тему воды, реки Волги. Предметом исследования актуальных художников стали актуальные социальные и экологические проблемы.
Рядом с работами П. Кузнецова, Е. Бебутовой, В. Кашкина экспонировались работы саратовских актуальных художников М. Ле Женя, Д. Богатырева, С. Петрова, А. Гнутова, Г. Майорова, В. Адамова. На выставке были представлены инсталляции, документации перформансов, кинетические объекты, книги художников, видеоарт, фотографии, слайд-фильмы молодых саратовских художников. Для создания инсталляций были использованы флуоресцентный пластилин, целлофан, силикон и другие материалы. Наряду с произведениями современных художников на экспозиции были представлены подлинные объекты, предоставленные музеем речного пароходства: поднятые со дна реки якоря, настоящие штурвалы и рынды (судовые колокола), а также модели кораблей и подзорная труба. Выставка вызвала неоднозначную реакцию музейщиков. Зато книга отзывов была усыпана восторженными записями с благодарностью за предоставленное удовольствие. Только один отзыв отразил негодование зрителя за то, что в музее показывают нетрадиционное искусство.
В этом отношении важно отметить, что саратовский зритель не готов воспринимать искусство XXI века. В нашем музее большой популярностью пользуются классические выставки живописи, иконописи, фарфора, а также выставки всемирно известных художников. А, например, выставка неоэкспрессиониста Георга Базелица была малопосещаемой, оказалась тяжела для восприятия и была оценена некоторыми зрителями крайне негативно. Отсутствие выставок искусства XXI века в Саратове еще больше отдаляет неподготовленного зрителя от данного искусства. Те саратовцы, которые готовы адекватно воспринимать новейшие течения, имеют возможность знакомиться с ним только в других городах России, прежде всего в Москве.
Проводимые показы фильмов Приволжского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал современного искусства» и «Современные стратегии в русском искусстве», а также их обсуждения после просмотра обнаружили большой интерес у зрителей к таким выставкам. Многие признались, что благодаря этим фильмам они увидели такие произведения искусства впервые и хотели бы увидеть их воочию на выставке в музее. Многие не представляют себе как может выглядеть выставка видеоарта, для некоторых выставка видеоарта ассоциируется с показами видеороликов друг за другом в определенной аудитории.
Представляется важным отметить еще один опыт музея, связанный с произведениями искусства XXI века. В 2005 году в филиале Радищевского музея - Доме-музее Павла Кузнецова - была представлена инсталляция Леонида Тишкова «Сольвейг». Она оказала очень положительное впечатление на зрителей и сотрудников музея. Было высказано предложение приобрести данное произведение в коллекцию музея. Но, опять же, отсутствие опыта хранения произведений искусства XXI века помешало исполнению этого предложения. Руководство музея отказалось приобретать и хранить в музее диск с видеозаписью, стекло и соль, составляющие основу инсталляции. Сейчас в секторе новейших течений находятся диски с записью произведений видеоарта и несколько объектов саратовских художников. Но до сих пор не решена проблема, связанная с вопросом, кто и как должен их хранить в музее.
В данной небольшой статье хотелось поделиться наболевшими проблемами, обозначившими суть отношений между искусством XXI века и классическим музеем. Следует надеяться, что Саратовский художественный музей преодолеет эти проблемы и, продолжая просветительские идеи основателя Алексея Петровича Боголюбова, станет центром современной художественный культуры в Саратове.
А. В. Корнилова Мир петербургских художников: Петр Татарников
В наше время, в современном искусстве, и особенно в живописи, присутствуют самые разные стилистические направления и течения: от модных постмодернизма и абстракционизма, до реализма и натурализма. Однако вне времени и вне моды остаются вечные ценности. Искренность, глубина восприятия, верность традициям и подлинное мастерство, которые никогда не утратят общечеловеческой значимости. К этому типу художников, опирающемуся на реальность, но по своему трансформирующему ее в некий эстетический символ принадлежит и Петр Татарников.
Он родился и вырос в семье художника: и отец, и братья П. Татарни-кова - посвятили себя искусству. Окончив в 1972 году Среднюю Художественную Школу, он поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который окончил в 1978 году. Петр Татарников относится к талантливой плеяде учеников известного ленинградского живописца и педагога А. А. Мыльникова. Сама принадлежность к мастерской этого знаменитого художника говорит о хорошей школе, что всегда важно для характеристики специалиста в любой области, а в художественной - особенно. После окончания Академии, как правило, идет поиск собственного пути в искусстве. Вначале это может быть лишь тро-94