ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
УДК 78
Б. А. Шиндин
А. М. КАЦ -
ПРОФЕССОР НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: К 90-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
сентябре Новосибирск отметил значительную дату своей музыкальной истории: 90-летие со дня рождения выдающегося дирижера, основателя и бессменного руководителя Новосибирского академического симфонического оркестра Арнольда Михайловича Каца. Этому событию отдали дань памяти студенты и педагоги консерватории. 16 сентября рядом с классом, где долгие годы работал Маэстро, была открыта памятная доска работы скульптора Игоря Фоминцева. После вступительного слова ректора К. М. Курлени выступили ученики А. М. Каца - дирижер Новосибирского театра оперы и балета Петр Беля-кин, главный дирижер театра музыкальной комедии Александр Новиков, доцент кафедры дирижирования Вячеслав Прасолов. Торжества продолжились в Большом зале консерватории, где были показаны фрагменты фильма о Каце, некогда снятого известным сибирским режиссером документального кино, генеральным директором Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири» Эллой Давлет-шиной. Затем состоялся небольшой концерт. Были исполнены: 1-я часть 25-го фортепианного концерта Моцарта и «Ночь» из кантаты Г. Свиридова «Снег идет» на стихи Б. Пастернака (дирижер - доцент Александр Париман, солистка - доцент Тамара Игноян).
Сибирский музыкальный вуз хранит память о Арнольде Михайловиче не только как выдающемся дирижере, но и талантливом педагоге. Его педагоги-
© Б. А. Шиндин, 2014
ческая деятельность в НГК началась в 1957 г. и продолжалась 45 лет. Здесь он создал класс симфонического дирижирования, в котором учились ныне известные дирижеры, среди которых Василий Синайский, Павел Герштейн, Марк Горенштейн, Вольдемар Нельсон, Дмитрий Орлов, Вячеслав Прасолов, Рашид Скуратов.
Нельзя не вспомнить и о тех, некогда совсем юных скрипачах и пианистах, которых он вывел в большой мир академической музыки, - Вадиме Репине, Максиме Венгерове, Антоне Бараховском, Илье Коновалове, Наталье Прищепенко, Наталье Ломейко, Антоне Мордасове, Наталье Талдыкиной, Татьяне Черничке и многих других.
И все же одну из своих главных педагогических задач Кац видел в воспитании высокопрофессиональных оркестровых музыкантов. Именно поэтому в 1960-1980-е годы он взял на себя обязанности руководителя консерваторского оркестрового класса. Это обстоятельство во многом определило процесс формирования в Новосибирске культуры высокого инструментального исполнительства, ставшей результатом единения его дирижерских и педагогических усилий.
Почему перед Маэстро возникла задача интеграции исполнительского и образовательного начал? Почему и когда он осознал, что, не объединив возможностей симфонического оркестра и консерватории, в условиях сибирской музыкальной действительности тех лет нельзя было создать высококлассный оркестр? Чтобы это понять, следует вспомнить первый
В
состав коллектива, сформированного главным образом музыкантами, приглашенными из Москвы, Ленинграда, Горького, Свердловска, Минска, Одессы, Риги. География, как видим, весьма обширна. И уже в этот ранний период деятельности коллектива Арнольд Михайлович все более утверждался в важной мысли: если контакты с солистами — выдающимися исполнителями и дирижерами - следует поддерживать и по возможности расширять, то приглашение в Новосибирск оркестровых музыкантов из городов европейской части России - дело малоперспективное. А из этого вытекала мысль о необходимости решения двух задач. Первая была связана с определением стабильного и географически близкого источника пополнения музыкальных кадров. Эта задача решалась естественно и просто, поскольку рядом была открывшаяся в 1956 году Новосибирская консерватория с ее оркестровым факультетом, лучшие выпускники которого постепенно насыщали оркестр, пока не стали основной составляющей коллектива.
Сегодня в оркестре музицирует уже пятое поколение выпускников Новосибирского вуза. Я вспоминаю, как в 1982 г., выступая перед оркестром по поводу присвоения коллективу звания «Академический», ректор консерватории Е. Г. Гуренко попросил музыкантов: «Встаньте, пожалуйста, выпускники консерватории». Вставших было большинство, почти 100%.
Другая задача была куда сложней первой. Дело в том, что перемещение молодых, даже безусловно одаренных музыкантов, со студенческой скамьи на сцену филармонического зала не могло происходить автоматически. Это действие само по себе не могло снять проблему поддержки высокого исполнительского уровня оркестра.
Следует понять, что задачи, которые решают со своими учениками педагоги консерватории, и задачи, стоящие перед музыкантами симфонического коллектива, далеко не всегда и не во всем совпадают. Учебные планы оркестрового факультета направлены на то, чтобы обу-
чить студента многообразным видам будущей профессии. В них как бы предусматриваются все варианты его профессиональной судьбы: ведь после окончания консерватории он может стать или педагогом, или солистом, или ансамблистом, или оркестровым музыкантом. Таким образом, оркестровое исполнительство является только частью его многообразно ориентированных видов будущей деятельности. А между тем это самое оркестровое исполнительство - особый, специфический вид музицирования, требующий формирования определенного рода навыков и умений. А они складываются далеко не сразу, со временем и требуют особого внимания.
Как писал в книге «Наедине с оркестром» альтист кацевского оркестра С. Кручинин, у выпускников консерватории «прежде совершенно не было опыта работы в профессиональном оркестре, а требовалось очень быстро входить в репертуар, учить оркестровые партии многочисленных симфонических произведений. Для нас их было пугающее множество, так как оркестр на каждом своем концерте должен был исполнять новую, совершенно незнакомую нам программу, а достаточного опыта игры "с листа" по понятным причинам у нас тогда не было. Такой опыт приобретается не за один год. В консерваторских занятиях особый акцент делается на сольную игру, а не на умение играть в оркестре. Эти традиции глубоко укоренились, поэтому, только придя в профессиональный оркестр, многие инструменталисты по-настоящему осознают сложности оркестрового жанра» [1, с. 6].
Главная идея Каца заключалась в том, чтобы подготовить и оснастить навыками оркестрового музицирования музыканта уже в стенах консерватории, до его появления в оркестре филармонии. «Мою задачу, - говорил Маэстро, - легко сформулировать: я всегда стремился воспитать высокопрофессиональных музыкантов, требуя от них невозможного». Однако соответствующая этим требованиям исполнительская форма обретается музыкантом далеко не сразу и не сама по
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
себе. Требуется скрупулезный, ежедневный труд, ведущий к тому, чтобы потребовать от него этого самого невозможного. Следует подготовить его технически, эмоционально и даже интеллектуально. Нужно довести его профессиональный уровень до той планки, которая бы могла удовлетворить дирижера Каца.
Образовательные стандарты оркестровых факультетов высших музыкальных учебных заведений содержат документы, регламентирующие последовательность и способы и формы подготовки музыкантов. Не знаю, был ли с ними знаком Кац. Конечно же, не документы и не методические материалы стали предметом его внимания. Как музыкант, владеющий тайнами исполнительского искусства, он в полной мере представлял себе весь спектр проблем оркестрового музицирования. И именно на их решение направил свою энергию, создав свою систему воспитания оркестрового музыканта.
В отечественной художественной практике всегда были творцы, ощущающие необходимость создания своей системы воспитания творческой личности. Таким, например, был К. С. Станиславский, с его принципами воспитания драматического актера. О системе воспитания киноактера постоянно размышлял С. М. Эйзенштейн.
Их системы оказались в высшей степени результативными и дали потрясающий эффект, главным образом потому, что не были умозрительными. Их создатели опирались на богатейшую творческую практику и свой, личный уникальный опыт. Именно такой была и система воспитания высокопрофессионального оркестрового музыканта, предложенная Арнольдом Кацем.
В ее основе лежала идея возможно раннего включения студента в ситуацию профессионального оркестрового музицирования. Реализуя свой замысел, Маэстро взял на себя обязанности руководителя симфонического оркестра консерватории, поставив перед собой и студентами цель предельно приблизить принципы деятельности этого оркестра к работе профессионального коллектива.
Реализуя свой замысел, он ввел ежедневные репетиции. Предъявляя жесткие требования к дисциплине, он ставил перед студентами сложные задачи, упорно добиваясь идеально сбалансированного звучания. Молодые музыканты были поставлены в ситуацию работы «настоящего» оркестра с его дисциплиной и высокой мерой ответственности. В сущности, Кац создал в консерватории школу высшего оркестрового мастерства с ее высоким художественным потенциалом.
Конечно же, в создании этой школы ему помогали педагоги оркестрового факультета, представители кафедр струнных и духовых инструментов.
Работая с консерваторской молодежью, Кац стремился выстроить мост между прошлым, настоящим и будущим своего оркестра, объединяя для этого разные поколения музыкантов. Этот опыт не мог не дать серьезных результатов: приходя в филармонический оркестр, бывшие студенты, уже владея навыками коллективной игры, осознавали себя частью общего, единого организма.
Вспоминая сегодня Арнольда Михайловича, нельзя не отметить многогранный диапазон его интересов. Он складывался, начиная от забот о бытовых условиях жизни музыкантов и заканчивая размышлениями о высоком искусстве дирижерской интерпретации. Столь же многообразен он был и в собственно человеческом, поведенческом смысле. Артистизм его натуры позволил ему выработать «свой», только ему присущий стиль поведения, отмеченный, на первый взгляд, чертами мало сопоставимыми. В нем уживались бескомпромиссный, требовательный, подчас жесткий руководитель и добрый покровитель музыкантов, человек, раздумывающий над проблемами стилистической интерпретации музыки разных эпох, и балагур, шутник, любитель розыгрышей.
Конечно, доминирующей в этом спектре была собственно дирижерская деятельность. Прежде всего, он выдающийся дирижер. Вместе с тем его дирижерские устремления не могли быть реализованы в столь полной мере без
деятельности Каца - выдающегося педагога, воспитавшего несколько поколений замечательных оркестровых музыкантов.
Личность Мастера отмечена также высокой степенью динамики. Только действие, только работа в поте лица, в библейском смысле этих слов, привлекали его. Для нас одна из загадок его жизни состоит в умении все успеть, все
Литература
1.Кручинин С. Наедине с оркестром. - Новосибирск, 1982.
сделать, реализовать все задуманное. А границы этого «всего» просто необъятны. Марина Цветаева как-то заметила: для творческого человека важен не успех, а успеть, успеть выполнить свое предназначение, осуществить то, что кроме него никто не сумеет сделать. Эта идея «успеть» во многом определила жизненные и творческие устремления Арнольда Михайловича Каца.
References
1. Kruchinin S. Naedine s orkestrom. [Alone with the orchestra.] Novosibirsk, 1982.
А. М. Кац -профессор Новосибирской консерватории:
к 90-летию со дня рождения Статья посвящена юбилею А. М. Каца -выдающегося дирижера и талантливого педагога, отдавшего консерватории 45 лет своей жизни. Здесь он создал класс симфонического дирижирования, в котором учились такие известные дирижеры, как Василий Синайский, Вольдемар Нельсон и др. Еще одна сфера деятельности Маэстро была определена задачей воспитания высокопрофессиональных музыкантов. В основе его педагогической системы лежала идея возможно раннего включения студента в ситуацию профессионального оркестрового музицирования. Работая с консерваторской молодежью, А. М. Кац готовил музыкантов для «своего» филармонического оркестра. Этот опыт был результативен и для учебного процесса, и для будущей деятельности выпускников консерватории.
Ключевые слова: Кац, дирижер, педагог, юбилей, консерватория, оркестровый факультет, система воспитания музыкантов.
A. Katz -professor of Novosibirsk Conservatory: on the occasion of 90th birthday anniversary The article is devoted to the anniversary of the A. M. Katz, a distinguished conductor and talented teacher, who gave Conservatory 45 years of his life. Here he created a class symphonic conducting, where he studied with such renowned conductors as Vassily Sinaisky, Waldemar Nelson and others Another activity Maestro was determined by the task of bringing professional musicians. At the heart of its pedagogical system was based on the idea earliest possible inclusion of the student in the situation of professional orchestral musicians. Working with Conservatory youth, A. M. Katz was preparing musicians for «his» Philharmonic orchestra. This experience was successful and for the educational process, and for the future graduates of the Conservatory.
Keywords: Katz, conductor, teacher, anniversary, Conservatory, faculty of orchestral studies, the education of musicians.
Шиндин Борис Александрович - заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории им М. И. Глинки.
Boris Shindin - the honoured art worker of the RF, doctor of arts, Professor, head of chair of history of music at the Novosibirsk state Conservatory named after M. I. Glinka.