Научная статья на тему 'А. Курилко. В долгу перед самим собой'

А. Курилко. В долгу перед самим собой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Курилко. В долгу перед самим собой»

А. Курилко

В ДОЛГУ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ*

11 апреля 1895 г. в центральный суд Лондона было передано уголовное дело, обвиняющее одну всем известную личность в «глубоко непристойных действиях с мужчинами». Гомосексуализм карался законом сурово. Свобода личности оказалась под угрозой ареста и тюремного заключения притом, что эта личность стремилась к абсолютной свободе во всем и всегда. В те времена такое чрезмерное стремление переходило все мыслимые и немыслимые границы тогдашней нравственности и морали.

Подсудимым был английский философ, сатирик, эстет, писатель, поэт ирландского происхождения и один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, лондонский денди и острослов, мыслитель, романист, автор самых остроумных парадоксов и филигранно отточенных афоризмов, Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд.

Оскар Уайльд родился в семье, где духовные ценности ставились выше материальных. Родители Уайльда были талантливыми людьми. Отец всю жизнь собирал и записывал ирландские сказания и легенды. Он был неплохим врачом. Интересовался историей, археологией, читал лекции, был разностороннее одаренным человеком. Мать - одна из самых образованных и умнейших женщин своего времени, по молодости имела отношение к движению, борющемуся за независимость Ирландии. Имела сильную волю, железный характер. Писала сильные патриотические стихи, издала несколько интересных книг, сборников, эссе. Литературный талант и гордый независимый нрав

* Курилко А. В долгу перед самим собой. - Режим доступа: http://7iskusstv.com/2016/Nomer1/Kurilko1 .php

Оскар явно впитал с молоком матери. Известно, что миссис Уайльд страстно мечтала, чтобы у нее родилась дочь. Когда же наперекор ожиданиям у нее родился второй сын Оскар, она стала одевать его, как девочку, во всяком случае, лет до пяти.

Когда Оскару было около пяти лет, мать окончательно охладела к мальчику и полностью заботу о нем перепоручила няньке. Решив воспитать из него настоящего мужчину, она вела себя с ним холодно и строго и буквально обращалась к нему «Мистер Уайльд». С годами Оскар привык, что от матери можно получить дельный совет, но никаких нежностей или ласки.

Отец, хотя и был человеком почтенным и солидным, был с сыном более нежен, и Оскар отвечал ему тем же.

Прежде чем сотворить свои литературные шедевры, Оскар Уайльд сотворил самого себя. Еще в Оксфорде сформировались его неподражаемое остроумие, изящные манеры и своеобразный стиль одежды. И некоторое напускное равнодушие пополам с презрением, высокомерие и самолюбие, которые он не скрывал, а подчеркивал. Все это было игрой. Но чем старше он становился, тем высокомернее себя вел. С годами та застывшая маска гордеца, циника, эстета и представителя если не высшего света, то уж во всяком случае человека богемного, за которой он прятал свое лицо ранимого человека из небогатой семьи, стала частью его образа.

Он зарабатывал тем, что писал рецензии на книги и произведения искусства, а также чтением лекций в Англии и в Америке. По сути он не написал еще ничего стоящего, а о нем уже говорил весь Лондон. Первый по-настоящему громкий триумф он испытал именно в Америке. Там его эксцентричность производила впечатление. Вызывающие наряды вызывали интерес уже к самому человеку, который осмеливался выглядеть не как все. К нему на лекции шли из любопытства, а уходили покоренные его манерой держаться, нестандартно мыслить, ловко отвечать на каверзные и провокационные вопросы. На родину Уайльд вернулся знаменитым. Там его критиковали, но жадно следили за каждым его шагом. В личном общении он всегда очаровывал собеседника, что было тоже даром. Его заваливали приглашениями. Он был желанным гостем в любом доме.

Затем Оскар Уайльд написал роман «Портрет Дориана Грея». Сюжет был навеян бальзаковским романом «Шагреневая кожа». Роман вызвал нешуточный скандал. Критики называли книгу ужасной и

В долгу перед самим собой

безнравственной. Но это лишь способствовало росту популярности романа.

Когда ему исполнилось 30, он женился на очаровательной и скромной девушке из уважаемой и обеспеченной семьи, Констанции Ллойд. Ничего странного она в поведении мужа не замечала, только чувствовала какой-то холод с его стороны. Некоторые злопыхатели утверждают, что он ее обманул. Но, скорее всего, он пытался обмануть себя. Она родила ему двух детей, которых он обожал.

Публикация романа, последующий скандал принесли Уайльду не только деньги, но и долгожданную славу. Однако, чтобы овладеть умами и душами множества людей в то время, ему надо было покорить сцену. Комедии Уайльда пользовались огромным успехом у широкой публики. Он стал хорошо зарабатывать, но всегда тратил больше, чем мог себе позволить.

В 1891 г. Уайльд познакомился с 22-летним аристократом лордом Альфредом Дугласом, которого члены семьи и друзья называли Бо-узи и которому суждено было стать самой большой любовью в жизни Уайльда.

До 35 лет Оскар Уайльд был гетеросексуален. В то время гомосексуальная любовь не вызывала никакого сочувствия или понимания со стороны общества, чьим кумиром он так страстно добивался стать.

Боузи льстила дружба со знаменитым литератором. Он и сам собирался прославиться как поэт и надеялся, что достигнет этого с помощью Оскара Уайльда. Он был готов на все, лишь бы все узнали, как он любим самим Оскаром Уайльдом. Оскар Уайльд, тонкий, наблюдательный психолог в пьесах, настоящий профессионал в мире театра, не замечал, как мальчишка мелко и подло им манипулировал.

Хотя вокруг имени Уайльда и Дугласа постоянно ходили всякие слухи и сплетни, это еще ничего не доказывало, и все закончилось бы тихо, если бы о сексуальных пристрастиях сына не узнал отец Дугласа. Боузи ненавидел своего отца, и связь с Уайльдом была еще одним поводом, чтобы позлить своего отца, маркиза Куинсберри. Кульминацией ситуации стала скандально знаменитая открытка, которую Куинсберри послал в клуб Уайльда. На открытке было написано: «Оскару Уайльду - содомиту». Боузи настаивал, чтобы Уайльд подал на Куинсберри в суд за клевету. Уайльд так и не понял, что стал орудием в войне между отцом и сыном. Маркиз хорошо подготовился к процессу, и ситуация быстро поменялась не в лучшую сторону для Уайльда. В итоге он сам стал обвиняемым. 25 мая 1895 г. Уайльд был

признан виновным в грубой непристойности с лицами мужского пола и приговорен к двум годам каторжных работ.

В тюрьме он чуть не умер. И хотя выжил, здоровье подорвал основательно. На свободу вышел почти старик, но с практически написанной поэмой «Баллада Рэйдингской тюрьмы». Большинство друзей от него окончательно отвернулись. Жену так затравили, что она была вынуждена сменить фамилию и эмигрировать в Германию. Умерла мать. Театры не желали ставить его пьесы. Издательства не спешили его печатать. Он был вынужден просить деньги у жены. Старший брат, которому он всячески помогал, отказался его приютить. Оскар Уайльд был вынужден сменить имя и уехать во Францию. Нищий, старый, больной, в чужой стране, он уже не мог писать. Он опустился до такой степени, что начал попрошайничать. Умер он в дешевой гостинице.

В каждое время, в каждой стране есть свои табу, нарушать которые нельзя даже тем, кто мог бы многое сделать во славу того времени и для славы той страны. Но со временем выясняется, что нарушение тех табу ничего страшного в себе не несет. Что судить художника, уважать или не уважать, читать или не читать, хвалить или критиковать, нужно по его творениям, а не по его человеческим качествам или пристрастиям.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.