Научная статья на тему 'А. Дымов, Н. Цагов основатели Баксанского просветительского центра'

А. Дымов, Н. Цагов основатели Баксанского просветительского центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1027
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Дымов, Н. Цагов основатели Баксанского просветительского центра»

языковой среды и овладением достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей. Целью процесса формирования культуры межнационального общения является «формирование совокупности знаний, умений и адекватных им поступков, обеспечивающих полноценное межнациональное общение на основе взаимопонимания и согласия» [11].

Таким образом, комплексное изучение проблемы формирования культуры межнационального общения и постоянный интерес исследователей к ней создают основу для построения системы ее формирования у будущих специалистов.

Библиографический список

1. Алексеева О.Л. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Чебоксары: ЧГПУ 2002. - 20 с.

2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.

3. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. - М.: Мысль, 1986. - 254 с.

4. Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения. - Махачкала, 1998. - 338 с.

5. Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. -Тбилиси, 1980. - 110 с.

6. Дробижева Л.Н. О проблемах межнационального общения и задачах этносоциологии в современных условиях // Советская этнография. - 1989. - №>1. - С. 41-47.

7. КовалевА.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Политиздат, 1975. - 132 с.

8. Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. - Мн.: АСТ, 2001. - 688с.

9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 1999. - 287 с.

10. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - 280 с.

11. Максимова Т.А. Формирование умений межкультурного общения: Дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 137 с.

12. Пирен М.И. Социалистическая сущность межнационального общения. - Львов: Свит,

1990. - 216 с.

13. Серова И.И. Культура межнационального общения. - Мн., 1986. - 159 с.

14. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа // Советская педагогика. -

1991. - №>12. - С. 18-20.

Т.Х. Марзоева

А. ДЫМОВ, Н. ЦАГОВ -ОСНОВАТЕЛИ БАКСАНСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА

Неотъемлемой частью национальной культуры народов Северо-Кавказско го региона является Баксанское культурное движение, которое стало важным этапом в становлении общественного, научного, педагогического сознания кабардинского народа, его письменности и литературного языка. Современная кабардинская письменность, литература и школа «начинались как развитие и преобразование баксанских традиций» [1, с. 5].

В XIX веке Кабарда и другие адыгские народности в своем социально-политическом развитии отставали от передовых наций на столетия. Прогрессу мешало отсутствие письменности и городской культуры. В это время дети адыгов обучались в медресе - мусульманских школах в которых по схоластической методике преподавались арабский язык, арабская грамота и Коран. Ауль-

ный мулла никогда не имел недостатка в учениках, ибо обучение в примечетских школах родители считали престижным. Сохсты, ученики медресе, обучались около 3-4 лет, они механически заучивали тексты, но к концу учебы мало кто мог прилично читать и переводить священные тексты.

В 1912 году в кабардинских селах имелись 48 медресе, а в Балкарии - 13, существовали такие аулы, в которых было по 2-3 медресе [2, с. 268-269].

В начале XX столетия начали появляться отдельные лица, получившие высшее мусульманское образование в Каире или Стамбуле. Такими людьми стали Адам Гафарович Дымов (18781930) и Цагов Нури Айтекович (1883-1936). А. Дымов с отличием закончил Каирский университет, где наряду с Законом Божьим изучал философию, право, логику, физику, математику, арабский язык и литературу

© Т.Х. Марзоева, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

25

С дипломом магистра наук А. Дымов вернулся на родину, в селение Баксан и воплотил в жизнь свою студенческую мечту - открыл в родном селе (в сапожной мастерской дяди) бесплатную школу для детей сельских бедняков. На свои средства закупил для учеников тетради, ручки и карандаши, выписал учебники из Каира, поставил вдоль стен столы и скамейки, повесил доску, развесил картины с изображением животных и птиц, на столе учителя стоял огромный глобус. Не очень скоро в школе набралась группа из 23 человек, детям было от 12 до 15 лет. Долгое время А. Дымов оставался единственным учителем в своей школе, он преподавал наряду с естественными науками, историю адыгов и кабардинский язык, ежедневно проводилось чтение Корана [3, с. 283-284].

Гуманистическая направленность А. Дымова проявлялась в его бережном отношение к детям, стремлении заинтересовать их науками, обучая их на родном языке, сделать обучение доступным (и это в отличие от схоластических и догматических методов обучения в конфисиональ-ных примечетских медресе, в которых обучение велось на непонятном детям, арабском языке).

В 1913 году А. Дымов составил азбуку родного языка на арабской графической основе и издал ее в городе Темир-хан-Шуре, здесь же на созданном им алфавите (на основе арабской графики) были напечатаны его книги для чтения «Ключ к детям» и «Рассказ для женщин». Свою новую азбуку он пытался ввести для обучения родному языку в сельских школах Кабарды, в частности он раздал экземпляры своего «Алиф-бей» слушателям Баксанской духовной семинарии, но эта попытка не имела успеха.

В 1913 году к А. Дымову присоединяется Нури Цагов, который родился в Турции в семье переселенцев. Рано потеряв семью, с помощью дяди он закончил Стамбульский университет, по специальности «юрист», но карьере адвоката предпочел деятельность на ниве народного просвещения. В 1909-1910 году вместе с группой единомышленников он начал изменять турецко-арабскую письменность (и частично латинскую), приспосабливая ее к наречию горских кавказских народностей. На новом алфавите выпускалась газета «Гуаза» («Руководитель», «Вожатый»), букварь, география и арифметика. Н. Цагов сам составил учебники, был редактором газеты, в которой не затрагивались проблемы политики, а главным направлением было просветительское [7, с. 181-182].

Была напечатана и «Азбука» «Группы адыгов» (под этим псевдонимом скрывались Н. Ца-гов и Сугат Нагучев). Здесь были представлены на адыгейском и кабардинском языках тексты дидактического характера. В дымовском медресе курсы арифметики и географии изучались по учебникам Н. Цагова «Хьисаб тхылъ» («Книга счета») и «Жеогьрафия»(«География»), которые, как и «Азбука», попали в Кабарду еще до возвращения Н. Цагова из Турции [4, с. 316].

С самого начала своего существования Бак-санский просветительский центр имел связи с другими подобными центрами и внутри страны, и за рубежом, в частности с Черкесским благотворительным обществом в Стамбуле и университетом аль-Азхар в Стамбуле. А. Дымов стремился помочь соотечественникам получить более глубокие знания в других учебных заведениях. В 1914 году он отвозит в Египет и устраивает в Каирский университет Али Тамбиева, Мухаммеда Дымова, Ибрагима Тлигурова, Хабалу Хоконова, там же он издает свою книгу «1эдэбиат» («Воспитание»), переводит исторические книги, сказания и предания разных народов. Так в Кабарде стали появляться первые горцы-адыги, умеющие читать и писать на материнском языке.

В 1917 году в России происходили бурные революционные события, которые непосредственно затрагивали судьбу северокавказских народов. А. Дымов, живший жизнью своего народа, начинает заниматься журналистикой и задумывает наладить издание газеты, которая бы помогала соотечественникам получать достоверную информацию и правильно ориентироваться в происходящих в стране событиях. Для издания газеты он решает приобрести в городе Казани новую типографскую машину. За ней вместе с А. Дымовым поехал Н. Цагов, который в это время жил в семье друга.

Осенью 1917 года на средства своего отца А. Дымов приобрел собственный печатный станок [5, с. 27].

Здесь же, в Казани, А. Дымов издал свою книгу «Доброе слово», вместе с Н. Цаговым они отпечатали свою первую книгу «Тхыбзе» («Азбука»), написанную на основе алфавита, созданного А. Дымовым еще в 1913 году. Именно с издания «Азбуки» началась многолетняя дружба и сотрудничество двух единомышленников, мечтающих о просвещении горцев.

Печатная машина была установлена в Бакса-не, она вошла в историю как «Типография брать-

26

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

ев Дымовых». По словам дочери Дымова, Раисы Адамовны, отец назвал так свою типографию в благодарность отцу Г афару и дяде Мустафе, а не в честь своих братьев Махмуда и Индриса, которые, конечно же, помогали Адаму, скорее морально.

Появление в Баксане типографии было событием огромной исторической важности, у горцев появилась надежда, что теперь кабардинцы начнут читать на родном языке, смогут приобщиться к сокровищнице мировой культуры. Типография братьев Дымовых положила начало книгопечатанию в Кабарде, в ней было выпущено около 20 книг, в том числе книги А. Дымова «Воспитание характера», «Доброе слово», «Подарок детям» и другие.

В этой же типографии с ноября 1918 года начала печататься газета «Адыге мак» («Голос адыга»), которая выходила два раза в неделю, главным редактором ее был А. Дымов, помогал ему Н. Ца-гов. Это был первый периодический орган печати на национальном языке. Наряду с политическими здесь печатались религиозные, бытовые, историко-этнографические, фольклорные и литературнохудожественные материалы. В газете появлялись литературные произведения, одухотворенные идеалами народного просвещения и рыцарского поведения в жизни. Например, в заметке «О необходимости просвещения» читаем: «Чтобы просвещение распространилось между нами, нам подобает неотступно помогать друг другу. Если среди нас есть такие, которые до сих пор не поняли, что впредь уже нельзя жить без науки, без ремесел, то мы должны будить их словом, пером. Следует побуждать их к тому, чтобы они отдавали своих детей в ученье, чтобы мечтали об этом» [6].

Газета печатала также пословицы, адыгские поговорки, старинные героические песни, нарт-ские сказания (проводился конкурс, кто больше соберет и пришлет таких текстов).

Газета прекратила свое существование в 1919 году, когда белогвардейцы временно захватили власть в Кабарде; они отобрали у Дымовых печатный станок и увезли его в Нальчик.

Деятельность Баксанского культурного центра носила демократический характер, она доказывала, что культура и просвещение являются основой богатства любого народа, что в современном мире невозможно существовать без знаний.

Библиографический список

1. Адаб Баксанского культурного движения / Разыскал, исследовал и подготовил к печати З.М. Налоев. - Нальчик: Эльбрус, 1991.

2. Кумыков ТХ. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - в начале XX века. - Нальчик: Эльбрус, 1996.

3. Ошнокова Ф.Ш. Дымов Адам - педагог, первопечатник и журналист // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. - 2003. - Вып. 10.

4. ТеуновХачим. Литература и писатели Ка-барды. - М., 1958.

5. Писатели КБ. XIX - конец 80-х гг. XX в. Библиографический словарь. - Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 2003.

6. Голос адыга. - 1918. - №4. - 10 декабря.

7. Хакуашева М.А. Новые сведения к биографии Нури Цагова // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. - 2003. - Вып. 10.

(Г Научные труды преподавателей,

поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова

Бердова О.В., Лушина Е.А. КОСТРОМСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО (XVIII -НАЧАЛО ХХ ВЕКА) / Отв. ред. А.А. Герасимов; рец.: Н.М. Рассадин, А.М. Белов. - Кострома: КОИПКРО, 2006. - 208 с.

Книга посвящена истории становления профессии учителя в Костромской \^губернии XVIII - начала XX века. ^

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 20071

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.