И.В. Глухова ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИКИ
Преамбула. Статья посвящена современному этапу развития исследований по одной из актуальных проблем высшего профессионального образования — формированию культуры межнационального общения и рассматривает подходы к определению ее базовых понятий.
В условиях растущей мобильности населения нашей планеты и устойчивого увеличения миграционных процессов особое значение имеет проблема «вхождения» в иную культурную среду. Становится очевидным, что именно образование способно обеспечить взаимную социальную адаптацию различных культурных, этнических и конфессиональных групп. Все это актуализирует весь комплекс проблем высшего профессионального образования и предъявляет более высокие требования к целому ряду профессий. Соответственно данные требования выдвигают в разряд актуальных проблему формирования культуры межнационального общения у будущих специалистов, от уровня сформированно-сти которой в значительной степени зависит успех их профессиональной деятельности.
Исследование проблемы формирования культуры межнационального общения делает необходимым раскрытие сущности таких базовых понятий как «общение», «межнациональное общение», «культура межнационального общения» и «формирование культуры межнационального общения».Отправным пунктом нашего анализа является рассмотрение понятия «общение».
В психологии сложилось несколько подходов к феномену общения. Методологическая общность этих подходов проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Однако характер этого единства понимается по-разному. С точки зрения А.Н. Леонтьева, общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве её элемента. Саму же деятельность можно рассматривать как необходимое условие общения [9].
Ряд исследователей (М.Л. Вайсбурд, А.П. Василевич, В.И. Загвязинский, Н.И. Лапин) понимают общение как особый вид деятельности, как коммуникативную деятельность или деятельность общения, который играет самостоятельную роль в жизни человека на определенных этапах его развития.
Б.Ф. Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Суть этого подхода состоит в том, что общение рассматривается как специфическая система межличностного взаимодействия, структура и динамика которого не могут быть сводимы к последовательно сменяющим друг друга воздействиям, что характерно для деятельностного подхода [10].
Понятие «общение» в педагогической науке рассматривается и как вид деятельности, и как средство, и как аспект взаимодействия. Позиции общения как взаимодействия придерживаются И.Б. Котова, В.А. Кан-Калик и др. Большинство авторов (Г.И. Батурина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Петровских и др.) понимают общение как форму или способ взаимодействия, обмена ценностей, образовательных отношений (условия, средства, способ).
А.Г. Ковалёв считает, что «общение - это речевая связь людей между собой, собеседование, переписка» [7].
В этих подходах не учитывается многообразие коммуникативных связей людей через совместную деятельность, поведение, остаётся неучтённым широкий диапазон невербальных средств общения, которые проявляются в мимике и пантомиме, в коммуникативности личностных свойств.
Л.П. Буева, А.А. Леонтьев называют общение людей одним из видов человеческой деятельности потому, что «как бы различны не были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны - это функции человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы не были ее содержание и ее форма, по существу, есть затрата человеческого мозга, нервов, органов чувств и т.д.». Кроме этого, коммуникативная деятельность входит во все другие виды деятельности. Обеспечивая взаимодействие людей в процессе труда, в ней отражается способ выражения того или иного отношения, как к человечеству, так и к любому предмету или явлению объективного мира [2; 9].
22
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
© И.В. Глухова, 2007
Анализ существующих определений понятия «общение» показывает, во-первых, единство точек зрения на общение как коммуникативную деятельность; во-вторых, наличие общих понятий, составляющих его содержание (взаимопонимание, взаимодействие, взаимовлияние); в-третьих, обусловлено деятельностью как таковой.
С учетом вышеизложенного обратимся к выявлению и определению сущности понятия «межнациональное общение» и отметим, что тема межличностных отношений и связанные с ней проблемы общения лишь недавно стали разрабатываться в теоретическом плане.
Проанализировав труды З.Т. Гасанова, Р.К. Грдзелидзе, Л.М. Дробижевой, М.И. Пирена, И.И. Серовой по данной проблематике, мы считаем основополагающим положение Л.М. Дро-бижевой о том, что межличностное общение, также, как и межличностные отношения людей различных национальностей, неверно было бы рассматривать изолированно от национальных отношений в целом и межнационального общения в его широком понимании (то есть контакты между народами на различных уровнях, в том числе межличностное общение). Характер общения - дружественный, нейтральный или конфликтный - всегда обусловлен в обществе типом национальных отношений [6].
В теоретических исследованиях национальных процессов понятия «общение» и «отношения» нередко используются как идентичные. Между тем они не являются равнозначными. По мнению Л.М. Дробижевой, «отношения» - понятие более широкое. А «общение» есть реализация отношений, форма и способ связи между людьми, в то время как «отношение» характеризует содержание [6].
М.И. Пирен использует этот подход для разграничения понятий «межнациональное общение» и «межнациональные отношения». «Межнациональное общение» есть процесс реализации «межнациональных отношений», они же (отношения) характеризуют содержание, в то время как «межнациональное общение» - форма и способ связи между людьми разных национальностей в процессе их жизнедеятельности [12].
Р.К. Грдзелидзе дает иное определение межнационального общения: «это конкретное, реальное проявление взаимоотношений представителей двух и более национальностей, обменивающихся, с одной стороны, материальными и ду-
ховными ценностями, с другой - взглядами, чувствами, эмоциями» [5].
З.Т. Гасанов трактует понятие «межнациональное общение» как определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами. В процессе межнационального общения проявляются не только личностные качества, но и особенности психологии, традиций, культуры народов, представителями которых являются общающиеся [4].
Отметим, что данное определение учитывает значение социально-психологических исследований в раскрытии сущности межнационального общения. Ибо «как люди, входящие в одну этническую общность, воспринимают человека из другой этнической общности, какие представления у них при этом актуализируются в их поведении при встрече с ним, - психологи должны получить ответ на эти вопросы» [4, с. 50]. С учетом вышеизложенного, представляется более приемлемым определение межнационального общения, данное И.И. Серовой: «межнациональное общение есть процесс взаимодействия и взаимовлияния представителей различных социальноэтнических общностей, в котором происходит обмен продуктами деятельности, вырабатываются нравственно-оценочные нормы и правила, формируются социально-психологические качества, влияющие на характер, содержание и уровень межличностных отношений представителей различных национальностей [13].
Анализ философских, педагогических и психологических исследований показал, что сравнительно недавно в научный оборот вошел термин «культура межнационального общения».
Понимание культуры межнационального общения как регулятора поведения человека и его взаимоотношений с людьми другой национальности во всех сферах социальной жизни трактуется следующим образом:
- это совокупность идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения представителей различных национальностей [3, с. 69-70];
- это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взгля-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
23
дов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами [4, с. 51];
- это система характерных для личности, наций, социальных групп или общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей различных национальностей [6];
- это система прогрессивных национальных установок и принципов, ставших общенациональными нормами, используемых представителями различных наций и народностей в процессе их общения [11].
В психолого-педагогических исследованиях культура межнационального общения определяется следующим образом:
- это особый способ организации... личностных взаимоотношений общественных субъектов, представляющих процесс овладения совокупностью норм, способов, форм поведения, способствующих выработке своеобразного эталона взаимоотношений [14];
- это совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [8, с. 194-195];
- это сложный многокомпонентный феномен как органическое единство внутренне воспитанных и внешне проявляющихся морально-этических форм взаимодействия человека, обусловленных социальными и историко-культурными влияниями, гармоничностью национально-интернационального воспитания, потребностями взаимо-обогащения духовными и национальными ценностями представителей разных национальностей в различных сферах общественной и личной жизни» [1, с. 8].
Обобщая вышеизложенное, отметим, что в содержание культура межнационального общения можно включить:
а) нормативные требования, возведенные в ранг закона, регулирующие взаимоотношения представителей различных представителей различных национальностей и обязательные для исполнения всеми членами общества;
б) сложившиеся в процессе повседневного общения традиционные нормы взаимоотношений
между представителями различных национальностей, в которых отражены общечеловеческие идеалы дружбы и уважения к другим народам;
в) знания о правах человека и народов, нациях и национальных отношениях, национальных культурах и их взаимоотношении, национальных, общенациональных и общечеловеческих ценностях.
Поэтому, под культурой межнационального общения мы будем понимать систему общенациональных норм, включающих общечеловеческие и национальные ценности, и регулирующих взаимоотношения представителей различных наций и народностей в процессе их общения.
Рассмотрим теперь сущность понятия «формирование культуры межнационального общения».
В педагогической науке понятие «формирование» считается недостаточно установившейся категорией, несмотря на широкое его применение.
Многие ученые рассматривают формирование с процессуальной точки зрения. Формирование личности - это процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности и какой-либо из ее сторон, качеств под влиянием воспитания; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.
Под формированием личности в психологии понимают совокупность способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать из него систему определенных ценностей, воспитать социально-психологические качества и определять своеобразный склад мышления.
Интересна точка зрения тех авторов и исследователей (Г.М. Андреева, В.А. Артемов, Л.А. Ауха-даева, М. Бенни, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский,
Н.Н. Гез, А.А. Деркач, С.Ф. Щербак, А.В. Мудрик, Е.И. Пассов, И.И. Халеева), которые считают, что общению можно и нужно научить, рассматривают умения общения как качества личности будущего специалиста, как готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности в единстве трех ее сторон (коммуникативной, интерактивной, перцептивной) в быстро изменяющихся условиях.
В педагогических исследованиях отмечают, что формирование культуры межнационального общения возможно только тогда, когда наблюдается равновесие между ее двумя взаимозависимыми звеньями: развитием национального самосознания человека на базе своей культуры,
24
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
языковой среды и овладением достижениями мировой культуры, системой общечеловеческих ценностей. Целью процесса формирования культуры межнационального общения является «формирование совокупности знаний, умений и адекватных им поступков, обеспечивающих полноценное межнациональное общение на основе взаимопонимания и согласия» [11].
Таким образом, комплексное изучение проблемы формирования культуры межнационального общения и постоянный интерес исследователей к ней создают основу для построения системы ее формирования у будущих специалистов.
Библиографический список
1. Алексеева О.Л. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Чебоксары: ЧГПУ, 2002. - 20 с.
2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.
3. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. - М.: Мысль, 1986. - 254 с.
4. Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения. - Махачкала, 1998. - 338 с.
5. Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. -Тбилиси, 1980. - 110 с.
6. Дробижева Л.Н. О проблемах межнационального общения и задачах этносоциологии в современных условиях // Советская этнография. - 1989. - №1. - С. 41-47.
7. КовалевА.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Политиздат, 1975. - 132 с.
8. Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. - Мн.: АСТ, 2001. - 688с.
9. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 1999. - 287 с.
10. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - 280 с.
11. Максимова Т.А. Формирование умений межкультурного общения: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 137 с.
12. Пирен М.И. Социалистическая сущность межнационального общения. - Львов: Свит,
1990. - 216 с.
13. Серова И.И. Культура межнационального общения. - Мн., 1986. - 159 с.
14. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа // Советская педагогика. -
1991. - №12. - С. 18-20.
Т.Х. Марзоева
А. ДЫМОВ, Н. ЦАГОВ -ОСНОВАТЕЛИ БАКСАНСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА
Неотъемлемой частью национальной культуры народов Северо-Кавказско го региона является Баксанское культурное движение, которое стало важным этапом в становлении общественного, научного, педагогического сознания кабардинского народа, его письменности и литературного языка. Современная кабардинская письменность, литература и школа «начинались как развитие и преобразование баксанских традиций» [1, с. 5].
В XIX веке Кабарда и другие адыгские народности в своем социально-политическом развитии отставали от передовых наций на столетия. Прогрессу мешало отсутствие письменности и городской культуры. В это время дети адыгов обучались в медресе - мусульманских школах в которых по схоластической методике преподавались арабский язык, арабская грамота и Коран. Ауль-
ный мулла никогда не имел недостатка в учениках, ибо обучение в примечетских школах родители считали престижным. Сохсты, ученики медресе, обучались около 3-4 лет, они механически заучивали тексты, но к концу учебы мало кто мог прилично читать и переводить священные тексты.
В 1912 году в кабардинских селах имелись 48 медресе, а в Балкарии - 13, существовали такие аулы, в которых было по 2-3 медресе [2, с. 268-269].
В начале XX столетия начали появляться отдельные лица, получившие высшее мусульманское образование в Каире или Стамбуле. Такими людьми стали Адам Гафарович Дымов (18781930) и Цагов Нури Айтекович (1883-1936). А. Дымов с отличием закончил Каирский университет, где наряду с Законом Божьим изучал философию, право, логику, физику, математику, арабский язык и литературу.
© Т.Х. Марзоева, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
25