Научная статья на тему '99. 04. 018. Трансформация исследовательской деятельности в Республике Чехия: становление системы исследований, ее роль в экономической и культурной жизни страны / провазник С. , филачек А. , кризова-фридова Е. , лоудин Й. , махлеид П. Transformation of science and research in the Czech Republic: the emerging research system and its role in the country's economic and cultural life / Provaznik S. , Filacek A. , Krizova-Frydova E. , loudin J. , Machleidt P. // science and Publ. Policy. -Guildford, 1998. - Vol. 25, № 1. - P. 23-35'

99. 04. 018. Трансформация исследовательской деятельности в Республике Чехия: становление системы исследований, ее роль в экономической и культурной жизни страны / провазник С. , филачек А. , кризова-фридова Е. , лоудин Й. , махлеид П. Transformation of science and research in the Czech Republic: the emerging research system and its role in the country's economic and cultural life / Provaznik S. , Filacek A. , Krizova-Frydova E. , loudin J. , Machleidt P. // science and Publ. Policy. -Guildford, 1998. - Vol. 25, № 1. - P. 23-35 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИР ЧЕХИЯ РЕСП / ИР {{-}}ОРГАНИЗАЦИЯ -ЧЕХИЯ РЕСП / ЧЕШСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 04. 018. Трансформация исследовательской деятельности в Республике Чехия: становление системы исследований, ее роль в экономической и культурной жизни страны / провазник С. , филачек А. , кризова-фридова Е. , лоудин Й. , махлеид П. Transformation of science and research in the Czech Republic: the emerging research system and its role in the country's economic and cultural life / Provaznik S. , Filacek A. , Krizova-Frydova E. , loudin J. , Machleidt P. // science and Publ. Policy. -Guildford, 1998. - Vol. 25, № 1. - P. 23-35»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-4

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8

МОСКВА 1999

Обследование выявило еще одну обещающую тенденцию: большинство респондентов (в том числе и тех, кто поддерживает широкие международные контакты) не испытывают желания покинуть Россию. Таким образом, резюмирует автор, несмотря на локальный характер обследования, можно сделать вывод о несостоятельности опасений о разрушительном воздействии международных связей на российскую науку: лишь 2% респондентов заявили о желании эмигрировать, подчеркнув при этом, что не имеют возможности реализовать это желание (с. 43).

Противники расширения международных взаимодействий выдвигали в качестве аргумента возможное разрушение "духа коллективизма" в проведении ИР. Оказалось, что 33% респондентов, желающих пользоваться зарубежными грантами, готовы участвовать в коллективных исследованиях (с. 43).

В российской науке, пишет в заключение автор, действительно происходят разрушительные процессы, требующие своего изучения. Сохранение и продуктивные изменения национальных ИР невозможны без целенаправленной государственной поддержки и эффективной научной политики.

Т.В.Горбунова

99.04.018. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ЧЕХИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ / ПРОВАЗНИК С., ФИЛАЧЕКА., КРИЗОВА-ФРИДОВА Е., ЛОУДИН Й„ МАХЛЕИД П.

Transformation of science and research in the Czech Republic: the emerging research system and its role in the country's economic and cultural life / Provaznik S., Filacek A., Krizova-Frydova E., Loudin J., Machleidt P. // Science and publ. policy. -Guildford, 1998,- Vol. 25, № 1. - P. 23-35.

Авторы реферируемой статьи - научные сотрудники Центра по исследованию науки, технологии и общества при Институте философии Чешской АН в Праге. Рассматриваемую тему они излагают в нескольких аспектах, посвящая каждому особый раздел реферируемой публикации.

Во введении отмечается, что в результате последних сдвигов в стране созданы "основы для организации исследовательской системы, базирующейся на принципах демократии, свободной конкуренции и поддержки высококачественных исследовательских проектов международного уровня" (с. 23). При переходе от первой ко второй стадии формирования системы организации науки важно, на взгляд авторов, четко представлять себе направленность трансформационного процесса, оценить качество и влияние уже проведенных реформ.

Свои выводы авторы строят на оценке и интерпретации 50 работ, в которых специалисты из чешских университетов, Академии наук и исследовательских институтов, сотрудники правительственных ведомств и частных лабораторий характеризуют процессы трансформации в своих подразделениях. Информация, представленная для анализа, построена по единому плану и подобрана таким образом, чтобы отразить все сектора национальных ИР.

Начало трансформации. После ноября 1989 г. административная структура чешской науки быстро разрушилась. Перед новой администрацией встала задача сохранить все положительные стороны старой системы ИР и в возможно более короткие сроки реорганизовать ее по западной модели. К концу 80-х годов Чехия обладала кадровым исследовательским потенциалом, сопоставимым с аналогичными ресурсами развитых западных стран. По результатам наукометрических изысканий эффективность фундаментальных исследований в этой стране позволяла отнести ее к группе наиболее успешных и продуктивных государств. Авторы обращают внимание на высокий рейтинг научной деятельности в глазах публики: по результатам социологического обследования 1990 г. профессия ученого оценивалась как наиболее престижная, занимая третью позицию после врача и университетского профессора (с. 24).

В то же время в условиях перехода к рыночной экономике особенно наглядно выявились недостатки существующей системы ИР. Среди главных - перенасыщенность учреждений кадровыми ресурсами и неоправданно высокая доля финансирования науки в ВВП.

С самого начала трансформации, подчеркивают авторы, не было согласованного подхода к проблеме ее направленности. В среде

научного сообщества существовали опасения, что радикальная перемена системы организации ИР может привести к потере талантливых работников, к утрате хорошо функционировавших исследовательских программ.

Оборонительная и наступательная стратегии. Первый этап трансформации, проходивший в условиях экономической перестройки, привел к существенному урезанию правительственных затрат на ИР. Промышленность, ориентирующаяся на быстрый успех на мировом рынке, не рассматривала ИР в качестве приоритета своей политики. В то же время, подчеркивают авторы, па первом этапе реформы сокращение объемов финансирования имело и положительную сторону: оно поставило чешские НИИ "перед абсолютной необходимостью... подвергнуть свой научный потенциал оценке, критике и ревизии".

В условиях новой социальной ситуации для науки исследовательские учреждения выбрали для себя один из двух путей. Сторонники "оборонительной стратегии" попытались сохранить в неизменном виде научный потенциал, согласившись даже на снижение фондов, необходимых для проведения успешных ИР. В условиях указанной "оборонительной стратегии выживания" структурные изменения происходили медленно, не разрабатывалась собственная долговременная концепция реформ. Среди такого рода НИИ оказались многие институты прикладных исследований, которые склонны были преувеличивать уровень собственных ИР и надеялись пережить кризис за счет опоры на собственные силы. Как правило, такая позиция приводила к потере талантливых сотрудников.

Более успешно перемены происходили в тех НИИ, руководство которых взяло на вооружение стратегию "активного реагирования". Здесь пошли на радикальное сокращение менее важных составляющих научного потенциала, на интенсификацию международлых контактов, на использование новых критериев оценки "интеллектуального превосходства" и социальной значимости исследований. Немаловажным фактором успеха реформы в таких НИИ стал переход к процедуре демократического принятия решений, что явилось условием выработки решений на основе "взаимных соглашений и компромиссов".

Спонтанный эволюционный процесс. В подходе к способам реализации реформы научной политики в стране обозначились два пути. Сторонники первого - ратовали за четкий выбор приоритетов такой политики. В соответствии с этим подходом трансформация НИИ и системы науки в целом должна была проходить в рамках более или менее единой унифицированной модели под контролем органов, ответственных за принятие решений.

Второй сценарий реформ предусматривал отказ от заранее оговоренной модели. Более предпочтительным считалось прибегнуть к "гибкому и демократическому поиску оптимальных альтернатив". Главными принципами были объявлены свобода научного труда, научная конкуренция, ориентация на тенденции развития мировой науки. Этот сценарий реформы получил поддержку властей и большей части национального научного сообщества.

Первый этап реформы. Этот этап завершился во всех типах научных организаций к 1996-1997 гг. Законодательный фундамент преобразований в данной сфере заложен в трех законах: об Академии наук, о правительственной поддержке ИР, о высшем образовании. На основе указанных законодательных актов централизованное планирование и управление научной деятельностью было упразднено, правительство отказалось также от прямого вмешательства з деятельность исследовательских учреждений.

Для решения задачи консультирования правительства был учрежден Совет по исследованиям и разработкам, членами которого стали ученые. Задача последних - вносить предложения о распределении фондов на ИР, выделяемых из государственного бюджета; при этом объем таких фондов резко сократился.

Широкое распространение получила система двойного финансирования: институционального и целевого. Обычной стала практика выделения грантов. Такого рода вопросы поручены специальному Агентству по выделению субсидий. Кроме того, специальные подразделения по выполнению такого рода задач сформированы на уровне отдельных ведомств. В секторе промышленных ИР стали вводиться принципы рыночной экономики. В целом, резюмируют авторы, на первом этапе реформы заложены основы для новой системы исследований западного типа.

Динамика ИР в годы трансформации. Переход к новой системе организации науки в Чехии оказался непростым и довольно

болезненным. На первом этапе процесс трансформации системы проходил под влиянием изменений в механизме "внешней селекции": сокращение субсидирования неэффективных исследовательских проектов и малопродуктивных научных коллективов неизбежно вело к повышению эффективности исследовательского труда.

Общее представление о динамике исследовательского бюджета страны и ее кадрового научного потенциала дает таблица.

Таблица (с. 26)

Динамика финансового и кадрового потенциала науки в Чехии, 1989 -1996 гг., ао состоянию на 31 декабря соответствующего года

Основные показатели 1989 г. 1991 г. 1993 г. 1995 г. 1996 г.

Персонал в ИР; тыс. чел. 137,9 76,5 40,2 47,5 49,4

Валовые затраты на ИР; млн. чешек, крон 21420 15211 9750 13983 16257

Число независимых организаций ИР 207 266 155 146 141

Комментируя данные таблицы, авторы отмечают, что резкое сокращение числа занятых в ИР прежде всего коснулось лиц с университетским образованием: за год (1990) их численность сократилась на 32,4 %; снижение показателя кадрового потенциала продолжалось и в последующие годы, достигнув самой низшей точки в 1993 г. В 1994-1996 гг. наметилась тенденция к стабилизации, особенно по некоторым категориям работников: прежде всего, это касалось исследовательского персонала и лиц с высшим образованием, (с. 27).

В условиях нехватки средств, выделяемых на ИР из государственных и частных источников, получает распространение система конкурсного финансирования проектов. На долю такой формы субсидирования ИР приходится до 50% исследовательских затрат страны.

Один из основных показателей обеспечения национальных ИР -доля соответствующих затрат в ВВП: за 1995-1996 гг. эта доля составила соответственно 1,04 и 1,07% (с. 28). В составе текущих исследовательских вложений значительную долю - до 40% -составляет оплата труда. По оценкам экспертов, средний уровень этого показателя в 1996 г. превысил уровень 1989 г., а зарплата в сфере ИР, как ожидают, будет расти быстрее, чем по стране в целом(с. 28).

Реформирование Академии наук. После второй мировой войны в Чехословакии получила развитие советская модель организации науки. Эта система отрицала принцип автономии исследований в западном смысле. После 1989 г. само существование Академии оказалось под вопросом. В стране в течение нескольких лет обсуждалась проблема преимуществ, которые можно получить, ликвидировав Академию. В итоге победила иная точка зрения: Чешскую академию наук (ЧАН) решено было сохранить, преобразовав ее в более современное подразделение для неуниверситетских ИР, приближеннее к аналогичным центрам западного типа.

НИИ, входившие в систему ЧАН, прошли процедуру независимой оценки. В составе проверяющих экспертов присутствовали и зарубежные ученые. Через систему проверки были проведены все научные работники ЧАН. В результате этих мер число сотрудников ЧАН резко уменьшилось, сократилось и количество исследовательских подразделений. За 1989-1993 гг. число центров в системе ЧАН составило соответственно - 85 и 59, а количество сотрудников " 13 896 и 6972 человека (с. 29). Самые значительные сокращения пришлись на 1991 и 1993 гг. Падение числа занятых в наибольшей степени затронуло специалистов в области социальных и гуманитарных чаук. Авторы подчеркивают в этой связи, что НИИ, "лояльные к тоталитарному режиму и его идеологии" были распущены уже в начале 1990 г. Те институты, научная работа которых не была напрямую связана с идеологией, смогли сохраниться, заменив при этом часть своего персонала и переориентировав некоторые проекты.

Самой замечательной стороной реформы авторы считают то, что сокращение финансового обеспечения ИР не привело к снижению продуктивности научного труда. Это относится прежде

всего к ведущим центрам ЧАН. За последние пять лет большинство таких центров увеличило число публикаций в расчете на одного исследователя в ведущих мировых научных журналах.

В течение последних четырех лет ЧАН практикует сочетание институционального финансирования с целевым проектным на конкурсной основе. Такая система позволила направлять средства на лучшие проекты в значимых областях. Авторы обращают внимание на тот факт, что роль целевого финансирования часто стала определяющей в решении вопроса о дальнейшем функционировании того или иного НИИ (с. 30).

Один из ключевых моментов, определивших успех реорганизации ЧАН, - сотрудничество с зарубежными научными институтами. В информации, полученной авторами о деятельности 11 НИИ, есть данные, что один типовой НИИ, имеющий 93 исследователя, получает в среднем 11 зарубежных грантов, участвует в 8 международных проектах; 11 сотрудников находятся в долгосрочных зарубежных командировках, а в самом НИИ работают 7 иностранных специалистов. В 1994 г. институты ЧАН заключили 149 международных соглашений, связанных с разработкой исследовательских проектов, и участвовали в 62 научных программах ЕС и США (с. 30).

Наиболее важным новшеством, реализованным в ходе реформы ЧАН, авторы считают широкое и прочное сотрудничество подразделений Академии с университетами страны. Масштабы подобных связей позволяют некоторым экспертам говорить о возникновении единой системы исследований, включающей университетское образование и фундаментальную науку. На это фоне весьма слабо выглядят усилия ЧАН по налаживанию контактов с промышленностью.

Судьба дальнейших реформ в ЧАН зависит от ее финансового обеспечения, ибо продолжающееся сокращение финансовой базы вынудит руководство академических НИИ либо пойти на дальнейшее сокращение персонала, либо расширить участие в коммерческой деятельности. Оба пути чреваты утерей качества исследований и могут вызвать негативную реакцию в среде научного сообщества (с. 31).

Реформа в университетском секторе. Сочетание учебных и исследовательских задач, традиционно присущее чешским вузам,

было нарушено с начала 50-х годов, когда в стране внедрялась советская система организации ИР. Единственная возможность, которую предоставили вузам, — проведение контрактных ИР для промышленности. Неудивительно, что главной целью реформы в данном секторе стало расширение прав вузов на исследовательскую работу. Главным средством для достижения этой цели стало налаживание сотрудничества с ЧАН.

Последние годы дали многочисленные примеры форм такого сотрудничества: взаимный обмен персоналом, участие в административных органах, совместная разработка проектов, создание объединенных исследовательских центров. В большинстве вузов повысился престиж исследовательском работы, часто на нее перемещается центр тяжести университетского преподавателя. Большая часть экспертов склоняется к мысли, что ИР занимают не менее одной трети рабочего времени сотрудников вузов, а в ведущих университетах этот показатель может составлять от 50 до 70%. Если учесть, что в Чехии насчитывается 12 тыс. вузовских преподавателей и 2,3 тыс. исследователей в университетских НИИ, то можно утверждать, что в данном секторе занята примерно половина по сравнению с тем количеством ученых, которые числятся в системе ЧАН.

Реформа не только развязала научную активность вузов, но и вскрыла многие слабые места в данном секторе. Здесь все еще слишком много слабых преподавателей, многие молодые специалисты уходят из вузов. Указанную тенденцию не может компенсировать рост числа провинциальных вузов и появление здесь новых рабочих мест. Так, если в начале 80-х годов в стране действовало 72 факультета, то в 1990-1992 гг. возникло 27 факультетов, а к 1997 г. добавилось еще 9 (с. 32). Отмеченная тенденция не может по привести к дальнейшей дифференциации университетов: необходимо создание наукоемких университетских центров. Авторы утверждают, что процесс диверсификации уже начался.

Изменения в секторе предприятий. В прошлом указанный сектор ИР характеризовался избыточным персоналом, малоэффективными ИР с преобладанием работ, далеких от исследовательских задач. Переход к рынку потребовал кардинального пересмотра организационной структуры промышленных ИР, создания

экономически эффективных исследований негосударственного характера со структурой и тематикой ИР, приспособленных к потребностям рынка. Решение названной проблемы было невозможно без перехода к частному финансированию ИР, интеграции их с производством.

Уже к 1996 г. более 90% финансирования ИР в данном секторе покрывалось из частных источников. В начальный период перестройки картина была прямо противоположной. Число занятых в секторе за 1990-1992 гг. составило соответственно 65 и 46% от общего кадрового потенциала ИР; к 1996 г. занятость в секторе промышленных ИР сократилась по сравнению с 1990 г. втрое (с. 32).

Характеризуя тенденции в динамике кадрового потенциала рассматриваемого сектора, авторы отмечают: если из системы ЧАН и вузов уходили, как правило, наименее способные работники, то из промышленности уходят специалисты высокого профессионального уровня. Во многих случаях они становятся организаторами частных исследовательских фирм. Сектор частных учреждений расширяется в последние годы и за счет преобразования бывших независимых НИИ в акционерные общества, акции которых пользуются повышенным спросом.

Перестройка структуры и ориентации промышленных исследовательских подразделений дала толчок к изменению модели поведения сотрудников: они начинают все больше осознавать не только значимость новой технологии, но и экономические, коммерческие и финансовые аспекты своей работы. Пропасть, которая столь долго разделяла исследователя от заказчика или потребителя, начинает сужаться.

Предстоящие этапы реформы. На взгляд авторов, для продолжения реформы системы ИР следует уделить первостепенное внимание нескольким проблемам.

Во-первых, продолжить ориентацию исследовательской структуры на науку мирового уровня, а также на решение проблем отечественного инновационного процесса. В сфере фундаментальных исследований предстоит ввести систему независимых экспертных оценок. В сфере прикладных ИР в качестве главного оценочного фактора использовать требования и потребности потребителя.

Во-вторых, предстоит развивать дальше сотрудничество академических, вузовских и промышленных подразделений.

В-третьих, на первый план выдвигается задача укрепления связей науки, широкой публики и государства. Организаторы науки должны формировать благоприятный общественный климат для научной деятельности.

В-четвертых, остается пока нерешенной задача формирования эффективной научной политики, при этом особое внимание следует уделить механизму отбора приоритетов для 'государственного финансирования.

Т.В.Горбунова

99.04.019. ДЕ БУР С., ГАН В., ШАН Г. ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД РУКОВОДИТЕЛЯМИ ИР В КИТАЕ. DE BOER S.J., GAN W., SHAN G. Critical issues facing R&D managers in China // R&D management. - Oxford, 1998. - Vol. 28, N 3. - P. 187-197.

С. Де Бур сотрудник университета в г. Энсхеде (Нидерланды); В.Ган работает в Уханьском техническом университете (г.Ухань, КНР); третий автор реферируемой публикации Г.Шан - сотрудник Центрального НИИ черной металлургии в Пекине.

В статье отмечается, что изменения в экономике страны за два последних десятилетия оказали большое влияние на систему управления ИР. В этой связи авторы намерены проанализировать новое содержание указанной системы в целом и на примере одного из крупнейших китайских НИИ. Специальный раздел статьи предназначен для характеристики тенденций в сфере управления наукой в стране, а заключительная часть содержит выводы и рекомендации авторов.

Характеризуя систему управления научно-технической деятельностью в КНР, авторы выделяют в ней четыре уровня. На первом уровне формируются и поддерживаются национальные планы развития науки и технологии. Такого рода задачи выполняет Государственная комиссия по науке и технике; к данной работе привлекаются также эксперты других комиссии: Государственной экономической и Государственной плановой. Помимо выработки научно-политических решений общего характера, руководители ИР данного уровня занимаются также небольшим числом национально значимых проектов. Второй уровень управления составляют министерства, ответственные за различные отрасли хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.