ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ
2002.03.022. СЕНКЕР Ж. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ СЕКТОРЕ ЕВРОПЫ: ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СФЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, РАЗРАБОТОК И ТЕХНОЛОГИИ.
SENKER J. Changing organisation of public- sector research in Europe - implications for benchmarking human resources in RTD// Science a. publ . policy. - Guildford, 2001. - Vol.28, N 4. - P.277-284.
Автор - сотрудница Сассекского университета ( г.Брайтон, Великобритания), работает в подразделении, занимающимся проблемами научно-технической политики. Реферируемая статья подготовлена в рамках проекта ЕС.
Заключительные годы ХХ века, отмечает автор, характеризуются кардинальными сдвигами в организации и структуре государственного сектора ИР в странах Европы. Эти изменения сформировали новую среду для исследователей и для подготовки будущих научных работников. Названная проблема - объект исследования, предпринятого автором. Материал для анализа получен из национальных обзоров государственных исследовательских систем 12 европейских стран, предпринятых в рамках специальной целевой программы ЕС.
Анализируя заявленную проблему, автор выделяет следующие вопросы, посвящая каждому из них особый раздел реферируемой статьи: причины реструктуризации государственных исследовательских систем; влияние такого рода изменений; формирование базы показателей для кадрового потенциала ИР.
Главный толчок для изменений в сфере государственных ИР связан с сокращением возможностей для финансирования университетов, правительственных НИИ и прочих учреждений-исполнителей данного сектора. Параллельно начался процесс становления наукоемких отраслей, причем доминирующие позиции на рынках соответствующей продукции заняли американские и японские компании. Бюджетные ограничения потребовали от организаторов европейской науки выработки новых механизмов распределения фондов на ИР, смены приоритетов финансирования. Промышленность предъявила спрос на специалистов в сфере новых технологий и университетам пришлось расширять
соответствующие подразделения. В изменившихся условиях важное значение приобрело промышленно- университетское партнерство, нацеленное на перенос технологий.
Разработка новых технологий потребовала радикальных перемен в самом исследовательском процессе - использования сложного оборудования и расширения круга научных дисциплин, в которых оно применялось. Обычной стала практика использования дорогостоящих приборов не одним а несколькими подразделениями или НИИ. Особой координации на межстрановом уровне потребовало изучение таких глобальных проблем, как изменение климата, СПИД, трансгенные мутации.
Каким образом указанные сдвиги сказались на квалифицированном кадровом потенциале в науке и технологии? Автор выделяет в этой связи четыре момента: изменение межинституционального баланса и распространение временных должностей в ущерб постоянным; рост численности студентов, увеличение преподавательской нагрузки и соответствующее сокращение возможностей для проведения исследований силами университетского персонала; сужение автономии государственных исследовательских учреждений; внедрение новой практики управления.
Изменение_межинституционального_баланса. Для
государственного сектора ИР типичны три вида научно-исследовательских организаций: университеты, НИИ и исследовательские агентства, правительственные лаборатории. По традиции университеты занимаются развитием знаний и подготовкой новых поколений исследователей; исследовательские институты проводят ИР по проблемам общенациональной значимости, в таких областях как энергетика, сельское хозяйство, здравоохранение или освоение космоса; наконец, правительственные лаборатории обеспечивают научную базу для соответствующих ведомств.
Бюджетные ограничения вызвали к жизни изменение практики распределения средств между указанными тремя типами учреждений: большая доля предназначается вузам и меньшая - исследовательским институтам. В большинстве стран такого рода НИИ стали испытывать трудности в привлечении молодых специалистов, они столкнулись с проблемой пожилых кадров , не готовых решать задачи кардинально новых технологий. Сокращение государственной финансовой поддержки вынудило такие НИИ пойти по пути смены тематики ИР, " выхода" на новые области и развития сотрудничества с университетскими исследовательскими подразделениями.
Немаловажным источником финансирования для таких НИИ стали контрактные ИР. Для выполнения таких контрактов приглашаются специалисты на фиксированный срок. По распространенному мнению, перераспределение ресурсов пошло на пользу университетам. При всех существенных различиях, характерных для стран Европы, большинство вузов по традиции пользовалось так называемыми "пакетными грантами". За счет таких средств обеспечивалась инфраструктура ИР и создавались условия для того, чтобы университетские преподаватели могли заниматься исследовательской работой.
Наряду с пакетными грантами существовало дополнительное финансирование особых проектов из бюджетов государственных исследовательских советов. Для реализации такого рода ИР рекрутировались на временной основе и молодые исследователи "последокторского уровня". Смещение исследовательских задач в сторону университетских подразделений привело, таким образом, к сокращению постоянных штатных должностей для профессиональных исследователей и росту доли временно ангажированных работников. Поскольку переход данной категории сотрудников в разряд обладателей постоянных областей представляется маловероятным, такого рода перспективы могут оттолкнуть обещающих молодых ученых от научной карьеры в государственных НИИ.
Нехватка средств вынуждает и обладателей постоянных университетских должностей вести поиск внешних источников финансирования в виде грантов или контрактов. На взгляд автора, тенденция распространения "временных должностей" может отрицательно повлиять на деятельность государственных научных учреждений, поскольку снижает их способность аккумулировать, делиться и использовать исследовательские результаты. Нарушается непрерывность разработки программ, снижаются возможности для расширения знания, стимулируемого "научным любопытством".
Рост численности студентов и его влияние на условия труда университетского персонала. Хотя университеты и выиграли от перераспределения государственных фондов, рост финансирования не поспевает за ростом числа учащихся вузов. В результате, многие преподаватели вынуждены все более значительную часть своего рабочего времени отдавать не исследовательской, а преподавательской работе. Пакетные гранты, призванные обеспечить условия для исследовательской деятельности университетских преподавателей, направляются фактически на оплату учебных обязанностей таких сотрудников.
Поскольку фондов, предоставляемых государством исследовательским подразделениям вузов, на всех не хватает, такого рода ресурсы концентрируются в небольшом числе крупных, "научно-ориентированных" университетов. Это ведет к расслоению университетских сотрудников на тех, кто занимается лишь преподавательской деятельностью и на "привилегированное меньшинство", на тех, кто может позволить себе сфокусироваться на исследовательской деятельности и на руководстве аспирантами. Подобная дифференциация получает неоднозначную оценку. Так, Комитет по науке при ОЭСР считает ее необходимой. Существует, однако, и прямо противоположная точка зрения. Автор обращает внимание на то, что оценивать отмеченную тенденцию следует с учетом того, как она сказывается на привлекательности научной карьеры и привлечения в вузовские подразделения молодых ученых.
Сужение автономии государственных исследовательских организаций. Автономию ученые по традиции всегда понимали как "свободу от политического контроля" и управление наукой с учетом исследовательских достижений. В университетских учреждениях европейских стран наибольшей автономией пользовались те, в которых финансирование осуществлялось исключительно в виде пакетных грантов. В этом случае распределением средств занималось само университетское сообщество данного вуза. В последние годы, однако, происходит постоянное и неуклонное разрушение системы пакетных грантов и замещение ее новой структурой финансирования -конкурсными грантами.
Раньше, реализуя политику финансирования науки, правительства европейских стран пользовались консультациями специальных исследовательских советов, а агентства, предоставлявшие фонды на ИР, обладали значительной автономией при распределении такого рода средств между различными направлениями исследований. В последние годы отмечается тенденция распределять фонды на ИР прежде всего в рамках программ стратегических исследований или в рамках приоритетных областей, которые определены правительством. Такого рода приоритеты все больше концентрируются не столько на чисто научной проблематике, сколько на технологии и инновациях.
В некоторых странах участие промышленных компаний в такого рода процедурах отбора проектов для приоритетного финансирования оказывается более широким, чем представительство научного сообщества. В этой связи в среде исследователей высказываются опасения, считают, что существует угроза автономии научных
учреждений и традиционным методам конкурсного финансирования на основе экспертных оценок. В последние годы представители промышленности в некоторых ведущих европейских странах все чаще вовлекаются в процесс выработки научно- политических решений. Это характерно прежде всего для Франции, ФРГ и Великобритании.
Новая тенденция в государственном секторе ИР - развитие механизмов по стимулированию промышленного освоения исследовательских результатов. Это подразделения по переносу технологии и лицензированию, технологические инкубаторы и парки, программы стимулирования партнерских связей университетов и промышленности. Хотя считается, что сотрудничество государственных организаций с промышленностью выгодно для первых и способствует прогрессу знаний, существует угроза того, что увлечение коммерциализацией может привести к концентрации ресурсов на краткосрочных или целевых ИР в ущерб долгосрочным фундаментальным исследованиям.
Внедрение новой практики управления. Необходимость решения проблем, связанных с развитием новых технологий заставила европейские агентства, финансирующие ИР, выработать сходные механизмы управления в данной области. Система определения приоритетных направлений и переноса технологий дополняется разными формами оценки и стратегического планирования. Такую систему, подчеркивает автор, можно рассматривать в качестве "нового менеджеризма", заимствовавшего во многом практику управления, используемую частным сектором ИР.
Каким образом новые механизмы управления сказываются на университетах и прочих государственных НИИ? Существует точка зрения, что применение подобного подхода может подорвать академическую свободу вузов и отрицательно сказаться на развитии " знаний универсального типа", традиционно накапливаемых университетами. В этой связи автор подчеркивает, что хотя новая практика управления ИР реализуется пока лишь в немногих странах, она должна стать объектом постоянного мониторинга, поскольку ее распространение в ближайшие годы - неизбежно. Реорганизация структуры происходит и внутри университетских подразделений. Некоторые сливают мелкие монодисциплинарные или узко специализированные отделения в крупные "мегаотделы", другие -организуют самостоятельные многодисциплинарные центры исследований и аспирантского обучения.
Специальный раздел реферируемой статьи автор посвящает возможным последствиям реорганизации государственного сектора ИР. Сокращение постоянных должностей, утеря автономии, растущая зависимость от промышленных контрактов - все эти факторы, на взгляд автора, могут отрицательно сказаться на привлекательности научной карьеры в государственных подразделениях. Неспособность современной науки кардинально решать острые глобальные проблемы также снижает стимулы для выбора такого рода деятельности в качестве профессии. Таким образом, любое отрицательное воздействие реструктуризации, резюмирует автор, может губительным образом сказаться на будущем кадровом потенциале науки. Между тем, происходящее в Европе старение персонала предъявит в ближайшие годы повышенный спрос на такого рода специалистов.
Отмеченные тенденции в организации государственных ИР, пишет автор, как и их возможные последствия - пока не опираются на конкретные статистические показатели. В этой связи необходимо в первую очередь сформировать базу статистических данных по следующим направлениям: совершенствование национальной статистики затрат на ИР в вузах; оценка состояния и соотношения постоянных и временных работников в государственных исследовательских учреждениях; аналогичная оценка соотношения учебных и научно-ориентированных университетов; выявление и анализ факторов, формирующих стремление молодых людей посвятить себя научной карьере в сфере естественных или технических наук; выработка и учет показателей для оценки эффективности механизмов управления.
Автор предупреждает, что при выработке европейской базы данных о кадровом потенциале надо особенно внимательно подходить к национальным особенностям отдельных стран. Следует избегать упрощенного подхода, исходя из того, что любое сопоставление показателей требует учета комплексных и многофакторных связей между новыми механизмами и их воздействием на кадровый потенциал. При разработке статистической базы данных по университетам особенно важно, на взгляд автора, чтобы затраты, обеспечивающие исследовательскую деятельность персонала, не покрывали бы прочие, прежде всего учебные издержки. Нынешняя статистика строится на учете "предположительного времени", потраченного университетскими работниками на исследования. Необходимо иметь данные о фактическом количестве времени для ИР.
Существует мнение, что государственные исследовательские фонды концентрируются в небольшом числе наукоемких университетов,
однако пока нет надежных данных о развитии указанной тенденции. Немаловажным, на взгляд автора, является анализ воздействия отмеченной концентрации и ее взаимосвязи с размерами вуза, с научной продуктивностью его сотрудников. Дело в том, что по данным некоторых исследователей, научно-ориентированные крупные европейские университеты имеют более низкие показатели числа публикаций в расчете на одного исследователя по сравнению с вузами среднего размера. Особого внимания, на взгляд автора, заслуживает проблема временных сотрудников. Раньше им предоставлялась возможность продолжить карьеру, получив постоянную должность. Сейчас таких шансов у временного работника намного меньше. Анализ карьерных тенденций в университетской среде должен базироваться, в частности, и на данных о соотношении жалования и других источников материального обеспечения сотрудников.
В заключение автор отмечает, что политика подготовки кадров в государственном секторе ИР реализуется зачастую в отрыве от политики их дальнейшего использования. Совершенствование структуры в данной области требует выработки разумного баланса между целевыми ИР и ИР для удовлетворения "научного любопытства".
Т.В.Горбунова