Научная статья на тему '99. 04. 018-019. Политика экономической стабилизации в Бразилии. (сводный реферат)'

99. 04. 018-019. Политика экономической стабилизации в Бразилии. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗИЛИЯ ЭКОНОМИКА / БРАЗИЛИЯ / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БРАЗИЛИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 04. 018-019. Политика экономической стабилизации в Бразилии. (сводный реферат)»

К факторам, препятствующим развитию глобального кризиса, можно отнести, во-первых, интеграцию латиноамериканского региона в мировую экономику, на развитие которой влияет ожидаемое понижение процентных ставок в связи с введением евро, и, во-вторых, наличие признаков, показывающих, что бразильские проблемы не могут быть первопричиной глобального спада. Это создает благоприятные перспективы для финансовых рынков и мировой экономики в целом.

Уменьшение угрозы глобальных последствий недавнего кризиса вовсе не означает, что можно игнорировать происходящие в Латинской Америке события, развитие которых еще не завершено. Финансовые потрясения в Японии, Азии и России до сих пор дают о себе знать, нарушая равновесие мировых финансовых рынков.

Н.П.Кононкова

99.04.018-019. ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В БРАЗИЛИИ. (Сводный реферат).

1. CORDONNIER CHR. La crise economique bresilienne Il MOCI. -P.,1999. - N 1374. - P. 131-135.

2. ADLER A. Survol geopolitique de l'Amerique latine Il MOCI. -P.,1999. - N 1374. - P.130.

В 1998 г. завершился почти десятилетний период достаточно быстрого экономического роста Латинской Америки, который привел к поляризации двух моделей развития - мексиканской, ориентированной на экономическую интеграцию с США, и южноамериканской, основанной на интеграции латиноамериканских государств по типу Европейского союза (ЕС). Развитие финансового и, вслед за ним, экономического кризиса в регионе поставило под сомнение дальнейшую реализацию интеграционных планов (1).

Несмотря на различия в методах фиксирования курсов национальных валют к доллару - от "валютного управления" (currency board) в Аргентине до "скользящей привязки" (crawling peg) в Бразилии, - все страны оказались перед необходимостью девальвации. В Венесуэле финансовые трудности усугублялись снижением цен на нефть, которая является важнейшим источником ее доходов, в Чили и Аргентине - ухудшением внутриполитической обстановки. Наиболее сильное потрясение испытала экономика Бразилии, которая "взяла" эстафету у России после августовского кризиса 1998 г.

Девальвация реала, резкий рост дефицита государственного бюджета, внешней торговли и платежного баланса, бегство капиталов (несмотря на повышение процентных ставок внутри страны на 50%), увольнения и т.д. - все это не привело к смене политического руководства Бразилии. В октябре 1998 г. на очередных президентских выборах уже в первом туре, получив 51% голосов, вновь победил Ф.Кардосо, с именем которого связаны предшествующие успехи в экономическом развитии страны (2, с. 131).

Международное сообщество незамедлительно отреагировало на бразильский кризис. Было принято решение о предоставлении Бразилии финансовой помощи в размере 41,5 млрд. долл., в том числе 37 млрд. в течение 12 месяцев. Из общей суммы помощи Международный валютный фонд финансировал 18 млрд., Всемирный банк - 4,5 млрд., Межамериканский банк развития - 4,5 млрд. и 20 правительств третьих стран - 14,5 млрд. долл.(2, с.132). Одновременно новое правительство Ф.Кардосо начало осуществлять масштабную программу по сокращению бюджетного дефицита. При этом не было объявлено ни о мерах по восстановлению контроля над операциями с иностранной валютой, ни о моратории на оплату краткосрочной задолженности, ни о пересмотре системы "скользящей привязки" реала к доллару. Считая бюджетный дефицит лишь одним из многих факторов уязвимости бразильской экономики, западные эксперты ставят под сомнение успех предложенной правительством программы, ориентированной исключительно на балансирование госбюджета.

Нынешняя экономическая политика правительства, по мнению экспертов, следует в русле не выдерживающей критики макроэкономической политики, проводившейся в стране с 1994 г. Идейным вдохновителем и проводником этой политики, которая нашла воплощение в так называемом "Плане реал" (Plan Real), был президент Кардосо, экономист по образованию и приверженец политической демократии. Эта политика основывается на достаточно простых механизмах, прежде всего, на замене национальной валюты крузейро на новую - реал и на ее "скользящей привязке" к доллару США, предполагающей медленное и нерезкое снижение курса реала в размере 0,6% в месяц.

"План реал" был принят в июле 1994 г., когда темпы роста цен в стране приблизились к 50% в месяц. Если оценивать его результативность с точки зрения влияния на инфляцию (а она была

сведена практически к нулевому уровню), то это был самый успешный план стабилизации экономики, когда-либо проводившийся в Бразилии. При разработке плана за образец была взята политика макроэкономической стабилизации Чили (1978 и 1982), Мексики (1989 и 1994), Аргентины (1991) и Перу (1993). Параллельно проводилась либерализация внешней торговли, хотя некоторые ограничения импорта все-таки сохранились.

Открытие границ уже в первый год реализации "Плана реал" привело к удвоению объема импорта товаров. Национальные производители, столкнувшись с возросшей конкуренцией иностранных товаров, были вынуждены остановить повышение цен. Однако зарплата наемных работников стала расти быстрее, что связано с предусмотренными трудовым законодательством социальными гарантиями. Повышение затрат на оплату труда вызвало цепочку банкротств компаний в трудоемких отраслях, использующих низкоквалифицированную рабочую силу, в частности, в текстильной и кожевенной промышленности, производстве одежды, мебели и т. д.

Свертывание трудоемких производств создало иллюзию резкого повышения производительности. За четыре года численность занятых в экономике сократилась более чем на 20%, хотя объем валового производства почти не изменился. Значительная часть занятого населения переместилась в неформальный (теневой) сектор. Этот процесс происходил на фоне сохранения высоких издержек на рабочую силу в капиталоемких отраслях, например, в автомобилестроении и химической промышленности. Отчасти это связано с недостаточным уровнем развития системы образования Бразилии, которая не может удовлетворить возрастающий спрос на высококвалифицированных работников для капиталоемких отраслей. В результате зарплата высококвалифицированного рабочего или инженера в Сан-Паулу равна зарплате аналогичного работника в Испании и в 3,5 раза превышает соответствующую зарплату в Мексике (2.С.134).

Если бы не социальные гарантии повышения зарплаты и высокие издержки на оплату рабочей силы, то в целях стабилизации экономики можно было бы использовать стратегию, основанную на замещении факторов - дорогого и редкого в условиях нехватки финансовых ресурсов капитала на более дешевый - труд. Однако в Бразилии эта стратегия оказалась нереальной. Одновременно не

удалось решить и проблему наращивания инвестиционных ресурсов предприятий. В отдельных случаях предприятиям удавалось накопить инвестиционные ресурсы, но главным образом за счет роста производительности труда после сокращения занятых, а не за счет расширения производственных мощностей, которое создает новые рабочие места. Исключением из общего правила является ситуация в автомобилестроении, где, благодаря государственному протекционизму, происходило избыточное наращивание производственных мощностей.

Главная причина стагнации инвестиций состоит в снижении доли накопления в ВВП на четыре пункта за четыре года, что было в значительной мере связано с сокращением возможностей государства из-за резкого нарушения баланса между доходами и расходами бюджета. Попытки правительства провести реформу государственного административного аппарата, чтобы уменьшить расходную часть бюджета, натолкнулись на сопротивление законодателей.

В результате развития отмеченных негативных процессов с 1996 г. экономика Бразилии вступила в "опасную зону": темпы роста постоянно замедлялись, а дефицит государственного бюджета и платежного баланса нарастал. В 1997 г. дефицит платежного баланса достиг рекордного уровня в 33,4 млрд. долл., что особенно опасно в условиях очень скудных доходов от экспорта, составляющих 53 млрд. долл., или менее 1% мирового экспорта. Бразильское руководство, между тем, не видело в дефиците платежного баланса большой опасности, считая, что его можно финансировать более чем на 50% за счет прямых иностранных инвестиций, которые привлекались в рамках обширной программы приватизации. Основное внимание правительство уделяло созданию резервов иностранных валют для поддержания курса реала.

Надежды правительства на привлечение иностранного капитала с помощью программы приватизации оправдались лишь отчасти. Финансовые издержки использования иностранных прямых инвестиций оказались достаточно высокими из-за резкого роста объема дивидендов, вывозимых из Бразилии: они возросли с 2,1% стоимости экспорта в 1992 г. до 10,3% в 1997 г. Это способствовало обострению проблем платежного баланса, сокращению резервов иностранных валют и ограничению конвертируемости реала.

Удельный вес инвалютных резервов в объеме денежной массы значительно снизился.

Неутешительные итоги предшествующей программы стабилизации экономики дают западным экспертам повод для весьма критической оценки нынешних инициатив бразильского правительства. В рамках "Плана реал" в ноябре 1998 г. правительство разработало новую программу стабилизации бюджета, которая, по оценке экспертов, войдет в историю страны как одна из самых амбициозных. Именно под этот план международное сообщество выделяет Бразилии финансовую помощь. План включает две части: программу структурных реформ, необходимых для достижения стабилизации, и трехлетний План действий (1999-2001). Реализация предложенного плана должна привести к стабилизации курса реала, снижению уровня процентных ставок и росту внутренних накоплений за счет значительного расширения государственного накопления.

Предполагается стабилизировать размер государственного долга на уровне 44,4% ВВП в 2001 г. благодаря ликвидации дефицита бюджета, который в 1998 г. составлял 1,3% ВВП. Уже в 1999 г. ожидается профицит госбюджета в размере 2,6% ВВП, в 2000 г. - 2,8% и в 2001 г. - 3%. Такой прогноз основывается на следующих показателях: темпы инфляции в 1999-2001 гг. должны составить 2% в год, а темпы прироста ВВП - 1% в 1999 г., 3% - в 2000 г. и 4% - в 2001 г.; уровень процентных ставок по кредитам должен снизиться с 22% в 1999 г. до 13,9% в 2001 г. (2, с.134).

Для реализации нового плана стабилизации потребуются меры, которые должны утверждаться законодательной властью страны - конгрессом. В этой связи западные эксперты ставят под сомнение возможности правительства провести заложенные в плане стабилизации меры через конгресс. Дело в том, что уже в ходе реализации "Плана реал" правительство не раз наталкивалось на решительное сопротивление конгресса. В последнее время взаимоотношения между двумя ветвями власти еще более ухудшились. Среди предусмотренных правительством мер по ликвидации бюджетного дефицита, в частности, за счет увеличения на 1,7% доходов от налогообложения и сокращения на 1,3% расходов, есть меры, которые конгресс вряд ли утвердит (2, с.135). Например, конгресс высказался против создания Фонда стабилизации бюджета, поскольку он вторгается в сферу компетенций правительств штатов, а

также против существенного повышения пенсионных взносов служащих. Вместе с тем парламентарии поддерживают некоторые предложения правительства, в частности, о реформе системы социального обеспечения, повышении налога на добавленную стоимость и т.д.

Если даже правительству не удастся провести через конгресс все заложенные в новом плане стабилизации меры, международное финансовое сообщество не откажется от предоставления Бразилии предусмотренной помощи, поскольку опасается перерастания бразильского кризиса в мега-кризис, который охватит весь латиноамериканский регион. В дальнейшем он может распространиться и на страны Северной Америки, с которыми латиноамериканские страны имеют тесные экономические связи (на долю этих стран приходится более 20% экспорта США, в них сосредоточено свыше 50% внешних активов банков США).

Макроэкономический сценарий, на котором базируется новый план стабилизации бюджета, по мнению экспертов, не дает оснований надеяться на существенное сокращение дефицита текущего платежного баланса Бразилии. Так, прогнозируется очень низкий рост ВВП в 1999 г., а возврат к высоким темпам ожидается лишь с 2001 г. Сохранение "скользящей привязки" курса реала к доллару США на уровне 1998 г., что равнозначно девальвации в размере 7% в год, означает сохранение завышенного курса реала в ближайшие три года.

Неблагоприятная для Бразилии ситуация, которая, как предполагается, сложится на мировом рынке, будет способствовать ухудшению состояния текущего платежного баланса. Так, финансовый кризис в латиноамериканских странах, являющихся импортерами бразильских товаров, подталкивает их (в частности, Аргентину) к принятию протекционистских мер. На рынках США и стран Западной Европы бразильских экспортеров стали, бумаги и продукции химической промышленности будут энергично вытеснять азиатские страны-экспортеры, уже преодолевшие финансовый кризис. Кроме того, кризис в России приведет к сокращению спроса на мировом рынке на птицу и животные корма, т.е. на товары, которые являются важным источником экспортных доходов Бразилии. В результате ожидаются новое ухудшение условий торговли Бразилии и сокращение ее доли на мировом рынке. В лучшем случае, дефицит текущего платежного баланса страны останется на нынешнем уровне.

В этих условиях вряд ли стоит ожидать расширения частных инвестиций и внешних кредитов. Единственным достаточно надежным источником инвестиций будет приватизация государственных предприятий в сфере электроэнергетики, телекоммуникаций и в банковском секторе.

Эксперты считают маловероятным прогнозируемое снижение процентных ставок при низких темпах роста ВВП, дефиците текущего платежного баланса и сохранении завышенного курса реала. Высокие процентные ставки, скорее всего, будут способствовать еще большему снижению темпов роста ВВП, а это неизбежно приведет к увеличению числа непогашенных банковских кредитов, что вызовет новую волну банкротств в банковском секторе.

Учитывая возможные негативные последствия нового плана стабилизации бюджета, авторы приходят к выводу, что его следует рассматривать лишь как первый шаг на пути к обеспечению платежеспособности Бразилии. Вторым шагом должно стать изменение валютной политики. Здесь возможны два решения: 1) ускорение темпа "скользящего" снижения курса национальной валюты относительно доллара США, как это было проведено в Венгрии в 1995 г.; 2) более решительный путь - переход на режим "свободного плавания", что позволит "спасти" валютные резервы центрального банка, которые сейчас расходуются на поддержание курса реала.

Несомненно, изменение валютной политики приведет к ускорению инфляции, но одновременно будет стимулирован экспорт, улучшится состояние торгового и платежного балансов, у страны появится возможность оплачивать долги. Кроме того, новая валютная политика и давление иностранной конкуренции будут тормозить рост цен на экспортную продукцию. За счет увеличения доходов от экспорта многие предприятия смогут осуществлять инвестиции и наращивать производственные мощности, что в конечном итоге приведет к ускорению темпов роста экономики в целом.

Г.В.Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.