Научная статья на тему 'Социально-экономические преобразования в Бразилии в 1990-е годы'

Социально-экономические преобразования в Бразилии в 1990-е годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2773
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические преобразования в Бразилии в 1990-е годы»

ОПЫТ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В БРАЗИЛИИ В 1990-е ГОДЫ

H.A. КИЛЯЧКОВ Московский государственный институт международных отношений (университет)

В 1980-1990-е годы по всему миру прошла волна неолиберальных преобразований. Повсеместно происходил отказ от чрезмерного государственного регулирования. Правительства стремились стимулировать развитие частной инициативы, чтобы добиться более быстрого роста валового внутреннего продукта (ВВП) и повышения уровня жизни населения. Проводилась приватизация, дерегулирование цен, либерализация внешнеэкономической сферы и пр. Однако политика государства в каждой стране имела свои особенности. В развитых странах происходило возвращение к традиционным экономическим отношениям, характерным для XIX - начала XX века, тогда как развивающимся странам пришлось решать проблемы, зародившиеся еще в колониальные времена, бороться с нищетой и социальными противоречиями, а зачастую и кардинально менять общественные отношения.

Богатый опыт неолиберальных реформ приобрела за эти годы Бразилия. Результаты их неоднозначны: остается нерешенным целый ряд проблем, но успехи несомненны. При населении в 160 млн человек, что составляет 2,6% населения планеты, Бразилия производит 2% валового мирового продукта, представляя собой крупнейшую промышленную державу Южной Америки1. Преобразования последних лет заслуживают самого пристального внимания, поскольку еще недавно страна сталкивалась с целым рядом проблем, типичных для развивающихся стран, главным образом для госу-

1 Ломакин В. К. Мировая экономика. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998, с. 661.

2 Ломакин В. К. Мировая экономика. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. с. 668.

дарств Латинской Америки. Особенный интерес эта тема представляет для России. Чрезмерное огосударствление экономики наблюдалось и у нас. Бразилия, как и Россия, обладает огромным природ-но-ресурсным, промышленным и человеческим потенциалом, поэтому ее опыт является весьма ценным для нашей страны.

ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОЛИБЕРАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Экономическая политика в Бразилии после

Второй мировой войны

Великая депрессия выявила необходимость изменения структуры хозяйства Бразилии, переориентации на внутренний рынок. Основными направлениями правительственной политики в течение последующих пятидесяти лет стали развитие импортозамещающих отраслей и ускоренная индустриализация при значительном вмешательстве государства в экономику. В целях защиты внутреннего рынка и увеличения бюджетных доходов вводились высокие импортные пошлины. Путем привлечения капитала, сначала из внутренних источников, а с середины 1950-х годов - и зарубежного, был создан сектор производства средств производства и ряд современных отраслей промышленности. Осуществление данной политики привело к резкому ускорению темпов экономического роста. В 1947-1957 годах прирост ВВП составил 6,4% в год, в 1957-1961 годах - 8,3%, а в 1968-1978 годах превысил 9%2. Увеличение ВВП происходило быстрее роста населения, в результате чего производство на душу населения значительно выросло.

Однако ускорение промышленного развития происходило за счет финансовой стабильности. Но к началу 1980-х годов перед Бразилией встали две серьезные проблемы: громадный государственный долг и инфляция.

Кризис 1980-х годов и попытки выхода из него

1980-е годы вошли в историю Бразилии под названием "потерянного десятилетия". Трудности, вставшие перед страной, свели на нет экономический рост. К 1990 году ВВП составлял 115,6% от уровня 1980 года, при значительно выросшем населении, в результате чего ВВП на душу населения упал. К концу десятилетия он был равен только 93,3% от уровня 1980 года.3 Для того чтобы выплатить проценты по долгам, правительство было вынуждено брать новые кредиты, в результате чего внешний долг Бразилии вырос с 70 млрд дол. в 1980 году до 123,9 млрд дол. в 1991 году.4 Инфляция, составлявшая в начале 80-х порядка 100% в год, подскочила до четырехзначных величин, достигнув в 1989 году 1 863,6%.5 Ситуация требовала срочного правительственного вмешательства.

Во второй половине 1980-х годов в Бразилии был реализован целый ряд программ по борьбе с инфляцией. Самыми радикальными из них стали "Плано Крузадо" и "Плано Коллор". В соответствии с первым с 28 февраля 1986 года замораживались цены, заработная плата и валютный курс. Вводилась новая денежная единица, крузадо, которая обменивалась на прежнюю валюту, крузейро, в соотношении 1:1 000. План получил широкую поддержку населения, и поначалу результаты были великолепными: в марте была зафиксирована дефляция в 0,1%, а в последующие месяцы инфляция держалась на уровне 1 - 1,5%б. Однако к концу года выяснилось, что сложившаяся структура цен не соответствует соотношению спроса и предложения. Целый ряд товаров исчез с прилавков магазинов. В конце концов правительство было вынуждено пойти на пересмотр цен, что стало началом конца программы.

"Плано Коллор", выполненная в 1990 году, предусматривала не только фиксацию цен и зара-

3 Almanaque Abril 92, Editora Abril, р. 160

4 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? /под ред. проф. Шереметьева И.

5 Там же, с. 60

6 Almanaque Abril 92, Editora Abril, р. 106.

7 Указ. соч., с. 112

8 Там же., с. 160

9 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? под ред. проф. Шереметьева И. К., Институт Латинской Америки Российской Академии Наук, Москва, 1997, с. 59

10 Там же, с. 59

ботной платы, но и замораживание вкладов. Вновь было введено крузейро, которое обменивалось на новые крузадо в соотношении 1:1, но с ограничениями. Из сумм банковских вкладов, вложений в ценные бумаги и т.п., превышавших 25 000 крузадо, можно было обменять только 20%, тогда как остальные 80% замораживались на 18 месяцев7. Данная политика имела целью затруднить кредитование в экономике и тем самым приостановить рост цен. В результате в экономике начался серьезный спад. Уровень ВВП снизился на 4,6%8. Уровень инфляции вновь начал расти и вскоре достиг четырехзначных величин.

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Основные этапы и задачи

либеральных реформ

Реализация многочисленных планов, разработанных бразильскими правительствами в 1980-е и в начале 1990-х годов, не принесли желаемых результатов во многом из-за того, что они носили узкоантиинфляционный характер. Ситуация требовала комплексных изменений в экономике. Такие преобразования начались с приходом на пост министра финансов Фернандо Энрике Кардозо в мае 1993 года.

В это время перед Бразилией стояли три основные проблемы: гиперинфляция, рост внешнего долга и малые темпы роста ВВП, которые отставали от темпов роста населения. Под руководством Кардозо был разработан план "ФЭК-2", направленный на снижение темпов инфляции. Он состоял из трех этапов. На первом основной задачей правительства стало обеспечение бюджетного равновесия. На втором было объявлено о введении фиксированной по отношению к доллару реальной единицы стоимости, которая применялась для корректировки цен и заработной платы. Третий этап начался введением с 1 июля 1994 года новой денежной единицы — реала. Этот этап был объявлен отдельной экономической программой и получил название "Плано Реал".

Борьба с инфляцией

Согласно этому плану эмиссию новой денежной единицы, реала, стали осуществлять только под имеющиеся у Центрального банка золотовалютные запасы. И результаты не заставили себя ждать. Темпы инфляции в 1995 году снизились до 20%, а в 1996 году - до 10%9. Курс реала к доллару остается относительно стабильным. В конце 1996 года доллар равнялся 1,04 реала10.

Серьезным испытанием для новой бразильской валюты стал азиатский кризис 1997 года. Зарубежные инвесторы, напуганные обвалами рынков в России и Юго-Восточной Азии, стремились сбросить акции. Резко вырос спрос на иностранную валюту. Центральный банк не смог поддерживать курс реала на прежнем уровне и объявил о девальвации. Она проводилась постепенно. Был установлен широкий валютный коридор на весь 1998 год и малый коридор, границы которого лежали внутри большого. Центральный банк обязался не допускать выхода курса реала к доллару за пределы малого коридора, причем его границы пересматривались по крайней мере семь раз в месяц. 14 января Центральный банк отказался от малого валютного коридора, а 16 января — от большого. Был введен плавающий курс реала по отношению к доллару. Тем не менее экономические трудности не привели к значительному росту инфляции: к августу 1999 года курс бразильской валюты составлял 1,88 реала за 1 доллар11. Резкое снижение темпов роста цен позволило отказаться от системы индексирования заработной платы.

Проблема бюджетного дефицита

Печальный опыт прежних программ и планов показал, что для макроэкономической стабилизации мало остановить инфляцию. Необходимо и в будущем поддерживать равновесие государственных финансов. Бюджетный дефицит представлял серьезную проблему. Между тем проведение реформ требовало больших финансовых средств. Значительная часть населения Бразилии живет за чертой бедности. Высок уровень безработицы. Структурные преобразования неизбежно должны были ухудшить положение людей еще сильнее. Сокращение расходов бюджета в таких условиях было чревато социальными потрясениями. Поэтому правительство изначально старалось не проводить реформы за счет населения.

11 International Financial Statistics, March 2000, International Monetary Fund, Washington, 2000, p. 169

12 CEPAL. Balance preliminar de la economia de América Latina y el Caribe, 1999, Santiago de Chile, 1999, cuadro A-15.

"Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? под ред. проф. Шереметьева И. К., Институт Латинской Америки Российской Академии Наук, Москва, 1997, с. 60

14 International Financial Statistics, March 2000, International Monetary Fund, Washington, 2000, p. 172

15 Там же. с. 172

16 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? под ред. проф. Шереметьева И. К., Институт Латинской Америки Российской Академии Наук, Москва, 1997, стр. 62-63

17 Там же. с. 63

Значительную долю в расходах бюджета составляла также выплата процентов по внешнему долгу (рис. 1). Для этого правительство зачастую было вынуждено прибегать к новым кредитам. В течение 1990-х годов внешний долг Бразилии неуклонно рос. В 1991 году он составлял 123,9 млрд дол., в 1995 году - 159,3 млрд дол., а в 1998 году — целых 243,2 млрд дол.12

Бюджетный дефицит в Бразилии традиционно финансировался за счет значительного (10—15 млрд дол. в год13) превышения экспорта над импортом. С началом реформ этот источник средств также исчез. В результате укрепления реала зарубежные товары на внутреннем рынке Бразилии подешевели, а покупательная способность населения возросла. Соответственно резко увеличились объемы импорта товаров в страну: в 1993 году они составляли 25,3 млрд дол., а в 1996 году — уже 53,3 млрд дол. (в ценах фоб)14. Появилась новая для Бразилии проблема — проблема дефицита торгового баланса. В 1995 году он был равен 3,2 млрд дол. и позднее только увеличивался15. В результате начал расти бюджетный дефицит. В 1995 году он составил почти 5% от ВВП, в 1996 году — 5,6% (для сравнения в 1994 году он равнялся 2%)'6. Правительство было вынуждено искать другие источники финансирования. Денежная эмиссия привела бы к новому витку инфляции. Единственным возможным источником стало использование заемных средств. В 1994 — 1996 годах внутренний долг страны непрерывно рос и к сентябрю 1996 года составил 160,5 млрд реалов (для сравнения: в декабре 1994 года он был равен 61,8 млрд реалов, то есть за два года долг возрос более чем в 2,5 раза)'7. Такие размеры государственных займов приводили к тому, что процентные ставки держались на

300

250

200

с; о

4

ц 150

а ц

5

100

50

_1-1 i-1—™—i——i———i

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998

ГОДЫ

Рис. Внешний долг Бразилии в 1991-1998 годах

сравнительно высоком уровне, что в свою очередь препятствовало экономическому росту.

Финансово-экономическую ситуацию в стране осложняло также сокращение объемов банковской деятельности. В годы, когда сохранялись высокие темпы инфляции, целый ряд финансовых институтов существовал за счет спекулятивного оборота капитала, и после проведенных реформ выявилась их неплатежеспособность. Обанкротились не только многочисленные мелкие банки, но и такие крупные, как BANESPA, BANERJ, Banco Econymico, Banco Nacional, что потребовало вмешательства в их деятельность Центрального банка Бразилии.

Стратегия правительства по оздоровлению бюджета включала три основных направления: конституционные реформы (прежде всего налоговая и административная), меры по улучшению финансового положения местных правительств и приватизация. Налоговая реформа предусматривает увеличение собираемости налогов и изменение структуры бюджетных поступлений. К 1996 году собираемость налогов не превышала 50%18. И хотя она постепенно растет, этого явно недостаточно. Кроме того, в бюджет федерации поступает только 36% государственных доходов19. А доля властей штатов и муниципалитетов в объеме внутреннего долга постоянно возрастает. Причем крупнейшими должниками федеральных властей являются наиболее мощные в экономическом отношении штаты — Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс и Рио-Гранде-ду-Сул. На них приходится 92% общей суммы долгов всех субъектов федерации20. Разумеется, правительство хочет добиться большего контроля над финансами. Но эти замыслы вызывают серьезные возражения на местах, что отражается в усилении напряженности в отношениях правительства с конгрессом.

С трудом протекает и административная реформа, призванная уменьшить расходы госбюджета и повысить профессионализм и эффективность госаппарата. Власти штатов опасаются, что она ограничится сокращением количества чиновников на местном уровне.

18Указ. соч., стр. 65

"Белов Д. В. Реформы в Бразилии: краткосрочная стабилизация или серьезный задел на будущее? "Латинская Америка". № 5. 1997 г. с. 17

20 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? под ред. проф. Шереметьева И. К., Институт Латинской Америки Российской Академии Наук, Москва, 1997, с. 63

21 Там же, с. 66

22 Там же. с. 64

23 Там же, с. 64

24 Estudio econymico de América Latina y el Caribe 1997-1998, CEPAL, Naciones Unidas, Santiago de Chile, 1998, p. 48

25 Там же, с. 49

В интересах штатов была разработана Программа поддержки перестройки и финансовой стабилизации штатов, в соответствии с которой центральное правительство предоставило им кредиты общей суммой примерно в 2 млрд реалов на срок 36 месяцев21. С помощью этих средств местные власти должны погасить часть задолженности и принять меры по сокращению аппарата госчиновников.

Приватизация

Приватизационные процессы в Бразилии начались значительно позже, чем в других странах континента. До 1993 года приватизация носила нерегулярный характер. Выручка от продаж государственных предприятий составила за 1980-е годы не более 700 млн дол.22 В начале 1990-х годов приватизация несколько ускорилась, и поступления от нее превысили за 1990 — 1994 годы 8,5 млрд дол.23 Приватизация проводилась непоследовательно, без определенного плана. Имелся целый ряд конституционных ограничений, препятствовавших разгосударствлению отдельных отраслей. С началом либеральных реформ большинство этих ограничений было снято, и приватизационные процессы значительно активизировались. Перед новым этапом приватизации ставились три задачи: увеличить доходы бюджета, повысить степень конкуренции в бразильской экономике и привлечь иностранные инвестиции.

Доходы от приватизации скоро достигли существенных величин. В 1995-1996 годах они составили 6,5 млрд дол., в 1997 году — более 17 млрд, в 1998 году - 19,0 млрд, а в 1999 году - 14,8 млрд дол. Этот показатель значительно превышает доход от приватизации у других стран континента и в 1997 году составил 70% поступлений от продаж государственных предприятий во всей Латинской Америке24. Резкий рост доходов в 1997 году вызван тем, что бразильское правительство приступило к приватизации компаний, работающих в отрасли электроэнергетики (65% поступлений25) и телекоммуникаций. Причем в отличие от других латиноамериканских стран, например Аргентины, процесс приватизации в Бразилии не носит обвального характера, и крупные компании, имеющие общенациональное значение, такие как ГЭС "Итай-пу", не приватизируются. Необходимо подчеркнуть, что продажа государственной собственности является только временным решением бюджетной проблемы и может отвлечь правительство от необходимости устранения структурного дефицита.

Некоторое запаздывание в процессе разгосударствления позволяет Бразилии использовать опыт

соседей. Поэтому приватизация в Бразилии носит гораздо более цивилизованный характер, чем в других странах Латинской Америки. Для того, чтобы добиться продажи предприятий за реальную стоимость и обеспечения полного поступления средств от приватизации в бюджет, был предпринят ряд мер предосторожности. Создан Национальный совет по приватизации, подчиненный непосредственно президенту, который следит за соблюдением закона. Основным методом приватизации являются открытые торги. Предполагается, что, участвуя в таких торгах, потенциальные покупатели будут предлагать наиболее выгодную цену. Однако в ряде случаев заинтересованным компаниям удавалось договориться и образовать консорциум непосредственно перед началом торгов. Иногда продажа государственных предприятий приводит к образованию монополий. Так, в результате приватизации в одних руках оказалось сосредоточено 85% производства марганцевых сплавов26.

Наряду с общенациональной продвигается и приватизация на местном уровне. Свои программы продаж разработали 12 штатов страны из 25. Лидируют здесь опять-таки наиболее развитые штаты — Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

В целях привлечения иностранных инвестиций был снят ряд конституционных ограничений, в частности были устранены различия между компаниями с государственным и смешанным капиталом. В результате зарубежные вложения в бразильскую экономику значительно возросли (рис. 2). В 1994 году объем прямых иностранных инвестиций составил 2 млрд дол., в 1995 году - 3,5 млрд, в 1996 году — 11,7 млрд, в 1997 году — 18,6 млрд, в 1998 году - 29,2 млрд, а в 1999 году - 26,5 млрд дол.27 Большая часть этих средств пошла на приобретение государственных предприятий.

Использование зарубежных финансовых ресурсов является для Бразилии вынужденной мерой. Предложение капитала со стороны национальных компаний весьма ограничено, поскольку процентная ставка поддерживается на высоком уровне (это — одна из антиинфляционных мер правительства), получение займа частной компанией сталкивается с определенными сложностями, а банковская система находится в кризисном состоянии. Соответственно, большая часть вложений в бразильскую

26 Белов Д. В. Реформы в Бразилии: краткосрочная стабилизация или серьезный задел на будущее?, "Латинская Америка". № 5. 1997. с. 17

27 CEPAL. Balance preliminar de la economia de América Latina y el Caribe, 1999, Santiago de Chile, 1999, cuadro A-12

28 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? под ред. проф. Шереметьева И. К., Институт Латинской Америки Российской Академии Наук. Москва. 1997. с. 69

экономику производится компаниями, которые могут привлечь капитал на международных рынках, и транснациональными корпорациями. Впрочем, в последнее время ситуация понемногу меняется, и в Л 997 году бразильские компании заняли первое место среди покупателей государственных предприятий в Латинской Америке, обогнав фирмы США, Чили и Испании. Причем покупали они в первую очередь также бразильские предприятия.

Что же касается зарубежных компаний, то они инвестируют главным образом в отрасли, производящие товары широкого потребления. Так, увеличились капиталовложения в автомобильную промышленность. Все новые производители выходят на бразильский рынок. К ранее действовавшим на нем компаниям "Фольксваген", "Фиат", "Форд" и "Дженерал моторе" присоединяются "Мерседес-Бенц", "Рено", "Хонда", а также несколько южнокорейских фирм. Такой интерес обусловлен тем, что бразильский рынок автомобилей остается крайне не насыщенным (владеет автомобилем лишь каждый одиннадцатый бразилец), а платежеспособный спрос населения после начала реализации "Плано Реал" значительно возрос. Притоку иностранного капитала в автомобилестроение способствует и правительство. Вскоре после начала реформ оно понизило импортные пошлины на собранные автомобили и запчасти к ним, что усилило конкуренцию внутри страны и заставило производителей модернизировать стой предприятия. Впоследствии пошлины на автомобили были вновь повышены до 70%.28

Значительных размеров достигают также инвестиции в пищевую промышленность, производство бытовой электроники и пр. В настоящее время крупные капиталовложения осуществляют такие компании, как "Кока-Кола", "Компак", "Сам-сунг", "Филипс". Большое внимание инвесторов

35 30 25 3 20

2

15

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 ГОДЫ

Рис. 2. Прямые иностранные инвестиции в бразильскую экономику в 1991-1998 годах

привлекла продажа федеральных железных дорог. В результате продажи их Западной сети в руках иностранного консорциума впервые оказалось 100% капитала предприятия.

Существует тенденция к покупке зарубежной компанией, которая владела частью акций той или иной бразильской фирмы, ее контрольного пакета. Например шведский концерн "Электролюкс", ранее контролировавший 11% акций компании "Реф-рипар", крупнейшего в стране производителя холодильников, приобрел в начале 1996 года ее контрольный пакет акций. Американский концерн "Филип Моррис" приобрел в полную собственность кондитерскую компанию "Лакта", 40% капитала которой ему уже принадлежало29.

Следует заметить, что в бразильскую экономику инвестируют главным образом крупные зарубежные компании. Для мелких и средних компаний серьезными препятствиями являются неразвитость инфраструктуры, высокие процентные ставки и несовершенная система налогообложения.

После мексиканского кризиса правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение доступа краткосрочного капитала на бразильский фондовый рынок. Были введены налоги на иностранные инвестиции в краткосрочные облигации (до 7%) и в приватизационные фонды (5%)30. Иностранцам было запрещено приобретать приватизационные сертификаты на льготных условиях, предполагавших неуплату налогов и возможность возврата сертификатов в любой момент. С двух до трех лет увеличился минимальный срок, на который крупные предприятия могут брать кредиты за границей. Банком было запрещено использовать зарубежные займы на покупку государственных ценных бумаг. В результате доля спекулятивного капитала составляла к 1997 году не более 10% от общих валютных резервов31, но эти меры не спасли Бразилию от последствий азиатского кризиса и вызванного им недоверия к развивающимся рынкам.

Финансовый кризис и последовавший за ним спад не отразились на объеме прямых иностранных инвестиций в бразильскую экономику. В 1999 году зарубежные фирмы продолжали осу-

29 Там же., с. 70

30 Там же, с. 72

31 Там же, с. 72

32 Nogueira С. Apesar de tudo, dizem que foi bom, "Veja", 22 de dezembro 1999, p. 27-28

33 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? под ред. проф. Шереметьева И. К., Институт Латинской Америки Российской Академии Наук, Москва, 1997, табл. 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ществлять крупные вложения. Так, компания "Рено" вложила 220 млн дол. в строительство завода по производству моторов. Канадская корпорация "Алкан" направила 370 млн дол. на расширение своей линии по производству алюминия в штате Сан-Паулу. В целом долгосрочные вложения в экономику страны достигли в 1999 году 29 млрд дол. По этому показателю Бразилия обогнала Китай, прямые инвестиции в который составили только 26 млрд дол. В настоящее время 430 из 500 крупнейших компаний мира имеют в Бразилии свои отделения32.

Изменения в промышленности

Реформы, проводимые в Бразилии, оказывают противоречивое влияние на местную промышленность. С одной стороны, приток инвестиций оказывает благоприятное воздействие на ее развитие. Иностранные фирмы предоставляют бразильским компаниям средства д ля переоснащения производства и передают им новые технологии. Однако прямые иностранные инвестиции идут только в отдельные отрасли, главным образом в электротехнику, автомобилестроение, энергетику, пищевую промышленность. Вместе с тем укрепление реала снизило конкурентоспособность бразильских товаров на мировых рынках и привело к притоку дешевых зарубежных товаров на внутренний рынок страны. В результате, если в 1991 — 1995 годах производство электротехники и электроники выросло на 36,2%, а производство транспортных средств — на 37,4%, то в текстильной промышленности наблюдался спад на 7%. Объем производства обрабатывающей промышленности в целом за эти годы вырос на 13,5%33.

Внешнеэкономическая политика

За годы реформ положение Бразилии в мировой торговле изменилось. Значительно вырос товарооборот бразильской торговли, как за счет экспорта, так и за счет импорта (рис. 3). Причем,

Экспорт 'Импорт

1993 1994 1995 1996 1997 1998

годы

Рис. 3. Экспорт и импорт Бразилии в 1993-1998 годах

если экспорт увеличился в результате оживления экономики и либерализации внешнеторговой политики, то росту импорта способствовало и укрепление бразильской валюты. Поэтому начиная с 1995 года наблюдался дефицит торгового баланса, что осложняло и без того серьезную проблему финансирования расходов бюджета. Экспорт товаров в ценах ФОБ составлял в 1993 году 39,6 млрд дол., в 1994 году - 44,1 млрд, в 1995 году - 46,5 млрд, в 1996 году — 47,9 млрд, в 1997 году — 53,2 млрд, а в 1998 году — 51,1 млрд дол. Импорт же (также в ценах ФОБ) равнялся в 1993 году 25,3 млрд дол., в 1994 году - 33,2 млрд, в 1995 году - 49,7 млрд, в 1996 году - 53,3 млрд, в 1997 году - 59,8 млрд, а в 1998 году - 57,7 млрд дол.34

Как видно из графика (см. рис. 3), дефицит торгового баланса в годы реформ непрерывно рос. Если в 1995 году он равнялся 3,2 млрд дол., то в 1998 году он составил уже 6,6 млрд.35 Это было вызвано целым рядом причин. Помимо уже упомянутого укрепления реала здесь следует упомянуть переориентировку бразильских компаний на внутренний рынок. Победа над инфляцией увеличила покупательную способность населения, и фирмы стали направлять значительную часть продукции на удовлетворение внутреннего спроса. Кроме того, в июле 1995 года прекратила действие общая преференциальная система США, согласно которой бразильские товары не облагались импортными пошлинами, что также нанесло удар по позициям бразильских экспортеров. Правительство страны пытается воспрепятствовать-дальнейшему ухудшению состояния торгового баланса. Так, осенью 1996 года был отменен достигавший 25% налог на добавленную стоимость, которым облагались предназначенные на экспорт товары и направляемые за границу инвестиции. Чтобы избежать роста дефицита бюджетов штатов, ставки налога снижаются постепенно. Потери предполагается компенсировать за счет специальных выплат из федерального бюджета. Широкие возможности для решения проблемы дефицита торгового баланса открывает расширение торговли внутри интеграционного объединения "Меркосур", поскольку со всеми соседями у Бразилии положительное сальдо.

В области внешнеторговой политики правительство Кардозо продолжало курс на либерализацию внешнеторгового законодательства. Посте-

34 International Financial Statistics, March 2000, International Monetary Fund, Washington, 2000, p. 172

35 Там же, стр. 172

36 Estudio econymico de América Latina y el Caribe 1997-1998, CEPAL, Naciones Unidas, Santiago de Chile, 1998, p. 57

37 Указ. соч., стр. 57

пенно снимались различные ограничения на импорт. Например, в августе 1996 года были отменены импортные лицензии практически на все товары, кроме оружия и ряда медикаментов. Эти изменения сопровождаются рядом протекционистских мер, таких как уже упоминавшиеся пошлины на автомобили.

Особую роль во внешнеэкономических связях Бразилии приобретают отношения с партнерами по "Меркосур". Достаточно сказать, что большая часть изменений таможенного режима во второй половине 90-х связана с углублением региональной интеграции. Объединение "Меркосур" было создано в 1991 году четырьмя странами: Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем. Соглашение предполагало отмену таможенных пошлин и ликвидацию большей части нетарифных барьеров, обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала, введение единого внешнего тарифа, определение общих правил происхождения товаров. Однако интеграционные процессы шли достаточно медленно, и к 1995 году основным достижением стало снижение таможенных пошлин на 85 товарных позиций. На встрече в Форталезе в декабре 1996 года было решено углубить интеграцию между странами-участницами и обратить особое внимание на политические стороны сотрудничества.

Разумеется, интеграция в регионе протекает со значительными трудностями. Девальвация реала после азиатского кризиса вызвала резкое удешевление бразильских товаров на аргентинском рынке. В результате аргентинское правительство применило антидемпинговое законодательство. В целях разрешения конфликта пошлины в торговле между двумя странами были повышены на 3%36. Аналогичная проблема возникла в 1999 году Аргентина ввела квоты и усложнила процедуру ввоза обуви, некоторых видов тканей, стали и бумаги из Бразилии. Та в ответ повысила пошлины и ввела лицензии на ввоз аргентинских товаров. Подобные конфликты приводят к ухудшению положения в обеих странах.

Тем не менее связи внутри "Меркосур" растут. К 1997 году взаимная торговля возросла до 24,3% и превысила 20 млрд дол.37 Объединение служит фактором привлечения иностранных инвестиций, поскольку зарубежные компании могут начинать осуществление региональных проектов.

В планы бразильского руководства входит расширение численного состава "Меркосур". В 1996 году в организацию в качестве ассоциированного члена была принята Чили, а в 1997 году — Боливия. Развиваются связи с Андским сообществом. Подписано соглашение между "Меркосур" и ЕЭС.

Социальный аспект реформ

Реформы, проводимые в Бразилии в 1990-х годах, характеризуются как либеральные. Однако в отельных областях политика бразильского правительства далеко уходит от рыночной модели. Особенно хорошо это заметно в социальной сфере. Правительство Бразилии решило уделить ей большое внимание, так как опыт реформ в других странах региона показал, что недооценка ее проблем мешает эффективной перестройке экономики. Кроме того, в Бразилии давно существуют проблемы социального неравенства, по уровню которого страна занимает одно из первых мест в мире: в 1995 году беднейшие 50% населения страны получили всего 12% общих доходов, а самые богатые 20% — 63%38. Борьба с бедностью объявлена одной из приоритетных направлений правительственной политики. В 1995 году была разработана программа "Солидарное общество", в основу осуществления которой положен принцип взаимодействия общества и правительства в поиске наиболее адекватных решений, которые улучшили бы социальные условия беднейших слоев населения. С этой целью в области образования, здравоохранения и социального обеспечения был образован Фонд финансовой стабилизации, формируемый за счет удержания 20% федеральных налоговых поступлений. И эти усилия постепенно дают результат: в 1993-1995 годах доля 10% самых бедных бразильцев в суммарных доходах жителей страны увеличилась с 0,7 до 1,1%, тогда как аналогичный показатель для 10% самых богатых снизился с 49,8% до 48,2%39. Многие бразильцы улучшили структуру питания. Страна перестала зависеть от зарубежной продовольственной помощи, теперь она сама оказывает помощь другим государствам.

Непосредственно макроэкономическая стабилизация также способствовала росту благосостоя-

38 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? под ред. проф. Шереметьева И. К., Институт Латинской Америки Российской Академии Наук, Москва, 1997, с. 73

39 Белов Д. В. Реформы в Бразилии: краткосрочная стабилизация или серьезный задел на будущее?, "Латинская Америка", № 5, 1997 г., с. 22

40 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? под ред. проф. Шереметьева И. К., Институт Латинской Америки Российской Академии Наук, Москва, 1997, стр. 74

41 Белов Д. В. Реформы в Бразилии: краткосрочная стабилизация или серьезный задел на будущее?, "Латинская Америка", № 5, 1997 г., с. 23

42 Там же, с. 23

43 Там же, с. 23

44 CEPAL. Balance preliminar de la economía de América Latina y el Caribe, 1999, Santiago de Chile, 1999, cuadro A-l

ния населения, в первую очередь его беднейших слоев. Об этом свидетельствует резкое увеличение потребления продуктов питания.

Тем не менее перед Бразилией по-прежнему стоят проблемы, типичные для большой развивающейся страны: неграмотность (ее уровень в наиболее бедных штатах превышает 40 %40), проблемы больших городов, региональные диспропорции и безработица. Последняя проблема вызывает наибольшие опасения. В стране происходят серьезные структурные преобразования, которые всегда сопровождаются перераспределением рабочей силы между отраслями и ростом безработицы. За период 1990-1996 годов количество рабочих мест в стране уменьшилось на 2,1 млн. Уровень безработицы в самом экономически развитом штате — Сан-Паулу — составил весной 1996 года 16%. Для Бразилии в целом этот показатель равнялся 6%, тогда как в конце 1993 года он составлял 4,4%41. Борьба с безработицей была объявлена одной из основных целей третьего года осуществления "Плано Реал". Правительство разработало программу создания новых рабочих мест, рассчитанную до 1999 года. В ней предполагалось обеспечить работой 2,7 млн бразильцев. На реализацию программы было выделено 7,2 млрд реалов42.

Руководство страны также стремится ограничить рост безработицы. Так, при покупке государственных предприятий обязательным условием их приобретения новыми владельцами является недопущение массовых увольнений. Если же необходимость в последних все-таки возникает, администрация обязана обеспечить переподготовку работников. Правительство само выделяет значительные средства на эти цели.

В целях повышения занятости необходимо обеспечить работой сельское население. Свыше 10 млн бразильских крестьян не имеют земли43. Руководство страны проводит политику экспроприации непродуктивных земель, которая приносит, хотя и достаточно медленно, определенные результаты.

Немалые надежды правительство возлагает на иностранных инвесторов и развитие малого и среднего бизнеса. Оно реализует программы в области жилищного строительства, охраны окружающей среды, развития городского хозяйства, которые должны создать рабочие места для миллионов бразильцев.

Проблема безработицы остается очень серьезной. Крайне осложнил ее решение азиатский кризис. Темпы роста бразильской экономики снизились до 0% в 1998 году и 0,5% в 1999 году.44 Социологическое исследование, проведенное по заказу Национального Промышленного Союза, показало, что 76% бразильцев боятся потерять рабо-

ту. Для сравнения: роста инфляции, этого бича 1980-х годов, опасаются только 11% опрошенных45. Однако увеличение безработицы вызвано не только структурными преобразованиями и экономическими потрясениями, но и высокими темпами роста населения. В 1994-1998 годах они составляли в среднем 1,3% в год46. К концу 1999 года количество безработных в стране достигло 5,5 млн. Помимо этого, еще 1,5 млн человек достигнут трудоспособного возраста в течение 2000 года47. Для того, чтобы обеспечить этих людей работой, необходим быстрый экономический рост. Однако предприниматели, напуганные кризисом, не торопятся нанимать новых работников, пока не убедятся, что возобновление экономического роста носит долговременный характер. Кроме того, они стремятся уменьшить издержки на заработную плату, увеличивая производительность труда, что в условиях низких темпов роста ВВП также способствует уменьшению числа рабочих мест. В результате снижение уровня безработицы идет медленнее, чем рост ВВП. По подсчетам экономистов, для решения проблемы безработицы в Бразилии необходим по крайней мере семипроцентный экономический рост в течение нескольких лет48. В настоящее время такое вряд ли возможно.

Серьезные опасения вызывают и региональные диспропорции, которые велики даже по латиноамериканским меркам. В наиболее отсталом в экономическом отношении районе — Северо-Востоке, где проживают 30% населения, производится всего 15% ВВП49. Правительство Кардозо отказалось от проводившейся ранее политики "полюсов роста" и провозгласило переход к комплексному развитию регионов. Однако его конкретные предложения по-прежнему сводятся к отдельным масштабным проектам, таким как строительство шоссе Манаус - Каракас. Да и сумма в 1,5 млрд дол., выделенная на их реализацию, является чисто символической50.

45 Nogueira С. Apesar de tudo, dizem que foi bom, "Veja", 22 de dezembro 1999, p. 27

46 International Financial Statistics, March 2000, International Monetary Fund, Washington, 2000, p. 172

47 Nogueira C. Apesar de tudo, dizem que foi bom, "Veja", 22 de dezembro 1999, p. 27

48 Там же, с. 28

49 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? Под ред. проф. Шереметьева И. К. Институт Латинской Америки Российской Академии Наук, Москва, 1997, с.76

50 Белов Д. В. Реформы в Бразилии: краткосрочная стабилизация или серьезный задел на будущее? "Латинская Америка", № 5, 1997, стр. 24

51 International Financial Statistics, March 2000, International Monetary Fund, Washington, 2000, p. 172

В заключение следует заметить, что решение социальных проблем тесно связано с устранением бюджетного дефицита. В настоящее время большую часть расходных статей бюджета составляют выплаты на социальные нужды. Поэтому для того чтобы претворить в жизнь многочисленные федеральные программы, необходимо довести до конца налоговую реформу. Высокие социальные расходы в сочетании с сохраняющимися дефицитом бюджета и превышением импорта над экспортом, представляют собой одну из сложнейших проблем, стоящих сейчас перед Бразилией.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Реформы, проведенные правительством Кардозо, завершили перестройку хозяйственной системы страны и стали ее важнейшим этапом. Либерализация превратила Бразилию в страну, глубоко интегрированную в мировое хозяйство, облегчила иностранцам доступ на товарный рынок и рынок капитала. Победа над инфляцией сделала Бразилию привлекательным объектом для инвестиций. Широкая приватизация изменила социальную структуру хозяйства, положила конец существованию громоздкого государственного сектора. Реформы смогли решить ряд проблем, стоявших перед Бразилией к началу 80-х годов, однако сделали страну более зависимой от колебаний на мировых рынках. Это со всей очевидностью показал азиатский кризис.

Таблица 1

ВВП Бразилии в 1995 - 1998 годах

Год ВВП (млрд дол. США) ВВП на душу населения (дол. США)

1995 704 4 517

1996 775 4 909

1997 802 5 021

1998 775 4 790

Во второй половине 90-х годов возобновился стабильно высокий рост ВВП. В 1995 году ВВП страны составлял 704 млрд дол., в 1996 году он равнялся уже 775 млрд дол., в 1997 году - 802 млрд, а в 1998 году — 775 млрд. ВВП на душу населения равнялся 4 517 дол. в 1995 году, 4 909 дол. в 1996 году, 5 021 дол. в 1997 году и 4 790 дол. в 1998 году51. В 1993-1997 годах темпы роста ВВП состав-

ляли 3 - 4% в год, и только азиатский кризис нарушил эту тенденцию. Однако даже во время кризиса дела в Бразилии обстояли лучше, чем в других странах континента. В 1999 году она была одной из трех латиноамериканских стран, вместе с Боливией и Перу, в которых не наблюдалось падения ВВП. Средние темпы роста бразильского ВВП в 1991-1999 годах составили 2,5% в год, тогда как в 1981-1990 годы они равнялись 1,3%52.

Самым важным результатом реформ, несомненно, стала финансовая стабилизация. Впервые за последнее время темпы инфляции оставались на сравнительно низком уровне в течение нескольких лет. Однако ряд экономистов считает, что эти успехи не могут носить долговременный характер. Действительно, в целях поддержания финансовой стабильности бразильскому правительству приходится поддерживать на высоком уровне курс национальной валюты, что удешевляет импорт, и проводить ограничительную денежную политику, препятствующую экономическому росту. По-прежнему остается нерешенной проблема бюджетного равновесия. Правительство не может обеспечить высокую собираемость налогов, и, чтобы профинансировать многочисленные социальные программы, оно вынуждено прибегать к займам. Некоторые экономисты опасаются, что это может привести к очередному долговому кризису в ближайшем будущем.

Тем не менее ряд фактов показывает, что у Бразилии есть шанс преодолеть эти трудности. Еще в 1994 году правительству страны удалось заключить соглашение с крупнейшими зарубежными коммерческими банками о реструктуризации своих долгов на сумму в 52 млрд дол.53 В страну в больших объемах поступают иностранные инвестиции, в том числе долгосрочные. Расширяются связи внутри "Меркосур", который может стать плацдармом для выхода Бразилии на мировые рынки.

Высокая популярность правительства Кардозо в течение длительного времени также способствовала успеху реформ. Но в 1998 году положение

изменилось. Согласно опросам, проводившимся в ноябре 1999 года, 48% бразильцев недовольны его деятельностью54. Разумеется, это отрицательно сказывается на ходе преобразований.

Азиатский кризис стал для бразильской экономики тяжелым испытанием. Но она смогла быстро оправиться и по-прежнему остается привлекательным объектом вложения капитала. Это позволяет надеяться, что у Бразилии большое будущее.

В чем же заключается секрет успеха реформ Кардозо? Почему он смог, в отличие от своих предшественников и российского руководства, добиться стабилизации экономики и высокого экономического роста? Это можно объяснить следующим образом.

Во-первых, бразильское правительство впервые серьезно взялось за разгосударствление экономики. Это хорошо видно на примере планов борьбы с инфляцией. В программах Сарнея и Коллора главный упор делался на замораживание отдельных экономических показателей. Кардозо смог обойтись без фиксации цен и замораживания банковских вкладов, индексация же заработной платы была отменена уже после падения темпов инфляции. Новое правительство избрало иной способ борьбы с ростом цен: поддержание бюджетного равновесия. Другой составляющей либерализации стала приватизация.

Тем не менее государство в Бразилии (в отличие от России) всегда помнило о своих интересах и обязанностях. Очень большое внимание уделялось проблеме наполнения бюджета: правительство хорошо понимало, к чему может привести значительное превышение расходов над доходами. Приватизация была не только способом передачи госсобственности в частные руки, но и значительным источником финансовых поступлений в бюджет страны. В результате правительство смогло осуществлять дорогостоящие социальные программы, что смягчило отрицательное воздействие реформ на благосостояние людей и в течение долгого времени поддерживало популярность Кардозо на высоком уровне.

52 CEPAL. Balance preliminar de la economía de América Latina y el Caribe, 1999, Santiago de Chile, 1999, cuadro A-l

53 Латинская Америка: что принесли либеральные преобразования? Под ред. проф. Шереметьева И. К., Институт Латинской Америки Российской Академии Наук, Москва, 1997, с. 78

54 Nogueira С. Apesar de tudo, dizem que foi bom, "Veja", 22 de dezembro 1999, p. 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.