Научная статья на тему 'Факторы, способствовавшие экспансии'

Факторы, способствовавшие экспансии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, способствовавшие экспансии»

В.Л.Семёнов

Европейские банки в Латинской Америке

European banks in Latin America

а последние 20 лет в банковских системах круп нейших стран Латинской Америки произошли ра дикальные изменения: осуществлена либерализа

ция банковской деятельности, в ходе которой была устранена чрезмерная ее регламентация со стороны государства и на внутренний ссудный рынок стран региона допущены иностранные кредитные учреждения; приватизированы многие неэффективные государственные банки, оздоровлена система частных банков, усовершенствованы процедуры регулирования и надзора. Важными следствиями этих изменений стали, в свою очередь, повышение конкуренции на рынке банковских услуг, рост эффективности банковских операций, их диверсификация, снижение риска их осуществления, увеличение ликвидных ресурсов, значительный рост присутствия иностранных банков. Последние сыграли важную роль на всех этапах реформирования банковской сферы региона.

Во второй половине 90-х годов среди действующих в регионе зарубежных кредитных учреждений прочное лидерство захватили европейские, и прежде всего испанские, банки. Смена лидера с вытеснением на вторую позицию банков США произошла довольно быстро и неожиданно даже для многих экспертов.

Факторы, способствовавшие экспансии

Повышенная активность, которую проявляли в 90-е годы европейские банки, в немалой мере объясняется усилением конкурентной борьбы на еврорынке в связи с формированием Европейского союза (ЕС), а затем и Европейского экономического и валютного союза, а также усилением взаимодействия между интеграционными группировками стран Южного конуса и Европы: Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) и ЕС. Среди европейских и в целом иностранных банков наибольшего присутствия в регионе в 90-е годы добились испанские банки. Предпосылки к этому начали создаваться после снятия в 1978 г. действовавших в течение длительного времени ограничений на деятельность испанских банков за рубежом и иностранных банков в Испании. Вступление Испании в ЕС придало новый импульс процессу интернационализации испанской банковской системы: в конце 1997 г. в стране функционировали филиалы и отделения примерно 50 иностранных кредитных учреждений (4 в 1978 г.). Одним из следствий открытия испанской банковской системы стал рост конкуренции в ее банковском секторе, что заставляло испанские банки искать новые рынки. Укреплению позиций на внешних рынках способствовала и либерализация законодательства в отношении испанских капиталовложений за рубежом. Крупнейшие испанские банки проявляли значительную активность, прежде всего на еврорынках. Удельный вес операций испанских банков, осуществлявшихся в странах Европы, в общем объеме их внешних операций значительно вырос в середине 80-х годов. Это отчасти объясняется тем, что их традиционные партнеры в латиноамериканских странах переживали острый долговой кризис, охвативший страны региона в 1982 г. В 1983-1988 гг. доля латиноамериканских и карибских государств в зарубежных активах испанских банков упала с 32,7 до 18,2%. В то же время доля стран тогда еще Европейского экономического сообщества1 (ЕЭС) увеличилась с 35,5 до 39,8%. В еще большей степени увеличилась доля других государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

1 Berges A., Ontiveros E., Valero F. J. Internalización de la banca: El caso español. - Madrid, 1990. - Р. 9.

При неустойчивости общеэкономической ситуации в Испании в 80-е годы сравнительно небольшим по размерам испанским банкам было трудно конкурировать с крупными иностранными банками не только на внешних рынках, но и в Испании, где деятельность последних еще была подвержена ограничениям. В частности, в 1984 г., когда в связи с ростом ликвидности снизились процентные ставки, многие местные банки разорились или были вынуждены объединиться с другими (местными или иностранными) банками.

Однако деятельность иностранных банков на испанском рынке не только привела к значительному усилению конкуренции, росту числа банкротств и слияний, увеличению размеров испанских банков. Одновременно она способствовала повышению эффективности их деятельности благодаря привнесению новой технологии и новых видов и форм банковских операций.

В 1995-1998 гг. произошел значительный рост финансовых операций окрепших испанских банков с зарубежными странами. Процесс осуществлялся почти исключительно за счет создания филиалов банковских учреждений за рубежом. Именно в этот период «Banco de Santander» открыл свои филиалы в Мексике и Бразилии и приобрел «Banco de Venezuela» и «Banco Rio de la Plata» в Аргентине, а BBV приобрел «Banco Provincial» в Венесуэле, «Banco Credito Argentino» в Аргентине, «Banco Probursa» в Мексике и «Banco Excel-Economico» в Бразилии. В эти годы произошло совпадение по крайней мере трех факторов, способствовавших экспансии банков Испании в Латинскую Америку. Во-первых, банки США проявили заинтересованность в укреплении позиций на формирующемся общеевропейском рынке, что усилило межбанковскую конкуренцию на этом рынке, но и ослабило их внимание к Латинской Америке. Во-вторых, в крупнейших государствах этого региона благодаря процессам реорганизации банковских систем, острой потребности в притоке нового капитала и освоении новых банковских технологий сложился благоприятный инвестиционный климат. Наконец, ведущие испанские банки оказались готовы к расширению внешних операций, а в Латинской Америке для этого были более благоприятные условия, чем в Европе.

Характерно, что международный финансовый кризис 1997-1999 гг. не повлиял на стратегические планы крупнейших испанских банков в сфере международной деятельности. В частности, BBV в самый разгар кризиса заявил о решении сохранить все инвестиции в Латинской Америке. Более того, в 1998 г банк объявил о своей цели иметь 3 тыс. представительств (2284 представительства с 47 521 служащим в 1998 г.) во всех значительных странах Латинской Америки. Оба испанских банка значительно увеличили свое присутствие в 1998-2000 гг. в Бразилии, а BBVA - и в Мексике2.

В 1998 г. BBV имел интересы в Пуэрто-Рико, Панаме, Мексике (70% финансовая компания Probursa), Перу (37,6% - Banco Continental), Колумбии (59% Banco Ganadero), Аргентине (Banco Frances Rio de la Plata, Banco de Credito Argentino), Венесуэле и Бразилии. Собственные ресурсы BBV в его филиалах и отделениях в регионе составили в начале 1999 г. 2 млрд. долл. (свыше 300 млрд. песет), а сумма активов - около 36 млрд. долл. (5,6 млрд. песет).

О прогрессе, достигнутом банком BBV в интернационализации операций (уже после слияния в 1999 г. с банком Argentaria), свидетельствуют данные о росте числа филиалов и представительств и численности персонала BBVA на американском континенте. С 30 сентября 1999 г. по 30 сентября 2000 г. первый показатель увеличился с 2815 до 4668, а второй -с 50 345 до 73 259 человек. При этом доля персонала BBV, занятого на американском континенте, в общей его численности увеличилась с 38,1 до 52,3%, а удельный вес американских представительств в общем их числе возрос с 56,1 до 66,5%.

В конце 90-х годов расширили свои операции в Латинской Америке и некоторые другие европейские банки. В 1998 г. на ссудном рынке Венесуэлы, Колумбии и Перу начали осуществлять полный спектр коммерческих операций подразделения английского банка «Standard Chartered»: два филиала в Венесуэле и по одному - в Колумбии и Перу. В предшествую-

2 В 1999 г. произошло слияние банка BBV с банком Argentaria с образованием нового финансового учреждения - BBVA. В этот же период в результате слияния банков Santander и Central Hispano образовался банк BSCH.

щий период присутствие банка в этих странах было ограничено представительствами. Открытие новых подразделений стало результатом покупки английским банком за 165 млн. долл. 67,5% акций латиноамериканского «Banco Exterior de los Andes y de Espana (Extebandes)», акционерами которого были в основном венесуэльцы, перуанцы, эквадорцы и боливийцы3. Заметим, что «Standard Chartered» является одним из крупнейших международных банков, действующих на рынках развивающихся государств, и специализируется на торговом финансировании, контроле и регулировании денежных операций и операциях с государственным казначейством. В 2002 г. была произведена реструктуризация латиноамериканских операций «Standard Shartered», в результате которой прибыли банка увеличились на 73 млн. долл.4

Опыт крупнейших стран

Процессы реформирования банковских систем и допуска в них иностранных банков в крупнейших странах Латинской Америки имеют много общего, но вместе с тем отличаются и существенными особенностями. В большинстве случаев либерализация банковской деятельности в этих странах, предпринятая в целях повышения эффективности операций, но не сопровождавшаяся адекватными мерами надзора и контроля, приводила к ухудшению кредитного портфеля, уменьшению объема ликвидных ресурсов и росту числа проблемных банков.

В ходе последующей их санации, приватизации госбанков и совершенствования процедур регулирования и надзора принимались меры по привлечению на местный рынок иностранных банков, которые, как правило, способствовали повышению уровня капитализации банковских систем, их технической оснащенности, внедрению новых видов операций, снижению степени риска и т.п. К негативным сторонам деятельности зарубежных банков можно, в частности, отнести их малодоступность для мелких и средних местных предприятий, быстрое свертывание операций в принимаю-

3 El Universal. - Caracas, 22.11.1997. - P. 4.

4 Standard Chartered PLC - Financial review 2002. - P. 15.

щей стране в случае ухудшения банковской конъюнктуры и появления более привлекательных возможностей приложения капитала в других странах и регионах.

Вместе с тем в протекании этих процессов в ведущих странах региона есть существенные особенности. Чили, например, стала первой латиноамериканской страной, которая в результате непродуманной либерализации экономики пережила системный банковский кризис в начале 80-х годов. Частные банки с конца 70-х годов имели возможность бесконтрольно устанавливать процентные ставки и заимствовать наряду с другими учреждениями и предприятиями ресурсы на внешнем рынке. К моменту обострения обстановки в 1 982 г. на частный сектор приходилось 62% всей внешней задолженности страны5. Частные банки оказались неплатежеспособными.

Особенность ситуации в Чили заключалась в том, что допуск иностранных инвесторов в ее банковскую сферу был осуществлен не в ходе урегулирования кризиса, а одновременно с основными мерами либерализации и предшествовал кризису. В 1978-1979 гг. открыли свои филиалы в Чили и испанские «Banco Santander» и «Banco Exterior». Иностранные банки к началу кризиса еще не успели установить прочные связи с местной экономикой, и это стало одной из причин того, что они понесли меньшие потери по сравнению с местными банками. В ходе последующего реформирования банковской системы и дальнейшей либерализации деятельности иностранных инвесторов в стране они значительно укрепили свои позиции, прежде всего за счет покупки пакетов акций чилийских банков - сначала тех, которые серьезно пострадали от кризиса, а позднее и вполне благополучных. В этих приобретениях в 1982 г. активно участвовали испанские «Banco Santander», «Banco Central de Espana» и «Banco Espanol de Crédito», а в 1986-1989 гг. - голландский ABN AMRO, французский «Credi Agricole» и некоторые другие европейские банки. К началу 90-х годов на зарубежные банки приходилось 19% активов чилийской банковской системы6. К

5 The Debt Crisis in Latin America. - Stockholm, 1986. - P.128.

6 CEPAL. La inversión extranjera en América Latina y el Caribe. - Santiago de Chile, 2002. -P. 118.

этому времени показатели состояния банковской системы Чили, в том числе и благодаря деятельности в стране зарубежных банков, уже приближались к уровню развитых государств.

В конце 90-х годов и начале нового десятилетия благодаря мерам Центрального банка (ЦБ) Чили, стимулировавшим слияния иностранных и местных банков, роль иностранных и прежде всего испанских банков качественно выросла. Согласно имеющимся оценкам в 2001-2002 гг. доля зарубежных кредитных институтов в общем объеме активов банковской системы страны составила уже 62%7. Это произошло во многом благодаря активности испанских банков. BSCH в 2000 г. и 2002 г. купил за 1,3 млрд. долл. в общей сложности 57,2% акций крупнейшего «Banco Santiago» (общее его участие в капитале «Banco Santiago» достигло в результате этого приобретения 79%), а BBVA в 1998 г. за 350 млн. долл. приобрел 55,5% акций «Banco BHIF». «Banco Santander» превратился в крупнейший банк Чили и по размеру активов в 2001 г. занимал седьмое место среди всех латиноамериканских банков8.

В Аргентине благодаря относительно либеральному режиму в отношении деятельности иностранных банков их присутствие на внутреннем ссудном рынке было довольно заметным еще в 70-е и 80-е годы: их доля в общем объеме депозитов банковской системы колебалась на уровне 14-15%9. Это наложило свой отпечаток на процессы преодоления кризисных явлений в банковской сфере и ее реорганизации. В конце 80-х годов уровень банковского посредничества в стране упал до 12% ВВП. Это было связано как с неблагоприятной экономической ситуацией, так и с неудачными мерами экономической политики в банковской сфере. Среднее ежегодное снижение ВВП в 1988-1990 гг. составило 2,1%, инфляция в 19891990 гг. достигла 2600%10.

Пришедшее к власти в 1989 г. правительство К.Менема стало решать острые экономические проблемы страны на путях кардинальных неолибе-

7 CEPAL. La inversion extranjera en América Latina y el Caribe. - Santiago de Chile, 2002. -Р. 118.

8 Ibid. - Р. 159, 161.

9 Иностранные банки в Латинской Америке. - М, 2002. - С. 90-91.

10 Estudio económico de América Latina y el Caribe 1996. - Santiago de Chile, 1997. - Р. 13.

ральных преобразований. В качестве инструмента восстановления экономической и финансовой стабильности в 1991 г. была введена система валютного регулирования - «Валютный совет». Она предполагала обеспечение всего объема находившихся в обращении песо долларами США и жесткую привязку курса песо к доллару в соотношении 1:1. Важно отметить, что это усиливало зависимость экономики от внешнего финансирования. Реформирование системы валютного регулирования сопровождалось мерами по снижению государственного вмешательства в экономику, увеличению налоговых поступлений, приватизации государственных предприятий, реформированию финансовой системы, реорганизации внешнего долга и стимулированию притока иностранного капитала. Были ликвидированы многие ограничения, препятствовавшие деятельности в Аргентине иностранных банков. В частности, были разрешены свободный вывоз прибылей и репатриация банковского капитала. Деятельность местных и иностранных банков стала регулироваться посредством единых нормативов. правительству уже в 1991 г. удалось подавить инфляцию и добиться экономического подъема. Приток иностранного капитала в банковскую сферу увеличился с 216 млн. долл. в 1 992 г. до 483 млн. долл. в 1995 г.11

В этот же период начали осуществляться меры по совершенствованию банковского надзора и приведению нормативной базы в соответствие с международными стандартами. В результате коэффициент капитализации банковской системы увеличился с 3% в 1991 г. до 11,5% в 1 995 г. при общепринятой международной норме в 8%12.

Несмотря на достигнутое заметное оздоровление, банковская система во второй половине 90-х годов была сильно затронута последствиями мексиканского финансового кризиса. В течение пяти первых месяцев 1995 г. снижение общего объема банковских вкладов составило 18%13. Правительство в этой ситуации значительно расширило права Центрального бан-

11 IMF. Argentina. Recent Economic Developments. - Wash., January 16, 1998. - Р. 38.

12 Finance and Development. - Wash., March 2000. - Р. 2. Под коэффициентом капитализации понимается отношение собственных средств банков к объему их активов, взвешенных по уровню риска.

13 Ibid.

ка по санации проблемных кредитных учреждений, включая предоставление ему права принятия решения о продаже более благополучных из них и ликвидации безнадежных. Среди покупателей было много иностранных банков. В апреле 1 995 г. ЦБ ввел обязательное страхование банковских вкладов. С 1 995 г. были введены более строгие процедуры банковского надзора и регулирования, в частности, обязательные инспекции на местах по проверке деятельности банков как минимум один раз в 18 месяцев.

В период кризиса и после его завершения была заметна позитивная роль европейских и других иностранных банков в стабилизации ситуации в банковской системе Аргентины и ее реформировании на основе современных международных стандартов. Эти банки (благодаря их большим размерам, более низким издержкам, лучшему управлению и меньшей подверженности риску) в значительно меньшей степени, чем местные кредитные учреждения, подверглись оттоку вкладов. Кроме того, смягчению последствий кризиса способствовало то, что значительная часть вкладов не покидала пределов страны, а переходила из местных проблемных банков в иностранные. Они также активно участвовали в процессах слияний и приобретений, способствуя росту капитализации банковской системы. Открывались и новые иностранные банки, в результате чего общее их количество только с 1996 по 1997 г. выросло с 32 до 42. Рост роли зарубежных банков в банковской системе страны иллюстрирует, в частности, увеличение их доли в общем объеме банковских вкладов. С конца 1994 г. по сентябрь 1997 г. она возросла с 16,5 до 39%14. В результате реализации всех предпринятых мер довольно быстро удалось достичь оздоровления банковской системы Аргентины. Банковская система смогла с меньшими издержками перенести в 1997-1998 гг. последствия азиатского финансового кризиса, а также девальвацию бразильского реала в начале 1999 г. Начиная с 1996 г. особую активность на аргентинском ссудном рынке стали проявлять испанские банки. За период с 1996 по 2000 г. инвестиции BSCH составили 1,9 млрд. долл., а BBVA - 1 млрд. долл. BSCH только на приобретение банка Rio de la Plata потратил 1,8 млн. долл. В 2001 г. его

14 Finance and Development. - Wash., March 2000. - P. 107; IMF Staff Country Report. Argentina: Recent Economic Developments. - Wash., April 1998.

доля в активах аргентинской банковской системы составила 8,2%, а доля BBVA - 7%. На пять крупнейших европейских банков (ВБСН, BBVA, НБВС, АВЫ АМКО и Sudameris) приходилось 21,1%, а на все иностранные -61,3%15. Таким образом, на аргентинском ссудном рынке, так же как и в Чили, европейские банки заняли в начале нового столетия лидирующие позиции.

В Бразилии присутствие иностранного капитала в финансовой сфере в течение длительного периода времени было незначительным в связи с наличием довольно жесткого режима в отношении иностранных банков. Ситуация качественно изменилась во второй половине 90-х годов благодаря общей либерализации экономики, преобразованиям в банковской сфере и расширению доступа нерезидентов на внутренний рынок финансовых услуг.

В начале 90-х годов ситуация в экономике страны характеризовалась кризисными явлениями. С июня 1993 г. в стране началось осуществление программы финансовой и экономической стабилизации - «План Реал». План предусматривал подавление инфляции, осуществление крупномасштабной приватизации государственной собственности в различных отраслях экономики, ужесточение контроля над банками штатов, оздоровление федеральных банков, в том числе и путем приватизации части из них. Реализация «Плана Реал» привела к быстрому улучшению экономической ситуации в стране, которое, однако, не привело автоматически к нормализации деятельности банковской системы.

Потребовались меры по реформированию финансовой системы, осуществленные в течение 1994-1998 гг. Они предполагали, в частности, снижение общего числа финансовых учреждений, их санацию, изменение структуры и функций, приватизацию государственных банков, совершенствование системы банковского надзора, создание системы гарантий возврата вкладов.

Начало осуществления общенациональных банковских реформ совпало по времени с важными изменениями в правительственной политике,

15 CEPAL. La inversión extranjera en América Latina y el Caribe. - Santiago de Chile, 2002. -P. 161.

направленными на поддержку и стимулирование деятельности иностранного капитала в этой сфере. Следует заметить, что, несмотря на отсутствие вплоть до середины 90-х годов серьезных законодательных стимулов, присутствие иностранных банков в Бразилии постепенно возрастало. Только за период с 1986 по 1995 г. количество иностранных банков в стране увеличилось с 19 до 3716. Большое значение в установлении более благоприятного режима имела законодательная инициатива 311, утвержденная в августе 1 995 г. министром финансов и одобренная президентом республики.

В 1996 г. правительство Бразилии разрешило иностранным финансовым институтам приобретать до 100% акций бразильских банков, что вскоре стало реализовываться на практике. Как указывалось в исследовании МВФ, «политика "открытых дверей", так же как и импульс, порожденный введением "Программы стимулирования реструктуризации и укрепления Национальной финансовой системы", могут рассматриваться в качестве поворотной точки в истории бразильской банковской системы»17. В августе 1997 г. Министерство финансов заявило о предоставлении иностранным кредитным учреждениям права участвовать в торгах по приватизации государственных банков.

Возможности для экспансии иностранных банков расширялись как за счет изменения законодательства, относящегося непосредственно к банковской сфере, так и в результате улучшения общего климата в отношении функционирования иностранного капитала в Бразилии. Так, например, в январе 1996 г. произошло снижение с 25 до 15% ставки налога на доход, полученной в результате роста рыночной стоимости активов на фондовом рынке подоходного налога с дивидендов на прибыль18.

Об активности зарубежных инвесторов и их роли в ходе реструктуризации банковской системы свидетельствует тот факт, что из 42 финансовых институтов, сменивших владельцев после начала реализации «Плана

16 Robert A. Capital Estrangeiro & Brazil. - Rio de Janeiro, 1987. - P. 45.

17 IMF STAFF Country Report No. 98/24. Brazil: Recent Economic Developments. - April 1998. -P. 104.

18 IMF STAFF County Report. Op. cit. - P.63.

Реал», в 15 к концу 1998 г контроль осуществляли иностранные институты. Расширение присутствия иностранных кредитно-финансовых учреждений происходило в различных формах, таких, как покупка и увеличение местных банков, увеличение участия в их акционерном капитале, образование новых банков и их филиалов. Однако основным средством утверждения зарубежных банков на бразильском рынке во второй половине 90-х годов стала покупка пакетов акций местных кредитных институтов. Большинство инвестиций в бразильские финансовые институты предполагало передачу реального контроля над ними в руки новых инвесторов.

С самого начала высокую активность проявили европейские банки. В марте 1 997 г. британский банк HSBC («Hongkong and Shangai Banking Corporation») приобрел контроль над банком «Bamerindus» (штат Парана) и стал крупнейшим (по активам и по числу филиалов и представительств) иностранным банком не только в Бразилии, но и в целом в Латинской Америке19. Это была первая в практике страны операция, когда проблемы крупного национального финансового института были решены путем продажи его иностранному инвестору. Следует отметить, однако, что просроченные долговые обязательства «Banco Bamerindus» были предварительно выкуплены за 2,5 млрд. долл. Центральным банком Бразилии и «Caixa Economica Federal», причем эту сумму предполагалось компенсировать из Фонда гарантии кредитов в течение 5 лет. Лишь после этого банк был приобретен английским банком HSBC. К середине 1998 г. HSBC Bamerindus по величине активов вошел в число 10 крупнейших банков Бразилии.

В 1998 г. ведущий португальский банк «Caixa Geral de Depositos» установил контроль над девятым по величине активов в Бразилии «Banco Bandeirantes», а испанский «Bilbao Vizcaya» (BBV) приобрел в том же году 55,5% акций, имеющих право голоса, «Banco Excel-Economico».

Весьма впечатляющего по масштабам и стремительности прогресса в утверждении на бразильском рынке добился нидерландский ABN AMRO. Крупнейшей сделкой стала покупка им в 1998 г. 100% акций четвертого по величине «Banco Real» с активами в 19 млрд. долл.20 Вслед за этим

19 До приобретения HSBC был миноритарным акционером. - Bamerindus.

20 Veja. - Sao Paolo, 1998. - № 47. - Р. 165.

ведущий нидерландский банк, общий объем активов которого составлял в середине 1998 г. 532 млрд. долл., купил также Bandepe («Banco de Estado de Pernambuco»). В результате этих операций ABN AMRO по величине активов переместился с 21 на 8 место среди крупнейших бразильских банков, обойдя «HSBC Bamerindus»21.

Об остроте конкуренции между крупнейшими европейскими банками в борьбе за бразильский рынок свидетельствует то, что к марту 2000 г. английский банк «HSBC Bamerindus» уступил и испанскому «Santander Brazil», приобретшему в январе того же года 11-й по величине бразильский банк «Bozano Simonsen» (ориентировочно за 1,3 млрд. долл.)22.

Группа Santander принадлежит к числу иностранных финансовых корпораций, проводящих наиболее агрессивную стратегию захвата рынков в целом ряде государств латиноамериканского региона. Ей также удалось быстро продвинуться и в бразильской банковской иерархии. Так, в 1997 г. группа приобрела «Banco Geral do Comercio» с активами в 179 млн. долл. (август) и «Banco Noroeste» с активами в 500 млн. долл. (октябрь). В июне 1998 г. общий объем активов двух названных банков, а также инвестиционного банка «Santander Negocios» составлял уже 9,6 млрд. реалов (8,3 млрд. долл.). В тридцадку крупнейших бразильских банков к июню 1998 г. входили «Santander Noroeste» (20-й по размеру активов) и «Santander Brazil». По состоянию на март 2000 г. «Santander Brazil» занял по общему объему активов уже 11-е место среди бразильских банков (на 12-й позиции находился HSBC). Большой резонанс не только в Бразилии, но и во всем мире получило приобретение BSCH в ноябре 2000 г. 30% акций 4-го по величине активов (на март 2000 г.) государственного бразильского банка Banespa. Это позволило «Santander Brazil» переместиться к началу 2001 г. на 3-е место в списке частных бразильских банков и на 6-е место - среди всех банков страны. Приобретая бразильский банк, BSCH шел на повышенный риск, обусловленный, с одной стороны, значительным размером Banespa,

21 ABN AMRO начал свою деятельность в Бразилии еще в 1917 г. под названием Banco Holandés da América do Sul. В 1964 г. после слияния с Banco Aymoré он вошел в число основных финансовых институтов страны, стал лидером в сфере финансирования автомобильного бизнеса.

22 Euromoney. - L. - 20.01.2000. - Р. 10.

а с другой - серьзными проблемами в его функционировании. Однако, по мнению руводителей BSCH, риск компенсировался захватом лидирующих позиций на рынке Бразилии. Более того, испанские инвесторы предполагают сделать Banespa своеобразным центром всех латиноамериканских операций BSCH.

О важности бразильского рынка в глобальной деятельности BSCH свидетельствуют следующие показатели: за 9 месяцев 2000 г. чистая прибыль от деятельности BSCH в Бразилии возросла на 144,1%, при этом на Бразилию пришлось 17,3% всей прибыли испанского банка, а в целом на Латинскую Америку - 26%23.

Следует отметить, что власти Бразилии, в принципе позитивно относящиеся к росту присутствия иностранного капитала в банковской системе страны, в том числе и к его участию в приватизации государственных банков, вынуждены учитывать и мнение многочисленных противников ускоренной транснационализации, в особенности, когда речь идет о крупнейших кредитных учреждениях. В апреле 2000 г. президент страны Э.Кар-дозо заявил о необходимости оказать финансовую поддержку местным финансовым институтам, желающим принять участие в приватизации Banespa, для того, чтобы выровнять стартовые условия в конкуренции с иностранными банками24.

Своеобразным «пробным камнем», позволявшим оценить шансы возможных покупателей Banespa, стала приватизация другого государственного банка Banestado, который так же, как и Banespa, высоко котировался как среди местных, так и среди иностранных инвесторов. Победителем торгов стал один из лидирующих местных банков «Banco Itau». При этом уже в ходе торгов отказались от дальнейшего участия в них ABN AMRO и BSCH. Об остроте конкуренции свидетельствует тот факт, что окончательная цена банка (885 млн. дол.) превысила первоначальную почти в 4 раза.

Результаты торгов высветили тот факт, что в Бразилии в отличие от многих других крупных латиноамериканских государств на рынке банковских услуг доминируют местные банки. На иностранные кредитные уч-

23 Euromoney. - L. - 31.10.2000. - Р. 13.

24 Gazeta Mercantil. - Sao Paulo. - 7.IV.2000. - Р. 9.

реждения в марте 2003 г приходилось только 21,5% активов 50 крупнейших банков25. Крупнейший иностранный банк - Santander Banespa -в начале 2003 г. занимал по объему активов лишь четвертое место среди частных и седьмое - среди всех банков страны. Однако среди иностранных банков также доминируют европейские: на них приходится 15,3% активов 50 крупнейших бразильских банков, или 71,4% активов действующих в бразилии крупнейших иностранных банков.

Из 18 случаев приобретения акций бразильских банков в 1997-1998 гг. (включая миноритарное участие) в 13 (72%) инвесторами выступили европейские банки (в том числе, в пяти - испанские, в четырех (22%) -банки США). Среди покупателей не было ни одного японского и канадского банка. О тенденции к повышению относительной доли европейского капитала в банковской системе Бразилии свидетельствует тот факт, что среди 33 иностранных кредитных учреждений, действовавших в Бразилии в 1994 г., только 15, или 39,4%, имели европейское происхождение.

В Мексике условия, благоприятствующие деятельности иностранных банков, возникли в середине 90-х годов в результате осуществления мер по дерегулированию банковской системы, либерализации законодательства, регулирующего деятельность иностранных кредитных учреждений на ее территории, и заключения ряда международных соглашений. Важным дополнительным фактором для увеличения доступа иностранных инвесторов на рынок ссудного капитала Мексики послужил финансовый кризис 1994-1995 гг.

Наиболее важные изменения законодательства по регулированию деятельности иностранного капитала в банковской сфере, во многом предопределившие его дальнейшую трансформацию, произошли в начале 90-х годов в связи с заключением соглашения о свободной торговле между Мексикой, Канадой и США (НАФТА). До вступления в силу этого соглашения (1 января 1994 г.) иностранным банкам не разрешалось открывать филиалы на территории Мексики. Лишь ограниченное число крупнейших иностранных банков имели свои представительства в стране. Иностранные банки имели возможность увеличить свое присутствие в мексиканской

25 Подсчитано по: www.bcb.dr/fis/top50.

банковской системе только косвенным путем - через так называемые «нейтральные» инвестиции (инвестиции в акции с ограниченным правом голоса, которые не учитываются при подсчете доли иностранных капиталовложений в общем объеме капитала мексиканских корпораций).

Вместе с тем ст. 7 Закона о кредитных институтах предусматривала возможность открытия офшорных филиалов крупнейших иностранных банков, но последние не имели права осуществлять активные и пассивные операции с резидентами26. Важнейшим обязательством в сфере оказания финансовых услуг, принятым на себя Мексикой в рамках НАФТА, было разрешение банкам Канады и США открывать филиалы на территории Мексики. Это, как предполагалось, должно было усилить конкуренцию в упомянутой сфере и привести к снижению издержек.

Особое значение имел принятый в 1993 г. Закон об иностранных инвестициях, в котором был установлен предельный уровень участия иностранных финансовых институтов в акционерном капитале мексиканских банков - 30%27.

В соответствии с принятой в феврале 1 995 г. поправкой к закону, для инвестиций из стран, с которыми Мексика имеет соглашения, предусматривающие взаимное предоставление наиболее благоприятного инвестиционного режима, верхний лимит участия в капитале мексиканских банков был поднят до 49%. К числу таких стран в тот период относились 10 государств, в том числе Испания и Швейцария. Согласно упомянутой поправке в законодательство был введен показатель, ограничивающий рост участия иностранных банков в совокупном капитале мексиканской банковской системы. На перспективу до 2000 г. он был установлен на уровне 25% (максимальный показатель, действовавший и в отношении иностранных финансовых институтов из стран - партнеров Мексики по международным соглашениям о свободной торговле). Кроме того, была снижена с 99,0 до 51% минимальная доля участия иностранных кредитных учреждений в

26 Diario Oficial de la Federación. - Mexico. 23.12.93.

27 Ley de Inversión Extranjera. Presidencia de la República. - Mexico, 27 de diciembre de 1993. -

P. 2.

акционерном капитале их филиалов в Мексике, что способствовало образованию альянсов местных и иностранных банков28.

Осуществленные в начале 90-х годов меры по либерализации процентных ставок и дерегулированию банковской системы привели к значительному расширению операций коммерческих банков. Девальвация песо в декабре 1994 г., сопровождавшаяся повышением ставок и темпов инфляции, привела к росту сомнительных обязательств банков и снижению уровня их ликвидности. Ухудшение состояния банковской системы стало одним факторов, способствовавших развитию финансового кризиса в Мексике в 1994-1995 гг. В связи с ухудшением финансовой ситуации правительство в конце 1994 г. пошло на беспрецедентный шаг. Впервые за предшествующие этому событию 60 лет оно разрешило деятельность в стране группы из 18 иностранных банков, 12 страховых компаний, 16 брокерских контор и одной компании, занимающейся арендой недвижимости. В их числе наряду с банками США и Японии оказались французские «Societe Generale» и «Banque Nationale de Paris», испанский «Banco de Santander», немецкий «Deutsche Bank». Капитал банков, получивших разрешение на проведение операций в Мексике, составлял 6,25% от капитала национальной банковской системы при предельном показателе для 1994 г. в 8%.

Экспансии иностранных банков способствовало и то, что многие национальные банки нуждались в кризисный период в притоке нового капитала, и им было разрешено вступать в «стратегические альянсы» с иностранными банковскими учреждениями. В частности, испанский «Banco Bilbao Vizcaya» приобрел в 1995 г. мексиканский банк «Probursa». К концу 1997 г. на иностранные банки уже приходилось 22% активов мексиканской банковской системы, а в начале 1998 г. - около 25% ее акционерного капитала. В 1998 г. президент Мексики Эрнесто Седильо направил в Национальный конгресс ряд поправок к банковскому законодательству, которые предусматривали дальнейшую ликвидацию ограничений на деятельность

28 Ley de Instituciones de Crédito. - México, 2001. Motivos de las reformas a la Ley de Instituciones de Credito. Decreto del 9 de noviembre de 1995, publicado en el Diario Oficial de la Federacion el 17 de noviembre de 1995.

иностранного капитала в мексиканской банковской системе и были приняты в начале 1999 г. Важнейшая из них заключается в снятии количественных ограничений на приобретение акций мексиканских многофункциональных банков иностранными банками.

Круг стран, банки которых могли открывать филиалы в Мексике, продолжал расширяться благодаря подписанию Мексикой новых международных соглашений. В 1997 г. она заключила двусторонние соглашения о стимулировании и защите иностранных инвестиций с ФРГ и Нидерландами. В 2000 г. было подписано соглашение об экономической ассоциации и политическом взаимодействии между Мексикой и ЕС, предусматривающее взаимное предоставление статуса наибольшего благоприятствования поставщикам финансовых услуг и недопустимость ограничений на долю участия какой-либо из сторон в акционерном капитале финансовых учреждений или на объем инвестиций в них.

Изменения в банковском законодательстве Мексики и заключение ею новых международных соглашений стимулировали дальнейший рост присутствия иностранных, в том числе европейских, банков в стране.

В ноябре 2000 г. был заключен стратегический альянс между крупнейшей мексиканской финансовой группой Bancomer и испанской финансовой группой BBVA. В новой финансовой группе - BBVA Bancomer - основным акционером (48% акций) является BBVA. По размеру активов банк BBVA Bancomer в конце марта 2003 г. занимал первое место среди многофункциональных банков страны - 25,9% от общей величины активов этих банков. Деятельность группы BBVA Bancomer распространяется на рынки Мексики, Центральной Америки, а также мексиканские и центральноамериканские общины в Северной Америке и охватывает как традиционные функции коммерческого банка, так и операции с ценными бумагами, страховыми и пенсионными фондами, операции с использованием сети Интернет.

В конце ноября 2002 г. британский банк HSBC завершил операцию по покупке за 1,14 млрд. долл. контрольного пакета акций транснациональной финансовой группы BITAL, в результате которой он стал владельцем 99,7% акций группы, в том числе и владельцем 99,2% акций четвертого по величине мексиканского банка «Banco Internacional», SA. В конце марта

2003 г. на его долю приходилось 8,98% активов мексиканских многофункциональных банков29.

К концу первого квартала 2003 г. доля иностранных банков в активах мексиканских многофункциональных банков возросла до 81,1% (77,8% в акционерном капитале); соответствующая доля европейских банков - до 48,3% (43,5%) или почти до 60% (55,9%) от общего объема активов (акционерного капитала) действующих в Мексике иностранных многофункциональных банков, что указывает на их доминирующее положение на рынке банковских услуг Мексики30. Имеющиеся данные свидетельствует о позитивном влиянии возросшего присутствия иностранных кредитных учреждений на ряд качественных показателей состояния ее банковской системы. Вместе с тем в с 1994 по 2001 г. соотношение общего объема банковского финансирования к ВВП страны снизилось с 58,6 до 24,7%. В то же время возросло значение альтернативных источников финансирования производственных инвестиций, в том числе кредитов поставщиков и клиентов, а также кредитов материнских компаний иностранным предприятиям, действующим на территории Мексики.

Основная причина уменьшения роли банков в финансировании реальной экономики в рассматриваемый период состояла в отвлечении значительных ресурсов (в том числе бюджетных) на ликвидацию последствий финансового кризиса 1994-1995 гг., оздоровление банковской системы, в том числе на решение проблемы просроченных кредитов. Государство при этом (как и при изыскании ресурсов для других целей) выступало в роли конкурента частных компаний в борьбе за банковские кредиты. В связи с динамичным ростом экономики Мексики ее потребности в кредитах увеличивались быстрее возможностей реформируемой банковской системы удовлетворять их.

Учитывая обострение проблемы финансирования частных инвестиций, национальная программа финансирования развития на 2002-2006 гг. предусмотрела преимущественное развитие внутренних источников сбережений, внедрение таких механизмов кредитования, которые бы позво-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 http://sidif.cnbv.gob.mx/Preview.asp.

30 Подсчитано по: http://sidif.cnbv.gob.mx/Preview.asp.

ляли удовлетворять потребности всех секторов экономики, содействовать развитию и защите конкуренции среди финансовых посредников и защиту интересов мелких инвесторов.

В Венесуэле государственная политика длительное время характеризовалась жесткой регламентацией банковской деятельности и существенными ограничениями на деятельность иностранного банковского капитала. Еще в начале 90-х годов здесь сохранялась система административного регулирования кредитно-банковской системы, при этом государственный контроль самым парадоксальным образом сочетался с получившей довольно широкие масштабы недобросовестной банковской практикой, нередко граничившей с прямыми злоупотреблениями. Наряду с отсталостью нормативной базы финансовой деятельности, неэффективностью банковского надзора и некоторыми другими причинами это предопределило уязвимость всей банковской системы при возникновении кризисной ситуации даже в одном из ее звеньев. В конце 80-х и начале 90-х годов негативное влияние на состояние банковской системы оказала неблагоприятная макроэкономическая и политическая ситуация, следствием которой было массовое бегство капиталов из страны. Лишь в 1994 г. в условиях острого финансового кризиса в Венесуэле начались с некоторым запаздыванием по сравнению с рядом других крупных латиноамериканских стран интенсивные процессы реформирования банковской деятельности. Их составной частью было и открытие банковской системы для иностранного капитала, роль которого в докризисный период была очень ограниченной (в 1 993 г. на действовавших в Венесуэле 4 иностранных банка приходилось 0,7% депозитов банковской системы). Вступивший в силу с 1 января 1994 г. общий закон о банках и других финансовых учреждениях создал предпосылки для дерегулирования банковской системы и расширения спектра операций, которые могли осуществлять коммерческие банки и другие специализированные финансовые институты. Разрешалась деятельность универсальных банков, которые получили право осуществлять все операции, разрешенные различным видам специализированных финансовых институтов. В свою очередь, специализированные институты получили возможность трансформироваться в универсальные путем слияний. Важным аспектом закона являлась ликвидация ограничений на операции

в банковской системе иностранного капитала. Закон разрешил иностранным инвесторам принимать участие в посреднической деятельности в финансовом секторе Венесуэлы путем:

- приобретения акций действующих банков;

- учреждения иностранными инвесторами других финансовых институтов;

- открытия филиалов или отделений банков.

К числу факторов, благоприятствовавших деятельности иностранных банков в Венесуэле в середине 90-х годов, следует отнести также принятие в феврале 1992 г. Декрета № 2095, которым были созданы одинаковые условия для деятельности местных и иностранных предпринимателей и обеспечен свободный режим репатриации капитала и перевода прибылей. В соответствии с декретом иностранные компании получили неограниченный доступ к местным кредитам, а дивиденды освобождались от налогов. В августе 1992 г. Венесуэла подписала с Всемирным банком программу гарантий для иностранных инвестиций. Соглашение защищало иностранных инвесторов от потерь, вызванных изменением законодательства и порядка валютного регулирования.

Структурные изъяны венесуэльской банковской системы наряду с фактической утратой государственного контроля за ее функционированием во многом явились причиной развития в конце 1993 г. и в начале 1994 г. системного банковского кризиса в стране. Вступивший в силу в январе 1994 г. новый банковский закон в сложившейся ситуации способствовал его урегулированию.

Правительственная политика по урегулированию банковского кризиса включала в себя следующие основные элементы:

- временная национализация части проблемных банков;

- закрытие наиболее неблагополучных институтов;

- приватизация ранее национализированных банков с привлечением иностранных инвесторов и др.

К 1996 г. в Венесуэле сложились условия для широкомасштабной экспансии иностранных финансовых институтов. С правовой точки зрения она была подготовлена принятием нового закона, открывшего банковскую систему для иностранного капитала и создавшего предпосылки для ее мо-

дернизации. Важным фактором экспансии стала возросшая потребность в притоке новых инвестиций в декапитализированную в результате кризиса банковскую систему. Вместе с тем укреплению позиций иностранных банков способствовали и факторы более общего характера. Они были связаны прежде всего с открытием для иностранного капитала в 1996 г. нефтяной промышленности, а также с ростом масштабов приватизации. Был отменен валютный контроль и осуществлен переход к валютному коридору. Все это привлекло внимание международных банков, которые получили возможность диверсифицировать операционные риски и минимизировать возможные потери от деятельности на нарождающихся рынках.

За 1996-1997 гг. в Венесуэлу поступила наибольшая по сравнению с другими странами региона сумма иностранных инвестиций в банковскую систему. Это свидетельствовало о росте доверия международных инвесторов к Венесуэле в результате восстановления экономики после тяжелого финансового кризиса. По нашей оценке, 96,1% общей суммы увеличения активов банковской системы Венесуэлы за 1997-1998 гг. составил прирост активов иностранных банков, которые увеличились с 209 млрд. боливаров (примерно 500 млн. долл.) в конце 1996 г. до 5300 млрд. боливаров (9,7 млрд. долл.) к концу 1998 г., или в 19,4 раза31.

В с декабря 1996 г. по декабрь 1997 г. иностранные банки приняли активное участие в реприватизации национализированных банков. В частности, в декабре 1996 г. испанский «Banco Santander» приобрел 94,5% акций «Banco de Venezuela», третьего в стране по размеру активов. Одновременно «Banco Bilbao Vizcaya» (BBV) купил 40% акций «Banco Provincial», крупнейшего венесуэльского частного финансового института, ставшего после приватизации первым универсальным банком в стране.

Доля иностранных банков в общем объеме активов банковской системы увеличилась с 2,2% в 1994 г. до 41,0% в 1997 г., в том числе с 2,2 до 16,6% в активах коммерческих банков и с нуля до 57,4% - универсальных.

Иностранные банки активно включились в процесс «универсализации» банковской системы. С ноября 1996 г. по декабрь 1997 г. было образова-

31 Подсчитано по: IMF. Staff Country Report No. 99/111. Venezuela: Statistical Appendix.. -Wash., 1999.

но 10 таких банков. Первоначально они возникали, главным образом, путем слияния специализированных институтов, принадлежащих одной финансовой группе. В результате этого происходила консолидация банковской системы: укрупнение финансовых институтов и уменьшение их числа. Общее число финансовых учреждений уменьшилось со 124 в декабре 1996 г. до 106 в декабре 1997 г., при этом число коммерческих банков уменьшилось с 37 до 30, а количество универсальных банков, напротив, возросло с 2 до 10, в том числе за счет появления четырех иностранных универсальных банков. Присутствие иностранных банков обострило конкуренцию и способствовало укреплению банковской системы и снижению системного риска.

В конце 90-х годов на состояние венесуэльской банковской системы неблагоприятное воздействие оказал экономический спад. Сложившаяся ситуация требовала от банков принятия более энергичных и действенных мер по поиску новых сегментов на рынке и снижению издержек, в том числе путем дальнейшей концентрации капитала. Однако возможности консолидации банковской системы, основанные на покупке ранее неблагополучных институтов или внутригрупповых банковских слияниях, были в значительной мере исчерпаны, и в слияниях и приобретениях стали участвовать многие вполне благополучные кредитные учреждения.

Существенным стимулом к ускорению процессов консолидации стал принятый в июле 2000 г. закон «О стимулировании повышения конкурентоспособности и уровня капитализации, рационализации и снижении затрат на реформирование банковской системы». Основной его целью являлось повышение конкурентоспособности банков, а также постепенное снижение стоимости банковских услуг. Закон стимулировал реализацию проектов, которые предусматривали поглощение специализированных институтов универсальными банками или преобразование коммерческих банков в универсальные с поглощением специализированных институтов любого профиля32.

32 Здесь под специализированными институтами подразумеваются учреждения сбережения и кредита. Эти учреждения в своей деятельности ориентированы на финансирование жилищ, строительства в целом, а также на поддержку мелких и средних предприятий.

В.Л. Семёнов -

Активное участие в этом процессе приняли зарубежные банки. Основная борьба на венесуэльском рынке развернулась между тремя ведущими банковскими группами: испанскими «Santander Central Hispano» и BBVA, а также венесуэльской группой с участием североамериканского капитала «Mercantil Servicios Financieros, C.A». Тон в борьбе задавали испанские банки. Особенно агрессивную стратегию захвата венесуэльского рынка осуществляла испанская группа «Santander Central Hispano». За короткий период она сумела не только сократить разрыв в уровне контроля над венесуэльским рынком со своим основным конкурентом, другой испанской группой BBVA, но и обеспечить себе лидирующие позиции. Действительно, доля крупнейшего финансового института группы в Венесуэле -«Banco de Venezuela» - на рынке кредитов увеличилась с 9,5% в 1998 г. до 12,1% в августе 2000 г., в то время как квота «Banco Provincial» (BBVA), которому в течение нескольких лет принадлежало лидерство на рынке, снизилась за тот же период с 18,0 до 15,7%. В начале октября 2000 г. группа Santander заявила о приобретении 100% акций «Banco de Caracas» примерно за 520 млн.33 По оценке президента «Banco de Venezuela» к концу 2000 г. банк контролировал около 20% активов, кредитов, депозитов и капитала банковской системы34.

Испанская финансовая группа Santander присутствует не только в банковской системе Венесуэлы, но и в других отраслях ее экономики. В сентябре 2000 г. она купила 20% акций венесуэльской телефонной компании Dicitel35. «Banco de Venezuela» вкладывает значительные ресурсы в освоение новых банковских технологий. В сентябре 2000 г. он инвестировал 1,4 млрд. боливаров в реализацию программы дистанционных операций, включающих оказание услуг по телефону, осуществление трансфертов, платежей по услугам, выполнение запросов владельцев чековых книжек и т.п.36

В свою очередь, группа «Banco Bilbao Vizcaya Argentaria», стремясь не уступить своему основному конкуренту, добилась успеха на переговорах о

33 Invest Venezuela. - Wash, October 9, 2000.- Р. 4.

34 El Universal. - Caracas, 7.11, 2000. - R 12.

35 El Nacional. - Caracas, 3.10, 2000. - R. 9.

36 Invest Venezuela. - September 4, 2000. - Р. 3.

приобретении контролируемым ею «Banco Provincial» крупного кредитного института «Banco de Lara». В результате поглощения этого банка доля «Banco Provincial» в активах венесуэльской банковской системы возросла к концу 2000 г до 18,6%, в депозитах физических лиц она увеличилась с 17,4 до 19,2%, а в общем объеме кредитов - составила 17,3%. Однако эта операция не означала установление нового контроля над «Banco de Lara»: речь шла лишь о перегруппировке ресурсов в рамках банковской группы, так как банк принадлежал другому финансовому институту, входящему в группу BBVA.

В рамках программы технологической модернизации Banco Provincial группа BBVA инвестировала за последние два года 95,6 млн. долл. Это больше, чем эта группа вложила с аналогичной целью в таких странах, как Аргентина, Бразилия и Мексика37. В конце сентября 2000 г. международное рейтинговое агентство Fitch присвоило Banco Provincial наивысший рейтинг, возможный для венесуэльского банка, отметив применямые банком жесткие системы контроля над рисками, его высокую рентабельность и платежеспособность, а также лидирующие позиции в применении новых банковских технологий38.

Однако если говорить об иностранных банках в целом, то бурный рост их присутствия в Венесуэле в 1996-1998 гг. сменился снижением их доли на рынке в последующие три года и стабилизацией ситуации в 2002 г. Ряд зарубежных кредитных институтов ушел из страны, в том числе голландский ING Bank. За период 1998-2002 гг. доля зарубежных банков в активах банковской системы снизилась с 42,9 до 38,14%. Основными факторами, предопределившими тенденцию к снижению роли иностранных банков на венесуэльском ссудном рынке, стали ухудшение политической и экономической обстановки в Венесуэле с приходом У. Чавеса и связанное с этим снижение доверия частных инвесторов к правительственной экономической политике, а также обострение конкуренции со стороны местных банков. И все же присутствие европейских банков в 1999-2002 гг. сохранилось на уровне 31%, что свидетельствует об их большей приспо-

37 El Nacional. - 29.06.2000. - Р. 9.

38 Economia de hoy. - Caracas, 24.09.2000. - Р. 5.

собляемости к неблагоприятному для иностранных банков изменению условий деятельности в этой стране.

Изменения в международной экономической ситуации, происшедшие на рубеже веков, наложили свой отпечаток на деятельность европейских банков в Латинской Америке. С одной стороны, в результате сглаживания меж-страновых различий в условиях деятельности, банковских слияний и поглощений в значительной степени уже сложился общеевропейский рынок банковских услуг. Ведущим испанским банкам удалось укрепить на нем свои позиции. Возросли их прибыли в европейском регионе. С другой стороны, ситуация в Латинской Америке на рубеже столетий ухудшилась по сравнению с серединой 90-х годов, в частности, в связи с возникновением серьезных финансово-экономических и политических проблем в Аргентине и Венесуэле, а также неопределенностью ситуации накануне президентских выборов осенью 2002 г. в Бразилии. Один только дефолт по внешним обязательствам, объявленный Аргентиной в декабре 2001 г., означал для иностранных банков потерю многих миллиардов долларов. Эти факторы обусловили снижение притока иностранного банковского капитала в латиноамериканский регион с 16,2 млрд. долл. в 2000 г. до 14,8 млрд. долл. в

2001 г. и 6,0 млрд. долл. за неполных 11 мес. 2002 г.39

* * *

Как оценить результаты деятельности европейских банков в Латинской Америке, где они, воспользовавшись действием некоторых благоприятных факторов, за сравнительно короткий период - с середины 90-х годов до начала нового тысячелетия - сумели занять лидирующие позиции в банковских системах большинства ведущих латиноамериканских государств, оттеснив на вторые позиции банки США?

С одной стороны, европейские банки в немалой степени способствовали стабилизации финансовой ситуации в регионе и реформированию латиноамериканской банковской сферы. Усиление их присутствия на латиноамериканском рынке привело к существенному росту межбанковской

39 www.LatinFinance.com. 9 с1есетЬег 2002.

конкуренции, которая, в свою очередь, стимулировала повышение качественных характеристик деятельности местных кредитных институтов.

С другой стороны, в деятельности европейских, как, впрочем, и других иностранных банков, имелись и негативные моменты: малодоступность для мелких и средних местных предприятий; большая по сравнению с местными банками предрасположенность к переносу своей деятельности в другие страны или регионы при изменении местной или международной конъюнктуры. Последнее проявилось, в частности, в связи с осложнением положения в начале нового тысячелетия в таких странах, как Венесуэла, Бразилия и Аргентина, и с формированием и стабилизацией общеевропейского ссудного рынка. В этой ситуации ряд ведущих иностранных, в том числе и европейских, банков уменьшил свое присутствие в регионе, что привело к некоторому укреплению позиций местных кредитных учреждений. Тем не менее банки Европы, в особенности испанские банки, продолжают играть важную роль в банковских системах ряда стран Латинской Америки и оказывать определенное влияние на ход экономического развития в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.