И.Г. Синельщикова
Испания - Латинская Америка: Внешнеэкономические связи на фоне процессов глобализации
Spain - Latin America: Economic relations in the context of globalization processes
за сравнительно короткое время превратилась из государства с традиционно протекционистским хозяйством в страну с открытой экономикой. Если в 1975 г. (последний год существования диктаторского режима Франко) доля экспорта в ВВП страны (один из основных показателей открытости экономики) составила 12,7%, то в 1986 г (к моменту вступления в Евросоюз) она увеличилась до 18,8%, а к 2001 г. достигла 29,9%1. Благодаря активному государственному стимулированию экспортный сектор развивался высокими темпами (в прошедшее десятилетие они составили 10,5%). В результате за годы вступления в Европейский союз (ЕС) доля Испании в мировой торговле выросла почти вдвое.
Рост международной активности Испании особенно ярко проявляется в ее инвестиционной политике. Ускоренному вывозу капитала спо-
' Banco Bilbao Vizcaya Argentaría. Informe económico 2002. Servicio de estudios. - Bilbao, 2002. - P. 262.
современном глобализирующемся мире роль внешнеэкономических связей неуклонно возрастает. Это хорошо видно на примере Испании, которая
собствовала проводимая с середины 70-х годов политика либерализации испанских инвестиций за рубежом, а также отмена с начала 90-х годов всех ограничений на пути вывоза национального капитала и его выхода на международные рынки. В результате совокупный объем вывоза капитала из страны за 90-е годы увеличился более чем в пять раз, а прямые иностранные инвестиции только за 1998-1999 гг. выросли вдвое2. Уже к началу нового тысячелетия Испания вошла в десятку крупнейших зарубежных инвесторов мира. Ее прямые инвестиции за рубежом составили в 2000 г. 65 млрд. долл., или 7,5% от всех прямых иностранных инвестиций3.
В «Плане интернационализации испанской экономики», принятом в 2001 г., в качестве приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Испании названы три региона: Европа, Латинская Америка и Азия.
По мере интеграции Испании в ЕС европейский вектор ее экономических связей становится все более важным. За 1 986-2001 гг. доля ЕС в экспорте Испании выросла в 1,2 раза, в импорте - в 1,7 раза и достигла, соответственно, 70,6 и 63,1%4. Преимущественная ориентация внешней торговли Испании на страны ЕС сохранится и в ближайшее десятилетие по мере развития этого блока как по вертикали, так и по горизонтали.
Несмотря на это, устойчивый и долговременный характер носят экономические связи Испании со странами Латинской Америки, базирующиеся на исторической, культурной и языковой общности и взаимодополняемости экономических интересов. Однако в рамках этих связей внешняя торговля, являясь важным направлением экономических связей Испании, занимает довольно скромное место. Доля Латинской Америки в испанском экспорте в течение последнего десятилетия практически не менялась и варьировалась в пределах 5-7%. Основными контрагентами по экспорту являются Мексика (в 2001 г. - 1,4% от всего испанского
2 El País. - Madrid, 2000. - 23 del abril. - Р. 2.
3 Bustelo P., Sotillo J.A. La cuadratura del círculo: posibilidades y retos de la triangulación España -América Latina - Asia Pacífico. - Madrid. 2002. - Р. 155.
4 Подсчитано по: Chacón E.M., Garcia Alonso J.M. Economia española. - Barcelona, 2002. - Р. 361.
экспорта), Аргентина (соответственно 0,8%), Бразилия (0,8%), Венесуэла (0,4%) и Чили (0,3%)5.
В структуре испанского экспорта в Латинскую Америку в последние годы произошли прогрессивные сдвиги в сторону диверсификации товарного ассортимента, а также увеличения доли технологически сложной продукции. Хотя Латинская Америка остается прежде всего рынком сбыта готовой продукции традиционных для Испании отраслей промышленности (общего машиностроения, химической и металлургической промышленности), постепенно увеличивается экспорт в страны региона технологически сложной наукоемкой продукции. К началу третьего тысячелетия доля машино-технической продукции составила 30%, в том числе оргтехники и телекоммуникационного оборудования - около 5%6.
Доля латиноамериканских государств в испанском импорте за последние пять лет практически не менялась и оставалась на уровне 5%, хотя за 1986-2001 гг. она сократилась почти вдвое, что является следствием усиления ориентации Испании на импорт из стран Евросоюза. Основными контрагентами по импорту из Латинской Америки являются Мексика (в 2001 г. - 1,8% от всего испанского импорта), Бразилия (1,2%), Аргентина (0,7%), Куба (0,5%), Чили (0,4%), Венесуэла (0,4%) и Доминиканская Республика (0,2%)7.
Несмотря на усиливающуюся ориентацию внешней торговли Испании на страны ЕС, Латинская Америка все же остается ее важным внешнеторговым партнером, особенно учитывая быстрое развитие в эпоху глобализации новых электронных форм экономических связей, при которых географический фактор перестает играть доминирующую роль. Одновременно усиливается значение языкового фактора. В экономических связях Испании со странами латиноамериканского региона испанский язык традиционно был важным ресурсом, роль которого в последние годы существенно возросла. Не случайно, что именно на Латинскую Америку приходится
5 Bustelo P., Sotillo J.A. Op. cit. - Р. 226.
6 Chacón E.M., Garcia Alonso J.M. Op. cit. - Р. 364.
7 Bustelo P, Sotillo J.A. Op. cit. - Р. 226.
более половины всех внешнеторговых операций Испании, реализуемых посредством Интернета8.
Характерно, что Латинская Америка является практически единственным регионом мира (не считая Восточной Европы), с которым Испания имеет устойчивое положительное сальдо внешней торговли, и это в условиях нарастающего дефицита внешнеторгового баланса страны, увеличившегося на протяжении 90-х годов почти вдвое.
Ведущее место в экономических связях Испании с Латинской Америкой принадлежит вывозу капитала и оказанию финансовых услуг. Всего за несколько лет Испания, ранее служившая «мостом» между Европой и Латинской Америкой, сама превратилась в крупнейшего европейского инвестора для многих государств региона. За 90-е годы общие капиталовложения Испании в Латинской Америке увеличились более чем в пять раз и достигли 75,4 млрд. долл., что составило более 60% всех испанских инвестиций за рубежом9.
За последнее десятилетие существенно изменилась география испанских инвестиций в Латинской Америке. Если в начале 90-х годов их ведущими реципиентами были Мексика, Аргентина, Бразилия и Чили, то к концу десятилетия на первое место с большим отрывом вышла Бразилия (в 1 999 г. - 41,1% инвестиций в регионе) и на второе - Аргентина (27,9%)10. К тому же появились новые активные реципиенты в лице Кубы, Боливии, Перу и некоторых других латиноамериканских государств.
Особую роль в испанских финансовых потоках в Латинскую Америку играют прямые инвестиции. За последнее десятилетие они выросли почти в 20 раз и достигли в 1999 г. 25 млрд. долл.11
Характерно, что энергичными инвесторами выступают как испанское государство посредством компаний, в которых оно занимает доминирующее положение, так и крупнейшие частные фирмы и банки страны. Стратегия испанских инвесторов направлена как на приобретение долей в ус-
8 El País. - 2003. - 2 de marzo. - P. 61.
9 El País. - 2000. - 6 de febrero. - p. 63; Idem. - 2001. - 11 de marzo. - P. 54.
10 El País. - 2000. - 27 de enero. - P. 60.
11 El País. - 2000. - 23 de abril. - P. 2.
тавном капитале приватизируемых предприятий, так и на создание собственных филиалов или совместных с местными фирмами предприятий путем слияния или поглощения последних.
При этом если в начале и середине 90-х годов основным притягательным фактором для испанского капитала был процесс приватизации в странах региона, то в конце 90-х годов все большее значение в стратегии испанских инвесторов приобретают процессы слияния с местным капиталом или его полного поглощения. Наиболее активно процессы слияния и поглощения в 1998-1999 гг. проходили в Аргентине (с этими процессами были связаны 45,6% испанских прямых инвестиций в эту страну), Бразилии (соответственно 26,4%) и Чили (16,5%)12.
С 1 995 по 1999 г. прямые инвестиции Испании в регионе были распределены следующим образом: Бразилия получила 32% их общего объема, Мексика - 17, Аргентина - 15, Чили - 8%. В 1999 г. основными реципиентами прямых инвестиций стали: Аргентина (16,4 млрд. долл., или 65%), Чили (3,7 млрд. долл., или 15%), Бразилия (733 млн. долл.), Колумбия (455 млн. долл.), Мексика (321 млн. долл.)13. В 1999 г. резкий рост прямых капиталовложений в Аргентине был связан прежде всего с приобретением испанской компанией «Репсоль» крупнейшей энергетической компании страны «Ясимьентос петролиферос фискалес» (ЯПФ), а в Чили - с поглощением испанской «Эндеса» крупнейшего производителя электроэнергии в стране конгломерата «Энерсис-Эндеса-Чиле».
Заметно изменилась в последние годы и структура испанских инвестиций в регионе. К началу 80-х годов большая часть вложений в производственную сферу приходилась на горнодобывающую и нефтехимическую промышленность, что было обусловлено острой нуждой испанской экономики в сырьевых и топливных ресурсах, а также стремлением Испании гарантировать более надежное обеспечение последними своего национального хозяйства. В конце 90-х годов испанский капитал заметно активизировался в банковской сфере, в области высоких технологий (прежде всего, телекоммуникации и связь), электроэнергетике, транспортном сек-
12 El País. - 2000. - 30 de enero. - P 22; 6 de febrero. - P 63.
13 El País. - 2000. - 21 de enero. - Р. 64.
торе (в том числе в транспортной инфраструктуре), туризме. При этом испанский капитал завоевал в ряде случаев ключевые позиции в важнейших сферах экономики латиноамериканских стран.
Весьма показательной является деятельность в Латинской Америке крупнейшей испанской компании «Телефоника насьональ де Эспанья» («Телефоника»). Впервые выйдя на рынок Латинской Америки в 1990 г., «Телефоника» в настоящее время уже прочно обосновалась в Аргентине, Чили, Боливии, Перу, Венесуэле, Пуэрто-Рико, Гватемале и Сальвадоре, превратившись в крупнейшего иностранного инвестора в регионе. В 1999 г. объем капиталовложений этой компании в Латинской Америке достиг 21 млрд. долл. На страны региона приходилось таким образом более 1/5 всего оборота компании14.
«Телефоника» владеет или контролирует в Латинской Америке более 10 компаний в различных секторах телекоммуникационного бизнеса, начиная с базовых телефонных услуг и кончая кабельным телевидением и мультимедиа. При этом компания продолжает усиливать свою экспансионистскую деятельность. В 2000 г. руководство «Телефоники» объявило о беспрецедентном намерении выкупить акции у своих латиноамериканских партнеров в Аргентине, Бразилии и Перу и добиться, таким образом, полного контроля над смешанными компаниями (в настоящее время «Телефоника» владеет 51% акций аргентинской компании «Телефоника де Архентина С.А.» (ТАСА), 36% акций перуанской компании «Телефоника дель Перу», 25% акций бразильской «Телесп» и 18% акций бразильской «Телесудэсте Селулар»15.
На рынке Бразилии «Телефоника» осуществляет свою деятельность с конца 90-х годов. За это время она стала крупнейшим оператором мобильных телефонов в этой стране и вторым в Латинской Америке. В Бразилии «Телефоника» обслуживает около 50% рынка мобильных телефонов и более 40% постоянных телефонных линий. Только за последние два года инвестиции компании в Бразилию составили около 18 млн. долл.16 Замет-
14 El País. - 2000. - 16 de enero. - P. 9; 1 de marzo. - P. 61.
15 El País. - 2000. - 23 de abril. - P. 2.
16 El País. - 2003. - 16 de febrero. - P. 65.
но усилило позиции «Телефоники» в Бразилии создание смешанной компании «Бразил Сел» с участием португальской «Португал Телеком». Одним из крупнейших преобретений «Бразил Сел» в 2002 г. стала покупка бразильской телефонной компании «Теле Сентро-Оэсте» (ТСО). В том же году «Телефоника» купила мексиканскую компанию «Моторола Мехикана», существенно укрепив тем самым свои позиции в этой стране.
Следует, однако, отметить, что с начала нового столетия наблюдается сокращение инвестиций компании в латиноамериканский регион (только за 2001-2002 гг. они уменьшились на 77,5%), что связано прежде всего с экономическим кризисом в Аргентине и экономической нестабильностью в других латиноамериканских странах, где потери «Телефоники» были самыми крупными среди испанских компаний (по некоторым оценкам -свыше 180 млн. долл.)17.
Активно внедряется испанский капитал и в электроэнергетику. Испанская компания по производству и распределению электроэнергии «Эн-деса» рассматривает страны региона в условиях ограниченности национального рынка в качестве естественной сферы для расширения своей деятельности. Из 20,5 млн. зарубежных клиентов компании «Эндеса» к началу 2000 г. 95% приходилось на страны Латинской Америки, в том числе на Аргентину - 39%, Колумбию - 14, Чили - 13, Бразилию - 12, Венесуэлу - 10%18. За довольно короткий срок «Эндеса» превратилась в ведущую иностранную энергетическую компанию в регионе, контролируя здесь четвертую часть производства и 30% распределения электроэнергии.
Также весьма активна в Латинской Америке, особенно в Бразилии, Аргентине, Чили и Боливии, другая энергетическая компания Испании -«Ибердрола». Характерно, что «Ибердрола», стремясь диверсифицировать свою деятельность в регионе, проявляет особый интерес к газовой промышленности. Однако в последние несколько лет и «Эндеса», и «Иберд-рола» практически перестали осуществлять капиталовложения в Латинской Америке.
17 El País. - 2003. - 15 de febrero. - Р. 68.
18 El País. - 1999. - 25 de enero. - Р. 63.
Самой крупной на сегодняшний день сделкой на энергетическом рынке региона стало приобретение в 1999 г. испанской энергетической компанией «Репсоль» акций аргентинской ЯПФ на сумму 12,5 млрд. долл., что обеспечило ей полный контроль над этой крупнейшей энергетической компанией не только Аргентины, но и всей Южной Америки. Доходы компании «Репсоль - ЯПФ» выросли за 2000 г. на 140% и превысили доходы такого гиганта, как «Телефоника»19.
В отличие от вышеуказанных энергетических компаний «Репсоль - ЯПФ» продолжает осуществлять инвестиции в Латинскую Америку. Только в течение 2003 г. ее капиталовложения в Бразилии должны увеличиться, согласно предварительным данным, вдвое и составить около 200 млн. долл.20 Для «Репсоль - ЯПФ» Бразилия является вторым по величине рынком после Аргентины. В планы компании входит создание единого энергетического рынка в Южной Америке, в состав которого войдут Бразилия, Аргентина и Боливия.
Активизирует свою деятельность в Латинской Америке «Феноса» - еще одна энергетическая компания Испании. «Феноса», выйдя на зарубежные рынки только в конце 1998 г. как энергетическая компания по производству и распределению электроэнергии, в настоящее время значительно расширила сферу свой деятельности, в которую вошли также водо- и газоснабжение, транспортная инфраструктура, телекоммуникации и связь. Планы расширения своей деятельности в Латинской Америке компания «Феноса» связывает прежде всего с Мексикой (электроэнергетика и газоснабжение), Уругваем (газовая промышленность), Гватемалой (электроэнергетика), Доминиканской Республикой (электроэнергетика), Панамой (транспортная инфраструктура и электроэнергетика).
В банковской сфере испанский капитал присутствует уже довольно давно (с середины 50-х годов), однако именно в последние годы коммерческая деятельность испанских банков в регионе резко активизировалась. В настоящее время испанские банки контролируют уже 30% банковской
19 Е1 Рз[б. - 2001. - 17 Се тауо. - Р. 68.
20 Е1 Рз[б. - 2003. - 18 Се febrero. - Р. 52.
системы Чили, более 20% финансовых рынков Перу, Колумбии, Венесуэлы, Боливии и Пуэрто-Рико, около 15% - Аргентины и Бразилии.
Большой интерес испанский капитал проявляет в настоящее время к пенсионным фондам и системе страхования латиноамериканских государств. Испанские банки контролируют пенсионные фонды с общим объемом свыше 6 млрд. долл. в 10 странах региона.
По масштабам финансовой деятельности в Латинской Америке безусловным лидером является банк номер один в Испании - «Банко Сантан-дер Сентраль Испано» (БССИ). Его инвестиции в страны региона в 1999 г. оценивались в 5 млрд. долл., что составляло около трети всех инвестиций банка, а чистая прибыль с этих вложений - в 585 млн. долл., или около 35% всех прибылей БССИ за 1999 г.21 БССИ имеет свои филиалы практически во всех крупных государствах региона. Филиалы БССИ входят в первую «тройку» крупнейших банков в таких странах, как Чили, Аргентина, Боливия, Уругвай, Венесуэла, Пуэрто-Рико (см. табл. 1).
Таблица 1
Деятельность испанского банка БССИ в Латинской Америке (по состоянию на начало 2000 г.)
Страны Компания
1 2
Аргентина «Банко Рио де ла Плата» - 51% акций (2-е место в рейтинге) «Банко де Галисия» - 10% акций (1 -е место) «Банко Торнкист» - 1 00% акций (1 6 место)
Боливия «Банко Санта Крус» - 90% (1 -е место)
Бразилия «БС Бразил» - 100% (-) «Б.Нороэсте» - 76% (7-е место) «Меридьональ» - 97% (5-е место)
Венесуэла «Б.Венесуэла» - 98% (3-е место)
Колумбия «АС Коломбиа» - 60% (6-е место)
21 El País. - 2000. - 11 de febrero. - Р. 64.
Продолжение табл. 1
1 2
Мексика «БС Мехикано» - 71% (5-е место) «Банко Биталь» - 8% (4-е место)
Парагвай «Б.Асунсьон» - 78% (5-е место)
Перу «Банкосур» - 90% (5-е место) «БС Перу» - 100% (6-е место)
Пуэрто-Рико «БС Пуэрто Рико» - 78% (2-е место)
Уругвай «БС Уругвай» - 1 00% (3-е место)
Чили «Банко Сантьяго» - 44% (1 -е место) «БС Чиле» - 85% (2-е место)
Источник: El Pais. М., 2000. 1 1 de febrero.- Р. 64.
В Латинской Америке функционирует 2,3 тыс. отделений БССИ, общее число служащих которых превышает 48 тыс. человек, что составляет около 50% общего персонала банка22.
БССИ, как и другие испанские банки, чаще всего прибегает к политике слияния с местным финансовым капиталом путем приобретения большей части акций (вплоть до 100%) интересующих банк объектов. Одной из последних крупных операций банка в Латинской Америке стало приобретение в 1999 г. 50% акций чилийского банка «О Хиггинс Сентраль Испано» (ОХСИ), вследствие чего БССИ стал держателем 100% акций этого консорциума. В результате этой крупномасштабной сделки, оцениваемой в 560 млн. долл., БССИ стал также держателем 44% акций крупнейшего в Чили банка «Банко Сантьяго», а его контроль над финансовым рынком страны достиг 30%.
Приобретя акции чилийского консорциума, БССИ одновременно заметно укрепил свои позиции и в других странах региона, где ОХСИ принадлежал значительный пакет акций. В частности, БССИ стал держателем 90% акций «Банкосур» - пятого по величине банка Перу, 78% акций «Банко
22 El País. - 1999. - 14 de abril. - Р. 65.
Асунсьон» - пятого по величине банка Парагвая, а также 100% акций аргентинского банка «Торнкист»23.
Важным событием для БССИ стало приобретение в начале 2000 г. за 990 млн. долл. 97% акций бразильской финансовой «Групо Меридьо-наль», которая превратилась, таким образом, в пятую по величине частную финансовую группу Бразилии24.
Характерно, что потери БССИ в Латинской Америке в результате экономического кризиса в Аргентине по сравнению с другими испанскими компаниями были минимальными. Напротив, «Групо Сантандер Банес-па» - консорциум испанской банковской группы БССИ в Бразилии, состоящий из банков «Сантандер С.А.», «Сантандер Бразил», «Сантандер Меридьональ» и «Банеспа», получил в 2002 г. рекордную прибыль в 820 млн. долл.25
Благодаря прямым инвестициям в Латинской Америке Испания заняла в 1999 г. шестое, а в 2002 г. восьмое место среди крупнейших мировых инвесторов, а многие ведущие испанские компании и банки, не обладавшие ранее большим опытом зарубежной деятельности, превратились в транснациональные компании (в частности, «Телефоника», БССИ, «Репсоль -ЯПФ», ББВА, «Эндеса», «Ибердрола» и некоторые другие) и намереваются в дальнейшем расширять свою международную экспансию. Таким образом, Латинская Америка стала для Испании своего рода трамплином для дальнейшей интернационализации экономики. Без такой высокой географической концентрации своих финансовых потоков в Латинской Америке испанский капитал вряд ли бы сумел добиться за столь короткий срок лидирующего положения в ряде отраслей экономики региона, заметно потеснив главного конкурента - США. Латинская Америка, существенно увеличив емкость рынка для Испании, стала одним из важнейших ресурсов экономического развития страны, что в конечном счете способствовало превращению Испании в региональную державу.
23 El País. - 1999. - 5 de mayo. - P. 68; 15 de abril. - P. 64.
24 El País. - 2000. - 11 de febrero. - P. 64.
25 El País. - 2003. - 2 de marzo. - P. 65.
Очевидно, что и в перспективе Латинская Америка останется важным вектором в экономических связях Испании, являясь для этой страны естественным расширяющимся рынком, не реализовавшим еще в полной мере своего экономического потенциала. На ход развития экономических связей со странами латиноамериканского региона будет оказывать влияние целый комплекс внешних и внутренних факторов. К первым, прежде всего, следует отнести дальнейшую интеграцию Испании в Евросоюз и неуклонное увеличение доли стран ЕС во внешнеторговых и инвестиционных потоках Испании, а также усилия, предпринимаемые США для расширения своего влияния в Латинской Америке, в том числе посредством создания новых экономических союзов и группировок, в частности, таких, как Панамериканская зона свободной торговли (АЛКА).
Среди внутренних факторов, обусловливающих состояние и перспективы развития экономических связей Испании и Латинской Америки, важнейшим является экономическая ситуация в самих латиноамериканских государствах. Как показал пример Аргентины, кризис в той или иной стране может вызвать мощный отток инвестиций из этого региона. Только за 2001 г. испанские инвестиции в Латинской Америке уменьшились на 40%, а доля региона в зарубежных капиталовложениях страны сократилась с 65,6% в 1999 г. до 10% в 2002 г.26
Структура экономических связей Испании в Латинской Америке в ближайшей перспективе вряд ли подвергнется серьезным изменениям - львиная доля в них будет по-прежнему приходиться на вывоз капитала и оказание финансовых услуг. Что касается внешней торговли, то ввиду ожидаемого усиления экономического влияния на континенте США ей и в дальнейшем будет отводиться подчиненная роль, и доля латиноамериканских стран во внешнеторговом обороте Испании практически не изменится.
Вместе с тем значительных изменений следует, видимо, ожидать в географии экономических связей с Латинской Америкой. В настоящее время около 80% их объема приходится на три страны - Бразилию, Аргентину и Мексику. Представляется, что в ближайшей перспективе испанские компании и банки будут проводить политику, направленную на деконцентра-
26 Е1 Рз[б. - 2002. - 13 Се тауо. - Р. 50.
цию риска. В результате география экономических связей станет более сложной, в частности, можно ожидать увеличения роли таких государств, как Чили и Куба.
Расширение географии экономических связей с Латинской Америкой связано также с высокой концентрацией испанских инвестиций в этом регионе в руках двенадцати крупнейших компаний и банков, на долю которых в настоящее время приходится около 90% всех испанских капиталовложений в регионе. По мере развития экономики Испании и появления в стране новых активных субъектов международного бизнеса будет расширяться и география экономических связей с Латинской Америкой. Набирающий силу испанский капитал будет искать как новые территории, так и новые сферы своего приложения. В силу этого может измениться не только география, но и структура финансовых потоков из Испании. В настоящее время большая часть испанского капитала сосредоточена в трех секторах экономики Латинской Америки: финансовом секторе, энергетике, в сфере телекоммуникаций и связи. В дальнейшем можно ожидать усиления инвестиционных потоков из Испании в химическую, текстильную, швейную, кожевенно-обувную, пищевую промышленность, производство строительных материалов и туристический сектор, т.е. в те отрасли, в которых Испания является конкурентоспособной и в которых велика доля мелких и средних компаний.
Латинская Америка имеет для Испании большое стратегическое значение, являясь как бы «мостом» для продвижения на новые для испанского капитала рынки Азии. В этой связи в стратегии Испании особая роль отводится Чили - стране с высокой степенью открытости экономики, наиболее здоровым на фоне латиноамериканских стран финансовым сектором и весьма динамичным внешним сектором, в котором азиатский вектор занимает далеко не последнее место (на Чили приходится самая большая среди латиноамериканских государств доля экспорта в страны Восточной Азии).
По мере развития и интернационализации экономики Испании география ее экономических связей становится более сложной. В частности, относительно новым вектором экономических связей страны являются США. И в этом случае Латинская Америка призвана сыграть роль «моста» для продвижения испанского капитала на север.
В этой связи большое значение может иметь демографический фактор. В настоящее время на территории США проживают около 35 млн. выходцев из Латинской Америки, что составляет 12% населения этой страны. Согласно существующим прогнозам, к 2050 г. уже каждый четвертый американец будет иметь латиноамериканские корни. Соответственно увеличится вес ибероамериканской диаспоры как в экономической, так и в политической жизни США. Уже сейчас крупнейшие испанские компании изучают возможности позиционирования на территории этой страны (в частности, испанская «Телефоника» намерена создать в Майами свой первый в США операционный центр). По мере же формирования в перспективе трансатлантической зоны свободной торговли, участниками которой будут США, страны Латинской Америки (посредством функционирования АЛКА), а также государства Евросоюза, геополитическая роль Испании безусловно возрастет. В этом случае она может стать не только «мостом» между Европой и Латинской Америкой, но и связующим звеном между тремя континентами: Евразией, Северной и Южной Америкой.