Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки в начале XXI в'

Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6983
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пименова Р. А.

The development of the countries of Latin America in the beginning of the 21st century is principally aimed at the social policy, mainly poverty control, use of rich natural resources in the national interests, increase of the government's regulation functions while sustaining the open economy model, elaboration of innovation technologies and preservation of ethno-cultural identity. Many of these aspects result from the geopolitical changes in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRIES OF LATIN AMERICA IN THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY

The development of the countries of Latin America in the beginning of the 21st century is principally aimed at the social policy, mainly poverty control, use of rich natural resources in the national interests, increase of the government's regulation functions while sustaining the open economy model, elaboration of innovation technologies and preservation of ethno-cultural identity. Many of these aspects result from the geopolitical changes in the region.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки в начале XXI в»

УДК 911.3:301(8-6) Р.А. Пименова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В НАЧАЛЕ XXI в.

Введение. Первые годы XXI в. ознаменовались для Латинской Америки сильными геополитическими изменениями. Во многих странах в 2004 — 2006 гг. прошли президентские выборы, которые во многом определили дальнейшее политическое, экономическое и социальное развитие латиноамериканских стран.

Постановка задачи. В 10 странах региона к власти пришли президенты так называемой левой и левоцентристской ориентации (Боливия, Венесуэла, Никарагуа, Эквадор, Чили, Аргентина, Бразилия, Панама, Коста-Рика, Уругвай). В этих странах проживает более половины населения и производится свыше половины объема ВВП Латинской Америки, включая Кубу [2].

В каждой стране сложились своя политическая и экономическая ситуация, но всех их объединяет отступление от неолиберальной системы и переход к концепции новых реформ, частично разработанных Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибских стран (ЭКЛАК), в основе которых лежит повышение регулирующей роли государства, а также борьба с бедностью. Неолиберальная модель лишь на короткий срок дала некоторую стабильность. В большинстве стран осознали неадекватность неолиберальной модели их национальным интересам.

Неолиберальная модель привела к деиндустриализации, резкому социальному расслоению, вымыванию средних слоев населения, приватизации системы образования, которая ухудшила положение среднего класса. Социальные последствия неолиберальной модели выразились в свертывании социальных программ, маргинализации масс, увеличении числа безработных. Все эти явления произошли под влиянием вестернизации Латинской Америки, как называют этот процесс латиноамериканские ученые.

Вместе с тем говорить об окончательной ликвидации неолиберальной модели не следует, поскольку полный отказ от нее может привести к закрытию внутренних рынков от внешней конкуренции, вытеснению ТНК из ключевых отраслей экономики, к тому же она сохраняется во многих странах.

На современном этапе развития на передний план выходит стратегия структурных социально-экономических преобразований под эгидой национального государства; создание определенного равновесия между государством и рынком. Необходимость усиления регулирующей роли государства и корректировки экономической модели понимают во всех странах, но в какой степени новые реформы, направленные на укрепление национальных интересов,

должны быть осуществлены, — этот вопрос стоит в разных странах по-разному. И, наконец, огромную роль играют социальная политика и борьба с бедностью.

Основные положения и выводы опираются на материалы российских и латиноамериканских ученых, прежде всего на данные Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (СЕРАЬ или ЭКЛАК). При исследованиях использованы политико-экономический, социально-экономический и географический подходы.

Наиболее резкий левый поворот произошел в странах, где проживает много индейцев: это Боливия (свыше половины населения), Венесуэла, Эквадор (более одной трети). Именно в этих странах на президентских выборах победили претенденты, которые сразу же провели реформы в экономической и социальной жизни своих стран.

В Боливии президентом стал индеец Хуан Эво Моралес. Его программа выражается в возвращении природных богатств народу [2]. Боливия занимает 2-е место (после Венесуэлы) по запасам газа. Доля нефти и газа в Боливии составляет около половины объема экспорта [1]. В результате приватизации были созданы смешанные компании. Бывшая государственная компания "Ясимиентос петролиферос фискалес бо-ливианос" (ЯПФБ) получала небольшую долю прибыли. Э. Моралес пришел к власти под лозунгом национализации нефтегазовой отрасли. В 2006 г. он подписал указ о национализации, однако этот указ вызвал сложные проблемы. С осуждением выступила Бразилия, поскольку ее нефтегазовая отрасль связана с Боливией (бразильская компания "Петробраз" — крупнейший покупатель боливийского газа, а газоперерабатывающий завод бразильской компании обеспечивает около 90% потребностей Боливии в голубом топливе).

В результате стало очевидно, что ЯПФБ неспособна сама справиться с производством. Это отразилось и на боливийцах, которые стали испытывать нехватку в горючием. В результате национализация была временно приостановлена. Новые соглашения, подписанные между государственной компанией и иностранными, определили распределение доходов: 82% — государственной компании и 18% — иностранным компаниям [3]. Действия Э. Моралеса уже привели к конфликтным ситуациям и недовольству в разных слоях населения.

Приход к власти Уго Чавеса определил новую политику в Венесуэле. Страна получила название Бо-ливарианская Республика Венесуэла (в честь Симона Боливара). Уго Чавес ограничил участие иностран-

ных компаний в нефтяной промышленности; венесуэльская компания "Петровен" стала полностью государственной. Главным в его политике стало усиление роли государства во всех сферах экономической жизни. В руки государства возвращен крупный сталелитейный завод СИДОР. Разработана программа, в которой предусмотрены борьба с бедностью и увеличение расходов на образование.

С приходом У. Чавеса к власти расширились экономические связи между Венесуэлой и Россией, Венесуэлой и Китаем. Помимо того что Венесуэла стала закупать у России оружие, развивается сотрудничество в нефтяной и газовой промышленности. Компания Лукойл получила лицензию на освоение нефтяных месторождений в бассейне р. Ориноко. В 2006 г. подписаны соглашения о сотрудничестве, в том числе о строительстве с помощью России нефтехимических комплексов. У. Чавес, в частности, заявил: "Мы нуждаемся в сильной России" [1].

При всем негативном отношении У. Чавеса к США Венесуэла выполняет свои обязательства по поставкам нефти: эти поставки обеспечивают до 11% потребностей США в углеводородном сырье.

Особое геополитическое значение имеет сложившийся союз трех стран — Венесуэлы, Боливии, Кубы (АЛБА). Он основан на взаимоотношении трех стран, в 2006 г. к ним присоединилась Никарагуа. Эти страны договорились о предоставлении Кубе энергоресурсов [3].

Куба занимает особое место. Она оказалась в сложной ситуации в результате разрыва с Россией, которая перестала помогать Кубе после распада СССР. Но Куба сумела выйти из тяжелого положения. Во-первых, Россия возобновила экономические отношения с Кубой. Во-вторых, благодаря созданию тройственного союза АЛБА Венесуэла обеспечила Кубу энергоносителями, без которых она осталась после распада Советского Союза, а Куба отправила в Венесуэлу около 20 тыс. кубинских врачей. И, наконец, произошла структурная перестройка в экономике самой Кубе. Куба обладает запасами никеля, который экспортирует в Канаду (несмотря на эмбарго США). В результате на 1-е место в экономическом развитии Кубы вышли туризм и производство никеля, а производство сахара отошло на второй план [4].

Можно сказать, что на Кубе сохранился прежний режим, хотя и ценой больших усилий, особенно это относится к уровню образования.

В Эквадоре за 1996—2005 гг. сменилось семь президентов. В 2006 г. состоялись новые выборы, в процессе которых свои требования выдвинули индейцы, в частности они потребовали национализации нефтедобычи. Не исключено, что Эквадор пойдет по тому же пути, что Венесуэла и Боливия, но для Эквадора об этом следует говорить с осторожностью, хотя вновь избранный президент считает, что Латинская Америка должна консолидироваться и идти к латиноамериканскому сообществу наций [2].

Большинство глав латиноамериканских стран относят себя к умеренным левоцентристским силам. Роль лидера, безусловно, играет Бразилия. Бразилия, как и Аргентина, занимает срединную позицию, хотя все больше приближается к левоцентристскому режиму. Президент Лула да Силва проявляет умеренность в осуществлении неолиберальных реформ. Он проводит социально ориентированный курс, укрепляет субрегиональную интеграцию, в которой Бразилии принадлежит ведущая роль. Одновременно он придает большое значение развитию таких стран—гигантов, как Бразилия, Россия, Индия, Китай (так называемая группа БРИК). Отметим все большую "ла-тиноамериканизацию" внешней политики этой страны. Однако Бразилия глубоко интегрирована в мировую экономику и не нарушает финансовой договоренности с МВФ [3].

Неолиберальные реформы в Аргентине потерпели наибольший крах. Приватизация предприятий госсектора, широкое привлечение иностранного капитала, открытие внутренних рынков (импортные пошлины были снижены с 29 до 9,5%), все это привело к обострению внешнего долга, вытеснению местных производителей иностранными конкурентами, к упадку многих традиционных отраслей: швейной, текстильной, обувной, кожевенной. Число занятых в ведущей государственной нефтяной компании "ЯПФ" после покупки ее испанской компанией "Репсоль" сократилось с 50 тыс. человек до 6 тыс. человек.

Падение доходов одной части общества при обогащении другой создало сильную социальную напряженность. Многие аргентинские товары перестали быть конкурентоспособными, а сбыт других затруднен торговой политикой стран Запада. Особенно чувствительно для Аргентины субсидирование сельскохозяйственной отрасли в США и Западной Европе, что наносит Аргентине большой ущерб. В стране произошел самый тяжелый кризис, который продолжался почти 4 года [1]. И только в 2003 г. начался подъем экономики.

Левый перонист Н. Киршнер сформулировал основную задачу: восстановление национального капитализма. В числе приоритетов названы усиление роли государства, проведение социальной политики, обеспечивающей более равномерное распределение доходов. Кроме того, федеральная власть взяла на себя около 10 млрд долл. внешнего долга отдельных провинций.

В 2007 г. к власти пришла Кристина Киршнер — супруга предшествующего президента. Она продолжила его политическую линию.

Основой экономики Аргентины является агропромышленный комплекс. Сбор зерновых в настоящее время более чем вдвое превышает уровень начала 90-х гг., за 2003—2006 гг. на 50% увеличился и ВВП [3].

Политика Н. Киршнера привела к снижению инфляции, увеличению темпов роста экономики до 8—9%

в год. С внешним долгом Аргентине помогла справиться Венесуэла, перекупившая часть долговых обязательств Аргентины [2]. Правительство Аргентины стремится к уменьшению налогообложения малоимущих слоев.

К левоцентристским режимам относятся также Уругвай, Чили, Коста-Рика — страны с давними демократическими традициями. Их современные программы направлены на решение социальных проблем [2].

В Чили на выборах 2006 г. на пост президента впервые избрана женщина, президентом стала Мишель Бачелет. Чили — одна из первых стран в Латинской Америке, вступившая на путь рыночной экономики, и в числе первых в Латинской Америке стран по уровню экономического развития [5]. В Чили грамотно 96% населения; существует обязательное 9-летнее обучение. Программа, выдвинутая М. Бачелет, ориентирована на социальное развитие и поддержку мелких и средних предпринимателей. Стержнем развития должны стать инновационные технологии, подготовка кадров новой формации, увеличение инвестиций в НИОКР, модернизация промышленности.

Экономика страны открыта для иностранных предпринимателей, при этом президент не отрицает регулирующей роли государства; предполагается развитие новых отраслей. Но главное — это развитие социально ориентированного государства. В Чили выросли расходы на образование, здравоохранение. Цель президента — сделать здравоохранение доступным всем слоям населения.

Особое место в Латинской Америке занимает Уругвай, который нередко называют "Латиноамериканской Швейцарией". Уругвай развивался и жил в условиях демократии и гарантированных социальных завоеваний. Здесь хорошо развита банковская система. В Уругвае, как и в Аргентине, осело немало русских эмигрантов первой волны, выходцы из России внесли свою лепту в культуру страны. В Уругвае достаточно высоко развита государственная социальная сфера. Система школьного образования охватывает все население, а в Республиканском университете учатся 75 тыс. студентов (в стране проживает 3,5 млн чел.) [3].

Правительство Уругвая отвергает неолиберальную модель, но не уклоняется в политике ни вправо, ни влево. Вопрос о приватизации государственных компаний (например, электроэнергетической, авиакомпании) не раз выносился на общенародный референдум, но ни разу не получил поддержки народа.

В начале XXI в. новый виток развития получили внешнеэкономические связи между Уругваем и Россией. Подписан ряд соглашений: Уругвай начал поставлять в Россию рыбу, Россия же продает машины и оборудование. Кроме того, Россия будет строить автострады (через Уругвай в другие страны Латинской Америки).

Мексика, входящая в НАФТА, хотя и не влилась в волну левого движения, но в ней также произошли

некоторые изменения. Мексика в силу договора тесно связана с США; на долю США и Канады приходится более 80% мексиканского экспорта [7]. Избранный в 2006 г. президент Ф. Кальдерон определил главные векторы дальнейшей политики и социально-экономического развития, направленные в сторону национальных интересов. Он сформулировал основные задачи следующим образом: усиление роли государства, решение социальных проблем, прежде всего повышение уровня жизни, но при этом остается сторонником продолжения неолиберальных реформ. Поскольку лишь половина мексиканцев проголосовали за левую оппозицию, то перед президентом стоит непростая задача: необходимо преодолеть раскол. Дело осложняется еще и тем, что существует конкуренция со стороны Китая. Так, макиладорас — предприятия, созданные в тех отраслях, где требуются большие затраты ручного труда, и составляющие часть североамериканского комплекса, — стали перемещаться в страны Юго-Восточной Азии с более низкой зарплатой. Если в 2000 г. на них были заняты 1347 тыс. человек, то в 2002 г. — 1089 тыс. человек [7]. Но за многие годы существования эти предприятия повлияли на региональные различия: северные районы Мексики, где в основном сосредоточены макиладорас, более развиты в экономическом отношении, чем южные. Программа, рассчитанная до 2030 г., направлена на строительство правового демократического государства, создание новых рабочих мест. По-прежнему для Мексики актуальна продовольственная проблема, которая осложнилась в последние годы ростом цен на кукурузу — одним из важных продуктов питания, кукуруза экспортируется в США для производства этилового спирта [1].

Следует отметить, что все больше развиваются двусторонние соглашения, например между США и Эквадором, США и Перу, США и Колумбией.

В Перу сохраняются равные права иностранных и частных инвесторов, частное предпринимательство. Иностранным инвесторам гарантируется свобода распоряжаться иностранной валютой. Но иностранцы не могут покупать землю, владеть минеральными, лесными, водными ресурсами. Режим иностранных инвестиций зафиксирован в соответствующих документах. В приграничных районах запрещено предоставлять концессии.

Перу представляет интерес и для российского капитала, главным образом в таких отраслях, как нефтехимия, строительство газопровода, добыча полезных ископаемых. Существуют смешанные концерны с участием перуанского, аргентинского, бразильского капитала. Частный капитал участвует в создании инфраструктуры в государственном секторе: дорожном строительстве, водоснабжении. Государственная компания "ПетроПеру" заключила контракты с иностранными компаниями для освоения месторождений нефти в районе р. Мараньон. Существует проект развития приграничных районов между Перу и Эква-

Таблица 2

Рост ВВП на душу населения в странах Латинской Америки (%), [8]

Таблица 1

Рост ВВП в странах Латинской Америки (%), [ 8]

Страна Годы

1998 1999 2005 2006

Латинская Америка 2,5 0,3 4,5 5,3

в целом

Аргентина 3,9 -3,4 9,2 8,5

Боливия 5,0 0,4 4,1 4,5

Бразилия 0,1 0,8 2,3 2,8

Венесуэла 0,3 -6,0 9,3 10,0

Колумбия 0,6 -4,2 5,2 6,0

Коста-Рика 8,4 8,2 5,9 6,8

Куба 0,2 6,3 11,8 12,5

Мексика 5,0 3,8 3,0 4,8

Никарагуа 3,7 7,0 4,0 3,7

Панама 7,4 4,0 6,9 7,5

Парагвай 0,6 -1,5 2,9 4,0

Перу -0,7 0,9 6,4 7,2

Уругвай 4,5 -2,8 6,6 7,3

Чили 3,2 -0,8 6,3 4,4

Эквадор 2,1 -6,3 4,7 4,9

Страна Годы

1998 1999 2005 2006

Латинская Америка в целом 0,9 -1,3 3,0 3,8

Аргентина 2,7 -4,4 8,1 7,4

Боливия 2,5 "1,9 1,8 2,3

Бразилия -1,4 -0,7 0,9 1,4

Венесуэла -1,6 -7,8 7,5 8,2

Колумбия -1,3 -6,0 3,5 4,3

Коста-Рика 5,7 5,7 4,1 4,9

Куба -0,3 5,9 11,6 12,5

Мексика 3,3 2,1 1,6 3,4

Никарагуа 1,7 4,9 1,9 1,7

Панама 5,3 2,0 5,1 5,7

Парагвай -2,0 -4,0 0,5 1,6

Перу -2,3 -0,8 4,9 5,7

Уругвай 3,8 -3,6 5,9 6,6

Чили 1,9 -2,0 5,2 3,3

Эквадор 0,6 -7,6 3,3 3,4

дором, этот проект финансируется обеими странами, а также международным капиталом.

Произошедшие социальные изменения в определенной степени отражены в табл. 1 и 2, а именно в росте ВВП.

В происходящих геополитических изменениях большую роль сыграл культурно-этнический фактор. (Латинская Америка — полиэтнический регион, в нем проживают 150 млн негров и метисов, около 40 млн. индейцев [6].)

Происходящие экономические процессы, осуществление неолиберальных реформ дали толчок подъему движения индейцев, это одно из наиболее значительных явлений XXI в. в Латинской Америке, и оно в определенной степени способствовало "левому повороту". Совет индейцев Южной Америки возглавляет движение за улучшение социально-экономических условий и культурно-этническую идентичность индейцев.

В переписи 2000 г. впервые почти все латиноамериканские страны включили вопрос об этнической идентичности, в первую очередь о языке. Большинство латиноамериканских стран признали права индейцев в конституционном порядке.

Тот факт, что Боливия и Венесуэла заняли наиболее радикальные позиции, во многом определяется культурно-этническим фактором, который был одновременно и стимулом к "левому" повороту, и результатом новых законов, принятых в отношении индейцев.

В частности, в конституции Венесуэлы указано, что государство устанавливает право коренного населения на здравоохранение, учитывающее его медицинские традиции и практику; обязуется признавать традиционную медицину, но не противоречащую

нормам биоэтики. Использование природных ресурсов в местах обитания индейцев не должно наносить ущерб социальной и культурной целостности индейских общин. Отметим, что в некоторых штатах (например, в штате Сулия) есть потомственные объединения богатых индейцев — латифундистов. В конституции также закреплено право индейцев на участие в политической жизни страны.

В то же время в конституции отмечается, что "обладающие древними корнями индейские народы являются составной частью государства", таким образом обеспечивается правовое закрепление целостности страны, что будет гарантировать невозможность каких-либо претензий со стороны индейских общин на отделение или создание независимых государственных образований. Указано также, что народные культуры, являющиеся основой общей культуры венесуэльского народа, пользуются особым вниманием; тем самым обеспечивается соблюдение принципа взаимодействия культур на основе их равенства.

Принятый ЭКЛА документ "Тенденции, приоритеты и препятствия в борьбе против расовой дискриминации" закрепляет сохранение культурного разнообразия этносов в Латинской Америке.

Заключение. Таким образом, при всем разнообразии развития стран Латинской Америки практически для них характерно: развитие социальной политики, в основе которой лежит борьба с бедностью; использование богатых природных ресурсов в национальных интересах; усиление регулирующей роли государства при сохранении открытости экономики; создание по возможности инновационных технологий, сохранение этнокультурной идентичности. Следует отметить, что цивилизационно-культурный аспект приобретает все большее значение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БИКИ. 2007 г. № 26, 33.

2. Давыдов В. М. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке — обусловленность, основные ориентиры и международная проекция // Материалы доклада на общем собрании Отделения общественных наук РАН 26 марта 2007 г.

3. Латинская Америка. 2007. № 2, 3.

4. Майданик К. Четвертая волна (о новом цикле социально-политического развития Латинской Америки. Взгляд слева) // Мировая экономика и международные отношения. 2006 г. NN11, 12.

Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран.

5. Banco Central de Chile. Indicadores de comercio exterior. Santiago de Chile. 2006.

6. CEPAL. La discriminación étnica y racial en America Latina y el Caribe. Santiago de Chile 2005.

7. CEPAL. Panorama de la inserción internacional de America Latina y el Caribe. Anexo estadístico. Santiago de Chile, 2005-2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. CEPAL. Balance preliminar de las economías de America Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2006.

Поступила в редакцию 05.02.2008

R.A. Punenova

SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRIES OF LATIN AMERICA

IN THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY

The development of the countries of Latin America in the beginning of the 21st century is principally aimed at the social policy, mainly poverty control, use of rich natural resources in the national interests, increase of the government's regulation functions while sustaining the open economy model, elaboration of innovation technologies and preservation of ethno-cultural identity. Many of these aspects result from the geopolitical changes in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.