НАУКА МОЛОДЫХ Ананько К.Д.
Научный руководитель: к.ист.н., доцент Мелешко Е.И. СУЩНОСТЬ ЛЕВОРАДИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы
Ключевые слова: леворадикальное движение, Латинская Америка, антиглобализм.
Аннотация: В современной Латинской Америке наблюдается рост популярности идеологии левых, в частности левого радикализма. Появление радикально настроенной общественности было вызвано неблагоприятными результатами экономических преобразований. Социальное неравенство, вычёркивание некоторых социальных слоев из политических процессов, глобализация мирового хозяйства - лишь немногие факторы, повлиявшие на идеологию, цели и задачи леворадикального движения.
Key words: left-radical movement, Latin America, antiglobalism.
Abstract: In modern Latin America there is a growing popularity of left ideology, in particular left radicalism. The emergence of a radically-minded public was caused by unfavorable results of economic transformations. Social inequality, the deletion of certain social groups from political processes, the globalization of the world economy are only a few factors that have influenced the ideology, goals and tasks of the left-radical movement.
В некоторых странах Латинской Америки на рубеже XX-XXI вв. наблюдался рост популярности идеологии так называемых левых. Причиной этому послужили несколько факторов: негативные экономические преобразования, глобализация мирового хозяйства, социально-экономическое неравенство, которое постепенно усилилось в странах Латинской Америки. Идеология левых традиционно выступает за социальное равноправие, отсутствие классовых обществ и является противником принципов капитализма.
Что же касается латиноамериканских радикалов, то они всегда выступали за социально-политические преобразования. В свою очередь правые выбрали такую позицию, в которой радикализм в целом рассматривается как источник противоправной деятельности, приравниваемый к экстремизму и терроризму [7]. В политических
процессах радикализм может иметь как положительный характер, так и отрицательный [9]. С одной стороны, он может объединять людей, а с другой - быть источником конфликтов. Общепринято считать, что левые радикалы путём революционных действий пытаются искоренить социальную исключительность [6].
По результатам выборов 1998 г. в Венесуэле к власти приходит У. Чавес, что фактически и является первой знаковой победой левых. Подобные ситуации возникали и в других странах: Бразилии, Чили, Аргентине, Перу, Коста-Рике, Боливии и других. Причём в некоторых из них это повторялось не единожды за десятилетний период. Такой процесс получил название «левый поворот» или «левый дрейф» [1]. Специфика его обусловлена тем, что приход к власти левых сил был вызван политической заинтересованностью социальных низов, которые выступили против неолиберальной политики. На данный момент правительства 10-ти стран Латинской Америки придерживаются левых взглядов. Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Эквадор - страны, в которых правящие партии являются леворадикальными. Эти страны входят в состав АЛБА -социалистический альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна, созданный по инициативе У. Чавеса и Ф. Кастро [2].
Большинству «новым» левым партиям присуще использование символов и идей, заимствованных из истории Латинской Америки. Классический пример - Венесуэла, которая использует наследие С. Боливара. Идеологические основы боливаризма были представлены антиимпериализмом или антикапитализмом, народным правлением, социальной справедливостью, единением и защитой революции [4]. В качестве основной задачи леворадикалы установили национализацию, а основной политической целью стала борьба за национализацию природных ресурсов государства. Расширению внутреннего рынка и росту экономики способствовала активная социальная политика, которую удавалось проводить благодаря росту цен на нефть. Бразильский исследователь Э. Садер считает, что это и позволило леворадикальным силам находиться значительное время у власти.
Стоит также отметить воздействие левых на взгляды людей через средства массовой информации. Борьба за контроль СМИ в Латинской Америке всегда была наиболее оптимальным методом противостояния как идеологического, так и политического. Наибольшее влияние и преимущество имеет тот, кто эффективнее использует СМИ и современные пути воздействия. Примером могут стать выборы 2006 г. в Перу, когда завязалась острая борьба между левоцентристскими и леворадикальными силами. В тот раз победу одержал представитель
левоцентристов А. Гарсиа, на которого свои ставки сделали перуанская олигархия и США. Однако уже на следующих выборах в 2011 г. победил радикал О. Умала, чьи взгляды были ближе к левоцентристским.
Интересен и тот момент, что СМИ не только поддерживали одного из кандидатов, но и использовали информацию предвзятую по отношению к другому. Целью таких действий было нанесение наибольшего урона по репутации тех или иных режимов [5].
Современная наука периодизирует историю латиноамериканского леворадикализма на четыре этапа:
- 1962 г. - начало 1990-х гг. - период вооружённой борьбы леворадикальных сил, целью которых было ослабление социальной несправедливости. Этот период ознаменован созданием леворадикальных организаций почти во всех странах Латинской Америки: в Чили - «Левое революционное движение», в Бразилии -«Действие за национальное освобождение», в Аргентине -«Революционная армия народа», «Монтонерос». В 1962 г. началась Гражданская война в Гватемале, что принято считать стартовой точкой этого периода.
- 1994 г. - конец 1990-х гг. - период борьбы леворадикальных сил с неолиберальной глобализацией. Этап начинается с восстания сапатистов в 1994 г. и характеризуется информационно-пропагандистской деятельностью.
- 1999 г. - 2013 г. - период нарастания стихийной борьбы против неолиберализма. В 2000 г. произошли протесты в Кито, Лимбо и Кочабамбе, в 2001 г. - в Буэнос-Айресе, в 2003 г. - в Ла-Пасе и Эль Альто, а в 2006 г. - в Оахаке. Участники протестов выступали против растущей безработицы и бедности. В результате была развёрнута кампания против соглашения АЛКА - проекта Всеамериканской зоны свободной торговли, который в 2005 г. потерпел провал. Стабильно высокие цены на углерод в 2002-2008 гг. дали возможность леворадикальным силам реализовать свою стратегию по перераспределению доходов в пользу малоимущих.
- 2013 г. -по настоящее время - период, в котором левые правительства ведут борьбу против новых социальных движений, где присутствуют противоречия между средним классом и беднейшими слоями населения. Со своими протестами периодически выступают низшие слои, которые объединены в леворадикальные организации и движения. Однако такие движения по большей мере не организованы и находятся в конфликте с правительствами левых. Теперь целью
новых левых радикалов становится контроль территории, а не захват власти [6].
После смерти У. Чавеса в 2013 г. аналитики предвещали конец «левого поворота», кризис социализма ХХ в., а также распад социалистического альянса АЛБА. Однако популярность левых сохранилась, что могут подтвердить выборы 2013-2014 гг., когда в Венесуэле преемником У. Чавеса стал Н. Мадуро, в Боливии свой президентский пост сохранил Э. Моралес [3], в Бразилии - Д. Русеф, а в Уругвае - вновь Т. Васкес. Можно смело утверждать, что переизбрание леворадикальных политиков показывает сохранение доверия их избранников. Таким образом, на сегодняшний день к государствам с леворадикальным режимом относят Боливию и Венесуэлу, в некоторых случаях - Никарагуа, Эквадор и Аргентину. Уже во второй половине 2015 г. наблюдался очередной кризис левых, который связывали с победой оппозиции на выборах в Аргентине, импичментом президента в Бразилии и внутриполитическим кризисом в Венесуэле.
Кризис левых радикалов наблюдался ещё раньше. Так, например, правительство Э. Моралеса в Боливии выяснило, что идеологическая дружба с Венесуэлой, Кубой и даже Россией не позволяет решить экономические проблемы. Поэтому в 2009 г. Боливия пошла на сближение с США, однако в 2010 г. отношения были прерваны, а Моралес со скандалом выслал американского посла с обвинением в подготовке государственного переворота. Стоит заметить, что до этого Э. Моралес и вице-президент Г. Линера заявляли о национализации всех ресурсов государства, в том числе редких металлов и энергоносителей [4].
«Новые» левые, леворадикальные, которые отличаются от прежних левых, теперь должны сражаться на два фронта: защищать свои антисистемные и антикапиталистические цели борьбы за будущий некапиталистический мир, а также защищать свои основы - аграрную реформу, антиклерикализм, уважение к минимальным свободам. По мере роста влияния «новых» левых в Латинской Америке ученые сформулировали гипотезу о том, что «цивилизация планеты конституирует себя сейчас как подлинный мировой авангард антисистемных и антикапиталистичских движений». В 1920-е гг. центр этой борьбы находился в Советском Союзе, в 1960-е гг. - в Китае, сейчас же он перешёл в Латинскую Америку. Поэтому не случайно, что антисистемные и «новые» левые движения насчитывают значительное количество крупных отрядов на просторах Латинской Америки, например: движение достойных индейцев повстанцев-
неосапатистов в Мексике, движение безземельных крестьян в Бразилии, индейцев Эквадора и Боливии, колумбийские и перуанские индейские движения, движение шахтёров, занятых и безработных в Аргентине.
Кризис затрагивает все континенты планеты [6]. Латинская Америка, являясь частью мирового экономического процесса, идёт к экономическому спаду, росту безработицы, девальвации национальных валют, то есть - экономическому кризису, который оказывает огромное влияние на политическую сферу региона. Кризис затрагивает не только леворадикальные, но также левоцентристские и правые режимы. Несмотря на это популярность левого радикализма в Латиноамериканском регионе хоть и спала, но не столь критично, как это кажется. Общественная сила и влияние современных антисистемных движений Латинской Америки настолько огромные, что они смогли свергнуть местные правительства, непопулярных президентов и губернаторов, пересекать черту политических мер, которые были направлены противоположно интересам социальных низов. Все действия происходили мирно, хотя и путём мобилизации радикально настроенных масс. Идеология левых проделала огромный путь развития и эволюции через подпольную борьбу, череду кризисов и революции, став своеобразной «визиткой» этого региона.
Список литературы
1. Белоглазов А.В., Масленников А. В. Феномен «левого поворота» в странах Латинской Америки в 1998-2012 годах // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1.
2. Каллагова З. М. «Левый поворот» Латинской Америки // Этносоциум. 2015. № 5.
3. Коларов Г. Эво Моралес - лидер левых политических сил в Боливии и Латинской Америке // Научно-аналитический журнал Обозреватель. 2015. № 4.
4. Неверов К. А. «Старые» и «новые» левые в Латинской Америке: пример Бразилии и Венесуэлы // TerraHumana. 013. № 4.
5. Пашенцев Е. Н. «Левый поворот» и медиавойны в Латинской Америке // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. - № 51.
6. Надточей Ю.И. «Умная оборона» как средство против кризиса // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2012. № 27. С. 13-15.
7. Перенджиев А.Н. Антитеррористическая политика современного российского государства // Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Москва, 2007. - 198 с.
8. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.
9. Сидорова Г.М. Вооруженный конфликт в демократической республике Конго и его последствия // В книге: Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты) коллективная монография. Москва, 2013. С. 174201.
Сафонова Е.Р.
Научный руководитель: к.полит.н., доцент Иванов В.И.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, политическая социализация, политическая культура, государство.
Аннотация: В статье поднимается вопрос об актуальности проблемы формирования политического потенциала нового поколения российской молодежи и необходимости привлечения молодежи к деятельности общественных организаций.
Keywords: youth, youth policy, political socialization, political culture, the state.
Abstract: The article raises the question of the urgency of the problem of forming the political potential of a new generation of Russian youth and the need to involve young people in the activities of public organizations.
Развитие правового государства, формирование гражданского общества требуют высокого уровня политической и правовой культуры, без которых не могут быть реализованы такие базовые принципы жизни общества, как приоритет человека, его неотчуждаемые права и свободы, верховенство закона.
Государство заинтересовано в том, чтобы политическая социализация молодежи как самого активного населения получила позитивную ориентацию. «Политическая социализация — это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической культуре. То есть, это такой процесс