Научная статья на тему 'Социальные и экологические аспекты устойчивого развития Латинской Америки'

Социальные и экологические аспекты устойчивого развития Латинской Америки Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
721
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пименова Р. А.

Principal social and environmental problems of the countries of Latin America are discussed, as well as the ways of their resolving proposed mainly be the UN Economic Commission for Latin America and the Caribbean.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and environmental aspects of sustainable development of Latin America

Principal social and environmental problems of the countries of Latin America are discussed, as well as the ways of their resolving proposed mainly be the UN Economic Commission for Latin America and the Caribbean.

Текст научной работы на тему «Социальные и экологические аспекты устойчивого развития Латинской Америки»

УДК 911.3:301(8-6) P.A. Пименова

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

В начале XXI в. большинство стран Латинской Америки, отойдя от неолиберальной модели, которая не принесла ожидаемых результатов, определили новые направления и задачи социально-экономического развития, направленные прежде всего на решение социальных проблем.

Североамериканские компании, принимавшие активное участие в приватизации государственных предприятий Латинской Америки, укрепились в сфере обслуживания. Увеличилась роль американского капитала во внешней торговле латиноамериканских стран (с 25% в 1990 г. до 42% в 2002 г.). Серьезным препятствием в реализации планов США по созданию общеамериканского рынка (АЛКА) стало противостояние Бразилии.

В результате в Латинской Америке сложились два экономических пространства: 1) привязанное к США; это Мексика, входящая в НАФТА, и недавно созданный блок стран Центральной Америки и Карибских стран — САФТА; 2) большинство стран Южной Америки, входящих в интеграционные блоки МЕРКОСУР и Авдское сообщество, стремится к развитию по собственному пути. Это выражается в укреплении национального частного капитала, усилении интеграционных процессов, расширении экономических связей с ЕС. В 2004 г. создано новое интеграционное объединение — Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН), в которое вошли страны МЕРКОСУР, Андского сообщества, а также Чили, Суринам, Гайана, всего 12 стран с численностью населения 372 млн человек и объемом ВВП 1,2 трлн долл. Основные цели нового объединения — совместная борьба с социальным неравенством. В рамках экономического сотрудничества намечено осуществить свыше 300 проектов в течение 30 лет, главным образом в области энергетики.

В основе энергетических проектов лежит вопрос о нефти. В Венесуэле принят закон о допуске иностранных компаний к добыче нефти только при условии создания совместных предприятий с государственной компанией "Петровен" (51%). В Боливии осуществлена национализация нефти. При этом большая помощь оказывается Кубе, которой Венесуэла поставляет нефть на льготных условиях.

В конце 90-х гг. эксперты Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибских стран (ЭКЛАК, испанская аббревиатура С ЕРА и начали разрабатывать новые концепции развития. Они исходят из того, что рыночная ориентация не решает автоматически всех проблем, поэтому важно определить правильное соотношение между свободным ры-

ночным хозяйством и государственным регулированием.

Во главу угла ЭКЛАК поставила социальную политику как основу формирования стратегии устойчивого развития, т.е. такого, которое предполагает сохранение жизненных ресурсов для будущих поколений. За последнее десятилетие разработана широкая программа социального развития. Ее приоритетные направления — борьба с бедностью, образование, здравоохранение, экология. Эти проблемы актуальны для всей Латинской Америки, но вместе с тем они различны в разных странах. Социальные программы осуществляются государством; в каждой стране учитываются ее традиции, население, территория и соответственно разрабатывается своя специфика мер. В условиях глобализации важное значение имеет соотношение глобальной и региональной политики.

Бедность — основная социальная проблема всех стран Латинской Америки (табл. 1). Следует отметить, что активная социальная политика уже принесла определенные результаты: если в 2003 г. в Латинской Америке из 520 млн жителей за чертой бедности (с доходом до 2 долл. в день) находились 222 млн человек, то в 2005 г. это число уменьшилось до 213 млн [6], 96 млн человек проживает в крайней бедности, т.е. с доходом менее 1 долл. вдень. Наиболее бедные — страны Карибского бассейна и Центральной Америки. Здесь среди факторов, влияющих на социальное положение населения, не только экономические, но и природные — стихийные бедствия (ураганы, штормы), которые довольно часты в этом регионе. В этих странах почти 20% жителей имеют доход до 1 долл. в день на человека; свыше половины жителей — доход до 2 долл. В Южной Америке к числу самых бедных относятся Боливия, Парагвай, Перу, Венесуэла, Колумбия, где более 1/5 жителей имеют доход до 2 долл. на человека. Следует обратить внимание, что это преимущественно страны, где достаточно высока доля индейского населения (более 1/3). Наименее бедные страны — Уругвай, Чили, Коста-Рика; среднее положение занимают Аргентина, Бразилия, Мексика.

Определенные успехи достигнуты в здравоохранении, прежде всего это сокращение детской смертности (табл. 2). Наиболее высоким этот показатель остается для большинства стран Карибского бассейна и Центральной Америки, а также для тех, где высок процент индейского населения. Куба всегда отличалась высоким уровнем здравоохранения и лидирует и по числу жителей на 1 врача (169); в Уругвае этот показатель составляет 270, в Бразилии 393, в Арген-

Таблица 1

Латинская Америка: доля лиц, проживающих за чертой бедности, 2003 г. (%), ПО [3]

Аргентина 20,9

Боливия 37,1

Бразилия 13,2

Венесуэла 22,2

Гондурас 54,4

Колумбия 23,7

Мексика 12,6

Никарагуа 42,4

Парагвай 33,2

Перу 24,4

Сальвадор 22,1

Уругвай 2,5

Чили 4,7

Эквадор 19,4

тине 689, в Мексике 770; в других странах этот показатель превышает тысячу человек.

Среди современных проблем особое место занимает образование. Еще в 1992 г. на саммите в Рио-де-Жанейро образование фигурировало в качестве одного из важнейших инструментов устойчивого развития — обеспечение качественного и доступного обра-

Таблица 3

Доля неграмотного населения в возрасте свыше 15 лет (%), по [4]

Таблица 2

Детская смертность (на 1000 родившихся), по [1]

Страна 1990-1995 1995-2000 2000-2005

Аргентина 24.3 21,8 20,8

Бразилия 47,2 42,2 38,1

Боливия 75,1 65,6 55,6

Венесуэла 23.2 20,9 18,9

Гаити 74,1 66,1 59,1

Коста-Рика 14,0 12,1 10,9

Куба 10,0 7,5 7,3

Колумбия 36,4 30,0 25,6

Мексика 34,0 31,0 28,2

Парагвай 43,3 39,2 37,0

Перу 55,5 45,0 37,4

Уругвай 20,1 17,5 13,1

Чили 16,7 12,8 11,6

Латинская Америка 40,5 35,8 32,1

зования для всех слоев населения. Решением ООН 2005—2014 гг. объявлены десятилетием образования для устойчивого развития. В соответствии с ним и в социальной программе Латинской Америки образование выступает как ключевой фактор. В проекте, разработанном ЭКЛАК на 2002—2017 гг., указано, что "необходимо сделать знания центральным звеном нового развития; образование должно стать фундаментальным фактором развития инноваций и главным аспектом для достижения конкурентоспособности" [3].

Данные табл. 3 показывают уменьшение доли неграмотного населения во всех странах, а также большие различия между странами — наименьшая степень грамотности в странах Центральной Америки и Карибского бассейна и в тех странах, где относительно высока доля индейского населения (Боливия, Перу). В более развитых странах — Аргентине, Чили, Уругвае, на Кубе, в Коста-Рике — доля неграмотного населения небольшая.

Страны 1990 2000 Мужчины Женщины

1990 2000 1990 2000

Аргентина 4,2 3,1 4,1 3,1 4,4 3,1

Боливия 21,6 14,4 12,9 7,9 29,9 20,6

Бразилия 18,3 14,7 17,9 14,9 18,8 14,6

Венесуэла 9,9 7,0 9,1 6,7 10,8 7,3

Гаити 60,7 51,4 57,6 49,0 63,5 53,5

Гватемала 38,5 31,3 30,7 23,8 46,3 38,9

Гондурас 33,0 27,8 32,0 27,5 34,0 28,0

Доминиканская Республика 20,5 16,2 20,0 16,0 21,0 16,3

Колумбия 11,3 8,2 10,9 8,2 11,6 8,2

Коста-Рика 6,1 4,4 6,4 4,5 6,1 4,3

Куба 5,2 3,6 5,2 3,5 5,2 3,6

Мексика 12,3 9,0 9,6 6,9 15,0 10,9

Парагвай 9,7 6,7 7,7 5,6 11,7 7,8

Перу 14,3 10,1 7,9 5,3 20,6 14,6

Уругвай 3,4 2,2 3,9 2,6 3,0 1,8

Чили 6,0 4,3 5,6 4,1 6,4 4,5

Эквадор 11,6 8,1 9,5 6,4 13,8 9,8

Следует отметить, что в целом в большинстве стран Латинской Америки доля расходов на образование за 20 лет (1980—2000) выросла (табл. 4).

Таблица 4

Государственные расходы на образование в некоторых странах Латинской Америки (% от ВВП), по [2, 5]

Страна 1980 2000

Аргентина 2,7 4,0

Бразилия 3,6 4,7

Гаити 1,5 1,1

Коста-Рика 7,8 4,4

Куба 7,2 8,5

Мексика 4,7 4,4

Перу 3,1 3,3

Уругвай 2,3 2,8

Чили 4,6 4,2

Латинская Америка 3,9 4,4

Наиболее высока доля государственных расходов на образование на Кубе, несмотря на ее тяжелое экономическое положение. На Кубе действует лозунг "Обучи своего ребенка". В этой программе участвуют почти все дети. В Чили существует программа "Средняя школа для всех", ее цель — обеспечить возможность получения 12-летнего образования всей молодежи независимо от уровня дохода, а также сократить процент раннего ухода из школы. Для выполнения этой задачи предусматривается выплата ежемесячных денежных пособий на образование.

В странах разрабатываются разные программы образования в зависимости от степени их развития. Для Центральной Америки и Карибских стран на первом плане стоит достижение всеобщей грамотности и начальное обучение; для относительно развитых

Гватемала Никарагуа Панама Боливия Парагвай Бразилия Эквадор Перу Чили

Латинская Америка

J 32,2

-41,1

J6,4

■ 4 6

12,9

10,8

111,6

m

J35

137

29,7

145,4

153,3

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

20

30

40

50

60

Страны Латинской Америки: лица от 15 до 19 лет, не имеющие начального образования, 2002 г. (%); черное — этнические меньшинства, белое — все население

стран — повышение уровня преподавания и развитие высших ступеней образования и соответственно увеличение их финансирования.

Если образование в целом рассматривается как фактор устойчивого развития, то начальное образование — как минимальный капитал, позволяющий избежать нищеты и интегрироваться в общественную и социальную жизнь. Поэтому главной целью провозглашается прежде всего обязательное начальное обучение. Была построена схема начального образования, которое должно включать изучение арифметики, истории, географии, искусства (прежде всего национальной культуры). Начальным обучением должны быть охвачены все этнические группы. Этот аспект особенно важен, так как этнические меньшинства имеют наибольший процент неграмотных (рисунок) [4].

Большое внимание обращают эксперты ЭКЛАК и на образование женщин, так как видят тесную взаимосвязь между образованностью женщины и здравоохранением, исходя из того, что женщины, получившие образование, будут лучше и грамотнее заботиться о здоровье своих детей и соответственно будет уменьшаться детская смертность.

Образовательные реформы направлены на улучшение финансирования, повышение качества образования, развитие новых технологий. ЭКЛАК определила три основные задачи: 1) расширение среднего и высшего образования; 2) развитие науки и новых технологий; 3) развитие новых направлений.

При этом особо следует отметить, что в программах образования почти для всех стран поставлены задачи удовлетворения существующих в них производств своими кадрами. С этой целью обращено внимание на развитие среднего образования, которое было бы связано со средними и мелкими предприятиями, которые должны занимать основное место в развитии производства и обеспечении занятости. В программе ЭКЛАК указывается, что среднее образование требует особого внимания, так как промышленность нуждается в квалифицированной рабочей силе, чтобы она могла конкурировать в условиях глобализации. Поэтому доступ к среднему образованию

должен быть обеспечен (по возможности) во всех странах, а его качество нуждается в существенном улучшении. Немалое значение имеет и децентрализация среднего образования, которое должно обеспечиваться не только в крупных центрах, но и в регионах каждой страны.

В Бразилии принята национальная программа информационного обучения. Подобные программы приняты или уже осуществляются в Коста-Рике, Аргентине, Чили, Мексике, Уругвае и на Кубе. Создаются специальные институты, которые осуществляют связь между ступенями образования.

Для относительно более развитых стран — Бразилии, Аргентины, Мексики, Уругвая, Коста-Рики — ставятся задачи овладения современными методами профессионального образования, повышения уровня университетского образования, развития научных исследований, овладения новыми технологиями.

ЭКЛАК считает, что в университетском образовании главную роль должны играть государственные учреждения; им же принадлежит и большая роль в научных исследованиях.

Особое внимание обращено и на культурное развитие молодежи; культурное начало должно стать неотъемлемой частью обучения на всех его ступенях, но особенно на начальной. Этнокультурный аспект устойчивого развития предполагает сохранение культурного и этнического разнообразия. Культура рассматривается как защитный механизм этноса для сохранения своих специфических черт и нравственной основы.

Все большее беспокойство вызывает сегодня экологическая ситуация. Латинская Америка имеет самую большую территорию, покрытую лесами, — 47% общей площади (в среднем по миру 30%) [3]. В ней сосредоточено 25% лесопокрытой площади мира. Особенно большое место занимают тропические леса — 49% тропических лесов мира. При этом следует отметить уникальное разнообразие флоры и фауны: в регионе сосредоточено 40% видов растений и животных нашей планеты, значительная часть которых эндемичные; насчитывается 178 экорегионов с собственными микроклиматом, флорой и фауной; свыше 70% из них находится под угрозой. За период с 1990 по 2000 г. площадь под лесами в целом сократилась с 50 до 47% [3]. Сокращение лесов происходит главным образом за счет расширения сельскохозяйственных земель, роста городов, строительства дорог, развития горнодобывающей промышленности и эксплуатации древесины и использования ее в качестве топлива. Один из факторов обезлесения — скотоводческий бум.

В таких странах, как Перу, Колумбия, Боливия, серьезной экологической проблемой является выруб-

ка лесов для посадки коки. К тому же угрозой стало и проведение антинаркотических операций, т.е. распыление дефолиантов для уничтожения коки, которые представляют угрозу и для воды, и для фауны, и для лесов.

Несмотря на то что Латинская Америка дает лишь 6% мировых выбросов углекислого газа в атмосферу (США 33,7%, Европа 21%), эти факторы уже начинают оказывать воздействие на климатические условия [3].

К наиболее важным относится и проблема питьевой воды: почти 100 млн человек пользуются слабо очищенной водой, а 80 млн человек не имеют к ней доступа, хотя в этой области проводятся усиленные меры; но состояние с питьевой водой ухудшается.

Многие латиноамериканские страны проводят целенаправленную экологическую политику. В некоторых странах проблемы окружающей среды включены в компетенцию министерств здравоохранения. Издаются соответствующие декреты по охране лесов. Немалые успехи в этом направлении достигнуты в

Чили, Аргентине. Увеличивается финансирование для защиты окружающей среды.

Интересен такой факт: при строительстве самой крупной в мире ГЭС "Итайпу" (12,6 млн кВт) на границе Бразилии и Парагвая благодаря экологической программе "МитЬа Киега" сохранены значительные площади парагвайских лесов, а на бразильской территории у берегов водохранилища высажено 17 млн деревьев. В бассейне р. Параны сохранены все виды рыб. Одновременно осуществляется и социокультурная программа. Но пока это лишь отдельные положительные моменты в общей угрожающей экологической ситуации.

Таким образом, можно сделать выводы, что в странах Латинской Америки стоят сложные социальные проблемы, которые требуют длительного решения. Хотя эти страны достаточно бедны, а их экономика находится в большой зависимости от США, но они прилагают большие усилия для преодоления своих проблем, и прежде всего для того, чтобы создать соответствующие условия для устойчивого развития и занять достойное место в глобализированном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. CEPAL. Anuario estadístico de América Latina y el Caribe. Indicadores del desarrollo socioeconómico de América Latina. Santiago de Chile, 2004.

2. CEPAL. Beverly A. Carlson. The education and human capital chapter. Santiago de Chile, 2003.

3. CEPAL. Objetivos de desarrollo del Milenio. Una mirada desde América Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2004.

Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран

4. CEPAL. Oficina Regional de Educación de la UNESCO para América Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2002.

5. Instituto de Estadístico de la UNESCO. Global Education Digest. 2004. Comparing Education Statistics Across the World. Montreal, 2004.

6. http://www. Lindp.org/poverty centre

Поступила в редакцию 06.02.2006

R.A. Pimenova

SOCIAL AND ENVIRONMENTAL ASPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF LATIN AMERICA

Principal social and environmental problems of the countries of Latin America are discussed, as well as the ways of their resolving proposed mainly be the UN Economic Commission for Latin America and the Caribbean.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.