РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-4
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2
МОСКВА 1999
спекулятивные операции с недвижимостью, банки и другие финансовые учреждения игнорировали уровни рисков и т.д. В результате сформировался финансовый пузырь, который рано или поздно должен был лопнуть.
В совершенном мире разрыв подобного пузыря мог бы быть положительным явлением, поскольку привел бы к закрытию неэффективных банков и к созданию новых институтов. В реальном, весьма несовершенном, мире разрыв “финансового пузыря” чаще всего является сигналом для всеобщей паники, а сама экономика входит в опасную спираль: с одной стороны, обесценение активов и повышение процентных ставок (в азиатских странах это происходило по совету МВФ) вызывают уменьшение спроса, с другой стороны, истощение кредита “иссушает” предложение.
По мнению П.Кругмена, азиатские страны обречены на то, чтобы в течение довольно продолжительного периода вести переговоры с иностранными кредиторами и инвесторами. Вместе с тем пострадавшие от кризиса страны Азии не “потеряют десятилетие” (подобно тому, как страны Латинской Америки “потеряли” 80-е годы, а Япония - 90-е годы), хотя 2-3 года, вероятно, будут потеряны. Исходя из этого, автор рекомендует иностранным инвесторам вернуться в страны Азии, тем более что сегодня активы там очень дешевы, их стоимость составляет 10-25% от докризисного уровня.
Л.А.Зубченко
99.04.010-017. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА БРАЗИЛИИ НА СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО В ЦЕЛОМ. (Сводный реферат).
1. Brazil on the slide // Economist. - L., 1999. - January 16. - Vol.350, № 8102. - P.67-68.
2. Brazil rocks the Mercosur boat // Economist. - L., 1999. - February 13. -Vol.350, №8106.-P.57-58.
3. BUSH J. Crisis? Which crisis? // Business Central Europe. - L., 1999. -February. - Vol.6, №58. - P.34-35.
4. Flaying the fund// Economist. - L., 1999. - January 23. - Vol. 350, № 8103. - P.80.
5. Political and fiscal obstacles to Brazilian financial recovery // Banker. -L., 1998. - Vol. 148, № 874. - P.7.
6. Storm clouds from Brazil // Economist. - L., 1999. - January 16. -Vol.350, № 8102. - P.17-18.
7. TAYLOR R. The one most likely//Banker. - L., 1998. - Vol.148, № 874. - P.60-61.
8. WARNER A. The carnival on hold//Banker. - L., 1998. - Vol.148, № 874. - P.44-47.
В обзоре представлены материалы западных экспертов, в которых освещаются причины и последствия экономического спада и финансового кризиса в Латинской Америке.
Сотрудники МВФ и Межамериканского банка развития считают, что причинами неудач политики преодоления кризиса в Бразилии являются внутренние факторы, в том числе: огромное количество нерешенных политических проблем; либеральность финансовой системы; абсолютная бесконтрольность движения капиталов через границу (5).
Особая роль придается политическим препятствиям, в том числе отсутствию необходимой связи между правительством и конгрессом Бразилии. По мнению аналитиков, это обстоятельство явилось основной причиной неудач при принятии закона об увеличении пенсионных взносов и обсуждении законопроекта об увеличении налога на банковские операции. Эти просчеты могут обойтись правительству в 10 млрд. реалов в 1999 г. и вызвать новую волну потрясений на финансовых рынках (4).
Нерешенные внутренние проблемы снижают эффективность использования предоставленного МВФ стабилизационного кредита и ставят Бразилию на край финансовой катастрофы, которая угрожает всем странам, имеющим капиталовложения в государствах Латинской Америки.
В этой связи инвесторов и политиков беспокоит вопрос: приведет ли девальвация бразильского реала к глобальному финансовому кризису или нет. В октябре 1998 г., когда лихорадило большинство финансовых рынков, худший вариант казался очевидным. Сейчас же все зависит от ответов на два вопроса:
1. Сможет ли Бразилия контролировать девальвацию национальной валюты, чтобы восстановить доверие инвесторов и на этой основе продолжить экономические реформы, или повторит азиатский путь выхода из кризиса?
2. Какой будет реакция остального мира?
Западные эксперты считают, что Бразилия выиграет от обесценения валюты. Курс реала был слишком завышен, и предложения о девальвации давно высказывались экономистами. Девальвация может способствовать усилению конкуренции среди бразильских экспортеров и снижению уровня процентной ставки, что в целом способствует восстановлению доверия инвесторов. Правительство, однако, в последние два месяца продемонстрировало свою политическую слабость, некомпетентность в решении некоторых финансовых вопросов и неспособность перестроить государственное управление. А эти проблемы с помощью девальвации и других финансовых мер не решить (6).
В данной ситуации рекомендуется восстановить доверие рынков к международным инвесторам, МВФ и казначейству США. Наиболее важным шагом в этом направлении может стать обновление бразильского соглашения с МВФ. Для этого Бразилия должна выполнить требования МВФ по ужесточению финансовой политики, которые обеспечат национальной экономике прочный фундамент и возродят доверие со стороны сообщества. Другие страны намерены поддержать Бразилию и оказать давление на международных банкиров, чтобы кредитная линия для Бразилии не была остановлена и кризис не получил дальнейшего распространения.
Кроме того, МВФ и другие международные организации предполагают ввести новый международный финансовый порядок, обеспечивающий предупреждение финансовых катаклизмов и поддерживающий уверенность инвесторов, несмотря на провал финансовой помощи Бразилии.
Экономисты по-разному оценивают реальные и возможные последствия воздействия бразильского кризиса на другие страны. Это обусловлено, в частности, тем, что реакция внешнего мира на бразильский кризис неоднозначна.
В первую очередь, испытали шок партнеры Бразилии по торговому блоку МЕРКОСУР, созданному в 1991 г. Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем (2). Торговая группировка МЕРКОСУР должна была стать местным аналогом европейского общего рынка, предполагающим беспошлинную торговлю внутри блока. Возникают сомнения по поводу устойчивости этого блока после очередной волны бразильского кризиса.
Сомнения усиливаются из-за того, что падение испытывает валюта, экономически доминирующая в этом торговом союзе. Однако выдвигаемые Аргентиной идеи о введении протекционистских мер, ограничивающих экспорт Бразилии, не получили пока одобрения со стороны входящих в латиноамериканский торговый союз стран.
Менее всего проблемы Бразилии коснулись Аргентины. На фоне своих соседей она выглядит достаточно защищенной и демонстрирует удивительную экономическую гибкость и спокойствие финансовой системы. Это делает ее менее восприимчивой, по сравнению с другими странами региона, к финансовым потрясениям. Аргентинский успех в удержании передовых позиций поддерживается сильной финансовой системой, которая претерпела большие изменения со времен мексиканского кризиса в 1994 г. Действия центрального банка Аргентины по ужесточению денежной политики в ответ на события в Бразилии привели к увеличению процентной ставки по операциям в национальной валюте до 20% и до 14% по долларовым займам, выделяемым предприятиям, акции которых относятся к “голубым фишкам” (7, с.60). В то же время длительное сдерживание процесса кредитования может повысить вероятность погружения экономики в кризисное состояние.
Правительству Менема, похоже, удастся справится с финансовыми Проблемами в 1999 г., хотя налоговые поступления и социальные расходы, скорее всего, не достигнут намеченных 5% темпов роста в 1999 г., поскольку поток инвестиций несколько снизится по сравнению с предыдущим годом. Однако даже умеренные финансовые ограничения будут достаточны для удержания финансового дефицита на уровне 1% от ВНП, что приблизительно составит 2,7 млрд. долл., - сумму, намеченную в программе МВФ для Аргентины на текущий год. Прогнозируемые темпы экономического роста в 3-5% выглядят слишком оптимистично по контрасту с углубляющимся спадом бразильской экономики и замедлением темпов роста в остальных странах региона (7, с.61).
Опасения, что бразильский кризис ухудшит положение Аргентины на международном рынке капиталов, существенно уменьшились после октябрьского (1998) выпуска еврооблигаций на сумму в 250 млн. долл. со сроком погашения 20 лет и последовавшим за этим размещением среди национальных инвесторов долговых обязательств на сумму в 500 млн. долл. Уверенности в поддержании
стабильности банковской и финансовой систем Аргентины в этом году прибавляет также открытие Всемирным банком чрезвычайной кредитной линии на сумму 3 млрд. долл., выделение 2,8 млрд. долл. по линии МВФ и 2,5 млрд. долл. Межамериканским банком развития. Однако стабильность Аргентины не представляется пока достаточно прочной (7, с.61).
Возможность цепной реакции кризисных явлений в латиноамериканских странах не может не беспокоить Соединенные Штаты. Под угрозой находятся не только доходы корпораций США, но и их огромные активы в Латинской Америке. Американские коммерческие банки только в Бразилии имеют инвестиции на сумму в 37 млрд. долл., из которых 23 млрд. долл. приходится на 6 крупнейших американских банков. Если Бразилия объявит дефолт по своим долгам, банки заемщики потеряют 3/4 своих вкладов (1, с.67).
Большая часть вкладов европейских банков гарантируется государством, и это снижает зависимость европейских финансовых центров от наметившихся драматических тенденций в экономическом развитии стран Латинской Америки. Тем не менее, деятельность европейских банков натолкнулась на серьезные трудности. Крупные испанские банки Banco Santander и Banco Bilbao Vizcaya (BBV) вложили в банки Латинской Америки около 6 млрд. долл. и в настоящее время имеют больше занятых в регионе, чем в самой Испании. Банки вели активную деятельность в странах Латинской Америки, из-за чего курсы их акций сильно упали в период кризиса.
Американское рейтинговое агентство Standart & Poor’s еще в начале сентября 1998 г. негативно оценивало деятельность этих банков, подчеркивая их весьма уязвимое положение в странах Латинской Америки. Повышение процентных ставок усугубляет положение инвесторов и крайне негативно сказывается на достигнутых ранее положительных результатах диверсификации их инвестиций в латиноамериканских странах, являющейся основой их стратегии.
Генеральный директор и глава компании Latin American and European retail operations, Дж. Г ойригол зарри (J.I.Goirigolzarri), анализируя финансовую систему стран Латинской Америки, делает вывод о том, что многие банковские системы региона достаточно сильны и в меньшей степени, чем мексиканские, зависят от поддержки государства (8, с.46).
ФЛузон (F.Luzon), вице-презвдент испанского банка Santander, рассматривает 1999 г. как хорошее время для снижения цен и продвижения общей программы развития региона. В области банковской деятельности он рекомендует исходить из следующих приоритетов: сохранение ликвидности, сдерживание роста займов и сокращение своего присутствия в регионе (8, с. 47).
Несмотря на нестабильную ситуацию в странах Латинской Америки, некоторые банки все же планируют расширение своей деятельности в этом регионе. Например, испанский банк Argentaria инвестирует средства в пенсионные фонды компаний под своим управлением в Боливии, Колумбии, Аргентине и Сальвадоре. Его общие вложения в Латинской Америки достигли 320 млрд. испанских песет. Банк предполагает внедриться и в другие латиноамериканские страны, разрабатывающие новые пенсионные проекты.
Новая волна бразильского кризиса в середине января 1999 г. повлекла за собой изменения на рынках отдельных стран Центральной Европы. За одну неделю индекс фондового рынка в Варшаве упал на 13%, в Будапеште - на 17%. Вместе с тем, специалисты считают, что бразильский кризис представляет для этих стран меньшую опасность, чем кризис в России (3). Ограниченность связей с латиноамериканским регионом объясняет достаточно быстрое восстановление финансовых рынков. В целом для экономики стран Центральной Европы большее значение имеет ситуация в странах Запада, куда направлена основная часть их экспорта. События в Бразилии напомнили об опасности глобального кризиса, поскольку, потянув за собой страны Латинской Америки, он может нанести удар по США и Европе, что косвенно представляет опасность для центральноевропейских стран.
Тем не менее предполагается, что паника вокруг Бразилии и других стран Латинской Америки не продлится долго. Бразилию называют “Россией номер два”. Такая характеристика указывает на необходимость постоянного внимания к вновь образующимся межбанковским рынкам. Фондовые и межбанковские рынки уже начали восстанавливаться, что постепенно укрепляет доверие инвесторов. Наиболее предприимчивые из них рассматривают девальвацию бразильской национальной валюты как новую и весьма прибыльную возможность для вложения капитала.
К факторам, препятствующим развитию глобального кризиса, можно отнести, во-первых, интеграцию латиноамериканского региона в мировую экономику, на развитие которой влияет ожидаемое понижение процентных ставок в связи с введением евро, и, во-вторых, наличие признаков, показывающих, что бразильские проблемы не могут быть первопричиной глобального спада. Это создает благоприятные перспективы для финансовых рынков и мировой экономики в целом.
Уменьшение угрозы глобальных последствий недавнего кризиса вовсе не означает, что можно игнорировать происходящие в Латинской Америке события, развитие которых еще не завершено. Финансовые потрясения в Японии, Азии и России до сих пор дают о себе знать, нарушая равновесие мировых финансовых рынков.
Н.П.Кононкова
99.04.018-019. ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В БРАЗИЛИИ. (Сводный реферат).
1. CORDONNIER CHR. La crise economique bresilienne // MOCI. — P., 1999.-N 1374.-P.131-135.
2. ADLER A. Survol geopolitique de l’Amerique latine // MOCI. — P., 1999.-N 1374.-P.130.
В 1998 г. завершился почти десятилетний период достаточно быстрого экономического роста Латинской Америки, который привел к поляризации двух моделей развития - мексиканской, ориентированной на экономическую интеграцию с США, и южноамериканской, основанной на интеграции латиноамериканских государств по типу Европейского союза (ЕС). Развитие финансового и, вслед за ним, экономического кризиса в регионе поставило под сомнение дальнейшую реализацию интеграционных планов (1).
Несмотря на различия в методах фиксирования курсов национальных валют к доллару - от “валютного управления” (currency board) в Аргентине до “скользящей привязки” (crawling peg) в Бразилии, - все страны оказались перед необходимостью девальвации. В Венесуэле финансовые трудности усугублялись снижением цен на нефть, которая является важнейшим источником ее доходов, в Чили и Аргентине - ухудшением внутриполитической обстановки. Наиболее сильное потрясение испытала экономика Бразилии, которая “взяла” эстафету у России после августовского кризиса 1998 г.