Научная статья на тему '99. 02. 037. Перрье Д. Проблемы внутреннего контроля во французских банках. Perrier D. les banques adohtent le 97-02 et renforcent leur controle interne // Banque. P. , 1998. 1 594. P. 42 44'

99. 02. 037. Перрье Д. Проблемы внутреннего контроля во французских банках. Perrier D. les banques adohtent le 97-02 et renforcent leur controle interne // Banque. P. , 1998. 1 594. P. 42 44 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ - БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО - - ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ - ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 037. Перрье Д. Проблемы внутреннего контроля во французских банках. Perrier D. les banques adohtent le 97-02 et renforcent leur controle interne // Banque. P. , 1998. 1 594. P. 42 44»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

I --- -

являются ведущие телекоммуникационные группы: “Canal +”, TF1 и т.д. Во Франции, Испании и Великобритании одним из источников такого финансирования являются доходы, получаемые от платных телеканалов. В Германии и странах Бенилюкс, где телевидение бесплатно, механизмы интерактивности в аналоговое телевидение вводятся с помощью технологии Web TV.

Наиболее обещающими в Европе рынками услуг, предоставляемых с помощью интерактивного телевидения, являются рынки Франции, Испании, Великобритании и Италии, которые имеют такие общие черты, как незначительная численность бесплатных национальных телеканалов; незначительная численность абонентов кабельного телевидения (менее 10% домашних хозяйств); развитая сеть платных телеканалов, что приучает население оплачивать услуги, предоставляемые с помощью интерактивного телевидения.

Все попытки создать альянсы между национальными сетями телевидения в рамках ЕС до сих пор терпели провал, что, однако, не исключает их формирования в будущем. Для этого на уровне ЕС должны быть приняты соответствующие законодательные акты. Пока же острейшая конкуренция наблюдается между национальными

телекомпаниями на национальных рынках телеуслуг. Вновь проникающие на эти рынки компании имеют шансы на успех только в том случае, если сразу будут предлагать потребителям

высококачественные и дифференцированные услуги. Хотя объем рынка услуг интерактивного телевидения невелик, ему, по мнению экспертов, принадлежит будущее.

Л.А. Зубченко

99.02.037. ПЕРРЬЕ Д. ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦУЗСКИХ БАНКАХ.

PERRIER D. Les banques adohtent le 97-02 et renforcent leur controle interne // Banque. - P., 1998. - 1 594. - P.42 - 44.

1 октября 1997 г. вступил в силу разработанный в Европейском

союзе (ЕС) Регламент 97-02, касающийся усиления роли внутреннего контроля в банках стран-членов. К середине 1998 г. положения этого регламента стали учитывать в своей практической деятельности почти

80% французских банков. В статье сотрудника фирмы Coopers & Lybrand Audit рассматриваются проблемы усиления роли внутреннего контроля во французских банках.

Регламент 97-02 предписывает усиление ответственности руководящих органов банков - административных советов (правлений), генеральных дирекций и органов оперативного управления за организацию и функционирование внутреннего контроля. Начиная с 1998 г. члены правления французских банков будут получать доклады не только о внутреннем контроле, но и о наблюдении и контроле над рисками. Доклады о рисках должны включать раздел, описывающий механизм слежения и контроля за рисками, а также количественные данные о границах (лимитах) рисков, позволяющие судить о предрасположенности ("чувствительности") банка к рискам.

В тех случаях, когда банк осуществляет значительный объем операций на финансовых рынках, его правление может поручить некоторым из своих членов детально проанализировать отчеты о внутреннем контроле и рисках и представить соответствующие выводы. Хотя в рассматриваемом регламенте нет положения об обязательном создании в каждом банке комитетов по аудиту, в большинстве французских банков такие комитеты существуют. Их состав, структура и ответственность определяются каждым банком самостоятельно, исходя из собственной стратегии.

В соответствии с Регламентом 97-02 механизмы контроля должны быть интегрированы в управленческую деятельность генеральных и исполнительных (оперативных) дирекций банков. Отныне контроль рассматривается не как сфера деятельности особой группы профессионалов, а как неотъемлемая часть деятельности на всех уровнях и участках банковской деятельности. Что касается служб генеральной инспекции или аудита в банке, то им принадлежит особая роль в организации контроля и предоставлении необходимой информации. Независимость и роль этих органов существенно усиливаются в связи с тем, что, во-первых, в большинстве крупных банков численность их персонала в последнее время возросла (на 10-15%), что позволило им осуществлять дополнительные функции в области обеспечения информационной безопасности банков, разработки программ тестирования и т. д., и, во-вторых, усиливается восприимчивость банковских руководителей всех уровней к рекомендациям и выводам рассматриваемых служб.

В крупных банках службы внутреннего аудита имеют

"пирамидальную" структуру, в рамках которой в головных банках действуют центральные службы аудита, а в отделениях и филиалах банков - подчиненные им децентрализованные службы аудита. В соответствии с Регламентом 97-02 более мелкие банки должны в целях развития и усиления роли внутреннего аудита создавать систему

"корреспондентов внутреннего контроля", действующих в оперативных и функциональных органах управления банка. Главная функция этих корреспондентов - следить за функционированием механизмов контроля первого уровня, т. е. текущего контроля, осуществляемого на каждом рабочем месте и при проведении всех банковских операций. Численность корреспондентов в каждой из дирекций банка может быть различной - от одного до нескольких человек - в зависимости от масштабов деятельности и уровней рисков. В совокупности корреспонденты образуют одно из звеньев в цепи банковского контроля.

Для крупных французских банков принятие Регламента 97-02, по сути, не означало ничего нового, поскольку они уже обладают

достаточно структурированной системой внутреннего контроля. Вместе с тем и им придется осуществить некоторые меры. Большинство других французских банков для установления точного и формализованного "диагноза" своего финансового положения до сих пор прибегали к услугам внешних консультантов. Подобная диагностика предполагает выявление рисков для каждого типа банковских услуг и/ или

банковского отделения, определение способов контроля и слежения за этими рисками и установления отклонения реальных уровней рисков от предписанных нормативов. На основе этого анализа составляется план действий с указанием сроков и ответственных за его реализацию.

Несмотря на развитие внутреннего контроля в последние годы, французским банкам предстоит еще немало сделать для повышения его эффективности. Малы и средние банки часто не имеют возможности создавать специальные службы внутреннего контроля из-за ограниченности человеческих, технических и финансовых ресурсов. В результате функции внутреннего контроля и оперативные функции банковских служб в таких банках часто трудно разделимы. Вместе с тем рассматриваемые банки предпринимают немалые усилия контролю за рисками и, не колеблясь, пересматривают свою стратегию, чтобы выбрать те сферы деятельности, которые обеспечивают им лучшее соотношение между рисками и издержками (в том числе издержками

контроля). Так, еще до принятия регламента 97-02 многие малые и средние французские банки отказались от осуществления рыночных операций за собственный счет и некоторых сделок по кредиту, сосредоточившись на операциях финансового посредничества и доверительного управления. С целью диверсификации и ограничения рисков банки пользуются на условиях подряда услугами других банков и учреждений в области информатики и хранения ценных бумаг.

Многие отделения и филиалы крупных банковских групп, расположенные как во Франции, так и за рубежом, в области контроля рисков сталкиваются с теми же проблемами, что и мелкие и средние банки. В этом случае по примеру действующих во Франции филиалов английских и американских банков в отношении филиалов французских банков можно было бы предпринять следующие меры: лучше отбирать децентрализованные виды деятельности; осуществлять централизацию рисков, связанных с деятельностью отделов, занимающихся оформлением депозитных операций, расчетов по ценным бумагам и др. (back office); регулярно предоставлять всем отделам и отделениям банка данные и документы, касающиеся деятельности систем слежения и контроля рисков; установить периодичность выпуска (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, от случая к случаю) отчетов о рисках, связанных с деятельностью данного отдела и отделения; представлять эти отчеты как руководителям отделений, так и центральным службам контроля рисков; создавать в рамках банковских групп специальных международные группы аудиторов, которые могли бы быть в любой момент направлены в то или иное отделение для инспекции и действовать одновременно с местным корреспондентом по внутреннему аудиту.

На пути развития систем внутреннего контроля в банках в соответствии с Регламентом 97-02 стоят факторы психологического характера, поскольку менталитет изменяется довольно медленно, а также то, что европейским банкам приходится сегодня уделять особое внимание реализации проекта перехода к единой валюте ЕС - евро. В краткосрочном плане расходы на развитие служб контроля приходят в противоречие с необходимостью снижать издержки в целях повышения рентабельности собственных фондов. Кроме того, банки сталкиваются с проблемой мотивации сотрудников банков, которые должны усилить функции контроля на каждом рабочем месте.

Л.А.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.