Научная статья на тему '98. 03. 052-054. Занятость в Германии на современном этапе. (сводный реферат)'

98. 03. 052-054. Занятость в Германии на современном этапе. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ КАПИТАЛА - И ЗАНЯТОСТЬ - - ФРГ / ЗАНЯТОСТЬ ФРГ / ЕС СТРАНЫ ФРГ / ФРГ БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО ЗАНЯТОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 052-054. Занятость в Германии на современном этапе. (сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.03.001-98.03.090

МОСКВА 1998

98.03.052-054. ЗАНЯТОСТЬ В ГЕРМАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. (Сводный реферат).

1.DERKS G., HALBACH A.G. Direktinvestitionen weltweit auf Rekordhohe: Sind Arbeitsplatze in Deutschland bedroht, gewinnt die Dritte Welt? // IFO-Schnelldienst. - München, 1996,- Jg.49, N 30,- S.24-31.

2. SAUGA M., STUDENT D. Nomaden am Netz. // Wirtschaftswoche. -Frankf.a. M„ 1997,- Jg.51, N 15.-.S.36-43.

3. Attraktive Form // Wirtschaftswoche.- Frankf.a.M., 1997,- Jg.51, N 15,-S.38.

Важной характеристикой ускоряющегося процесса глобализации мировой экономики являются не только растущие из года в год иностранные инвестиции, которые, по данным ОЭСР, составили в 1995 г. около 450 млрд. долл., но и расширение миграции рабочей силы (1, с.24). Потоки капиталов все более концентрируются в небольшем числе стран с наиболее привлекательными условиями, что оказывает существенное влияние на занятость как в странах-донорах, так и странах-реципиентах.

Германия также участвует в этом всемирном процессе, инвестируя за границей рекордные суммы, хотя капиталовложения немецких предприятий за рубежом не компенсируются встречным притоком капиталов из-за границы. Характерно при этом, что на 80-90% инвестиции за рубежом приходятся на сферу услуг, тогда как инвестиции в обрабатывающую промышленность имеют тенденцию к снижению (1, с.28).В числе факторов, объясняющих эту ситуацию, называют, во-первых, высокие издержки на оплату труда немецких рабочих и связанное с этим перемещение производства в страны с низкой оплатой рабочей силы; во-вторых, снижение интереса к размещению инвестиций в Германии со стороны иностранцев по причине этих же отрицательных факторов.

Анализируя далее взаимосвязь между немецкими капиталовложениями за рубежом и динамикой занятости внутри страны, авторы приходят к выводу, что для уменьшения отрицательного воздействия немецкой экспансии за рубежом нужно сначала уяснить, какой вид прямых капиталовложений может отрицательно сказаться на занятости в ФРГ. Практически это воздействие не касается третичного сектора, поскольку услуги кредитных институтов, страховых обществ, консультационных фирм в принципе могут оказываться только на месте. Кроме того,

зарубежные инвестиции не конкурируют с экспортом из страны и, следовательно, не оказывают отрицательного воздействия на рабочие места отраслей, производящих экспортную продукцию. Нужно также делать различие между капиталовложениями в уже существующие предприятия и в создание новых или расширение действующих мощностей. В первом случае новые мощности создаются в незначительном объеме, поскольку целью немецких прямых инвестиций является в большинстве случаев завоевание уже сложившегося внешнего рынка и в кратчайшие сроки перевод немецкого предприятия за рубеж. Во втором случае основной задачей является обеспечение доступа к рынку и, в меньшей степени, замещение производства в Германии. Но и в этом случае, считают авторы, упрек в экспорте рабочих мест можно сделать лишь с большой натяжкой, поскольку производство за рубежом часто требует значительного экспорта комплектующих узлов и материалов отечественного производства, что сохраняет рабочие места в ФРГ.

Все это, констатируют авторы, свидетельствует о том, что немецкие инвестиции за рубежом не оказывают значительного отрицательного воздействия на рабочие места внутри страны: согласно обследованию Института народного хозяйства 93% опрошенных фирм заявили, что их капиталовложения за рубежом обеспечили сохранение рабочих мест внутри страны, и только 7% заявили о сокращении персонала. Правда, каждое десятое предприятие машиностроительной и пищевой промышленности и 15% предприятий по производству потребительских товаров признали, что их инвестиции стали возможными за счет отказа от расширения местных рабочих мест. По данным Рейнско-Вестфальского института экономических исследований, снижение занятости внутри страны на опрошенных предприятиях составило 12%. Но это результат краткосрочных воздействий, а в долгосрочном плане, считают авторы, предприйтия смогут скорректировать ситуацию путем снижения издержек и реструктуризации производства (1, с.30). Другие институты, проводившие обследования, также пришли к выводу, что, как и ранее, большинство немецких инвестиций за рубежом оказало небольшое влияние на конкурентоспособность национального производства на мировых рынках. Однако слабость позиции страны, по их мнению, заключается в том, что значительно возросшие в последние годы

: зарубежные инвестиции других стран в большой мере обошли Германию.

В последнее время ФРГ осуществляет значительные инвестиции в страны Восточной Европы, исходя скорее из соображений дешевизны рабочей силы, нежели увеличения сбыта. Исследования показывают также, что немецкие компании после увеличения капиталовложений в новых землях снова перешли к целенаправленному расширению своих позиций на иностранных рынках. При этом немецкие инвестиции ориентируются на определенные страны и регионы в расчете на обратное позитивное воздействие на Германию.

Тем не менее, в условиях возросшей безработицы и слабого экономического роста в новых восточных землях, умеренный приток иностранных инвестиций в Германию внушает опасения. Объясняется этот слабый приток отчасти периодически повторяющимися конъюнктурными спадами в промышленных странах, в том числе кризисом 1993 г. в Германии. Но это не единственная причина. Большая часть поступающих в Европу инвестиций попадает не в Германию, несмотря на её емкий рынок, удобное географическое положение и хорошую инфраструктуру, а в Великобританию, отличающуюся гибким рынком рабочей силы и низким уровнем номинальной зарплаты. Однако, отмечают авторы, зарплата не всегда является решающим фактором. Важным импульсом для притока прямых инвестиций является улучшение перспектив роста, которые зависят от многих экономико-политических факторов: политики заработной платы, регулирования условий труда и жизни, мероприятий по дерегулированию экономики, укрепления лицензионного порядка и т.д..

Подробнее ситуацию с занятостью в Германии рассматривают авторы второй статьи. Они отмечают динамизм современного рынка рабочей силы: так, меняется стиль работы, повышается мобильность рабочей силы, изменение условий труда ведет к сокращению постоянных рабочих мест. В период 1988-1996 гг. занятость в Германии выросла, по данным ОЭСР, всего лишь на 2,4%. Массовая безработица будет, по мнению исследователей, преследовать страну вплоть до следующего тысячелетия: до 2005 г. безработица сохранится на уровне 9% (2, с.36).

23-5206

В ходе глобализации мировой экономики рабочая сила превращается в товар, который все шире перераспределяется в мировом масштабе. Трудящиеся ищут рабочие места, которые отвечали бы их представлениям о наиболее благоприятных условиях занятости и жизни. Тип рабочего XIX в. уже не находит себе места в высокотехнологичной экономике будущего. Похоже, уходит в прошлое и модель социального партнерства, при котором предприниматели и трудящиеся были не просто покупателями и продавцами рабочей силы, но и представляли собой сообщество, способное объединить мастера и подмастерье в решении социальных проблем.

В настоящее время немецкая модель социального консенсуса является, по мнению авторов, двойным тормозом: она препятствует быстрому внедрению новых технологий и созданию более производительных рабочих мест. В результате возникает парадоксальная ситуация: если в США или Великобритании в условиях "нормального" капитализма растет занятость и сокращаются трудовые конфликты, то в гармоничной Германии зачастую только большой ценой удается умиротворить налогоплательщиков. По-прежнему жизнеспособны традиционные связи между руководством предприятий и трудящимися, которые создают множество мелких союзов для защиты интересов обеих сторон. Советы представителей и коллектив рабочих и служащих предприятия предъявляют согласованные требования в отношении тарифных ставок, руководство предприятий старается избегать увольнений. Например, на предприятии Юокпег-НитЬокк-ОеМг персонал отказался от зарплаты, чтобы спасти предприятие от банкротства; Не1гип£8Ьаиег Х^втапп, несмотря на сопротивление профсоюза договорился со своими сотрудниками о неоплате часа труда в неделю (2, с.38). Правда, такие случаи являются исключением.

В будущем, по мнению компетентных источников, значительное расширение числа рабочих мест в Германии можно ожидать только в сфере услуг: если в 1991 г. здесь работало 57% немецких трудящихся, то, по прогнозам, в 2010 г. в этом секторе будет трудиться 65% занятых. При этом на рабочих местах, требующих невысокой квалификации, полный рабочий день будет заменяться "гибкой формой труда", и если сейчас в Германии в так называемых ненормативных рабочих условиях (частичная занятость, работа на

дому и пр.) трудится одна треть всех занятых, то через 15 лет, предположительно, в условиях неполной занятости будет работать половина всех трудящихся (2, с.38). Поэтому уже сейчас предприятия намерены шире использовать новые формы занятости. Особенно высокий прирост занятости ожидается в сфере коммуникаций. Место пожизненной связи между рабочим и предприятием займет рынок профессиональной рабочей силы, на котором рабочие будут "свободно плавать".

Новая техника в сфере услуг изменит требования к занятым на предприятии: из послушных "солдат труда" они должны превратиться в предпринимателей. Уже сегодня на многих фирмах сотрудники сами занимаются выполнением заказов, контролем за качеством, ликвидацией простоев. В будущем все большему числу занятых будут поручаться задачи по развитию производства. Это повысит культуру предприятия, доверие к сотрудникам, которые к тому же должны будут сами заботиться о программе своего дальнейшего обучения.

С учетом этого компании должны будут полностью перестроить свою работу, как это, например, сделал немецкий филиал компании IBM, когда в конце 80-х годов сфера услуг охватила и компьютерную область. В новом неопределенном мире труда без планируемой на всю жизнь карьеры, с договорами подряда вместо трудовых договоров, большей ответственностью, гибкостью и самостоятельностью в использовании времени прежняя немецкая концепция гармонии все больше уходит в прошлое. Утверждается новое правило: "чем больше отдельный сотрудник идентифицируется со своим заданием и своим предприятием, тем меньший интерес он представляет для коллективной деятельности" (2, с.42). Кроме того требования к работникам меняются так быстро, что многим необходимо второе образование. Работники образования тоже не могут угнаться за новыми амбициозными требованиями, хотя и обещают в будущем быстрее наладить обучение новым профессиям.

Авторы считают, что Германии с её устоявшейся моделью трудовых отношений и профессионального обучения будет трудно приспособиться к новым более гибким видам занятости. Предприятия, предприниматели, трудящиеся и политики робко приступают к инновациям, немцы тяжело расстаются с традициями. В стране Круппа и Тиссена миф крупной промышленности внедрился

98.03.055

180

так глубоко, что услуги здесь ценятся ниже, чем где-либо в мире. Но если в период индустриализации можно было размышлять и колебаться десятилетиями, то сейчас на это столько времени не остается.

Касаясь новой ситуации в мире труда, руководитель Нюрнбергского института исследований рынка труда и профессий профессор Г.Кляйнхенц (3) утверждает, что теперь нужно ориентироваться на то, что в будущем далеко не каждый желающий работать найдет себе место на полный рабочий день. Ожидается большой сдвиг в направлении частичной занятости уже хотя бы потому, что на рынок рабочей силы выходит все больше женщин, в том числе и в западных странах. Восьмичасовой рабочий день себя изживает, труд становится более гибким, рабочим приходится учитывать специфику предприятия, традиционный статус рабочего или служащего исчезает. Индивидуализация условий труда требует свободных правовых форм занятости. Высококвалифицированные рабочие должны быть самостоятельны в выборе новых форм деятельности. Но при этом, считает ученый, не отпадает необходимость в профсоюзах, которые теперь должны учитывать новые тенденции. Конечно, организовать занятых в сфере услуг труднее, чем металлургов или горняков, но поскольку профсоюзы заинтересованы в своем выживании, они должны искать новые формы работы среди трудящихся. Каждый работник в отдельности слишком слаб по сравнению с крупной компанией. Поэтому целесообразно выработать единые унифицированные положения, включаемые в текст коллективного договора.

В.И.Шабаева

98.03.055. АНДРЕЮК В.Ю. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ В 60-80-Е ГОДЫ XX ВЕКА: Учебное пособие /Пенз.гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского.-М.:Магистр, 1997. - 40с. - Библиогр.: с. 39-40.

Сотрудник педагогического университета рассматривает экономические аспекты иммиграционной политики ФРГ на примере турецких иностранных рабочих (ИР), и воздействие этой политики на германо-турецкие экономические и политические отношения. Анализируются причины и предпосылки миграции турецких рабочих в ФРГ; влияние труда ИР на продуктивность западногерманского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.