Научная статья на тему '2002. 01. 044-046. "новая экономика" и занятость. (сводный реферат)'

2002. 01. 044-046. "новая экономика" и занятость. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 044-046. "новая экономика" и занятость. (сводный реферат)»

_2002.01.044-046. «НОВАЯ ЭКОНОМИКА» И ЗАНЯТОСТЬ. (Сводный реферат).

1. MOSDORF S. New economy, new society // Wirtschaftswoche. -Frankfurt.a.M, 2001. - Jg.55, № 7. - S.28.

2. HOFFMANN M., METHFESSEL K. Gemeinsam mehr Sicherheit // Wirtschaftswoche. - Dusseldorf, 2001. - Jg. 55, № 20. - S. 22-24.

3. PAQUE K.-H. Soziale Marktwirtschaft und globale «New Economy»: Ein Widerspruch? // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 2001. - № 9. - S. 3138.

Госсекретарь министерства экономики ФРГ З.Мосдорф поддерживает концепцию «новой экономики», лежащую в основе фирменной философии компании «Хьюлетт-Паккард», согласно которой «радикально новые идеи являются в большинстве своем хорошими идеями. Нужно исходить из того, что ты можешь изменить мир. Разделяй все со своими коллегами - средства труда, идеи и проблемы - и не забывай: вместе можно создать все» (1, с.28). «Новая экономика» (НЭ) придумана не в академических клубах или салонах для элиты; это -«революция основ» (bottom-up-revolution), которая меняет не только экономику, но и общество. В настоящее время основным тормозом ее развития является нехватка квалифицированных кадров. Поэтому многие мировые фирмы создают корпоративные университеты и организуют, в сотрудничестве с традиционными университетами, дальнейшее обучение своих работников.

Уже сегодня, считает автор, сближаются точки зрения представителей капитала, руководства компаний, рабочих и служащих, когда речь идет о будущем их предприятия. Меняется культура участия трудящихся в управлении предприятием, что является новым серьезным вызовом для профсоюзов. Образованные, хорошо информированные работники XXI в. предъявляют высокие требования в отношении представительства своих интересов на паритетных началах в руководстве предприятия. В то же время образованные трудящиеся XXI в. хотят отождествлять себя со своим рабочим местом и со своим предприятием, поскольку полное отождествление с целями предприятия является предпосылкой высокой производительности.

В НЭ важную роль для обеспечения корпораций кадрами играют информационные технологии. Поиск рабочих мест с помощью Интернета может значительно сократить миграцию рабочей силы. Использование компьютера и гибкий режим труда позволяют совместить работу и

семью, что меняет повседневную жизнь людей. Объем знаний меняется очень быстро. Нынешние выпускники университетов, создавая свои предприятия, стремятся предложить что-то совершенно новое. Они имеют новые представления о совместной деятельности, в том числе с иностранными партнерами. Вместе с тем представители молодого поколения, которые в профессиональной жизни должны стать космополитами, будут все больше стремиться к родным корням и к возрождению семьи. Это поколение XXI в. будет более сознательным и прагматичным в отношении ценностей, в частности, оно не будет уверенно в абсолютной необходимости рыночного общества. Поколение XXI в. будет исходить из постулата «что я могу сделать для общества», а не наоборот. Оно принимает принцип компании «Хьюлетт-Паккард» -«клиент решает, правильно ли создано рабочее место» (1, с.28). Таким образом, технологическая революция станет эпицентром медленного, но непрестанного изменения общества. Общественно-политическими лозунгами-требованиями XXI в. будут свобода и самостоятельность, большая субсидиарность, иное государство, пристойность и ответственность.

О влиянии НЭ на трудовые отношения пишут немецкие авторы в статье «Вместе - больше уверенности» (2). В связи с предсказаниями американских ученых о возрождении в век Интернета средневековых ремесленных цехов, они отмечают странные тенденции в немецких трудовых отношениях. Профсоюзы хотят организовать предпринимателей. Распространение Интернета способствует тому, что все большее число трудящихся меняют рабочие места, оставаясь при этом у одного и того же предпринимателя.

В Германии существует профсоюз по оказанию услуг Verdi, который создал собственный сайт в Интернете, чтобы в скором времени создать организацию «микропредпринимателей», то есть самостоятельных лиц, которые считают себя предпринимателями, но не имеют сотрудников. В Берлине основатель предприятия «Snacker de Frank Lichtenberg», попавшего в затруднительное положение, организует регулярные мероприятия типа биржи труда в Интернете, в рамках которых направляет сотрудников на временные рабочие места или на повышение квалификации.

Для американского исследователя трудовых отношений Т.Мэлоуна (Th. Malone) это не единичный феномен, а показатель новой тенденции -возвращения гильдий. Как в средние века купцы и ремесленники

объединялись в гильдии и цеха, так в век НЭ, предсказывает он, квалифи-цированные специалисты свободных профессий объединяются в похожие на гильдии форумы (представительные собрания) с целью повышения своей квалификации и обретения большей уверенности в будущем.

По мнению Т.Мэлоуна, мы стоим перед историческим переломом, как в период промышленной революции, когда победа крупной промышленности в корне изменила мир труда, резко повысила его производительность и уровень жизни, когда появились массовые профсоюзные организации, представлявшие интересы миллионов рабочих. С переходом к обществу услуг требуются новые формы труда (ограниченная занятость, большая самостоятельность) и иные формы его оплаты. Но вместе с этим появляется и теневая экономика. «Условия нормированного труда отступают, мы возвращаемся к доиндустриальным формам труда. Трудящийся становится предпринимателем с использованием собственной рабочей силы с нерегулярными доходами и гибким рабочим временем. Место работы и жизни часто снова совпадают, границы между временем труда и отдыха исчезают» (2, с. 23).

Эти изменения в трудовой сфере, по утверждению Мэлоуна, начались давно. Он оценивает долю самозанятости в США в 25-30% всех занятых. Увеличивается число самозанятых и в Германии - с 3 млн. в 1991 г. до 3,6 млн. в настоящее время. Особенно сильно эта тенденция проявляется у лиц свободных профессий: число самостоятельных архитекторов, врачей, юрисконсультов, консультантов по налоговым вопросам увеличилось с 500 тыс. до 700 тыс. Наиболее динамично развивалась занятость с неполным рабочим днем: число соответствующих работников выросло за 90-е годы более чем на 60% и ныне составляет более 700 тыс. (2, с.24).

В новом обществе растет потребность в квалифицированной и гибкой рабочей силе. Появление новых профессий, приватизация государственных услуг, акционирование целых подразделений предприятий способствуют росту потребности в специалистах, работающих самостоятельно и взаимодействующих друг с другом посредством Интернета. Требуются мобильные специалисты для маркетинга и исследования рынка, для рекламы и дизайна, для разного рода консультаций. Профессиями будущего являются специалисты по электронной обработке данных, развитию программного обеспечения, сбыту и специфическим услугам через Интернет.

Позиция Т.Мэлоуна подвергается критике, в частности, со стороны известного американского социолога Р.Сеннетта (К.Беппей), который считает, новая организация труда ведет к появлению больших неопределенности и рисков, потере доверия и неустойчивости. Поскольку служащие будут иметь лишь краткосрочные задания без закрепленных за ними постоянных функций, они будут терять связь с предприятием и чувство отождествления с фирмой.

Немецкие исследователи также считают предвидения Т. Мэлоуна необоснованными (2). Гильдии Средневековья, которые создавались самостоятельными купцами и ремесленниками, поначалу были носителями экономического прогресса в городах. Они определяли стандарты качества, минимальные цены, поддерживали попавших в нужду членов гильдий. Но гильдии держались на привилегиях, в них исключалась конкуренция, определенные товары могли производиться и продаваться только членами гильдии. Будучи противниками либеральных свобод, гильдии впоследствии стали тормозом экономического развития. В условиях НЭ эта опасность, считает автор, не грозит.

К.-Х.Паке, анализируя социальную рыночную экономику в Германии и глобальную НЭ, пишет, что мы живем во время основополагающих перемен в экономике, а именно в период перехода от индустриального общества к информационному, от национальной экономики к глобальной, от «старой экономики» к НЭ (3). Меняется немецкая модель капитализма - социальная рыночная экономика. Автор пытается уяснить, в каком направлении пойдут эти изменения и чем они могут закончиться.

Традиционно люди перемещаются туда, где появляются новые крупные производства. Так осуществляется процесс пространственной и социальной концентрации, облегчающий появление коллективных организационных форм. Переход к информационному обществу означает, что этот процесс в известной мере пошел вспять: становится все меньше крупных производств, все работают одновременно, зато расширяется работа на компьютерах поодиночке или командой, и на них создается все большая стоимость. Работа индивидуализируется, но не из-за отсутствия связей, как в доиндустриальной экономике, а наоборот, по причине прямого доступа к сетям с целью получения информации. Отсюда и вытекают основные направления изменений: от коллективного организованного принуждения к индивидуальной ответственности. За этим стоит множество тенденций, которые автор представил в восьми тезисах.

Тезис 1 (экономические возможности). В современных технологиях скрыт огромный экономический потенциал: повышение благосостояния и рост за счет увеличения производительности, новые возможности разделения труда в мировом масштабе за счет глобализации торговли, преодоление территориальной разобщенности благодаря компьютерным сетям. Экономическая история показывает, что волны технологических инноваций периодически приводили к серьезному прогрессу в производительности труда, в результате чего повышался уровень жизни, население осваивалось с новыми технологиями. Но со временем они устаревали, появлялись инновационные технологии, на освоение которых не хватало опыта. Однако силами узкого круга специалистов осуществлялся новый технологический прорыв, соответственно росли производительность труда и благосостояние.

Несколько лет назад, в конце ХХ столетия, произошел прорыв в использовании микроэлектроники и современных информационных технологий. Раньше всех этим воспользовалась экономика США, которая к середине 90-х годов достигла значительного роста производительности труда. Похожее развитие ожидает в ближайшие годы экономику Европы. Это случится после того, как здесь завершится процесс взаимопроникновения экономики и новейших информационных технологий.

Тезис 2 (о новой роли предпринимателей). Большие экономические возможности, которые предоставляют новые информационные технологии и всемирные компьютерные сети, должны быть восприняты и использованы. Для этого нужно новое поколение динамичных предпринимателей, готовых пойти на риски. Нужно поощрять ориентированные на рынок исследования, направленные на внедрение технических новшеств в производственные процессы. Для стимулирования ориентированных на рынок исследований налоговая система должна поощрять деятельность предприятий, а не штрафовать их. Решающим стратегическим инструментом в этом направлении является размер налога на прибыль: чем меньше государственная казна облагает доходы предприятия от инноваций, тем более инновационной будет его дальнейшая деятельность и тем быстрее оно будет развиваться при прочих равных условиях.

Тезис 3 (экономические риски). Помимо выгод, мировая компьютерная сеть таит в себе определенные риски, прежде всего для конкуренции. Крупные концерны могут использовать свои сильные позиции на рынке сетевых технологий для удаления с рынков с помощью монополис-

тической практики средних конкурентов. Во избежание этого нужна последовательная конкурентная политика во всем мире. Глобализация несет в себе риски для конкуренции. Прежде всего, это действует в тех случаях, когда традиционные производители располагают и интенсивно используют инфраструктуру, в которую они могут вводить свои новые продукты. Классическим примером является использование программного обеспечения для системы Windows, обеспечившей рыночную мощь фирме Microsoft, которая, по мнению многих, использовалась недобросовестно.

В результате конкурентная политика приобретает новые глобальные масштабы. В будущем уже недостаточно наблюдения за развитием национальных рынков. Вместо этого все более важным становится сотрудничество, как это уже происходит между США и ЕС. В долгосрочном плане необходимо институционализировать кооперацию: в глобальном аспекте за ней должна наблюдать наднациональная организация.

Тезис 4 (социальные возможности). Информационное общество обладает большими социальными возможностями, поскольку позволяет расширить участие в экономической жизни, прежде всего лиц с физическими недостатками и ограничениями по здоровью, которые отныне могут полноценно трудиться благодаря всемирной сети. Большой прогресс ожидается в эмансипации женщин, поскольку физическая сила -традиционное преимущество мужчин - будет все меньше цениться на рынке рабочей силы. Облегчается уход за детьми, расширяются возможности заниматься ремесленным трудом.

В виртуальной экономике возможно высокопродуктивное производство без физического присутствия на предприятии, по крайней мере, для широкого спектра видов деятельности. Только в ключевых областях, где требуется координация труда большого числа людей на одном предприятии, еще длительное время будет требоваться физический труд и присутствие человека на рабочих местах. Можно предположить, что «с помощью информационных технологий впервые в истории человечества появился реальный шанс максимально уравнять на рынке рабочей силы стартовые шансы для людей различной физической конституции» (3, с. 35). Примечательно, что этот факт общественность до сих пор практически не принимала во внимание.

Тезис 5 (социальные риски). Любые социальные шансы таят в себе и риски. Тот, кто не сумеет вписаться во всемирную сеть, окажется на обочине. Тому, кто недостаточно обучен, информационное общество

предоставляет гораздо меньшие шансы на получение хорошей работы, чем прежнее индустриальное общество. Отсюда следует, что современная социальная политика должна быть в первую очередь политикой образования. Каждому молодому человеку на всех уровнях обучения должны даваться достаточные знания и навыки с учетом возможных серьезных изменений в технологиях и экономике.

Если раньше общество предоставляло в течение десятилетий хорошо оплачиваемые рабочие места и для неквалифицированных рабочих, то в будущем это будет происходить все реже. Поэтому центральной задачей современного постиндустриального общества является минимизация рисков квалификации, и важнейшим инструментом для этого является политика образования. Она должна быть «адекватной экономической структуре», то есть ее центр тяжести и требования должны быть, по возможности, изначально приспособлены к современному развитию и создавать обучающимся молодым людям наилучшие предпосылки на рынке человеческого капитала.

Тезис 6 (состояние рынка рабочей силы). Жесткое горизонтальное тарифное соглашение, которое было результатом так называемого социального партнерства профсоюзов и работодателей, годилось для индустриального общества, но не подходит для информационного. Партнеры по соглашению должны были раньше предприятия определять лишь рамочные показатели уровня и структуры зарплаты. Теперь роль профсоюзов меняется - от представления коллективных интересов трудящихся к индивидуальным консультациям. Переход от индустриального общества к информационному ускорил разрушение горизонтального тарифного соглашения. Это связано с изменением организации производственного процесса на предприятиях индустриальных стран, снижением роли среднего менеджмента, повышением ответственности высших категорий управляющих. Так, компьютерные технологии позволяют повысить гибкость использования рабочей силы; благодаря компьютеризации базы данных облегчается поток информации внутри предприятия, что позволяет улучшить сотрудничество между работающими; предприятия дифференцированно реагируют на пожелания клиентов; благодаря многостороннему использованию рабочей силы стираются границы между профессиональными группами.

При таких структурных изменениях партнерам по тарифному соглашению становится все труднее заранее устанавливать структуру зарплаты по таким формальным критериям, как уровень квалификации и

область ответственности. Все большую роль будут играть критерии, которые невозможно полно и объективно отразить в тарифном соглашении. Для профсоюзов это чревато тем, что если они будут настаивать на жестких тарифных соглашениях, то все меньше работодателей захочет вступать в союзы работодателей. Именно это уже наблюдается в некоторых сегментах немецкой экономики (например, в области современных услуг). Альтернатива для профсоюзов заключается в повышении гибкости тарифных соглашений с тем, чтобы ценой потери контроля над уровнем зарплаты и ее структурой можно было бы хотя бы согласовывать рамки системы начисления зарплаты. Такая гибкая стратегия позволит профсоюзам на длительное время сохранить за собой общественное влияние.

Тезис 7 (о реформе социального государства). Нужно проверить, каким образом требования социальной справедливости могут быть согласованы с требованиями большей персональной ответственности за основные жизненные решения. Предоставление средств на социальное страхование и индивидуальные варианты покрытия рисков для здоровья являются шагами в правильном направлении, которые делают социальное государство платежеспособным.

Тезис 8 (об обязательствах граждан). Социальная рыночная экономика функционирует лишь в том случае, если существует готовность людей к участию в общественной работе и к пожертвованиям для общеполезных инициатив. Государство должно косвенно поддерживать их путем льготного налогообложения.

Вклад граждан в общественно полезные мероприятия является важным элементом социальной рыночной экономики. Он тем более важен в глобализованном информационном обществе, поскольку в условиях международной конкуренции государство оказывается в более стесненном положении, чем прежде. Поэтому, наряду с реформой социального государства, необходимо на базе налоговых льгот развить третичный сектор, который может взять на себя важные общественные задачи.

Дополнение государственной деятельности действиями общественности целесообразно прежде всего в сфере культуры и высшего образования, где создаются социальные и культурные ценности. В этих случаях цель заключается в направлении, с помощью налоговых стимулов, частных средств в эту область с тем, чтобы обеспечить ее финансовую независимость от экономических и политических потрясений. В качестве примера автор приводит американские музеи и

университеты, финансирование которых (“endowments») постоянно в течение длительного времени увеличивается за счет частных источников.

В заключение автор пишет, что глобализация и НЭ не приведут к вымиранию немецкой социальной экономики. Предстоящие изменения могут даже ее укрепить, поскольку обещают динамичный экономический рост. Предпосылкой для этого является правильная расстановка приоритетов. Главным направлением изменений должны быть личная ответственность и сокращение обязательных коллективных правил. Это направление понравилось бы Людвигу Эрхарду, политическому отцу социальной рыночной экономики.

В.И.Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.