РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
1
издается с 1972 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 98.01.001 -98.01.106
МОСКВА 1998
финансовое бремя, связанное с наращиванием технической инфраструктуры городов, ложится на местные органы власти. Реализация концепции устойчивости на практике требует наличия вспомогательных структур, способствующих действиям главным образом на местном уровне, повышению роли информации и подготовки соответствующих кадров.
В. Г. Былое
98.01.083. СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБНОВЛЕНИЯ ГОРОДОВ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА / Европ.экон.комис. (Женева); Подготовлено: Форстером В., Грубероми X., Хансеном К.Е. и др. — Нью-Йорк; Женева: ООН, 1996. - [2], 58 с. - Библиогр.: с.56-57.
Монография подготовлена под эгидой ЕЭК коллективом экспертов из Австрии, Дании, Венгрии, Словакии и Швейцарии и посвящена анализу общих условиях обновления городов и разработке соответствующей политики. Исследование базируется на материалах семинара по проблемам обновления и модернизации населенных пунктов (Вена, 1994 г.) и рабочих совещаний по проблемам и политике модернизации и обновления (Братислава, 1995 г.) и по политике модернизации жилых районов (Копенгаген, 1995 г.).
Под обновлением городов подразумевается качественное улучшение состояния населенных пунктов. Деятельность в этой сфере включает широкий круг мер по модернизации, ремонту и эксплуатации жилья и соответствующей инфраструктуры, улучшению состояния городской и природной среды, повышению качества социальных услуг и торговли, соответствующих объектов, улучшению функционирования городской и региональной транспортных сетей, а также по сохранению архитектурного и культурного наследия в городах и прилегающих сельских районах. Процесс обновления рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса развития сети населенных пунктов в европейских странах. В рамках мер по обеспечению устойчивого развития общества данная стратегия, при всей непредсказуемости будущего, позволяет решить наиболее острые проблемы обновления районов жилой застройки и городской инфраструктуры, функционирования предприятий.
При выработке стратегии обновления учитывалось наличие
правовых, организационных и финансовых механизмов обновления городов, которые в ряде стран Европы отсутствуют или развиты недостаточно. В этом процессе, по мнению авторов, надо задействовать государственные органы на общенациональном, региональном и местном уровнях и частный сектор (собственников, владельцев недвижимости, предпринимателей, арендаторов, инвесторов).
В первой главе рассматриваются общие условия обновления городов и, в первую очередь, структура органов управления как одно из важных условий подобного обновления, распределение обязанностей между органами управления разного уровня и особенности развития местных органов власти, система внутренних властных отношений и бюджетных связей центральных и местных органов управления. От самостоятельности местных органов власти зависит их роль в регулировании и определении политики в области обновления жилого фонда, а сама эта самостоятельность зависит от поступлений из национального бюджета в бюджеты местных органов власти. Хотя в странах Западной Европы неодинаково распределение задач и полномочий между центральными и местными органами власти, для их большинства характерны передача значительного объема обязанностей и полномочий от центра на места: во многих странах местная власть является основным государственным органом, обеспечивающим предоставление коммунальных услуг, регулирование землепользования и развитие местных районов, решение вопросов физического планирования, выдачу разрешений на застройку, регулирование государственного участия в обновлении жилого фонда. В ряде стран местные органы пользуются достаточно широкой экономической независимостью от центрального правительства, имеют право вводить собственные налоги, получать финансирование на основе объективных критериев.
В странах Центральной и Восточной Европы в социалистический период центральные органы обладали очень сильной властью, в том числе в сфере обновления городов. Со временем она сократилась, но была достаточно значимой благодаря высокой доли целевого финансирования местных властей из государственного бюджета. В 90-е годы отношения центра и местных органов коренным образом изменилось, когда в рамках стратегии децентрализации местным органам передан в собственность
государственный арендный жилой фонд. Одновременно обострились отношения городских и внутригородских районных властей. Авторы называют парадоксальным явление стимулирования обновления инфраструктуры городов посредством программ приватизации (с.7). Даже явно незначительные поступления от приватизации в бюджет местных властей создали определенную базу для обновления остальной части арендного жилья, оставшегося в руках местных властей. Кроме того, новые владельцы приватизированных домов стали обновлять здания за счет средств, взимаемых от жильцов или поступающих в форме банковских кредитов.
Для укрепления директивных полномочий местных властей приняты новые законы, в соответствии с которыми вопросы собственности государственного жилья переданы в компетенцию местных властей, как и право устанавливать уровень квартплаты и право введения своей системы предоставления жилья, принятия решений по приватизации и выработке правовой ее основы. В ряде восточноевропейских стран жилищная политика центра приобрела противоположный характер: центральные органы власти взяли курс на всестороннее регулирование приватизации, а не на регулирование и субсидирование восстановления городских районов, сложив тем самым с себя ответственность за восстановление жилья и сократив финансирование местных органов в этом вопросе. Это привело к сокращению как восстановления жилья, так и нового жилищного строительства.
Анализируя жилищную политику в Западной и Восточной Европе, авторы отмечают, что важным фактором обновления являются предприятия различной формы собственности. Острота жилищной проблемы в странах Центральной и Восточной Европы требует выработки особой программы на базе различных концепций обновления городов.
В большинстве европейских стран неблагоприятные общеэкономические условия оказывают отрицательное влияние на решение вопросов жилищного строительства. В Западной Европе с середины 80-х годов рост безработицы, стагнация экономики, снижение реальных доходов и повышение дефицита государственного бюджета, отход государства от деятельности на рынке жилья оказали отрицательное влияние на практику обновления населенных пунктов, что привело к развитию новых процессов: в указанном регионе. В
последующие годы наметились определенные изменения в политике и практике, решения и меры стали носить более децентрализованный характер, вместо жестких и дорогостоящих мер начали применять гибкие и менее обременительные для государственного бюджета меры воздействия.
В Центральной и Восточной Европе крушение мировой социалистической системы совпало с радикальными внутренними социально-экономическими реформами на фоне экономического спада, разрушения элементов прежнего социального порядка и запаздывания в создании элементов нового, капиталистического строя. Подобная ситуация сказалась на политике в области жилья и населенных пунктов, перераспределении обязанностей и финансовых средств, порядке планирования, строительства и собственности, правовых аспектах аренды. Квартиросъемщики государственного жилья после его приватизации стали его собственниками, а жилищная сфера стала регулироваться независимыми местными административными единицами. При этом слепое копирование западных моделей не дало желаемого результата без их адаптации к местным условиям и при отсутствии необходимых финансовых средств, высоком уровне безработицы, общем обнищании и росте бездомности. В странах Центральной и Восточной Европы переход к рыночным условиям означал утрату уверенности в завтрашнем дне, надежном жилье, разрыву традиционных социальных связей с коллегами по работе и медленном формировании новых. У людей повысилась доля риска и одновременно появился свой шанс в жизни, что проявляется и в сфере жилья.
Приватизация жилья означает вступление индивида в новые отношения с жильем: ранее последнее находилось на государственном обслуживании и каждый квартиросъемщик имел право на получение соответствующих услуг. Основной характерной особенностью жилья была его потребительская стоимость и эксплуатация по относительно низким ценам. Приватизация возложила ответственность за ремонт и обслуживание жилья на самого жильца и повышению эксплуатационных расходов, а также привела к превращению жилья в рыночный товар. Неравный доступ к земле и собственности ведет к более неравному распределению богатства.
Различия в функционировании экономики, эффективности государственного регулирования и в формировании рынка в странах
27-4350
Центральной и Восточной Европы нашли отражение в характере жилищных проблем. Несмотря на различия в степени нехватки жилья и его доступности в отдельных странах, для всех рассматриваемых стран характерны плачевное состояние городских кварталов многоэтажной застройки, что обусловлено практически полным отсутствием обслуживания и ремонта в последние десятилетия. Сокращение бюджетных ассигнований в Западной и Восточной Европе приведет к отказу государства от решения жилищных вопросов, что для государств переходного этапа обострит проблему жилья. В течение определенного периода деградация качества жилья не будет иметь решающего значения потому, что резкий спад в новом жилищном строительстве вызовет нехватку жилых помещений при продолжающем нарастании напряженности на рынке жилья. Без принятия контрмер сложившийся дефицит в области обновления жилья будет возрастать.
Во второй главе рассматриваются особенности политики в области обновления городов. Анализ начинается с рассмотрения структуры городов и места районов проблемной деградации. Различие схем развития городов и методов государственного вмешательства привели к различиям в пространственной структуре городов. Городской центр европейских городов, как правило, сохранил смешанный, относительной высокий социальный статус и не приобрел облика трущоб. При этом в Западной Европе наблюдается существование двух тенденций в урбанизации: расширение пригородов и перемещение жителей из пригородов в центральные районы.
Многие проблемы центральных районов городов Европы явились следствием инвестиционных программ 60-70-х годов и изменения государственной политики в сфере урбанизации (создание "зеленых" жилых районов, модернизации центра, обновления городов). В Западной Европе эти программы, наряду со сносом старых построек, приводили к обострению политических и социальных проблем, нарастанию социальной и расовой сегрегации в городах. В Восточной Европе ограниченность финансовых средств привела к затягиванию реконструкции и обострению демографической сегрегации: молодые семьи с детьми были вынуждены переселяться на окраины городов. Социальный статус жителей центральной части городов Западной и Восточной Европы
неоднороден: меры социальной защиты помогли многим семьям остаться в городском центре, а отсутствие средств для их переселения из центра привели к сосуществованию богатых и бедных жителей в центре. Однако низкий уровень сегрегации постепенно будет меняться в сторону роста, чему будет способствовать массовая приватизация жилья. Авторы выделяют районы и типы деградации, анализируя причины самой деградации.
В заключительной третьей главе авторы рассматривают стратегию в области обновления городов. Дается анализ инструментов и механизмов обновления, включая рыночный механизм и меры государственного регулирования процесса обновления, механизм регулирования форм владения недвижимостью, инструменты косвенного и прямого регулирования, инструменты городского планирования и специфику применения вышеуказанных инструментов.
Успешное осуществление программы обновления городов в значительной степени зависит от активного участия жильцов, для которого следует создать самые оптимальные и благоприятные условия. При разработке программы следует учитывать образ жизни различных слоев населения, стимулируя их активное участие в процессе обновления. Следует особое внимание уделять разработке стратегии, поощряющей владельцев жилья и квартиросъемщиков экономно расходовать энергию. Энергосбережение может стать отправной точкой городского обновления, поскольку затраты на обновление компенсируются более низкими затратами на энергию. Одновременно подобные меры характеризуются высокой трудоемкостью и могут содействовать борьбе с безработицей, развитию высокоспециализированных отраслей промышленности.
Важным элементом стратегии является вопрос финансирования. Рассматриваются задействованнные факторы, их роль и интересы в деле финансирования процесса обновления, источники и механизмы финансирования процесса обновления, роль государственного субсидирования.
В центральных городских районах важно сохранить не только здания и сооружения, имеющие историческую ценность, но и само качество городской среды и обеспечить использование значительной части жилого фонда по прямому назначению. Это требует разработки адекватных инструментов обновления.
упор следует, по мнению авторов, сделать на отдельные технические функции здания, либо на здание в целом, либо на целый район. Следует использовать комплексный подход, предусматривающий постепенный перенос упора с обновления отдельных зданий на реконструкцию целых районов, а также шире применять междисциплинарное планирование.
В. Г. Б шов
98.01.084. ЛАМАНЕР П. В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДИТСЯ РЕФОРМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ? LAMAIGNERE P. OÙ en est la réforme des retraités? // Droit social. - P. ,1997.-N 2-P. 176-178.
Система пенсионного обеспечения Франции, указывает французский исследователь, переживает глубокий кризис доверия. Было бы неправильным возлагать за это ответственность на частные компании пенсионного страхования. Основными причинами дестабилизации системы пенсионного обеспечения являются в настоящее время положение в области занятости и противоречивые инициативы властей в этой области.
В рамках реформы 1993 г. предполагалось "заключить контракт" между поколениями, который гарантировал бы постоянство пенсионного обеспечения. В ходе подготовительных работ к реформе 1993 г. в общем режиме предоставления пенсий по старости были определены некоторые ясные принципы, которые необходимо соблюдать при определении пенсионных режимов. Отправным пунктом было положение о том, что в середине 80-х годов пенсионеры в среднем располагали доходами, равными доходам работающих членов общества, за вычетом расходов на детей и социальные отчисления. Были изучены условия поддержания этого уровня жизни, в том числе с помощью системы пенсионного обеспечения. Основываясь на предположении о сокращении безработицы, в подготовительных работах было показано, что к 2010 г. эта цель может быть достигнута, а современные обязательные режимы предоставления пенсий могут быть сохранены в их существующем виде при соблюдении двух основных параметров: при увеличении пенсионного возраста и постепенном изменении системы расчета пенсий, в частности при отказе от правила "десяти лучших