Научная статья на тему '98. 01. 082. Руководящие принципы планирования устойчивого развития населенных пунктов и управления ими / европ. Экон. Комис. (Женева); Подготовлено: ценкова С. , Шмитц А. , Уоллес Байбас А. И др. Нью-Йорк; Женева: ООН, 1996. (2), 94 с. Библиогр. : С. 91-94'

98. 01. 082. Руководящие принципы планирования устойчивого развития населенных пунктов и управления ими / европ. Экон. Комис. (Женева); Подготовлено: ценкова С. , Шмитц А. , Уоллес Байбас А. И др. Нью-Йорк; Женева: ООН, 1996. (2), 94 с. Библиогр. : С. 91-94 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДА - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - НАСЕЛЕННЫЕ МЕСТА - - ПЛАНИРОВАНИЕ / НАСЕЛЕННЫЕ МЕСТА - ПЛАНИРОВАНИЕ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Былов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 082. Руководящие принципы планирования устойчивого развития населенных пунктов и управления ими / европ. Экон. Комис. (Женева); Подготовлено: ценкова С. , Шмитц А. , Уоллес Байбас А. И др. Нью-Йорк; Женева: ООН, 1996. (2), 94 с. Библиогр. : С. 91-94»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.01.001 -98.01.106

МОСКВА 1998

в сферу услуг. Например, высококвалифицированные индийские инженеры и конструкторы получают архитектурные чертежи посредством спутниковой связи из США, работают с ними в Индии и посылают затем результаты своей работы в США опять же с помощью спутниковой связи. Подобная практика призвана сократить "утечку мозгов".

В заключении отмечается , что в отличие от либерализации движения капиталов и торговли, прогресс в либерализации движения рабочей силы оказался довольно скромным. Экономическое развитие в широком плане и достаточно высокие его темпы создают для потенциальных мигрантов возможность выбора между миграцией и работой дома, поскольку ликвидируют обстоятельства, вынуждающие эмигрировать. Возросшие потоки ПИИ и торговли, более эффективное использование помощи развитию действуют в том же направлении.

В. Г. Былое

98.01.082. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И УПРАВЛЕНИЯ ИМИ / Европ.экон.комис. (Женева); Подготовлено: Ценкова С., Шмитц А., Уоллес Байбас А. и др. - Нью-Йорк; Женева: ООН, 1996. - (2), 94 с. - Библиогр.: с.91-94.

Монография подготовлена по заказу комитета ЕЭК с целью содействовать выработке принципов планирования для обеспечения устойчивого развития населенных пунктов Европы в следующем тысячелетии. Сформулированные положения в первую очередь предназначены для директивных органов, занимающихся вопросами функционирования и развития населенных пунктов, и призваны помочь правительствам стран ЕЭК в адаптации национальной политики, действующего законодательства и нормативных актов к новым реалиям для обеспечения высокого жизненного уровня, качества жизни и здоровья населения. Устойчивое развитие возможно при равнозначном учете его социальных, экономических и экологических аспектов, при сокращении разрыва между провозглашаемой на высшем уровне политикой и практическими действиями местных органов власти. Руководящие принципы отражают новый подход к планированию, сотрудничеству научных и

практических организаций, координации усилий государственных и частных организаций.

В монографии дается общая теоретическая база для планирования развития населенных пунктов и управления ими; рассматриваются актуальность "устойчивого развития" и его последствия для уже сложившихся населенных пунктов, необходимость обеспечения устойчивости городов; стратегия перехода от концепции устойчивого развития населенных пунктов к конкретной политике; вопросы строительства и эксплуатации зданий; экологические проблемы городов; социальные аспекты устойчивости; правовая и финансовая основа для устойчивого развития и управления; проблемы обеспечения устойчивости в странах Центральной и Восточной Европы и т.д.. На основе изучения опыта стран ЕЭК выделены средне- и долгосрочные элементы стратегии, направленные на обеспечение устойчивого развития, возможные пути их интеграции в общую политику развития населенных пунктов.

Касаясь общих вопросов планирования развития населенных пунктов и управления ими (глава 1), авторы анализируют теории городского планирования и проектирования и историю планирования городов. Рассматриваются концепция концентрации населения в определенных районах страны и города и доктрина Усмана, предусматривавшая застройку центральной части города компактными пяти— и шестиэтажными домами; концепция "города-сада", получившая дальнейшее развитие в идее создания "солнечной системы" самостоятельных городов-спутников мегаполиса, модель многонуклеарной городской структуры, включающая города с относительно высоким уровнем самообеспеченности и специализацией на определенных функциях. Эта модель получила воплощение в концепции многофункциональной и мелкоячеистой застройки, сохранения существующих зданий и создания на улицах города благоприятного психологического климата для активного общения и культурного отдыха. Некоторые архитекторы и проектировщики попытались внедрить в практику "бульдозерную" концепцию обновления городов, предполагающую массовый снос устаревших зданий, однако эта концепция встретила сильный отпор сторонников многофункциональной и мелкоячеистой застройки и на практике мало где прижилась.

Мощным инструментом регулирования роста городов в

социалистических странах в эпоху строительства социализма явилось так называемое "физическое планирование", включавшее разработку региональных и локальных планов городского строительства, генеральные планы развития городов для обеспечения комплексного развития жилой, промышленной, технической и социальной инфраструктуры.

Процесс перепланировки городов включает социально-экономические аспекты и испытывает влияние экономических, социальных, исторических, культурных и политических факторов. Особого внимания заслуживают достижения и неудачи социалистического планирования, которые анализируются на примере новых городов эпохи 60-70-х годов, для которой были характерны стремительные темпы индустриализации, экономический рост и развитие миграций "село-город".

В настоящее время роль главного фактора развития городов приобрел рынок земли и жилья, функционирующий под воздействием складывающегося соотношения спроса и предложения. В условиях рыночной экономики городское развитие связывается с ростом капиталовложений в высокодоходные виды землепользования, избирательной перестройкой частным сектором городского центра и созданием элитного жилья для богатых в центральных кварталах городов.

В последние годы наметилось изменение в методах планирования и управления — от направленности на обеспечение экономического роста к более равному учету экономических и социальных издержек и выгод. Источником обострившихся экологических проблем ныне являются конфликты между обществом и природной средой. Для обеспечения устойчивого развития многие процессы в обществе должны увязываться с процессами природными.

Авторы подробно анализируют современные тенденции урбанизации, демографическую ситуацию отдельно в странах Западной и Восточной Европы, в частности, процесс старения населения, снижение темпов роста населения, усиление экономической конкуренции между городами. Экономический спад, безработица и развитие эмиграции привели к низким темпам прироста населения в крупных городах Центральной и Восточной Европы. В восточноевропейских странах переходного типа возросли удельный вес и число неполных и бездетных семей, семей, состоящих

из одного человека, и развиваются процессы старения населения.

Основными движущими силами процесса перепланировки городов являются изменения в половозрастном, профессиональном, образовательном, социальном составе городского населения, а также растущая социальная поляризация и дифференциация доходов. После второй мировой войны в Западной и Восточной Европе произошли значительные изменения в планировке городов. В настоящее время в Восточной Европе выделяются три модели перепланировки городов частными или государственными субъектами: а) интенсификация внутренней перепланировки без изменения общей схемы землепользования (перестройка существующих зданий, модернизация, расширение); б) приспособление жилья для коммерческого использования с увеличением общей площади; в) замена существующих структур, включая снос обветшалого жилья, строительство новых многофункциональных зданий, что ныне признается наиболее значимым фактором изменения облика городов (с. 18).

С первой половины 70-х годов в большинстве стран региона ЕЭК снижаются темпы жилищного строительства под влиянием изменения состава населения и размера семьи, прекращения или замедления процесса миграции "село-горрд", насыщения рынка жилья для многодетных семей, снижения доходов и платежеспособного спроса населения в сопоставлении с ростом цен на новое жилье, общего экономического спада и переориентации на рынок. В странах Западной Европы отмечается повышение качества жилья, превышение спроса на аренду и покупку малогабаритного и дешевого жилья над предложением последнего. В Центральной и Восточной Европе важнейшие изменения в обеспечении жильем связаны с переходом к рыночным отношениям, прекращением дискриминации частного сектора на рынке жилья, изменением характера государственного вмешательства в деятельность жилищного сектора, приватизацией жилья и возрастанием расходов на его оплату.

Состояние окружающей среды стало оказывать сильное воздействие на характер функционирования и перспективы населенных пунктов. В целом страны ЕЭК сильно страдают от загрязнения окружающей среды, а возрастающее использование автомобилей и рост интенсивности потребления энергии и разного рода ресурсов (в случае распространения данной модели развития

26-4350

города на другие регионы земного шара) приведут к приданию загрязнению окружающей среды глобального и необратимого характера.

Вторая глава посвящена проблемам устойчивого развития и его последствиям для населенных пунктов. Устойчивое развитие — это "развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения и одновременно не угрожает способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности" (с.26). Оно предполагает равенство как между континентами, так и между поколениями общества. Развивающиеся страны (РС) могут достичь устойчивого развития и приемлемого уровня жизни при условии сокращения в промышленно развитых странах потребления энергии и выброса двуокиси углерода. Основная идея концепции устойчивого развития заключается в создании эффективной системы распределения и использования ресурсов с расчетом на долгосрочную перспективу. Устойчивым считается общество, которое может существовать в течение многих поколений, является достаточно дальновидным, гибким и мудрым, чтобы не разрушать свои физические и социальные системы жизнеобеспечения.

Для достижения социальной устойчивости общество должно добиться такого сочетания демографических, производственных и технологических факторов, при котором для каждого члена общества будут обеспечены надлежащие и безопасные материальные условия жизни. Для достижения физической устойчивости общество призвано решить следующие задачи: а) темпы эксплуатации возобновляемых ресурсов не должны превышать темпы их регенерации; б) темпы эксплуатации не возобновляемых ресурсов не должны превышать темпы освоения их устойчивых возобновляемых заменителей; в) интенсивность выбросов загрязнителей не должна превышать поглощающую способность окружающей среды. Авторы призывают проводить различие между устойчивым ростом и устойчивым развитием: рост предполагает количественное увеличение физических параметров экономической системы, развитие — также и качественное изменение экономической системы в условиях динамичного равновесия с окружающей средой. Авторы далее рассматривают принципы и цели устойчивого развития и дают определение устойчивого развития городов.

Устойчивое развитие не может быть обеспечено только

техническими средствами (путем сокращения производства или повышения энергоэффективности автомобильного транспорта и технологических процессов); крайне важно добиться более устойчивого образа жизни людей. Поскольку концепция населенных пунктов включает концепцию образа жизни, значение первой возрастает в глобальном контексте. Для решения задачи устойчивого развития городов в принципе можно использовать широкий набор концепций планирования, однако наиболее важными считаются три основные модели - модели компактного, здорового и зеленого города. Экологические проблемы городов подразделяются на проблемы первого и второго поколений: они могут рассматриваться с точки зрения санитарных и гигиенических условий, влияющих на здоровье населения, или с точки зрения воздействия жизни города на местную и глобальную окружающую среду. К проблемам первого поколения относятся загрязнение, осуществляемое промышленностью и электростанциями; к проблемам второго -связанные с диффузией выбросов на уровне потребителей, гораздо труднее поддающиеся решению и характерные для стран Западной Европы и стран Восточной Европы переходного типа.

Третья глава посвящена вопросам устойчивого планирования, строительства и управления. Для достижения долгосрочной экологической устойчивости необходимо найти возможность обеспечения сбалансированности потребностей человека и ограниченной продуктивности природы для достижения устойчивости общества на местном, региональном и глобальном уровнях. В то же время разрастание городов, скученность, ухудшение качества воздуха и нехватка земли для строительства доступного жилья являются "симптомами" неустойчивого развития городов, обостряющимися с ростом населения, расползанием городов по территориям, которые ранее использовались в сельскохозяйственных целях в сочетании с концепцией экономического роста и повышения уровней потребления. Для устранения этого следует увязывать экологическую, экономическую и социальную политику. Это позволит добиться совместимости целей экономического роста, экологической целостности и социального благосостояния. Задача создания устойчивого и жизнеспособного общества требует изменений на уровне отдельных граждан, общин, предприятий и города. Авторы намечают обширный перечень целей, которые

должны реализовываться в рамках официальной политики на разных уровнях.

Рассматривается стратегия перехода от концепции устойчивого развития населенных пунктов к конкретной политике, программам и мерам. Город и его элементы, по мнению авторов, следует рассматривать как динамичные и комплексные экосистемы. Стратегия экологически безопасного развития городов должна учитывать необходимость устойчивого развития всей глобальной системы. Для экосистемного подхода авторами предложена приведенная в монографии модель потоков. Эта концептуальная модель и практический опыт в области охраны окружающей среды позволяют выработать стратегию, учитывающую экологические цели в связи с развитием населенных пунктов. Для конкретных категорий проблем должны быть разработаны базовые модели.

Проблемы планирования и управления в области транспорта авторы рассматривают с учетом опыта, накопленного за последние десятилетия. Они предлагают два основных принципа в области подобного планирования: поддержку и стимулирование наиболее энергосберегающих и экологически чистых и безопасных средств транспорта и максимально тесную увязку планирования землепользования и организации общественного транспорта с целью ограничения расходов на организацию и эксплуатацию системы общественного транспорта и сокращения конкуренции со стороны частных автомобилей. Отмечается задача рационального использования природных ресурсов и управления озеленением территорий. Многие европейские города в настоящее время разрабатывают или осуществляют стратегию уплотнения городской застройки.

Основной задачей устойчивого управления городским хозяйством является обеспечение надлежащих городских служб, удовлетворение неотложной потребности в организации обслуживания и улучшении существующих транспортных систем, систем водоснабжения и канализации, в облегчении устойчивого притока капитала для создания технической инфраструктуры в районах нового городского строительства. Намечены меры в рамках политики в области водоснабжения и очистки сточных вод, в реализации политики охраны и обеспечения качества водных ресурсов, меры по удалению ливневых вод, по обработке твердых

отходов, в области энергоснабжения и энергосбережения, по повышению качества почвы и мелиорации земельных угодий.

Устойчивость обеспечивает улучшение качества жизни людей без превышения максимально допустимой нагрузки на экосистемы. Она воздействует на процесс строительства, на использование и рециркуляцию строительных материалов. Авторы рассматривают жилищную политику в Центральной и Восточной Европе с точки зрения устойчивого развития, предлагая в качестве основополагающих принципов создание безопасных и диверсифицированных общин, участие общин и содействие практике охраны окружающей среды. Намечены приоритеты в области реконструкции центральных районов городов, в области обновления и модернизации жилых комплексов на периферии городов.

В четвертой главе анализируются меры по переходу от провозглашенной политики к практике, причем развитие городов во все большей степени рассматривается как имеющая жизненно важное значение для устойчивости будущего развития общества. Авторы разрабатывают инструменты и средства управления городами в интересах обеспечения устойчивости, основные принципы управления экологией городов, переориентацию политики на решение задач устойчивого развития. Приводится концепция правовой и финансовой основы для устойчивого развития и управления.

Особо рассматриваются проблемы обеспечения устойчивости в странах Центральной и Восточной Европы. Происходящие в них рыночные реформы оказывают существенное влияние на правовую основу. Пока что на общенациональном уровне правительства этих стран еще не проявляют приверженность концепции устойчивого развития, хотя ряд стран предпринимаются усилия в этом направлении. В этих странах отмечается неустойчивость, нестабильность нормативной базы в отношении планирования и развития городов. Однако в целом нормативные и директивные акты, касающиеся планирования, свидетельствуют о приверженности комплексному подходу к физическому, экономическому и социальному планированию. Авторы дают свои рекомендации по улучшению законодательства и решению экологических проблем, повышению эффективности природоохранной деятельности под эгидой центральных органов управления. В указанных странах

финансовое бремя, связанное с наращиванием технической инфраструктуры городов, ложится на местные органы власти. Реализация концепции устойчивости на практике требует наличия вспомогательных структур, способствующих действиям главным образом на местном уровне, повышению роли информации и подготовки соответствующих кадров.

В. Г. Былое

98.01.083. СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБНОВЛЕНИЯ ГОРОДОВ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА / Европ.экон.комис. (Женева); Подготовлено: Форстером В., Грубероми X., Хансеном К.Е. и др. — Нью-Йорк; Женева: ООН, 1996. - [2], 58 с. - Библиогр.: с.56-57.

Монография подготовлена под эгидой ЕЭК коллективом экспертов из Австрии, Дании, Венгрии, Словакии и Швейцарии и посвящена анализу общих условиях обновления городов и разработке соответствующей политики. Исследование базируется на материалах семинара по проблемам обновления и модернизации населенных пунктов (Вена, 1994 г.) и рабочих совещаний по проблемам и политике модернизации и обновления (Братислава, 1995 г.) и по политике модернизации жилых районов (Копенгаген, 1995 г.).

Под обновлением городов подразумевается качественное улучшение состояния населенных пунктов. Деятельность в этой сфере включает широкий круг мер по модернизации, ремонту и эксплуатации жилья и соответствующей инфраструктуры, улучшению состояния городской и природной среды, повышению качества социальных услуг и торговли, соответствующих объектов, улучшению функционирования городской и региональной транспортных сетей, а также по сохранению архитектурного и культурного наследия в городах и прилегающих сельских районах. Процесс обновления рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса развития сети населенных пунктов в европейских странах. В рамках мер по обеспечению устойчивого развития общества данная стратегия, при всей непредсказуемости будущего, позволяет решить наиболее острые проблемы обновления районов жилой застройки и городской инфраструктуры, функционирования предприятий.

При выработке стратегии обновления учитывалось наличие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.