Научная статья на тему '97. 04. 050. К устойчивому развитию населенныхпунктов в регионе ЕЭК / европ. Экон. Комис. (Женева-Нью-Йорк). Женева: ООН, 1996. 35 с'

97. 04. 050. К устойчивому развитию населенныхпунктов в регионе ЕЭК / европ. Экон. Комис. (Женева-Нью-Йорк). Женева: ООН, 1996. 35 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - EC СТРАНЫ / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА -EC СТРАНЫ / EC СТРАНЫ НАСЕЛЕННЫЕ МЕСТА / ГОРОДА -СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ - EC СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Былов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 050. К устойчивому развитию населенныхпунктов в регионе ЕЭК / европ. Экон. Комис. (Женева-Нью-Йорк). Женева: ООН, 1996. 35 с»

страдающих старческимслабоумием.

- В-четвертых, семьи, имеющие престарелых, во многих ПРСстали объектом специальных профамм, предусматривающихрасширение системы оказания скорой и неотложной помощи.

Однако надежды на реформы в системе помощи престарелымне оправдались: не удалось избежать чрезмерного наплыва стариков вдорогостоящие частные лечебницы и дороговизны медицинской исоциальной помощи. Поэтому больший упор был сделан на оказаниепомощи на дому и в рамках общины, а не на создание дешевыхчастных лечебниц. В последние направляются престарелые люди в техслучаях, когда исчерпаны прочие возможности, а также при резкомухудшении их здоровья и несчастных случаях.

При всей актуальности проблемы медицинского обслуживанияпрестарелых остался открытым вопрос об источникахфинансирования строительства лечебниц, больниц и программсоциальной помощи для нуждающихся в длительной помощипрестарелых. Первоначально большие надежды возлагались начастное страхование (в частности, в Японии и США). Однако на путиразвития индивидуального страхования возникли

сложности,ограничившие возможности его использования. Поэтому стало ясно,что государственные средства и в будущем останугся основнымисточником финансирования. В этих условиях в ряде стран-членовОЭСР началась реформа программ длительной помощи престарелым,в том числе системы здравоохранения и вспомоществования,основным источником средств для которых являются налоги. Вдругих странах решено использовать взносы в систему социальногострахования. Предусматривается выделение граитов дляфинансирования соответствуюших долгосрочных программ, отказ отспециальных субсидий местным властям и т. д.

Авторы намечают объекты предстоящих реформ с учетомбыстрого старения населения, социально-политической обстановки вотделЬных странах, финансового положения страны, характерагосударственных и частных расходов.

В.Г. Былов

97.04.050. К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ НАСЕЛЕННЫХПУНКТОВ В РЕГИОНЕ ЕЭК / Европ. экон. комис. (Женева-Нью-Йорк). - Женева: ООН, 1996. - 35 с.

Обзор подготовлен финским исследователем М. Луяненом всотрудничестве с Секретариатом ЕЭК в качестве рабочего материаладля

Второй конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат-2) в Стамбуле в июне 1996 г. и дает краткий анализ развития населенныхпунктов (НП) в ЕЭК после Хабитат-1 (Ванкувер, Канада, июнь1976 г.). В частности, рассматриваются вопросы защиты окружающейсреды, экономические аспекты развития поселений, социальные икультурные проблемы жилищного фонда и НП, роль государства,частного сектора, сферы обслуживания, развитие информационныхсистем поселений, систем регистрации земли и недвижимости.

Европа представляет особый интерес для исследований какрайон древней цивилизации, где расположены 54 страны, в том численаиболее экономически развитые страны со сложившейся рыночнойэкономикой и страны, находящиеся в стадии перехода от социализмак капитализму. Различие уровней социально-экономического инаучно-технического прогресса в европейских странах требуетвыработки гибкой стратегии развития НП.

В последние годы все болынее значение приобретаютэкологические проблемы, в частности проблемы рациональногоиспользования энергии, переработки отходов и повторного ихиспользования, более эффективного использования сырья иулучшения очистки сточных вод, борьбы с загрязнением,предотвращения загрязнения подземных водохранилищ, уменьшениявыброса токсичных материалов автотранспортом. Страныевропейского региона, характеризующиеся

гипертрофированныминдустриальным развитием, в первую очередь ответственны заподдержание экологического равновесия на земном шаре.

НП играют важную роль в обеспечении экологическогоравновесия. Урбанизация и образование конурбаций привели кчрезмерному расползанию поселений по пригодным длясельскохозяйственного производства землям, деградации ландшафтаи утрате природного многообразия. Городской образ жизни, высокаяплотность застройки и городского населения распространялись насельские ареалы, способствовали созданию обширных зон рекреации,что в итоге нарушило местный и региональный экологический баланси саму антропогенную среду.

Для улучшения качества городской окружающей средыиспользуются такие меры, как городское планирование, политикажилищного строительства, управление дорожным движением,потреблением энергии и использованием отходов, борьба сзагрязнением. Для увеличения доли общественного транспорта в

перевозках используются меры по повышению его качества ипривлекательности. Уменьшению вредного воздействиятранспортных

погоков на окружающую среду содействуетрациональное управление использованием местных и обходныхдорог, парковок, снижение интенсивности движения. Однако рядстран регаона не имеют общегосударственной политики и программыповышения качества окружающей среды, а меры контроля задеятельностью промышленных компаний и транспортнымстроительством не координируются. Требуется комплексный подход впланировании, застройке и управлении НП для сниженияпотребления энергии, уровня загрязнения и шума, сохранения ирасширения зон рекреации и природных ландшафтов, приобеспечении устойчивого экономического и социального развития.

Согласование экологических программ с отраслевой политикойтребует учета экологических проблем в городском планировании иуправлении. Экологически рациональное управление

городскойтерриторией, перестройка и повторное

использованиепромышленных объектов в городах, замена или восстановлениеархаичной инфраструктуры и комплексиое использованиетерритории НП могут сократить масштабы автоперевозок и улучшитьдоступ к коммунальным услугам и зеленым зонам. Вопросыпотребления энергии (в том числе крайне неэффективное иэкологически опасное потребление энергии в странах Центральной иВосточной Бвропы),развития здравоохранения и транспорта должныбыть тесно увязаны между собой.

Экологические проблемы нельзя решить только путемсовершенствования технологаи: на первый план выходят вопросы,связанные со структурой потребления, стилем жизни ивозможностями их рационального изменения. В НП это находит своеотражение в пространственном планировании,

использованиигородского транспорта, регулировании теплового режима внутрипомещений, уменьшении объема бытовых огходов. Следуетосуществлять комплексную политику, сочетающую меры поинформированию населения о тех или иных результатах егодеятельности с ограничениями, экономическими стимулами изапретами. Примером могут служить повышение налогов и цен набензин и практика залоговых цен на стеклянную посуду дляпоощрения ее вторичного использования.

Касаясь экономических аспектов развития НП, авторподчеркивает важную, но недооцениваемую роль строительства длянациональной экономики. После второй мировой войны устойчивоеразвитие строительства явилось одним из важнейших средств выводаэкономики западноевропейских стран из кризиса и последующегоэкономического роста. В настоящее время при высоком уровнебезработицы (30 млн.

безработных в Западной Европе и СевернойАмерике и 15 млн. безработных в странах переходного типа)строительство может увеличить занятость как непосредственно настроительных площадках, так и в смежных отраслях (производствестройматериалов, строительных машин и оборудования, в торговле ина транспорте). Во многих странах ЕЭК на долю строительстваприходится более половины всех инвестиций.

Большое число рабочих мест в НП создается в ходестроительства и ремонта инфраструктуры (дорог, улиц, системводоснабжения и канализации, электроэнергетики, средств связи). Строительство в НП приобрело дополнительное значение в качествеэлемента экономического подъема в связи расширением работ поперестройке и обновлению зданий. Перестройка и обновление зданийпозволяют уменьшить вред, наносимый окружающей среде отиспользования энергоносителей, и снизить затраты на отопление.

Опыт стран ЕЭК подтверждает значимость политики в областистроительства в НП: строительство очень чутко реагирует наизменение экономической конъюнктуры, играет значительную роль вдинамике экономических циклов, усиливая амплитуду циклическихколебаний. Политика в области жилищного строительстванепосредственно влияет на объем всего иового строительства иремонтно-эксплуатационных работ в каждой конкретной стране.Программы накопления средств на новое строительство иприобретение жилья, способствуя финансированию

жилищногостроительства, одновременно повышают общий уровенькапиталовложений и накоплений.

По мнению автора, тенденции в странах переходного этапа вВосточной Европе и СНГ вызывают разочарование и беспокойствоиз-за отставания объема строительства от потребностей, обостренияпроблемы нехватки жилья. В этих странах сокращениеплатежеспособного спроса и макроэкономическая политика привелик сокращению государственного жилищного строительства, а инфляция способствовала росту издержек на строительство. Оздоровление строительства в постсоциалистических странах можетсодействовать преодолению кризисных явлений в экономике, жилье иповышению качества жизни населения. Улучшение жилищныхусловий создает благоприятный психологический климат в обществе,что положительно скажется на развитии национальной экономики.

Стратегия решения жилищного вопроса многих стран ЕЭК впослевоенные годы заключалась в максимально возможномрасширении жилищного строительства. Позднее, в 70-е годы, всебольше внимания стало уделяться повышению качества жилья,доведению устаревшего жилищного фонда до современного уровняпотребностей и технического обеспечения.

Однако при резком ростеобщих стандартов жилищного строительства ни в одной из стран ЕЭКтак и не удалось решить жилищную проблему.

Высокий средний показатель обеспечения жильем можетмаскировать наличие обширных групп населения снеблагоприятными жилищными условиями. Об этом свидетельствуетналичие значительного контингента бездомных во всех, в том числе ибогатых, странах и в странах СНГ. Численность бездомных резкоувеличилась даже в наиболее развитых странах. В подобных условияхболыдое значение приобретает информационная база, возможностиучета жилищных потребностей отдельных социальных группнаселения, сбор данных о жилищных условиях жителей НП.

Особое внимание следует уделять вопросу диверсификацииполитики обеспечения жильем в НП в соответствии с весьмаразличными потребностями отдельных групп населения. Ссерьезными жилищными проблемами сталкиваются молодые люди,лица, впервые покупающие жилье, многодетные семьи. Престарелыечасто занимают жилье, не отвечающее современным стандартам. Внеблагоприятном положении находятся инвалиды.

Жилищная проблема обостряется из-за увеличения разрыва вуровне доходов богатых и бедных слоев населения, безработицы,притока иммигрантов и т.д. В связи с этим на первый планвыдвигается проблема реформирования системы субсидированияжилья в НП.

Развитие НП определяется политикой государственныхорганов, частных предпринимателей и третьих лиц. Органыгосударственной власти -это центральные, региональные и местные ведомства и учреждения; частный сектор представленпроектировщиками, подрядчиками, коммерческими банками,землевладельцами, агентами по продаже недвижимости, компаниямипо обслуживанию и т.д.; третьи лица - это различные группывзаимопомощи, некоммерческие проектировщики и строители,жилищные кооперативы и кондоминимумы,

организацииарендаторов. Профсоюзы и потребительские кооперативы действуютв НП как группы лоббистов.

В одних странах административные традиции основываются натрадиционно значительной роли государственных органов, преждевсего сильной центральной власти, а в других на децентрализованнойсистеме управления. Однако во всех странах ЕЭК прослеживаетсяобщая тенденция к делегированию гражданам полномочий попринятию решений, касающихся развития НП. Повышаетсязначимость местных органов власти и объединений граждан (в томчисле арендаторов жилья).

По мнению автора, эффективность строительства в

НПосновывается на конкуренции между частными предприятиями. Длясоздания условий, способствующих конкуренции, следует разделятьфункции проектировщика и подрядчика. В некоторых странах в сферепроектирования и управления жилищным фондом важную рольиграют некоммерческие ассоциации и организации. Ключевую роль всоздании необходимых условий для застройки НП призваны игратьмуниципалитеты. Тем не менее в странах ЕЭК центральноеправительство по-прежнему выполняет важные задачи постимулированию развития НП, в том числе через созданиезаконодательной базы.

Устойчивому развитию НП способствуют

информационныесистемы. Непременным условием для установления прав на владениеи прав собственности является наличие достоверной информации,регистрация земли и недвижимости. Многие страны ЕЭК ведутработу по выработке всеобъемлющих земельных кадастров, в которыевключается географическая, экологическая информация исоответствующие показатели. Важную роль играют переписинаселения и дополняющие их выборочные обследования населения.Многие страны ЕЭК предпринимают серьезные шаги посовершенствованию сбора и обработки экологической информации.

В.Г. Былов

97.04.051. ТИБЕРГЕН ФР. 1945-1995 гг. СОЗДАНИЕ И КРИЗИС "ЖЕНЕВСКОЙ СИСТЕМЫ".

TIBERGHIEN FR. 1945-1995, Naissance et crise du systeme de Geneve//Hommes et migrations. - P.,1996. - № 1198/1199 - P.13-15.

Сотрудник Государственного совета Франции

рассматриваетфункционирование международной системы защиты беженцев,созданной после второй мировой войны. Положением беженцевспециально занимались следующие организации: Международнаяорганизация по делам беженцев (1946-1948 г.). Верховныйкомиссариат ООН по делам беженцев (1950) и Комитет по деламбеженцев. В послевоенный период были созданы правовые основы,регулирующие и в настоящее время положение беженцев: ХартияООН (1945), Декларация прав человека (1948) и Женевскаяконвенция о статусе беженцев (25 июля 1951 г.), в которой впервые вистории был определен международный статус беженцев.Первоначально ратифицированная 14 странами, эта конвенция внастоящее время признана более 170 государствами.

Женевская конвенция начала действовать сразу после войны ив

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.