Научная статья на тему '97. 04. 049. Хеннесси П. , Уинер Дж. Медицинское исоциальное обслуживание пожилого населения. Hennessi P. , Wiener J. paying for care for the elderly // OECDObserver. - P. , 1996. - № 201. P. 13 16'

97. 04. 049. Хеннесси П. , Уинер Дж. Медицинское исоциальное обслуживание пожилого населения. Hennessi P. , Wiener J. paying for care for the elderly // OECDObserver. - P. , 1996. - № 201. P. 13 16 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТАРЕЛЫЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 049. Хеннесси П. , Уинер Дж. Медицинское исоциальное обслуживание пожилого населения. Hennessi P. , Wiener J. paying for care for the elderly // OECDObserver. - P. , 1996. - № 201. P. 13 16»

созданиемиллиона новых рабочих мест (3, с.24).

Правительство между тем предпочитает делать ставку на новуюполитику в отношениях с трудящимися, которая должна бытьопределена до выборов 1998 г.: вместо дерегулирования рынка трудапредполагается снова ориентироваться на

регламентирование.Выдвигается требование хотя бы частично включать в страхование побезработице, болезни и пенсионное обеспечение освобожденные досих пор от социального страхования трудовые договоры наминимальную оплату в 590 немецких марок. Налоговые экспертыпредлагают ограничить число этих популярных рабочих мест сминимальной оплатой, так как предприятия предпочитают создавать два дешевых необлагаемых социальными взносами рабочих места,чем одно облагаемое (3, с.24). Авторы, однако, сомневаются, чтотакая смена стратегии будет способствовать оздоровлениюнационального рынка рабочей силы.

В. И. Шабаева

97.04.049. ХЕННЕССИ П., УИНЕР Дж. МЕДИЦИНСКОЕ ИСОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ. HENNESSI P., WIENER J. Paying for care for the elderly // OECDobserver.-P., 1996.- № 201. - P. 13 - 16.

Сотрудник директората ОЭСР no вопросам образования,занятости, рабочей силы и социальным проблемам П. Хеннесси иглавный исследователь Института урбанистики в Вашингтоне(США), в прошлом консультант ОЭСР, Дж.Уинер отмечают, что донедавнего времени лишь ряд стран-членов ОЭСР имели достаточночеткую и официальную политику в отношении долгосрочногомедицинского обслуживания престарелых. При необходимостибольных стариков помещали на длительное время в обычныебольницы, а частные лечебницы предназначались для больных инуждающихся в уходе стариков, за которыми не могли ухаживать ихродственники. Кроме того, существовало медицинское обслуживаниена дому немощных престарелых, вызов сиделок, доставка продуктовпитания и т.д. Социальная политика в отношении престарелыхконцентрировалась на поддержании их доходов и обеспеченииминимума бытовых услуг и медицинской помоши. Однако обвдеепостарение населения в странах-членах ОЭСР привело к появлениюмногочисленного нового контингента очень пожилых людей, чтопоставило в повестку дня необходимость обеспечения ихспециальным и социально-медицинским обслуживаиием.

В 80-е годы в этой связи были проведены

соответствующиереформы медобслуживания престарелых в Австралии, Австрии,Великобритании, Германии, Новой Зеландии, Финляндии, Швециии Японии. В Дании и Канаде были модифицированы действующиепрограммы, сделан акцент на ряде предоставляемых услуг и намеченымеры по созданию нового комплекса услуг в будущем. Нехваткафинансовых средств тормозила реформы. Как показал опыт США,реформы буксуют, а введение новых налогов и отчислений встречает противодействие граждан и влияет на поведение электората наочередных выборах.

Однако стало очевидно, что потребность в

долгосрочнойподцержке престарелых будет возрастать. При решении этойпроблемы следует учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, сложилось мнение, что больничная палата являетсянеподходящим местом содержания престарелых по социальным,финансовым, профессионалышм и морально-

этическимсоображениям.Общедоступные государственные больничные палатыявляются слишком дорогостоящим средством содержания обычныхпрестарелых, которым нужен преимущественно обычный уход, а неспециальная медицинская помошь. К тому же их присутствие впалатах создает неблагоприятную окружающую среду для прочихбольных. Поэтому в ряде стран отмечается сокращение приема вбольницы престарелых, нуждающихся в длительном лечении и уходе(в США, несмотря на рост контингента престарелых, их прием вбольницы сократился с 1980 г. до настоящего времени на 25%)( с.14).

Во-вторых, в большинстве ПРС увеличилось число коек вчастных лечебницах в качестве альтернативы больничномуобслуживанию. Однако в последнее время рост числапрестарелых.обратившихся в подобные учреждения, вынудил перейтик селективному подходу к нуждающимся (прием самых дряхлых инемощных, нуждающихся в постоянном уходе), ужесточениютребований при предварительном обследовании, отсылке менеенуждающихся в уходе в обычные приюты или на обслуживание надому. Была пересмотрена система компенсационных выплат дляразличных по тяжести положения престарелых реципиентов.

В-третьих, с начала 90-х годов ежегодно на 10% сокращаетсячисло мест в традиционных приютах. для престарелых,обеспечивающих последним социальную поддержку, особенно вВеликобритании, Норвегии и Швеции. Это сокращениекомпенсировалось повышением качества обслуживания в них, атакже в центрах ежедневного ухода и в обслуживании на дому. Былисозданы небольшие лечебницы для лиц,

страдающих старческимслабоумием.

- В-четвертых, семьи, имеющие престарелых, во многих ПРСстали объектом специальных профамм, предусматривающихрасширение системы оказания скорой и неотложной помощи.

Однако надежды на реформы в системе помощи престарелымне оправдались: не удалось избежать чрезмерного наплыва стариков вдорогостоящие частные лечебницы и дороговизны медицинской исоциальной помощи. Поэтому больший упор был сделан на оказаниепомощи на дому и в рамках общины, а не на создание дешевыхчастных лечебниц. В последние направляются престарелые люди в техслучаях, когда исчерпаны прочие возможности, а также при резкомухудшении их здоровья и несчастных случаях.

При всей актуальности проблемы медицинского обслуживанияпрестарелых остался открытым вопрос об источникахфинансирования строительства лечебниц, больниц и программсоциальной помощи для нуждающихся в длительной помощипрестарелых. Первоначально большие надежды возлагались начастное страхование (в частности, в Японии и США). Однако на путиразвития индивидуального страхования возникли

сложности,ограничившие возможности его использования. Поэтому стало ясно,что государственные средства и в будущем останугся основнымисточником финансирования. В этих условиях в ряде стран-членовОЭСР началась реформа программ длительной помощи престарелым,в том числе системы здравоохранения и вспомоществования,основным источником средств для которых являются налоги. Вдругих странах решено использовать взносы в систему социальногострахования. Предусматривается выделение граитов дляфинансирования соответствуюших долгосрочных программ, отказ отспециальных субсидий местным властям и т. д.

Авторы намечают объекты предстоящих реформ с учетомбыстрого старения населения, социально-политической обстановки вотделЬных странах, финансового положения страны, характерагосударственных и частных расходов.

В.Г. Былов

97.04.050. К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ НАСЕЛЕННЫХПУНКТОВ В РЕГИОНЕ ЕЭК / Европ. экон. комис. (Женева-Нью-Йорк). - Женева: ООН, 1996. - 35 с.

Обзор подготовлен финским исследователем М. Луяненом всотрудничестве с Секретариатом ЕЭК в качестве рабочего материаладля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.