Научная статья на тему '97. 04. 046-048. Глобализация мировой экономики и еевоздействие на занятость. (сводный реферат)'

97. 04. 046-048. Глобализация мировой экономики и еевоздействие на занятость. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КАПИТАЛОВ - ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - И ЗАНЯТОСГЬ / ЗАНЯТОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 046-048. Глобализация мировой экономики и еевоздействие на занятость. (сводный реферат)»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

97.04.046-048. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗАНЯТОСТЬ. (Сводный реферат).

1. DUNKEL M., WEIDENFELD U., BERSCHENS R. Sozialwahnsinn//Wirtschafts Woche. - Frankf.a.M., 1996.- Jg.50, № 51. -S.34-42.

2. SAUGA M. Dynamischer Effekt // Wirtschafts Woche.- Frankf.a.M.,1996. - Jg.50, № 48. - S.59-64.

3. WEIDENFELD U., HANDSCHUCH K., THELEN F. Der Kanzier inClinch mit den Unternehmern: Wie lasst sich die Arbeitslosenquotehalbieren?// Wirtschafts Woche.- Frankf.a.M., 1996. - Jg.50, № 49. -S.22-24.

Авторы первой статьи (М.Дункель, У.Вайденфельд иР.Бершенс) отмечают серьезные разногласия в Европейскойкомиссии (ЕК) по вопросу о будущем европейской политикизанятости, европейской модели "государства всеобщегоблагоденствия" и европейской полЬтики в области заработной платы. Одни выступают за максимально дерегулированный и гибкий рынокрабочей силы, другие - за сложившиеся социальные стандарты,программу занятости и минимальную заработную плату. Если раньшени у кого не вызывало сомнения, что Объединенная Европа должнастремиться к образованию социального союза с одинаковымиусловиями занятости, то теперь не только в отдельных странах, но и ворганах EC все чаще говорят о том, что "борьба против безработицыдолжна быть национальной задачей" (1, с.37). На Дублинской встречев верхах в декабре 1996 г. очередной неудачей окончилась попыткавключить в Маастрихтский договор пункт об увеличении ассигнований на активную политику на рынке рабочей силы иускорение реализации социального союза.

До сих пор Европа не смогла доказать, что политика на рынкерабочей силы EC реализуется лучше, чем национальные программы.И хотя П.Флинн, комиссар no социальным вопросам, отказываетсяэто признать, совершенно очевидно, что "европейский" подход крешению проблемы полной занятости потерпел крушение. Во-первых, банк данных о наличии рабочих мест в европейскихгосударствах весьма беден. Если в период 1974-1994 гг. в США, поданным ОЭСР, было создаио 36 млн. новых рабочих мест, из них 5млн. - в государственном секторе, то в Европе - менее 5 млн., из них4 млн. - в государственном секторе. В EC насчитывается 18 млн.безработных, что составляет 11% трудоспособного населения (1, с.36).

Во-вторых, в EC ускоряется сокращение рабочих мест, причемоно

распространяется даже на сектор услуг; с начала 90-х годов впромышленности ежегодно исчезает 3% рабочих мест. ЕК не можетпомешать этому процессу, а ранее данное обещание бывшегопредседателя ЕК Ж. Делора вдвое сократить число безработных к 2000г. остается благим пожеланием (1, с.36).

В большинстве регионов EC (в частности, в странах ЮжнойЕвропы), несмотря на миллиардные субсидии и реализациюдорогостоящих региональных программ, ситуация с безработицей изанятостью хуже, чем в областях, которые не ставят перед собой цельувеличения числа рабочих мест. Так, в Испании при вступлении в ECв 1986 г. безработица составляла 21%, а в 1994 г. достигла 24,2%, хотя впериод 1989-1993 гг. ей было выделено почти 20 млрд.немецкихмарок. Безработица в большинстве субсидируемых регионов болеечем вдвое выше, чем в остальном EC, тогда как в 1983 г. средняябезработица в этих регионах превышала общеевропейские показателитолько на 1/3 (1, с.36). B1994-1999 гг. субсидии в рамках политики нарынке рабочей силы должны составить 300 млрд.немецких марок, илипочти 1/3 бюджета EC. Тем не менее ЕК считает эту суммунедостаточной.

В преддверии создания валютного союза возможностьпроведения единой политики занятости оценивается все болеескептически. Опрос в семи странах-членах EC показал, что 30%опрошенных считают активные мероприятия ECгрудноисполнимыми, а почти половина считает, что они не окажут никакого влияния (1, с.37).По мнению авторов, ЕК не только даетневерные рецепты по увеличению числа рабочих мест, но, что ещехуже, они ведут к сокращению рабочих мест, удорожая тем самымтруд в Европе. Особенно раздражала консервативное правительствоВеликобритании директива об ограничении рабочей недели 48 часамии минимальном отпуске в 4 недели. Правительство даже пыталосьоспорить это решение в Европейском суде, но безуспешно. Помнению представителей правительства, сокращение рабочего дняможет обойтись национальной экономике в 5 млрд. долл. (1, с.38) и,кроме того, ухудшить положение с занятостью.

Общая валюта должна заставить европейцев основательнолереосмыслить стратегию социальной политики: "Валютный союзпозволит, как через увеличительное стекло гораздо яснее увидетьмногае вещи"(1, с.42). Евро не спасет раздутые социальныепрограммы (почти 1/3 ВВП стран-членов EC идет на социальноеобеспечение). Если страны EC хотят иметь стабильное евро, онидолжны ориентироваться на "государство всеобщего

благоденствия"(1, с.42).Экономисты и практики рассчитывают на благотворноевоздействие единой валюты на социальные процессы, в частности, на" дисциплинирующую" роль евро в отношении профсоюзов.

В Италии и Испании начали осторожно либерализовать рынокрабочей силы, ввели ограниченные по срокам трудовые соглашения ит. д. Во многих странах EC увеличилось число рабочих мест снеполной занятостью, чаще стали проводиться переговоры об оплатетруда на уровне предприятий. Все это делает рынки рабочей силыболее мобильными. Постепенно руководство EC приходит к выводу опреимуществах децентрализованной политики на рынке рабочейсилы.

Немецкий исследователь М.Зауга (2) рассматривает перемены вобласти занятости в свете глобализации экономики. По его мнению,политики, социологи и профсоюзные деятели видят в растущемпереплетении национальных экономик не столько выгоды, сколькоугрозу благосостоянию своих стран. В 90-е годы термин"глобализация" стал шокирующим словом. Его противникипредставляют наемных работников жертвами этого процесса. Впоследнее время в ПРС снижается число рабочих мест, сокращаютсясоциальные пособия или замораживается зарплата. Противникиглобализации считают, что это является следствием политики финансовых и промышленных монополий, которые создают встранах "третьего мира" новые фабрики с дешевыми рабочимиместами. Они предсказывают обнищание населения в результатерасширения импорта в ПРС из развивающихся стран ^0), падениезарплаты в отдельных отраслях, возможно, на 50% (2, с.59). В лучшемслучае глобализация, по их мнению, даст нулевой результат, но ужникак не обеспечит прогресс в социальной сфере.

Обоснование своих тезисов противники глобализации видят вразличном развитии рынков рабочей силы Европы и СевернойАмерики. В США конкуренция дешевого импорта из PC оказывает" давление" на зарплату. В Европе сокращение производства подвоздействием импорта из PC увеличивает безработицу: с середины80-х годов в Европе исчезли миллионы дешевых рабочих мест. ВГермании уровень безработицы среди малоквалифицированныхрабочих вырос до 17%. В США увеличилась разница в доходах: в1980 г. выпускник колледжа зарабатывал на 50% больше выпускникасредней школы, спустя 15 лет эта разница увеличилась почти до 90%(2, с.60). Тем не менее, считает автор, глобализация не была главнойпричиной этих негативных процессов: использование новых машин ипрогресс информационной техники, по оценке экономистов, оказализначительно большее воздействие.

Многие экономисты убеждены, что растущее переплетениенациональных хозяйств создало миллионы рабочих мест в ПРС,ускорило структурные сдвиги и обеспечило значительное повышениеблагосостояния потребителей. Немецкие граждане, например, стализа последние пять лет почти на 4% богаче благодаря росту цен нанемецкие экспортные товары и снижению цен на импортируемыетовары (2, с.60). Но выгоды в потреблении перекрываются потерями впроизводстве: конкуренция дешевой бытовой техники, текстиля изстран Юго-Восточной Азии способствует уничтожению в ПРС целыхотраслей.Рабочие теряют работу, и часто вынуждены соглашаться нанизкооплачиваемые должности (например, разносчиков пиццы икельнеров).

Тем не менее, согласно последним исследованиям, новаятеория обнищания подтверждается слабо. В США баланс рабочихмест в последние годы значительно улучшился: с 1993 г. возниклогораздо больше высококвалифицированных рабочих мест, чем впредшествующие годы. Из 8,5 млн. вновь созданных рабочих мест почти 70% обеспечивают оплату труда выше среднего уровня(менеджеры, инженеры-электронщики, руководители торговыхпредприятий) (2, с.60). Прирост рабочих мест с полной занятостьюпревышал прирост рабочих мест с частичной занятостью. Заметенпрогресс и в оплате труда: минимум заработной платы в октябре1996 г. был повышен на 0,5 долл. в час; средний доход семьи вырос на2,7%; численность бедных уменьшилась на 1,6 млн. человек (2, с.62).

В Германии воздействие импорта из РС было иным, чемпредсказывали критики глобализации. Влияние дешевого импорта нарынок рабочей силы оказалось менее сильным, чем в 70-е годы. Экономисты убеждены, что торговля со странами ЮВА и странамиВосточной Европы создала в последнее время множество рабочихмест в Германии; при этом экспорт в эти страны рос быстрее, чемимпорт из них. Обмен со странами Восточной Европы хоть исократил рабочие места в текстильной и металлургическойпромышленности, зато создал новые, связанные с экспортом места вавтомобильной промышленности и общем машиностроении. Вэлектропромышленности появились новые места благодаря заказамиз стран Ближнего и Среднего Востока и Дальнего Востока. Только у"Сименса" за счет торговли с ЮВА число рабочих мест увеличилось на40 тыс. Схожая картина отмечается и у других концернов: вместостроительства новых предприятий в Мексике и на Филиппинах онирасширяют капиталоемкие производства в Германии (2, с.62).

Растущее международное разделение труда

способствовалоукреплению позиций трудящихся на предприятиях Германии. Втечение нескольких лет уровень квалификации и заработковпостоянно возрастал, повысилось благосостояние рабочих, причем нетолько немецких, но и рабочих из стран-партнеров по торговле. ВЮжной Корее, например, реальная зарплата увеличилась с конца 70-хгодов в 8 раз; на Тайване зарплата, составлявшая в 1985 г. 1/10 отамериканской, достигла 1/3 американского уровня. Автор делаетвывод, что динамика зарплаты и производительности труда в ПРС истранах ЮВА в последние годы была приблизительно одинаковой(2,с.62). От равномерного роста производительности и занятостипредприятия и рабочие ПРС получают двойную выгоду: снижаетсяконкуренция на местном рынке рабочей силы и растет спрос надорогую промышленную продукцию.

В статье немецких экономистов, посвященной безработице (3),приводится мнение президента Федерального союза немецкихпромышленников Х.-О.Хенкеля. Он заявил правительству, чтопредприниматели не в состоянии повысить занятость и снизитьбезработицу, если политики не создадут для этого соответствующиеусловия. Правительство же поставило задачу добиться к 2000 г.снижения безработицы вдвое (3, с.22) и считает, что работодатели неимеют оснований жаловаться на невнимание к политике занятости.

Однако публичный обмен упреками не меняет пока ситуации сзанятостью: увеличение числа безработных в 1997 г. грозитнынешнему кабинету поражением на выборах 1998 г. Вдействительности масштабы роста занятости зависят от реализациисреднесрочных проектов, в частности новых вложений в медицинскоестрахование и пенсионное обеспечение.

По прогаозам на 1997 г., уровень безработицы в Германиидолжен был составить 11,7% (3, с.22), но эти расчеты могутоправдаться лишь в том случае, если, как и в 1996 г., удастсяподключить многих безработных к программам по обучению,повышению квалификации и т.д. Слабо способствуют повышениюзанятости такие мероприятия федерального правительства, каксокращение персонала и расходов самого правительства. Фактическисодержание аппарата правительства постоянно удорожается. Неувеличат, по мнению авторов, занятость и проводимые в 1997 г.раунды переговоров с профсоюзами по тарифам оплаты труда.Нюрнбергский институт исследования рынка труда рассчитал, чтоесли до 2000 г. партнеры по тарифным соглашениям ограничатповышение зарплаты темпами инфляции, то это облегчит

созданиемиллиона новых рабочих мест (3, с.24).

Правительство между тем предпочитает делать ставку на новуюполитику в отношениях с трудящимися, которая должна бытьопределена до выборов 1998 г.: вместо дерегулирования рынка трудапредполагается снова ориентироваться на

регламентирование.Выдвигается требование хотя бы частично включать в страхование побезработице, болезни и пенсионное обеспечение освобожденные досих пор от социального страхования трудовые договоры наминимальную оплату в 590 немецких марок. Налоговые экспертыпредлагают ограничить число этих популярных рабочих мест сминимальной оплатой, так как предприятия предпочитают создавать два дешевых необлагаемых социальными взносами рабочих места,чем одно облагаемое (3, с.24). Авторы, однако, сомневаются, чтотакая смена стратегии будет способствовать оздоровлениюнационального рынка рабочей силы.

В. И. Шабаева

97.04.049. ХЕННЕССИ П., УИНЕР Дж. МЕДИЦИНСКОЕ ИСОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ. HENNESSI P., WIENER J. Paying for care for the elderly // OECDobserver.-P., 1996.- № 201. - P. 13 - 16.

Сотрудник директората ОЭСР no вопросам образования,занятости, рабочей силы и социальным проблемам П. Хеннесси иглавный исследователь Института урбанистики в Вашингтоне(США), в прошлом консультант ОЭСР, ДжУинер отмечают, что донедавнего времени лишь ряд стран-членов ОЭСР имели достаточночеткую и официальную политику в отношении долгосрочногомедицинского обслуживания престарелых. При необходимостибольных стариков помещали на длительное время в обычныебольницы, а частные лечебницы предназначались для больных инуждающихся в уходе стариков, за которыми не могли ухаживать ихродственники. Кроме того, существовало медицинское обслуживаниена дому немощных престарелых, вызов сиделок, доставка продуктовпитания и т.д. Социальная политика в отношении престарелыхконцентрировалась на поддержании их доходов и обеспеченииминимума бытовых услуг и медицинской помоши. Однако обвдеепостарение населения в странах-членах ОЭСР привело к появлениюмногочисленного нового контингента очень пожилых людей, чтопоставило в повестку дня необходимость обеспечения ихспециальным и социально-медицинским обслуживаиием.

В 80-е годы в этой связи были проведены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.