УДК 711.4 МОИСЕЕВ Ю. М.
Наращивание потенциала системы градостроительного планирования
Наращивание потенциала системы городского планирования предполагает одновременное совершенствование кадровой подготовки, институциональной структуры и градостроительного законодательства. Это связано с институциональной реформой и перераспределением полномочий между федеральными, региональными и местными властями, отвечающими за городское развитие. Планирование должно стать системой с четким кругом полномочий и мощными инструментами реализации градостроительных задач.
Ключевые слова: градостроительное планирование, теория планирования, наращивание потенциала, развитие компетенции системы планирования, управление градостроительным развитием, градостроительное образование.
MOISSEEV Y. M.
CAPACITY BUILDING FOR THE URBAN PLANNING SYSTEM
Capacity building within the system of urban planning involves simultaneous development of human resources, improvement of the institutional frameworks and planning legislations. This calls for institutional reform with the redistribution of powers between the federal, regional and local authorities responsible for urban development. Planning should be a system with clear terms of reference and with powerful instruments of development task implementation.
Keywords: urban planning, urban planning theory, urban development capacity building, planning system competence development, urban management, urban planning education.
Моисеев
Юрий
Михайлович
кандидат архитектуры, профессор кафедры градостроительства Московского архитектурного института (Государственная академия)
e-mail: iouri.moisseev@ gmail.com
Задачи развития компетенции системы градостроительного планирования кристаллизовались в концепцию наращивания градостроительного потенциала [1, 2], предполагающую вместе с кадровым строительством вести совершенствование институционального устройства и соответствующее нормативно-правовое обеспечение. Таким образом, названная концепция акцентирует внимание на широком спектре задач, решение которых необходимо для обеспечения успешного градостроительства.
Города демонстрируют успехи своего развития там, где сложилась стабильная политическая среда, где градостроительная политика отражает интересы всего общества и в силу этого поддерживается различными сторонами [3]. Там, где этого нет, наблюдается противоположная картина, высвечивающая явный недостаток компетенций [4, 5]. Дефицит, который образовался на местах, как показано в публикациях ООН-Хабитат [2, 6], ограничивает возможности реализации прогрессивной градостроительной политики. Это касается работы управленческих структур. Ключевые вопросы этой темы рассмотрены ниже.
Совершенствование городского управления
На фоне процессов демократизации институтов городского управления и глобализации экономики формируется концепция стейкхолдеров, определяющая расширяющийся круг участников градостроительной деятельности. Реформы системы управления в мировой практике связаны и с изменением роли государства, которое постепенно отказывалось от функций поставщика и регулятора предоставляемых услуг, но развивало стратегии поощрения и поддержки участия всех лиц, заинтересованных в городском развитии. Мировой опыт показывает, что вовлечение частного сектора в сферы городского хозяйства успешно лишь тогда, когда прозрачность и ответственность обеспечены в системе управления. Местные органы власти должны иметь компетентный, профессиональный штат. Они должны иметь и соответствующую автономию, позволяющую вступать в многолетние соглашения и поддерживать масштабность и эффективность экономики [2]. Во многих странах в рамках децентрализации управления функции территориального планирования
© Моисеев Ю. М., 2013
11
переданы в местные органы власти, проводилась соответствующая работа по развитию нормативно-правового обеспечения и подготовки кадров [6].
Совершенствование экономической базы и физической среды развития проходит на фоне активного политического диалога. Градостроительный проект — это и результат переговоров, и инструмент регулирования политических отношений между всеми участниками градостроительной деятельности. Развитие демократических институтов градостроительства и совершенствование системы городского управления — значимые компоненты антикризисных мер. Важно развивать программы гармонизации городского развития, обеспечивающие реализацию принципа «города для всех». Этот принцип «инклюзивного» города трактуется как антоним «эксклюзивного». Хабитат подчеркивает, что город обретет социальную гармонию, если станет «местом для всех» и не будет делиться на полюса поляризованного развития, образуя районы трущоб и элитные анклавы для избранных [2, 4].
Задачи развития города предполагают потребность его измерения. Существует несколько вариантов индексации городского развития и, соответственно, индексации качества городского управления. Правда, ни у одного из индексов нет официального статуса. Одна из рабочих концепций индекса городского развития была представлена в Докладе Хабитат о состоянии городов мира, опубликованном в 2001 г. Индексы благополучия представлены в Докладе ООН-Хабитат о состоянии городов, опубликованном в 2012 г. [7].
Аналитическое подразделение Экономиста (Economist Intelligence Unit) предложило методологию расчета индекса качества жизни по странам, а Мерсер Консалтинг (Mercer Consulting) публикует ежегодные обзоры качества жизни в крупнейших городах мира. Результаты этого обозрения говорят о том, что в 2007 г. Цюрих и Женева были лучшими городами в мире, Ванкувер занимал третье место, затем в списке следовали Вена, Окленд, Дюссельдорф и Франкфурт. Основными заказчиками подобной работы являются транснациональные компании, международные организации. Учитывая запросы клиентов, консалтинговая компания оценивает условия проживания экспатриантов, т. е. квалифицированных специалистов, приезжающих в тот или иной
город для работы. Глобализация и происходящие изменения в социальной морфологии города приводят к тому, что число экспатриантов растет и, соответственно, растет интерес к подобным оценкам.
Анализ базируется на оценке 39 критериев качества проживания, включая политические, социальные, экономические и экологические факторы, а также личную безопасность, работу учреждений здравоохранения и образования, условия работы транспорта и коммунальное обслуживание. Множество параметров, касающихся городов и городского развития, как будет показано, являются сложными в структуре и многомерными в оценках.
Построить индекс — это, прежде всего, ответить на вопрос: что наиболее полно характеризует уровень развития города? Может быть, удобство проживания, устойчивость развития, а может быть — безработица и бедность, плотность или социальная интеграция. Эти многомерные параметры не могут быть отражены одним-единственным индикатором. Многое в социально-экономических системах измеряется, но, как выясняется, в конечном итоге — это компромисс выбора параметров измерения и наличия информации для этого. Чтобы сформировать индекс, требуются комбинации ключевых параметров, отражающих важнейшие аспекты городского развития.
Ясное представление стоящих задач, характера работы и распределение полномочий — ключ кадрового строительства. Наращивание потенциала предполагает обеспечение эффективности городского развития, выстроенного на принципах устойчивости в широком контексте социальных, экономических и экологических условий. Происходящие в мире перемены, вызванные демонтажами экономических барьеров и открытием политических границ, увеличили не только мобильность «труда», «товара» и «капитала», но и интенсифицировали информационные потоки. Такая активность связывается с глобализацией, чье влияние усматривается и в сферах развития культуры, науки и образования [2, 7—9].
Сказанное выше говорит о том, что ключевой задачей совершенствования городского управления является задача обеспечения качества среды обитания.
Глобализация и градостроительное образование
Мировой рынок высшего образования развивается быстрыми
темпами. Если в 1995 г. около 1 млн 314 тыс. студентов обучалось за пределами своих стран, то к настоящему времени их число практически удвоилось. Из них около 43% получают образование в странах Западной Европы (данные Института статистики ЮНЕСКО). В России в 2005 г. обучалось примерно 100 тыс. иностранных студентов (данные Госкомстата РФ), что, согласно данным Минэкономразвития России, ежегодно приносит в бюджет государства до 200 млн долларов США [10].
В условиях глобализации унифицируются многие системы, в том числе законодательные и образовательные. Жить в одном мире — значит, жить по общим правилам, иметь общие ценности и приоритеты. Рассматривая этот вопрос, мы увязали конкурентоспособность специалистов с уровнем их компетенции, понимая последнюю как совокупность знаний и навыков, личностных характеристик и опыта, необходимых для успешной работы в сфере градостроительства.
Продвигая свою концепцию «капитала знаний», Всемирный банк поддерживал такие стратегии городского развития, в которых кадровое строительство и институционное развитие определялись как главные направления оказания технической помощи. Поскольку выделение ассигнований еще не гарантирует успеха, наращивание кадрового потенциала на местах должно строиться на основе долгосрочных концептуальных программ.
Заслуживают особого внимания вопросы демократизации работы институтов градостроительства и структур управления на федеральном и местном уровнях по совершенствованию градостроительной политики. Органы власти на местах обретают не только новые права, но и новые обязанности, новые сферы ответственности. Для их эффективного выполнения требуется специальная подготовка, проводимая на регулярной основе и в долгосрочной перспективе.
Объединение ассоциаций университетских школ градостроительного образования предприняло попытку проанализировать региональное распределение университетов и колледжей, готовящих специалистов в области городского и регионального планирования. Согласно имеющимся данным, в мире 553 университета, предлагающие своим абитуриентам соответствующие программы. Из них более половины (320) находятся в 10 странах, каждая из которых на-
считывает больше 15 школ. Меньшая часть (223) вузов из этого списка приходится на долю 72 оставшихся в списке стран [6].
Две трети школ готовят бакалавров планирования; три четверти вузов предоставляют программы послевузовского дополнительного образования и примерно треть имеют программы подготовки докторов философии (что является эквивалентом нашей ученой степени кандидата наук). К примеру, в США в 2005 г. 44 из 90 диссертаций на соискание степени доктора философии были защищены иностранными аспирантами и соискателями. В этой связи аналитики выражают беспокойство, что именно эти планировщики могут оказаться совсем не готовыми для решения градостроительных задач в своих собственных странах.
Понимая эту озабоченность, университеты Северной Америки предлагают специализации в международном планировании развития или включении различных международных учебных компонентов для решения задач планирования в развивающихся странах. Отмечаются региональные различия. Вузы в странах Азии готовят больше бакалавров, в то время как степени доктора философии больше получают в американских школах. В некоторых регионах прекращают выпуск бакалавров городского и регионального планирования, считая тем самым, что по этой специальности следует выпускать только магистров.
В среднем, по данным обзора, на каждое учебное подразделение, готовящее градостроителей, приходится 23 педагога, включая полный и частично занятый академический штат. Следует здесь учитывать и различие в отчетности относительно штата, так, в Новой Зеландии одна школа планирования насчитывает в своем штате всего лишь трех педагогов. Другой пример: в Китае одно из учебных подразделений градостроительства имеет в штате 132 педагога и выпускает ежегодно порядка 60 бакалавров и 30 магистров. Разумеется, есть и квалификационные отличия педагогического состава. Так, в наиболее развитых регионах педагоги должны иметь ученую степень, в то время как в развивающихся странах достаточно иметь степень магистра для того, чтобы выполнять преподавательскую работу [6].
Как концепция, наращивание кадрового потенциала предполагает не только повышения качества обучения индивидуумов, но совершенствование институтов и структур,
в которых они работают. Наращивание кадрового потенциала градостроительства не может оставить без внимания дефицит кадров на местах. Он ограничивает возможности реализации передовой политики и рекомендаций международных форумов. В качестве примера совершенствования учебных программ градостроительной подготовки отметим, что программы магистратуры в области градостроительства в 2007 г. предлагали 66 колледжей и университетов США, и только 15 предлагали программы бакалавриата.
Наращивание потенциала может развиваться на основе совместной работы центральных и региональных правительств, администраций на местах, неправительственных организаций, местных товариществ и объединений, профессиональных союзов и организаций и представительств частного сектора. Эта работа необходима, если города хотят реализовать свой потенциал и способность решать проблемы, которые непрерывно возникают на местном уровне.
При создании требуемого потенциала должны учитываться национальные и местные культурные особенности и проблемы развития. При этом необходимо использовать новые формы обучения с тем, чтобы охватить все аспекты развития и обеспечить создание институционального потенциала. Вузы должны содействовать развитию общенациональной политики и оказывать помощь в повышении уровня информированности общества. Эффективность деятельности этих заведений зависит от стимулирующей политики центрального правительства и от того, насколько существующие правовые, организационные и нормативные рамки благоприятствуют деятельности тех специалистов, которых они готовят.
Еще одним направлением, заслуживающим повышенного внимания, является профессиональная подготовка по вопросам управления для сотрудников неправительственных организаций, общественных организаций на местном уровне и других добровольных организаций, участвующих в процессе градостроительного развития. Подобная учебная подготовка должна не только помочь этим организациям повысить свою собственную эффективность, она должна также охватывать консультации по целому ряду вопросов. Среди них — задачи градостроительной политики, семинары-практикумы по решению конкретных
проблем и другие направления деятельности, ориентированной на усиление сотрудничества с местными и центральными органами власти, включая создание правовых и нормативных рамок, содействующих их работе.
Областью, которая требует своего совершенствования с методологической точки зрения, является оценка результатов профессиональной подготовки и других мероприятий по созданию и наращиванию управленческого потенциала. Методы оценки учебных программ разработаны значительно лучше и более часто и систематично применяются на практике. Недостаток адекватной и надежной оценки конечных результатов ограничивает качественный уровень процесса создания и наращивания потенциала в целом, причем не только в том, что касается управления населенными пунктами, но и их развития. Разработка и апробирование этого стратегически важного инструмента для регулирования инвестиций в подготовку кадров является важной и насущной задачей.
Исследования показывают усиление динамики системы градостроительного образования в условиях глобализации. Поэтому университетам приходится чаще корректировать свои программы и вводить новые курсы. Прошлое десятилетие было в силу этих причин насыщено нововведениями. В целом учебные программы градостроительной подготовки представляют комбинацию циклов дизайнерского подхода и политики планирования. Правда, имеющиеся различия в содержании программ отмечаются многими. Так, например, в Китае акцент делается на навыках дизайнерского проектирования среды, в то время как в Великобритании и США больше акцентируются социальные и политические вопросы планирования [6].
Анализ показал, что в ряде стран Центральной и Восточной Европы корректировка учебных программ по градостроительству требовала радикальных перемен в учебном процессе. В течение многих десятилетий градостроительное планирование рассматривалось как специализация либо архитектуры, либо инженерии или экономики. Новые программы в области пространственного планирования и рыночной экономики землепользования пришли вместе с политическими реформами 1990-х гг. В Польше 17 вузов в течение 19912008 гг. выпустили более чем 3000 специалистов. Причем четыре из этих вузов специализировались
в экономическом планировании, а два других — в решении проблем окружающей среды (экологическом планировании). Начиная с 2002 г. система высшего образования была увязана с требованиями Болонской конвенции [6].
Анализ содержательных различий предлагаемых курсов показывает, что в ряде стран Южной и Восточной Европы тематика устойчивого развития городов не обрела должного места в учебных программах. Напротив, в университетах Северной Америки эта тематика не только развивается, но и оказывает плодотворное влияние на всю философию градостроительного планирования. В оценках важности обретения тех или иных навыков для получения искомой степени бакалавра или магистра городского и регионального планирования отмечаются существенные региональные отличия, а именно то, какое место в учебных планах имеют задачи постижения технических навыков, навыков общения и анализа.
Самое большое разнообразие в подходах к подготовке градостроительных кадров наблюдается в Европе. Основные образовательные схемы характеризуются следующими формами: а) самостоятельная специальность; б) специализация в пределах родственных дисциплин, таких как архитектура, ландшафтная архитектура, география или экономика; в) как второе высшее образование с прохождением специальной программы профессиональной подготовки. Это разнообразие обучения планированию отражает различные местные традиции и градостроительную культуру, обусловленную историей и географией стран Европы [6].
Большая часть этого разнообразия сохранится в обозримом будущем, несмотря на попытки Болонского соглашения подвести все под единые стандарты. Программы градостроительной подготовки, направленные на формирование профессии, должны соответствовать требованиям на местах и тем самым удовлетворять национальный контекст развития. Однако с укреплением Европейского Союза и выработкой общей политики пространственного развития школы планирования будут вынуждены соответствующим образом корректировать свои программы, включая общие вопросы европейской политики пространственного развития, территориального управления и темы социальной сплоченности. Исследователи также отмечают, что вопросы
реконструкции городов, ревитали-зации городской среды и регенерации ресурсов становятся злободневными для всех стран Европы, и это становится своего рода платформой для унификации программ подготовки планировщиков.
Оценки кадровых потребностей
Рассматривая различный диапазон решаемых задач, мы получим различные оценки кадровых потребностей. Так, например, для решения насущных градостроительных задач (включая и вопросы обеспечения населения доступным жильем) требуется, по приблизительным расчетам, 67 тыс. специалистов-градостроите-лей самого различного профиля [11]. Анализ темпов подготовки архитекторов со специализацией «градостроитель» говорит о том, что нам понадобится 25-30 лет, дабы восполнить кадровую брешь, поскольку современная Россия нуждается в 30-35 тысячах дипломированных градостроителей [12].
Для расчета требуемого количества специалистов необходимо ответить на ряд вопросов. Какое количество специалистов работает в этой отрасли сегодня? На каких постах они заняты? Хорошо было бы понять также и то, какие вузы эту кадровую брешь восполняют. Если на сегодняшний день состояние отрасли оценивается как кризисное из-за недостатка квалифицированных кадров, то решение проблемы мы связываем с разработкой антикризисных мер кадрового строительства. Прежде всего, это развитие системы обязательной переподготовки кадров и развитием системы непрерывного образования. Но прежде хотелось бы обратить внимание на кадровую расстановку городских и региональных планировщиков в успешно развивающихся странах и регионах.
Специалисты в области городского и регионального планирования, согласно реестру занятости США, в 2006 г. занимали 34 тыс. рабочих мест [13]. Причем большая их часть, а точнее 68%, находились в учреждениях местных органов власти. Понятно, что планировщики работают и в частных архитектурных компаниях, а также в научных, технических консалтинговых фирмах. Работают градостроители и в правительственных учреждениях, и в агентствах штатов, решая задачи размещения жилья, планирования транспортной инфраструктуры и занимаясь вопросами защиты окружающей среды. При этом относительно небольшое число рабочих мест нахо-
дится в учреждениях федерального правительства.
Предполагалось, что на протяжении 10 лет (2006-2016) штат городских и региональных планировщиков в США увеличится на 15% [13]. Большинство новых рабочих мест должно появиться в успешно развивающихся регионах страны. Рост числа постов в правительствах штатов и местных органов власти связан с решением задач коммунального обслуживания, планирования жилищного строительства, улучшения окружающей среды, транспорта, рационального использования и застройки территории.
Оценивая перспективы трудоустройства, аналитики отмечают, что предпочтения будут иметь городские и региональные планировщики со степенью магистра и хорошими компьютерными навыками. Для бакалавров возможности профессионального продвижения будут более ограничены. Число рабочих мест градостроительной специализации будет расти быстрее всего в частном секторе. Этот сектор аккумулирует только 21% штатных мест.
В подготовке специалистов в области градостроительства в России исследователи усматривают ряд системных недостатков. Прежде всего, это связано со слабой подготовкой в сфере городского менеджмента, плохим знанием рыночной экономики и градостроительного права, а также инженерно-транспортных проблем современного города [12]. Требуются решительные действия по развитию системы дополнительного и непрерывного градостроительного образования. Решать эти задачи следует совместно с творческими объединениями, местными властями, региональными и федеральными учреждениями.
Многие просчеты в формировании и реализации градостроительной политики связаны сегодня с дефицитом подготовки кадров. Для выполнения работы по управлению градостроительным развитием в нынешних социально-экономических условиях штат градостроителей в нашей стране должен составить 17 тыс. профессионалов. При проведении политики децентрализации территориального планирования 70% рабочих мест должны быть в органах субъектов Федерации и местной власти. Остальные — в органах федеральных ведомств, в проектных институтах и исследовательских центрах. Бесспорно то, что децентрализация градостроительного планирования становится реальностью.
Если система планирования будет менее эффективной, то может потребоваться и вдвое и втрое больше специалистов. Однако такой кадровый аппарат станет непосильным бременем для государственного бюджета и муниципальных расходов. Понятно, что этот вопрос требует дальнейшей серьезной проработки. Как он будет решен, зависит не только от того, какая модель территориального планирования будет развиваться в отечественной практике, но и от того, как будут расставлены градостроители в структуре институтов управления и планирования.
Координация взаимоотношений в градостроительстве
Управленческие компетенции исходят из правильной оценки имеющихся ресурсов и обеспечения эффективности их использования. В расчет берется и оценка всех возможных последствий от реализации принимаемых градостроительных программ и планов. Эффективность процесса принятия решений обеспечивается целым комплексом мероприятий, одним из которых является информационное обеспечение. Именно поэтому лица, принимающие решение, должны иметь не только достоверную и полную информацию, но понимать и оценивать степень неопределенности. Это позволит научиться оценивать не только ожидаемый эффект, но и последствия тех или иных действий, предпринимаемых участниками градостроительной деятельности. С развитием числа участников этой деятельности расширяется и спектр приоритетов у лиц, принимающих решения.
Поскольку мы оказываемся в проблемной зоне, то и стратегии участия надо строить соответствующим образом. Общественное участие населения в градостроительном планировании и развитии стало активно развиваться и продвигаться в ряде стран особенно активно в 1960-е и 1970-е гг. Особенностью этих стран был переход от экстенсивных форм территориального развития (там практически не оставалось свободных территорий для роста городов) к формам реконструкции, модернизации застройки и переоборудования территорий. Понятно, что в условиях частной собственности на землю население должно стать союзником градостроителей, а не противником предлагаемых планов и программ.
Надо сказать, что общественное участие в процессе принятия решения рассматривается как важный
элемент совершенствования управления городами. Общественное участие юридически закреплено во многих странах, хотя реальная ответственность за проведение остается в руках властей. Практически работа выполнена в форме информирования общественности с последующими выступлениями граждан, политических представителей и технического административного штата. Все высказанные пожелания официально рассматриваются, но полнота их учета — это вопрос перевода информации с одного языка на другой. Имеется опасность потери информации, непонимания.
Город представляет собой конгломерат конфликтующих систем и противоречащих структур. Поэтому совершенствование их развития необходимо увязывать с совершенствованием управления и, соответственно, с развитием систем управления градостроительными конфликтами. Конфликтность городского развития проявляется во многих сферах, среди них есть и конфликты несогласованных приоритетов, неудовлетворенных запросов, нереализованных потребностей, нераскрытых устремлений, непонятых представлений, непризнанных убеждений, разнородных ценностей, потерянных возможностей, разрушенных отношений. Научиться распознавать возникающие конфликты — значит, найти путь к совершенствованию качества жизни в градостроительных системах.
Проведенный анализ показал, что эффективность общественного участия развивается в процессе проведения консультаций с организациями на местах и представителями заинтересованных профсоюзных и партийных организаций. Помимо этого, полезной оказалась практика информирования общества о предполагаемых программах градостроительной реконструкции застройки, модернизации инфраструктуры, развитии сети воспитательных учреждений, спортивных клубов и других объектов рекреации. Практика проведения этой работы показала, что тематические выставки, так же как и лекции, явились важными формами для разъяснения целей и ожидаемых результатов от проведения тех или иных работ в районах. Для крупномасштабных проектов включение средств массовой информации, организация радиопередач и специальных телевизионных программ позволили развивать обратные связи и стимулировать развитие общественного участия.
Наращивание потенциала также предполагает распространение пространственной грамоты среди участников градостроительного процесса. Прежде всего, это связано с информированием населения о городских проблемах и путях их решения. Город также должен стать объектом изучения в общеобразовательной школе — не просто как работа краеведов, историков и географов, но и с точки зрения обществоведов, экономистов и политиков. Ключевые вопросы экономики города, географии города и социологии города должны войти в состав школьных программ.
Важно развивать формальные и неформальные каналы передачи градостроительной информации. Анализ передовой практики показывает, что в одних местах это проходит в форме консультаций, которые разъясняют предпринимаемые программы и планируемые проекты и позволяют выслушать аргументы оппонентов, которые не отметаются, а обсуждаются и принимаются во внимание. В других местах проводятся общественные и практические конференции с целью поиска взаимоприемлемых решений. Известны и другие организационные формы, которые расширяют сферы общественного участия. К ним относятся разного рода выставки проектов и программ благоустройства. Появляются возможности формировать общественные градостроительные советы при органах местной власти, а по наиболее проблемным вопросам проводить международные конференции и симпозиумы. Имеется и практика проектирования с общественным участием, имеются центры координации работ по благоустройству территорий с участием женщин и молодых семей.
Компетенции, которые должны быть получены в процессе обучения, связаны с развитием способностей эффективно решать градостроительные задачи. Анализ предстоящей практики позволяет говорить о том, что приоритет должен быть отдан формированию личности и, соответственно, развитию личностных и деловых качеств. Последние могут быть сформированы при умении специалиста использовать соответствующие методы принятия решений в условиях коллективной работы, эффективно проводить согласование и координацию проводимых градостроительных программ и проектов, уметь разрешать возникающие конфликты и споры и руководствоваться высокими моральными и этическими принципами.
Заключение
Перспективы наращивания потенциала
Наращивание кадрового потенциала градостроительства, являющееся сегодня одной из важнейших задач обеспечения устойчивого развития, возможно только за счет совместных действий по реформированию системы градостроительной подготовки в вузах и развития системы дополнительного образования на базе межвузовских центров.
Система дополнительного градостроительного образования может содействовать наращиванию компетенций в системе градостроительного планирования. Проводимое исследование показало, что система дополнительного образования, являющаяся ключевым звеном в наращивании кадрового потенциала, должна формироваться как сеть межведомственных и межвузовских центров, создаваемых на базе профильных кафедр под совместным патронажем гильдий градостроительства, союзов городов и местных властей, академий и институтов гражданского общества.
Чтобы предотвратить социальную и пространственную поляризацию, крайне важно наращивание кадрового потенциала на местном уровне. Наращивание кадрового потенциала в градостроительстве будет недостаточным и неполным, если учебные центры будут только проводить традиционные лекционные экскурсы, не предоставляя своим партнерам политических ориентиров, технической экспертизы, информационных познаний в градостроительной практике. Социальные, культурные и гендерные аспекты градостроительства должны быть тщательно рассмотрены. Формы организации и построения дополнительного образования должны соответствовать запросам на местах и способствовать развитию знания с учетом всего лучшего и передового в практике.
Наращивание кадрового потенциала, как показало проведенное исследование, связано с решением целого ряда практических задач, связанных с модернизацией отрасли. Среди них следует особо отметить то, что формирование концепции реформирования отрасли возможно на основе реализации принципов развития правового государства, децентрализации системы управления и эффективного распределения функций градостроительного планирования между уровнями общественного сектора и приватизации, при необходимости специализированных проектных и планировочных институтов.
Международные организации издавна уделяли большое внимание вопросам сотрудничества в деле предотвращения стихийных бедствий и техногенных катастроф. В последнее время эта тема дополняется рядом новых вопросов, связанных с обеспечением широкого спектра условий безопасности, включая и безопасность инвестиций. Также расширяется арсенал инструментов для обеспечения безопасности и снижения преступности за счет реализации норм пространственного планирования. Развитие координационных механизмов должно происходить в увязке с расширением форм международного сотрудничества, развитием разнообразных форм проектно-экспериментальных разработок и научных исследований. Опыт показывает, что посредством развития международного сотрудничества задачи наращивания кадрового потенциала могут быть решены более эффективно.
Международные эксперты, привлекаемые для работы или консультаций, помогают решению задач градостроительного развития и модернизации городов, а практика использования их знаний и опыта для «обучения обучающих» является важной составляющей для развития компетенций в градостроительстве. Наращивание компетенций для развития системы градостроительного планирования тесно связано с формированием гибкой системы непрерывного образования, позволяющей своевременно и оперативно отвечать на запросы и требования градостроительной практики. В настоящее время возрождается некогда разрушенная система повышения квалификации при вузах и даже при исследовательских и проектных центрах.
Наращивание компетенций требует проведения институционной реформы, связанной с перераспределением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти, ответственными за градостроительство. Планирование должно стать системой с ясным кругом ответственностей за состояние среды и соответствующими полномочиями.
Список использованной литературы
1 Peltenburg M., Davidson F., Wit J. de. Capacity Building for Urban management: Learning from Recent Experiences // Habitat International.
2000. № 24 (4). P. 363-373.
2 UNCHS (Habitat) Cities in a globalizing world: global report on
human settlements 2001. London,
2001. Vol. 38.
3 Healey P. Urban complexity and spatial strategies: Towards a relational planning for our times. London, 2007. Vol. 14.
4 UN-Habitat. The state of world’s cities 2004/5: globalization and urban culture. London, 2004. Vol. 18.
5 Норкин К. Б. Управление расселением (полемические заметки) // Москва вчера, сегодня, завтра. М., 2012. С. 105-108.
6 UN-Habitat. Planning sustainable cities: global report on human settlements 2009. London, 2009. Vol. 30.
7 UN-Habitat. The state of world’s cities 2012/13: Prosperity of cities. Nairobi, Vol. 6.
8 Arrow К. The production
and distribution of knowledge // Silverberg G., Soete L. (Eds.) The economics of growth and technical change: Technologies, nations,
agents. Aldershot Hants ; Brookfield, 1994. P. 9-19.
9 Bureau of Labor Statistics, U. S. Department of Labor, Occupational Outlook Handbook, 2008-09 Edition, Urban and Regional Planners. URL: http:// www.bls.gov/ oco/ocos057.htm.
10 Сидоров А. Ю. О присоединении России к Болонскому процессу в сфере градостроительного образования // Промышленное и гражданское строительство. 2007. № 3. URL: http://www.stroi. ru/tsch/d788dr418444m0.html.
11 Кудрявцев А. П., Сдобнов Ю. А., Шевченко Э. А. Доступное и комфортное жилье — гражданам России (национальный приоритет) // Строительная газета. 2007. № 26 от 6 июля. URL: www.stroi. ru/d3244dr422189m428.html (2007).
12 Бочаров Ю. П. К возрождению профессионального градостроения в России // Demoscope Weekly. 2009. № 363-364, 2-15 февр. URL: http://demoscope.ru/weekly/2009/ 0363/analit05.php.
13 UN-Habitat. Cities and climate change: global report on human settlements 2011. London, 2011. Vol. 18.
14 Любовный В. Я., Сдобнов Ю. А. Москва и столичный регион: проблемы регулирования социально экономического и пространственного развития. М., 2011.
15 Моисеев Ю. М., Крашенин-
ников А. В. Перспективы непрерывного образования
для градостроителей // Архитектура и строительство России. 2009. № 10. С. 12-25.