Научная статья на тему 'Зарубежный опыт инновационного развития рынка жилищно-коммунальных услуг'

Зарубежный опыт инновационного развития рынка жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / THE MARKET FOR HOUSING AND UTILITIES SERVICES / INNOVATION DEVELOPMENT / THE HOUSING AND UTILITIES ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова С. А., Газимагомедова П. А.

В настоящей статье проанализирован опыт инновационного развития рынка жилищно-коммунальных услуг Англии, Германии, Швеции, который может быть заимствован Российской Федерацией при определенной корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF THE INNOVATION DEVELOPMENT OF THE MARKET FOR THE HOUSING AND UTILITIES SERVICES

Is in this article analyzed the experience of the innovation development of the market for housing and utilities services to England, Germany, Sweden, which can be borrowed by the Russian Federation during the specific correction.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт инновационного развития рынка жилищно-коммунальных услуг»

Непосредственную реализацию проектов принимают на себя компании транспортного и/или ближайших смежных секторов: операторы инфраструктуры, девелоперы, компании-перевозчики и др.

Ключевой целью любой частной компании является получение прибыли и обеспечение устойчивой долгосрочной конкурентоспособности. В этой связи необходимым условием самого факта реализации комплексных инновационных проектов является обеспечение инвестиционной привлекательности их для коммерческих инвесторов. Инвестиционную привлекательность должны обеспечивать следующие механизмы:

- активное привлечение представителей связанных, сопутствующих и дополнительных бизнесов с целью коммерциализации перспективных внешних эффектов (например, привлечение компаний из сферы розничной торговли к участию в строительстве объектов пассажирской логистики, которые обеспечат торговым предприятиям в перспективе более высокую проходоимость);

- описанные выше механизмы государственно-частного партнёрства, а также льготные налоговые режимы и другие виды государственной поддержки;

- обеспечение конкурентоспособных тарифных условий со стороны естественных монополий (таких, например, как оператор железнодорожной инфраструктуры);

- формирование стимулов для долгосрочного участия бизнеса в развитии системы транспортного обслуживания.

Поскольку система транспортного обслуживания вообще является одной из существенных по уровню влияния социально-ори-

ентированных подсистем всей социально-экономической системы агломерации, то важнейшим участником комплексных инновационных проектов является общественность, социум. При этом в современных условиях этот участник является активным, то есть способен оказывать волевое воздействие на развитие проектов и их реализацию; и чем выше уровень развития гражданского общества, тем выше и степень влияния социума на результаты проекта.

Участие социума в реализации комплексных инновационных проектах сводится к следующим направлениям:

- участие в общественном контроле проектов, определении приоритетных проектов и оценке их социальной эффективности;

- оценка качества транспортного обслуживания (в том числе и «голосование рублём», но не ограничиваясь только ценовыми сигналами) и активное воздействие на регулятора с целью устранения недостатков в работе системы.

Другими словами общество воздействует на проекты официально, через механизмы, предусмотренные законодательством, и через выражение гражданской позиции, побуждающее регулятора и компании действовать в интересах общества.

Комплексные инновационные проекты, таким образом, являются механизмом, в котором все заинтересованные стороны получают возможность принимать участие в принятии решения относительно того, какие преобразования и каким образом будут осуществляться. Это позволяет достичь необходимого равновесия интересов и в полной мере реализовать потенциал транспортной системы крупной агломерации.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Павлова С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и инвестирование» ФАОУДПО «Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы» Газимагомедова П.А., старший преподаватель кафедры «Экономика» НОУ ВПО «Институт мировой экономики и

информатизации»

В настоящей статье проанализирован опыт инновационного развития рынка жилищно-коммунальных услуг Англии, Германии, Швеции, который может быть заимствован Российской Федерацией при определенной корректировке.

Ключевые слова: рынок жилищно-коммунальных услуг, инновационное развитие, жилищно-коммунальное хозяйство

FOREIGN EXPERIENCE OF THE INNOVATION DEVELOPMENT OF THE MARKET FOR THE HOUSING AND UTILITIES SERVICES

Pavlova S., Doctor of Economics, the professor of chair «Economy and the investment» of State academy of professional retraining and increase in the qualification of the leading workers and specialists of investment sphere»

Gazimagomedova P., senior teacher of chair «Economy» of Institute of World economy and information,

Is in this article analyzed the experience of the innovation development of the market for housing and utilities services to England, Germany Sweden, which can be borrowed by the Russian Federation during the specific correction.

Keywords: the market for housing and utilities services, innovation development, the housing and utilities economy.

В некоторых европейских странах реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) шло достаточно интенсивно, в других - реформы были сопряжены с рядом проблем, характерных и для России. В этой связи такой анализ представляется особо актуальным, поскольку, с одной стороны, позволит выявить потенциальные пути выхода из кризиса в ЖКХ для России, а с другой - наметить перспективные инновационные направления роста для развития рынка жилищно-коммунальных услуг (РЖКУ).

По мнению авторов, английский опыт инновационного развития ЖКХ весьма показателен и полезен для России, поскольку Англия весьма долго шла к созданию общественно приемлемых и коммерчески привлекательных условий в коммунальном секторе. Заслуживает внимания тот факт, что вначале в Англии была принята необходимая правовая база для осуществления реформы ЖКХ, а затем государство приступило к непосредственному реформированию указанного сектора экономики. Так, в 1997 г. законодательно был введен запрет на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно было принято балансирующее решение о включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф. При этом, качество коммунальных услуг в Великобритании определяется множеством из-

меряемых параметров. В частности, зафиксировано время дозвона до диспетчерской службы (30 секунд) и время исполнения заявки по устранению неполадок.

Еще одной важной особенностью коммунальных реформ в Англии является перевод и объединение сотни муниципальных водоканалов в собственность десяти региональных государственных компаний с последующей их приватизацией. Перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию и постановку на баланс. Отметим, что в отличие от Англии в большинстве европейских стран коммунальная инфраструктура не передана в частную собственность, а, оставаясь муниципальной, эксплуатируется частными операторами на условиях договора концессии [3].

Особо выделим также опыт Германии на примере г. Карлсруэ. Более подробно остановимся на инновационной системе управления ЖКХ города. Так, в Карлсруэ насчитывается несколько коммунальных предприятий. Некоторые из них являются на 100 % частными обществами с ограниченной ответственностью, и потребитель имеет возможность самостоятельно делать выбор в пользу того или иного коммунального предприятия, заключая договор с тем, с

кем ему выгоднее [4]. Сами потребители (жители многоквартирных домов города) объединены в товарищества, которые избирают управляющего домом. Эти товарищества можно сравнить с совместными домовладениями и жилищно-строительными кооперативами в России. Управляющий как держатель и распределитель средств имеет право распоряжаться этими деньгами, и при этом несет за них ответственность перед жильцами.

В Карлсруэ функционируют и управляющие органы. Одним из таких органов выступает предприятие ООО «Народное жилье» со 100-процентной долей муниципалитета. ООО «Народное жилье» занимается капитальным строительством жилья и его инфраструктуры, эксплуатацией и ремонтом, модернизацией жилищного фонда и т. д.

В городе также работает коммунальное предприятие, являющееся обществом с ограниченной ответственностью, доля муниципалитета в котором составляет 70 %, а 30 % принадлежит газовому концерну «Рургазу» [4]. Предприятие оказывает услуги по энергогазотепловодоснабжению. Указанное предприятие ставит в многоквартирных жилых домах приборы учета тепловой энергии за свой счет, без которых невозможно даже заключить договор с потребителем. Характерной особенностью экономических отношений между предприятием и потребителями (жильцами) является отсутствие каких-либо посредников.

Подчеркнем, что в Карлсруэ отсутствует система перекрестного субсидирования. В городе нет зимней, более высокой платы за тепловую энергию и летней, более низкой. Оплата счетов равномерно распределена на весь год. Тарифы устанавливаются не политиками, а самими коммунальными предприятиями. Поскольку они отражены в договорах с владельцами жилья и товариществами, то одностороннее повышение тарифа влечет за собой судебные разбирательства.

Заслуживает особого внимания тот факт, что в Карлсруэ создан и эффективно функционирует оптовый рынок тепла. То есть, на сети теплоснабжения, в борьбе за лучшее предложение производитель, крупный потребитель и организации по распределению совершают сделки по переменным во времени тарифам или ценам на узловых пунктах. Таким образом, выработка тепла и электроэнергии, их транспортировка и распределение разделены в целях создания конкурентной среды и противодействия монопольному механизму централизованной системы теплоснабжения.

В конечном счете, потребители, а не муниципалитет, делают свой окончательный выбор в пользу централизованного или децентрализованного снабжения. Решающим аргументом являются деньги не только на строительство, но и на эксплуатацию, ремонт сетей в течение длительного периода. Но если оказывается дешевле использовать централизованное теплоснабжение, принимается решение в его пользу. Тем не менее, централизованные системы сочетают многие серьезные недостатки, среди которых можно назвать нерентабельность, расточительность ресурсов, отставание технологий и быстрый износ, загрязнение окружающей среды, неудобство по отношению к потребителю и крайне медленное внедрение инноваций.

В целом, отметим, что в настоящее время теплоснабжение в Германии выступает как часть профильного объединения предприятий, где имеются все формы организации предприятий. Муниципалитет владеет стопроцентной долей коммунальных предприятий или, в большинстве случаев, наличествует смешанная форма переплетения их долей с долями частного капитала.

Таким образом, анализ немецкого опыта инновационного управления ЖКК свидетельствует о решении проблем эффективного функционирования жилищно-коммунальной сферы посредством сочетания экономических интересов потребителей услуг и их производителей. Что позволило учесть как права пользователей, так и производственно-экономические требования по обеспечению доходности коммунальных предприятий на длительную перспективу.

Швеция дает наглядный опыт сотрудничества органов власти с организациями жителей на всех уровнях при инновационном управлении жилищно-коммунальной сферой. В данной стране преобладают квартиросъемщики как социального, так и частного жилищного фонда. Это связано, в первую очередь, с тем, что арендный жилищный фонд составляет 41 %, что гораздо больше, чем в других развитых странах. Отметим, что в Швеции до сих пор не разрешена приватизация отдельных квартир, а также не существует кондоминиумов.

Наиболее популярными в Швеции стали две различные инно-

вационные модели: «скидки» и «амортизации», предоставившие жителям возможность [2, с. 38]:

• требовать и получать более высокое качество обслуживания;

• устанавливать дополнительное оборудование в квартирах;

• сокращать объем услуг, предоставляемых жилищной компанией.

Целью этих моделей является максимальное участие квартиросъемщиков в принятии решений относительно домов, в которых они живут. Так, квартиросъемщик въезжая в квартиру, полностью оборудованную в соответствии с общепринятыми в Швеции стандартами (шведский стандарт оборудования квартир включает газовую (электро) плиту, холодильник, морозильник, сушильный шкаф в ванной комнате), имеет право попросить оказывать какие-либо дополнительные услуги или отказаться от них, тем самым, снижая квартплату. В этом и состоит суть модели «скидки».

В основу модели «амортизация» кладутся расчеты «нормального срока эксплуатации здания»: муниципальная компания обязана заранее проинформировать жителей о нормативных сроках службы всего дома или его отдельных элементов (стены, кровля, плиты, ванны). Так, для стен нормативный амортизационный период определен в 12-15 лет, для холодильника или духовки - 15 лет, для деревянного пола - 25 лет. Если квартиросъемщик желает отремонтировать свою квартиру раньше нормативного срока, то он обращается к домовладельцу (муниципальной компании), который производит расчет ежемесячной оплаты за произведенный объем работ. Если соглашение между домовладельцем и квартиросъемщиком достигается, то ремонт осуществляется в установленные сроки. В случае бережного отношения квартиросъемщика к своему жилищу и имеющемуся в нем оборудованию и отсутствии необходимости в ремонте при наступлении нормативного срока, квартплата может быть снижена или останется на прежнем уровне.

Преимуществом указанных моделей является тот факт, что их реализация возможна не только на уровне одной конкретной квартиры, но и в масштабах всего дома или района.

В Швеции также внедрен метод разделения управления и эксплуатации дома на несколько достаточно самостоятельных фаз [2, с. 39]:

• «узкие местные вопросы» (вопросы, затрагивающие интересы одного дома или микрорайона, которые могут быть разрешены прямым участием самих жителей);

• «общие вопросы» (рассматриваются интересы всех жителей города, которые должны обсуждаться на переговорах между жилищной компанией и представителями квартиросъемщиков).

Показателен пример муниципалитета Халсингборгсхем. Арендная плата здесь также была поделена на две части: «основную» и «микрорайонную». Основная квартплата предполагает возмещение всех «местных» расходов, таких, как налог на недвижимость, проценты по кредитам, различные страховые платежи, плановое содержание дома, административные расходы, плата за землю. «Мик-рорайонная» аренда должна покрывать все расходы на содержание всего микрорайона: водо- и электроснабжение, ремонт, отопление, уборка территорий, средства механизации, уборка и вывоз мусора, другие виды страховок.

Комитет «жилищного управления» локальной организации квартиросъемщиков отвечает за микрорайонный бюджет и реальное осуществление всех работ и всех необходимых платежей. Он имеет право выбрать любую компанию для обслуживания своего дома, конкурирующую за право выполнения работ с другими частными службами. Уровень квартплаты определяется на переговорах между муниципальной жилищной компанией и городской ассоциацией квартиросъемщиков.

Другая схема участия жителей в улучшении качества жизни подразумевает участие будущих жильцов в разработке интерьера как своего дома, так и своей квартиры. Это в корне меняет весь процесс проектирования и строительства, но в результате учитываются многие пожелания потребителей этого жилья, что приводит к лучшему взаимодействию, хорошим контактам и добрым взаимоотношениям между будущими квартиросъемщиками.

Еще одной моделью участия жителей являются «коллективные дома», которые также стали распространяться по всей Швеции [2, с. 40]. Современная модель «коллективных домов» основывается на совместной работе по обслуживанию дома и совместной ответственности за его содержание. Между жителями и муниципальной эксплуатирующей компанией существует специальное соглашение о передаче жителям различных функций по управлению, содержа-

нию и ремонту своего дома, при этом дом остается муниципальным, а его жители - квартиросъемщиками. Однако в данном случае у жителей гораздо больше прав на участие в решении всех вопросов. Предполагается, что Совет жителей дома отвечает за переговоры с муниципальной компанией и от имени жильцов подписывает с ней специальный контракт. Согласно контракту Совет берет на себя обязанности и ответственность за выполнение всех или некоторых функций. Шведские специалисты считают, что оптимальный размер такого дома - 30-75 квартир.

Следует также подчеркнуть, что для Швеции, так же как и для Англии, характерно сильное государственное вмешательство в жилищную политику. Эти страны располагают самым крупным в Европейском союзе социальным арендным сектором, и правительства этих стран тратят на реализацию жилищной политики более 3 % ВНП. Здесь осуществляется жилищная политика универсализма, которая предполагает, что различными формами прямой или косвенной поддержки охватывается большая часть населения. Жилищные стандарты в Швеции чрезвычайно высоки, средняя обеспеченность жильем составляет 46 м2 на человека, что позволяет этой стране делить 1-2 место с Норвегией.

В целом, с точки зрения авторов, для Швеции, как и для других стран Западной Европы, характерно следующее:

• регулирование минимальных жилищных стандартов;

• контроль над квартплатой как в муниципальном, так и в частном жилье;

• создание социального арендного жилищного фонда;

• серьезное внимание к качеству жилищного фонда;

• индивидуальные жилищные субсидии.

По законам, действующим в современной Швеции, владелец многоквартирного дома обязан обеспечить его нормальное техническое обслуживание. Если он плохо с этим справляется, у него появляются проблемы с обслуживанием и эксплуатацией дома (например, не может расплатиться с электрической компанией за электроэнергию или жильцы имеют обоснованные жалобы на качество обслуживания), то по суду его могут заставить передать дом другому физическому или юридическому лицу сроком до 3 лет. Подчеркнем, что в современной шведской жилищной политике весьма силен «экологический» аспект, составной частью которого является «планировка, образование, участие жителей и экономические стимулы» [1]. При этом акцент делается на локальный уровень и взаимодействие локальных властей с организациями жителей.

Литература:

1. Калюжный, Д.В. Экожилье - перспективная система жизнеустройства [Текст] / Д.В. Калюжный // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 2003. - № 10. - С. 10-14.

2. Шомина, Е.С. Жилищное движение в Швеции [Текст] / Е.С. Шо-мина // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. -2002. - № 1. - Ч. II. - С. 37-42.

3. www.expert.ru/expert/ratings/regions/reg96/tabs: [Электронный ресурс].

4. www.ucpd.org/rus. Опыт в области жилищно-коммунального хозяйства стран Центральной и Восточной Европы: [Электронный ресурс].

ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Толстов А. А., аспирант АТиСО (г. Москва) Орехов С.А., д.э.н., профессор АТиСО (г. Москва)

В статье показаны результаты ретроспективного анализа инновационной деятельности в России, выявлены особенности эволюции инновационной деятельности, обоснованы результаты государственных реформ.

Ключевые слова: инновационная деятельность, эволюция, реформа, инвестиции.

FEATURES OF INNOVATIVE ACTIVITY EVOLUTION IN RUSSIA

Tolstov A.A.

Orehov S.A.

In article results of the retrospective analysis of innovative activity in Russia are shown, features of evolution of innovative activity are revealed, results of the state reforms are proved.

Keywords: innovative activity, evolution, reform, investments.

В 1993 году с приходом в Россию крупных фондов прямых инвестиций под управлением Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), а затем и Международной Финансовой Корпорации (МФК), в стране стал зарождаться рынок венчурного капитала. Спустя 18 лет, он сформировался: был образован целый ряд государственных организаций, призванных стимулировать и способствовать его развитию (такие как, например, Российская Венчурная Компания (РВК)); накопленная капитализация действующих фондов составила на 2009 год 15,2 млрд. долл.; количество управляющих компаний достигло 105 и т.д. В 2010 году на форуме «Инвестиции в России» ставится вопрос о возможности становления государства как венчурного центра.

Актуальность данной темы подчеркивается на самом высоком уровне, и не однократно упоминается Президентом РФ, как стратегическое направление развития страны. И хотя венчурный рынок и венчурные капиталисты показывают неплохую динамику, государством выделяются огромные средства на развитие инфраструктуры, совершенствуется законодательство, в целом, можно говорить о неполноценном инструменте финансирования инновационной деятельности. Заинтересованность бизнеса в инновациях по-прежнему остается на низком уровне, патенты, полученные в результате научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений так и не получают дальнейшей коммерционализации. Более того, ученые и венчурные капиталисты практически между собой

никак не взаимосвязаны, потому что последние предпочитают инвестировать в быстро окупаемые интернет-проекты.

Таким образом, важность выявления причин «тормозящих» экономическое развитие и становление инновационной экономики является очевидной. А с учетом вероятности второй волны мирового финансового кризиса и резких скачков цен на энергоносители, данная информация может послужить базисом для укрепления и увеличения независимости национальной экономики.

В качестве успешного примера перехода к высокотехнологичной и наукоемкой экономике можно привести такие страны, как Израиль и Финляндия, венчурный бизнес в которых также стал зарождаться в начале 90-х годов.

По моему мнению, причины «пробуксовки» венчурных механизмов и механизмов финансирования инновационной деятельности лежат в особенностях исторического развития данной сферы в России. В рамках данной статьи будут освещены наиболее показательные технологические прорывы в истории нашей страны: эпоха Петра I, эпоха Просвещения, реформы 1860-х годов и плановая экономика Советского Союза.

Обстоятельства, предшествовавшие прорыву начала XVIII века, связаны с проявлениями общего системного кризиса, поразившего Россию во второй половине XVII века. Отчетливее всего кризис проявился в экономической и военной сферах. В экономике налицо было отставание от других стран, невысокие темпы эконо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.