Научная статья на тему 'Изучение зарубежного опыта ресурсосбережения в сфере ЖКХ в рамках курса «Экономика предприятий»'

Изучение зарубежного опыта ресурсосбережения в сфере ЖКХ в рамках курса «Экономика предприятий» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1764
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина А. П., Махаева Н. В.

Проблема ресурсосбережения в коммунальной сфере является важной проблемой современности. Актуальность темы в России вызвана ее слабой изученностью и проработанностью. Авторами рассматриваются основные направления политики ресурсосбережения в сфере ЖКХ за рубежом, анализируется зарубежный опыт государственного регулирования предприятий коммунальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Experience of Resource Saving in Housing and Communal Services

The problem of the saving resources in the housing and communal services is very important now. It is an actual problem in Russia because of insufficient study and analysis. The authors consider the foreign priority orientations of the saving resources policy in the housing and communal services; study the foreign experience of the community facilities state regulation. The article is goaled to preparation of specialists in management of community facilities, students and post-graduate students of the economic professions

Текст научной работы на тему «Изучение зарубежного опыта ресурсосбережения в сфере ЖКХ в рамках курса «Экономика предприятий»»

статуты, базовые предприятия и организации.

В рамках НОУК можно разработать сопряженные образовательные программы разных уровней образования, например «школа—колледж—университет», с целью повышения качества подготовки, сокращения образовательной траектории и обеспечения непрерывности образовательного процесса. Нам представляет-

ся целесообразной организация НМП экономистов на базе НОУК, в котором университет играет роль центра методического обеспечения образовательных учреждений различных уровней, повышения квалификации преподавателей и специалистов в регионе, формирует развитую информационную образовательную среду, ведет целевую подготовку кадров для экономики региона.

Поступила 13.04.05.

ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ В РАМКАХ КУРСА «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ»

А. П. Горина, профессор кафедры экономики и логистики МГУ им. 77. 77. Огарева,

Н. В. Махаева, аспирант кафедры экономики и логистики МГУ им. 77. 77. Огарева

Проблема ресурсосбережения в коммунальной сфере является важной проблемой современности. Актуальность темы в России вызвана ее слабой изученностью и проработанностью. Авторами рассматриваются основные направления политики ресурсосбережения в сфере ЖКХ за рубежом, анализируется зарубежный опыт государственного регулирования предприятий коммунальной сферы.

В настоящее время в России проблема ресурсосбережения, в частности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, стоит очень остро. Решать ее предстоит специалистам завтрашнего дня. Но это невозможно без четкого представления о масштабах проблемы, ее причинах, направлениях преодоления, без владения информацией о ресурсосберегающих технологиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства других стран. Соответствующие знания студенты должны получить в рамках курса «Экономика предприятий». Однако обозначенная нами проблема пока недостаточно изучена и слабо проработана в учебной литературе. Восполнить этот пробел поможет представленный ниже материал.

В странах Запада жилищная сфера характеризуется многообразием форм собственности: жилищные кооперативы, где проживают собственники и арендаторы, частные многоквартирные дома, в

которых квартиры сдаются в аренду, муниципальные дома для социально незащищенных слоев населения, многоквартирные дома-кондоминиумы и др.

В законодательстве многих западных стран используется понятие «ассоциация собственников жилья» (аналогичное российскому «товарищество собственников жилья»). Ассоциация создается для управления кондоминиумом. Каждый домовладелец в кондоминиуме является также собственником земельного участка. На Западе, в особенности в США, большая часть собственности находится в частных руках. Жилые дома либо полностью принадлежат одному собственнику, муниципалитету или частному лицу, либо являются кондоминиумами. Там нет домов, в которых были бы одновременно муниципальные и частные квартиры. Каждый собственник квартиры или нежилого помещения автоматически становится членом ассоциации, а отношения © А. П. Горина, Н. В. Махаева, 2005

между членами регулируются ее уставом. Кроме того, каждая ассоциация в дополнение к уставу принимает внутренние правила, которые определяют права и обязанности домовладельцев. На Западе широко распространена судебная практика по делам с участием ассоциаций собственников жилья. Такие дела касаются в основном вопросов задолженности по обязательным платежам домовладельцев или нарушения установленных в кондоминиуме правил.

В странах, где рынок услуг, связанных с жильем, хорошо развит, участие в управлении собственным городским домом воспринимается домовладельцами как их преимущество. Западные домовладельцы ценят возможность рационального и экономного расходования коммунальных ресурсов и комфортность проживания.

США достигли больших успехов в области энергоресурсосбережения: в целом за последние 10—15 лет за счет ресурсосберегающих мероприятий ресурсопотребление было снижено на четверть. Такой эффект был получен в результате проведения многочисленных исследований, определяющих направление ресурсосбережения, своевременного принятия соответствующих законодательных актов, а также внедрения на их основе новых технологий.

Ресурсосбережение в США стимулируется на государственном уровне. Выделяют 5 способов такого стимулирования.

1. Вляние на ситуацию в государственных учреждениях. В США создана специальная комиссия по исследованию использования энергоресурсов и разработке стандартов.

2. Тарифная политика. В ряде штатов США введена многоступенчатая система тарифов для различных категорий потребителей. Государство устанавливает минимальный тариф для населения, если ежемесячное потребление коммунальных услуг не превышает определенного уровня. Если ресурсы расходу-

ются сверх установленного уровня, тариф повышается. Вводятся специальные тарифы для промышленных потребителей, принявших меры по обеспечению ресурсосбережения.

3. Политика по вопросам покупки товаров и услуг у предприятий частного сектора (смешанный вид). Несмотря на то что государство не может принудительно внедрять меры по ресурсосбережению на частных предприятиях, оно может регулировать этот процесс путем ужесточения или запрещения заключения договоров о государственных поставках с предприятиями частного сектора, не отвечающих определенным стандартам в области энергосбережения. Другим видом такого стимулирования является ограничение доступа к грантам, выделенным государством, и государственным субсидиям для организаций и граждан, которые не приняли соответствующие программы или иные меры в области энергосбережения.

4. Налоговая политика. Во-первых, это отсрочка по налогам. Во-вторых, снижение сроков амортизации энергосберегающего оборудования. В-третьих, установление специальных налоговых льгот, если предприятие выпускает облигации или иные долговые обязательства с целью получения капитала для инвестиций в приобретение нового или модернизацию устаревшего малоэффективного оборудования.

5. Государственные гранты для дополнительного финансирования инвестиций в новое оборудование. Обычно эти государственные гранты предоставляются крупным промышленным потребителям там, где можно достичь значительной экономии ресурсов.

Важнейшим элементом политики ресурсосбережения является согласование интересов потребителей и ресурсоснабжающих компаний. В США реализован на практике принцип: ресурсоснабжающая компания обязана по закону удовлетворять любой спрос на ресурс в зоне своей ответственности. Поэтому, когда воз-

никает перспектива повышения спроса на ресурс, компания подсчитывает, что ей выгоднее — увеличить мощности или сохранить существующее ресурсопотребление путем проведения ресурсосберегающих мероприятий. Как правило, оплатить подобные мероприятия дешевле, чем создавать новые мощности, требующие значительных капитальных вложений.

В США возникли и получили быстрое распространение новые формы бизнеса: одна компания предлагает другой провести за свой счет ресурсосберегающие мероприятия, а возврат вложенных денег и прибыль получать только за счет сэкономленных ресурсов. Разработаны и активно внедряются программы рыночных преобразований, направленные на создание условий изменения спроса, с тем чтобы потребитель был заинтересован в приобретении новых высокоэффективных технологий.

В западноевропейских странах доля жилищного фонда, принадлежащего государству и муниципалитету, гораздо выше, чем в США. Значительную долю в государственном секторе составляют кооперативы. В основном это крупные организации, владеющие многочисленными жилыми домами. Кооперативы широко распространены в Скандинавских странах и Германии.

Важную роль в регулировании уровня арендной платы играют государственные займы и субсидии корпорациям, ведущим жилищное строительство. Субсидии могут предоставляться также на ремонт и реконструкцию жилых зданий. Особенностью регулирования отношений между владельцами жилья и квартиросъемщиками является участие в этих процессах ассоциаций квартиросъемщиков, в некоторых странах без их участия в переговорах не могут быть введены новые ставки арендной платы (Швеция, Германия, Австрия).

В Нидерландах главная задача жилищных корпораций — обеспечить квартирами тех, кто не в состоянии приобре-

сти жилье на собственные средства. Почти треть голландских домов находятся под контролем жилищных корпораций. Оплата квартир регулируется «Актом об аренде». Он является важным инструментом защиты интересов арендаторов. Другой важный документ — «Акт о квартирах» — определяет ответственность местных властей за обеспечение жильем менее состоятельной части населения. На местах детально разрабатывается политика ассигнований и перераспределения жилья. Местные власти одно время контролировали жилищные корпорации, теперь эти функции переданы правительству.

В Германии, чтобы решить проблему ресурсосбережения, жилищную проблему и снизить квартплату, государство при определенных условиях выдает беспроцентный или облегченный заем (1 % в год). А для владельцев построенного жилья уровень квартплаты ограничен, т. е. они не могут сдавать жилье по реальной ставке, сложившейся на рынке недвижимости.

Арендная плата представляет собой денежное вознаграждение за право пользования жилым помещением на основе арендного договора или договора субаренды. К этому добавляется оплата коммунальных услуг — водопровода, канализации, уборки мусора, освещения лестниц и ремонта жилых зданий, а также благоустройства придомовых территорий. Арендную плату квартиросъемщиков получает владелец или управляющая компания. Она является для собственника источником оплаты услуг по поставке ресурсов, а также погашения кредитов и займа, оплаты налога на землю.

При указанной схеме расчетов домовладелец, устанавливая размер арендной платы, должен учитывать конъюнктуру на рынке жилья для того, чтобы его квартиры не пустовали. Однако включенные в арендную плату текущие затраты не реагируют на изменение спроса на жилье. С ростом платежей в этой сфере

борются союзы квартиросъемщиков, которые активно поддерживает государство. При таком порядке домовладельцы крайне заинтересованы в экономии тепла, света, воды и прочих ресурсов в своих домах, устанавливая строгие правила, пресекающие расточительство со стороны жильцов в расходе воды, тепла и электроэнергии.

Проблемы ресурсосбережения в Германии решают также с помощью инвестиций, кредитов, тем более что затраты окупаются за относительно короткий промежуток времени.

Здесь существует несколько уровней поддержки программ по экономии ресурсов жилищно-коммунальной сферы: общеевропейский, федеральный и местный. В Германии, особенно в ее восточной части, модернизация жилья стоит очень дорого и у большинства граждан средств на это не хватает. Поэтому лишь 11 % жителей бывшей ГДР и 42 % Западной Германии могут самостоятельно отремонтировать свои жилища. Остальные это делают с помощью государства. Так, в Восточной Германии 51 % от всего объема ремонта жилых и 38 % от модернизации инфраструктуры зданий осуществлено за счет государственных средств, остальное — за счет льготных кредитов, грантов, налоговых льгот.

При реконструкции объектов ЖКХ для реализации той или иной программы в Германии привлекаются специальные инвестиционные агентства, а условия программы определяют сами жильцы-собственники, домовладельцы, муниципалитеты. Кредиты с льготной процентной ставкой и гранты предоставляются Европейским союзом, Федеральным правительством Германии, руководством федеральными землями, а также муниципалитетами и местными поставщиками энергоресурсов.

Администрация Лейпцига в 1993— 1995 гг. предоставляла владельцам домов и жилищным компаниям гранты на проведение диагностики зданий и по сбережению теплоэнергии. Причем для ак-

тивизации внедрения программ по энергосбережению предоставлялись налоговые льготы до 50 % как жилищным фирмам и объединениям собственников, так и частым домовладельцам.

Сегодня в Восточной Германии действует «Программа ремонта жилых помещений», на основании которой происходит кредитование работ по ремонту и модернизации жилья, находящегося в частной собственности или арендуемого. Размер кредита зависит от занимаемой площади. На ремонт 1 м2 выделяется 400 евро. Кредит погашается в течение 25 лет. Кроме того, в Германии существует программа муниципальных грантов, покрывающих до двух третей затрат на модернизацию жилья. В некоторых городских районах, где имеются памятники архитектуры, размер гранта может быть увеличен на 22 %,

Все программы по реконструкции объектов ЖКХ базируются на строгих принципах, которые сводятся к следующему.

1. Государство разработало законодательную базу для энергосбережения, определило национальные стандарты в этой области.

2. Государство предоставило финансовую помощь арендаторам жилья и собственникам, а также объединениям собственников и управляющим компаниям.

3. Государство обеспечило необходимой информацией потенциальных инвесторов и заказчиков работ.

4. Государство установило простую и понятную всем процедуру льготного налогообложения в этой сфере.

В результате работы по ресурсосбережению в жилищно-коммунальной сфере начали окупаться в течение нескольких лет и стали привлекательными для частных инвесторов. А там, где проект заведомо не мог окупиться за 10 лет, основное бремя расходов взяло на себя государство. Благодаря принятым мерам за 14 лет удалось модернизировать почти весь жилищный фонд Восточной Германии.

В Чехии также существует комплексная программа энергоресурсосбережения. Первое мероприятие этой программы заключалось в установке новых утепленных окон в доме — это сразу резко снизило расходы на теплоснабжение. В жилом секторе происходит массовое внедрение малых электростанций. Небольшая фирма «ТЕДОМ», т. е. «теплый дом», производит газопоршневые электростанции с отбором тепла из двигателя, способные одновременно производить электричество и тепло. Совокупный коэффициент использования энергии топлива у этих машин составляет около 95 %. Такие агрегаты используются как основные источники электроэнергии и теплоснабжения отдельных объектов или как дополнительные источники, например для разгрузки сети в вечерние часы. В стране понимают необходимость экономии энергоресурсов и более четкого управления их расходами.

В Швеции реформа ЖКХ прошла в конце 1960-х—начале 1970-х гг. При этом сменилась сама идеология снабжения городов и населенных пунктов коммунальными услугами. Если в России ЖКХ называют «черной дырой», поглощающей значительную часть бюджетных денег, то в Швеции это весьма прибыльные предприятия. На коммунальное хозяйство расходуется не более 10—15 % бюджета. За право выполнять коммунальный заказ муниципалитета между компаниями идет серьезная конкурентная борьба.

Коммунальные услуги в Швеции обходятся очень дорого. Тарифы время от времени меняются, но в основном в сторону удорожания. Владельцу дома необходимо платить за каждую услугу по тарифу плюс в счет входит ежегодный базовый платеж. Мало кто может позволить себе купить дом или квартиру, потому что помимо коммунальных услуг нужно платить налог на собственность. Поэтому основная часть населения снимает квартиры, которые принадлежат коммунам. По причине высокой стоимо-

сти коммунальных услуг в Швеции разрабатываются и широко применяются ресурсосберегающие методы и технологии, с помощью которых можно экономить значительные суммы для семейного бюджета. Например, на лестничных клетках в подъездах домов устанавливаются лампочки с сенсорами, при приближении зажигающиеся на 1—2 мин, или лампочки, которые автоматически отключаются через минуту после включения. На трубах подачи коммунальных ресурсов домовладельцы устанавливают счетчики учета. В области теплосбере-жения эта страна пошла по пути установления локальных тепловых установок. Трубы проложены в тоннелях, что облегчает их обслуживание.

Правительство Швеции разработало программу энергоресурсосбережения, предусматривающую освобождение энергоемких производств от уплаты налогов на потребление энергии при условии внедрения ими систем управления энергопотреблением. Согласно рассматриваемой программе компании, имеющие энергоемкие производства, получают освобождение от уплаты налогов на потребление энергии сроком на 5 лет, если они соответствуют ряду критериев. Правительство Швеции считает, что это позволит сократить общенациональное потребление энергии на 2 %'.

В странах Запада в сфере эксплуатации жилья и коммунального обслуживания нет конкуренции. Свидетельством этого является высокий уровень расходов средней семьи на оплату жилья. Другим примером того, что высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг не создает конкуренции и не приводит к улучшению качества обслуживания, является опыт отпуска цен на наем жилья и коммунальные услуги в Прибалтийских странах и странах Восточной Европы.

В Японии после первого нефтяного кризиса были приняты меры по энергосбережению, которые привели к снижению на 35 % энергоемкости валового национального продукта. Однако по мере

увеличения энергопотребления правительство пересмотрело «Закон об энергосбережении». В соответствии с новой редакцией закона Министерство международной торговли и промышленности Японии (ММТП) должно устанавливать и объявлять основные принципы политики, направленной на всестороннее стимулирование рационального ресурсопользования, а основные пользователи ресурсов должны предпринимать усилия по рационализации ресурсопользования в соответствии с этой политикой.

ММТП при содействии органов, регулирующих ту или иную отрасль, устанавливает для руководителей стандарты и нормативы и дает необходимые указания по использованию энергии, касающиеся рационального сжигания топлива, рационализации отопления, охлаждения и теплопередачи, предотвращения тепло-потерь, использования сбросного тепла, эффективного преобразования тепловой энергии в электрическую, уменьшения потерь электроэнергии.

На каждом предприятии промышленности и энергетики, потребляющем газ и тепло в количествах, превышающих установленные нормы, ММТП обязывает учреждать службу энергетического менеджмента. Если на предприятии допускаются нарушения принципов рационального энергопотребления, ММТП может само или через соответствующие ведомства потребовать от руководителя предприятия представить план энергосбережения; на нарушение дисциплины энергосбережения министерство отреагирует указанием исполнить требуемые по инструкции мероприятия. Руководитель предприятия должен назначить определенное количество лицензированных энергоменеджеров, основным содержанием деятельности которых являются принятие мер по рациональному использованию энергии и предоставление ежегодных отчетов по энергосбережению в министерство или в государственные ведомства, курирующие соответствующую отрасль. Проведение экзаме-

нов и лицензирование энергоменеджеров осуществляется организацией, уполномоченной министерством.

Любое лицо или организация, намеревающиеся строить здания, обязаны принять все меры для предотвращения тепловых потерь, рационального использования всех видов энергетического оборудования в здании в соответствии со стандартами, установленными ММТП и Министерством строительства, и с учетом предельных величин потерь ресурсов.

В Японии принимаются меры по информированию населения о необходимости энергосбережения: выпускаются брошюры и плакаты, организовываются симпозиумы и используются средства массовой информации. Проводятся «День энергосбережения», «Месячник энергосбережения» и «Генеральная проверка энергосбережения» для обучения населения и повышения общественной активности.

Законодательство страны устанавливает требования, касающиеся финансовых и налоговых мер по стимулированию энергосбережения, порядок представления отчетов, проведения инспекторских проверок и наложения штрафов. Ввиду наблюдающегося роста энергопотребления из-за низких цен на энергоносители предусматриваются специальные финансовые и технические мероприятия по снижению удельного энергопотребления в коммунальной сфере.

Общеизвестно, какой вред наносят окружающей среде утечки газа, воды из трубопроводов. Зарубежный опыт свидетельствует, что уменьшение объемов таких утечек, снижение количества аварий и катастроф на сетях возможны, если вместо стальных трубопроводов применять трубы из полимерных материалов; прокладку новых и ремонт изношенных трубопроводов осуществлять бестраншейным способом вместо траншейного (открытого).

Специалисты концерна «ВАВИН» (Дания) совместно с работниками муниципалитетов Дании, Швеции, Норвегии и

Франции в течение многих лет исследовали состояние действующих канализационных трубопроводов, изготовленных из полимерных материалов и находящихся в эксплуатации более 30 лет. В ходе исследований раскапывались те участки трубопроводов, где предполагались наибольшая деформация грунта и максимальные нагрузки на трубопроводы. Результаты позволили убедиться в отсутствии признаков износа, изменения структуры материала и разгерметизации стыков соединений. Трубопроводы сохранили работоспособность в течение всего срока эксплуатации. Специалисты с высокой степенью точности предсказали, что срок эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов может превысить 100 лет.

В Англии 99 % новых водопроводных труб выполнены из полиэтилена (для сравнения: в РФ не более 1 %). В США напорные трубопроводы из полимерных материалов за последние годы стали использоваться в 2,5 раза чаще2. В последнее время за рубежом для транспортировки газа стали широко применять стекловолокнистые эпоксидные трубы с высокопрочными слоями стальной ленты внутри. Для строительства теплотрасс используются трубы с пенополиуретановой теплоизоляцией и системой аварийно-предупредительной сигнализации,исключающей замерзание воды, а для канализации — полимербетонные трубы.

Трубопроводы из полимерных материалов по сравнению со стальными и чугунными имеют огромные преимущества:

1) они устойчивы к коррозии — гарантированный срок их эксплуатации составляет не менее 50 лет;

2) их масса в четыре раза меньше, что позволяет укладывать трубы без применения тяжелого оборудования;

3) они имеют идеально гладкие поверхности внутренних стенок, что предотвращает парафиновые и другие отложения, а следовательно, отпадает необходимость периодической прочистки труб;

4) значительная гибкость облегчает их укладку с заданным уклоном (в поперечном и продольном направлениях);

5) они более технологичны в обслуживании и т. д.

Прокладку труб за рубежом производят бестраншейным способом, что не разрушает покрытия дорог, не нарушает транспортного движения, не уничтожает зеленые насаждения, не повреждает действующие коммуникации. К тому же это позволяет в 3—4 раза увеличить срок службы трубопроводов, в 5—6 раз уменьшить затраты и в десятки раз повысить производительность работ при их укладке.

Международное общество по бестраншейным технологиям (18ТТ), созданное в 1985 г. со штаб-квартирой в Лондоне, ежегодно в разных странах проводит международные ярмарки и выставки новейших достижений науки, техники, технологии в этой области. Самое широкое распространение получили установки наклонного и горизонтального бурения в зависимости от вида грунта, дальности и глубины прокладки труб и от условий проведения работ. Бестраншейная прокладка трубопроводов состоит в том, что в начале с помощью буровой головки выполняют лидерную скважину, затем ее расширяют буровой головкой большего диаметра и одновременно затягивают в скважину трубопровод. Для бестраншейного ремонта трубопроводов за рубежом широко применяют оборудование, с помощью которого разрушают старый изношенный трубопровод и одновременно затягивают в него новый.

Весьма важен зарубежный опыт ресурсосбережения при теплоснабжении объектов в сфере ЖКХ. Существенное улучшение экономических и экологических характеристик производства тепловой энергии достигается с помощью теплонасосных установок (ТНУ). Они позволяют трансформировать низкопотенциальную теплоту вторичных энергетических ресурсов до более высоких тем-

ператур, пригодных для целей теплоснабжения. Кроме того, применение ТНУ дает возможность получить в системах отопления 3—8 кВт эквивалентной тепловой энергии, затрачивая при этом всего 1 кВт электроэнергии. Важнейшей особенностью ТНУ является их универсальность по отношению к виду первичной энергии, поскольку компрессор ТНУ можно приводить в действие механическим, электрическим и любым тепловым двигателем. Это способствует оптимизации топливного баланса. ТНУ расходуют в 3—4 раза меньше топлива и благодаря полной автоматизации не требуют постоянного обслуживания.

Как показывает мировой опыт, ТНУ интенсивно вытесняют традиционные схемы теплоснабжения, основанные на сжигании органического топлива. Они используются в качестве квартирных, домовых, квартальных, районных источников теплоснабжения, при этом не требуют больших сроков строительства. ТНУ за рубежом размещаются вблизи потребителей, что позволяет минимизировать протяженность тепловых сетей и практически исключать потери тепловой энергии при транспортировке.

В РФ применение прогрессивных методов ресурсосбережения затруднено тем, что российские муниципальные предприятия жилищно-коммунальной сферы испытывают острую нехватку финансовых средств. Чтобы радикально улучшить положение в отрасли, необходимы немалые инвестиции. Как показывает опыт технически развитых государств и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, осуществить столь масштабные работы можно только с помощью привлечения инвестиций частного иностранного и отечественного капитала.

Существуют три модели реорганизации жилищно-коммунального хозяйства: немецкая, французская и английская. Рассмотрим их подробнее.

Немецкая модель предполагает, что коммунальные предприятия тепло- и во-

доснабжения являются акционерными предприятиями, основной пакет акций которых принадлежит муниципалитету. Но при этом не решается ключевая задача — формирование эффективного частного менеджмента. Бизнес не идет в такие предприятия, потому что влияние власти на них критически велико. Данная форма ориентирована преимущественно на получение бюджетных денег.

Другая возможность взаимодействия власти и бизнеса — муниципальная собственность на инженерные инфраструктурные объекты и управление ими на контрактных условиях. Эта модель сейчас интенсивно развивается по всему миру, но первыми ее исполнили французы. Здесь задача местных органов власти — не принимать участия в управлении, а только отслеживать через систему мониторинга и целевых показателей, насколько концессионер выполняет свои обязанности. Все работы по объектам ЖКХ ведутся через муниципалитет, а он несет политическую ответственность перед гражданами.

Английской модели реорганизации жилищно-коммунального хозяйства соответствует полная приватизация: коммунальные объекты переходят в собственность частных компаний. В Великобритании перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию и постановку на баланс. На сегодняшний день в Великобритании существуют общественно приемлемые и коммерчески привлекательные условия в коммунальном секторе.

Ведущие сотрудники российского торгового дома «Инженерное оборудование» изучили иностранный опыт привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство и пришли к заключению* что для наших условий наиболее приемлема система привлечения частного капитала, действующая во Франции и основанная на делегированном управлении.

Начиная с XVII в. эта схема использовалась при строительстве каналов и мостов, а с XIX столетия — при прокладке железных дорог, строительстве систем водоснабжения, канализации, энергоснабжения и транспорта. В течение последних 30 лет она стала применяться также при строительстве систем центрального теплоснабжения, кабельного телевидения и т. д. Особенность французской системы привлечения инвестиций через делегированное управление в отличие от методов приватизации заключается в сохранении властных полномочий муниципалитетов, а следовательно, государства в ключевых вопросах развития экономики и инфраструктуры городов(например,относительно размеров тарифов, основных направлений развития инженерных систем жизнеобеспечения и т. д.).

Во Франции на уровне правительства устанавливаются стандарты на то, чем должны быть обеспечены жилые дома, например на качество воды. На рынке существует много фирм разного уровня,

занимающихся практически всем, что имеет отношение к инфраструктуре ЖКХ. Это электро-, газо- и водоснабжение, канализация, сбор и переработка мусора и промышленных отходов. Работают они по контракту с муниципалитетами.

Выделяются различные модели партнерских взаимоотношений между частными фирмами и муниципалитетами. Их спектр простирается от делегирования прав на эксплуатацию конкретных систем и оборудования до создания автономных коммерческих организаций, несущих полную финансовую, техническую и административную ответственность за эксплуатацию и долгосрочное развитие служб ЖКХ.

Существует множество типов контрактов, используемых в партнерстве частного и государственного секторов в сфере ЖКХ. В таблице представлены основные варианты финансирования и эксплуатации ее объектов при различных формах партнерства «государство — частный сектор».

Варианты финансирования и эксплуатации объектов ЖКХ при различных формах партнерства

Партнерство Форма собственности Финансирование Эксплуатация

Концессия Государственная Частное Частная

Аренда Государственная Государственное Частная

Контракт на управление Государственная Государственное Частная

Техническое содействие Государственная Государственное Частная

Строительство, владение, Частная, затем Частное Частная

управление и передача (СВУП) государственная

Таким образом, проблема ресурсосбережения в сфере жилищно-комму-нального хозяйства — мировая проблема. Изучение российскими студентами данной проблемы позволит разработать направления ее решения, создаст предпосылки для проведения эффективной политики ресурсосбере-

жения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Астад)ъев А. Энергосбережение в жилищной сфере. Проблемы, поиски решения / А. Астафьев // Строит. Iл'.. 20(4. № 50. С. 11.

2 См.: Кунахович А. И. Зарубежные инвестиции в системе горводоканала / А. И. Кунахович // ЖКХ. 2003. № 5. С, 4.

Поступила 03.03.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.