Научная статья на тему '98. 01. 081. Прямые иностранные инвестиции, торговля, помощь и миграция. Foreign direct investment, trade, aid and migration / un conf. On trade a. development, Div. On transnational corporations a. investment, Div. On Science a. technology; Intern. Organization for migration, Div. Of research a. Forum activities. Geneva: un, 1996. VIII, 99 P. bibliogr. : P. 71 -84'

98. 01. 081. Прямые иностранные инвестиции, торговля, помощь и миграция. Foreign direct investment, trade, aid and migration / un conf. On trade a. development, Div. On transnational corporations a. investment, Div. On Science a. technology; Intern. Organization for migration, Div. Of research a. Forum activities. Geneva: un, 1996. VIII, 99 P. bibliogr. : P. 71 -84 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ И МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ / РАБОЧАЯ СИЛА МИГРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ / ТОРГОВЛЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ И МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Былов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 081. Прямые иностранные инвестиции, торговля, помощь и миграция. Foreign direct investment, trade, aid and migration / un conf. On trade a. development, Div. On transnational corporations a. investment, Div. On Science a. technology; Intern. Organization for migration, Div. Of research a. Forum activities. Geneva: un, 1996. VIII, 99 P. bibliogr. : P. 71 -84»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.01.001 -98.01.106

МОСКВА 1998

механизма цивилизованных взаимоотношений с соотечественниками за рубежом, создание условий для расширения возможностей временного трудоустройства за рубежом, обеспечение социальной защищенности российских трудовых эмигрантов за рубежом. В области трудовой иммиграции следует учитывать соотношение стратегических и тактических интересов России. В ближайшей перспективе необходимо решить конкретные управленческие задачи на федеральном и региональном уровнях, ввести систему квот на импорт рабочей силы из-за рубежа, решать вопросы нелегальной иммиграции и цивилизованной депортации иностранных граждан, нарушивших законы Российской Федерации, совершенствовать информационное обеспечение в области внешней миграции.

В. Г. Былое

98.01.081.ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ТОРГОВЛЯ, ПОМОЩЬ И МИГРАЦИЯ.

Foreign direct investment, trade, aid and migration / UN conf. on trade a. development, Div. on Transnational corporations a. Investment, Div. on Science a. Technology; Intern. Organization for migration, Div. of Research a. Forum Activities. - Geneva: UN, 1996. - VIII, 99 p. - Bibliogr.: P. 71 -84.

Монография, подготовленная под эгидой ООН, посвящена анализу взаимосвязи между экономическим ростом и международной миграцией населения (ММ). В частности, рассматриваются воздействие прямых иностранных инвестиции (ПИИ), международной торговли, финансовой и технической помощи на ММ, в первую очередь на ММ рабочей силы.

Несмотря на тенденцию к интеграции, отмечается в предисловии, для современного развития мировой экономики характерен устойчивый экономический и социальный дисбаланс. Для его устранения и повышения эффективности мировой экономики наиболее актуальными считаются либерализация торговли и ПИИ . При этом проблемам ММ квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы не уделяется достаточного внимания, хотя прогресс в либерализации ММ остается очень ограниченным. Между тем ММ рабочей силы тесно взаимосвязана с ПИИ , международной торговлей и помощью, что обусловливает

необходимость определенных мер по переориентации соответствующей политики.

С начала 80-х годов ММ претерпела существенные изменения. Ранее ММ отражала потребности в рабочей силе на конкретных рынках труда. Сейчас она в значительной степени находится под влиянием таких факторов, как крайняя бедность, экономическая, политическая, социальная и экологическая нестабильность в различных странах. ММ охватила все части земного шара, что проявилось в направлении потоков миграции - "Юг-Север", "Восток-Запад", "Юг-Юг". Фактически большая часть миграции осуществляется между развивающимися странами (РС). Устремления мигрантов, ищущих жилье и работу, не всегда совпадает с интересами принимающих стран, что ведет к росту национализма и расовым конфликтам, усилению конкуренции на рынках труда, боязни утраты национальной идентичности и ослабления национальной культуры. В странах иммиграции ведутся дискуссии о способах интеграции иностранцев, легально проживающих в стране, борьбы с контрабандой, нелегальным въездом, стимулирования развития стран эмиграции для искоренения причин ММ.

Хотя в принципе ММ экономически выгодна вследствие ее вклада в мировое благосостояние и более рациональное размещение ресурсов в мировой экономике, существует необходимость управления миграцией. Многие страны обеспокоены неравномерностью ММ, распространением ее замаскированных и ложных форм: так, под видом беженцев, ищущих политического убежища, или под предлогом воссоединения семей, в промышленно развитые страны, (ПРС) прибывают мигранты по экономическим причинам (это особенно характерно дня Западной Европы с середины 70-х годов). По мнению авторов, ММ не всегда является следствием роста спроса на рабочую силу в странах-реципиентах. Развитие нелегальной миграции во многих принимающих странах фактически предполагает, что эта миграция определяется законами рынка, поскольку наниматели заинтересованы в дешевой рабочей силе, а иммигранты в поисках работы готовы преодолеть любые трудности.

Правительства принимающих стран, предпринимающие попытки управления ММ, наталкиваются на определенные трудности, в частности, из-за прозрачности границ многих ПРС. Для осуществления подобного регулирования ММ применяются

преимущественно административные меры. При этом выделяются определенные категории мигрантов (типа постоянных поселенцев, временных мигрантов, сезонников, членов семей иммигрантов, мигрантов приграничных регионов, беженцев и т.п.) и в отношении каждой из групп осуществляются различные меры. В ряде стран миграционная политика направлена на легализацию уже имеющихся мигрантов, включая прибывших нелегально, на ограничение притока будущих легальных мигрантов и на предотвращение прибытия нелегалов. Издержки управления миграционными потоками очень велики, а механизм контроля не дает гарантии предотвращения проникновения нелегальных мигрантов. Это означает, что нелегальная иммиграция может в перспективе возрасти.

В этих условиях особого внимания заслуживает выявление причин ММ, среди которых наиболее важными остаются крайняя бедность и различия в доходах. Ряд экономических факторов способствует усилению ММ, в частности, несбалансированность спроса и предложения капитала и рабочей силы в ряде стран. Типичной картины является перемещение людей туда, где заработки выше и возможности занятости лучше. Таким образом работает рыночный механизм в отношении как квалифицированных, так и неквалифицированных рабочих. Перемещение рабочей силы можно рассматривать в качестве дополнения к движению капиталов из стран с избытком капитала в страны с изобилием трудовых и естественных ресурсов, что обеспечивает более производительное с точки зрения факторной производительности размещение глобальных ресурсов. Таким образом, управление миграцией по экономическим причинам необходимо для обеспечения быстрого экономического роста, чанятости и повышения доходов в странах происхождения.

В первой главе дается обзор глобальных проблем, порожденных ММ. В начале 1995 г. за пределами страны происхождения проживало примерно 125 млн. человек, среди которых насчитывалось примерно 25 млн. рабочих-контрактников, 1 млн. квалифицированных работников, выехавших на короткий срок, 22 млн. человек под эгидой Верховного комиссара ООН по делам беженцев (включая 14,5 млн. беженцев, 4 млн. репатриантов и 3,5 млн. прочих лиц). Численность нелегальных иммигрантов, особенно из РС оценивается в не менее 30 млн. человек. Члены семей иммигрантов, постоянные переселенцы, независимые

25-4350

предприниматели, высококвалифицированные работники транснациональных компаний, студенты, обучающиеся за рубежом, составляют остаток (с.5).

Авторы выделяют наиболее крупные миграционные потоки в Западной Европе, Африке, Восточной и Юго-Восточной Азии, а также анализируют воздействие факторов выталкивания и притяжения. Твердая классификация типов миграции затруднена из-за частой и быстрой смены статуса многих мигрантов. Согласно критериям, обычно применяемым в странах иммиграции, выделяются следующие типы мигрантов: постоянные переселенцы, временные рабочие (включая контрактников), временно прибывшие специалисты, обеспечивающие разного рода услуги, нерегулярные и беспаспортные мигранты, соискатели политического убежища и беженцы. С начала 80-х годов отмечается существенное изменение структуры миграционных потоков, усиление непредсказуемости перемещений, появление новых миграционных волн, отражающих кризисные явления в экономике. Усиление внутренней миграции является часто прелюдией к ММ. Авторы характеризуют основные потоки миграции - "Юг-Север", "Восток-Запад", между РС.

ММ "Восток-Запад", особенно в ПРС Западной Европы, становится все более важной. Отмечается сходство демографической ситуации в Восточной и Западной Европы (темпов прироста населения, возрастной структуры, коэффициентов фертильности), что однако не является главным фактором миграции населения. Экономические трудности в Восточной Европе вызывают, отмечают авторы, играют основную роль. Хотя прогнозы массового бегства из этих стран не подтвердились, растущая безработица и распространение бедности в условиях экономических реформ будут выступать в качестве мощных выталкивающих факторов. В начале 90-х годов безработица в странах Восточной Европы могла бы достичь 14 млн. человек (21% работающего населения), в республиках бывшего СССР - 30-40 млн. человек, в том числе в одной России 10-11 млн. человек (с. 17). В 1992 г. экономические трудности и этно-политические конфликты стимулировали эмиграцию из этих стран: 20 млн. человек подумывали о выезде из России, Украины и Казахстана. Отмечается усиление миграции представителей трех национальных меньшинств - этнических немцев, евреев и армян, традиционно имевших тесные связи с общинами на Западе. В

бывшем СССР имеется миграционный потенциал , который включает 25 млн. русских за пределами России, которые не могут вернуться на свою историческую родину из-за экономических трудностей и нехватки жилья в России (с.18).

Во второй главе рассматривается взаимосвязь между экономическим развитием и миграцией населения. Ранее интерес к ММ носил относительно однобокий характер: рассматривался процесс "утечки мозгов" и роль денежных переводов мигрантов в страну происхождения в качестве источника иностранной валюты. Между тем следует учитывать общее и специфическое воздействие экономических процессов на ММ, в частности, роль денежных переводов мигрантов для экономики стран происхождения, влияние ММ на экономическое развитие стран иммиграции.

Третья глава посвящена влиянию иностранной помощи на ММ. Иностранная помощь, финансовая и техническая, призвана стимулировать экономическое и социальное развитие. Как таковая, она редко соотносится с проблемами и задачами ММ, однако оказывает воздействие на возвращение мигрантов на родину. Программы помощи могут стимулировать подобную миграцию, однако пока они недостаточно интегрированы в национальные планы развития.

В этой связи авторы дают оценку общего влияния иностранной помощи, которая призвана ускорить экономический рост и увеличить рабочие места, тем самым сокращая отток рабочей силы. В этом отношении иностранная помощь может рассматриваться как рычаг воздействия на миграцию. Однако стремление ПРС предоставлять иностранную помощь постепенно сокращается, поскольку во многих случаях помощь оказалась недостаточно эффектиппым инструментом для поддержании экономического роста РС.

Рассматривая взаимосвязи между иностранной помощью и демографическими процессами, авторы отмечают, что планирование населения и отдельные мероприятия в демографической сфере оказывают только ограниченное среднесрочное воздействие на миграцию. Снижение прироста населения может только сократить миграцию в длительной перспективе. Однако темпы прироста населения в большинстве стран эмиграции остаются очень высокими.

Недостаточное социально-экономическое развитие

стимулирует миграцию, обусловленную бедностью. Бедность и голод, природные или рукотворные катаклизмы являются особенно важными факторами миграции населения из стран с избытком рабочей силы. В этом случае иностранная помощь, содействуя экономическому развитию, позволяет сократить миграцию. В то же время подобная помощь может одновременно усилить внутреннюю миграцию типа "село-город".

Хотя иностранная помощь преимущественно косвенно влияет на развитие ММ, некоторые ее формы оказывают прямое воздействие на миграцию, в частности, помощь в переселении на родину, выдача пособий реэмигрантам, пособия из социальных фондов и системы социального страхования, профессиональная подготовка мигрантов с учетом потребностей страны происхождения, специальные кредиты для постройки жилья и создания собственного бизнеса. Ряд ПРС Западной Европы осуществляют программы сокращению миграции или беженцев из стран Северной Африки и Восточной Европы.

В четвертой главе рассматривается влияние ПИИ на ММ через ускорение экономического роста, расширение занятости и создание нормального благоприятного психологического и экономического климата. Прямое воздействие ПИИ на ММ довольно слабое , особенно в странах с низкими доходами. Это обусловлено не только тем, что указанные страны получают слишком мало ПИИ , но и тем, что остаются неудовлетворенными их ключевые потребности, касающиеся базовой инфраструктуры, системы образования и обеспечения продовольствием.

В некоторых случаях ПИИ и экономический рост могут стимулировать развитие миграции в кратко- и среднесрочном плане. Размер и структура миграционных потоков варьируются в зависимости от стадии, темпов и характера экономического развития данной страны. Экономический рост и модернизация могут усилить миграцию населения типа "село-город" в странах с низкими доходами, где осуществляется быстрая структурная перестройка. Такая миграция становится своего рода полигоном для экономической и психологической подготовки к более длительной ММ. ПИИ в страны с низкими доходами в длительной перспективе могут сократить миграцию, если приведут к повышению доходов и улучшению экономических перспектив. Это подтверждается примером новых индустриальных государств (НИС).

В отличие от РС с низкими доходами, ПИИ в большинстве РС со средними и высокими доходами и в бывших странах социалистического лагеря помогли сократить миграцию. В этих странах могут начаться процессы возвращения эмигрантов, как это имеет место в Малайзии и Сингапуре.

В пятой главе анализируются взаимосвязи между торговлей и миграцией, в частности, воздействие торгового протекционизма и либерализации торговли на ММ. Расширение доступа РС и стран с переходной экономикой на мировые рынки является ключевым фактором создания в них рабочих мест, ускорения их экономического развития и сокращения миграции из этих стран. Однако используемая многими ПРС по политико-экономическим соображениям и для защиты рабочих мест протекционистская политика тормозит проникновение указанных стран на мировые рынки, способствуя тем самым миграции. Согласно оценкам, бедность в РС могла бы быть в среднем на 2% ниже в случае отказа ПРС от протекционизма (с.60). Мигранты могли бы выгадать, в частности, от сокращения торговых барьеров и использования преимуществ международного разделения труда. Они могли бы активно участвовать в производстве трудоемких изделий при условии устранения импортных ограничений со стороны ПРС. В перспективе может возрасти миграция из стран, которые вплоть до настоящего времени пользовались торговыми преференциями на рынках ПРС.

В последние годы получила признание точка зрения, что ММ и торговля являются взаимодополняющими явлениями. Денежные переводы эмигрантов позволили многим странам с сильным оттоком работников финансировать значительную долю своего импорта и таким образом участвовать в мировой торговле. ММ также облегчила расширение торговли услугами, например в странах Среднего Востока.

ММ контрактных рабочих носит временный характер, однако она успешно вытесняет в ряде случаев миграцию рабочих на длительный период. К экспорту услуг и выезду связанных с ними командированных работников отдельные страны относятся с настороженностью, опасаясь оседания подобных командированных на постоянное место жительство в странах -реципиентах. Иногда в качестве альтернативы развитию миграции квалифицированных рабочих можно рассматривать приток технологических нововведений

в сферу услуг. Например, высококвалифицированные индийские инженеры и конструкторы получают архитектурные чертежи посредством спутниковой связи из США, работают с ними в Индии и посылают затем результаты своей работы в США опять же с помощью спутниковой связи. Подобная практика призвана сократить "утечку мозгов".

В заключении отмечается , что в отличие от либерализации движения капиталов и торговли, прогресс в либерализации движения рабочей силы оказался довольно скромным. Экономическое развитие в широком плане и достаточно высокие его темпы создают для потенциальных мигрантов возможность выбора между миграцией и работой дома, поскольку ликвидируют обстоятельства, вынуждающие эмигрировать. Возросшие потоки ПИИ и торговли, более эффективное использование помощи развитию действуют в том же направлении.

В. Г. Былое

98.01.082. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И УПРАВЛЕНИЯ ИМИ / Европ.экон.комис. (Женева); Подготовлено: Ценкова С., Шмитц А., Уоллес Байбас А. и др. - Нью-Йорк; Женева: ООН, 1996. - (2), 94 с. - Библиогр.: с.91-94.

Монография подготовлена по заказу комитета ЕЭК с целью содействовать выработке принципов планирования для обеспечения устойчивого развития населенных пунктов Европы в следующем тысячелетии. Сформулированные положения в первую очередь предназначены для директивных органов, занимающихся вопросами функционирования и развития населенных пунктов, и призваны помочь правительствам стран ЕЭК в адаптации национальной политики, действующего законодательства и нормативных актов к новым реалиям для обеспечения высокого жизненного уровня, качества жизни и здоровья населения. Устойчивое развитие возможно при равнозначном учете его социальных, экономических и экологических аспектов, при сокращении разрыва между провозглашаемой на высшем уровне политикой и практическими действиями местных органов власти. Руководящие принципы отражают новый подход к планированию, сотрудничеству научных и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.