Научная статья на тему '96. 01. 055. Гарсон Ж. -П. , пьюмойе А. Новый характер миграции. Garson J. -P. , Puymoyen A. new patterns of migration // OECD observer- P. , 1995. - № 192. - P. 8-9, 11-12'

96. 01. 055. Гарсон Ж. -П. , пьюмойе А. Новый характер миграции. Garson J. -P. , Puymoyen A. new patterns of migration // OECD observer- P. , 1995. - № 192. - P. 8-9, 11-12 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧИЕ -ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ -СТРАНЫ / КАДРЫ -КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ --МИГРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА -МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МИГРАЦИЯ - МЕЖДУНАРОДНАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 055. Гарсон Ж. -П. , пьюмойе А. Новый характер миграции. Garson J. -P. , Puymoyen A. new patterns of migration // OECD observer- P. , 1995. - № 192. - P. 8-9, 11-12»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.01.001-96.01.076

МОСКВА 1996

а для предотвращения роста безработицы и неполной занятости необходимо создавать ежегодно 350-550 тыс. новых рабочих мест. Все это требует ежегодных вливаний в 2 млрд. долл. только для сохранения сложившегося положения. Окончание "холодной войны" снизило интерес ПРС, особенно США, к данному региону, что ставит поя сомнение возможность обеспечения подобного притока помощи (с. 247).

Пример Туниса, отмечает М. Бель Хадж Амор, показывает, в какой степени характер экономического роста отражается на миграции. В этой стране развитие капиталоемких, импортозамещающих отраслей и производств не привело к выпуску достаточного количества готовых товаров для экспорта и созданию достаточного количества рабочих мест. Несмотря на изменения в экономической политике, все еще существует разрыв между созданными рабочими местами и числом граждан, поступивших на рынок труда: в 80-е годы каждый год создавалось 40 тыс. рабочих мест для 53 тыс. новых поступлений на рынок труда (с. 248). Аналогичные проблемы отмечаются другими авторами (Г. Ранисом, Г. Шиллером) в Филиппинах, Турции.

В. Г. Былое

96.01.055. ГАРСОН Ж.-П., ПЬЮМОЙЕ А. НОВЫЙ ХАРАКТЕР МИГРАЦИИ.

GARSON J.-P., PUYMOYEN A. New patterns of migration // OECD observer — P., 1995 .— № 192 .— P. 8-9, 11-12.

Сотрудники ОЭСР анализируют развитие международной миграции в последние годы. Фактически все страны — члены ОЭСР уже длительное время выражают беспокойство в связи с быстрым и чрезмерным развитием иммиграции и связанными с ней прйблемами расселения вновь прибывших мигрантов. Особенно серьезные проблемы возникают из-за того, что подавляющее большинство иммигрантов прибывают из третьих стран, хотя миграция между странами ОЭСР сохраняет свое значение.

В 60-70-е годы была предпринята попытка классифицировать страны ОЭСР по уровню развития миграции — по длительности, направлениям, новизне явления, положению страны (донор или реципиент) в миграционном процессе. К настоящему времени почти все страны-члены ОЭСР имеют положительное миграционное сальдо, однако их политика в отношении иммиграции зависит от масштаба, продолжительности и структуры миграционных потоков.

Новая ситуация, сложившаяся в 80-90-е годы, объясняется значительным увеличением с середины 80-х годов иммиграции в промыш-ленно развитые страны (ПРС). Выделяются четыре аспекта современной международной миграции: сдвиги в направлениях и характере

миграции; рост иностранной диаспоры или численности иммигрантов в большинстве стран-членов ОЭСР; статус иммигрантов в сфере занятости; обеспечение более тесного международного сотрудничества в контроле за миграционными потекши, стимулировании экономического роста и создании рабочих мест в развивающихся странах (РС) в качестве альтернативы увеличению миграции (с. 8).

Что касается характера миграции, то наиболее примечательной особенностью явилось развитие иммиграционных процессов в традиционных странах эмиграции в Южной Европе (в частности, в Греции, Италии, Испании). Возросла миграция Восток-Запад и между странами Центральной и Восточной Европы, в том числе за счет потока этнических меньшинств и транзитников, а также выходцев из азиатских стран (особенно из Вьетнама, Филиппин, Индии, Пакистана и Бангладеш). Миграция из стран Азии в основном обеспечивала рост иммиграции в Австралию, Канаду, США, Японию, Великобританию, Испанию и Италию.

Широкая палитра стран происхождения и национальностей в структуре современной иммиграции в страны-члены ОЭСР не означает прекращения традиционной миграции типа Юг — Север. Кроме того, консолидация развитых стран или создание региональных экономических блоков типа ЕС, АСЕАН, НАФТА, ОПЕК, а также политические сдвиги (распад единой Югославии, события в Алжире, Гаити и т. п.) интенсифицировали региональный аспект миграции.

Произошли важные изменения в структуре миграционных потоков: возросла миграция членов воссоединяющихся семей и миграция в поисках политического убежища (в частности, в европейские страны-члены ОЭСР, которые с середины 70-х годов ограничивали допуск новых иммигрантов-рабочих). Увеличилась нелегальная иммиграция в страны Южной Европы и Японию, а также в страны с большой квотой иммиграции (в частности, в США). Структура миграции изменилась также за счет увеличения доли квалифицированных работников. Либерализация торговли способствовала увеличению потоков капиталов и расширению деятельности транснациональных корпораций. Новая технология изменила технику производства, что приводит к созданию компаний нового типа. Современные предприятия все чаще берут на вооружение стратегию, которая требует от персонала большей мобильности и более широких профессиональных навыков. Если компании не могут найти на месте нужных им работников, они привлекают их из-за рубежа или проводят ротацию фирменных работников.

В настоящее время разворачиваются переговоры между странами мира относительно либерализации торговли услугами. Это может привести к усилению миграции соответствующих кадров и явиться новым этапом в развитии временной миграции рабочей силы. В настоящее 20-3733

время ряд стран-членов ОЭСР предпочитает обеспечивать свободу перемещения рабочих рук в соответствии с законодательством соответствующих стран в социальной сфере и иммиграционными законами.

Некоторые страны-члены ОЭСР, признавая важность миграции квалифицированных работников, сделали более либеральным допуск подобных работников в свои страны. Это привело к абсолютному росту иммиграции и повышению доли профессионалов в общем потоке миграции. Тем не менее допущенные в страну по графе "воссоединение семей" или в качестве сопровожающих иммигранта членов семьи, доминируют в составе иммигрантов в указанные страны.

Чтобы более адекватно учитывать потребности рынка труда, Австралия и Канада за последнее время сделали более селективными свои системы набора квалифицированной рабочей силы из числа иммигрантов. В ряде европейских стран-членов ОЭСР квалифицированные работники образуют устойчиво растущий сегмент новых поступлений рабочей силы из-за рубежа. В Японии иммиграционная политика сфокусирована почти исключительно на наборе работников подобной категории. В США доля квалифицированных работников, зарезервированная среди переезжающих на постоянное жительство, за 1992-1993 гг. возросла в результате вступления в силу закона 1990 г. об иммиграции.

Авторы обращают внимание на важную роль иммиграции в обеспечении ежегодного прироста населения ПРС, в частности, в странах ЕАСТ и ЕС. В первой группе в 1983-1992 гг. миграционное сальдо (чистая иммиграция) обеспечило более половины всего прироста. В странах ЕС оно было равно по значению естественному приросту. В странах Океании и Северной Америки оно составляло примерно от 1/4 до 1/3 общего прироста за период 1983-1992 гг. Его доля в Японии была незначительной (с. 9).

Иммигранты или иностранная община способствуют естественному приросту населения в принимающей стране. Так, в Люксембурге и Швейцарии в 1992 г. на них пришлась соответственно 1/3 и 1/4 всех деторождений, в Бельгии, Франции, ФРГ и Великобритании — 1/10 (с. 9).

В итоге с начала 80-х голов доля иммигрантов во всем населении большинства стран-членов ОЭСР быстро росла (за исключением Бельгии, Канады и Франции). В Австралии и Канаде иммигранты составляют соответственно 23 и 16% населения, в США — 8%. Абсолютная численность иммигрантов достигла более 1 млн. в Австралии, примерно 0,5 млн. в Канаде и почти 6 млн. человек в США (с. 11).

Доля иностранцев в населении европейских стран-членов ОЭСР ваг рьирует от 30% в Люксембурге и 18% в Швейцарии до 3,5% в Великобритании и 9% в Бельгии. При этом в странах новой иммиграционной

волны (Финляндии, Италии и Испании) она остается на уровне менее 2%, несмотря на очевидный подъем в последнее десятилетие. Наиболее быстрые темпы прироста иммигрантов отмечаются в Германии, частично из-за наплыва беженцев и иммигрантов из стран Центральной и Восточной Европы и из-за изменения требований по части натурализации.

Рассматривая проблемы занятости иммигрантов, авторы указывают, что недавние изменения в экономическом положении ряда стран-членов ОЭСР сделали рабочих-иммигрантов более уязвимыми при сокращении штатов промышленных рабочих, а «трудовой статус иностранцев стал еще более неопределенным. Тем не менее иностранная рабочая сила все еще присутствует на рынке труда, а в ряде отраслей (например, сфера услуг) ее доля в общей занятости растет. В абсолютном выражении наиболее велик контингент иностранных рабочих в Германии, Франции, Великобритании и Швейцарии. Наиболее высокий удельный вес в составе рабочей силы иностранные рабочие составляют в Австралии, Австрии, Канаде, Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии и США. Здесь этот показатель выше, чем доля иностранцев во всем населении страны. Этим обусловлена достаточно высокая доля населения соответствующих стран в рабочем возрасте.

Большинство стран-членов ОЭСР допускают иностранцев к выполнению временной или сезонной работы на основе подписанного трудового контракта или к прохождению профессиональной подготовки. Австралия, Канада, США приняли специальные программы вербовки временных рабочих для удовлетворения потребностей в рабочей силе сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, строительства и сферы услуг. Эти программы учитывают также профессиональный уровень иммигрантов. Программы по привлечению сезонных и временных рабочих реализуются также и в Европе, в частности, во Франции, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Великобритании.

В заключение авторы рассматривают вопросы международного сотрудничества в области контроля за иммиграцией. Отмечается, что существует ряд соглашений между странами-донорами и странами-реципиентами, а также в рамках ЕС. Принята практика консультаций в рамках ЕС и ОЭСР. С 1990 г. заключены двусторонние соглашения о временной миграции рабочей силы между ПРС Западной Европы и странами Центральной и Восточной Европы.

Новой формой двустороннего сотрудничества в области регулирования миграции временных рабочих являются сервисные или субконтрактные соглашения отдельных компаний стран-членов ОЭСР и международных концернов. Иностранные компании получают разрешение на трудоустройство ряда категорий своих сотрудников для выполнения специфических проектов: например, компании Германии 20*

привлекают поляков, венгров, русских, выходцев из бывшей Югославии, румын и чехов для работы на подобных объектах. Швеция открыла курсы профессиональной подготовки для молодых эстонцев, литовцев и латышей, а Финляндия привлекает иностранных рабочих для работы на совместных финско-русских и финско-прибалтийских предприятиях.

Международное сотрудничество в области контроля за иммиграцией — только частичное решение проблемы. Получает признание идея развития экономики стран-доноров, способствующего сокращению эмиграции рабочей силы. Для этого предполагаются либерализация торговли, региональная интеграция и увеличение прямых иностранных инвестиций стран-членов ОЭСР в трудоемкие отрасли производства и социальную инфраструктуру PC (в частности, в здравоохранение и образование). Помощь и сотрудничество также фокусируются на создании новых рабочих мест, улучшении функционирования и эффективности административных структур и финансовых институтов.

С начала 90-х годов страны-члены ОЭСР предприняли шаги в трех направлениях: контроль за миграционными потоками и борьба с нелегальной иммиграцией; интегрирование иммигрантов и иностранной общины в странах проживания; помощь в экономическом развитии и стимулирование занятости в странах с высоким миграционным потенциалом для уменьшения стимулов эмигрировать на средний или продолжительный срок.

В. Г. Былое là-1

96.01.056. ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В ЧИЛИ: НЕЗАВЕРШЕННЫЙ

УСПЕХ.

Chile: Un succès inachevé // Monde.— P., 1994 .— 15 mare.— H 14985

.— P. 20.

Проект реформы пенсионной системы Чили был утвержден в ноябре 1980 г. в качестве одного из разделов плана "семи модернизаций" чилийской экономики. Суть проекта состояла в том, чтобы заменить действующую в стране систему пенсионного обеспечения, основанную на принципе распределения (когдапенсии выплачиваются за счет взносов работающих), системой капитализации, когда каждый работающий в течение всей своей трудовой деятельности вносит определенный процент в пенсионный фонд, из которого по достижении пенсионного возраста и получает пенсию. По выбору пенсионера пенсия может быть выдана ему в форме единовременной суммы (капитала), в форме пожизненного дохода, либо в смешанной форме, сочетающей выплату небольшого капитала и пожизненного дохода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.