Научная статья на тему 'Иммиграция в страны Западной Европы: экономические, демографические и юридические аспекты'

Иммиграция в страны Западной Европы: экономические, демографические и юридические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1082
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иммиграция в страны Западной Европы: экономические, демографические и юридические аспекты»

Э.К.Хижный

ИММИГРАЦИЯ В СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Хижный Эльмир Кириллович -кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН.

Международная миграция в ХХ и XXI веках поражает своими масштабами. Если в 1970 г. ею было охвачено 65 стран мира, то в 1990 г. - 124. За указанный период число стран-доноров иммиграции возросло с 29 до 55, а число стран-реципиентов - с 39 до 55 (31, с. 7). Увеличилось число стран (с 4 до 15), которые одновременно являются крупнейшими поставщиками и потребителями трудовых мигрантов (среди них Италия, Греция, Испания и Португалия).

Численность людей, вовлеченных в международный процесс миграции, неуклонно растет. По данным Международного бюро по вопросам миграции, общая численность легальных и нелегальных мигрантов в мире в 1990 г. составляла 80 млн. человек (1,7% населения земного шара), в странах ЕС - 16,8 млн. человек (14,1 млн. легальных и 2,7 млн. нелегальных иммигрантов), т.е. 4,1% численности населения и около 5% совокупной рабочей силы (25, с.591). В 2000 г. численность легальных иммигрантов в странах ЕС оценивалась в 18,2 млн. человек, из них 6,1 млн. человек составляли трудовые мигранты (33, с. 101).

Миграция на европейском континенте проходила в несколько этапов. С окончанием Второй мировой войны началась ее первая волна, которая носила ярко выраженный политический характер. Основу миграционного потока составляли беженцы и вынужденные переселенцы, всего около 20 млн. человек.

Вторая волна (1960-1973) шла с Юга на Север и была обусловлена главным образом экономическими причинами. Работники из Италии, Испании, Португалии, Турции, Югославии и Северной Африки устремились в такие страны с быстро растущей экономикой, как ФРГ и Франция. Интенсивное восстановление экономики европейских стран, разрушенных войной, и высокие темпы их развития создали повышенный спрос на рабочую силу в основном низкой квалификации. Правительства стран Западной Европы всячески поощряли иммиграцию, широко используя двусторонние соглашения со странами - экспортерами трудовых ресур-

ИММИГРАЦИЯ В СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ

И юридические аспекты РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВЕКА

сов в форме организованных наборов рабочей силы. Численность рабочих-мигран-тов за 1950-1975 гг. возросла в Нидерландах и ФРГ в пять-семь раз, в Великобритании и Швеции в три раза, во Франции в два раза. Их доля в составе населения стран Западной Европы оценивалась в 1975 г.: в 2,9% в Нидерландах, в 6-8% - в ФРГ, в 19% в Швейцарии (13, с. 71). Численность иммигрантов в рассматриваемый период увеличилась с 5 до 10 млн. человек, из которых на долю трудовых мигрантов приходилось 6 млн. человек (13, с. 218; 33, с. 101). Оценивая ситуацию на рынке труда промышленно-развитых стран (ПРС) Западной Европы в начале 70-х годов, французский еженедельник «Экспресс» писал: «Ни одна из этих стран не могла бы достигнуть экономического роста, наблюдающегося в последние десятилетия, без иностранной рабочей силы» (цит. по: 7, с. 6).

Третий этап иммиграции в Западную Европу начался с энергетического кризиса середины 70-х годов и продолжался до конца 80-х годов. Перевод экономики европейских стран на интенсивный путь развития привел к резкому сокращению затрат живого труда в производстве товаров и услуг. Усилившийся дисбаланс на рынке труда потребовал регулирования миграционных потоков. Были ужесточены условия въезда новых мигрантов в такие страны, поощрялось их возвращение на родину. Правительство ФРГ, например, выплачивало каждому иммигранту на его выезд на родину 10,5 тыс. марок в качестве премии и еще 1,5 тыс. марок - каждому члену семьи, уезжающему вместе с ним. Кроме того, этим мигрантам возвращались все их взносы в фонд социального страхования. Во Франции каждому репатриированному трудящемуся мигранту выдавали 70-100 тыс. фр. Первоначально, в 19801985 гг., подобные меры привели к сокращению численности иммигрантов на 2,5 млн. человек, но затем она снова начала расти (5, с. 46). Попытка сдержать рост трудовой иммиграции не привела к снижению доли иммигрантов в населении Европы. На фоне высылки иммигрантов-мужчин трудоспособного возраста шел процесс воссоединения семей иммигрантов: за 1975-1981 гг. численность женщин-иммигранток возросла на 15%, а детей в возрасте до 15 лет - на 52%. В результате общая численность иммигрантов практически сохранилась на прежнем уровне, а с середины 80-х годов начала возрастать (5, с. 40). Доля трудовой миграции в рамках всего миграционного потока в 1980 составила 38%, в 1989 г. - 34 % (32, с. 7).

Четвертый этап миграции, который начался на европейском континенте с 90-х годов и продолжается до сих пор, характеризуется рядом особенностей, среди которых следует выделить: сокращение масштабов и интенсивности иммиграционного потока; повышение уровня квалификации иммигрантов; увеличение численности беженцев среди их числа, изменение географии миграционных потоков. В Западную Европу стали приезжать жители стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. В качестве основных причин иммиграции выступают как экономические, так и политические мотивы, (обусловленные прежде всего войнами в Югославии, событиями в Чеченской республике, Афганистане, Израиле и Ираке).

Главной причиной трудовой миграции является неравенство доходов населения развитых и развивающихся стран. За период с 1960 по 1990 г. ПРС, где проживали 20% самых богатых людей, увеличили свою долю в мировом производстве с 70 до 83%, а доля развивающихся стран, в которых проживали 20% самого бедного населения, снизилась с 2,3 до 1,4% (13, с. 27). Неравенство в производственных показателях двух групп стран привело к еще большему неравенству в доходах их жителей. Если в 1960 г. по размеру ВВП на душу населения 20 самых богатых стран мира превосходили 20 самых бедных стран в 14 раз, то в 1998 г. - уже в 34 раза (9, с. 3).

Высокий уровень зарплаты, политическая стабильность, отлаженная система социальной защиты населения в странах Западной Европы - все это привлекает сюда иммигрантов со всего мира. От 60 до 75% легальных иммигрантов, попавших в Европу, остаются здесь навсегда (13, с. 8).

С созданием единого европейского рынка рабочей силы были сняты барьеры, препятствовавшие передвижению рабочей силы в странах ЕС. Даже высокий уровень безработицы во многих европейских странах не может сдержать поток внутренней миграции. Так, в Германию в 1996 г. на строительные объекты были привлечены 500 тыс. иностранцев-строителей, в том числе 100 тыс. человек из Великобритании, хотя в Германии в этот период насчитывалось около 100 тыс. неработающих немецких строителей. Объяснение здесь простое: строители-англичане за свой труд в Великобритании получали по 12 долл. за час, а в Германии -25 долл. Немецкие строительные фирмы, со своей стороны, пошли на привлечение иностранной рабочей силы из-за опасений, что если они возьмут на работу немецких строителей, им придется платить по 35 долл. в час, как того требовали профсоюзы (31, с. 134).

В качестве основных причин использования труда иммигрантов предприниматели указывают на стремление снизить производственные издержки (прежде всего расходы на рабочую силу); на необходимость привлечения дополнительной рабочей силы в период роста производства; на дефицит рабочей силы в производственных сферах, связанных с тяжелыми или неблагоприятными условиями труда. В эпоху глобализации экономики, либерализации торговли и массового использования информационных технологий снижение производственных затрат является важнейшим условием успешной конкуренции на внутреннем и внешних рынках. Капиталовооруженность работника в ПРС оценивается в среднем в 150 тыс. долл. по сравнению с 13 тыс. долл. в развивающихся странах (31, с. 59). В странах Западной Европы издержки на рабочую силу в пересчете на один час работы выше, чем у их основных конкурентов (США и Японии), и существенно выше, чем у ПРС ЮгоВосточной Азии (Сингапур, Гонконг, Республика Корея, Тайвань). Подобное положение весьма болезненно воспринимается странами ЕС, поскольку их экономика в гораздо большей степени, чем экономика США и Японии, ориентирована на миро-

вые рынки. Поэтому западноевропейские фирмы стремятся привлекать иммигрантов к работе в экспортные отрасли экономики.

Ситуация на рынке труда стран Западной Европы в конце 90-х годов выглядела парадоксально: сравнительно большая безработица соседствовала здесь с дефицитом рабочей силы, особенно высококвалифицированной (17, с. 19). Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда стран ЕС, вызывается двумя факторами: низким коэффициентом использования потенциала трудовых ресурсов (ПТР)1 и слабой подготовкой рабочей силы, которая не может приспособиться к меняющимся условиям производства (недостаточный уровень профессиональной подготовки, малый производственный опыт, слабая профессиональная и территориальная мобильность и т.п.) (17, с. 20).

Так, во Франции в 2000 г. было зарегистрировано 2,5 млн. вакансий, из которых в течение года оказались заполнены лишь 2,1 млн. Более 400 тыс. вакансий на полный рабочий день и 11% рабочих мест с режимом временной занятости не были востребованы. Дефицит рабочей силы наблюдался в таких отраслях экономики, как услуги, гостиничное хозяйство, машиностроение, розничная торговля, химическая промышленность, строительство, банковская сфера, транспорт, сельское хозяйство, пищевая и текстильная промышленность. Особенно остро ощущалась нехватка кадров средней и высшей квалификации, в первую очередь инженеров и программистов. В Италии в 1999-2000 гг. не были заполнены примерно 300 тыс. вакансий. В Нидерландах руководители мелких и средних предприятий испытывают трудности в поиске нужных им работников, особенно в таких отраслях, как транспорт и нефтедобыча на глубоководных платформах. В Великобритании наибольший дефицит рабочих рук ощущается в промышленности. В Швеции наблюдается дефицит в сфере научных исследований, в образовании, здравоохранении, а также в строительстве и в автомобильной промышленности. В Дании - в гостиничном и ресторанном деле. В Бельгии в 2000 г. насчитывалось 400 тыс. безработных, но в то же время было 56,2 тыс. вакантных мест; требовались работники среднего уровня квалификации - водители большегрузных автомобилей, электрики, ремонтники оборудования. В Португалии ощущается дефицит кадров в сельском хозяйстве и строительстве (17, с. 22-23). По оценке МОТ, в 2001 г. в странах Западной Европы в целом в сфере информационных технологий насчитывалось 1,6 млн. незанятых рабочих мест (17, с. 21).

Для устранения дефицита рабочей силы в странах ЕС были приняты меры по содействию притоку нужных категорий иммигрантов. Почти во всех ПРС Запад-

1. Под потенциалом трудовых ресурсов (ПТР) понимается все население любой развитой страны в возрасте 14 лет и старше с учетом проживающих там иммигрантов, обладающих определенной дееспособностью. В ПТР не включаются дети до 14 лет, больные и нетрудоспособные (см. 3, с. 8-9, 181-183).

ной Европы были созданы благоприятные условия для иммиграции лиц со средним и высшим образованием, их дипломы стали признаваться в ЕС. В Великобритании иностранным студентам, окончившим высшие учебные заведения, разрешалось устраиваться на работу по избранной профессии. В Германии в 2000 г. был утвержден закон по выдаче 20 тыс. разрешений на трудовые контракты иностранцам, окончившим в стране пятилетние учебные заведения (они получали так называемые «зеленые карты»). Швеция с 2000 г. начала привлекать медицинский персонал из всех стран ЕС.

Усиление миграционных потоков на европейском континенте способствовало существенному увеличению потенциала трудовых ресурсов стран-импортеров. Такой результат особенно важен для стран Западной Европы в свете продолжающегося там процесса старения населения. Согласно расчетам, в ближайшие 25 лет 75% прироста населения в этих странах будет обусловлено «международной миграцией и более высокой рождаемостью в семьях мигрантов» (2, с. 23).

Демографическая ситуация в странах Западной Европы с 90-х годов характеризуется увеличением доли пожилых лиц в составе населения и резким снижением численности молодежи. В перспективе ожидается дальнейшее сокращение численности трудоспособного населения.

За период с 1990 по 2000 г. в 15 странах ЕС наблюдалась устойчивая тенденция к снижению темпов прироста населения. Тем не менее почти все страны ЕС сохраняют и даже несколько увеличивают свое население, но делают это не столько за счет естественного прироста, сколько за счет иммигрантов, большая часть которых находится в репродуктивном возрасте. Так, в 1990 г. из общего прироста населения в размере 4,6 человек (на каждую тысячу человек) прирост в 1,8 человека обеспечивался за счет естественного прироста (баланс рождаемости и смертности), а 2,8 человека - за счет иммиграции. Соответствующие данные за 1994 г. составили в той же последовательности 3,1; 1,0 и 2,1, а в 2000 г. - 2,8; 1,0 и 1,8. Доля естественного прироста в демографическом росте стран ЕС снизилась с 39,1% в 1990 г. до 32,2% в 1994 и до 35,7% в 2000 г. В то же время роль фактора иммиграции в увеличении численности населения 15 стран ЕС существенно возросла - с 60,8% в 1994 г. до 64,3% в 2000 г. (19, с. 17).

Наивысший прирост населения за счет иммигрантов отмечен в Люксембурге (8,3 человека на 1000 жителей), Ирландии (5,3), Нидерландах (3,3), наиболее низкий показатель - в Финляндии и Испании (по 0,5). Совокупный прирост населения 15 стран ЕС в 2000 г. составил 1,05 млн. человек, из которых лишь 372 тыс. приходится на естественный прирост, а 680 тыс.- на иммиграцию (внутреннюю и внешнюю) (19, с. 13).

Таким образом, начиная с 1989 г. положительный баланс миграции (превышение иммиграции над эмиграций) стал основным фактором роста численности населения стран ЕС. По оценке Евростата, при сохранении текущих тенденций в обла-

сти демографии (т.е. показателей рождаемости, смертности, иммиграции) население 15 стран ЕС в целом до 2023 г. будет расти, а к 2050 г. сократится до уровня 2000 г. При этом в ближайшие годы увеличение численности населения будет на 74-75% обеспечиваться притоком иммигрантов (2, с. 23).

В предстоящие 40 лет прогнозируется дальнейшее сокращение коренного населения трудоспособного возраста: на 20% в Австрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, а в других странах ЕС - в пределах от 10 до 15% (3, с. 189-193; 27, с. 76).

Одной из причин того, что страны ЕС широко прибегают к привлечению иностранной рабочей силы, является сравнительно низкий уровень использования собственных трудовых ресурсов. По расчетам специалистов, незадействованные трудовые ресурсы в странах ЕС в 2000 г. составляли более 40 млн. человек (23, с. 63). По оценке экономических служб ООН, для того, чтобы компенсировать сокращение численности населения, в том числе и его трудоспособной части, странам ЕС к 2025 г. потребуются около 40 млн. иностранных работников. Это связано как с демографической ситуацией в Европе, так и с ожидаемым увеличением потребности в трудовых ресурсах (10, с. 28).

Проблема пополнения трудовых ресурсов за счет внутренних резервов требует проведения долгосрочных и дорогостоящих мер, например, таких как повышение показателя фертильности женского населения репродуктивного возраста, снижение налогов на многодетные семьи или выплаты существенных пособий на детей. Более быстрое решение проблемы увеличения численности населения и трудовых ресурсов страны ЕС видят во внешнем источнике, а именно - в привлечении иностранной рабочей силы.

Страны ЕС имеют достаточный опыт в деле увеличения своих трудовых ресурсов за счет иммигрантов. За период с 1990 по 2000 г. ежегодный приток иммигрантов в страны ЕС превышал 2 млн. человек, а отток - 1,3 млн. Общая численность легальных иммигрантов в ЕС за 11 лет возросла на 8 млн. человек, из которых 2 млн. составляли этнические немцы и евреи, переехавшие из стран СНГ, Румынии и Польши в Германию (13, с. 217).

Сегодня ежегодный баланс легальной иммиграции в страны ЕС оценивается в 700 тыс. человек. Кроме того, каждый год границы ЕС пересекают около 500 тыс. нелегальных иммигрантов (3, с. 14; 19, с. 76, 79, 84). По состоянию на 2002 г. в странах ЕС проживало 18 млн. легальных иммигрантов, из которых 12 млн. относились к внешним иммигрантам, а 6 млн. - к внутренним. Около 5 млн. иностранцев, по разным оценкам, находились на положении нелегалов (13, с. 9; 14, с. 14;

18, с.Ю).

Одновременно с ростом численности иммигрантов произошло определенное перераспределение их по странам ЕС: если до 1992 г. около 66-75% легальных иммигрантов оседало в Германии, то к 1997 г. - лишь 50,1% (19, с. 76). В настоящее время около 79% легальных иммигрантов живут в четырех ведущих странах Запад-

ной Европы (в Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии) (19, с. 76). На долю легальных иммигрантов приходится 5% населения ЕС и 5,3% совокупной рабочей силы. По этим показателям страны ЕС уступают лишь Австралии, Канаде и США (см. табл. 1). (13, с. 218; 19, с. ГОГОА).

Таблица 1

ЧИСЛЕННОСТЬ ИММИГРАНТОВ И ИХ ДОЛЯ В НАСЕЛЕНИИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, 1950-1999 гг.

Страны Годы

1950 1970 1982 1990 1999

Численность иммигрантов (тыс. чел.) Их доля в населении (в %) Численность иммигрантов (тыс. чел.) Их доля в населении (в %) Численность иммигрантов (тыс. чел.) Их доля в населении (в %) Численность иммигрантов (тыс. чел.) Их доля в населении (в %) Численность иммигрантов (тыс. чел.) Их доля в населении (в %)

Австрия 323 4,7 212 2,8 303 4,0 512 6,6 740 9,2

Бельгия 368 4,3 696 7,2 886 9,0 905 9,1 851 8,3

Велико- британия _ - - - 2137 3,9 1875 3,3 2298 3,9

Германия* 568 1,1 2977 4,9 4667 7,6 5242 8,2 7320 8,9

Греция 31 0,4 93 1,1 60 0,7 70 0,9 166 1,6

Дания - - - - 102 2,0 161 3,1 256 4,8

Ирландия - - - - 69 2,0 90 2,5 - -

Испания 93 0,3 291 0,9 418 1,1 415 1,1 720 1,8

Италия 47 0,1 - - 312 0,5 781 1,4 - -

Люксембург 29 9,9 29 9,9 63 18,4 96 26,4 153 35,7

Нидерланды 104 1,1 255 2,0 547 3,9 692 4,6 662 4,2

Норвегия 16 0,5 - - 91 2,2 143 3,4 - -

Португалия 21 0,3 - - 64 0,6 108 1,0 178 1,8

Финляндия 11 0,3 6 0,1 12 0,3 35 0,9 85 1,6

Франция 1765 4,1 2621 5,3 3940 6,8 3908 6,4 3597 6,3

Швеция 124 1,8 411 4,8 406 4,9 484 5,6 500 5,7

Швейцария 285 6,1 1080 17,2 926 14,7 1100 16,3 1200 17,3

Все перечисленные страны 5100 1,3 10 200 2,2 15000 3,1 16 600 4,5 18 200 5,0

* Примечания: Данные за 1970-1990 гг. относятся к ФРГ, за 1999 г. - к объединенной Германии.

Среди легальных иммигрантов наиболее многочисленны две группы - турки (2,5 млн. человек, из них 2,1 млн. осели в Германии) и албанцы (2 млн. человек), из которых 0,7 млн. живут в Германии)2.

В странах Западной Европы существуют два подхода к предоставлению гражданства иммигрантам. Ряд стран, например Швеция, активно поощряют иммигрантов получать гражданство как можно скорее, считая, что таким образом процесс интеграции иностранцев в общество проходит более гладко3. Германия и Швейцария, напротив, затягивают этот процесс. В среднем за год гражданство в странах ЕС получают 300 тыс. иммигрантов. О динамике получения гражданства в некоторых странах ЕС свидетельствуют данные табл. 2 (19, с. 84)

Таблица 2

ЧИСЛЕННОСТЬ ИММИГРАНТОВ, ПОЛУЧИВШИХ ГРАЖДАНСТВО

В СТРАНАХ ЕС В 1990-1999 гг. (В ТЫС. ЧЕЛОВЕК)

Страны Годы

1990 1994 1998 1999

Страны ЕС-15 197,4 330,0 354,5 -

Австрия 9,0 15,3 17,8 -

Бельгия 8,7 25,8 34,0 24,2

Великобритания 57,3 44,0 53,9 54,9

Германия 20,1 61,6 106,8 143,1

Греция 1,1 0,4 0,8 -

Дания 3,0 5,7 10,3 -

Ирландия 0,2 0,2 1,5 1,4

Испания 7,0 7,9 12,6 16,4

Италия 5,3 6,0 6,0 -

Люксембург 0,9 0,3 0,6 0,6

Нидерланды 12,8 49,5 59,2 62,1

Португалия 0,1 0,1 0,5 0,6

Финляндия 0,9 0,6 4,0 4,7

Франция 54,4 77,5 81,4 94,0

Швеция 16,8 35,1 46,5 37,8

2. Что касается русских иммигрантов в странах Западной Европы, то первое место по численности занимает их диаспора в Германии (более 2 млн. человек), затем идут диаспоры во Франции, Великобритании и Испании (4, с. 99-100).

3. 1999 г. в стране проживали 490 тыс. легальных иммигрантов, и еще 560 тыс. приобрели шведское гражданство посредством процедуры натурализации с 1970 по 1999 г. (1, с. 110).

Расчеты показывают, что за последнее десятилетие ХХ в. масштабы предоставления гражданства иммигрантам в странах ЕС возросли в среднем в 2,5 раза. В Ирландии этот показатель вырос в семь раз, в Португалии - в шесть, а в Финляндии и Нидерландах в пять раз. Но, учитывая численность иммигрантов, следует отметить, что прогресс не был существенным. Так, за эти же десять лет удельный вес иммигрантов, получивших гражданство отдельных стран Евросоюза, в среднем возрос с 1 до 3% (от всей численности иммигрантов). Наибольший прирост отмечался в Нидерландах (с 2 до 9%), в Швеции (с 4 до 8%) и в Финляндии (с 4 до 6%) (19, с. 84).

В странах Западной Европы установлены определенные правила предоставления гражданства иммигрантам. Наиболее существенным является «квалификационный период» пребывания иммигранта в стране (т.е. период, в течение которого иммигрант должен иметь работу). В большинстве государств он составляет не менее пяти лет (Швеция, Нидерланды). Самый длительный квалификационный период установлен в Швейцарии - 12 лет (13, с. 76). Другое условие - доказательство «хорошего поведения» (Бельгия), подписание декларации о хорошем поведении в будущем или о лояльности к властям (Великобритания). Ряд стран требуют от иммигрантов знания языка и традиций страны проживания (Франция, Германия).

Иммигранты могут получить гражданство той или иной страны, их дети после этого становятся гражданами страны пребывания автоматически. В обоих случаях они обладают тем же самым набором прав и обязанностей, что и все остальные граждане.

Постоянно проживающие - это иммигранты, не являющиеся гражданами данного государства, но имеющие статус лиц с правом «постоянного или длительного проживания». Он предоставляется сейчас уже не на пять лет, как это было до 2002 г., а на десять и может быть продлен на такой же срок. Этот статус позволяет иммигранту свободно ездить, трудоустраиваться и жить в ряде стран ЕС с семьей и ближайшими родственниками. Но в случае нарушения порядка в новой стране он будет возвращен в ту страну, где ему впервые предоставили статус «длительного проживания». Такие иммигранты имеют доступ к большинству услуг общественных институтов, включая социальное страхование, образование, жилье и здравоохранение. Обычно их нельзя вынудить покинуть страну, если они вдруг окажутся безработными. Во многих случаях они могут иметь право голоса, правда, иногда с ограничениями. Например, в Нидерландах иностранцы, прожившие в стране не менее пяти лет, могут голосовать на местных выборах, а в Швеции - даже быть избранными в местные органы власти. Срок проживания в стране для получения статуса «постоянно проживающего» варьируется по странам - от одного года в Швеции до пяти лет в Швейцарии.

Временные иммигранты обычно имеют визу и разрешение на работу на определенный период времени. Некоторые из них совершают ежедневные поездки че-

рез границу, другие являются сезонными рабочими и приезжают на несколько недель или месяцев. Временные работники обычно имеют низкую квалификацию и заняты в сфере услуг, а также в гостиничном хозяйстве. Как правило, они не охвачены медицинским обслуживанием, не получают пособие по безработице. Временные иммигранты во всех странах по закону должны иметь одинаковые с коренным населением права в отношении занятости и уровня зарплаты, но на практике им часто в этом отказывают (13, с. 78-80).

В дополнение к традиционным формам юридического статуса иммигрантов с 90-х годов стали вводиться и новые формы: разрешения, выдаваемые молодежи для прохождения учебы и профподготовки на один-два года, приглашение специалистов по контрактам на конкретные объекты, прием беженцев (4, с. 43).

Помимо легальных иммигрантов в государствах ЕС существуют четыре категории нелегальных иммигрантов 1) лица, нелегально пересекшие границу одной из стран ЕС; 2) лица, легально въехавшие в одно из государств ЕС, у которых истек срок въездной визы, или работающие без получения права на это со стороны властей; 3) члены семей трудящихся иммигрантов, которым официально не разрешен въезд в страну в связи с ограничениями в области воссоединения семей; 4) беженцы, которым отказали в предоставлении политического убежища.

Численность нелегальных иммигрантов в странах ЕС растет очень быстро: в 1973 г. их было 1 млн. человек, в 1991 г. - 2,6 млн., в 1993 - 3 млн. человек (13, с. 5). К 2001 г. численность нелегальных иммигрантов в ЕС возросла, по нашей оценке, приблизительно до 4-5 млн. человек. Наибольшее их число осело в Италии, Германии, Франции, Швейцарии и Люксембурге. Основную массу нелегалов составляют «беженцы-отказники», т.е. лица, которым отказано в предоставлении политического убежища (их насчитывается порядка 2-2,5 млн. человек). Так, за период 1983-1992 гг. в странах ЕС было подано 1,6 млн. заявок с просьбой о предоставлении политического убежища, 40% заявок (640 тыс.) было удовлетворено, 20% беженцам было отказан, и их депортировали в принудительном порядке. Остальные 40% беженцев (640 тыс. человек) переехали в другие страны ЕС, где вновь подали прошение о предоставлении политического убежища (5, с. 51).

Проблемы, связанные с нелегалами, в странах Западной Европы решаются двумя способами. Во-первых, нелегалов переводят в статус легальных иммигрантов при соблюдении целого ряда условий. К таким условиям относятся: определенный период ожидания въездной визы или прошение о предоставлении политического убежища; хорошее состояние здоровья, подтвержденное соответствующими медицинскими справками, и наличие гражданского паспорта. Перевод нелегальных иммигрантов в статус легальных широко используется большинством стран ЕС, за исключением Германии. Во-вторых, применяются меры наказания и принудительная высылка нелегальных иммигрантов. Этот способ решения проблемы борьбы с нелегалами менее эффективен, чем первый, и редко используется. Когда же число

нелегалов слишком возрастает, местные власти штрафуют предпринимателей за нелегальное трудоустройство иностранцев.

Одновременно с ростом численности иммигрантов в Западной Европе происходит увеличение доли трудящихся-мигрантов в составе рабочей силы этих стран. В 1989 г. в целом по ЕС она не превышала 2,3%, а в 1999 г. уже достигала 5,3% (13, с. 218; 19, с. 1Д1ДА).

По данным на 1997 г., в структуре рабочей силы трудовые мигранты составляли 1-2% в Италии и Испании; 3-5 в Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Швеции; 6-8 в Бельгии и Франции; 9-10 в Австрии и Германии; 17,5% в Швейцарии и 55,1 в Люксембурге. (Для сравнения отметим, что в Канаде доля иммигрантов в рабочей силе в 1997 г. была равна 18%, в США - 10,8 и в Японии - 1%.) (34, с. 19).

Большинство стран Западной Европы (11 из 15 стран ЕС) увеличивают численность своего населения и рабочей силы за счет внешних иммигрантов и лишь четыре (Бельгия, Люксембург, Ирландия и Швейцария) - за счет внутренних иммигрантов. При этом наблюдается тенденция к повышению доли внешних иммигрантов по сравнению с внутренними.

В последние годы произошло не только увеличение численности иммигрантов (легальных и нелегальных), но и существенно изменилась квалификационная структура трудовой миграции. Уже к началу 90-х годов доля «импортной» рабочей силы средней и высшей квалификации достигла 25% (21, с. 174).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такая тенденция согласуется с глобальным процессом усложнения труда на современном этапе НТР в промышленно развитых странах и со структурной перестройкой их экономики. Например, в Германии в ближайшие годы ожидается ликвидация 2 млн. рабочих мест низкой квалификации и увеличение на 3,4 млн. рабочих мест средней и высшей квалификации. Для реализации этих прогнозов необходим, по мнению немецких экспертов, ежегодный приток квалифицированных трудящихся-мигрантов в количестве 300 тыс. человек в год. Подобная потребность в дополнительной рабочей силе высокого качества ожидается и в других государствах - членах ЕС. Основной приток таких кадров с 1994 г. идет из стран СНГ и Восточной Европы (4, с. 12-14).

В поисках работы иммигранты вынуждены нести значительные затраты на переезды. Но, получив работу, они сталкиваются с еще большими трудностями: дискриминацией в работе, зарплате, быту, чаще подвержены риску стать безработными. Большинство иммигрантов работают на таких рабочих местах, от которых отказываются местные жители. Как правило, они выполняют работы, не требующие квалификации. Доля иммигрантов, занятых таким трудом, втрое выше, чем доля местных трудящихся (13, с. 111).

Часто они занимаются физическим трудом с риском для здоровья, получая при этом значительно меньшую зарплату, чем коренные жители. Дискриминация

по отношению к иммигрантам начинается уже на этапе набора рабочей силы. Работодатели оказывают предпочтение своим землякам, нередко они не признают сертификаты и дипломы об образовании, выданные в странах, откуда приехали иммигранты. Это приводит к тому, что иммигранты вынуждены выполнять работу, не соответствующую их квалификации, например, учителя водят грузовики, а инженеры управляют лифтами. В таких сферах, как медицина, юриспруденция и архитектура, иммигранты, как правило, не могут получить работу по специальности. Уровень безработицы среди иммигрантов в 2-3 раза выше, чем среди местных жителей. При этом социальная защита иммигрантов существенно ниже, поскольку их стаж работы, а следовательно, и период уплаты социальных взносов, позволяющих претендовать на пособия, невелики. Среди иммигрантов в особенно тяжелом положении оказываются молодежь и женщины.

Иммигранты своим трудом и капиталом (имеются в виду иностранные предприниматели) содействуют развитию экономики стран Западной Европы. Известный эксперт ООН и МОТ в области трудовой миграции Питер Стокер предпринял попытку оценить влияние миграционных потоков рабочей силы как для посылающих, так и для принимающих стран (на индивидуальном уровне, на уровне предприятий и в масштабах всего общества) (см. табл. 3) (29, с. 27).

Такой подход может показаться упрощенным, но по существу он охватывает основные параметры, характеризующие последствия международной трудовой миграции.

* * *

Международная миграция рабочей силы с конца ХХ в., стала, с одной стороны, одним из наиболее важных рычагов глобализации мировой экономики, с другой -она сама получает от глобализации дополнительный импульс для развития. Страны Западной Европы после окончания Второй мировой войны превратились в эпицентр мировых миграционных процессов: за последние 50 лет на западноевропейском континенте осели около 25 млн. человек, половина из которых приехали в поисках работы. Международная миграция рабочей силы является следствием, прежде всего, объективных экономических законов, присущих странам с рыночной экономикой - закона извлечения максимальной прибыли, закона неравномерного экономического развития и международного разделения труда. В будущем основными донорами внешней миграции будут страны СНГ (здесь велики резервы квалифицированных кадров, в которых нуждается Западная Европа). Основными же донорами внутренней миграции после расширения ЕС (с мая 2004 г.) станут страны Центральной и Восточной Европы. Прием этих стран в ЕС, несомненно, будет способствовать оттоку рабочей силы на Запад. Увеличение численности иммигрантов в сочетании с расширением ЕС за счет десяти новых членов может нарушить социально-политическую стабильность в европейском регионе. Следователь-

но, потребуется разработка как мер контроля за иммиграцией, так и мер скорейшей адаптации иностранцев к условиям жизни принимающей страны.

Таблица 3

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Последст- Для стран-доноров Для принимающей страны

вия мигра- Потенциальные Потенциальные Потенциальные Потенциальные

ции для: преимущества недостатки преимущества недостатки

иммигран- занятость плохие условия условия, конкуренция за

та или лиц, более высокий работы позволяющие рабочие места

прибывших доход более женщинам выйти предоставление

в прини- дальнейшая продолжительное на рынок труда работы низкой

мающую профподготовка время работы более низкие цены квалификации

страну и обучение более низкий на товары и уровень работы

встречи с новыми статус занятости услуги трудности в языке

людьми и новые дискриминация более выгодные и усвоении новых

культурные отрыв от семьи условия для норм

контакты продвижения по работе знакомство с другими странами создание иммигрантского гетто

предприя- повышение потеря снижение необходимость в

тий и фирм уровня квалифицирован- дефицита рабочей языковой

квалификации ной рабочей силы силы практике

работников, дефицит рабочей появление более потребность в

возвращаю щихся силы, ведущий к дешевой и иностранной

к себе на родину повышению мобильной рабочей силе на

дополнительный уровня зарплаты рабочей силы работах,

объем работы для расширение непривлекатель-

туристических рынка труда и ных для

фирм и средств масштабов коренного

связи деятельности населения

общества снижение уровня быстрый отъезд в снижение снижение темпов

безработицы связи с пиком инфляции технологических

повышение занятости в приобретение инноваций

уровня принимающей энергичных расходы в связи с

профессио- стране работников, профподготовкой

нализма утечка умов и квалифицирован- кадров

создание потеря ных слоев социальные

транснациональ- квалифицирован- населения расходы на

ных общин ных кадров получение иммигрантов

пересылка на повышение инвестиций со потери при

Родину части неравенства среди стороны переводе доходов

доходов иммигрантов иммигрантов на Родину

снижение потеря молодых доход от налогов

давления на кадров со стороны

рынке труда иммигрантов омоложение населения

Успех интеграции иммигрантов в общество принимающих стран зависит от многих факторов, таких как свободный доступ иммигрантов к рынку труда, учреждениям здравоохранения и образования; содействие им в изучении языка, благожелательное отношение местного населения; борьба с ксенофобией в средствах массовой информации; меры по адаптации иностранцев к местным традициям и системе ценностей; а также благоприятная правовая среда - упрощенная процедура получения гражданства, признание двойного гражданства, участие в органах местной власти.

Список литературы

1. Антюшина Н.М. Трудовые отношения, условия труда и социальная поддержка трудящихся Швеции // Труд за рубежом. - М., 2003 - №1. - С. 91-112

2. Борко Ю. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: Социальные аспекты // Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 2000. - № 9. -С. 11-23.

3. Занятость и безработица в Западной Европе: Эволюция политики занятости : Сб. науч. тр. РАН. ИНИОН. - М., 2002. - 200 с. (Актуал. пробл. Европы, № 3).

4. Жаренова О., Кечил Н., Пахомов Е. Интеллектуальная миграция россиян // Ближнее и дальнее зарубежье. - М., 2002. - 126 с.

5. Европейский союз: Новый этап интеграции: Пробл.-темат. сб. / РАН. ИНИОН. -М., 1996. - 151 с.

6. Исаченко Т.М. Основные принципы формирования европейской стратегии занятости // Труд за рубежом. - М., 2001. - № 4. - С. 3-16.

7. Квашнин Ю.Д. Иностранные рабочие в Западной Европе - М.: Наука, 1976. -200 с.

8. Моисеев А. Иммигранты: Бедствие или благо: Потоки незваных гостей из бедных стран нарастают // Европа. - М., 2001. - № 4. - С.15-16.

9. Некипелов Д.С. Глобализация и информационно-коммуникационные технологии: Проблемы развивающихся и постсоциалистических стран // Труд за рубежом. - М., 2002. - № 1. - С. 3-22.

10. Никольская Г.К. Иммигранты на рынке труда развитых стран //Европа. - М.,

2001. - №4. - С. 17-32.

11. Петров Г. Достойная пенсия по-европейски // Там же. - № 8. - С. 10-22.

12. Преобразования и иммиграция в Центральной и Восточной Европе. - М., 2002. -

60 с.

13. Стокер Н. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. -М., 1996. - XII, 331 с.

14. Шашков В. Вплавь и посуху? Как ограничить приток иммигрантов // Европа. -М., 2001. - №4. - С. 14-15.

15. Baldwin-Edwards M.O., Schain M. The politics of immigration: Introduction // West Europ. politics. - L., 1994. - Vol. 17, N 2. -P. 1-15.

16. Bohning W. Integration and immigration pressures in Western Europe // Intern labour rev. - Geneve, 1991. - Vol. 130, N 4. - P. 445-458.

17. Bollerot P. Labour shortage and employability: A European and international approach // Intern. social security rev - Geneva: ISSA, 2002. - Vol. 55, N 3. - S. 19-38.

18. European economy: Annual. econ. rep. for 1994. - Luxembourg : Europ. Commiss. -1994. - N56. - V, 229 p.

19. Eurostat yearbook, 2002: The statistical guide to Europe, Data 1990-2000. -Luxembourg: Europ. Commiss. - 2002 - 452 p.

20. Fassmann H., Munz R. European East-West migration, 1945-1992 // Intern. migration rev - L., 1994. - Vol. 28, N 3. - P. 529-538.

21. Gastles S., Miller M. The age of migration: Intern. population movements in the modern world. - L.: Basingstoke, Macmillan, 1993. - 306 p.

22. Hoskins D. Thinking about ageing issues // Intern. social security rev - Geneve,

2002. - Vol. 55, N 1. - P. 13-20.

23. Key indicaters of the labour market, 2001-2002. - Geneve: ILO, 2002. - XII, 887 p.

24. Kuhl J. New deal and new forms of employment // Labour a. soc. - Geneve, 1980. -Vol. 15, N2. - P. 237-255.

25. Martin P., Miller M. European-american immigration convergence // Intern. migration rev - L., 1994. - Vol. 28, N 3. - P. 591-594.

26. Migrant workers: A two-tier labour market? // Europ. industr. relatios rev. - L., 1990. - N199. - P. 12-14.

27. Spiezia V. The greying population: A wasted human capital or just a social liability? // Intern. labour rev - Geneve, 2002. - Vol. 141, N 1-2. - P. 71-114.

28. Social situation in the European Union? // Luxembourg: Europ. commiss., 2001. -131 p.

29. Ibid. - 2002. - 130 p.

30. Ibid. - 2003. - P. 38.

31. Stalker P. Workers without frontiers: The impact of globalization on international migration. - N.Y.: Rienner Publishers, 2000. - X, 163 p.

32. Walwey U. Werner A. Europeanizing the labour market: employee mobility a. company recruiting methods? // Intereconomics. - Hamburg, 1993. - N 1. - P. 3-10.

33. World labour report. - Geneva, 1984. - 1: Employment, incomes, social protection, new technology. - VII, 215 p.

34. World employment report.- Geneve: ILO, 2001. - 2001: Life at Work in the information economy. XVII, 371 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.