Научная статья на тему 'Нелегальная иммиграция в Европе - вызов европейской безопасности'

Нелегальная иммиграция в Европе - вызов европейской безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
894
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нелегальная иммиграция в Европе - вызов европейской безопасности»

НЕЛЕГАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ В ЕВРОПЕ -ВЫЗОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М.А. Боровик,

Старший научный сотрудник ИНИОН РАН,

Л. В. Шемберко,

Зав. сектором ИНИОН РАН

Нелегальная иммиграция в последние десятилетия стала неотъемлемой чертой развития европейских стран, несмотря на принятие законов, запрещающих незаконное пребывание и занятость иностранцев.

В течение многих лет Европа была заинтересована в нелегальной трудовой иммиграции, выгодной как для работодателей, так и для государства в целом. Именно поэтому правительства западноевропейских стран недостаточно активно препятствовали проникновению извне нелегальной рабочей силы. Так, Германия фактически поощряла полулегальную иммиграцию курдских и турецких рабочих, Франция - алжирских, Великобритания - нелегальный массовый наем индийских и пакистанских рабочих.

В настоящее время в мире насчитывается около 150 млн. мигрантов19. Первое место по этому показателю занимает Европа - 56 млн. чел. Важно отметить, что с начала 1990-х гг. официальная иммиграция там снизилась, но численность иностранного населения практически не сократилась. Такая ситуация объясняется высоким процентом нелегальных иммигрантов, а также беженцев и вынужденных переселенцев в общем миграционном потоке, на регистрацию, размещение и помощь которым европейские страны тратят огромные финансовые средства. Если в 1975 г. в мире насчитывалось примерно 2,5 млн. беженцев, то в начале нового тысячелетия их число возросло почти в десять раз. Что касается нелегальных мигрантов, то в страны Евросоюза ежегодно незаконно прибывает более 500 тыс. чел., не считая сотен тысяч беженцев. Общая численность нелегальных иммигрантов в Европе по разным оценкам составляет от 3 до 5 млн. чел.20 Оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции с высокой долей точности вряд ли возможно. Тем не менее, наибольшее число незаконных иммигрантов сосредоточено во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании. Все больше нелегалов проникает в Европу через ее южные регионы. Так, в Италии незаконно находится до 1 млн. иностранцев, причем их количество постоянно

19 Replacement Migration: Is A Solution to Declining and Ageing Populations? - N.Y.:UN, 2000 (ESA/P/WP.160).

20 Рязанцев С. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. - Ставрополь: Ставр. книжн. изд-во, 2001. - 542 c.

растет, особенно за счет выходцев из Северной Африки, стремящихся перебраться затем в Испанию, Португалию или Францию. В Испании численность нелегальных иммигрантов колеблется от 300 до 500 тыс. чел., во Франции - от 200 тыс. до 1 млн. чел., в Великобритании насчитывается свыше 100 тыс. нелегалов, большинство из которых составляют иностранцы с просроченными визами.

Стремительное увеличение и расширение географии нелегальной иммиграции объясняются различными факторами экономического и политического характера. Усиление иммиграционного контроля в европейских странах, которое коснулось практически всех категорий мигрантов, ограничило возможности легального въезда и явилось причиной более активного использования нелегальных каналов.

Одним из важных факторов, стимулирующих нелегальную миграцию, является относительно либеральное миграционное законодательство стран, расположенных в непосредственной близости от государств, в которые стремятся мигранты. Речь идет о таких странах как Турция, Чехия, Болгария, Венгрия, Албания, Словакия, Румыния, Польша.

Значительная часть иммигрантов по-прежнему въезжает на законных основаниях -по частным приглашениям, по туристической, учебной, трудовой визе, по истечении срока действия которой они остаются в стране, попадая в категорию нелегальных иммигрантов. В последние десятилетия увеличилась так называемая транзитная миграция. Наряду с традиционными способами проникновения нелегалов в Европу достаточно часто используются более изощренные пути. Одна из причин увеличения масштабов незаконного перемещения людей кроется в широком использовании интернета для рекламы трудоустройства на Западе. Достаточно распространенным путем въезда в европейские страны остается фиктивный брак с гражданами страны иммиграции. Однако в последние годы растет число иностранцев, использующих неофициальные каналы пересечения границ без документов или с помощью поддельных документов, получить которые им помогают организации, специализирующиеся на подобных услугах. К услугам фирм, занимающихся незаконным провозом иностранцев через границу и их нелегальным трудоустройством, прибегают в первую очередь экономические мигранты и беженцы, не имеющие шансов на легальный въезд. Плата за нелегальную иммиграцию составляет от нескольких сотен до десятков тысяч долларов в зависимости от страны назначения, дальности маршрута и длительности поездки. В последние годы бизнес на нелегальной иммиграции переживает настоящий бум. Ежегодно транснациональные пре-

ступные сообщества незаконно вывозят около 1 млн. нелегалов. По некоторым оценкам, мировые доходы от контрабанды людей составляют 4-7 млрд. долл. в год и превышают доходы от торговли наркотиками и оружием. 21

В связи с попытками западноевропейских стран в 1990-х гг. перекрыть въездной поток нелегалов возникают новые иммиграционные маршруты. Одним из наиболее оживленных путей проникновения иммигрантов в Европу становятся Балканы, через которые направляются мигранты из стран Ближнего Востока, Азии и Восточной Европы. Нелегальные мигранты переправляются из Турции в Болгарию, Македонию и Албанию. Только в 2000 г. через Боснию в Западную Европу нелегально проникло более 50 тыс. чел. В последнее время участились случаи нелегального пересечения границ Болгарии мигрантами из стран СНГ, стремящимися найти работу в Турции и Греции.

Другой путь нелегальной иммиграции -средиземноморский, который позволяет незаконно переправляться морем из стран Северной Африки и Ближнего Востока в Грецию, Италию, Испанию, Португалию или Францию. Третий путь (северный - через скандинавские страны) используется в основном мигрантами из развивающихся стран, многие из которых проникают первоначально на территорию России или Беларуси, затем через страны Балтии переправляются в Швецию или Финляндию.

Последнее десятилетие ХХ в. было отмечено началом крупномасштабной миграции из стран Центральной и Восточной Европы, республик бывшего Советского Союза. Именно это направление становится важнейшим каналом проникновения нелегалов в Западную Европу и, прежде всего, в Германию.

Западноевропейские страны все больше осознают опасность, которую представляет нелегальная иммиграция для Европы.22 В чем же проявляется такая опасность и почему нелегальная иммиграция, давно существующая в Европе, стала внушать страх миллионам европейцев?

Миграционная ситуация, сложившаяся в Европе к началу нового тысячелетия, характеризуется небывало большими размерами миграции вообще и нелегальной в особенности. Происходит рост численности иммигрантов, ввозимых контрабандным путем. В результате постоянно происходящих в мире военных конфликтов, стихийных бедствий и техногенных

21 Politi A. The new dimensions of organized crime in Southeastern Europe // The International Spectator. -Roma, 1999. - N 34 (October-December). - P. 49-58.

22 Illegal migration needs firm but compassionate solution // Population. - 2002. - Vol. 4, N 1. - P. 3-6.

катастроф чрезвычайно возрос приток беженцев. Специфической чертой современной миграции является увеличение доли женщин (до 47,5 %) и детей в миграционном потоке. Достаточно распространенным явлением становится незаконное перемещение женщин, девушек и детей в целях сексуальной эксплуатации. По оценкам экспертов, ежегодно на мировой рынок интимных услуг поступает от 700 тыс. до 4 млн. чел. Более точной статистики не существует по причине несовершенства миграционного контроля.

Следует упомянуть также о социально-экономических последствиях нелегальной иммиграции для Европы. Нелегальные иммигранты, готовые работать на любых условиях, подрывают существующие в европейских странах социальные гарантии (минимальный уровень заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня), а также требуют огромных финансовых расходов на пограничный контроль, создание лагерей беженцев, на социальные и медицинские услуги, содержание под стражей, депортацию.

Массовый приток нелегальных иммигрантов является вызовом безопасности. Угрозы безопасности, которые могут быть как реальными, так и потенциальными, возникают на различных уровнях. Речь идет, с одной стороны, о безопасности принимающих обществ и государств, охватываемых миграционными потоками, а с другой - о безопасности людей, находящихся под воздействием этих потоков. При этом важнейшими составляющими безопасности являются: а) личная или индивидуальная безопасность, физическая безопасность в широком смысле слова, защищенность от неблагоприятных воздействий, б) социальная безопасность и, прежде всего, сохранение достойного социального статуса и системы гарантий и благ, накопленных социокультурной средой, в) экономическая безопасность, которая касается прежде всего занятости. В настоящее время особую угрозу нелегальная иммиграция представляет с точки зрения санитарно-эпидемиологической обстановки в стране пребывания. Кроме того, нелегалы, не имея стабильной занятости и желания возвращаться в еще худшие условия на родину, пополняют маргинальные группы "изгоев общества", которые становятся источником преступности и терроризма.

Как известно, при достижении численностью иммигрантов определенной критической массы, они уже не пытаются ассимилироваться и усвоить новый образ жизни и язык, а создают замкнутые зоны обитания, стремясь сохранить свою идентичность, национальные традиции, религию, культуру. Во многих странах Европы образовались национальные анклавы имми-

грантов, интересы которых часто входят в противоречие с законами и традициями страны-пребывания и создают социально-политический дисбаланс.

Нелегальная иммиграция создает реальные и потенциальные угрозы практически любому аспекту безопасности принимающего общества, вызывая деформацию его социальной, демографической, территориальной структур, обострение конкуренции на местных рынках труда и жилья, образование целых секторов занятости, не поддающихся законодательному регулированию, столкновение этнических и субэтнических стереотипов и норм поведения, социальную и культурную маргинализацию и криминализацию общества, возникновение очагов социальной напряженности, рост ксенофобии и экстремизма.

Общая миграционная ситуация в Европе, которая характеризуется изменением национального, этнического, религиозного состава иммигрантов, резко обострилась в связи с массовым притоком мигрантов-мусульман. Иммигранты принесли с собой не только свой язык и обычаи, но и религию, преимущественно ислам. Мусульманская конфессия заняла прочные позиции в Европе, выйдя на второе место, как в католических, так и протестантских странах.

Это не могло не вызвать обострения социальных и этнополитических отношений между коренным населением и иммигрантами, способствовало усилению анти-иммиграционных настроений в обществе и в конечном итоге привело к массовым выступлениям против проводимой миграционной политики. Важно отметить, что ультраправые силы ряда европейских стран, играя именно на проблеме иммиграции, смогли добиться в последнее время серьезных политических успехов (например, в Австрии, Дании, Франции), создав определенную угрозу позициям правящих партий. Это вынуждает правительства западноевропейских государств, которые реально осознают необходимость сбалансированного, комплексного и многостороннего подхода к управлению миграционными процессами, с учетом всех факторов, порождающих нелегальную иммиграцию, более активно искать новые пути решения проблем. Изменения, происходящие в иммиграционной политике европейских стран, приобретают все более устойчивый характер и затрагивают общую стратегию, конкретные направления и средства ее осуществления.

Сейчас, когда одной из важнейших задач нового тысячелетия становится создание в Европе пространства свободы, безопасности и правопорядка, усиление криминогенного характера нелегальной иммиграции обусловливает необходимость разработки общей политики, особенно в рамках ЕС, и принятия совмест-

ных мер.23 Опасность промедления в решении проблем нелегальной миграции стала особенно очевидной после террористических актов во многих странах, жертвами которых в Европе стали сотни людей. Нелегальная миграция все чаще рассматривается как один из возможных путей распространения международного терроризма. Кроме того, трагические события последних лет привели к необходимости выбора между свободой личности и безопасностью. Важно отметить, что обыденное сознание в европейских странах так глубоко усвоило традицию свободы и безопасности, развитую политическим сознанием, что безопасность стала одной из главнейших культурных ценностей Европы, в которой получил действительно полное и законченное выражение тип общества, названный П.Вирильо "обществом безопасности".24 Если в начале 1990-х гг. выбор делался в пользу свободы, то теперь европейцы все чаще отдают предпочтение безопасности. Другими словами, нелегальная иммиграция серьезно затрагивает сферу как национальной, так и личной безопасности.

Важным шагом на пути сокращения неконтролируемой миграции и гармонизации общеевропейской миграционной политики явился саммит ЕС, который состоялся в 2002 г. в Испании (г. Севилья). На нем были определены основные направления борьбы с нелегальной миграцией в Европе, заинтересованной в законной миграции, тесно увязанной с потребностями экономического развития европейских стран. Для успешного противодействия нелегальной иммиграции необходимы более эффективные механизмы, позволяющие перекрыть или ограничить небывалый поток нелегалов, а для сокращения численности иммигрантов и, прежде всего, беженцев - комплекс мер, направленных на упрощение процедуры возвращения иммигрантов на родину.

Следует отметить, что страны, в которых наблюдается наиболее высокий приток нелегальных мигрантов (Испания, Великобритания, Италия), настаивали на принятии более жестких экономических санкций в отношении государств, не препятствующих незаконному выезду своих граждан в Европу.25 Предлагалось поставить оказание экономической помощи развивающимся странам в зависимость от эффективности применяемых ими мер по сдерживанию нелегальной миграции. Другие страны (Франция, Швеция и Люксембург), считая, что

23 Цапенко И.П. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами //Мировая экономика и межцунар. отнош. - М., 2001. - N 10. - С. 23-33.

24 Virilio P., Lotringer S. Pure War: Revised Edition. -New York, 1997. - P. 94.

25 European Council Meeting in Seville: Presidency Con-

clusions, June 21 - 22, 2002. - P.7-13. // http: eu-ropa.eu.int/comm/ external_relations/ news/ ip02.htm.

Европа в ближайшие годы не сможет сохранить достигнутый уровень жизни и социального обеспечения без помощи иммигрантов, настаивали на использовании прежде всего регулирующих, а не запретительных мер.

Важно подчеркнуть, что европейские страны стали вводить более жесткие меры по ограничению притока нелегальных иммигрантов с середины 1990-х гг.26 Так, бельгийские власти установили штрафные санкции в сумме до 500 тыс. франков в отношении предпринимателей за наем каждого нелегального рабочего, тогда как Франция, Германия, Люксембург применяют штрафные меры не только в отношении работодателей, но и к самим нелегалам (вплоть до тюремного заключения и депортации).

Каковы же основные направления борьбы с незаконной миграцией в Европе? Во-первых, это введение более строгих законодательных актов и правовых норм, регулирующих въезд и пребывание иммигрантов, включая унификацию стандартов визовых документов и сроков получения статуса беженцев. Многие европейские страны, стремясь сократить незаконный приток иммигрантов в страну, в том числе под видом беженцев, ужесточили законы, регулирующие получение последними официального статуса. Наиболее значительные перемены произошли в Германии, в которой законодательно исключено автоматическое право для всех иностранцев на получение убежища. Аналогичные изменения в законодательствах и других европейских стран привели к сокращению числа претендентов на получение статуса беженца.

Во-вторых, предусматривается усиление контроля за общими границами, проведение совместных операций вдоль границ, создание общей консульской системы и единой пограничной службы, позволяющей взять под охрану контрольно-пропускные пункты на автомагистралях, в аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах. Для упрощения контроля за пребыванием и перемещением иностранцев планируется уже в ближайшее время создать общий банк въездных виз и подготовить списки стран, граждане которых должны иметь визы для въезда на территорию Евросоюза или смогут пользоваться безвизовым режимом передвижения. Программа формирования общей политики в области совместного управления границами государств ЕС включает также разработку общего свода законов о порядке пересечения внешних границ и подготовку практического руководства для пограничных служб.

26 Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина ХХ столетия. - М.: Институт востоковедения РАН, 1997. - 150 с.

Новый план борьбы с нелегальной миграцией включает организацию совместных полицейских сил берегового патрулирования, которые должны более эффективно охранять достаточно протяженные береговые границы таких стран как Италия и Испания. Все больше внимания должно уделяться укреплению границ в горных и лесных районах. Между некоторыми странами ЕС частично даже восстанавливаются внутренние границы. Так, с 1996 г. введен пограничный контроль между Францией и странами Бенилюкса, а также между Испанией и Португалией.

В целом, можно сказать, что странам ЕС удалось принять компромиссный план проведения единого курса на противодействие нелегальной иммиграции, который включает ряд мер по выявлению и пресечению проникновения нелегальных мигрантов в страны Евросоюза, в том числе транзитным путем. Важно отметить, что заключительный документ, получивший название "Севильская декларация", направлен на ограничение притока нелегальных мигрантов. Предусматривается ужесточение мер против международных преступных групп, занимающихся контрабандой и незаконной перевозкой людей в Европу, а также возможность оказания давления на страны, которые не сотрудничают по проблеме прекращения потока нелегальных иммигрантов и возвращения своих граждан на родину (например, Марокко, Турция, Албания). В соответствии с принятой программой государства ЕС должны более активно высылать нелегальных мигрантов, причем приоритетным будет считаться добровольное возвращение иммигрантов. Таким образом, речь идет о попытке интегрировать предложенные меры в единую внешнюю политику и, прежде всего, в политику безопасности ЕС.

В заключение необходимо отметить, что нелегальная иммиграция является важнейшим стратегическим приоритетом во внешней политике ЕС прежде всего в связи с его расширени-ем27. Выгоды от расширения Европейского союза страны-участницы ощутят в будущем, но оплачивать этот процесс придется "старым" членам союза уже сейчас. Хотя половина европейцев поддерживает расширение ЕС, часть населения, тем не менее, боится увеличения безработицы из-за притока дешевой восточноевропейской рабочей силы. В последнее время все чаще звучат требования о необходимости введения ограничений на иммиграцию из Центральной и Восточной Европы, несмотря на то, что свободное передвижение граждан является

27 Warnes A.M. The challenge of intra-Union and immigration to "social Europe" // J. of ethnic a. migr. studies. -N.Y., 2002. - Vol. 28, N.1. - P.135-152.

одним из основополагающих принципов ЕС28. Обсуждается возможность установления переходного периода сроком до 7 лет, в течение которого будут сохраняться существующие правила въезда. Для решения проблем миграции в рамках ЕС на период до 2006 г. запланирована финансовая помощь третьим странам в размере свыше 930 млн. евро29. Но эти меры не исклю-

28 Lavenex S. Migration and the EU's new eastern border: between realism and liberalism // J. of Europ. publ. policy. - Oxford, 2001. - Vol. 8, N 1. - P. 24-42.

29 European Commission: integrating migration issues into the EU's external relations. - Brussels, 2002. - Dec., 3. // IP/02/1793 (http: europa.eu.int/ commm/external_relations/ news/ip02_1793.htm).

чают возможности усиления социальной напряженности в странах, которые должны принять основной удар восточноевропейской иммиграции.

♦ ♦ ♦

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:

Т. Г. Пархалина - главный редактор

Ю. П. Давыдов,

А. В. Загорский,

Ю. С. Пивоваров,

А. А. Пионтковский, В. Н. Цыгичко

Т. В. Арзаманова

(ответственный секретарь)

М. Б. Шнайдерман

(компьютерная верстка и дизайн)

V

Бюллетень публикуется ИНИОН РАН при поддержке Информационного Бюро НАТО при Посольстве Бельгии с целью способствовать развитию конструктивного диалога по проблемам безопасности в евро-атлантическом регионе. Мнения авторов, высказанные на страницах бюллетеня, отражают их личную точку зрения и не обязательно совпадают с позицией ИНИОН или Информационного бюро НАТО при Посольстве Бельгии.

© ИНИОН РАН Центр по изучению проблем европейской безопасности, 2003 Бюллетень рассылается по бесплатной подписке. Заявки направлять по адресу: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 51/21, Fax:(095) 128-7988, Телефоны: (095) 128-9344, 128-7988 E-mail: parkhalina@inion.ru http://www.inion.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.