ОБЩЕСТВО
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ВО ФРАНЦИИ:
ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
Комарова Н.С.
На современном этапе миграция представляет собой не только социально-экономическое, но и социально-психологическое, этнографическое, нормативно-правовое, политическое явление, которое нельзя назвать однозначным ни по своей сущности, ни по содержанию. Рассмотрим современные проблемы миграции в России на фоне примера Франции как наиболее гостеприимной для иммигрантов стране в мире. -
PROBLEMS OF LABOUR MIGRATION IN FRANCE: EXPERIENCE FOR RUSSIA
N.S. Komarova
At the modern stage of migration is not only social and economic but also the social-psychological, ethnographical, normative-legal and political phenomenon, which cannot be called definite or according to its essence, or in content. We consider the modern problems of migration in Russia, on the background of the example of France, as the most hospitable for immigrants country in the world.
Последние несколько десятилетий характеризуются невиданными масштабами миграции. Согласно данным ООН, с 1965 по 2010 гг. численность международных мигрантов увеличилась с 75,2 млн. до 175 млн. человек, то есть более чем вдвое (наиболее значительный прирост численности мигрантов - примерно в 55 млн. человек - пришелся на последнее десятилетие ХХ в.), а их доля в населении Земли -2,9% (против устойчивых 2% в 1965-1990 гг.) [15]. Сегодня каждый 35-й человек в мире является иммигрантом. Резкое увеличение миграционных потоков вызывается такими процессами, как экономическая глобализация, стимулирующая перемещение рабочей силы из трудоизбыточных стран в трудодефицитные, демографический спад и старение населения в развитых странах, массовые переселения беженцев в результате военных конфликтов, социальных и политических катастроф [15].
Отправной точкой мигрантов, как правило, являются развивающиеся страны, а конечными пунктами их переселения - развитые государства. Так, вследствие интеграции неравномерно развитых экономик в процесс глобализации неравенство и нестабильность международной системы возрастают.
После того как на международном уровне стали ощущаться негативные последствия миграционных процессов, а человечество столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых и проблемных ситуаций, связанных с миграцией интерес к миграции значительно усилился. Вследствие наблюдающегося в последние десятилетия увеличения потока миграции, который выражается как в количественных, так и в качественных показателях, данная проблема приобрела особую актуальность.
На современном этапе миграция представляет собой не только социально-эконо-
мическое, но и социально-психологическое, этнографическое, нормативно-правовое, политическое явление, которое нельзя назвать однозначным ни по своей сущности, ни по содержанию. Формируются качественно новые миграционные потоки, появление которых обусловлено складывающейся политической и экономической обстановкой в мире.
Одним из основных центров притяжения международных мигрантов стала Европа: в настоящее время здесь находится пятая часть всех мигрантов мира [17]. Массовый приток иммигрантов в Европу обострил, прежде всего, социальные проблемы европейских обществ, поставил под угрозу национально-культурное своеобразие европейцев, а в последнее время в связи с ростом исламского экстремизма и терроризма - и безопасность государств. Практически во всех европейских странах идеи синтеза и многообразия культур сегодня сменились стремлением к «жесткой интеграции» мигрантов в европейское общество на условиях компромисса: с соблюдением их гражданских прав в том объеме, в котором они не вступают в противоречие с национальными интересами и культурными традициями европейских государств. Такая ситуация сложилась на данный момент в миграционной политике Франции.
Франция традиционно считается одной из самых гостеприимных для иммигрантов стран в мире. Она принимала иммигрантов из разных уголков планеты для нормального функционирования общества, что позволило восполнить нехватку дешевой рабочей силы, а также избежать демографического кризиса в связи с увеличением пожилого населения. Так, если бы не иммиграция, Франция насчитывала бы всего 45 млн. человек (сегодня - 57 млн.), а демографический рост сократился бы на 40% [11]. Таким образом, иммиграция позволила удержать уровень рождаемости и «компенсировать» старение населения. Иностранцы, приезжающие в страну, без труда устраивались на
работу, которая была им по душе и, что немаловажно, хорошо оплачиваемая. Некоторые из них, заработав достаточное количество денег, возвращались к себе на родину, но большинство оставались во Франции и вливались в общественную и политическую жизнь страны [18].
Проблема миграции во Франции возникла в начале 70-х годов в связи с высокой инфляцией, увеличением роста безработицы в стране и нахлынувшим мировым кризисом. Более того, в конце XX века существенно изменился характер иммиграции. Если раньше она была трудовой, то теперь она стала поселенческой. Иностранцы, прибывшие в страну, отныне были конкурентами, которые претендовали на социальную помощь, более того, занимали рабочие места, которых и без того не хватало коренным французам. Все это не могло положительно повлиять на французское общество.
Проблема иммиграции во Франции приобрела особую остроту. В связи с действием Шенгенского соглашения стали значительно ослаблены возможности контроля над иммигрантами в едином европейском пространстве, кроме того, большинство иммигрантов, в основном выходцы из африканских и азиатских стран, не смогли интегрироваться в принимающее общество. Отказ от интеграции привел к образованию гетто, появлению так называемых неблагополучных кварталов, где уровень преступности и безработицы очень высок. Таким образом, главный вопрос, который стал волновать правительство Франции, - интеграция иностранцев из нехристианских и неевропейских стран [9, с. 339].
В результате чего в 1993 и в 1997 гг. были приняты новые законы, ужесточающие иммиграционную политику Франции. Они вносили коррективы в закон 17 июля 1984 г., согласно которому законно проживающие во Франции иммигранты могли окончательно обосноваться в стране; возвращение их на родину осуществлялось только при их добровольном согласии и с предоставлени-
ем им финансовой помощи для возвращения и реадаптации; всякие новые потоки иммиграции должны были исключаться. После чего миграционная политика Франции была направлена на достижение нулевого уровня иммиграции [11].
Можно выделить следующие основные аспекты французской юридической системы иммиграции: во-первых, разрешение на въезд в страну с целью длительного пребывания (более 3 месяцев) ограничено рядом конкретных обстоятельств. Его получают лица, прибывающие в связи с воссоединением семьи (дети, жены, мужья), и студенты. Что касается студентов, то в 2011 г. вышел так называемый закон «Circulaire Guйant du 31.05.2011», который ужесточил условия для получения визы на работу для студентов, получивших образование во Франции и желающих остаться в стране по окончании образования. Во-вторых, резко ограничена трудовая иммиграция: желающие въехать во Францию с целью получения работы должны доказать, что никакой французский гражданин или проживающий во Франции гражданин третьей страны не может заполнить соответствующую вакансию. В-третьих, с 1 января 2012 г. введена обязательная сдача экзамена по французскому языку для желающих получить французское гражданство (что ранее не было обязательным условием) [1, с. 138].
Существует две разновидности видов на жительство: на один год с возможностью возобновления и на десять лет. Десятилетний вид на жительство предоставляется после длительного пребывания во Франции. Исходя из интересов общественного порядка и национальной безопасности, правительство может отказать в предоставлении вида на жительство. Чтобы получить 10-летний вид на жительство, иностранцам придется подписывать «интеграционный контракт», овладеть основами французского языка и французской цивилизации. Более того, проживший более 10 лет в стране иммигрант-нелегал более не сможет авто-
>ва Н.С.
матически получить вид на жительство.
Французская Конституция гарантирует право убежища всем гражданам третьих стран, которые опасаются преследований на родине. Статус беженца определяет специальная неправительственная организация -ОФПРА. Человек, признанный беженцем, получает десятилетний вид на жительство. Ежегодно около 20 тысяч человек обращаются с просьбой о предоставлении им статуса беженца. Примерно 20% из них этот статус получают [1, с. 138].
Закон предусматривает и меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Любой иностранец, находящийся на территории Франции без действительной визы или вида на жительство, должен покинуть страну. Правительству разрешено задерживать на 12 суток гражданина третьей страны, нелегально находящегося на территории Франции. Такое задержание входит в компетенцию судебных властей. Этот срок предназначен для того, чтобы организовать высылку иностранца в страну происхождения.
По общей оценке число нелегальных иммигрантов во Франции составляет приблизительно 300 тысяч человек, прибывших по большей части из Китая, Алжира, Марокко, Африки и бывшей Югославии. Большинство из них въехали на автомобилях через границу с Италией или Испанией [1, с. 139]. Некоторые воспользовались воздушным транспортом, имея визу, и затем вместо того, чтобы уехать по истечении срока действия визы, остались на территории Франции. Около половины нелегальных мигрантов въехали самостоятельно. Размещение им обеспечивают живущие во Франции родственники. Большинство нелегальных мигрантов, прибывших из соседних стран, остаются в стране с помощью своих семей. Они нелегально устраиваются на работу, за которую им недоплачивают, и не пользуются социальной защитой. По сути дела нелегальное трудоустройство - одна из причин нелегальной миграции.
Общая практика миграционной полити-
ки Франции предусматривает высылку любого нелегально находящегося на ее территории иностранца. Но французские власти всегда имеют право предоставить вид на жительство любому нелегальному мигранту по причинам гуманитарного характера, даже если это решение не находится в строгом соответствии с законом. Данный принцип был подтвержден Государственным советом, который является высшей судебной инстанцией по вопросам иммиграции. Такое решение должно носить исключительный характер и приниматься на индивидуальных основаниях.
Точно так же французское правительство по политическим причинам периодически проводит широкомасштабные амнистии, решая легализовать или урегулировать положение большого числа нелегальных мигрантов.
Одно из направлений миграционной политики Франции - политика селективной иммиграции, когда приоритет получают высокообразованные специалисты, ученые и студенты. В законе предусмотрен также льготный вид на жительство, получивший название «Компетентность и таланты». Его получат ученые, художники, артисты и спортсмены.
Несмотря на превентивные меры законодательства, число иммигрантов во Франции по-прежнему остается высоким. По данным Французского национального института демографических исследований (INED), Франция занимает второе место в Европе по числу иммигрантов (уступая Германии) - 6,7 млн. иммигрантов (11% от общей численности населения) [6]. Численность иммигрантов из различных стран представлена в таблице.
Страна происхождения в % кол-во (тыс. чел.)
Европа 37,7 2 050
Испания 4,6 252
Италия 5,7 311
Португалия 10,8 585
Соединенное Королевство 2,8 151
другие страны Европы 4,3 232
Африка 42,7 2 317
Алжир 13,3 722
Марокко 12,2 664
Тунис 4,4 236
страны южнее Сахары 12,8 695
Азия 14,2 773
Турция 4,5 242
Камбоджа, Вьетнам, Лаос 3,0 162
другие страны Азии 6,8 369
Таблица
Доля иммигрантов во Франции в зависимости от страны происхождения
на 2010 г. [19]
Франция относится к странам с консервативным типом иммиграционной политики, который предполагает жесткое законодательное регулирование рынка труда в отношении доступа к нему иностранцев, высокий уровень интеграционной политики, стимулирование миграции высококвалифицированных кадров. Наилучшим образом это отразилось в принципах иммиграционной политики, которые были реализованы за минувшие несколько лет руководством Республики во главе с бывшим президентом Франции Николя Саркози [18]:
1. Принцип избирательной иммиграции предусматривал привлечение иммигрантов в соответствии с экономическими потребностями страны. Были приняты меры по стимулированию приезда в страну квалифицированных работников, по созданию благоприятных условий для привлечения выдающихся специалистов и талантливых молодых людей. Несмотря на существенный уровень безработицы, во Франции в некоторых секторах экономики (строительство, общественные работы, машиностроение, гостиничное дело) существовала нехватка специалистов.
2. Сокращение семейной иммиграции заключалось в том, что были установлены санкции против фиктивных браков, заключаемых для получения вида на жительство во Франции. Наказание предусматривало 5 лет лишения свободы и штраф в 15 тыс. евро. Если в организации фиктивного брака принимала участие преступная группа, то полагалось 10 лет тюремного заключения и 750 тыс. евро [18].
3. Рационализация и упрощение процедуры предоставления убежища в соответствии с Законом 2003 г. «О праве на убежище».
4. Усиление борьбы с нелегальной иммиграцией состояло в том, что максимально стимулировалось оказание иммигрантами, живущими во Франции, экономической помощи в развитии стран, из которых они уехали. Для этого на специальный счет при-
>ва Н.С.
влекались денежные средства таких иммигрантов, получавших налоговые льготы во Франции.
5. Комплексное решение проблем неблагополучных кварталов выражалось в создании региональных групп оперативных действий, в состав которых входили жандармы, работники налоговых служб и таможенники. Такие действия были направлены на борьбу на местах с правонарушениями и преступностью.
6. Принуждение иммигрантов к интеграции предполагало, что въезжающие в страну иммигранты должны были подписать контракт об уважении французского образа жизни, а также продемонстрировать знание французского языка.
В целом реализация указанных принципов была направлена на комплексное решение проблем иммиграции и подтвердила усиление полицейских мер борьбы с нелегальной иммиграцией. Кроме того, по результатам осуществленных мероприятий французскими властями можно говорить о проведении политики избирательной иммиграции и побуждению к интеграции, основанной на защите республиканской модели и национальной идентичности. Такие меры дали определенный результат. За период с 2007 по 2009 гг. из Франции было выслано 45 тысяч иммигрантов, на что было потрачено из госбюджета страны почти 1 млрд. евро [3, с. 287].
Закон о «жесткой интеграции» вызвал бурные протесты у одних и восторг - у других. Многие исследователи назвали его революционным. В то же время спустя 5 лет новый президент Франции Франсуа Ол-ланд заявил, что в вопросах иммиграционной политики намерен руководствоваться, прежде всего, экономическими факторами - потребностями страны и ее компаний. По мнению нового президента Республики, бороться нужно только с нелегальными мигрантами, а квалифицированные специалисты и иностранные студенты стране нужны. При этом он предполагает сохранить
традиции, предоставляя убежище политическим иммигрантам и всем тем, кто по каким-либо причинам преследуется в своей стране, но в отношении нелегальных мигрантов Олланд намерен вести жесткую, но избирательную политику. Он также считает необходимым предоставить право легальным иммигрантам участвовать в муниципальных выборах.
Как показывает нынешнее положение дел, меры, предложенные Олландом, не решили проблему. Вот как описывает ситуацию журналист программы «Вести недели» О. Скабеева: «Столица Старого света на глазах меняет свой культурный облик, во Франции две тысячи двести мечетей, которые занимают площадь в 300 тысяч квадратных метров, в Париже открывают мусульманские школы, где запрещают говорить по-французски и каждый день в расписании первым уроком Коран. Женщины носят чадру и молятся на улицах, что ни у кого не вызывает удивления. Сен-Дени - пригород Парижа, историческое место, где находится древнейший храм и главная усыпальница французских королей. Теперь это самый бедный и криминальный район. Круглые сутки здесь топят буржуйки. Полторы тысячи человек - беженцы и попрошайки, в девяти километрах от Елисейских полей не считают нужным говорить по-французски. Каждый пятый здесь - мусульманин. По словам лидера партии «Национальный фронт» Марина Ле Пена, такими темпами в обозримом будущем Пятая республика станет мусульманской» [13].
Очевидно, что в случае, если власти Франции не смогут изменить ситуацию, остановив мощный поток иммиграции, в стране неизбежны серьезные потрясения.
Обращаясь к проблеме иммиграции в России, необходимо отметить, что еще в годы СССР существовали программы привлечения иностранной рабочей силы в экономику России, прежде всего это касалось северных и дальневосточных территорий, покрывалась нехватка рабочих рук в неф-
тегазовом комплексе, лесном хозяйстве, текстильной промышленности. Основной поток рабочих шел из стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Вьетнама.
С распадом Советского Союза и открытием границ в России получила развитие незаконная иммиграция. Так, согласно данным мониторинга легальной внешней трудовой миграции, в настоящее время на законном основании трудятся не более 1015% от реального числа работников-мигрантов, находящихся в стране, которое по разным оценкам составляет 7-15 млн. человек [12, с. 114]. Вакантные места на рынке труда занимаются трудовыми мигрантами из стран СНГ, преимущественно гражданами Узбекистана и Таджикистана. Половина иностранных граждан привлекается из стран СНГ: 40, 2% (395,9 тыс. человек) - выходцы из Киргизии, 15,2% (149,8 тыс. человек) - из Таджикистана, 10,6% (104,5 тыс. человек) - из Украины, вторую половину иностранной рабочей силы составляют мигранты из дальнего зарубежья: КНДР (6,7%), Китая (7,7%) [4].
Основная часть иностранных граждан (30,6%) получила разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности по профессиям неквалифицированных рабочих, а также по профессиям рабочих строительства, занятых на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах (24,7%). Большинство неквалифицированных рабочих прибыли из государств-участников СНГ (Узбекистана - 53,9%, Таджикистана -22,8%, Киргизии - 10%). Рабочие строительства, занятые на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, прибыли преимущественно из Узбекистана (37%), Таджикистана (13,9%), Украины (10,4%) и Китая (8,4%)[4].
К основным причинам незаконной миграции можно отнести «прозрачность» российских границ с государствами - участни-
ками СНГ, неразвитость в России соответствующего законодательства и нехватку финансовых средств на регулирование данной формы иммиграции. Многие работодатели, стремясь снизить издержки производства, избежать уплаты налогов, предпочитают использовать труд иностранных граждан, не оформляя разрешение на право использования иностранной рабочей силы. Кроме того, существующая система регистрации и получения разрешения на право осуществления трудовой деятельности или разрешения на временное проживание (что дает право осуществлять трудовую деятельность) стали сегодня в России непреодолимым препятствием для иммигрантов.
Вследствие незаконной миграции государство несет потери доходов из-за недополучения платы за использование иностранных работников, уклонения от уплаты налогов в бюджеты различных уровней и платежей в социальные внебюджетные фонды. Неорганизованный приток нелегальных трудовых мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, плохой приживаемости переселенцев, осложнению криминогенной обстановки. Кроме того, определенная часть доходов нелегальных трудовых мигрантов вывозится за пределы России и изымается из совокупного внутреннего спроса.
В настоящее время в нашей стране существует еще одна серьезная проблема, связанная с трудовой миграцией. Согласно переписи 2010 г. сокращение населения происходит более высокими темпами, чем в предыдущий межпереписной период с 1989 по 2002 гг. В те годы население страны ежегодно уменьшалось примерно на 144 тыс. чел. - это одна десятая процента (0,09%). За 13 лет численность населения тогда уменьшилась на 1,8 млн. чел. [5]. В 2002-2010 гг. ежегодный темп сокращения населения увеличился в два раза и со-
>ва Н.С.
ставил 288 тыс. чел., или 0,2%. Этому способствовала продолжающаяся естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) и сокращение миграционного прироста населения. Сокращение числа жителей зафиксировано в 62 из 83 регионов Российской Федерации. В лидерах по негативной тенденции -Дальний Восток и северные регионы [5].
Согласно среднему варианту прогноза Росстата численность населения в возрастах 15-64 года уменьшится в России к 2025 г. на 9-10 млн. человек, а численность населения в пределах официально заданных границ трудоспособности - на 9-11 млн. человек [8]. Результаты других прогнозов дают большее сокращение. При этом число детей до 2030 г. будет изменяться волнообразно и в узких пределах, а число лиц в старших возрастах будет устойчиво увеличиваться. В условиях демографического старения также будет стареть и экономически активное население. В его составе к 2030 г. заметно уменьшится доля молодых возрастов (до 35 лет) и повысится доля старших возрастов (от 50 до 65 лет) [8]. В силу этого Россия вынуждена конкурировать за квалифицированную рабочую силу на международном рынке труда, а содействие иммиграции превращается в одно из стратегических направлений миграционной политики России.
Таким образом, в России, как и во Франции, иммигранты должны восполнить потери населения, способствовать экономическому развитию. Но решение демографических проблем за счет увеличения числа иммигрантов, как это происходило во Франции, может привести к еще более негативным последствиям, что мы и наблюдаем. Кроме того, количество иностранных граждан на территории нашей страны и так уже достаточно велико: согласно данным ООН, Российская Федерация занимает второе место в мире (после США) по количеству иммигрантов [United Nations, 2005] -свыше 12 млн. человек, что составляет 6,4% населения страны [7].
В настоящее время выделяют две основные стратегические линии миграционной политики. Суть первой заключается в отказе от стимулирования миграционного притока - так называемая программа сдерживания. Реализация такого рода политики при сохранении неблагоприятных тенденций в развитии демографической ситуации может привести к тяжелым последствиям, связанным с нехваткой рабочих рук.
Вторая стратегия предполагает, наоборот, серьезное стимулирование иммиграции, подразумевающее вовлечение в иммиграционный поток выходцев из стран старого зарубежья (прежде всего из Восточной и Юго-Восточной Азии и других развивающихся стран) и, как следствие, выработку государством особых подходов к их расселению и адаптации [11].
Существует еще один вариант, который и избрали нынешние французские власти, - селективный отбор мигрантов. Реализация данного подхода возможна только при тщательном государственном регулировании рождаемости и смертности.
Возникает целый ряд проблем, касающихся непосредственной реализации любой из стратегий. Вследствие этого встает закономерный вопрос: кого именно следует принимать? Здесь возможны варианты: либо следует исходить из принципа территориальной общности и национальной принадлежности потенциального мигранта, либо уделять внимание качеству иммиграции. Так, например, исследователь Л.Л. Рыба-ковский предлагает делать ставку на квалифицированные кадры [10].
Другой отечественный исследователь, руководитель Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН А. Виш-
невский в своей работе «Альтернативы миграционной стратегии» говорит о возмещении потребности российской экономики в низкоквалифицированной рабочей силе [2]. По его мнению, крайне важно способствовать скорейшей интеграции и адаптации мигрантов, прибывших в Россию на ПМЖ. «Решить проблему иммиграции непросто, особенно в России, где сейчас настроения антииммигрантские, но будет во много раз сложнее, если сейчас ничего не делать. Подсчитано, что если принять в Россию столько иммигрантов, сколько нужно для того, чтобы остановить сокращение населения, то к концу века приезжие и их потомки составят большинство жителей нашей страны. Так что мы уже сейчас должны задумываться о том, как сделать прибывающих к нам людей россиянами в культурном смысле, в смысле ценностей. Иначе через сто лет это уже будет другая страна. Можно ужасаться, можно иначе относиться, но надо понимать, что это довольно реальная перспектива», - говорит автор [14].
Таким образом, в России проблема межнационального и межконфессионального согласия уже существует (по данным Института конкретных социальных исследований РАН, 37,2% россиян считают противоречия между русскими и нерусскими главными в современной России) [16] и будет обостряться еще больше в связи с растущей неконтролируемой миграцией из стран Средней Азии и Кавказского региона. Исходя из опыта Французской республики, в которой, несмотря на развитую социальную сферу, высокий уровень жизни и довольно значительную помощь иностранцам, проблема иммигрантов достигла своего апогея, нам необходимо уже сейчас начинать принимать соответствующие меры, иначе в недалеком будущем стоит ожидать похожих проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вандамм М. О проблемах миграции в России и во Франции. Оценка направлений сотрудничества в области миграционной политики // Проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов Международной молодежной конференции. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. С. 137-141.
Комарова Н.С.
2. Вишневский А. Альтернативы миграционной стратегии // Россия в глобальной политике. Т. 2. № 6, ноябрь-декабрь 2004. [Электронный ресурс]. http://www.polit.ru/article/ 2004/12/23/vishnevsky/ (Дата обращения - 27.02.2013).
3. Дуленко В.В., Чижикова О.А. Специфика иммиграционной политики Франции / / Проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов Международной молодежной конференции. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. С. 285-288.
4. Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0525/ barom06.php (Дата обращения - 27.02.2013).
5. Информационный материал об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. http://vladimirstat.ru/perepis2010 (дата обращения: 27.02.2013).
6. Латса А. Демографический рост в ЕС: каковы причины? [Электронный ресурс]. http://www.inomnenie.ru/debate/13969/ (Дата обращения - 27.02.2013).
7. Лебедева Н. М. Теоретические подходы к исследованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России [Электронный ре-сурс].http://www.hse.ru/data/2010/03/27/1217654121/Lebedeva_ PerspAnalyze Attit &InteractStrat.pdf (Дата обращения - 26.02.2013).
8. Население России до 2030 г.: демографические и функциональные прогнозы [Электронный ресурс]. http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/ns_09/acrobat/glava6.pdf (Дата обращения - 27.02.2013).
9. Ростовщикова А.А. Проблемы иммиграционной политики Франции // Проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов Международной молодежной конференции. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. С. 338-340.
10. Рыбаковский Л.Л. Оценка необходимых масштабов привлечения иммигрантов в Россию. Направления и возможные меры миграционной политики [Электронный ресурс]. http://rybakovsky.ru/migracia1h.html (Дата обращения - 27.02.2013).
11. Рыжов И.В., Золина Д.М. Миграционная политика Франции: опыт для России [Электронный ресурс]. http://www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/5/polit_rigov.htm? (Дата обращения - 25.02.2013).
12. Сельцовский П.А. Миграционные процессы и национальная безопасность // Власть. 2008. №11. С. 114-116.
13. Скабеева О. Пятая республика может стать мусульманской [Электронный ресурс]. http://www.vesti.ru/doc.html?id=1040557&cid=5 (Дата обращения - 27.02.2013).
14. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области. Миграция и права человека [Электронный ресурс]. http://www.migraciaural.ru/content/ 51/spetsialnyi-doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-sverdlovskoi-oblasti/1/ (Дата обращения - 27.02.2013).
15. Страноведческий каталог «EconRus» 2012г. [Электронный ресурс]. http:// catalog.fmb.ru/eritrea2012-7.shtml (Дата обращения - 25.02.2013).
16. Стрельцова Я. Чужие // Вестник Европы. 2005. №15. [Электронный ресурс]. http:// magazines.russ.ru/vestnik/2005/15/str10.html (Дата обращения - 28.02.2013).
17. Холзманн Р., Мюнз Р. Проблемы и перспективы развития международной миграции в ЕС, в соседних странах и регионах: вопросы политики // Институт перспективных исследований 2- ой Стокгольмский семинар по режимам глобальной мобильности населения. Швеция, 2004 [Электронный ресурс]. http://siteresources.worldbank.org/INTLM/ Publications/20338625/Holzmann_Munz_Rus.pdf (Дата обращения - 26.02.2013).
18. Шмелева Н.В. Принципы иммиграционной политики Николя Саркози // Обозреватель. 2011 [Электронный ресурс]. http://www.rau.su/observer/N6_2011/057_066.pdf (Дата обращения - 26.02.2013).
19. Rйpartition des immigras par pays de naissance // Institut national de la statistique et des eмtudes eмconomiques Национальный институт статистических и экономических исследований Франции [Электронный ресурс]. http://www.insee.fr/fr/themes/theme.asp? theme=2&sous_theme=5&nivgeo=0&type=2 (Дата обращения - 25.02.2013).