Научная статья на тему 'Роль иммиграции в формировании трудовых ресурсов стран Западной Европы в конце ХХ - начале ХХI века'

Роль иммиграции в формировании трудовых ресурсов стран Западной Европы в конце ХХ - начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль иммиграции в формировании трудовых ресурсов стран Западной Европы в конце ХХ - начале ХХI века»

Э.К.Хижный

Роль иммиграции в формировании трудовых ресурсов стран Западной Европы в конце ХХ - начале XXI века

Международная миграция поражает своими масштабами. Если в 1970 г. ею было охвачено 65 стран мира, то в 1990 г. - 124. За указанный период число стран-доноров иммиграции возросло с 29 до 55, а число стран-реципиентов - с 39 до 55 (31, с.7). Увеличилось число стран (с 4 до 15), которые одновременно являются крупнейшими поставщиками и потребителями трудовых мигрантов (среди них Италия, Греция, Испания и Португалия).

Численность людей, вовлеченных в международный процесс миграции, неуклонно растет. По данным Международного бюро по вопросам миграции, общая численность легальных и нелегальных мигрантов в мире в 1990 г. составляла 80 млн. человек (1,7% населения земного шара), в странах ЕС - 16,8 млн. человек (14,1 млн. легальных и 2,7 млн. нелегальных иммигрантов), т.е. 4,1% численности населения и около 5% совокупной рабочей силы (25, с.591). В 2000 г. численность легальных иммигрантов в странах ЕС оценивалась в 18,2 млн. человек, из них 6,1 млн. человек составляли трудовые мигранты (33, с. 101).

Международная миграция на Европейском континенте проходила в несколько этапов. С окончанием Второй мировой войны началась первая

волна массовой иммиграции. Она носила ярко выраженный политический характер, основу миграционного потока первой волны составляли беженцы и вынужденные переселенцы. В тот период около 20 млн. человек в Европе переместились из одной страны в другую.

Вторая волна (1960-1973) шла с Юга на Север и была обусловлена главным образом экономическими причинами. Работники из Италии, Испании, Португалии, Турции, Югославии и Северной Африки устремились в быстро растущую экономику таких стран, как ФРГ и Франция. Восстановление экономики европейских стран, разрушенных войной, и высокие темпы их развития создали повышенный спрос на импортную рабочую силу в основном низкой квалификации. Правительства стран Западной Европы всячески поощряли иммиграцию, широко используя двусторонние соглашения со странами-экспортерами трудовых ресурсов в форме организованных наборов рабочей силы. Численность рабочих-мигрантов за 1950-1 975 гг. возросла в Нидерландах и ФРГ в 5-7 раз, в Великобритании и Швеции - в 3 раза, во Франции - в 2 раза. Их доля в составе населения оценивалась в 1975 г. в 2,9% в Нидерландах, 6-8 - в ФРГ, Франции и Великобритании и в 19% - в Швейцарии (13, с.71). Численность иммигрантов в рассматриваемый период увеличилась с 5 млн. до 10 млн. человек, из которых на долю трудовых мигрантов приходилось 6 млн. человек (13, с. 218; 33, с.101). Оценивая ситуацию на рынке труда Западной Европы в начале 1970-х годов, французский еженедельник «Экспресс» писал: «Ни одна из этих стран не могла бы достигнуть экономического роста, наблюдающегося в последние десятилетия, без иностранной рабочей силы» (цит по: 7, с.6).

Третий этап иммиграции в Западную Европу начался с энергетического кризиса середины 1970-х годов и продолжался до конца 1980-х годов. Перевод экономики европейских стран на интенсивный путь развития привел к резкому сокращению затрат живого труда в производстве товаров и услуг. Усилившийся дисбаланс на рынке труда потребовал регулирования миграционных потоков. Были ужесточены условия въезда новых контингентов мигрантов, поощрялся их отъезд на родину. Правительство ФРГ например, выплачивало каждому иммигранту на его выезд на родину 10,5 тыс. марок в качестве премии и еще 1,5 тыс. марок - каж-

дому члену семьи, уезжающему вместе с ним. Кроме того, этим мигрантам возвращались все их взносы в фонд социального страхования. Во Франции каждому репатриированному трудящемуся-мигранту выдавали 70-100 тыс. фр. Первоначально, в 1980-1985 гг., подобные меры привели к сокращению численности иммигрантов на 2,5 млн. человек, но затем она снова начала расти (5, с.46). Однако попытка сдержать рост трудовой иммиграции не привела к снижению доли иммигрантов в населении Европы. Высылка иммигрантов-мужчин трудоспособного возраста перекрывалась процессом воссоединения семей иммигрантов: за 1975-1981 гг. численность женщин-иммигранток возросла на 15%, а детей в возрасте до 15 лет - на 52%. В результате общая численность иммигрантов практически сохранилась на прежнем уровне, а с середины 1980-х годов начала возрастать (5, с. 40). Доля трудовой миграции в рамках всего миграционного потока в 1980 г. составила 38%, в 1989 г. -34% (32, с.7).

Четвертый этап миграции, который начался на Европейском континенте с 1990-х годов и продолжается до сих пор, характеризуется рядом особенностей, среди которых следует выделить: сокращение масштабов и интенсивности иммиграционного потока; повышение уровня квалификации иммигрантов; увеличение численности беженцев среди иммигрантов. Изменилась география миграционных потоков. В Западную Европу стали приезжать жители Центральной и Восточной Европы, а также СНГ В качестве основных причин иммиграции выступают как экономические, так и политические мотивы (обусловленные прежде всего войнами в Югославии, событиями в Чеченской Республике, Афганистане, Израиле и Ираке).

Главной причиной трудовой миграции является неравенство доходов населения развитых и развивающихся стран. За период с 1960 по 1990 г. промышленно развитые страны, где проживали 20% самых богатых людей, увеличили свою долю в мировом производстве с 70 до 83%, а доля развивающихся стран, в которых проживали 20% самого бедного населения, снизилась с 2,3 до 1,4% (13, с.27). Неравенство в производственных показателях двух групп стран привело к еще большему неравенству в доходах их жителей. Если в 1960 г. по размеру ВВП на душу населения 20 са-

мых богатых стран мира превосходили 20 самых бедных стран в 14 раз, то в 1998 г. - уже в 34 раза (9, с.3).

Высокий уровень зарплаты, политическая стабильность, отлаженная система социальной защиты населения в странах Западной Европы - все это привлекает сюда иммигрантов со всего мира. От 60 до 75% легальных иммигрантов, попавших в Европу, остаются здесь навсегда (13, с.8).

С созданием единого европейского рынка рабочей силы были сняты барьеры, препятствовавшие передвижению рабочей силы в странах ЕС. Даже высокий уровень безработицы во многих европейских странах не может сдержать поток внутренней миграции. Так, в Германию в 1996 г. на строительные объекты были привлечены 500 тыс. иностранцев-строителей, в том числе 100 тыс. человек из Великобритании, хотя в Германии в этот период насчитывалось около 100 тыс. неработающих немецких строителей. Объяснение здесь простое: строители-англичане за свой труд в Великобритании получали по 12 долл. за час, а в Германии - 25 долл. Немецкие строительные фирмы, со своей стороны, пошли на привлечение иностранной рабочей силы из-за опасений, что если они возьмут на работу немецких строителей, им придется платить по 35 долл. в час, как того требовали профсоюзы (31, с.134).

В качестве основных причин использования труда иммигрантов предприниматели указывают на стремление снизить производственные издержки (прежде всего расходы на рабочую силу); на необходимость привлечения дополнительной рабочей силы в период роста производства; на дефицит рабочей силы в производственных сферах, связанных с тяжелыми или неблагоприятными условиями труда. В эпоху глобализации экономики, либерализации торговли и массового использования информационных технологий снижение производственных затрат является важнейшим условием успешной конкуренции на внутреннем и внешних рынках. Капиталовооруженность работника в промышленно развитых странах оценивается в среднем в 150 тыс. долл. по сравнению с 13 тыс. долл. в развивающихся странах (31, с.59). В странах Западной Европы издержки на рабочую силу в пересчете на один час работы выше, чем у их основных конкурентов (США и Японии), и существенно выше, чем у промышленно развитых стран Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Республика Корея,

Тайвань). Подобное положение весьма болезненно воспринимается странами ЕС, поскольку их экономика в гораздо большей степени, чем экономика США и Японии, ориентирована на мировые рынки. Поэтому западноевропейские фирмы стремятся привлекать иммигрантов к работе в экспортные отрасли экономики.

Ситуация на рынке труда стран Западной Европы в конце 1990-х годов выглядела парадоксально: сравнительно большая безработица соседствовала здесь с дефицитом рабочей силы, особенно высококвалифицированной (17, с.19). Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда стран ЕС вызывается двумя факторами: низким коэффициентом использования потенциала трудовых ресурсов (ПТР)1 и слабой подготовкой рабочей силы, которая не может приспособиться к меняющимся условиям производства (недостаточный уровень профессиональной подготовки, малый производственный опыт, слабая профессиональная и территориальная мобильность и т.п.) (17, с. 20).

Так, во Франции в 2000 г. было зарегистрировано 2,5 млн. вакансий, из которых в течение года оказались заполнены лишь 2,1 млн. Более 400 тыс. вакансий на полный рабочий день и 11% рабочих мест с режимом временной занятости не были востребованы. Дефицит рабочей силы наблюдался в таких отраслях экономики, как услуги, гостиничное хозяйство, машиностроение, розничная торговля, химическая промышленность, строительство, банковская сфера, транспорт, сельское хозяйство, пищевая и текстильная промышленность. Особенно остро ощущалась нехватка кадров средней и высшей квалификации, в первую очередь инженеров и программистов. В Италии в 1 999-2000 гг. не были заполнены примерно 300 тыс. вакансий. В Нидерландах руководители мелких и средних предприятий испытывают трудности в поиске нужных им работников, особенно в таких отраслях, как транспорт и нефтедобыча на глубоководных платформах. В Великобритании наибольший дефицит рабочих рук ощущает-

1 Под потенциалом трудовых ресурсов (ПТР) понимается все население любой развитой страны в возрасте 14 лет и старше с учетом проживающих там иммигрантов, обладающих определенной дееспособностью. В ПТР не включаются дети до 14 лет, больные и нетрудоспособные (см. 3, с. 8-9, 181-183).

ся в промышленности. В Швеции наблюдается дефицит в сфере научных исследований, в образовании, здравоохранении, а также в строительстве и в автомобильной промышленности. В Дании - в гостиничном и ресторанном деле. В Бельгии в 2000 г. насчитывалось 400 тыс. безработных, но в то же время было 56,2 тыс. вакантных мест; требовались работники среднего уровня квалификации - водители большегрузных автомобилей, электрики, ремонтники оборудования. В Португалии ощущается дефицит кадров в сельском хозяйстве и строительстве (17, с.22-23). По оценке МОТ, в 2001 г. в странах Западной Европы в целом в сфере информационных технологий насчитывалось 1,6 млн. незанятых рабочих мест (17, с.21).

Для устранения дефицита рабочей силы в странах ЕС были приняты меры по содействию притоку нужных категорий иммигрантов. Почти во всех промышленно развитых странах Западной Европы были созданы благоприятные условия для иммиграции лиц со средним и высшим образованием, их дипломы стали признаваться в ЕС. В Великобритании иностранным студентам, окончившим высшие учебные заведения, разрешалось устраиваться на работу по избранной профессии. В Германии в 2000 г. был утвержден закон по выдаче 20 тыс. разрешений на трудовые контракты иностранцам, окончившим в стране пятилетние учебные заведения (они получали так называемые «зеленые карты»). Швеция с 2000 г. начала привлекать медицинский персонал из всех стран ЕС.

Усиление миграционных потоков на Европейском континенте способствовало существенному увеличению потенциала трудовых ресурсов стран-импортеров. Такой результат особенно важен для стран Западной Европы в свете продолжающегося там процесса старения населения. Согласно расчетам, в ближайшие 25 лет 75% прироста населения в этих странах будет обусловлено «международной миграцией и более высокой рождаемостью в семьях мигрантов» (2, с.23).

Демографическая ситуация в странах Западной Европы с 1990-х годов характеризуется увеличением доли пожилых лиц в составе населения и резким снижением численности молодежи. В перспективе ожидается дальнейшее сокращение численности трудоспособного населения.

За период с 1990 по 2000 г. в 15 странах ЕС наблюдалась устойчивая тенденция к снижению темпов прироста населения. Тем не менее почти все

страны ЕС сохраняют и даже несколько увеличивают свое население, но делают это не столько за счет естественного прироста, сколько за счет иммигрантов, большая часть которых находится в репродуктивном возрасте. Так, в 1990 г. из общего прироста населения в размере 4,6 человека (на каждую тысячу человек) прирост в 1,8 человека обеспечивался за счет естественного прироста (баланс рождаемости и смертности), а 2,8 человека -за счет иммиграции. Соответствующие данные за 1994 г. составили в той же последовательности 3,1; 1,0 и 2,1, а в 2000 г. - 2,8; 1,0 и 1,8. Доля естественного прироста в демографическом росте стран ЕС снизилась с 39,1% в 1990 г. до 32,2% в 1994 и до 35,7% в 2000 г. В то же время роль фактора иммиграции в увеличении численности населения 15 стран ЕС существенно возросла - с 60,8% в 1994 г. до 64,3% в 2000 (19, с.17).

Наивысший прирост населения за счет иммигрантов отмечен в Люксембурге (8,3 человека на 1000 жителей), Ирландии (5,3), Нидерландах (3,3), наиболее низкий показатель - в Финляндии и Испании (по 0,5). Совокупный прирост населения 15 стран ЕС в 2000 г. составил 1,05 млн. человек, из которых лишь 372 тыс. приходится на естественный прирост, а 680 тыс. - на иммиграцию (внутреннюю и внешнюю) (19, с.13).

Таким образом, начиная с 1989 г. положительный баланс миграции (превышение иммиграции над эмиграций) стал основным фактором роста численности населения стран ЕС. По оценке Евростата, при сохранении текущих тенденций в области демографии (т.е. показателей рождаемости, смертности, иммиграции) население 15 стран ЕС в целом до 2023 г. будет расти, а к 2050 г. сократится до уровня 2000 г. При этом в ближайшие годы увеличение численности населения будет на 74-75% обеспечиваться притоком иммигрантов (2, с.23).

В предстоящие 40 лет прогнозируется дальнейшее сокращение коренного населения трудоспособного возраста: на 20 % - в Австрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, а в других странах ЕС - в пределах от 10 до 15 % (3, с.189-193; 27, с.76).

Одной из причин того, что страны ЕС широко прибегают к привлечению иностранной рабочей силы, является сравнительно низкий уровень использования собственных трудовых ресурсов. По расчетам специалистов, незадействованные трудовые ресурсы в странах ЕС в 2000 г. составляли

более 40 млн. человек (23, с.63). По оценке экономических служб ООН, для того чтобы компенсировать сокращение численности населения, в том числе и его трудоспособной части, странам ЕС к 2025 г. потребуются около 40 млн. иностранных работников. Это связано как с демографической ситуацией в Европе, так и с ожидаемым увеличением потребности в трудовых ресурсах (10, с.28).

Проблема пополнения трудовых ресурсов за счет внутренних резервов требует проведения долгосрочных и дорогостоящих мер, например таких, как повышение показателя фертильности женского населения репродуктивного возраста, снижение налогов на многодетные семьи или выплата существенных пособий на детей. Более быстрое решение проблемы увеличения численности населения и трудовых ресурсов страны ЕС видят во внешнем источнике, а именно - в привлечении иностранной рабочей силы.

Страны ЕС имеют достаточный опыт в деле увеличения своих трудовых ресурсов за счет иммигрантов. За период с 1990 по 2000 г. ежегодный приток иммигрантов в страны ЕС превышал 2 млн. человек, а отток - 1,3 млн. Общая численность легальных иммигрантов в ЕС за 11 лет возросла на 8 млн. человек, из которых 2 млн. составляли этнические немцы и евреи, переехавшие из стран СНГ, Румынии и Польши в Германию (13, с.217).

Сегодня ежегодный баланс легальной иммиграции в страны ЕС оценивается в 700 тыс. человек. Кроме того, каждый год границы ЕС пересекают около 500 тыс. нелегальных иммигрантов (3, с. 14; 19, с. 76, 79, 84). По состоянию на 2002 г. в странах ЕС проживали 18 млн. легальных иммигрантов, из которых 12 млн. относились к внешним иммигрантам, а 6 млн. - к внутренним. Около 5 млн. иностранцев, по разным оценкам, находились на положении нелегалов (13, с. 169; 14, с. 14; 18, с. Ю).

Одновременно с ростом численности иммигрантов произошло определенное перераспределение их по странам ЕС: если до 1992 г. около 66-75% легальных иммигрантов оседало в Германии, то к 1997 г. - лишь 50,1% (19, с.76). В настоящее время около 79% легальных иммигрантов живут в четырех ведущих странах Западной Европы (в Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии) (19, с.76). На долю легальных иммигрантов приходится 5% населения ЕС и 5,3% совокупной рабочей силы. По этим показателям страны ЕС уступают лишь Австралии, Канаде и США (см. табл. 1).

Таблица 1 (13, с. 218; 19, с. ЮЮА) Численность иммигрантов и их доля в населении ряда стран Западной Европы, 1950-1999 гг.

Страны 1950 г. 1970 г. 1982 г. 1990 г. 1999 г.

м т 1- О ^ 1— О Л ^ е с а I.—. . м т 1- О ^ 1— О Л е с а I.—. . м т 1- О ^ 1— О Л е с а I.—. . м т 1- О ^ 1— О Л е с а I.—. . м т 1- О ^ 1— О Л е с а I.—. .

ч и с л е н н и м м и г р а (т ы с .ч е л и X д о л я в л е н и и (в ч и с л е н н и м м и г р а (т ы с .ч е л и X д о л я в л е н и и (в ч и с л е н н и м м и г р а (т ы с ч е л и X д о л я в л е н и и (в ч и с л е н н и м м и г р а (т ы с .ч е л и X д о л я в л е н и и (в ч и с л е н н и м м и г р а (т ы с .ч е л и X д о л я в л е н и и (в

Австрия 323 4,7 212 2,8 303 4,0 512 6,6 740 9,2

Бельгия 368 4,3 696 7,2 886 9,0 905 9,1 851 8,3

Великобритания - - - - 2137 3,9 1875 3,3 2298 3,9

Германия* 568 1,1 2977 4,9 4667 7,6 5242 8,2 7320 8,9

Греция 31 0,4 93 1,1 60 0,7 70 0,9 166 1,6

Дания - - - - 102 2,0 161 3,1 256 4,8

Ирландия - - - - 69 2,0 90 2,5 - -

Испания 93 0,3 291 0,9 418 1,1 415 1,1 720 1,8

Италия 47 0,1 - - 312 0,5 781 1,4 - -

Люксембург 29 9,9 29 9,9 63 18,4 96 26,4 153 35,7

Нидерланды 104 1,1 255 2,0 547 3,9 692 4,6 662 4,2

Норвегия 16 0,5 - - 91 2,2 143 3,4 - -

Португалия 21 0,3 - - 64 0,6 108 1,0 178 1,8

Финляндия 11 0,3 6 0,1 12 0,3 35 0,9 85 1,6

Франция 1765 4,1 2621 5,3 3940 6,8 3908 6,4 3597 6,3

Швеция 124 1,8 411 4,8 406 4,9 484 5,6 500 5,7

Швейцария 285 6,1 1080 17,2 926 14,7 1100 16,3 1200 17,3

Все перечисленные страны 5100 1,3 10200 2,2 15000 3,1 16600 4,5 18200 5,0

* Данные за 1 970-1 990 гг. относятся к ФРГ, за 1999 г - к объединенной Германии.

/ _

Э.К. Хижный _

Среди легальных иммигрантов наиболее многочисленны две группы -турки (2,5 млн. человек, из них 2,1 млн. осели в Германии) и албанцы (2 млн. человек, из которых 0,7 млн. также живут в Германии)2.

В странах Западной Европы существует два подхода к предоставлению гражданства иммигрантам. Ряд стран, например Швеция, активно поощряют иммигрантов получать гражданство как можно скорее, считая, что таким образом процесс интеграции иностранцев в общество проходит более гладко3. Германия и Швейцария, напротив, затягивают этот процесс. В среднем за год гражданство в странах ЕС получают 300 тыс. иммигрантов. О динамике получения гражданства в некоторых странах ЕС свидетельствуют данные табл. 2.

Таблица 2 (19, с. 84) Численность иммигрантов, получивших гражданство в странах ЕС в 1990-1999 гг. (в тыс. человек)

Страны 1990 г. 1994 г. 1998 г. 1999 г.

Страны ЕС-15 197,4 330 354,5 -

Австрия 9,0 15,3 17,8 -

Бельгия 8,7 25,8 34,0 24,2

Великобритания 57,3 44,0 53,9 54,9

Германия 20,1 61,6 106,8 143,1

Греция 1,1 0,4 0,8 -

Дания 3,0 5,7 10,3 -

Ирландия 0,2 0,2 1,5 1,4

Испания 7,0 7,9 12,6 16,4

Италия 5,3 6,0 6,0 -

Люксембург 0,9 0,3 0,6 0,6

Нидерланды 12,8 49,5 59,2 62,1

Португалия 0,1 0,1 0,5 0,6

Финляндия 0,9 0,6 4,0 4,7

Франция 54,4 77,5 81,4 94,0

Швеция 16,8 35,1 46,5 37,8

2 Что касается русских иммигрантов в странах Западной Европы, то первое место по численности занимает их диаспора в Германии (более 2 млн. человек), затем идут диаспоры во Франции, Великобритании и Испании (4, с. 99-100).

3 В 1999 г. в стране проживали 490 тыс. легальных иммигрантов и еще 560 тыс. приобрели шведское гражданство посредством процедуры натурализации с 1970 по 1999 г. (1, с. 110).

Расчеты показывают, что за последнее десятилетие ХХ в. масштабы предоставления гражданства иммигрантам в странах ЕС возросли в среднем в 2,5 раза. В Ирландии этот показатель вырос в 7 раз, в Португалии - в 6, а в Финляндии и Нидерландах - в 5 раз. Но, учитывая численность иммигрантов, следует отметить, что прогресс не был существенным. Так, за эти же десять лет удельный вес иммигрантов, получивших гражданство отдельных стран Союза, в среднем по 15 странам ЕС возрос с 1 до 3% (от всей численности иммигрантов). Наибольший прирост отмечался в Нидерландах (с 2 до 9%), в Швеции (с 4 до 8%) и в Финляндии (с 4 до 6%) (19, с. 84).

В странах Западной Европы установлены определенные правила предоставления гражданства иммигрантам. Наиболее существенным является «квалификационный период» пребывания иммигранта в стране (т.е. период, в течение которого иммигрант должен иметь работу). В большинстве случаев он составляет не менее пяти лет (Швеция, Нидерланды). Самый длительный квалификационный период установлен в Швейцарии -12 лет (13, с.76). Другое условие - доказательство «хорошего поведения» (Бельгия), подписание декларации о хорошем поведении в будущем или о лояльности к властям (Великобритания). Ряд стран требует от иммигрантов знания языка и традиций страны проживания (Франция, Германия).

Иммигранты могут стать гражданами либо после получения гражданства, либо потому, что они являются детьми родителей-иммигрантов, имеющих гражданство страны пребывания. В обоих случаях они обладают тем же самым набором прав и обязанностей, что и все остальные граждане.

Постоянно проживающие - это иммигранты, не являющиеся гражданами данного государства, но имеющие статус лица с правом «постоянного или длительного проживания». Он предоставляется сейчас уже не на пять лет, как это было до 2002 г., а на десять, и может быть продлен на такой же срок. Этот статус позволяет иммигранту свободно ездить, трудоустраиваться и жить в ряде стран ЕС с семьей и ближайшими родственниками. Но в случае нарушения порядка в новой стране он будет возвращен в ту страну, где ему впервые предоставили статус «длительного проживания». Такие иммигранты имеют доступ к большинству услуг общественных институтов, включая социальное страхование, образование, жилье и здра-

воохранение. Обычно их нельзя вынудить покинуть страну, если они вдруг окажутся безработными. Во многих случаях они могут иметь право голоса, правда, иногда с ограничениями. Например, в Нидерландах иностранцы, прожившие в стране не менее пяти лет, могут голосовать на местных выборах, а в Швеции - даже быть избранными в местные органы власти. Срок проживания в стране для получения статуса «постоянно проживающего» варьируется по странам - от одного года в Швеции до пяти лет в Швейцарии.

Временные иммигранты обычно имеют визу и разрешение на работу на определенный период времени. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу, другие являются сезонными рабочими и приезжают на несколько недель или месяцев. Временные работники обычно имеют низкую квалификацию и заняты в сфере услуг, а также в гостиничном хозяйстве. Как правило, они не охвачены медицинским обслуживанием, не получают пособие по безработице. Временные иммигранты во всех странах по закону должны иметь одинаковые с коренным населением права в отношении занятости и уровня зарплаты, но на практике им часто в этом отказывают (13, с. 78-80).

В дополнение к традиционным формам юридического статуса иммигрантов с 1990-х годов стали вводиться и новые формы: разрешения, выдаваемые молодежи для прохождения учебы и профподготовки на один-два года, приглашение специалистов по контрактам на конкретные объекты, прием беженцев (4, с. 43).

Характеристика современной ситуации на рынке труда в государствах ЕС была бы, на наш взгляд, неполной, если бы учитывались только легальные иммигранты. К ним следует добавить нелегальных иммигрантов, которых можно разделить на четыре категории: 1) лица, нелегально пересекшие границу одной из стран ЕС; 2) лица, легально въехавшие в одно из государств ЕС, но у которых истек срок въездной визы, или работающие без получения права на это со стороны властей; 3) члены семей трудящихся мигрантов, которым официально не разрешен въезд в страну в связи с ограничениями в области воссоединения семей; 4) беженцы, которым отказали в предоставлении политического убежища.

Численность нелегальных иммигрантов в странах ЕС растет очень быстро: в 1973 г. их было 1 млн. человек, в 1991 г - 2,6 млн., в 1993 г. - 3 млн. человек (13, с.5). К 2001 г. численность нелегальных иммигрантов в ЕС возросла, по нашей оценке, приблизительно до 4-5 млн. человек. Наибольшее их число осело в Италии, Германии, Франции, Швейцарии и Люксембурге. Основную массу нелегалов составляют «беженцы-отказники», т.е. лица, которым отказано в предоставлении политического убежища (их насчитывается порядка 2-2,5 млн. человек). Так, за период 1983-1992 гг. в странах ЕС было подано 1,6 млн. заявок с просьбой о предоставлении политического убежища, 40% заявок (640 тыс.) было удовлетворено, 20% беженцам было отказано, и их депортировали в принудительном порядке. Остальные 40% беженцев (640 тыс. человек) переехали в другие страны ЕС, где вновь подали прошение о политическом убежище (5, с.51).

Проблемы, связанные с нелегалами, в странах Западной Европы решаются двумя способами. Во-первых, нелегалов переводят в статус легальных иммигрантов при соблюдении целого ряда условий. К таким условиям относятся: определенный период ожидания въездной визы или прошение о предоставлении политического убежища; хорошее состояние здоровья, подтвержденное соответствующими медицинскими справками, и наличие гражданского паспорта. Перевод нелегальных иммигрантов в статус легальных широко используется большинством стран ЕС, за исключением Германии. Во-вторых, применяются меры наказания и принудительная высылка нелегальных иммигрантов. Этот способ решения проблемы борьбы с нелегалами менее эффективен, чем первый, и редко используется. Когда же число нелегалов слишком возрастает, местные власти штрафуют предпринимателей за нелегальное трудоустройство иностранцев.

Одновременно с ростом численности иммигрантов в Западной Европе происходит увеличение доли трудящихся-мигрантов в составе рабочей силы этих стран. В 1989 г. в целом по ЕС она не превышала 2,3%, а в 1999 г. уже достигала 5,3% (13, с. 218; 19, с. 1Д1ДА).

По данным на 1997 г, в структуре рабочей силы трудовые мигранты составляли 1-2% в Италии и Испании; 3-5 - в Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Швеции; 6-8 - в Бельгии и Франции; 9-10 - в Австрии и Германии; 17,5 - в Швейцарии и 55,1 - в Люксембурге (для срав-

нения отметим, что в Канаде доля иммигрантов в рабочей силе в 1997 г была равна 18%, в США - 10,8 и в Японии - 1%) (34, с.19).

Большинство стран Западной Европы (11 из 15 стран ЕС) увеличивают численность своего населения и рабочей силы за счет внешних иммигрантов и лишь четыре (Бельгия, Люксембург, Ирландия и Швейцария) - за счет внутренних иммигрантов. При этом наблюдается тенденция к повышению доли внешних иммигрантов по сравнению с внутренними (см. табл. 3).

Таблица 3 (19, с. ID, IDA) Численность внутренних и внешних иммигрантов в странах ЕС в 1999 г.

Страны Численность всех иммигрантов (в тыс. чел.)

всего численность иммигрантов из стран ЕС (внутренних иммигрантов) численность иммигрантов из третьих стран (внешних иммигрантов)

в тыс. чел. в % ко всем в тыс. чел. в % ко всем

иммигрантам иммигрантам

Австрия 740 264,0 35,7 476,1 64,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бельгия 851 563,1 66,2 288,0 33,8

Велико-

британия 2298 901,0 39,2 1397 60,8

Германия 7320 1907 26,3 5393,2 73,7

Греция 166 46 27,7 120,0 72,3

Дания 256 60 23,4 196 76,6

Испания 720 296 41,1 424 58,9

Люксембург 153 153 100 0 0

Нидерланды 662 244 36,9 418 63,1

Португалия 178 48 27,0 130 73,0

Финляндия 85 18 21,2 67 78,8

Франция 3597 1322 36,8 2275 63,2

Швеция 500 187 37,4 313 62,6

В странах ЕС в последние годы произошло не только увеличение численности иммигрантов (легальных и нелегальных), но и существенно изменилась квалификационная структура трудовой миграции. Уже к началу 1990-х годов доля «импортной» рабочей силы средней и высшей квалификации достигла 25% (21, с.174). Такая тенденция согласуется с глобальным процессом усложнения труда на современном этапе НТР в промышленно развитых странах и со структурной перестройкой их эко-

номики. Например, в Германии в ближайшие годы ожидается ликвидация 2 млн. рабочих мест низкой квалификации и увеличение на 3,4 млн. рабочих мест средней и высшей квалификации. Для реализации этих прогнозов необходим, по мнению немецких экспертов, ежегодный приток квалифицированных трудящихся-мигрантов в количестве 300 тыс. человек в год. Подобная потребность в дополнительной рабочей силе высокого качества ожидается и в других государствах - членах ЕС. Основной приток таких кадров с 1994 г. идет из СНГ и стран Восточной Европы (4, с. 12-14).

В поисках работы иммигранты вынуждены нести значительные затраты на переезды, но когда они приезжают на место, то им нередко приходится преодолевать еще большие трудности. Они сталкиваются с различными формами дискриминации в работе, зарплате, быту, чаще подвержены риску стать безработными. Большинство иммигрантов работают на таких рабочих местах, от которых отказываются местные жители. Как правило, они выполняют работы, не требующие квалификации. Доля иммигрантов на таких работах втрое выше, чем доля местных трудящихся (13, с. 111).

Часто они занимаются физическим трудом с риском для здоровья, получая при этом значительно меньшую зарплату, чем коренные жители. Дискриминация по отношению к иммигрантам начинается уже на этапе набора рабочей силы. Работодатели оказывают предпочтение своим землякам, нередко они не признают сертификаты и дипломы об образовании, выданные в странах, откуда приехали иммигранты. Это приводит к тому, что иммигранты вынуждены выполнять работу, не соответствующую их квалификации, например, учителя водят грузовики, а инженеры управляют лифтами. В таких сферах, как медицина, юриспруденция и архитектура, иммигранты, как правило, не могут получить работу по специальности. Уровень безработицы среди иммигрантов в 2-3 раза выше, чем среди местных жителей. При этом социальная защита иммигрантов существенно ниже, поскольку их стаж работы, а следовательно, и период уплаты социальных взносов, позволяющих претендовать на пособия, невелики. Среди иммигрантов в особенно тяжелом положении оказываются молодежь и женщины.

/ _

Э.К. Хижный _

Иммигранты своим трудом и капиталом (имеются в виду иностранные предприниматели) содействуют развитию экономики стран Западной Европы. Известный эксперт ООН и МОТ в области трудовой миграции Питер Стокер предпринял попытку оценить влияние миграционных потоков рабочей силы как для посылающих, так и для принимающих стран (на индивидуальном уровне, на уровне предприятий и в масштабах всего общества) (см. табл. 4).

Таблица 4 (29, с.27) Положительные и отрицательные последствия миграционных процессов

Последствия миграции Для стран-доноров Для принимающей страны

потенциальные преимущества потенциальные недостатки потенциальные преимущества потенциальные недостатки

Для иммигранта или лиц, прибывшиx в принимающую страну Занятость Более высокий Доxод Дальнейшая профподготовка и обучение Встречи с новыми людьми и новые кул ьтурные контакты Плоxие условия работы Более продолжительное время работы Более низкий статус занятости Дискриминация Отрыв от семьи Условия, позволяющие женщинам выйти на рыноктруда Более низкие цены на товары и услуги Более выгодные условия для продвижения по работе Знакомство с другими странами Конкуренция за рабочее место Более низкий уровень работы Языковые трудности и новые привычки Создание иммигрантского гетто

Для предприятий и фирм Повышение уровня квалификации работников, возвращающиxся к себе на родину Дополнительный объем работы для туристическиx фирм и средств связи Потеря квалифицированной рабочей силы Дефицит рабочей силы, ведущий к повышению уровня зарплаты Снижение дефицита рабочей силы Появление более дешевой и мобильной рабочей силы Расширение рынка труда и масштабов деятельности Необxодимость в языковой практике Потребность в иностранной рабочей силе на работаx, непривлекательные для коренного населения

Для общества Снижение уровня безработицы Повышение уровня профессионализма Создание транснациональные общин Пересылка на родину части доxодов Снижение давления на рынке труда Быстрый отъезд в связи с пиком занятости в принимающей стране Утечка умов и потеря квалифицированные кадров Повышение неравенства среди иммигрантов Потеря молодью кадров Снижение инфляции Приобретение энергичные работников, квалифицированные слоев населения Получение инвестиций со стороны иммигрантов Доxод от налогов со стороны иммигрантов Омоложение населения Снижение темпов теxнологическиx инноваций Расxоды в связи с профподготовкой кадров Социальные расxоды на иммигрантов Потери при переводе доxодов на родину

Такой подход может показаться упрощенным, но по существу он охватывает основные параметры, характеризующие последствия международной трудовой миграции

Международная миграция рабочей силы с конца ХХ в. стала, с одной стороны, одним из наиболее важных рычагов глобализации мировой экономики, с другой - она сама получает от глобализации дополнительный импульс для развития. Страны Западной Европы после окончания Второй мировой войны превратились в эпицентр мировых миграционных процессов: за последние 50 лет на западноевропейском континенте осело около 25 млн. человек, половина из которых приехала в поисках работы. Международная миграция рабочей силы является следствием, прежде всего, объективных экономических законов, присущих странам с рыночной экономикой - закона извлечения максимальной прибыли, закона неравномерного экономического развития и международного разделения труда. В будущем основными донорами внешней миграции будут страны СНГ (здесь велики резервы квалифицированных кадров, в которых нуждается Западная Европа). Основными же донорами внутренней миграции после расширения ЕС (с мая 2004 г.) станут страны Центральной и Восточной Европы. Прием этих стран в ЕС, несомненно, будет способствовать оттоку рабочей силы на Запад. Увеличение численности иммигрантов в сочетании с расширением ЕС за счет 10 новых членов может нарушить социально-политическую стабильность в европейском регионе. Следовательно, потребуется разработка как мер контроля за иммиграцией, так и мер скорейшей адаптации иностранцев к условиям жизни принимающей страны.

Успех интеграции иммигрантов в общество принимающих стран зависит от многих факторов, таких как свободный доступ иммигрантов к рынку труда, учреждениям здравоохранения и образования; содействие им в изучении языка, благожелательное отношение местного населения; борьба с ксенофобией в средствах массовой информации; меры по адаптации иностранцев к местным традициям и системе ценностей, благоприятная правовая среда (упрощенная процедура получения гражданства, признание двойного гражданства, участие в органах местной власти).

Список литературы

1. Антюшина Н.М. Трудовые отношения, условия труда и социальная поддержка трудящихся Швеции //Труд за рубежом. - М., 2003. -№1. - С. 91-112.

2. Борко Ю. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: Социальные аспекты //Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 2000. - № 9. - С. 11- 23.

3. Занятость и безработица в Западной Европе: Эволюция политики занятости: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. - М., 2002. - 200 с. (Актуал. пробл. Европы; № 3).

4. Жаренова О., Кечил Н., Пахомов Е. Интеллектуальная миграция россиян // Ближнее и дальнее зарубежье. - М., 2002. - 126 с.

5. Европейский союз: Новый этап интеграции: Пробл.-темат. сб. / РАН. ИНИОН. - М., 1996. - 151 с.

6. Исаченко Т.М. Основные принципы формирования европейской стратегии занятости // Труд за рубежом. - М., 2001. - № 4. - С. 3-16.

7. Квашнин Ю.Д. Иностранные рабочие в Западной Европе. - М.: Наука, 1976. - 200 с.

8. Моисеев А. Иммигранты: бедствие или благо: Потоки незваных гостей из бедных стран нарастают // Европа. - М., 2001. - № 4. -С. 15-16.

9. Некипелов Д.С. Глобализация и информационно-коммуникационные технологии: Проблемы развивающихся и постсоциалистических стран // Труд за рубежом. - М., 2002. -№ 1. - С.3-22.

10. Никольская ГК. Иммигранты на рынке труда развитых стран // Европа. - М., 2001. -№ 4. - С.17-32.

11. Петров Г. Достойная пенсия по-европейски // Там же. - № 8. - С. 10-22.

12. Преобразования и иммиграция в Центральной и Восточной Европе. - М., 2002. - 60 с.

13. Стокер Н. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. - М., 1996. - XII, 331 с.

14. Шашков В. Вплавь и посуху? Как ограничить приток иммигрантов //Европа. - М.,

2001. - №4. - С. 14-15.

15. Baldwin-Edwards M.O., Schain M. The politics of immigration: Introduction // West Europ. politics. - L., 1994. - Vol. 17, N 2. - P. 1-15.

16. Bohning W. Integration and immigration pressures in Western Europe // Intern. labour rev. -Geneva, 1991. - Vol. 130, N 4. - P. 445-458.

17. Bollerot P. Labour shortage and employabi-lity: A European and international approach // Intern. social security rev. - Geneva, 2002. - Vol. 55, N 3. - P. 19-38.

18. European economy: Annual. econ. rep. for 1994. - Luxembourg, 1994. - N 56. - V, 229 p.

19. Eurostat yearbook, 2002: The statistical guide to Europe, Data 1990-2000. - Luxembourg,

2002. - 452 p.

20. Fassmann H., Munz R. European East-West migration, 1945-1992 // Intern. migration rev. -L., 1994. - Vol. 28, N 3. - P. 529-538.

21. Gastles S., Miller M. The age of migration: Intern. population movements in the modern world. - L.: Basingstoke, 1993. - 306 p.

22. Hoskins D. Thinking about ageing issues // Intern. social security rev. - Geneva, 2002. -Vol. 55, N 1. - P. 13-20.

23. Key indicaters of the labour market, 20012002. - Geneva, 2002. - XII, 887 p.

24. Kuhl J. New deal and new forms of employment //Labour a. soc. - Geneva, 1980. - Vol. 15, N 2. - P. 237-255.

25. Martin P., Miller M. European-american immigration convergence // Intern. migration rev. - L., 1994. - Vol. 28, N 3. - P 541-594.

26. Migrant workers: A two-tier labour market? // Europ. industr. relations rev. - L., 1990. - N 199. - P. 12-14.

27. Spiezia V. The greying population: A wasted human capital or just a social liability? // Intern. labour rev. - Geneva, 2002. - Vol. 141, N 1-2. - P. 71-114.

28. Social situation in the European Union // Luxembourg, 2001. - 131 p.

29. Ibid. - 2002. - 130 p.

30. Ibid. - 2003. - P. 38.

31. Stalker P. Workers without frontiers: The impact of globalization on international migration. -N.Y, 2000. - X, 163 p.

32. Walwey U., Werner A. Europeanizing the labour market: Employee mobility a. company recruiting methods? //Intereconomics. - Hamburg, 1993. - N 1. - P. 3-10.

33. World labour report. - Geneva, 1984. - 1: Employment, incomes, social protection, new technology. - VII, 215 p.

34. World employment report. - Geneva, 2001. -2001: Life at work in the information economy. -XVII, 371 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.