МИГРАЦИЯ
КАК ОДИН ИЗ ВЫЗОВОВ
ЕВРОПЕЙСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Валерий Любин Ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН
Известный американский социолог Роберт Э.Парк отмечал, что исторический прогресс и развитие цивилизации возможны лишь при постоянном передвижении людей и смешении народов и культур. В условиях глобализации миграционные потоки растекаются по всей планете. Люди из стран с отстающей экономикой штурмуют границы более благополучных государств, к числу которых относятся страны Европы. Внушительный рост нелегальной миграции становится вызовом европейской безопасности.
Из более чем 6 млрд. людей, населяющих землю, около 150 млн. (2,5%) живут вне стран, где они родились13. По контрасту с продолжающимся в мире приростом населения в Европе прослеживаются две тенденции: снижение темпов роста населения и усиление влияния старения населения на рынок труда. Миграция становится важным фактором роста населения, удержания конкурентоспособности на мировом рынке. Вопросы миграции затрагивают все сферы политической и общественной жизни: охрана правопорядка, проблемы государства благосостояния, здравоохранения, образования, культуры.
Потоки мигрантов представляют собой пеструю картину: трудовые мигранты, легальные и нелегальные, бизнес-мигранты, претенденты на убежище из стран, где идут боевые действия или где они подвергаются преследованию по политическим, религиозным и иным причинам, члены семей, приезжающие к иммигрантам, осевшим в европейских странах. Сюда же относятся люди, прибывающие по туристической визе, а потом добивающиеся права на проживание, либо "растворяющиеся"
среди нелегальных мигрантов. В разных странах Европы существует заметная разница в вопросах приема мигрантов. Это касается вопросов получения гражданства по "праву крови" или "праву земли", а также "натурализации", комбинированного применения данных принципов. Однако, существует и выраженная тенденция "европеизации" миграционной политики, выработки общих подходов.
Миграционный поток идет главным образом в крупные города. Благодаря способности мигрантов растворяться в массе городского населения до сих пор удавалось удержать в рамках закона потенциально опасный конфликтный потенциал. Из-за увеличения числа незарегистрированных нелегалов,часто не находящих себе применения, в странах Европы растет опасность вовлечения таких отчаявшихся людей в террористические организации. Потенциальная угроза общественной стабильности - конфликты мигрантов с коренным населением. Это проистекает из разных культурных традиций, ценностных установок, укорененных в сознании людей. Своевременное предотвращение конфликтов, последствием которых может стать приток отчаявшихся людей в сети организаций международного терроризма, становится одной из главных забот современного общества. Успешная интеграция "пришельцев" зависит от усилий не только государства, но и самих мигрантов.
Невозможно точно определить количественные параметры нелегальной миграции: по разным оценкам она составляет от 10 до 30 млн. людей, проживающих на территории других государств без разрешительных документов. На территории США проживают 10 млн.
13 Публикуемые данные взяты из статистических источников, научных исследований и СМИ.
нелегальных мигрантов, в Западной Европе - 3 млн. Нелегальная миграция превращена в приносящий крупные доходы бизнес. Перемещение через границу ЕС человека из Восточной Европы с помощью автотранспорта обходится ему в 500 ам. долл. Более сложный путь, например, из Китая в США, стоит уже 30 тыс. ам. долл. По оценкам проведенного МОТ исследования, годовой оборот подобной контрабандной транспортировки людей составляет от 5 до 7 млрд. долларов.
Огромный поток перевозок идет в страны ЕС, прежде всего, в страны Западной Европы. Происходит это по двум главным причинам: 1) "экономический рационализм" мигрантов, 2) потребность самих западноевропейских стран в трудовых ресурсах ввиду демографического кризиса и постоянного стремления к экономическому росту. Евростат зафиксировал в 1999 г. "самый низкий уровень рождаемости за все послевоенные годы". В странах Западной Европы в том же году родились около 4 млн. детей, причем 3/4 данного прироста дали мигранты. Если бы этого не было, то Германия, Италия и Швеция получили бы минусовой баланс численности народонаселения.
Рост миграционного потока в Западную Европу стал особенно заметен на рубеже столетий. Согласно статистике, фиксировавшей число легальных мигрантов, он возрос от 528 тыс. человек в 1998 г. до 720 тыс. в 1999 г. и 816 тыс. в 2000 г. Две трети от этого числа мигрантов пришлись на три страны ЕС: ФРГ, Италию и Великобританию. Германия приняла 7,5 млн. человек, Франция - 3,8 млн., Швейцария - 1,2 млн. и Бельгия - 0,9 млн. Уже в 1997 г. общее число легальных мигрантов в странах Западной Европы достигло 20 млн., что составило 5% ее населения. Многие родились в западноевропейских государствах, но не являются их гражданами. Если говорить о попадающих в СМИ подсчетах миграционных перемещений, то в 2003 г. приводилась впечатляющая цифра - более 56 млн. человек покинуло свои страны по религиозным, политическим и экономическим причинам.
Отвечая на этот вызов безопасности, политики стран Европы действуют каждый по-своему. Россия обустраивает границы с целью прекратить контрабанду товаров, торговлю наркотиками, а главное - нелегальную миграцию. С 1 октября 2003 г. была прекращена выдача миграционных карт на местах для проживающих и работающих в РФ мигрантов (теперь они выдаются только на границе).
Закон о регулировании миграции был принят в июле 2004 г. (вступил в силу с 1 января 2005 г.) в Германии. В Италии долго шли страстные дебаты по поводу принятого в 2002 г.
закона Босси-Фини, он направлен на регулирование с трудом сдерживаемого притока нелегальных мигрантов. Принятый в 2003 г. испанским парламентом закон существенно снизил возможности для проникновения в страну нелегальных иммигрантов и ужесточил санкции против предпринимателей, использующих их труд. В Испании находится от полумиллиона до миллиона нелегальных иммигрантов, в том числе до 150 тыс. украинцев и россиян. Отловленные нелегалы должны насильно высылаться на родину, им закрывается въезд в страну на ближайшие десять лет. Весной 2005 г. 700 тыс. нелегальных мигрантов в Испании воспользовались предоставленной властями возможностью легализовать свое пребывание. Сходные проблемы с мигрантами и трудности в их решении переживает соседняя Португалия.
В Великобритании ведутся острые дебаты между лейбористами и консерваторами о затруднении проникновения иммигрантов. По мнению лейбористов, препятствия и ограничения должны быть поставлены при этом не только для трудовых мигрантов, но и для въезжающих в страну на учебу студентов. Оппозиция критикует инициативу как запоздалую и неэффективную. Хотя эти дебаты, как и при проведении последней предвыборной кампании в начале 2005 г. в Дании, носили ярко выраженный предвыборный характер, сам факт их проведения показывает, что проблема миграции выдвигается в центр британской политической жизни.
Антимигрантские настроения растут во многих западно- и североевропейских странах. В конце 2004 г. властям Нидерландов и ЕС с трудом удалось погасить готовую разразиться вспышку ксенофобии, вызванную убийством кинорежиссера Ван Гога. Он был убит фанатичным мигрантом исламского вероисповедания за то, что попытался правдиво отразить неприемлемые для европейцев стороны жизни представителей исламской общины в Голландии. Швеция долго находилась в шоке после убийства министра иностранных дел Анны Линдт, обвинение в убийстве предъявлено психически неуравновешенному иммигранту.
Сообщения, наподобие того, что голландский город Роттердам переполнен иммигрантами так, что его отдельные районы превратились в самые настоящие гетто, а местные власти пытаются рассредоточить иммигрантов равномерно в пределах города, не редкость. Подобное происходит во всех "старых" странах ЕС от Великобритании, Ирландии, Португалии на его западе до Австрии и Германии на востоке, от стран Бенилюкса в центре, Дании, Швеции, Финляндии на севере до Греции, Ита-
лии, Франции, Испании на юге. Положение лишь усугубилось со вступлением в ЕС 10-ти новых стран. Многие их граждане эмигрируют в экономически развитые страны ЕС, где получают большее вознаграждение за труд.
Больше всего мигрантов в ЕС приняла в последнее время его крупнейшая страна Германия. В структуре ее населения (а после объединения страны оно достигло 82 млн. человек) почти каждый десятый - иностранец, не имеющий немецкого гражданства. Немало новых иммигрантов приехали из бывшего СССР и стран Восточной Европы в последние 10-15 лет. Лишь 25% происходят из стран ЕС (на первом месте здесь находятся более 600 тыс. итальянцев), остальные - из-за его рубежей. Содержание лиц с неурегулированным статусом, выплата пособий не нашедшим работы легальным мигрантам - немалое бремя для экономики ФРГ. 20% преступлений в Германии совершаются иностранцами. Речь идет о не сумевших интегрироваться людях, живущих к тому же в тяжелых бытовых условиях.
Наиболее крупная в ФРГ турецкая диаспора гастарбайтеров слабо вписана в европейско-немецкую культуру. Дебаты об интеграции иммигрантов-турок, - по официальной статистике их число перевалило за 2,1 млн., а по данным самой турецкой общины за 2,6 млн. - стали актуальными в связи с тем, что Турция стучится в дверь ЕС. Не скрывается, что адаптация идет трудно. То же относится и к растущим группам мигрантов азиатского, африканского, латиноамериканского происхождения, в том числе выходцам из КНР, прибывающих в качестве туристов и стремящихся обрести статус беженца. Дебатируется положение в еврейской общине, в большинстве своем состоящей из иммигрантов из России и других стран бывшего СССР. Много говорят и о неприкаянности в немецком обществе "русских немцев", давших вместе с членами семей заметную прибавку населения Германии.
Общепризнанно, что Европа нуждается в иммигрантах. Они не только, как принято считать, эксплуатируют социальные системы в принимающих их странах, но и вносят заметный вклад в экономику. В большинстве стран на иммигрантов расходуется меньше средств, чем сами они вносят в социальные системы. Но вызов безопасности европейцев состоит в том, что многие беженцы находятся на нелегальном положении, в одном лишь ЕС их миллионы. Для нелегалов недоступны услуги социальной системы, их дети не ходят в школы. Усилиями мигрантов в Европе решаются и демографические проблемы. Три четверти прироста населения в ЕС в последние годы дают мигранты. В большинстве стран, за исключе-
нием Финляндии, Франции, Ирландии и Нидерландов, приток иммигрантов превышает естественный прирост населения. Население Италии, Германии и Греции без иммигрантов сократилось бы. В складывающейся ситуации Германия и Италия принимают непопулярные меры, позволяющие обеспечить стабильность пенсионной системы на ближайшие десятилетия.
Многие европейские государства являются одновременно эмиграционными, иммиграционными и транзитными. Это относится к Польше, Чехии, Венгрии и Словакии, которые стали буфером между Востоком и Западом Европы. Немало восточных мигрантов оседает в центрально- и восточноевропейских странах, где обеспечен относительно высокий уровень и приемлемые условия жизни. По обнародованным в середине мая 2005 г. данным МОТ, в мире, в том числе и в Европе, широко используется принудительный труд. Число обнаруженных случаев этой работорговли ХХ! в. составило 8 млн. Иллюстрируя новость, телеканал Ев-роньюс привел пример одной украинской семьи. Проработав несколько месяцев в Чехии, она ничего не получила за свой труд. Лишь после обнародования подобного факта торговцев людьми собрались привлечь к ответственности.
В той же Чехии иммигранты делятся на две группы. Первая - это выходцы из соседних восточноевропейских стран, в основном, Украины. Это молодые мужчины с высоким уровнем образования, выполняющие неквалифицированную, плохо оплачиваемую работу. Вторую группу образуют азиаты, китайцы и вьетнамцы, приехавшие в страну еще во времена социализма. Они заняты на мелких предприятиях, в торговле и сфере услуг. Несмотря на их долгое пребывание, они не интегрировались, что вызывает ксенофобию в чешском обществе.
В Германии проявления ксенофобии более характерны для восточных земель. Связанная с беспрецедентным ростом безработицы - в начале 2005 г. число безработных в ФРГ перевалило критический рубеж в 5 млн. человек -социальная напряженность, усугубляемая продолжающимся притоком иммигрантов, отбирающих рабочие места у немцев, стала причиной поддержки на выборах правоэкстремис-тских сил. Прозвучавшие в связи с этим в начале 2005 г. резкие упреки премьер-министра Баварии Э.Штойбера в адрес политиков правящей "красно-зеленой" коалиции привели к обострению политического противоборства.
Возрастающая миграция ведет к дополнительным затратам европейских стран на поддержание должного уровня внутренней безо-
пасности. После событий 11 сентября 2001 г. под нажимом американцев западноевропейцы должны снабдить паспорта своих граждан отпечатками пальцев. Признается, однако, что принимаемые меры по борьбе с нелегальной миграцией малоэффективны. На глазах европейцев разворачивается гуманитарная трагедия огромного масштаба, заявил недавно итальянский министр внутренних дел Дж.Пи-зану. Италия призвала ввести квоты на въезд мигрантов в отдельные страны. Сумма квот позволит определить общую политику ЕС в приеме легальных мигрантов и тем самым поставить барьер нелегальной миграции. Франция и Австрия одобрили такой подход, Германия и Швеция его отвергли. Ограничить поток мигрантов, по мнению политиков ЕС, могло бы увеличение помощи странам, из которых прибывают основные потоки мигрантов.
Проблема растущей миграции затрагивает всех европейцев. Кооперация в решении миграционных проблем необходима не только
внутри ЕС. Она неизбежна и для России, которая имеет непосредственные границы с государствами-членами ЕС: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей. В ближайшие десятилетия европейцам, западным и восточным, придется находить взаимоприемлемые решения. Экономическая миграция продолжит движение с востока на запад и с юга на север. Из-за разницы в уровне жизни восточноевропейские и неевропейские средиземноморские страны останутся поставщиками рабочей силы в Западную и Центральную Европу. Эмиграция молодежи может опустошить страны, расположенные на восточных рубежах континента. Им придется активизировать усилия для прекращения этого оттока и привлечения для нужд экономики мигрантов из других стран. В результате не исключены заметные перемены в национальной и возрастной структуре. Лишь совместными усилиями европейцы смогут ответить на брошенный глобализацией вызов и решить острейшую проблему современности.