МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
В.П.Любин
РЕВОЛЮЦИЯ МИГРАЦИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ЕС
Любин Валерий Петрович - кандидат
исторических наук, старший научный
сотрудник ИНИОН РАН.
«Голод до того заострил разум у простого народа, что он полз по всему миру, ища пропитания и перехитрив законы всех государств. Как по своему уезду путешествовали тогда безымянные люди по земному шару и нигде не обнаружили ничего поразительного. Кто странствовал только по России, тому не оказывали почтения и особо не расспрашивали. Это было так же легко, как пьяному ходить в своей хате. Силы были тогда могучие в каждом человеке, никакой рожон не считался обидой. Никто не жаловался на власть или на свое мучение - каждый ко всему притерпелся и вполне обжился».
Андрей Платонов. Сокровенный человек.
Революция миграции: подходы и цифры
В условиях глобализации происходит стремительное перемещение не только капиталов, но и людей, все интенсивнее передвигающихся по становящейся все более тесной и пронизанной коммуникациями планете. Невиданные ранее потоки гонимых нуждой мигрантов из стран со слаборазвитой или кризисной экономикой в поисках лучшей жизни устремляются в благополучные государства «золотого миллиарда». Неудивительно, что миграция стала особо актуальной, трудно решаемой проблемой. Миграционные потоки достигли такой степени интенсивности, что связанные с ними перемены можно характеризовать как самую настоящую революцию.
Ученые ведут исследования миграции по самым разным параметрам, позволяющим составить комплексную панораму изучаемого феномена. Прежде всего учитывается демографический контекст. Отмечается, что из более чем 6 млрд. проживающих на планете людей около 150 млн. (2,5%) живут вне стран, где они родились. По контрасту с продолжающимся в мире приростом населения в Европе прослеживаются две тенденции: снижение темпов роста населения и усиление влияния ста-
рения населения на рынок труда. Поэтому в Европе в целом и в рамках единого общеевропейского государства - ЕС миграция становится принципиально важным фактором роста населения и экономического развития. Потоки мигрантов представляют собой пеструю картину: трудовые мигранты, легальные и нелегальные, бизнес-мигранты, претенденты на убежище из стран, где идут боевые действия или где они подвергаются преследованию по политическим, религиозным и иным причинам, члены семей, приезжающие к иммигрантам, осевшим в европейских странах, люди, прибывающие по туристской визе, а потом добивающиеся права на проживание, либо «растворяющиеся» среди нелегальных мигрантов и т.д. Экономисты исследуют ситуацию на рынка труда и воздействие на нее миграционных процессов, демографы - изменения в составе населения, в том числе те, что связаны с миграцией. Пристального внимания удостаиваются проблемы трудовой миграции. Изучается направление и интенсивность самих миграционных потоков. Обращается внимание на различия в миграционной политике разных стран: разницу в вопросах легализации мигрантов, потенциального получения ими гражданства по «праву крови» или «праву земли», а также «натурализации», нередкого комбинированного применения данных принципов. Оценивается положение мигрантов в разных странах, положение с их юридически закрепленными правами, наличие или отсутствие дискриминации и принимаемые против этого меры.
Многие государства Европы продолжают подгонять законы об иностранцах на своей территории к требованиям времени. Такой закон проходит затянувшуюся стадию согласования со всеми политическими силами в Германии. В немецких СМИ часто появляются аналитические статьи по состоянию миграции в стране и мире. Продолжаются дискуссии и политическая борьба вокруг закона о миграции, отравляющие общественную атмосферу в крупнейшей стране ЕС.
В Италии продолжаются страстные дебаты по поводу недавно принятого (2002), подготовленного партиями правящей правой коалиции «закона Босси-Фини», по которому регулируется положение мигрантов в стране. Перед вынесением его на голосование в парламент в 2003 г. лидер партии Лига Севера Босси пригрозил отставкой, что означало бы правительственный кризис и возможный уход в отставку кабинета Берлускони, вице-председателем в котором является Фини-лидер другой входящей в берлускониевскую коалицию партии - «Аллеанца национале»1. Несмотря на то что положение мигрантов в стране подвергалось постоянной ревизии: лишь за последние время были приняты «закон Мартелли» (1990), закон 1995 г. (правительство Дини), «закон Турко-Наполитано» (1998) и, наконец, упомянутый «закон Босси-Фини» (2002) - как говорится, «воз и ныне там». Италия никак не может приспособиться к положению, когда она сама уже давно стала страной «иммиграции», а не как это было на протяжении долгого времени в Х1Х-ХХ вв. - «эмиграции». Несмотря на то что согласно перечисленным законам в Италии легализовались: в 1990 г. - 217 626, в 1995 г. - 244 492, в 1998 г. -
217 124, в 2002 г. - 634 728 мигрантов2, в стране остается огромное количество нелегальных мигрантов, и их численность день ото дня возрастает. Как и в других странах ЕС, мигрантская среда подпитывает преступный мир. По оценкам ученых-правоведов, в настоящее время среди отбывающих наказание в итальянских тюрьмах каждый третий не является гражданином ЕС.
Аналогичная ситуация складывается в Испании, также из страны «эмиграции» ставшей страной «миграции». Испания приняла новый закон об иностранцах, который правозащитники объявили дискриминационным. Одобренный осенью 2003 г. испанским парламентом закон существенно снизил возможности для проникновения в страну нелегальных иммигрантов и ужесточил санкции против предпринимателей, использующих их труд. В Испании сейчас находятся от 500 тыс. до 1 млн. нелегальных иммигрантов, в том числе до 150 тыс. украинцев и россиян. Согласно новым положениям, иммигранты не смогут легализоваться, даже прожив в стране пять лет, как было предусмотрено предыдущим законом. Полицейские власти обязали авиакомпании сообщать им данные о не вернувшихся в свои страны иностранных гражданах и получили право использовать списки лиц, зарегистрированных по месту жительства. Такая регистрация необходима, как испанцам, так и иностранцам, для получения права на медицинское обслуживание и обучение детей в школе. Предпринимателям, виновным в использовании труда нелегалов, грозит внушительных размеров штраф. Отловленные нелегалы насильно высылаются на родину, им закрывается въезд в Испанию на ближайшие десять лет. Правозащитные организации заявили, что новый закон нарушает элементарные права человека3.
Неурегулированность проблем миграции в России
Что касается Российской Федерации с ее вымирающим населением (например, в 2001 г. естественная убыль населения, т.е. перевес смертей над рождениями, составила 937 тыс. человек, тогда как мигрантов прибыло всего 72 тыс.)4, вопрос миграции стоит в стране настолько остро, что им озабочены все - от простого гражданина до политической, экономической, научной «элит». Все годы, начиная с развала СССР и образования новой России в 1991 г., вопрос стоял ребром: нужны ли Российской Федерации мигранты, и если да, то в каком количестве, а главное -качестве? Нужны ли ежегодные квоты, которые способны подправить стремительно ухудшающуюся демографическую ситуацию и выполнить задачу удвоения ВВП за десять лет, поставленную в Президентском послании 2003 г.?
Всеми признается, что дела с миграцией на широких российских просторах обстоят далеко не лучшим образом. Не будем забывать, что эти просторы на своих западных рубежах выходят на границы Евросоюза, который вряд ли способен, несмотря на демагогические пожелания некоторых его политиков наподобие С.Берлускони, расширить их далее на Восток, включив и Россию в пределы общеевро-
пейского макрогосударства. Более всего говорится о разного рода угрозах, в их числе угрозе мирного захвата китайцами, которых становится в РФ все больше, российской земли, прежде всего в приграничных районах Дальнего Востока, и вероятного в будущем ее отторжения в пользу соседней страны. Недалеко до того, что черный юмор брежневских советских времен с его несбыточной, как тогда казалось, констатацией: «на китайско-финской границе все спокойно», при той маловразумительной миграционной политике, которую ведут как Россия, так и ЕС, похоже через несколько поколений станет уже не анекдотом, а суровой реальностью.
К тому же все эксперты бьют тревогу по поводу оскудения потока мигрантов в РФ, превращающегося в тощий ручеек возвращающихся из стран бывшего СССР этнических русских, приезжавших на историческую родину в начале и середине 90-х годов в гораздо больших масштабах. «Чистый миграционный прирост был значительным в первой половине 90-х годов, но затем стремительно уменьшался и почти прекратился», - констатирует, например, авторитетный специалист-демограф В.И.Переведенцев. Вместе с другими экспертами он резко критикует современную государственную политику в области миграции5. Демографы дружно утверждают, что мигранты России просто необходимы, так как без притока извне население РФ к середине века сократится до 70-80 млн. человек. МВД, которому поручено вести государственную миграционную политику, считает иначе, раз главную задачу видит лишь в «обеспечении контроля» и «сокращении нелегальной иммиграции».
Согласно данным заместителя главы администрации президента В.П.Иванова, «оценочно в РФ сейчас находятся от 12 до 15 млн. мигрантов», причем «многие из них не связывают свое пребывание с постоянным проживанием». На самом деле, по мнению того же Переведенцева, никакого миграционного наводнения не было, так как по официальным данным Госкомстата за последние десять лет в Россию прибыло намного меньше мигрантов, чем за последнее советское десятилетие. Еще сильнее сократился выезд из России6. На мой взгляд, это естественно, потому что многие трудовые мигранты из тех же стран СНГ предпочитают в последнее время отправляться на заработки в страны Западной Европы, причем не только экономически наиболее развитые, но и Италию, Испанию или Португалию, которые когда-то сами поставляли трудовые резервы в Германию, Францию, Англию, Голландию, Бельгию. Лишь в Испании наших бывших соотечественников более 150 тыс. человек, а в Италии столько же одних лишь молдаван (данные по другим гражданам СНГ в этой стране неизвестны).
Выступая в октябре 2001 г. на Конгрессе зарубежных соотечественников, Президент РФ В.В.Путин подчеркнул: «Пока еще нередко отношение к тем, кто переселяется в Россию - говорю это с болью - как к непрошеным гостям. Решение этого вопроса не должно отдаваться на откуп отдельным чиновникам. И здесь нам нужна четкая, недвусмысленная законодательная база. Россия заинтересована в возвра-
щении соотечественников из-за рубежа. Это, очевидно, диктуется и экономическими, и моральными соображениями, и всем комплексом проблем, с которыми сталкивается Россия сегодня». В мае 2003 г. в ежегодном послании Федеральному собранию президент РФ вновь обратился к этой теме и отметил, что «нам нужна эффективная иммиграционная политика, выгодная для страны и удобная для людей, особенно - для жителей Содружества независимых государств»7.
В правительстве РФ понимают, сколь остро стоит проблема миграции. Была одобрена подготовленная в недрах МВД миграционная концепция. В сентябре 2001 г. правительство рассмотрело концепцию демографического развития РФ до 2015 г. Она предусматривает: 1) привлечение иммигрантов в первую очередь из стран СНГ; 2) создание экономических условий для прекращения эмиграционного оттока и сохранения научного и творческого потенциала; 3) проведение комплекса мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в РФ; 4) совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов. Этот документ прямо противоположен упомянутой концепции МВД.
В апреле 2002 г. в Госдуме прошли слушания по миграции, а летом того же года состоялся Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов. В защиту, как подчеркивает В.И.Переведенцев, «от Федеральной миграционной службы и МВД». На съезде произошло противостояние тех, кто борется за сносные условия жизни мигрантов, представляя гражданское общество, и руководителей государственных служб: генерал-полковника МВД А.Черненко и зам. главы администрации президента В.П.Иванова. Форум поручил своему оргкомитету созвать в экстренном порядке внеочередной съезд в защиту мигрантов, «если выполнение решений чрезвычайного съезда наткнется на сопротивление властей». Созвать его, очевидно, вскоре придется8. Тем более, что по озвученным Д.Рогозиным в начале октября 2003 г. данным миграционной службы в одной лишь Москве насчитывается от 600 тыс.до 1 млн. нелегально пребывающих мигрантов9 (многие считают, что на самом деле их гораздо больше), и ясно, что они будут нуждаться в упорядочении своего положения и защите своих прав.
Во время последнего 15-летия, когда страну захлестнула волна разудалого реформирования, которая кроме прочего привела к ощутимым потерям населения (только в 2002 г. по официальной статистике его естественная убыль составила 900 тыс. человек, а концу лета 2003 г. превысила 500 тыс., тогда как в ближайшие годы цифра эта согласно прогнозам может достичь 1,5 млн. человек в год)10, появились надежды, что данные потери в какой-то мере удастся компенсировать с помощью иммигрантов. В Российской Федерации это не только прибывающие из разных уголков бывшего СССР этнические русские, оказавшиеся в одночасье никому не нужными, а нередко и бесправными в новых независимых государствах, но и люди других национальностей из стран так называемого ближнего зарубежья, а
кроме того все более ощутимый поток выходцев из дальнего зарубежья, прежде всего китайцев. Например, число проживающих в настоящее время в России азербайджанцев, по свидетельству председателя азербайджанской общины в Москве С.Садыкова, составляет от 1,5 до 2 млн. человек11.
Ситуацию усугублял неуклюжий закон о гражданстве, благодаря которому многие люди, проживающие в последние годы в стране, приходя в милицейские паспортные столы для обмена советских паспортов на новые российские паспорта (последний срок был назначен на 31 декабря 2003 г.), обнаруживали, что согласно этому закону не имеют права считаться гражданами Российской Федерации. Число таких людей, по мнению Э.А.Памфиловой, а среди них пенсионеры, ветераны, участники Великой Отечественной войны, родившиеся на территории России дети, составляло от 1,5 млн. до нескольких млн. человек. Как уже отмечалось, масса нареканий по поводу нового положения о гражданстве и спровоцированная его несовершенством волна общественного протеста заставили Администрацию Президента Путина отправить закон 24 сентября 2003 г. в парламент на доработку для срочного внесения пакета поправок. Принятый затем Госдумой 17 октября 2003 г. в срочном порядке сразу в трех чтениях огромным большинством в 417 голосов исправленный закон урегулировал права переселившихся в Россию соотечественников12. А ранее некоторых из них заставляли перед получением российского паспорта, принять гражданство той страны СНГ, из которой они эмигрировали. Для этого им пришлось бы ехать в ту страну и оформлять там необходимые для российского гражданства документы. Многие просто не в состоянии предпринять подобную поездку. Раскритиковавший, как и многие другие политики, первый вариант закона о гражданстве Д.Рогозин призвал принять еще один закон - Закон о репатриации, как это было сделано, по его словам, в свое время, например, в Израиле и Германии13.
Положение с миграцией в Германии
Процессы резкого роста миграции характерны в настоящее время для всего человечества, в особенности для промышленно развитых стран, где демографический рост коренного населения заторможен и прослеживается ощутимый спад рождаемости. Развитие индустриального, все больше переходящего в стадию информационного, общества требует все новых человеческих ресурсов.
Тема миграции, легальной и нелегальной, и связанной с этим социальной напряженности, постоянная для отечественных СМИ, волнует не только граждан России. Западные масс-медиа заполнены сообщениями наподобие того, что голландский город Роттердам оказался в последние годы настолько переполненным иммигрантами (сколько из них нелегальных, вряд ли кто-то может сказать), что его отдельные районы превратились в самые настоящие гетто, а местные власти вынуждены предпринимать не всегда удачные усилия, чтобы распределить этих им-
мигрантов более менее равномерно в пределах города. О том, что нечто подобное происходит и у них, поступают вести из всех стран Западной Европы и Европейского союза как такового, от Великобритании, Ирландии, Португалии на его западе до Австрии и Германии на востоке, от стран Бенилюкса в центре, Дании, Швеции, Финляндии на севере до Греции, Италии, Франции, Испании на юге. Учитывая остроту проблемы и озабоченность ее решением со стороны российских властей и всего населения, неплохо присмотреться к тому, как эти страны пытаются смягчить последствия неизбежной, все это теперь прекрасно понимают, миграции и адаптации мигрантов в западное общество.
Кажущаяся в этом отношении лишь на первый взгляд более благополучной, чем соседи, Германия, приняла в последние годы больше мигрантов, чем вся остальная Европа. Официальная статистика зафиксировала, что в настоящее время иностранцы общим числом 7,33 млн. человек составляют 8,9% населения Германии. Лишь 25% старых и новых иммигрантов в ФРГ происходят из стран Европейского союза (на первом месте здесь находятся более 600 тыс. итальянцев)14, остальные -из-за его рубежей15. В одном только Берлине существует русскоязычная диаспора, сравнимая по числу с послереволюционной эмиграцией 1920-х годов. «Русских» в городе насчитывается уже 300 тыс.16. 100 тыс. новых пришельцев в ФРГ составляют евреи, проходящие по немецкой статистике под мало что раскрывающим понятием «контингентные беженцы», выходцы из России и республик бывшего СССР17.
За 40 лет, с 1954 по 1995 г., на немецкую землю приехали 22,7 млн. иммигрантов, и за те же годы ее покинули 16,2 млн. иностранцев, тем самым прирост населения за счет иммиграции составил за те же годы 6,5 млн. человек18. Среди последних немало таких, которые относятся к категории нелегалов. В стране насчитывается 470 тыс. иммигрантов, подлежащих по закону высылке. Половина из них, используя существующие юридические зацепки, может оставаться в стране неограниченное число лет19.
Однако немецкие власти в последнее время относятся гораздо суровее, чем в 90-е годы, к нежелательным нахлебникам. Не будем забывать, что содержание целой армии нелегалов, как и выплата вожделенной социальной помощи для так и не сумевших устроиться в стране безработных легальных мигрантов, число которых во много раз больше, - огромное бремя для экономики ФРГ, и без того испытывающей серьезные трудности в силу стагнации и высокой, более 4 млн. человек, безработицы. Получить социальную помощь иностранцу в Германии тем труднее, что свободное рабочее место вначале предоставляется гражданину Германии или ЕС и только потом, если таковых не найдется, он может быть взят на малопривлекательную для немцев работу. Немецкие официальные службы, занятые решением проблем миграции, лишь в самое последнее время озаботились тем, чтобы переселенцы приезжали в страну с должным знанием немецкого языка. Последовало множество отказов во въезде и поселении в стране по причине недостаточного зна-
ния языка, что, естественно, вызвало рост напряженности между уже поселившимися в ФРГ в основном в 90-е годы новыми мигрантами, например, «русскими немцами», поляками и румынами и властями, препятствующими, по мнению переселенцев, воссоединению семей.
Положение недавно прибывших молодых русских немцев в Германии блестяще проиллюстрировано в опубликованном французской газетой «Либерасьон» репортаже с характерным названием «Русские немцы безнадежны»20. Корреспондент «Либерасьон» поведал о молодых русских немцах, заключенных в тюрьме Ха-мельн, построенной в 1980 г. в 70 км от Ганновера. Это заведение современного типа готовит правонарушителей к реинтеграции в общество. Однако приток немецких заключенных русского происхождения резко изменил прежний профиль Хамель-на. Проработавший в этой тюрьме 25 лет сотрудник В.Блюм утверждает, что с русскими немцами справиться невозможно. За три года им удалось утвердить настоящую параллельную культуру с правилами, близкими к законам мафии. Говорят они только на русском и наотрез отказываются сотрудничать, при этом бывают очень жестоки. Когда один молодой русский немец согласился выступить по телевидению, остальные поймали его в мастерской и избили. Его семью заставили заплатить 6 тыс. евро в их общую кассу - «общак» под угрозой, что в противном случае они накажут его еще более сурово.
По статистике доля заключенных, принадлежащих к категории «этнических немцев», возросла с 8,5% в 1997 г. до 18,4% в июле 2002 г. Встревоженный этой динамикой К.Пфайфер, бывший министр юстиции земли Нижняя Саксония, провел исследование, результаты которого гласили, что если «первое поколение эмигрантов с Востока, прибывших в Германию десять лет назад, прекрасно интегрировалось», то последняя волна переселенцев уже иная, в ней много проблемных, смешанных семей, в которых один из родителей русский. В большинстве случаев на преступный путь встают молодые парни, прибывшие в Германию в конце 90-х годов в момент наступления половой зрелости. В основном они замешаны в кражах, торговле наркотиками, насилии.
У политиков на уме лишь одно: остановить поток этих мигрантов, которые являются немцами «уже меньше, чем на три четверти». Как ни парадоксально, с наибольшим жаром эту идею отстаивают социал-демократы. «Этнические немцы, которых ХДС толпами пускала в Германию, создают намного больше проблем, чем турки», - заявил канцлер Шрёдер во время своей первой предвыборной телевизионной дуэли с христианским демократом Э.Штойбером21. За этой позицией явно просматривается политический интерес: в то время как более 60% избирателей турецкого происхождения голосуют за СДПГ, этнические немцы в большинстве своем консерваторы. Около 1 млн. бывших советских граждан могут претендовать на получение германского паспорта, но готовящийся новый закон об иммиграции, видимо, будет подходить к ним с более жесткими критериями, заключает «Либе-
расьон»22. Видимо поэтому, как подчеркнула одна из издающихся в Германии на русском языке газет, претендующая на отстаивание прав русских немцев, уполномоченный правительства ФРГ по делам переселенцев и национальных меньшинств социал-демократ Й.Вельт не скрывал удовлетворения, заявив весной 2004 г., что в течение этого года этнических немцев прибудет в Германию меньше, чем в 2003 г.23
Наиболее заметным пополнением населения, не считая поздних переселенцев немецкой национальности, в том числе из стран бывшего СССР и Восточной Европы (их последняя волна 90-х годов из-за плохого владения немецким языком и недостаточной адаптации к реальности с превеликим трудом интегрируется в общество), являются турецкие «гастарбайтеры». Турецкая диаспора - самая мощная количественно (1,88 млн. человек или 25,6% всех иностранцев). В связи с тем, что Турция стучится в дверь ЕС, ей посвящается множество материалов в немецких СМИ. Их авторы отмечают трудности адаптации массы иммигрантов к немецкой реальной жизни, но вместе с тем признают, что многие из них сумели найти себя, устроиться на работу и даже добиться карьерного роста. Среди турок, помимо успешных предпринимателей, есть и те, кто пополнил политическую, экономическую, научную элиту немецкого общества24.
Наибольшие заботы «интеграторов» вызывают более сплоченные диаспоры, которые не хотят интегрироваться в общество в соответствии с разработанной учеными теорией мультикультурализма25. Но теория имеет мало общего с практикой, проблемами повседневной жизни мигрантов и самих немцев. Лишь немногие из них считают, что живут в реально существующем многокультурном обществе. СМИ подчеркивают, что в целом в стране живут 3,5 млн.26 (а по другим данным - 4 млн.) мусульман, как правило плохо приспособленных к условиям и правилам западного общества. Нелегальная же миграция, особенно донимающая власти и население стран ЕС, в том числе Германии, на то и нелегальная, чтобы не попадать ни в какие статистические отчеты и репортажи. Но именно она и связанные с ней проблемы более всего заботят умы ученых, журналистов и политиков в государствах Евросоюза.
Попытки выработки общей политики ЕС
Проблемы, связанные с миграцией, затрагивают сегодня практически все европейские государства. В Европе насчитывается около 56 млн. человек, которые покинули свои страны по религиозным, политическим или экономическим причинам.
Что касается внутренней миграции, все больше распространяющейся в рамках Евросоюза, то в Брюсселе упрощают бюрократические процедуры для граждан ЕС, продолжительное время пребывающих в другой европейской стране - члене ЕС. В случае признания Европейским парламентом новых, согласованных 22 сентября 2003 г. правил, впервые «право продолжительного проживания», включая основные социальные права, будет предоставлено гражданам ЕС, которые пять и более
лет проживают за границей - в другой европейской стране. Комиссар ЕС по вопросам юстиции А.Виторино предлагает наполнить содержание понятия «гражданин ЕС» новым смыслом. Европейская комиссия считает пребывание человека в пределах границ союза «ключевым элементом социальных связей». Нынешний порядок, предусматривающий пребывание граждан в другой европейской стране без какой-либо регистрации сроком до трех месяцев, пока сохраняется. Комиссия ЕС хотела продлить этот срок до шести месяцев, однако это предложение встретило несогласие министров. Тот, кто задерживается в другой стране больше трёх месяцев, должен пройти свободную от бюрократических рогаток процедуру регистрации. Ключевые моменты ее по-прежнему заключаются в необходимости предоставить доказательства возможности самостоятельно содержать себя и членов семьи, а также наличие действующей медицинской страховки. Граждан государств - членов ЕС, проживающих в том же Евросоюзе за пределами своих стран, насчитывается в настоящее время 5 млн. человек27.
По новым правилам, когда они будут приняты, каждый гражданин ЕС может использовать свое право на постоянное жительство в другой стране ЕС, если он уже прожил в ней пять лет. Впоследствии это право можно и потерять, но для этого нужно четыре года отсутствовать в стране, выдавшей разрешение на постоянное проживание. Термин «постоянное проживание» подразумевает, например, возможность наряду с гражданами принимающих стран получать социальную помощь от государства, если к этому возникнут соответствующие предпосылки. Высылка из страны возможна лишь по очень серьезным основаниям, перечень которых, впрочем, в каждой стране свой. Например, Германия высылает лиц со статусом «постоянный житель», если он обвинен в терроризме или в преступлениях против прав человека.
Понятие «члены семьи» гражданина ЕС трактуется новыми правилами в духе эпохи. Таковыми, например, могут быть признаны даже граждане стран, не входящих в Европейский союз, но имеющие семейные отношения с гражданином ЕС. При этом не важно состоят ли они в «браке» или в каком-либо другом официально «зарегистрированном союзе» (например, для однополых пар)28.
Властями ЕС широко обсуждаются вопросы о перенесении на общеевропейский уровень принятых в некоторых государствах Евросоюза правил, по которым иностранные граждане после трехлетнего пребывания в стране получают право участия в местных и региональных выборах. Такой закон еще с 70-х годов применяется в Швеции и некоторых других странах ЕС29.
Если вопросы внутренней иммиграции в ЕС продолжают регулироваться в обстановке конструктивного понимания, то миграция извне, напротив, становится все более острой и конфликтной проблемой. Интеграционистский подход не всегда свободен от иллюзий. С.Жижек - знаковая среди европейских интеллектуалов фигура - присваивает такому подходу название «терпимого либерального мульти-
культурализма как опыта Другого, лишенного своей "другости"». «Идеализированный Другой, - замечает Жижек с издевкой над поборниками данных теорий, -танцует очаровательные танцы и обладает экологически здоровым целостным подходом к реальности», но при этом его «особенности, вроде избиения жены, выпадают из поля зрения»30.
Вместе с тем, анализируя проблемы эмиграции, иммиграции и транзита мигрантов в Европе, наблюдатели подчеркивают, что мигрантов не следует рассматривать только в качестве бремени, так как Западная Европа в них нуждается. На иммигрантов расходуется меньше средств, чем они вносят в социальные системы.
Международный конгресс, посвященный проблемам миграции, прошёл в начале сентября 2003 г. во Фрейзинге31. Как заявил на конгрессе генеральный секретарь Совета Европы В.Швиммер, мигрантов не следует рассматривать только в качестве бремени. Западная Европа в них нуждается. По данным Европейского статистического ведомства - Евростата, в 2002 г. население Европы выросло на 0,3%. Три четверти прироста составили мигранты. В Европейском союзе - сходная ситуация. В большинстве стран ЕС, за исключением Финляндии, Франции, Ирландии и Нидерландов, приток иммигрантов превышает естественный прирост населения. Население Италии, Германии и Греции в последние годы без иммигрантов сократилось бы. В Европе складывается такая демографическая ситуация, в которой страны наподобие Германии вынуждены уже сегодня принимать меры, которые позволили бы обеспечить стабильность пенсионной системы через 20 лет.
Некоторые европейские государства одновременно являются эмиграционными, иммиграционными и транзитными странами. В первую очередь это относится к Польше, Чехии, Венгрии и Словакии, которые в 90-е годы стали буфером между Востоком и Западом Европы. Большинство мигрантов стремятся попасть в Западную Европу, однако немало из них оседает по пути в восточноевропейских странах, в которых обеспечен относительно высокий уровень и приемлемые условия жизни. Так, в Чехии иммигранты делятся на две группы. Первая - иммигранты из восточноевропейских стран, в основном, из Украины. Это молодые мужчины с высоким уровнем образования, которые вынуждены выполнять неквалифицированную работу в промышленности или сфере обслуживания. Вторую группу образуют азиаты, прежде всего китайцы и вьетнамцы, приехавшие в страну еще во времена социализма. Они, по большей части, содержат мелкие предприятия в торговле и сфере услуг. Несмотря на то, что эти выходцы из Азии довольно долго живут в Чехии, они не интегрировались, и научные исследования данного феномена позволяют сделать вывод о существовании ксенофобии в чешском обществе.
По существу, многие мигранты живут в изоляции так же, как и самое крупное меньшинство в Европе - цыгане, подразделяющиеся на две группы - синти и рома. Считается, что всего в мире их около 18 млн. человек. Примерно половина из этого общего количества, от 7 до 8 млн., приходится на Европу, причем многие цыгане
живут в более бедных по сравнению со своими западными соседями странах Юго-Восточной и Восточной Европы, в том числе в России, Белоруссии, Украине. Правовое положение этих людей не лучше, чем их социальный статус. Власти в этих странах заявляют, что с расширением ЕС будет пересмотрена вся политика в отношении этого народа32.
С возрастающей миграцией тесно связана тематика внутренней безопасности, преступности иностранцев в ЕС, торговли людьми. Эта тематика стала главной для обсуждения в ходе встречи министров внутренних дел ЕС в сентябре 2003 г. в Италии. В последние годы на глазах европейцев разворачивается гуманитарная трагедия огромного масштаба, заявил министр иностранных дел Италии Дж.Пиза-ну. По данным Лондонского института по правам человека, только за последние 18 месяцев при попытке попасть незаконными методами в страны Западной Европы погибли 742 человека, в основном африканцы. Что касается преступности, то по официальной статистике в той же Германии 20% преступлений совершаются иностранцами (речь, как правило, идет о не сумевших интегрироваться в немецкие реалии людях, живущих к тому же в тяжелых бытовых условиях) .
Итальянский министр призвал своих коллег из стран ЕС ввести квоты на въезд мигрантов в отдельные страны. Сумма квот позволит определить общую политику Союза в сфере приема легальных мигрантов и тем самым поставить барьер нелегальной миграции. Эту идею поддержали не все. Франция и Австрия ее одобрили, Германия и Швеция отвергли. В ФРГ политики как правящей красно-зеленой коалиции, так и оппозиции, высказываются против подобных квот, определяемых в централизованном порядке в Брюсселе. Премьер-министр Баварии Э.Штойбер заявил, что право принятия решений по вопросам миграции должно оставаться в национальной компетенции. Министр внутренних дел Германии О.Шили высказался против того, чтобы квоты в конечном счете определялись наднациональными органами. Министры договорились, что продолжат разработку общей линии ЕС в этом вопросе33.
Тем самым проблема миграции выдвинулась в число центральных, требующих принятия незамедлительных мер проблем все еще находящейся в процессе объединения и подгонки национальных законодательств Европы. Несмотря на ряд предпринятых в последнее время усилий, общеевропейские законодательная, исполнительная и судебная ветви власти пока далеки от ее сколько-нибудь устраивающего всех решения.
Опыт ЕС и России
Мощная волна миграции из всех республик бывшего СССР в страны Европы, главным образом в государства ЕС, где их независимо от места жительства и национальности почти поголовно считают «русскими», нарастающее передвижение
желательных и нежелательных мигрантов по территории России, миграционное давление на ее дальневосточных рубежах так или иначе вынуждают западноевропейцев и россиян присматриваться к опыту соседей, к опыту друг друга. Для России важно изучение как положительного, так и отрицательного в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока европейские страны. В глобализирующемся мире многие важные для поддержания нормального существования общества проблемы переходят если не полностью, то в существенной своей части, из области национальной компетенции в сферу межнациональную, международную. Это осознали в Европейском союзе, становящемся (особенно благодаря принятой с 1 января 2002 г. единой валюте) все более сплоченным наднациональным образованием, в которое с мая 2004 г. входят 25 государств Европы. Там ищут пути решения проблемы растущей миграции с помощью совместных действий из единого центра, под руководством евросоюзовского правительства - Комиссии ЕС в Брюсселе. Идет подгонка национальных законодательств, унификация законов, регулирующих правила легальной миграции в ЕС, уточняются выдвинутые еще отцами-основателями ЕЭС общие положения по поводу свободы передвижения людей в рамках сообщества. Вероятно, этот опыт полезен и для России, которой как стране - лидеру СНГ следовало бы настаивать на скорейшей разработке и главное соблюдении общих правил миграции на постсоветском пространстве.
Но и в странах ЕС выполнение положений, зафиксированных в документах общеевропейских саммитов, достигается не так гладко. Учитывая разницу в уровнях развития «старых» членов и новичков, вступивших в ЕС в 2004 г., и вероятность их выравнивания лишь через много десятилетий, многие страны уже сейчас ставят барьеры, требуя отсрочить применение правила свободного перемещения рабочей силы, а центральные органы ЕС вынуждены с этим соглашаться. Лишь шесть стран ЕС не имеют возражений против перемещения рабочей силы после вступления в 2004 г. новых членов. А такие страны как ФРГ и Австрия не собираются по крайней мере в течение семи ближайших лет открывать границы для свободного перемещения людей из стран-новичков на свои внутренние рынки труда. Россия должна присмотреться и к этому опыту.
Несмотря на то что процесс перетекания ресурсов рабочей силы в более развитые зоны Евросоюза искусственно тормозится, не исключено, что впоследствии в самих десяти пополнивших ЕС странах на место эмигрировавших на Запад придут иммигранты с европейского Востока, труд которых будет менее оплачиваемым. Новички ЕС будут заинтересованы в поддержании высокого уровня миграции из стран внешнего периметра ЕС. А трудовые мигранты из этой зоны будут активно стремиться к более выгодной экономически работе на Западе до тех пор, пока государствам востока Европы не удастся стабилизировать экономическую и социальную ситуацию. Но мигранты в ЕС будут прибывать не только из Восточной Европы, у
них будут конкуренты из стран Африки, Азии, Латинской Америки. Уже сейчас ощущается приток испаноязычных и португалоязычных латиноамериканцев, попадающих в ЕС через ворота, предоставленные свободновизовым режимом с Испанией и Португалией. Основную часть мигрантов, охотно принимаемых во всех развитых государствах, составляют молодые люди со средним и высшим образованием, потеря которых дорого обходится странам их рождения и обучения. Зато страны иммиграции получают от этого существенные выгоды, компенсируя социальные и экономические затруднения, вызванные обострением демографической ситуации.
С точки зрения регулирования проблем миграции на территории бывшего Советского Союза, важен анализ ситуации в государствах, которые из своего советского прошлого одним прыжком оказываются в западноевропейском едином экономическом и политическом межгосударственном образовании. Обращаясь к затянувшейся тяжбе между Россией и прибалтийскими государствами в связи с положением русскоязычного населения, напомним, что если в Литве все жители получили национальное гражданство, то в Латвии и Эстонии до трети жителей не признаются гражданами страны проживания, потому что приехали туда в советский период, а не ранее, в период существования буржуазных режимов. Будут ли признаны нынешние мигранты-«оккупанты» брюссельскими властями гражданами ЕС после вступления в него Эстонии и Латвии, или же будут и далее выталкиваться из этих стран на территорию государств, откуда они в свое время приехали? Ответ на этот вопрос зависит от того, какие соображения окажутся превалирующими в решении Евросоюза - политической конъюнктуры или либерально-демократической идеологии.
Что будет в том случае, если Россия по просьбе этих неуютно чувствующих себя без определенного гражданства людей возьмет их под свое крыло, и они покинут прибалтийские пределы (хотя, более высокий пока жизненный уровень населения в прибалтийских республиках, заставляет их воздерживаться от эмиграции)? Ясно, что при развитии такого сценария экономика этих новых стран ЕС рухнет. Все вытекающие из этого негативные последствия пришлось бы срочно ликвидировать центральным властям ЕС и, действуя в рамках принятых правил свободного перетекания рабочей силы в странах Союза, направить на освободившиеся рабочие места в Эстонии и Латвии трудовых мигрантов всех цветов кожи, которые, въехав на территорию ЕС, так и не нашли применения своим силам. В таком случае столь бережно сохранявшаяся прибалтами в советское время при содействии центральных московских властей культурно-национальная идентичность подвергнется гораздо большей угрозе, чем тогда, а их демографические и прочие проблемы приобретут совсем другой характер, чем тот, с которым они сталкивались в составе СССР.
Заинтересованная в собирании на своих просторах эмигрантов-соотечественников из стран СНГ Россия, однако, мало что способна сделать, чтобы такой пере-
езд стал более привлекательным. К тому же она не в силах в одиночку бороться с наплывом транзитных мигрантов, которые будут перебираться через ее границы, стремясь переправиться еще дальше на Запад, в страны «золотого миллиарда». Территория России вовсе не закрыта наглухо границами, как это было в СССР, границы РФ очень растянуты и мало обустроены. Сделать их неприступными в условиях глобализации вряд ли возможно, да и ни одно современное государство не может к этому стремиться. Несмотря на оптимистические заявления президента РФ, пообещавшего выстроить необходимую пограничную инфраструктуру к 2006 г., учитывая нынешнее возможности страны, вряд ли в столь короткие сроки удастся осуществить эти намерения.
Для России неизбежна кооперация в решении миграционных проблем с Европейским союзом, через Финляндию, Литву, Латвию, Эстонию напрямую выходящим на границы Российской Федерации. Тем самым регулирование миграции и для России переместится с национально-государственного уровня на международно-государственный. В ближайшие десятилетия всем европейцам, находящимся по большому счету в одной лодке, придется находить взаимоустраивающие решения взрывчатой, грозящей социальными обострениями проблемы миграции в оскудевающих демографически европейских странах.
По всей вероятности, западно- и центральноевропейцы будут вынуждены строго на основе выработанных Комиссией ЕС в Брюсселе квот регулировать миграционный поток и выстраивать все новые «берлинские» стены против мигрантов всех оттенков из остальной части мира. Мигранты, уже проникшие в Европу, вряд ли смогут быстро утерять свою этнонациональную идентичность и легко интегрироваться в общества чуждой для них культуры. Несмотря на все запреты, экономическая миграция будет активно развиваться, и поток главным образом молодых людей будет двигаться на запад континента с востока и из неевропейского Средиземноморья. Эмиграция молодежи может усугубить демографический кризис в странах, расположенных на восточных рубежах континента - России, Украине, Белоруссии, Молдавии, государствах Закавказья, Средней Азии. Этим странам придется активизировать усилия для прекращения оттока трудоспособного населения и привлечения, в свою очередь, мигрантов из других стран, что может вызвать заметные перемены в их национально-этническом составе.
Задачи обуздания революции миграции и придания ей желательного для европейского сообщества характера можно решить лишь совместными усилиями европейских государств и других стран на основе диффузии разных культур и учета хозяйственно-демографических интересов всех народов.
Примечания
1. Repubblica. - Roma, 16, 17.10.2003.
2. Repubblica. - Roma, 17.05.2004.
3. Немецкая волна, 3.10.2003. Обозначение в ссылках - «Немецкая волна» означает, что речь идет о русскоязычном варианте, «Deutsche Welle» - о текстах на немецком языке.
4. Демографический ежегодник России. - М., 2002. - С. 20.
5. Переведенцев В.И. Война против себя. Легенды и мифы о миграционном потопе // Новое время. - М., 2003, № 10. - С. 10-11.
6. Там же, с. 10.
7. Пресс-релиз, подготовленный к пресс-конференции «Президент РФ и реалии российской государственной миграционной политики». - М., 18.06.2003.
8. Переведенцев В.И. Указ. соч., с. 11.
9. Телепередача Материк: «Незаконные мигранты». Телеканал ТВЦ, 2.10.2003.
10. Цифры приводятся по сообщению 1-го российского телевизионного канала от 27.09.2003 г.
11. Радио России, 23.09.2003.
12. Известия, М., 18.10.2003.
13. Телепередача Материк: «Незаконные мигранты». Телеканал ТВЦ, 2.10.2003.
14. Martini C. Italienische Migranten in Deutschland. Transnationale Diskurse. - Berlin, 2001. См. также: Santoro M.E. // Italienisch Zeitschrift für italienische Sprache und Literatur. Frankfurt a. M., 2003. - Jg. 25. - N 1. - S. 172-174.
15. Schmidt D. Auf dem Weg zu einer Europäischen Einwanderungs- und Asylpolitik. Herausforderungen und kunftige Aufgaben in einem gemeinsamen Raum der Freiheit, der Sicherheit und des Rechts. - Berlin, 2001. - S.34-40.
16. Немецкая волна, 23.09.2003.
17. Deutsche Welle, 28.09.2003.
18. Ibid., S.37. Данные приведены по официальным правительственным источникам «Ausländer in der Bundesrepublik Deutschland am 31.12.1996» и «Statistisches Bundesamt, 1996».
19. Deutsche Welle, 17.09.2003.
20. Benyahia-Kouider O. Les Russes allemands sont foutus. Mal inffigrne en Allemagne, cette communautt sombre dans la dMinquance // Liberation. - Paris, 2003, 1 oct.
21. Подробнее см.: Любин В.П. Как это делается в Германии // Литературная газета. - М., 2002. - № 41. - 9-15 октября. - С. 4.
22. Liberation. - Paris, 2003, 1 oct.
23. Рейнская газета. - Берлин, 2004. - № 20. - 17.05-23.05.2004. - С.3.
24. Gaschke S. Nie mehr Migration-Ali // Zeit. - Hamburg, 2003. - N 35. - S.3; Bittner J. Ghetto im Kopf // Zeit. - Hamburg, 2003. - N 36. - S. 4, Lau J. Die Turken sind da // Zeit. -Hamburg, 2004. - N 10. - S. 3, Herzinger R. Radikale Botschaft, sanft in Ton // Zeit. -
Hamburg, 2004. - N. 20. - S. 11-12, Sahin K. «Meinen Erfolg verdanke ich beiden Kulturen» // Mobil. - Berlin, 2004. - N 5-6. - S. 34-36, etc.
25. См., например: Leggevi K. Multi-Kulti. Spielregeln für die Vielvolkerrepublik. - Berlin, 1990; Geissler H. Burger, Nation, Republik - Europa und die multikulturelle Gesellschaft // Die multikulturelle Herausforderung. Menschen über Grenzen - Grenzen über Menschen / Bade K.J. (Hrsg.). - München, 1996.
26. Deutsche Welle, 28.09.2003.
27. Телеканал Евроньюс, 17.10.2003.
28. Немецкая волна, 23.09.2003.
29. Телеканал Евроньюс, 17.10.2003.
30. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. - М.: Фонд Прагматика культуры, 2002. - С. 7. Английское издание книги, с которого сделан этот русский перевод, снабжено уточняющим подзаголовком: Zizek, Slavoj. Welcome to the Desert of the Real! Five Essays on September 11 and related Dates.
31. Немецкая волна, 3.09.2003.
32. Немецкая волна, 1.07.2003.
33. Deutsche Welle, 17.09.2003.