Научная статья на тему 'Европейский вектор современной российской эмиграции: проблемы безопасности'

Европейский вектор современной российской эмиграции: проблемы безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский вектор современной российской эмиграции: проблемы безопасности»

безусловно, Соединенные Штаты продолжают оставаться заинтересованными в НАТО как в организации, в рамках которой союзники осуществляют контроль над ОМУ, операции по кризисному реагированию, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.

Слабости Альянса в сфере обеспечения безопасности на современном этапе развития очевидны. НАТО, как и любая другая организация, вынуждена перед лицом феномена глобализации искать новые формы своего существования, адаптируясь к современным условиям. Предстоит еще долгая и трудная трансформация и политической, и военной составляющих. В любом случае, в ближайшей перспективе НАТО не сможет противостоять всему спектру рисков и вызовов. Так, в настоящее время все большую значимость приобретает контроль над экономической безопасностью (распространение высоких технологий, а также глобализация сделали этот сектор крайне уязвимым), экономическая дестабилизация того или иного региона делает его питательной средой для терроризма. А это как раз та сфера, которая не затрагивает компетенцию НАТО. Кроме того, все большее раздражение со стороны США вызывает недостаточный, по их мнению, финансово-технический вклад европейских союзников. В свое время американский политолог Стив Ларраби1 высказал опасения относительно того, что в скором времени возможно превращение Альянса в трехступенчатую пирамиду, на верху которой окажутся США и несколько европейских стран, способных брать на себя военное урегулирование кризисов. Вторую группу составят государства, обладающие военным потенциалом, рассчитанным на цели и условия холодной войны. Третий уровень составят новые участники НАТО, чей военный потенциал еще менее отвечает запросам сегодняшнего дня. Реализация этого прогноза становится все более реалистичной.

Возникает еще одна серьезная проблема -необходима разработка невоенных механизмов урегулирования существующих проблем, поскольку применение только военной силы, сколь массированным и успешным оно бы ни было, не решит их, так как эти новые вызовы безопасности имеют социальные, экономические и культурные корни, независимо от того, назрела ли данная проблема сама по себе или

1 Старший сотрудник корпорации «РЭНД», зав. кафедрой по вопросам европейской безопасности. См.: For And Against. Debating Euro-Atlantic Security Options. - Brussels, 2004. - P. 33.

ее искусственно спровоцировали, играя на экономическом и социальном дисбалансе в мире, а, следовательно, и на цивиллизацион-ных различиях. Эти вызовы невозможно устранить путем уничтожения неугодных лидеров, террористических организаций или давлением на поддерживающие их режимы.

Таким образом, очевидно, что для адекватных ответов на новые вызовы безопасности НАТО необходима новая стратегия, сочетающая в себе последовательные дипломатические усилия, в том числе, и в области межкультур-ного диалога, с эффективным применением военной силы (в том случае, если оно оправдано и действительно необходимо), и концепцией политического посткризисного урегулирования и постконфликтной реабилитации. НАТО, действующая в эпоху глобализации и противостоящая глобальным вызовам, в длительной перспективе неизбежно должна стать «глобальным игроком», выйдя за рамки не только географической границы Европейского континента, но и своей военнополитической компетенции. Таким образом, единственно возможное будущее для НАТО - стать глобальным альянсом. В краткосрочной же перспективе главной целью является сохранение стратегической оперативной эффективности Альянса.

♦ ♦ ♦

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Марина Боровик,

Старший научный сотрудник ИНИОН РАН Людмила Шемберко,

Зав. сектором ИНИОН РАН

В последние годы международная миграция населения все чаще рассматривается как одна из основных проблем безопасности. Представляет ли эмиграция из России, начавшаяся два десятилетия назад, реальную угрозу или потенциальный вызов безопасности Европы? Следует отметить, что массовый отток населения неизбежно создает в стране выезда ситуацию ослабления сложившихся социально-

экономических, политических, демографических связей, а в стране въезда - ситуацию усиления давления и напряженности. При этом сис-

тему безопасности, сложившуюся в странах выезда и странах въезда, нарушают как массовые миграционные процессы, так и небольшие по объему, но постоянные территориальные перемещения населения. Эмиграция может рассматриваться как на уровне безопасности стран, принимающих мигрантов, так и стран, из которых происходит отток населения; а также на уровне безопасности самих участников миграционных процессов. Для анализа безопасности немаловажное значение имеют структурные характеристики эмиграции, такие, как ее направления, масштабы, виды, интенсивность.

Последняя волна эмиграции из России была обусловлена социально-экономическими, политическими и психологическими факторами -страхом россиян перед сломом общественнополитической системы, переходом страны к рыночным отношениям, экономической нестабильностью и «стрессовыми» реформами. Миграционный поток устремился сначала в США и Израиль. Вслед за либерализацией миграционного законодательства и принятием закона о свободе выезда и въезда началась интенсивная эмиграция в Европу, которая традиционно представляет для русских особый интерес в силу исторически сложившихся связей и географической близости. Началось так называемое завоевание Европы русскими, которые устремились прежде всего в Германию, Грецию, Финляндию, Францию, Кипр.

Для эмиграции в страны Европы используются следующие основные основания официального въезда: наличие этнических корней (в настоящее время только Германия и Греция официально принимают репатриантов из бывшего СССР); во-вторых, воссоединение семей -родителей с детьми, брак между супругами, один из которых является гражданином европейской страны; в-третьих, работа по контракту; в-четвертых, бизнес-иммиграция, которая автоматически не дает вида на жительство и разрешения на работу, но является основанием для последующего получения гражданства страны; в-пятых, поиск убежища и гуманитарные основания (беженцы из зон региональных конфликтов, природных, техногенных и экологических катастроф). Последний является наиболее простым и доступным способом массового въезда в европейскую страну, позволяющим получать социальное пособие, жилье, медицинское обслуживание, а после определенного времени проживания - гражданство этой страны.

В начале 1990-х гг. из России уезжали в основном этнические немцы, евреи и греки. Русские эмигрировали преимущественно в составе смешанных семей. За короткий период времени российские эмигранты расселились по всей Европе, при этом почти половина из них - в Германии. Эмиграция в Германию достигла своего максимума в 1995 г., когда из России выехало свыше 70 тыс. этнических немцев. С тех пор объем немецкой эмиграции сохраняется на уровне 40 тыс. человек в год. Следует отметить, что немцы получают гражданство сразу после приезда в Германию, им засчитывают стаж работы в России и республиках бывшего СССР, и они получают право на немецкую пенсию.

Другая массовая группа русскоязычных эмигрантов в Германии - евреи и члены их семей, численность которых составляет примерно 200 тыс. человек. Большая часть этих мигрантов имеет бессрочный вид на жительство, а не гражданство, право на которое они получают после семи лет проживания в Германии и при условии наличия постоянной работы. В настоящее время в соответствии с соглашением, подписанным правительством Германии и Центральным советом евреев, квота приема эмигрантов из России составляет 25 тыс. человек в год.

С середины 1990-х гг. происходит усиление российской эмиграции в Великобританию. В настоящее время в стране насчитывается около 400 тыс. россиян, причем только в Лондоне и его окрестностях проживает более 100 тыс. человек. Отмечается рост российской эмиграции и в другие европейские страны, среди которых следует выделить Финляндию, в которую за десятилетие въехало свыше 20 тыс. человек.

Изменение этнической структуры российской эмиграции в Европе происходит с конца 1990-х годов. Хотя основу эмиграционного потока все еще формируют этнические меньшинства, тем не менее отмечается их заметное сокращение. Если в середине 1990-х годов более половины эмиграционного потока составляли немцы и 15% евреи, то в начале нового тысячелетия их доля снизилась до 35% и 9% соответственно. При этом происходит рост русской эмиграции, которая по численности в несколько раз превышает эмиграцию евреев, а с 1998 г. - и эмиграцию немцев.

Важнейшей особенностью современной российской эмиграции явился массовый выезд по трудовым контрактам, который привел прежде всего к значительному оттоку из страны квалифицированных кадров. Происходит фор-

мирование новой волны интеллектуальной эмиграции, которая включает, с одной стороны, невиданную по масштабам «утечку умов» из России - эмиграцию ученых (физиков, математиков, биологов, программистов), а с другой -эмиграцию творческих работников, музыкантов, артистов, художников, деятелей культуры, спорта. Следует отметить, что в целом для всего рассматриваемого периода эмиграции характерна высокая доля лиц с высшим образованием (до 20%). И хотя главными причинами выезда является желание людей улучшить свое материальное положение и жить в безопасной стране, не менее важным остается стремление к профессиональной самореализации.

Особую опасность для России представляет не только интеллектуальная эмиграция, но и безвозвратная эмиграция научно-технических кадров, в том числе из военно-промышленного комплекса. Именно в этом случае происходят качественные потери, связанные с сокращением, а зачастую и прекращением исследований в тех или иных отраслях науки, а не только с развалом научных направлений и школ. По мнению экспертов, эмиграция научно-технических специалистов наносит ощутимый ущерб российской экономике в виде прямых и косвенных потерь в результате «недовнедрения» передовых технологий и разработок1. Германия и Франция - это те европейские страны, в исследовательские центры и университеты которых уехала большая часть российских ученых. При этом вначале уезжали в основном представители научной элиты, хорошо известные западному научному сообществу. Затем происходит рост эмиграции по контрактам и развитие устойчивой тенденции к усилению "маятниковой", или "челночной" миграции, при которой работа по контрактам сочетается с периодическим возвращением на родину.

Количественные и качественные оценки феномена "утечки умов" из постсоветской России достаточно противоречивы. За последнее десятилетие "утечка умов" как явление постоянно изменялась, причем не только и даже не столько количественно, сколько качественно. При этом отъезд научных кадров оказывает влияние не только на безопасность страны, но и на положение России в мире. Именно поэтому "утечка умов" все чаще связывается с такими по-

1 Степанов Ю. Утечка умов и национальная безопасность // Бизнес. - 2000. - N 1/2. - С.34-35.

нятиями, как "национальная безопасность", "утечка технологий", "кража идей"2.

Анализ эмиграционного потока показал, что в целом интеллектуальная миграция не носит этнического характера, ее масштабы во многом определяются научно-исследовательскими приоритетами и емкостью рынка труда стран въезда. Хотя в европейских странах достаточно высоко ценят выходцев из России за широту их образования, творческий подход, трудолюбие и инициативу, существует разрыв в оплате труда национальных и российских ученых, который сокращается в среднем через 5 лет. Особенно с высокой конкуренцией российские ученые сталкиваются в сфере высшего образования, причем главным образом из-за плохого знания языка.

Новой тенденцией российской эмиграции последних лет является изменение ее возрастной структуры. Обеспеченные родители все чаще отправляют своих детей на учебу в европейские школы, колледжи и университеты. По окончании обучения молодые специалисты стремятся остаться в стране и найти работу. Другими словами, выезд из России в целях получения образования в последние годы превратился в скрытую форму эмиграции с целью последующего обустройства в стране обучения. В итоге Россия не только теряет экономически активное население в условиях неблагоприятной демографической ситуации, но лишается образованных кадров, способных внести свой вклад в развитие страны. Важно подчеркнуть, что развитие так называемой учебной миграции является одним из ключевых элементов новой иммиграционной политики стран Европы. Она выгодна экономически, поскольку обеспечивает страну квалифицированными кадрами. Так, в Великобритании за период с 1990 по 2003 гг. количество иностранных студентов, в том числе из России, увеличилось в четыре раза (с 80 до 320 тыс. человек). Во многих европейских странах иностранные студенты имеют право работать сразу после окончания высшего учебного заведения без обязательного возвращения на родину.

Резкое увеличение интенсивности эмиграционного потока из России в конце 1990-х годов было обусловлено стрессовой ситуацией в стране в результате финансового кризиса. Именно дефолт заставил многих россиян, в том числе

2 Дежина И.Г. "Утечка умов" из постсоветской России: эволюция явления и его оценок / / Науковедение. - 2002. - N

3. - С.25-56.

предпринимателей, банкиров, бизнесменов принять решение об эмиграции. Этот период характеризуется и беспрецедентным бегством капиталов из страны, превысившим, по некоторым оценкам, 500 млрд. долларов1. Так называемые новые русские с их неизвестно откуда взявшимися состояниями уезжали прежде всего в европейские страны с достаточно либеральным иммиграционным законодательством. Так, например, на Кипре и в Греции насчитывается свыше полумиллиона эмигрантов из бывшего СССР, многие из которых имеют криминальное прошлое и связаны с так называемой русской мафией.

В это же время происходит интенсивный эмиграционный отток из России по гостевым приглашениям и туристическим визам, которые нередко фактически являются формой нелегальной миграции. Согласно оценкам, в настоящее время в европейских странах находится около 8 млн. человек из России и бывших республик СССР. Все большее распространение получает криминальный коммерческий найм на работу за границей. Нередко иммигранты оплачивают услуги различных посредников и агентов по найму в надежде пусть даже нелегально, но перебраться в безопасное место, получить жилье и работу. Именно таким путем в Европе оказались сотни тысяч российских женщин, часть которых работает в сфере услуг и развлечений, в ресторанах и барах или заняты на сезонных работах, но большинство из них находят работу лишь в сфере интимных услуг.

Среди бывших российских граждан, эмигрировавших в Европу, появилась категория так называемых посредников, для которых нелегальная иммиграция стала прибыльным бизнесом. Русские, купившие фальшивое свидетельство о рождении, выдают себя за евреев и, приехав в Германию, Данию, Норвегию или другую страну под видом туристов, обращаются за политическим убежищем, получают жилье в миграционном лагере, трехразовое питание и даже небольшое денежное пособие. Однако длительное пребывание в миграционном центре и отсутствие работы вынуждает их искать нелегальные источники получения необходимых средств.

Постепенно российская эмиграция все чаще стала восприниматься как криминальная, свя-

1 Лопашенко Н.А.Бегство капиталов из России как способ отмывания преступных доходов: проблемы ответственности и возвращения, 2005 (Ьир://5аИ:гассс^ар.т/РиЬ/1ора5Ьепко(20-09-04).Ь11ш.

занная с деятельностью организованных преступных групп, занимающихся финансовыми махинациями, мошенничеством, незаконной

торговлей наркотиками, оружием и даже материалами ядерного производства, поставками на международный рынок товаров антикварного искусства и человеческих органов, проституцией. С середины 1990-х гг. организованная преступность стала принимать угрожающие размеры и представлять нарастающую опасность для многих стран Европы. Особую тревогу вызывает не только способность российской криминальной миграции проникать в новые страны, но и коррумпировать их финансовую и промышленную сферы. Эта коррупция постепенно распространяется на другие структуры общества - исполнительные, судебные и законодательные органы власти, средства массовой информации - и выходит за пределы одного государства. При этом ее влияние на экономическую и политическую жизнь страны более важно, чем отдельные преступления, совершаемые членами преступного сообщества. В результате формируется общее негативное отношение к эмигрантам из России со стороны коренного населения европейских стран, обеспокоенного ростом преступности и угрозой их личной безопасности.

Таким образом, к началу XXI в. российская иммиграция для европейских стран становится опасным фактором, с которым им приходится считаться.

Каковы же основные направления реформы иммиграционной политики, проводимой в последние годы в странах Европы? Во-первых, происходит ужесточение иммиграционного законодательства. Так, в 1998 г. во Франции был принят новый закон о въезде и пребывании иностранных граждан, о праве на убежище. В 1999 г. в Ирландии, Великобритании и Северной Ирландии вступили в силу новые законы об иммиграции. В 2000 г. новые законы об иностранцах приняты в Испании и Нидерландах. С 2001 г. действует новое иммиграционное законодательство в Греции и Португалии, новый закон об интеграции иностранцев - в Дании. В 2002 г. новый закон об иммиграции принят в Италии. Наконец, в 2004 г. после долгих и острых дискуссий принят закон об иммиграции в Германии. Новое иммиграционное законодательство Германии, которой нужны высококвалифицированные специалисты, направлено на обеспечение их выхода на рынок труда. Предусматривается выдача разрешений на организацию собственного дела для иммигрантов с учетом внутренних интере-

сов страны. Что касается интеграции уже живущих в Германии иностранцев, то помимо новых прав у них появятся и новые обязанности. Закон об иммиграции предусматривает депортацию подозреваемых в причастности к террористической деятельности иностранцев, проверку личности при получении гражданства по картотеке федерального ведомства, ведение картотек данных об опасных лицах на общеевропейском уровне, а не на национальном.

Это далеко не полный перечень национальных законодательных актов в области регулирования международной миграции, принятых в последние годы. Синхронность их принятия отражает общность и остроту иммиграционных проблем в странах Европы.

Другое направление реформ касается сближения миграционной политики европейских стран, прежде всего, государств-членов Европейского Союза1. Для реализации этой задачи был разработан ряд документов, регулирующих внутренние и внешние миграционные потоки, в том числе согласован перечень стран, для которых требуются визы, а также определены санкции в отношении перевозчиков незарегистрированных иммигрантов. В целях сокращения числа обращений о предоставлении политического убежища составлен список так называемых безопасных стран. Активно ведутся работы по созданию европейских информационных систем для идентификации мигрантов и исключения случаев повторных обращений.

Проблемы правового регулирования иммиграции становятся предметом особого внимания в странах Европы и, прежде всего, в государствах-членах ЕС в связи с его расширением. И хотя в последние годы миграционные процессы в Европе замедлились, прогнозы позволяют говорить о двух опасных для европейских стран тенденциях: сокращении численности коренного населения и его заметном старении. В некоторых странах Европы смертность уже давно превышает рождаемость. Согласно экспертным оценкам, численность населения Европы к 2050 г. уменьшится по сравнению с 2000 г. на 124 млн. и составит чуть более 600 млн. человек.

В 2003 г. на конференции в Афинах 150 ведущих экспертов в области миграции призвали европейские правительства руководствоваться реалиями экономики, а не поддаваться общест-

1 Hall B. Immigration in the European Union: problem or solution? // OECD Observer, - 2000, N 221/222).

венному мнению, выступающему против иммигрантов. Приток иммигрантов может в определенной мере затормозить процессы депопуляции и демографического старения и тем самым смягчить их социально-экономические последствия. Согласно оценкам, для обеспечения европейских стран необходимой рабочей силой, они должны принимать ежегодно 2,2 млн. мигрантов вместо нынешних 500-600 тыс. человек.

Другой важной особенностью иммиграционной политики стран Европы является борьба с дискриминацией и развитие гуманитарной иммиграции. При этом политика в области регулирования иммиграционных потоков должна быть согласована с политикой интеграции иностранцев.

В подходе многих европейских стран к управлению миграционными процессами фактически произошла революция. Она выразилась в отказе правительств ряда государств от политики нулевого миграционного прироста и формулировании новых «миграционных целей». Первой столь решительный шаг сделала Великобритания. Новая, более открытая иммиграционная политика, по мнению британских специалистов, должна способствовать более эффективному использованию преимуществ, обеспечиваемых международным рынком труда, и усилению интеграции внутри страны. Ее основные положения были сформулированы в документе, представленном парламенту страны в феврале 2002 г. и носившем выразительное название: «Безопасные границы, тихая гавань: разнообразие форм интеграции в современной Велико-британии»2.

Сегодня интеграция мигрантов рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, принимающая страна должна всячески помогать и трудовым мигрантам, и беженцам, и приезжающим по программам воссоединения семей, содействовать им в изучении языка и культуры, открыть доступ к рынкам труда и жилья, предоставить возможность пользоваться системами образования и здравоохранения, защищать от дискриминации. С другой стороны, сами иммигранты должны стремиться интегрироваться в новое общество, уважать его традиции и культуру, закон и порядок, этические ценности и нормы. Если система отбора имми-

2 Secure Borders, Safe Haven: Integration with Diversity in Modern Britain. Presented to Parliament by the Secretary of State for the Home Departmentby Command of Her Majesty February 2002. - UK: The Stationary office, 2002.

грантов учитывает возможности адаптации претендента, то процесс интеграции облегчается как для иммигранта, так и для общины, в которой он проживает. Однако, как показывает опыт, хотя выходцам из России были предоставлены определенные социальные гарантии, тем не менее достаточно длительное время они не являются интегрированными в активную общественную жизнь. В результате они достаточно часто оказываются в социальной изоляции и замыкаются в рамках своих национальных общин (диаспор), которые характеризуются более низким жизненным уровнем, тесными связями с теневой экономикой.

В целом можно сделать вывод о том, что европейским странам пришлось предпринять большие усилия для приема массовых потоков иноэтничных и инокультурных иммигрантов из России и республик бывшего СССР. Для обеспечения национальной безопасности и противодействия росту нелегальной миграции в условиях перехода от моноэтнической иммиграционной модели к полиэтнической страны Европы были вынуждены разработать разнообразные программы по адаптации, интеграции и вовлечению мигрантов в социальную жизнь общества. Новая политика интеграции иммигрантов предполагает более либеральную систему получения гражданства, использование более эффективных мер по интеграции беженцев, разработку образовательных программ для детей и взрослых, помощь в поиске жилья, изучении языка, медицинском обслуживании.

Европа «стонет» под натиском иностранцев. Для некоторых стран вопрос стоит весьма драматично: удастся ли им сохраниться этнически. Европейские страны усиливают иммиграционный контроль в целях борьбы с нелегальной миграцией. Для этого используются различные методы, которые не противоречат международному праву: вводится более жесткий визовый режим, повышается уровень защиты виз, паспортов и документов иммигрантов, в которые все чаще вносятся биометрические данные, вводятся более жесткие меры наказания в отношении организаторов нелегальной миграции. Более жесткими становятся законы и по отношению к работодателям, использующим труд нелегальных мигрантов. Так, например, в Великобритании их ждет тюремное заключение сроком до 14 лет, отзыв лицензии на коммерческую деятельность и закрытие предприятия, запрет на получение общественных контрактов, оплата расходов на депортацию незаконных рабочих, штрафы. Во

многих европейских странах борьба с нелегальной занятостью и организаторами незаконного проникновения иностранцев на их территорию ведется в рамках борьбы с экономическими преступлениями и организованной преступностью.

Выявление фиктивных браков, заключенных ради получения вида на жительство, является еще одним направлением борьбы с нелегальной иммиграцией. Так, иммиграционная служба Великобритании ежегодно рассматривает до 700 таких дел. В результате в стране было принято решение об увеличении срока для получения вида на жительство до двух лет. Подобным образом была усложнена процедура получения статуса постоянного жителя также в Дании и Швейцарии.

В связи с вступлением стран Восточной Европы в ЕС одной из главных задач становится приведение системы приема беженцев к единым стандартам. Выделяются большие инвестиции, открываются новые центры для перемещенных лиц, принимаются законы, соответствующие нормам Евросоюза с целью сокращения потока беженцев в европейские страны. Следует отметить, что с момента изменения основного закона Германии в 1993 г. у беженцев практически не осталось возможности просить политического убежища. Специально разработанное положение, ограничивающее приток мигрантов, прибывших через территорию соседних с Германией государств, позволяет властям практически сразу отклонять почти все ходатайства о политическом убежище. Германия и ЕС перекладывают проблемы, касающиеся миграции и передвижения беженцев, на своих восточных соседей. Например, согласно немецко-польскому соглашению 1993 г., Польша получила 120 млн. марок на техническое оснащение пограничной охраны, а также на развитие пограничной полиции и введение собственной процедуры по регулированию потоков мигрантов. С этого момента в Польше была организована плотная сеть миграционных лагерей для лиц, подлежащих депортации. В настоящее время в Польше существует 25 таких центров депортации. Кроме того, была не только скопирована немецкая система депортации нелегальных иммигрантов и лиц, которым отказано в политическом убежище, но и создана система соглашений с соседними государствами о депортации мигрантов на их территорию. Таким образом, складывается система «цепной» депортации, позволяющая упростить и ускорить процедуру высылки иммигрантов.

В последние годы активно обсуждаются возможные сценарии развития миграционных процессов в Европе. Среди оптимистических можно назвать так называемый сценарий обратного потока, который возникает, когда страна, из которой в недавнем прошлом шел интенсивный отток населения, в том числе научных кадров, в связи с ростом темпов экономического роста начинает приоритетно инвестировать в отрасли науки и технологии.

Что касается России, то в ближайшие годы массовое возвращение ученых, в том числе в сферу науки, выглядит маловероятным. Но вполне очевидно, что русская диаспора может стать, особенно с помощью национально ориентированного бизнеса, все более активным и влиятельным фактором, способным сыграть положительную роль не только в экономическом развитии страны, но и в изменении ее имиджа. Россия стоит перед лицом серьезной проблемы, связанной не только с будущим наших соотечественников за рубежом, но и с негативными последствиями эмиграции для страны.

♦ ♦ ♦

РЕДАКЦИОННЫЙ

СОВЕТ:

Т. Г. Пархалина - главный

Бюллетень публикуется ИНИОН РАН при поддержке Информационного Бюро НАТО при Посольстве Бельгии с целью способствовать развитию конструктивного диалога по проблемам безопасности в евро-атлантическом регионе. Мнения авторов, высказанные на страницах бюллетеня, отражают их личную точку зрения и не обязательно совпадают с позицией ИНИОН или Информационного бюро НАТО при Посольстве Бельгии.

© ИНИОН РАН Центр по изучению проблем европейской безопасности, 2005 Бюллетень рассылается по бесплатной подписке. Заявки направлять по адресу:

117997, Москва, НахиАовский пр-т, 51|21, Fax: (095) 128-7988, Телефоны: (095) 128-9344, 128-7988 E-mail: [email protected] http:||www.inion.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.