УДК 327
К.Ю. Кролевец Омская гуманитарная академия
РЕАЛИЗАЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В данной статье рассматриваются вопросы, которые представляют достаточно скоординированную систему управления миграционными процессами в развитых странах Западной Европы. В то же время автор отмечает, что наблюдается четкая тенденция ужесточения миграционной политики большинства стран Европы: установление миграционных квот, ужесточение порядка приема в гражданство, емкая процедура регистрации и получения статуса беженца. Ключевые слова: миграция, квоты, иммигранты, мигрантофобия, трудовые потоки.
Долгое время к международной миграции относились как к временному социальному явлению, порожденному экономическими причинами, прежде всего дефицитом рабочей силы. Соответственно считалось, что ее влияние на страны-реципиенты в основном ограничивается сферами рынка труда, финансов и национального производства. При этом особо не принималось во внимание то обстоятельство, что иммигранты, въезжая в ту или иную страну, одновременно привносят в нее часть быта, традиций, культуры, наконец, проблемы своих родных стран. Кроме того, среди иммигрантов усиливалась тенденция к оседанию в принимающих государствах, что, в свою очередь, приводило к появлению все большего количества меньшинств в странах-реципиентах. Все это привело к тому, что в настоящее время многие государства, прежде отличавшиеся более или менее гомогенной этнической структурой, превратились в многонациональные и поликультурные. В результате о внешней миграции стали отзываться как о социально-политической силе, оказывающей значительное влияние на политическую и общественную ситуацию стран, активно участвующих в международном обмене населением. Таким образом, целесообразно выделить некоторые тенденции подобного влияния.
Во-первых, мигранты, давно осевшие в странах приема, все активнее участвуют в политической жизни этих стран, что ставит перед властями подлежащие решению внутриполитические и правовые проблемы, связанные с таким участием.
Во-вторых, иммигранты создают свои автономные организации (в основном это культурные и религиозные ассоциации, так как политические объединения иностранцам труднее регистрировать), которые активно сотрудничают в сфере защиты прав человека с местными политическими партиями и организациями.
В-третьих, иммигранты, отстаивая свои права, участвуют в различного рода массовых выступлениях. Так, во Франции традиционно проводятся манифестации и голодовки протеста против дискриминации и расизма. Широко используемым средством борьбы иностранцев в Германии и Швейцарии стали забастовки, сопровождающиеся захватом предприятий, столкновениями с полицией.
В-четвертых, иммиграция является благодатной почвой для расистских настроений, что дестабилизирует социально-политическую обстановку в странах-реципиентах.
В-пятых, иммиграция влияет на деятельность политических партий стран-реципиентов.
В развитых странах сложилась достаточно скоординированная система управления миграционными процессами. В то же время наблюдается четкая тенденция ужесточения миграционной политики большинства стран Европы: установление миграционных квот, ужесточение порядка приема в гражданство, емкая процедура регистрации и получения статуса беженца.
При этом в межнациональных отношениях ксенофобия и мигрантофобия, проявляющиеся в виде экстремистских действий, приобрели мировой масштаб. Подобные инциденты имеют место не только в России, но и в Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и других странах. В этом контексте нельзя не отметить и тенденцию развития международного терроризма, попыток проникновения на территорию стран под видом беженцев лиц с криминальным прошлым. Данная проблема требует урегулирования на всех уровнях общественной жизни, в том числе и в сфере миграционной политики [11].
Франция - одна из первых европейских стран, столкнувшихся с потребностью в иммигрантах и, как следствие, с вопросами миграции. Как утверждает большинство исследователей, за всю историю иммиграции в Европу эта страна приняла на своей территории наибольшее количество иностранцев. Стоит отметить, что иммигранты стали прибывать во Францию еще с середины XIX в., в период ее бурного индустриального развития. Существовали две основных причины привлечения иностранцев на свою территорию: растущий спрос на рабочую силу и кризисная демографическая ситуация. После Второй мировой войны миграционные потоки во Францию только увеличились, причем они исходили как из европейских государств, так и из бывших французских колониальных владений. Позже стало появляться все больше политических иммигрантов и беженцев из разных неблагополучных районов планеты.
Сегодня во Францию продолжают поступать потоки иммигрантов, руководствующихся совершенно разными мотивами при переезде из родного государства, причем большинство составляют выходцы из африканских стран. Зачастую это все же поиск наиболее благоприятных условий для жизни и работы, воссоединение с семьями, получение образования, поиск убежища и др. [4].
Германия стала нуждаться в притоке иммигрантов во второй половине XX в. в связи с демографическими проблемами и, как следствие, нехваткой рабочей силы для развития промышленности и других отраслей экономики.
В Германии обнародованы результаты криминологического исследования молодежи страны. Выяснилось, что наибольшей склонностью к насилию и преступлениям отличается верующая мусульманская молодежь из числа мигрантов первой волны [5].
Член правления немецкого Бундесбанка (ЦБ ФРГ) Тило Саррацин в своей книге «Германия самоликвидируется» пишет о неготовности мигрантов, преимущественно мусульман, интегрироваться в немецкое общество и рассматривает проблему миграции мусульманского населения в Германию как угрозу стране [2].
Результаты исследования говорят о большем, чем просто «связывание иммигрантов с проблемами безопасности или безработицы, ислам связывают с угрозой идентичности», -говорит сотрудник Французского института изучения общественного мнения (IFOP) Жером Фурке (Jerome Fourquet) [8].
Скорее, в немецкое общество пришло понимание того, что в Германии сложилось устойчивое этнокультурное меньшинство, которое не исчезнет, не ассимилируется, а, наоборот, может вырасти, потеснив собственно немцев. Рано или поздно нечто, подобное заявлению А. Меркель, должно было прозвучать. Слишком долго в Германии старались замалчивать существующую проблему. Люди видели, что число эмигрантов, которые не собираются ни ассимилироваться, ни усваивать немецкую культуру, ни даже учить язык страны проживания, растет. Люди видели, что во многих районах немецких городов немцы уже стали меньшинством.
Стоит отметить, что страх потери европейской идентичности и некоторое недоверие к эмигрантам с Востока - это не чисто германское явление. Сейчас во всей Европе наблюдается рост популярности правых антиэмигрантских партий [1].
Все-таки в Германии и Франции ситуации с эмигрантами отличаются. Немцы изначально более склонны поддерживать «своих», здесь эмигрантам труднее почувствовать себя
частью немецкого общества. Это, кстати, касается не только эмигрантов из мусульманских стран, просто последние в наибольшей степени отличаются от других эмигрантов [1].
Отношение к иммигрантам-мусульманам оказалось негативным в обеих странах, несмотря на большие различия в характере иммиграции. Несколько лет назад споры об иммиграции в основном касались безопасности и занятости. Теперь же французы и немцы поднимают вопросы национального самосознания и угрозы, которую представляет ислам для европейской цивилизации [9].
В Европе идет процесс выборочной миграции, происходит высылка тех, кто не готов жить по европейским законам [10].
Например, летом 2010 г. власти Франции, не справившись с всплеском преступности среди нелегалов, стали высылать незаконно пребывающих в стране граждан Восточной Европы. Согласно законам ЕС, перемещения по объединенной Европе не ограничены, границы прозрачны. Однако прибывающий в страну гражданин соседнего государства должен иметь достаточно средств или законный доход. Цыгане же демонстративно отказывались от трудоустройства, занимались воровством и попрошайничеством на улицах. Полиция с этим справиться не могла [6].
Французские власти утверждают, что незаконные цыганские поселения являются рассадником преступности. С другой стороны, проблема неработающих цыган часто осложняет ситуацию с государственным бюджетом в этих странах [12].
Всегда и во всех случаях европейские центральные органы были достаточно строги к точке зрения центральноевропейских государств. Но вот оказалось, что многие из граждан, в основном румынского происхождения, предпочитают передвигаться по территории старых членов Евросоюза и даже оставаться на этих территориях. Кстати, проблема, с которой столкнулась Франция, началась в Италии: вокруг Рима возникло большое скопление румынских граждан, - как считают итальянцы, цыганского происхождения. А потом и во Франции возникли кочевые таборы цыган - и в то же время они пытались получить причитающуюся им порцию социального обеспечения. Естественно, это стало обременять уже казну не цен-тральноевропейских, а западноевропейских государств [12].
Отметим, Франция - далеко не первая в ЕС страна, недовольная нелегальными приезжими из Румынии и Болгарии. Итальянцы были возмущены нарушением законов своей страны со стороны цыган, требовали выселять «понаехавших» - и власти их выселяли. Это было в ноябре 2007 г.
Цыганская проблема стоит не только в Румынии и Болгарии, в определенной мере она есть также в Чехии и Венгрии [7].
За цыган взялась и Финляндия. 3 сентября 2010 г. появились сообщения, что финские власти намерены принять законодательный акт, который позволит депортировать из страны в Румынию цыган-попрошаек. Глава МВД Финляндии Антти Пелтари сообщил, что число таковых выросло за два года вчетверо [7].
В последние годы в большинстве стран вопрос об иммигрантах стал пунктом предвыборных кампаний борющихся за власть партий. В некоторых западноевропейских странах многие партии во время выборов получали дополнительные голоса за счет проиммиграцион-ной или антииммиграционной настроенности.
Как видим, развитие общества во всех сферах его деятельности и миграционные процессы, в частности международная миграция населения, являются взаимоопределяющими факторами. Если в России выход из экономического кризиса примет устойчивый характер, единственным источником пополнения трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Следовательно, стратегическая миграционная политика России - это иммиграционная политика. С ситуацией, когда численность трудоспособного населения значительно сокращалась, сталкивались в послевоенные годы все развитые страны Западной Европы. Ни одна из них не смогла обойтись в этом положении собственными трудовыми ресурсами, все страны активно привлекали на работу иммигрантов. Таким образом, Россия, как и другие пережившие вто-
рой демографический переход развитые страны, тоже нуждается в привлечении мигрантов, испытывая мощный демографический напор перенаселенных соседних стран. При этом важно реально оценивать объективные границы миграционной емкости страны. В первую очередь это связано с активизацией вынужденной и незаконной миграции, захлестнувшей многие государства. Активное включение России в международные миграционные потоки вызвало разнообразные и трудно предсказуемые последствия; к числу последних следует отнести и ее превращение в евразийский центр транзитной миграции, в основном нелегальной. При этом крайне дестабилизирующе незаконная миграция воздействует на состояние безопасности и правопорядка того или иного государства. Масштабы незаконной миграции в последние годы достигли уровня, позволяющего квалифицировать ее как один из видов транснациональной организованной преступности. Опасность незаконной миграции заключается в том, что она самым активным образом способствует развитию криминальных структур. Негативные последствия нелегальной миграции для России во многом подобны последствиям, возникающим в других странах, однако характер их таков, что они выступают в качестве угроз национальной безопасности. В значительной степени это связано с той ролью, которую играет криминальная составляющая нелегальной миграции. Именно эффективное регулирование миграционных процессов позволит создать условия для решения задач по обеспечению национальной безопасности, будет способствовать устойчивому развитию экономики страны, соблюдению прав и свобод человека, а также повышению качества жизни населения Российского государства [3].
Таким образом, сегодня миграционные процессы оказывают влияние на каждую страну, а сами мигранты привносят самый широкий спектр культурных, этнических, экономических и социальных особенностей. Наша задача - обеспечить мигрантам возможность осуществить их собственные стремления и внести вклад в развитие как тех стран, в которые они приехали, так и тех стран, которые они покинули. Этот прогресс может быть гарантирован политикой и законами, которые способствуют взаимопониманию и уважению прав человека. Комплексная миграционная политика может смягчить последствия сокращения трудовых ресурсов. Перед лицом технологических изменений, стареющей рабочей силы и снижения численности населения требуется хорошо продуманная политика в отношении трудовой миграции.
Библиографический список
1. Москвин, Олег. В Германии долго замалчивали проблему. Политолог Александр Рар считает, что среди немцев нарастает страх оказаться однажды меньшинством в собственной стране. 18 октября 2010, 22:15 / Олег Москвин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vz.ru/, свободный.
2. Коллегу Меркель критикуют за призыв остановить иммиграцию мусульман [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rian.ru/11.10.2010, свободный.
3. Мамедбекова, М.О. Влияние миграционных процессов на развитие современного общества / М.О. Мамедбекова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2009. - № 3 (20) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ncstu.m,свободный.
4. Материал из Википедии : Иммиграция населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
5. Мусульманскую молодежь в Германии признали агрессивной. 6 июня 2010 г. Stern (Германия) [Электронный ресурс] / InterRight/DPA. - Режим доступа: http://www.inright.ru/news/topic_18, свободный.
6. Новикова, Е. Из жизни Евросоюза. Франция. На историческую родину. «Expert Online» [Электронный ресурс] / Е. Новикова. - Режим доступа: http://www.expert.ru.
7. Новикова, Е. Правовой удар по имиджу. «Expert Online» [Электронный ресурс] / Е. Новикова. - Режим доступа:- http://www.expert.ru, 30.09. 2010, свободный.
8. Французы и немцы видят в мусульманах угрозу своей идентичности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam.com.ua/index.php, http://islam.com.ua/news, 05.01.2011.
9. Брайант, Лиза. Французы и немцы считают, что мусульмане плохо интегрируются в общество. 6 января 2011, Париж [Электронный ресурс] / Лиза Брайант / - Режим доступа: http://www.voanews.com/russian, свободный.
10. Чекмарева, Е. Главные противники ношения хиджаба - сами мусульмане [Электронный ресурс] / Е. Чекмарева, Б. Долгов. - Режим доступа: Шр:/^1оп.ги/,26.03.10, свободный.
11. Шагланов, А.Н. Миграция населения и межэтнические конфликты / А.Н. Шагланов // Права и свободы человека: теория, история и практика (к 20-летию отмены статьи 6 Конституции СССР) : материалы Все-росс. науч. конф. (Омск, 25-26 марта 2010 г.) / отв. ред. С.А. Величко. - Омск : Омский юридический институт, 2010. - С. 96-97.
12. Шарый, А. О цыганах в Европе [Электронный ресурс] / А. Шарый, Е. Фиштейн. - Режим доступа: http://www.svobodanews.ru/20.08.2010, свободный.
© Кролевец К.Ю., 2012
Автор статьи - Кролевец Кирилл Юрьевич, аспирант, Омская гуманитарная академия. Рецензент - О.В. Волох, доктор политических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.